Василий Александрович Сухомлинский - украинский педагог, публицист, писатель, поэт. Родился в бедной крестьянской семье. Учился в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе.
17-летним юношей Василий Александрович начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.
Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы (1938 год).
Окончив Полтавский педагогический институт, Сухомлинский работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
В июле 1941 года добровольцем идёт на фронт. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года работал заведующим Онуфриевского районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился назад в школу. С 1948 года и до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».
С 1957 г. - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР. В 1958 г. получил звание заслуженного учителя УССР.
В 1968 г. - награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом же году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Умер 2 сентября 1970 года. За свою жизнь Василий Александрович Сухоминский написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Он стал признанным классиком педагогики 20 века.

В День учителя Арсений Замостьянов рассказывает о жизненном и творческом пути легенды отечественной педагогики – Василия Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился в Васильевке - украинском сельце, ныне приписанном к Онуфриевскому району Кировоградской области. Родился в бедной и честной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку, затем - годичные подготовительные курсы при Кременчугском пединституте. Семнадцати лет начал учительскую деятельность, а одновременно учился на филологическом факультете Полтавского педагогического института. С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен.

Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского, пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом…» - это ведь про ту, «его» битву. И окажись та рана смертельной, самому Сухомлинскому - неизвестному солдату - могли бы быть посвящены строки, от которых влажнеют глаза:

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе,
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе…

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника. Василий Александрович и сам писал стихи и не стеснялся иногда читать их своим ученикам (согласитесь, очень ответственный поступок для любого учителя). Делился он с учениками и другими своими горячими литературными впечатлениями - возможно, читал и Твардовского, «Я убит подо Ржевом». Не мог он пройти мимо этого стихотворения.

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего дня… О чём думал этот молодой учитель литературы, искренний и впечатлительный человек, на своём поле боя? Думаю, мы окажемся неподалёку от истины, если предположим, что думал он и о Льве Толстом, и об Андрее Болконском, о небе над Аустерлицем… Вспоминал давно знакомые любимые страницы, которые не раз изучал вместе со школьниками до и после войны. И, конечно, с обретением личного фронтового опыта толстовские страницы «Войны и мира» воспринимались острее. Не тогда ли мелькнула мысль Василия Александровича: может быть, учитель и должен добиваться острого восприятия литературы, чтобы школьники чувствовали себя павшими в траву Аустерлица?.. Самые трагические обстоятельства жизни становятся материалом, сырьём для профессиональных открытий педагога. Так и должно быть в творчестве: нет важнейшего урока, чем уроки жизни.

На фронте Василий Александрович был ротным политруком - из тех, кто действовал, поднимая роту в бой под лавиной огня, как в стихотворении Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!».

Такие люди, как Сухомлинский, приняли вызов. А война прошла по судьбе Василия Александровича своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

И снова вспоминается конъюнктура дня сегодняшнего, во всём отрицающего Сухомлинского. Когда сытый, холёный тусовочный журналист рассуждает по телевидению: «На войне были не только герои, там были и политруки, и особисты». Подлая ложь пошла в плоть и кровь, они автоматически её воспроизводят, даже не вдумываясь. Вспомнили бы о Сухомлинском. Вспомнили бы о том, что из десяти политруков возвращался с фронта живым лишь один. Сколько талантливых педагогов осталось на полях сражений… Герои, вечная вам слава, вечная память! А Василий Александрович вернулся.

Израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он, кавалер боевого ордена Красной Звезды, работал директором школы в Удмуртии, позже стал заведовать районным отделом образования в родной Кировоградской области. Работа предстояла не бумажная, нужно восстанавливать школы, разрушенные войной, собирать по крохам учительские коллективы. Но всё же это было дело не для Сухомлинского. Его тянуло в школу, на свою родину, в Кировоградчину. И он вернулся к творческой учительской работе. В 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, расположенной вдали от всех столиц, - и это назначение оказалось решающим в его жизни. А Павлышской школе суждено было на многие годы стать педагогической Меккой.

Вскоре в центральной печати появились первые статьи Сухомлинского, в которых Василий Александрович говорил о гуманизме, о стремлении к идеалу. Говорил, как проповедник. Как выяснилось, многие учителя тосковали именно по таким словам. Ведь только проповедник может так жить и рассуждать: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы подростки правильно понимали единство своей самостоятельности и долга перед другими людьми. Без друга-взрослого подросток не может понять ту истину, что независимость отрочества имеет свои разумные границы, а свобода немыслима без долга и ответственности. Без снисходительности и сюсюканья я говорил с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Эти беседы, по существу, были моими рассказами о людских судьбах, о тонких и противоречивых отношениях взрослых со взрослыми, взрослых с детьми. Я твёрдо убеждён, что каждый в этом бурном и нелёгком возрасте ощущает потребность в этих человековедческих беседах». Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте. Бесчисленные читательские отклики заставили Сухомлинского продолжить разговор…

Страна залечивала военные раны – а педагог рассуждал о прекрасном, он готовил детей к высокому предназначению: «В чём же дело? Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло. Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству». Казалось, они - люди конца пятидесятых - растапливали «вечный полюс», пробуждали в людях лучшее, светлое. Увы, очень скоро и идеализм Сухомлинского, казавшийся таким свежим в пятидесятые годы, оброс потугами эпигонов и стал превращаться в учительский штамп. Но Сухомлинский предвидел эту опасность - и приступил к воспитанию учителей.

Он верил: человек рождается для самосовершенствования, для честного творческого труда.

В 60-е годы В. А. Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией в ответственной роли автора фундаментальных книг о воспитании, о школе. В ответственной - потому что к голосу педагога, снискавшего всесоюзную известность и давшего основание для громких споров, прислушивались, а некоторые так и вовсе начинали «жить по Сухомлинскому». В произведениях 60-х годов, ставших завещанием педагога, он выступает скорее писателем, чем исследователем. Скорее в традициях Толстого и Достоевского, чем Ушинского… В этих книгах сильно эссеистическое начало, истинная исповедальность. Безусловно, Сухомлинский испытывал решающее влияние «яснополянского мудреца». В книге «Сердце отдаю детям» он поднимается над обыденностью, находит определения для самых сложных, тончайших явлений жизни взрослых и детей. Его становление проходило в традициях русского и европейского Просвещения со всем его романтическим рационализмом. Чего стоят одни рассуждения педагога о счастье как о цели воспитания - как внятны в этих словах идеи Руссо, голоса Ломоносова и Державина; слышны здесь и вольнолюбивые мечты декабристов: «Задача школы и родителей - дать каждому ребёнку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нём творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое ещё недавно воспринималось в те годы как словечко вредное и устаревшее. Он ввёл его в учительский обиход. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе (в особенности - о природе человека) говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало, говорил о ней трепетно, прочувствованно: «Человек - сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству».

Сухомлинскому по душе была природосообразность образования, он не терпел угнетения ради результата, не терпел гонки за повышением успеваемости: «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Для душевного равновесия характерны атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармония умственных способностей каждого ученика и спокойной обстановки целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Каким путём создать и, что особенно важно, поддерживать душевное равновесие? Опыт лучших педагогов убеждал меня, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил». Учёба не заканчивается выставленной оценкой и усвоением «пройденного». Широко известен парадокс Сухомлинского, в котором раскрывается значение творческого процесса в образовании: «Чтобы ребёнок хорошо учился, нужно… чтобы он хорошо учился». Основной стимул учения по Сухомлинскому - не оценка, не получение аттестата, но разбуженный учителем познавательный интерес!

18 мая 1967 года, когда «Этюды о коммунистическом воспитании…» только начали печататься в «Народном образовании» (начало «Этюдов…» вышло в 4-м выпуске), профессор Вологодского пединститута Б. Т. Лихачёв опубликовал в «Учительской газете» статью «Нужна борьба, а не проповедь». Полтора миллиона подписчиков «Учительской газеты», привыкших верить печатному слову, прочитали резкую критику взглядов, идей В. А. Сухомлинского. А вдруг эта статья – директивная?

Василий Александрович сокрушённо отреагировал на огульную критику. В частном письме Сухомлинский сетовал: «Один из осколков так и не смогли удалить из моего тела. Думаю, что теперь он дойдёт до моего сердца… Какая рана нанесена мне «Учительской газетой»; если бы редактор знала, в какие тяжёлые дни преподнесла она мне этот «подарок »… Этих эмоций из биографии Сухомлинского не вырвать, не выбросить.

Профессор Б. Т. Лихачёв выступил в роли неистового ревнителя советской идеологии и ринулся в бой с её противниками. Бой, в котором разговор о «душе» виделся ему неким мещанским капитулянтством: «На зло и на правду надо воспитывать не личный, а классовый взгляд». «Вместо конкретной и чёткой программы, изложенной в моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью». Суровый профессор утверждал, что «человечности вообще», то есть в отрыве от насущных задач общества, не существует.

Упрекали Сухомлинского и в христианском духе его системы: «подмена борьбы библейской проповедью», бранили за «идеи мещанского индивидуализма». Предполагалось, что после этой статьи пойдут «отклики широкой общественности, а попросту начнётся травля. Но… «Народное образование» продолжило публикацию «Этюдов…» в пяти последующих номерах 1967 года. Н. И. Целищева вспоминает, что происходило в коллективе «Учительской газеты» вскоре после публикации статьи Лихачёва: «…Никогда не забуду того весеннего партийного собрания: оно напоминало сражение на баррикадах, только к штыку тогда «приравняли перо»… Один за другим поднимались журналисты «УГ» на трибуну: Олег Битов, Владимир Ермолаев, Игорь Тарабрин, Борис Волков, Яков Пилиповский, Ирина Скляр, Алла Орлеанская - все «золотые перья» редакции горячо выступили… в защиту В.А. Сухомлинского против его шельмования. Идеологически, а скорее человечески редакция разделилась тогда словно «стенка на стенку». И… осуждающей резолюции не получилось!». Так боролись за Сухомлинского журналисты «Учительской газеты». Нашлись у Василия Александровича сторонники и в правительстве, и в ЦК КПСС.

Словом, через несколько месяцев после всей этой истории Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный вручил Василию Александровичу Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина- высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР. Истинного педагога судьба проверяла на прочность, жизнь его драматична. Лёгких путей и хамелеонского умения адаптироваться в любых ситуациях талантливым людям не обещали ни Аристотель, ни Маритен. Не ждал их и сам Сухомлинский. Но у Василия Александровича сложилась счастливая профессиональная судьба в стране, которая наилучшим образом соответствовала талантам и убеждениям педагога.

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель, он был творчески неистощим, черпая вдохновение и в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны. Глубокий анализ истории фольклора и психологии современного человека побудил Сухомлинского серьёзно отнестись к такому действенному инструменту воспитания человеческой души, как музыка: «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление, речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребёнка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребёнок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений. Музыка - воображение - фантазия - сказка - творчество - такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы». Со временем психологи разных направлений и стран пришли к аналогичным выводам. Сухомлинский был одним из первых, а потом его коллеги «конвергентно воспроизвели» (вот уж выраженьице!) педагогические открытия павлышского директора.

Мемориальная доска в посёлке Павлыш
Мемориальная доска в Полтаве
Здание университета в Николаеве
Бюст в Николаеве
Памятник в Александрии
Надгробный памятник


Сухомлинский Василий Александрович - директор Павлышской сельской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Родился 15 (28) сентября 1918 года в селе Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, ныне Онуфриевского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье - деревенского плотника. Украинец. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Василий Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года В.А. Сухомлинский – заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года и до последнего дня своей жизни он работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

Работая директором, Сухомлинский выступил продолжателем идей Антона Семёновича Макаренко. Им была создана целостная педагогическая система, основанная на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и образования. С начала 1950-х годов в школе под руководством Сухомлинского работал «Родительский университет», а для учителей вёлся «Психологический семинар».

Одним из первых в Советском Союзе Василий Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости». Он настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», и сам организовал такой специальный курс для старшеклассников. Особо важным Сухомлинский считал воспитание чувства патриотизма, гражданственности и коллективизма, приучение детей к труду, общение с родной природой.

Свои педагогические идеи Сухомлинский раскрыл в книгах «Сердце отдаю детям», «Этюды о коммунистическом воспитании», «Родительская педагогика», «Рождение гражданина» и других. Родной школе посвящена его книга «Павлышская средняя школа», куда вошли также созданные им сказки для детей. Всего им написано более тридцати книг и более пятисот статей и научных работ. В 1955 году В.А. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся Сухомлинскому Василию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1969 год), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968 год, Академии педагогических наук РСФСР с 1957 года).

Выдающийся учёный-педагог, ветеран Великой Отечественной войны, В.А. Сухомлинский скончался 2 сентября 1970 года, на следующий день после начала учебного года. Осколок металла, застрявший под сердцем, вызвал у него внезапную смерть… Похоронен на кладбище села Павлыш.

Награждён 2 орденами Ленина (06.08.1960; 01.07.1968), орденом Красной Звезды, медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (12.12.1953), «За трудовое отличие» (07.02.1952). Лауреат Государственной премии УССР (1974, посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям»). Удостоен медалей А.С. Макаренко (1965) и К.Д. Ушинского.

Имя В.А. Сухомлинского присвоено Павлышской сельской средней школе. В ней же в 1975 году создан педагогический музей Сухомлинского, установлена мемориальная доска. В одной из аудиторий Полтавского педагогического института был открыт музей Сухомлинского, а у входа в здание установлена мемориальная доска. Его последователями были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. Имя Героя в 2003 году присвоено Николаевскому национальному университету. Перед зданием университета установлен бюст В.А.Сухомлинского.

Сочинения:
Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;
Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;
Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;
Павлышская средняя школа, М. 1969;
Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;
О воспитании, 2 изд., М., 1975;
Разговор с молодым директором школы М., 1973;
Мудрая власть коллектива, М. 1975;
Избранные произведения, т. 1-5, Киев, 1979-1980;
Избранные педагогические сочинения, т. 1-3, М., 1979-1981.

Только исторический подход к творчеству выдающегося педагога позволит правильно определить его вклад в сокровищницу советской педагогики. Для начала изучим биографические данные В. А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. До революции судьба его, вероятнее всего, была бы незавидной судьбой полуграмотного батрака. Но революция распорядилась иначе. Как и все крестьянские дети, он поступил в родном селе в школу и в 1933 г. окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах для быстрорастущей школьной сети. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 году начинается долгий и славный педагогический путь В. А. Сухомлинского. Именно в 1935 году, в 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. В 1938 году он закончил Полтавский педагогический институт. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. Борисовский А.М. Сухомлинский В.А., М., 1985 год.

В 1939 году Сухомлинский вступает в ряды Коммунистической партии. Во время Великой Отечественной войны - он политрук роты в действующей армии. После тяжелого ранения в 1942 году и лечения в госпиталях он возвращается на педагогическую работу. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только его родные края были освобождены от фашистских захватчиков, Василий Александрович приезжает на Кировоградщину и в качестве заведующего районо энергично принимается за восстановление разрушенных оккупантами школ в Онуфриевском районе. С 1948 года и до конца жизни он бессменный директор Павлышской средней школы.

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и В.А. Сухомлинского не стало.

За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу “Проблемы воспитания всесторонне развитой личности” - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава. Водзинский Д.И. Жизнь и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, Минск, 1978 год. Девиз его жизни очень точно выражен в названии одной из последних книг: «Сердце отдаю детям».

Василь Олександрович Сухомлинський Портрет В. А. Сухомлинского в Павлышской школе Имя при рождении:

Василий Александрович Сухомлинский

Род деятельности: Дата рождения: Дата смерти: Награды и премии:

Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе

Вход в музей в Павлышской школе

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (28 сентября , с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии - 2 сентября , пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области , Украинская ССР) - советский педагог украинского происхождения.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (), кандидат педагогических наук (), заслуженный учитель школы Украинской ССР (), ().

Биография

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье.

До Октябрьской революции отец Василия Александровича - Александр Емельянович Сухомлинский - работал по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года . он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году . прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол.

Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год . С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. «Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер...»

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 - Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет .

Награды

Значительные произведения

  • Методика воспитания коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. - К.: Рад. шк., 1987.- 255 с.

См. также

Примечания

Ссылки

Сухомлинский, Василий Александрович на сайте «Герои страны »

  • (укр.)
  • Василь Олександрович Сухомлинський (укр.)
  • Симон Соловейчик «Всё более глубокое понимание ребёнка – это и есть воспитание его» . газета «Первое сентября» (№ 70/2000). Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 18 июля 2009.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 сентября
  • Родившиеся в 1918 году
  • Родившиеся в Херсонской губернии
  • Родившиеся в Онуфриевском районе
  • Умершие 2 сентября
  • Умершие в 1970 году
  • Умершие в Онуфриевском районе
  • Герои Социалистического Труда
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Красной Звезды
  • Педагоги СССР
  • Педагоги Украины
  • Участники Великой Отечественной войны
  • Похороненные в Онуфриевском районе

Wikimedia Foundation . 2010 .