Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако ка­кую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной (рис. 13.3). При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках пись­менная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддержи­ваемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя про­стейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологи­ческом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует разверну­того выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой це­лую фразу.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологиче­ской речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Моноло­гическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им инфор­мация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за ауди­торией.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пас­сивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говоря­щего или слушающего человека. Активная форма речи - это речь говорящего че­ловека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внеш­не это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновре­менно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает го­ворить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени раз­вития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хо­рошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологи­ческие различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слу­шающими. В письменной речи дело обстоит иначе - как пишущий, так и читаю­щий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, ко­гда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче пони­мать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыс­лей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами.

Следует отметить, что существует еще один вид речи - кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции:

обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-вырази­тельных элементов речи - жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жес­тами, что придает ей дополнительную выразительность.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внут­ренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это сложное явление, которое обес­печивает взаимосвязь речи и мышления.

«Слово — основа мира, всего живущего»
(Н. Гарин-Михайловский).

Речь – главное приобретение человечества, основное средство человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения, т.е. обобщение ряда схожих предметов или явлений в одном символе.

Исследования зоопсихологов показали, что животные, общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния, намерения, требования. Главная же особенность человеческой речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их свойствах и отношениях. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Как психический познавательный процесс речь дает возможность человеку:

— взаимодействовать с другими людьми, что необходимо ему для ориентации в проблемах повседневной жизни;
— получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна для ощущения (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики);
— изучать историю жизни на планете;
— обогащать свои знания опытом предыдущих поколений;
— обмениваться информацией с другими людьми.

Что исторически первично — речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Должна ли психология заниматься языком или может ограничить свои исследования речью? Иногда вопрос ставится даже так: а не представляют ли речь и язык одно и то же?

Речь — процесс общения, язык — средство общения. Речь – это процесс материализации мысли.

Речь – это процесс общения людей посредством языка; система звуковых сигналов и письменных знаков для передачи информации. Она «озвучивает, «оживляет» языковые символы.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.

Выделяют следующие признаки языка:
— исторически сложившееся средство общения;
— система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл;
— развивается относительно независимо от человека, по законам лингвистики;
— отражает менталитет конкретного народа, его социальные установки и мифологию.

Важнейшая «обязанность» языка — установление за каждым словом конкретной смысловой нагрузки — значения. Значение слова есть то, о чем думает человек, услышав или увидев изображенное письменно в виде знаков — символов. Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Например, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.

Человеческий язык имеет сложную структуру, включающую в себя лексику, грамматику и синтаксис. Лексика — это слова с их значениями; грамматика — система различных форм слов; синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Освоение речи ребенком осуществляется без знания языка. А вот язык без речи существовать может: например, китайские иероглифы не вызывают речи у человека, не владеющего ими, но они реально существуют и находят применение в коммуникативной практике людей.

Традиционно выделяют 3 функции:

1. Коммуникативная функция заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо или к кому-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека и выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми (или письменную речь).

Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства. Человек говорит прежде всего для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, чувства и сознание других людей посредством речи.

2. Функция обозначения (сигнификативная) — состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. Эта функция свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Таким образом, взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь.

3. Функция обобщения — связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков. Эта функция непосредственно связана с мышлением.

Ирина Базан

Литература: Ю.В. Щербатых «Общая психология» Р.С. Немов «Психология», кн.1 В.М. Козубовский «Общая психология» С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»

Науменко Ольга Владимировна - преподаватель, Черноморский государственный университет имени Петра Могилы, г. Николаев, Украина

В начале XX века возрос интерес к гендерным аспектам. Многие учёные-лингвисты отмечали необходимость изучать речь людей разных возрастов и слоёв общества. Г. Пауль отмечал, что «на свете столько же отдельных языков, сколько и индивидов» . На базе так называемых «примитивных языков» стал накапливаться опыт изучения расхождений между мужскими и женскими вариантами языка, позже он стал перемещаться на «цивилизованные» европейские языки: английский, французский, немецкий. И уже в конце XX века окончательно сформировалось отдельное направление социолингвистических исследований - гендерная лингвистика, рассматривающая все виды языкового и речевого варьирования, которые обусловлены полом носителей языка. В настоящее время термин «гендерный» достаточно широко используется в лингвистике .

Что касается возрастных характеристик речи, то сегодня их только начинают изучать. Работ по этой теме мало, и это преимущественно описания конкретных экспериментов. Теоретических или обзорных работ почти нет, поскольку неясны многие вопросы методики исследования.

Исследования возможного воздействия возраста на способность коммуникации исключительно сложны, поскольку эти воздействия, когда они есть, обычно трудно различимы и бóльшая часть результатов подвергается воздействию со стороны индивидуальных характеристик испытуемого: его развитости, уровня образования, биографии, мотивации, состояния органов чувств, умственного состояния и самочувствия. Мало кто из исследователей смог удержать под контролем все эти переменные так, чтобы результаты были убедительны. Таким образом, подобные исследования проводить достаточно сложно, прежде всего, потому, что не всегда ясно, что именно мы измеряем - языковые способности или индивидуальные медико-психологические особенности.

Целью данной статьи является систематизирование и расширение представлений о гендерных и возрастных особенностях произношения, а также выделение факторов, которые на него влияют. Исследование проведено на материале английского и русского языков. В качестве примеров были использованы колоронимы обоих языков, лексемы с денотативным значением цвета.

Фундаментальной работой в области гендерных различий считается книга американской исследовательницы Р. Лакофф «Язык и место женщины» («Language and Woman’s Place») . Р. Лакофф выделяет основные отличия женского варианта языка от мужского на лексическом, грамматическом и синтаксическом уровнях. Более поздние исследования не всегда подтверждают её наблюдения. Отмечается, что во многих случаях мы имеем дело не с реальностью, а со стереотипом . Это означает, что культурные нормы, запечатленные в сознании членов социума, могут не совпадать с реальной практикой. Но не так важно, существуют ли на самом деле в конкретном обществе такие различия речи мужчин и женщин; существеннее то, что в этом обществе существует убеждение, что женщины и мужчины говорят по-разному. Например, носители русского языка, возможно, скажут, что женщины говорят больше и быстрее мужчин, - но это не обязательно будет подтверждено статистически .

П. Традгил показывает, какие варианты произношения выбирают мужчины и женщины в англоязычных странах по параметру «престижность/непрестижность» . В среднем есть устойчивая тенденция к тому, что женщины выбирают более престижный вариант произношения. Очевидно, это также связано со стереотипами женского и мужского речевого поведения, существующими в данной культуре.

Мнение, что произношение женщин тяготеет к более «правильному», стандартному, можно проиллюстрировать следующими примерами.

Мужчины и женщины по-разному произносят буквосочетание -ing в конечной позиции. Оно не является широко используемым среди цветообозначений, но встречается в некоторых оттенках. Например, spring green, spring bud, illuminating emerald, British racing green - оттенки зеленого, sanding black - оттенок черного и т.д. Женщины произносят его как [ŋ], мужчины как [n]. Поэтому женское произношение колоронима spring green можно затранскрибировать следующим образом ["spriŋˏgri: n], а мужскоё - ["sprinˏgri: n].

Также мужчины и женщины по-разному произносят звук [ h ], находящийся в начальной позиции. Его можно встретить в таких колоронимах: hazel – « ореховый», «красновато-коричневый», «светло-коричневый»; harlequin - «зеленовато-желтый»; heliotrope - «светло-лиловый»; honeydew - «бледно-зеленый»; Harvard crimson - «малиновый», «темно-красный» и др. Так, цветообозначение hazel женщина произнесёт как ["heiz (ə) l], а мужчина - как ["eiz (ə) l]. Этот пример еще раз доказывает точку зрения, высказанную выше: речь женщин более приближена к стандартной, чем речь мужчин того же социального статуса, возраста и т.д.

Женщина стремится говорить правильнее, так как она оказывает большое влияние на воспитание детей, поэтому она отдаёт предпочтение той форме языка, которая её детям принесёт успех в жизни. Особенно сказывается статус женщины на воспитании девочек. Утверждают, что в присутствии взрослых, в возрасте от 6 до 10 лет, девочки стараются говорить правильнее, чем среди своих ровесников. Похожая тенденция отмечается и у мальчиков, но в меньшей степени .

Интересное исследование было проведено с 26 детьми (14 мальчиками и 12 девочками) в возрасте от 4 до 14 лет. Каждый ребёнок должен был повторить предложение «I thought I saw a big blue meanie outside» , прочитать отрывок из детской книжки и повторить 3 гласных звука [ɒ], [ɪ], [ʋ]. В результате, исследователи безошибочно определили пол ребёнка по их голосам: у мальчиков был выше основной тон, а форманта ниже, чем у девочек .

Мнение об эмоциональности женщин, у которых высокие голоса, быстрый темп речи и широкий диапазон, также относится к области стереотипов. Очень показательным и противоречивым оказалось исследование в отношении особенностей темпа речи женщин. В нём рассматривалась зависимость темпа речи от интеллекта. В результате, более образованные женщины делают меньше пауз и произносят бóльшие отрезки речи, чем менее образованные. В то же время, по этому показателю обе группы женщин превзошли мужчин с высоким интеллектуальным уровнем. Авторы отмечают, что женщины тратят меньше времени на обдумывание, планирование речи, но не делают никаких выводов об их речевой компетентности.

Общая длительность пауз у мужчин оказывалась больше, чем у женщин, в результате чего текст прочитывается ими медленнее, хотя длина синтагм у мужчин несколько длиннее, и в одинаковых текстах число синтагм и пауз уменьшается .

Для речи мужчин характерен отрывистый, «рявкающий» тембр, а для женщин - «щебечущий». В русском языке сохранились реликты женского произношения - «сладкогласие» - произнесение звука [й] вместо [р]:
красный - [крáсныj], [кjáсный] .

Что касается английского языка, в нём типично мужским качеством является хриплость, а женским - придыхательность.

Спектральный анализ показывает, что мужские голоса в среднем на 18% ниже, чем женские, но данные варьируются в зависимости от гласных - их типа, ряда и подъёма . Наличие высокого тона у женщин связано с физиологическими особенностями, но некоторые ученые обращают внимание на то, что женская «застенчивость» и «эмоциональная нестабильность» также играют не последнюю роль .

Анализ функционирования различных языков указывает на то, что женщины в своей речевой практике, как правило, более консервативны, чем мужчины: обычно все инновации попадают в язык через мужскую речь. Как следствие, женские формы по происхождению обычно более старые, чем мужские: языковые изменения происходят прежде всего в речи мужчин .

Для любого носителя языка очевидно, что пожилые люди говорят иначе, чем молодые. Язык старшего поколения более консервативен, в речи пожилых людей больше слов, выходящих из употребления. Грамматические и лексические инновации свойственны детям и молодёжи, стандарт - людям среднего возраста.

Исследования, посвящённые акустическим признакам голоса пожилых говорящих, показывают, что «старый голос» легко отличается от «молодого». Голос человека старше 65 отличается от голоса человека младше 35 не только по манере произношения, например, гласных, но и по особым дополнительным шумам, которые возникают из-за возрастных нарушений работы речевого аппарата. Возрастные нарушения наблюдаются даже у абсолютно здоровых людей. Эксперименты, которые это доказывают, опираются на норму, установленную по речи среднего поколения. Этот подход в литературе называют «дефицитным»: он заведомо предполагает, что упадок и разрушение речи в пожилом возрасте - норма; однако это следствие самого исходного теоретического постулата, а не экспериментов .

Ещё одна распространённая модель описания особенностей речи пожилых - это «второе детство». Согласно этому подходу, речь пожилых чем дальше, тем больше сближается с детской речью .

Речь наиболее подвержена социальному варьированию, фонетика очень показательна именно в социолингвистических исследованиях. Результаты большого количества исследований и экспериментов ведущих лингвистов подтверждают, что принадлежность человека к какой-либо социальной группе, его социальная роль во многом определяют его произношение и поведение в обществе, подчёркивают необходимость учитывать гендерный и возрастной факторы. В области конкретных фонетических переменных различия настолько незначительны, что часто бывают вызваны стереотипными представлениями. Отмечаются лишь биологически обусловленные дифференциации по высоте и тембру, кроме того женщины склонны использовать наиболее передовые, современные, престижные формы в своей речи. Если говорить о социальной роли, которая приписывается женщине, то она может выявиться только в речи, в процессе общения.

Контакты между полами являются постоянными и интенсивными, серьезные языковые различия, действительно, не могут долго удерживаться, но некоторые учёные всё же считают, что в нашем обществе мужчины и женщины сохраняют языковые и речевые особенности, которые могут вызвать определенные трудности в осуществлении коммуникации. В некоторых слоях общества различия в мужской и женской речи столь заметны, что вполне можно говорить о двух отдельных языках.

Как бы то ни было, женщина говорит иначе, чем мужчина, и слушающий умеет отличать речь женщин от речи мужчин не только по тембру голоса. Это становится особенно заметно, когда правила нарушаются. Вспомните персонажей комедийных фильмов - мужчин, говорящих «по-женски», и наоборот.

Список литературы

1. Вахтин Н. Б, Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка . - Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная академия», Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2004.-336 с.

2. Мушникова Е.А. Гендерный аспект и вариативность звуковых единиц // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика».-2014. - № 2. - С.32‒37.

3. Пауль Г. Принципы истории языка. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1960.-500 с.

4. Curry D. More Dialogs for Everyday Use. Short Situational Dialogs for Students of English as a Foreign Language (for individual or classroom use). - Washington, DC 20547, 1999.-36 p.

5. Lakoff R. Language and Woman’s Place. - N.‒Y.: Harper and Row, 1975.-80 p.

6. Qi Pan. On the Features of Female Language in English // Theory and Practice in Language Studies.- 2011 . - Vol.1 . - No.8. - P. 1015‒1018.

7. Trudgill P. Sociolinguistics: An Introduction to Language and Society. - Harmondsworth: Penguin Books, 1995. - P.62‒83.

В зависимости от различных условий, количества собеседников, аудитории, ситуации и других факторов выделяют несколько видов речи. Все они, разумеется, имеют определенное сходство.

Существует несколько форм речи, каждая из которых относится либо к устной, либо к письменной.

Классификация форм речи

Устная или в русском языке является звуковой. Знаки на письме выражают не только непосредственное значение, но и передают звуковой состав слов. Для неиероглифических языков письмо - это лишь своеобразное изложение устной речи.

Подобно музыканту, который воспроизводит мелодию, пользуясь нотами, говорящий преобразовывает письменную речь в устную. Любой чтец текста произносит почти один и тот же звуковой ряд.

Письменное и устное вещание выполняют разные функции. К устной речи зачастую относится разговор или беседа, также сюда входят выступления на публике, лекции, интервью. Письменная имеет более официальный, деловой или научный характер.

Разговорная устная речь обладает ситуативным характером. Некоторые собеседники понимают друг друга с полуслова. Письменный же текст требует содержательности, логически выстроенного изложения. Текст составляют строго по плану, придерживаясь всех языковых законов. В то время как устная разговорная речь течет сама собой, и собеседники имеют возможность направлять ее в нужное русло.

Классификация видов речи зависит от нескольких факторов, таких как сфера деятельности, способ выражения, носитель и количество собеседников.

Диалог

Особенности речи в данном случае заключаются в том, что говорящих людей двое, если больше, то это явление называется полилог. Главное, что все реплики объединены одной темой и идеей. Диалог - это способ обмена мнениями. Каждая реплика вытекает из предыдущей и является ее логическим продолжением. Характер диалога зависит от кодекса взаимоотношений коммуникантов. Существует три основных типа такого взаимодействия: зависимость, равенство и сотрудничество.

Каждому диалогу свойственна своя структура:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

С теоретической точки зрения диалоги безграничны, поскольку их последняя часть всегда остается открытой, однако на практике любой диалог имеет конец.

Выступая в роли первичной формы коммуникации, он представляет собой спонтанную речь. Даже в подготовке научной дискуссии оратор не может продумать каждую реплику, потому что реакция слушателей не всегда очевидна.

Для того чтобы диалог состоялся, необходима информационная база его участников, а также незначительный разрыв в знаниях говорящих. Неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности речи.

В зависимости от целей, задач, роли собеседников выделяют такие типы диалога:

  • бытовой;
  • интервью;
  • деловая беседа и др.

Монолог

Этим термином называют развернутое высказывание только одного человека. Монолог представляет собой целенаправленное сообщение, которое нужно донести до группы лиц. Это еще и сознательное обращение к слушателям или читателям, в зависимости от формы подачи.

Встречаются также монологи, которые не направлены на определенного человека, а происходят наедине с самим собой. В таком случае они не вызывают никакой ответной реакции.

Распространены такие виды книжного монолога:

  • художественная речь;
  • судебная;
  • научная.

Монологи могут быть неподготовленными и заранее продуманными.

Публичное выступление одного человека - это речь. Классификация речи в этом случае выглядит так:

  1. Информационная. Монолог служит инструментом для передачи знаний. В таком случае говорящим учитываются интеллектуальные возможности его слушателей. К этому типу относятся лекции, доклады, отчеты, сообщения.
  2. Убеждающая. Речь, которая обращена к эмоциям. В данном случае выступающий учитывает восприимчивость своей аудитории. Сюда относятся поздравления, напутствия и другие торжественные речи.
  3. Побуждающая. Выступление, которое направлено на то, чтобы побудить слушателей к действиям. Сюда относятся политические высказывания, призывы или протесты.

Самым распространенным видом публичного выступления является монологическая речь. Классификация речи по степени подготовленности выглядит так:

  • официальная;
  • неофициальная.

Монолог с точки зрения психологии несколько сложнее диалога, особенно для говорящего. Чтобы выступление было ясным, понятным и нескучным, существует ряд требований:

  • связное изложение мыслей;
  • последовательная и доходчивая речь;
  • соблюдение норм языка;
  • ориентировка на интеллектуальные и другие особенности аудитории;
  • необходимость учитывать психическое состояние слушателей;
  • полный контроль над собой.

Письменная речь

Главное отличие письменной речи от устной - носитель. В первом случае это лист бумаги, компьютер, во втором - воздушные волны, по которым идет звук. Однако психологическая составляющая разнится гораздо значительнее.

Устная речь представляет собой цепочку, в которой одно слово следует строго за предыдущим. Здесь есть особенность: когда звучит следующая мысль, то, что было сказано ранее, уже забывается и говорящим и слушающим. В письменной же речи читатель может в любой момент вернуться назад и даже заглянуть в будущие строки сообщения. Единственным исключением здесь выступает материал, который дается частями (книга, состоящая из нескольких томов, или колонка в газете, где одна статья следует из предыдущей).

Данная особенность предоставляет определенные преимущества письменной речи перед устной. Кроме того, визуализация текста помогает усвоить материал полностью, останавливаясь и разбираясь в каждом его абзаце.

Для пишущего тоже есть свои плюсы. В любой момент автор может отредактировать и откорректировать свой материал, придать ему четкую структуру, не переживая об утрате важной информации. У него есть возможность добавить эстетики своему тексту, перечитать его и подумать о том, как данная работа повлияет на читателя, какое впечатление на него произведет. В то время как оратор, выступающий с трибуны, не может быть уверен, что 100 % информации будет усвоено аудиторией.

Но, с другой стороны, письменная речь человека - это более сложный процесс, требующий специального грамотного подхода. Еще одна сложность заключается в том, что единственным на письме являются знаки препинания, в то время как в устном варианте это интонации, жесты, мимика, артикуляция.

Основные примеры речей на письме - это книги, герои в которых общаются посредством диалогов/полилогов, а также содержательных монологов.

Разговорная речь

Основной исходный вид устной речи - это та, которая протекает в форме разговора, беседы. Имена она называется разговорной. В психологическом плане это наиболее простая форма речи. Она не нуждается в развернутом изложении, зачастую собеседник в процессе понимает своего оппонента. В разговорной речи важную роль играет контекст. Поскольку благодаря ему беседующие могут заменять слова, сокращая произносимые фразы.

Этот тип речи допускает употребление нелитературного языка. Здесь часто встречаются жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы, диалекты и даже нецензурная брань.

Активная речь

В зависимости от роли слушателя может быть выделена активная и пассивная речь. Классификация речи в данном случае зависит от того, как ведет себя оппонент выступающего.

Тот, кто слушает, также прикладывает усилия, чтобы понять то, что ему говорят и какую мысль пытаются донести до него. Интересный факт: когда человек слушает, он дополнительно прокручивает все услышанное в голове. Благодаря этому сказанные слова циркулируют в сознании. Внешне это никак не проявляется. Причем слушатель может быть как активным, так и абсолютно равнодушным. На основании чего и проводится упомянутая классификация видов речи, выделяются ее активная и пассивная формы.

Активная речь бывает весьма спонтанной, она идет изнутри. В этом случае человек произносит вслух то, что ему приходит в голову.

Пассивная речь

Пассивная речь - это форма, при которой слушатель повторяет слова за своим собеседником, обычно внутри себя. Но бывают случаи, когда это повторение вырывается наружу, и человек следует своему активному оппоненту. Особенности речи в этом случае заключаются в том, что рассказчик весьма удачно справляется со своей миссией, производя впечатление на аудиторию.

Кинетическая речь

Речь посредством движений у людей сохранилась с давних времен. Изначально это был чуть ли не единственный способ общения и передачи важной информации. С тех пор многое изменилось. Теперь кинетический вид речи используют для усиления эффекта. Жесты придают общению выразительность, настраивают слушателей на нужный лад.

Но в наши дни все же сохранилась группа людей, которые используют кинетическую речь в качестве основного средства общения. Это которым язык жестов необходим для жизнедеятельности. Стоит отметить, что со времен древнего человека кинетическая речь преобразовалась, модернизировалась и обогатилась.

Внешняя речь

Данная разновидность напрямую связана с процессом коммуникации. Не важно, участвует ли выступающий в полилоге или диалоге, или же он произносит монолог, все это является проявлением внешней речи. Другими словами, основная ее особенность - это слова, которые произносятся вслух. Роль речи в данном случае заключается в том, чтобы давать информационный посыл одному человеку или группе лиц.

Внутренняя речь

Внутренняя речь - это стержень мышления человека, его сознательной деятельности. Другими словами, это речь человека, которую, кроме него, никто не слышит. Иногда во время данного процесса наружу вырываются различные междометия или другие возгласы. Можно определить, что человек чем-то озадачен и внутри него ведется красноречивый диалог (монолог).

Примеры речей этого типа встречаются часто. Многие люди ведут внутренние диалоги, убеждая себя в чем-то, доказывая что-либо самому себе или просто поощряя за те или иные поступки.

Прямая речь

Практически любой грамотный разговор предполагает отсылки к первоисточникам мыслей. Так, чтобы доказать свою правоту, говорящий опирается на мнения великих людей, профессионалов в какой-либо области или любых других авторитетов. Чтобы подтвердить подлинность упомянутых слов, нередко используют цитаты или прямую речь.

Любая научная работа, выступление перед публикой, лекция, интервью и т. п. нуждается в цитировании авторитетных источников. Прямая речь - это наилучший способ включить в текст такие источники.

В устной речи границы цитаты обозначаются специальными словами и подчеркиваются интонацией, в письменной для этого существуют знаки препинания.

Стили речи

Стилем называют исторически сложившуюся систему языковых средств, а также способов их организации. Каждой сфере деятельности человека соответствует определенный стиль речи.

Все они характеризируются следующими факторами:


Самое распространенное средство коммуникации - это речь. Классификация речи может быть проведена также по стилям. Она делится на книжную и разговорную. В свою очередь, книжная речь подразделяется еще на четыре распространенных типа: художественный, научный, официально-деловой и публицистический. Любой из этих стилей - грамматическая речь, которая принадлежит к той или иной сфере деятельности.

К художественному относятся литературные произведения, которые богаты эпитетами, метафорами и другими выразительными средствами.

К отношение имеют статьи и материалы, публикующиеся на страницах периодических изданий. Здесь имеет место аналитический характер речи.

Подразумевают статьи, аннотации, трактаты, рефераты, учебники, диссертации.

Официально-деловой является основой документации в каждой сфере деятельности. К нему относятся заявления, отчеты, рапорта, объяснительные записки, расписки и др.

Классификация стилей речи в каждом языке выглядит одинаково. Отличаются только некоторые особенности, которые в каждом народе складываются благодаря богатой истории и традициям.

Введение

Критерии оценки эффективности того или иного акта коммуникации продолжают оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного русского языка, ибо вне анализа речевых произведений, строящегося на четких постоянных критериях, нельзя добиться более высокого уровня владения речью.

Среди различных подходов к оценке речи (и ее эффективности в частности) наиболее продуктивным представляется подход с позиций анализа степени соответствия речи условиям общения и коммуникативным задачам речевых партнеров, то есть с позиций коммуникативной целесообразности. Именно такой подход может осуществляться при оценке речи с позиций коммуникативных качеств речи (термин Б.Н. Головина, введенный им в 1976 г. в работе «Основы культуры речи»). По определению ученого, «коммуникативные качества речи -- это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи». Б.Н. Головин по-новому рассмотрел каждое из известных ранее достоинств речи и систематизировал их, проследив зависимость речи от неречевых структур по каждому из аспектов.

Коммуникативная ситуация и ее составляющие оказались тем самым тесно связанными с коммуникативными качествами речи. Коммуникативные качества речи охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. Основные коммуникативные качества речи - уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность и правильность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в различных соотношениях с другими свойствами речи.

Таким образом, цель данной работы - объяснить, что же представляет собой речь; рассмотреть основные коммуникативные качества речи.

Речь и ее особенности

Слово «речь» обозначает специфическую человеческую деятельность, поэтому для характеристики обеих ее сторон это слово в лингвистике употребляется в двух основных значениях: речью называется и сам процесс говорения (в устной форме) или письма (в письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности.

Язык и речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку речь - это язык в действии, и что для достижения высокой культуры речи язык и речь необходимо различать.

Чем же речь отличается от языка?

Прежде всего тем, что язык - это система знаков, а речь - это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности. И хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие, которое по различным основаниям определяет и другие.

Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего - коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка преднамеренна и ориентирована на определенную цель.

Речь прежде всего материальна - в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (иногда отличных от данного языка, например, в другой графической системе (латинице, кириллице, иероглифическом письме) или с помощью значков, формул, рисунков и пр.). Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно, она всегда конкретна и неповторима , потому что, даже если она воспроизводится с помощью тех или иных записей, меняются обстоятельства и получается то же самое, про что обычно говорят: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». При этом теоретически речь может длиться бесконечно долго (с перерывами и без них). По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить, и до тех пор, когда скажем последнее слово, - одна большая речь, в которой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (устная или письменная) и пр., но продолжаем говорить (или писать). И с нашим последним словом речь (только уже письменная или не наша устная) будет продолжаться. В этом плане речь развертывается линейно , т.е. мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности. Процесс устной речи характеризуется те, что речь протекает в определенном (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п.

Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т.д. То есть материальность речи можно иллюстрировать разными примерами. Язык же в отличие от речи, как считается, идеален, т.е. он существует вне речи как целое только в сознании говорящих на этом языке или изучающих этот язык, а также как части этого целого - в различных словарях или справочниках.

Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека - говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна , потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа.

Кроме того, речь всегда индивидуальна , поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящие. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями. В речи возможны ситуации, в которых слова и даже отдельные предложения получают совсем другой смысл, чем в языке, например, с помощью интонации. Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность.

Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д.

Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего в речи как процессу использования языка, поэтому, хотя и с натяжкой, являются основаниями для их противопоставления, поскольку в этом плане создание речи как процесс протекает во многом поэтапно и частично совпадает с границами самой большой единицы языка: с границами предложения. Если же говорить о речи как результате этого процесса, т.е. как о тексте. То описание речи на этом уровне в принципе не может иметь общих критериев с языком, поскольку они к языку совершенно не применимы.

Речь бывает внешней (произнесенной или написанной) и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других) Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания.

Речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например, письмо, выступление, доклад и т.д.

Речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным стилем: научным. Официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным.

Речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно / частично истинно / ложно).

К речи-тексту применимы эстетические (красиво / некрасиво / безобразно) и этические оценки (хорошо / плохо) и т.д.

Таким образом мы видим, что все функции языка реализуются в речи. И язык оказывается главным, но не единственным средством ее создания. Речь всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида, поэтому и подходить к анализу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку.