«Токугава Иэясу» японского писателя Сохачи Ямаока – около 40 томов в книжном варианте. Да, я решил не делать тайны, к которой бы читатель пробирался сквозь дебри различных сведений и замечаний, и сразу назвал победителя. Те же, кому интересны нюансы и терминологические тонкости, – добро пожаловать в нижеследующее исследование.

Говоря о самом длинном романе, мы, конечно же, в первую очередь задумываемся об объёме. И вопрос о том, как высчитывать длину произведения, кажется на первый взгляд наивным. Мы можем скопировать текст произведения в электронном виде и посмотреть, сколько слов или символов в нём встречается. Но одно уже упоминание японского автора подводит к здравому наблюдению, что в языках с иероглифической графикой один символ – это и есть одно слово. А значит, текст на японском будет содержать меньше символов, чем его перевод, например, на русский. Но в бумажном варианте оба варианта могут быть примерно одинаковы из-за размера иероглифов, которые обычно печатают крупнее букв.

Книжный вариант – это вообще отдельный вопрос. Некоторые издания умещают «Войну и мир» в одну книгу, а иные – в две. Количество страниц также может различаться по причине разных шрифтов и размера листов. Но уже дважды упомянутый Сохачи Ямаока как бы намекает, что по-настоящему длинные романы исчисляются в десятках томов.

Вопрос 2. Что такое роман?

Тоже, казалось бы, нелепый вопрос. Все мы интуитивно понимаем, что «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита» – романы. И что «Евгений Онегин» – тоже роман, в стихах. А вот «Лошадиная фамилия» – рассказ. И дело тут не только в объёме, но и в существенных чертах романа, которые отличают его от других прозаических форм: наличие нескольких сюжетных линий, определённое количество главных и второстепенных персонажей и т.д.

Кстати, что касается объёма, в истории литературы есть пример очень длинного произведения, которое технически является рассказом. «Улисс» ирландского писателя Джеймса Джойса растянулся почти на тысячу страниц, но в нём одна сюжетная линия и один главный герой – Леопольд Блум, поэтому это всё же рассказ.

Но для нас важнее другой нюанс. Можем ли мы считать романом сочинение, в котором с главными героями в каждой главе происходят новые приключения? Экранизация «Идиота» в десяти сериях – это многосерийный фильм. А «Тайны следствия» – сериал. Думаю, кинематографическая аналогия ясна. Можем ли мы истории Дон Кихота и Санчо Пансо считать романом или это сборник рассказов, сведённых в одну книгу? Надеюсь, теперь будет более понятно, что терминологически изыскания приведены не просто так.

«Токугава Иэясу»

Давайте, наконец-то, разберёмся с нашим победителем, тем более что он как раз из категории нескончаемых историй, собранных воедино. Роман японского писателя Сохачи Ямаока «Токугава Иэясу» вы вряд ли встретите в книжном магазине. Всё дело в том, что это произведение лишь условно можно назвать романом. Ямаока печатал главы своего сочинения в ежедневной газете, начиная с 1951 года. Специального издания никто не осуществлял. Впрочем, оно и понятно: шутка ли, если все части произведения соединить вместе, то получится увесистое 40-томное издание.

Вряд ли в мире найдётся хотя бы дюжина людей, которые прочли роман от начала до конца. Но имя главного героя нам известно – это первый сёгун из клана Токугава, который объединил страну восходящего солнца и установил в ней мир.

Роман Ямаока был опубликован отдельным изданием, а до этого — распространён во множестве выпусков японских газет, почему его заслуженно можно назвать изданным дважды. Роман американского писателя Генри Дарджера «История Вивиана Джирлса» не только никогда не был опубликован – он и найден был уже после смерти автора. В романе Земля является лишь спутником другой, большей планеты, а сюжет описывает военное сопротивление детей-рабов жестоким поработителям. Конечно, вы заинтригованы и хотите знать объём произведения. Отвечаю: 10 увесистых томов, которые в общей сложности содержат более 15 тысяч страниц! Количество слов до сих пор никто не подсчитал, но учёные предполагают, что их около 10 миллионов.

«Люди доброй воли»

Перейдём к изданным романам, которые можно достать, открыть и почитать. Пускай и не на русском языке. Рекордсменом здесь выступает французский писатель Ромен Жюль (настоящее имя – Луи Анри Жан Фаригуль). Он поставил задачу детально разобраться в причинах неурядиц жителей Франции за четверть века, с 1908 по 1933 годы. Результат получился масштабным – 27 томов, занявших 5 тысяч страниц. Одно только оглавление расположилось на 50 страницах!

Интересно, что «Людей доброй воли» перевели на английский. Издательство “Peter Davis” опубликовало роман в 14-ти, ещё более увесистых, томах. Количество слов в обоих случаях превышает 2 миллиона.

«Астрея»

Создававшийся в течение 21 года роман другого французского писателя, Оноре д’Юрфе также был опубликован. Кроме того, его объём даже больше: в истории любви пастушки Астреи и пастуха Селадона 5400 страниц. Однако мы упоминаем «Астрею» после Ромена Жюля потому, что издание относится к 1607 году и сегодня этот роман достать в полном варианте вряд ли получится. Зато можно почитать диссертацию кандидата филологических наук Татьяны Кожановой «Проблема комического в романе Оноре д’Юрфе “Астрея”» (Москва, 2005).

«В поисках утраченного времени»

Не роман, а целый цикл из 7 романов – «В поисках утраченного времени» ещё одного француза, утончённого Марселя Пруста, уступает «Людям доброй воли» незначительно: 3200 страниц и 1,5 миллиона слов. Если вы будете вместо работы читать по 8 часов в день со скоростью, скажем, 40 страниц в час (то есть 320 страниц ежедневно), то чтение прустовского цикла займёт у вас 10 рабочих дней, или 2 календарные недели. Если же вы будете читать по 40 страниц в день с выходными в субботу и воскресенье, то «В поисках утраченного времени» «отнимет» у вас 4 месяца.

Графоманы-аутсайдеры

Да простят мне титаны литературы спортивный термин, но писатели, которых мы считали невероятными графоманами, оказываются если не внизу, то где-то в середине импровизированной таблицы самых длинных романов. Если говорить о русских писателях, то выясняется, что первая приходящая на ум «Война и мир» отнюдь не лидер списка. В творении графа Толстого насчитывается около 1400 страниц современного издания. В то время как «Тихий Дон» Михаила Шолохова занимает 1500 страниц. Исследователи также подсчитали, что в романе нобелевского лауреата 982 героя, из которых 363 являются реальными историческими личностями.

Но и у нас находились авторы, которые решались на многотомные эпические описания. Большинство из них вряд ли на слуху у современного читателя. Так, например, писатель Георгий Гребенщиков окажется знаком своей фамилией. Находясь под значительным влиянием Рериха, который за жизнь успел написать 7 тысяч полотен, однофамилец музыканта написал роман-эпопею в 12 частях «Чураевы», изданную в Париже и Нью-Йорке в 1937 году.

Мораль

В интернете недавно появились сервисы, в которых можно бросить литературный вызов самому себе: я прочитаю в этом году столько-то книг. И цифру нужно указать самостоятельно. Чтобы через год проверить, справился ли ты с данным тобой словом.

Выяснение самого длинного романа – это, конечно, хорошо, интересно и занятно. Но не стоит забывать, что в жизни качество может оказаться важнее размера. Я, например, дома у родителей наткнулся на 12-томное собрание сочинений Ф. М. Достоевского, которое покупал ещё студентом, как выяснилось по сохранившемуся чеку – 3 июля 2004 года. Собрание включает в себя все произведения Фёдора Михайловича крупной и средней формы. Поглотив первый том, я подумал, что было бы неплохо исполнить наконец студенческую мечту – прочесть всего Достоевского. Обязательств на себя никаких не беру, поскольку не стоит давать слова, если можешь его не сдержать. Но, даст Бога, я сам для себя прочту гораздо больше, чем самый длинный роман, – великого писателя, воплощённого в его романах!

В заключение призываю вас уделять книге хотя бы 20 минут в день, и вы вспомните, какое это непередаваемое удовольствие – чтение.

Дверь в книжный магазин - это вход во вселенную новых знаний и умений, позволяющий сделать лучше себя и увидеть в более ярких красках окружающий мир. Теперь эта дверь находится не где-то в городе и даже не на соседней улице, а на вашем компьютере, планшете или смартфоне, и это - центральный книжный магазин в Беларуси Читатель.by.

Книжный магазин Читатель.by: для тех, кто любит читать

Вы согласны с тем, что, покинув книжный магазин с новым приобретением, можно увлечься и читать всегда и везде?

    Под одеялом с фонариком…

    В парке при лучах заходящего солнца…

    В свете уютной лампы, пока за окном бушует метель…

    В метро, троллейбусе и трамвае...

Сегодня в книжном магазине сайт представлено всё необходимое для приобретения книг различных тематик и направлений, для всех возрастов: от детской литературы до учебников и научных книг. Книжный интернет-магазин Читатель.by порадует вас предложениями в любой категории полиграфической продукции.

У каждого человека есть своя категория литературы для регулярного ознакомления: кто-то читает детективы и любовные романы, кто-то давно забыл, какие книги бывают, кроме сборников сказок и историй для детей, кому-то нужна научно-техническая литература, справочники и энциклопедии. Специалисты центрального книжного интернет-магазина Читатель.by уверены: каждый должен получать самый быстрый доступ к нужным изданиям по разумной цене, и выполняют свою работу таким образом, чтобы реализовать этот принцип на практике. Особый акцент делается на ценообразовании: за счёт отсутствия необходимости оплачивать дорогостоящую аренду, используя в качестве основной торговой площадки книжный интернет-магазин, можно предлагать покупателям чрезвычайно привлекательные цены на десятки категорий товаров. Если другие книжные интернет-магазины Беларуси не предложили вам нужную продукцию, вы найдёте её на страницах нашего сайта.

Приоритетное внимание центральный книжный магазин уделяет ключевым характеристикам продукции: предлагаются только книги, качество издания которых соответствует лучшим полиграфическим стандартам, и при надлежащем обращении они войдут в фамильную библиотеку. Все товары для детей, которые предлагает книжный интернет-магазин в Беларуси, безопасны, прошли соответствующую проверку и предназначены для обозначенной издателем ценовой категории.

Любимый книжный магазин с отличными ценами и доставкой по Беларуси

Сотни людей ежедневно становятся покупателями книжного интернет-магазина Читатель.by и возвращаются снова за новинками специализированной и художественной литературы. Самостоятельно оцените ряд преимуществ центрального книжного интернет-магазина в Беларуси, среди которых следует в первую очередь отметить:

    быструю обработку заказов независимо от времени их совершения;

    оперативную доставку полного комплекта заказа в выбранный пункт самовывоза, курьером или по почте;

    отсутствие привязки книжного интернет-магазина к столице и областным городам: доставка осуществляется по всей Беларуси;

    адекватные цены на все виды продукции, щадящее ценообразование для социально значимых товаров (учебная литература и т.д.), которые поддерживает наш книжный интернет-магазин в Беларуси.

Книжный интернет-магазин Читатель.by предлагает дополнительный бонус для ценителей раритетов и коллекционных изданий: возможность напечатать интересующую книгу под заказ и приобрести книги с автографами авторов. Эксклюзивные издания, варианты массовых тиражей популярных изданий - переводы, формат обложки, иллюстрации - книжный интернет-магазин в Беларуси реализует в разных бюджетных категориях и доступны широкому кругу населения.

Читать любят - или делают это из необходимости продолжения учёбы и карьерного роста - все без исключения, а вот тратить время на посещение магазинов в поисках нужного издания или просто чего-нибудь новенького могут и хотят далеко не все, выбирая как альтернативу центральный книжный интернет магазин Читатель.by. Книжный интернет-магазин - способ получать желаемую литературу с минимумом временных и финансовых затрат. Поэтому воспользуйтесь возможностями своего компьютера или смартфона для заказа неограниченного количества книг в короткое время, получайте бонусы, скидки и неоценимый багаж знаний и впечатлений, находящихся на бумажных страницах. Книжный интернет-магазин Читатель.by ждёт вас в числе своих клиентов.

Все книжные интернет-магазины - на страницах одного сайта

Центральный интернет-магазин книг Читатель.by - полезный выбор при необходимости посетить книжный магазин в интернете, где можно купить:

    детскую литературу для ребят всех возрастов;

    специализированную научную литературу для самообразования и развития;

    профессиональную литературу всех актуальных направлений уровней от новичка до квалифицированного специалиста;

    новинки, классические произведения художественной литературы, модные бестселлеры и т.д.

Сотни тысяч наименований товаров в каталоге книжного интернет-магазина в Беларуси позволят купить подходящую книгу на любой случай жизни: новые учебники, подарочные издания, наборы для творчества и развлечений. Центральный книжный интернет-магазин Читатель.by предлагает широкий ассортимент полиграфической продукции, лояльные цены, условия доставки и оплаты, позволяющие делать покупки быстро и с удовольствием - для школьного, семейного, развлекательного, образовательного чтения. Себе и в качестве подарков, детям и взрослым, - мир книжных интернет-магазинов открыт каждому.

Роман «Тихий Дон» по праву можно считать эпопеей конца XIX и первых десятилетий XX века.

Герой здесь – народ, казачество, раздираемое противоречиями: с кем быть в годы трагедийной войны. История подчиняет себе человеческие судьбы, политические события проходят через людские жизни, заставляя Григория Мелехова страдать, метаться от красных к белым и, наоборот, колебаться, чью сторону принимать, и, в конце концов, решиться вернуться к домашнему очагу.

В романе свободно перемещается действие из одного пункта в другой. Множество сюжетных линий (Григорий Мелехов – Аксинья Астахова, Вешенское восстание и его поражение, линия Дуняши и Дарьи, мыкания по свету изгнанного из гнезда Пантелея Прокофьича, линия Михаила Кошевого и др.). Всё это позволяет говорить о жанре этого произведения как романа-эпопеи .

Признаки эпопеи в «Тихом Доне» :

1) В центре внимания – исторические события – Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Корниловский мятеж, Гражданская война; введение в произведение исторических деятелей – Корнилова, Деникина, Коледина, Краснова, Богаевского и т.д..

2) Главный герой «Тихого Дона» – народ, донское казачество.

3) Сочетания сцен военных действий и описания мирного существования.

4) Изображение народа и народной жизни, быта донского казачества.

5) Широкий социальный охват русской жизни.

6) В «Тихом Доне» подробно отражены 10 лет истории России (1912-1922), дается краткое описание событий конца XIX века.

Романное начало в «Войне и мире»:

1) Широта проблематики и тематики романа.

2) Изображение частных судеб и личных переживаний героев, их эволюция.

3) В центре произведения – история жизни семей Мелеховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких.

4) Многогранность изображения героев, их поисков (Григорий Мелехов, Аксинья Астахова).

5) Множество героев. В романе 800 персонажей.

6) Динамичное развитие сюжета.

7) История любви героев (Григорий и Наталья; Григорий и Аксинья; Евгений и Аксинья и т.д.).

8) Психологизм.

12 вопрос. Трагедия Григория Мелехова в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».
Самым большим достижением автора «Тихого Дона» является раскрытие индивидуальных судеб центральных героев романа. писатель стремится вылепить неповторимый характер, часто наделённый противоречиями, дать портрет, зримый, пластичный, передать душевный мир, эмоциональную сферу личности. На первом месте среди важнейших фигур романа – Григорий Мелехов. Писатель сразу выделяет из казаков Григория с его редкой, диковатой красивостью, удалью, неукротимостью. Трудно забыть его «вислый коршунячий нос», «миндалины горячих глаз», «острые плиты скул», «звероватую» улыбку, грацию его сильного тела.Примечателен он и большим трудолюбием, и чутким вниманием к окружающей природе, и характером, отличительными особенностями которого являются храбрость и вольнолюбие, правдивость и искренность, гордость и жажда справедливости . Но судьба Григория с самого начала складывается трудно: он испытывает страстное чувство к Аксинье, но вынужден жениться на Наталье, жизнь с которой сложилась скверно. он занял какое-то сложное, срединное положение между женщинами. К одной его привязывают дети, желание покоя и собственность, власть отца и общественное мнение, к другой влечёт глубокая, всепоглощающая страсть, которая одолевает всё больше . их связывала не только чувственная страсть, но и общее мироощущение, душевная близость. Однако окончательно соединить свою жизнь с Аксиньей Григорий долго не может, потому что не в силах порвать с собственностью, хозяйством, землей, хутором . Такое же двойственное положение возникает у героя романа в армии, куда он попадает с началом военных событий. Григорий смело сражается в бою и испытывает гнетущую боль, стыд, омерзение от пролитой крови. Промежуточность проявляется и в другом плане: его бросает из одного лагеря в другой, от белых к красным, от офицеров красной армии, вызывающих его ярость и презрение, к большевикам и солдатам. Григорий обретает сомнительную воинскую славу и становится командиром дивизии повстанческой армии. Он оказывается в «серёдке», движется к тупику. Отринув старый мир, он не нашёл нового. Избегая ареста за содеянное, он вынужден малодушно скрываться и примкнуть затем к банде Фомина.Ему удаётся всё же отстать от банды и вместе с Аксиньей собраться в дорогу. И тут Григория постигает самое страшное: от шальной пули погибает Аксинья, и он утрачивает самое дорогое, что было у него на свете и что ещё оставалось в жизни. Григорий прощается с любимой, неся её бережно в яр, подальше от человеческих глаз, чувствуя, «что всё кончено», что случилось в его жизни самое страшное. Он нёс её на руках, на руках у него она и скончалась под утро – его великая любовь, которая выше всех революций и сильнее всех смертей в жизни. Мелехов не сломался, не покорился самой войне, страху смерти, остался жить. Возле птенчика-сыночка, совсем осиротевшего.Правда Мелехова – это правда возвращающегося к родному очагу и сыну для передачи эстафеты из рук своих могучих и сильных в «розовые холодные ручонки сына Мишатки» .

Вопрос 13. Тема коллективизации крестьянства в романе «Поднятая целина»

Первоначальное название «С кровью и потом» выражало трагический пафос происходящего в деревне в период коллективизации. Второе название – «Поднятая целина» подсказано словами Сталина о том, что надо осваивать целину в широком смысле. На второе название писатель реагировал отрицательно. Первая книга вышла в 1932 году. Вторая – через 28 лет после неё, в 1960-м. Ныне существует довольно устойчивое мнение об упрощённом решении проблем коллективизации в книге Шолохова, об искажении в ней картины «великого перелома». Такой взгляд укрепился после сравнительно недавнего появления в нашей литературе таких произведений, как «Овраги» С. Антонова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др. Негативное отношение к шолоховскому роману усилилось, когда были опубликованы роман А. Платонова «Котлован» и ранее неизвестные рассказы В. Тендрякова («Хлеб для собаки» и др.). Однако всё же эти произведения не умаляют значения «Поднятой целины». Следует учесть три обстоятельства.

1. Книга была одним из первых отражений процессов, происходивших в деревне на рубеже 20 – 30-х годов.

2. Книга Шолохова не социологический трактат, не экономическое исследование о сельском хозяйстве и не публицистическое произведение, как, например, «Мужики и бабы» Б. Можаева, а высокохудожественное творение, имеющее право на своё видение действительности.

3. Шолоховский роман запечатлел картины жизни отнюдь не облегчённо, как это может показаться.

В основе произведения – живые документы и факты. Многое происходило на Дону в период коллективизации «с кровью и потом», в суровой борьбе, подогреваемой макарами нагульновыми, спешащими быстрее свершить мировую революцию, загнать всех селян в колхозы, научить жить по-новому, в коммуне, отказаться от собственности, как мещанского пережитка. Шолохов показал бескомпромиссность и жестокость борьбы за новую жизнь, трудный процесс «врастания» в неё народа. В этом и заключается первейшая заслуга писателя. Изображение трудного процесса коллективизации – основной его пафос. В романе раскрыты причины народной трагедии в ходе «великого перелома». Это и трагедия Любишкина и его жены, впервые увидевшей приличную одежду, реквизированную у раскулаченных, и примеряющую её на себя. Это убийство Хопрова, в котором принимали участие Яков Лукич Островнов, Половцев. Ужасны страницы, где рассказывается о том, как уморил голодом родную мать Островнов, чтобы она не выдала тайну – в его доме находились белые офицеры.

В «Поднятой целине» есть внешний, запрограммированный и подсказанный сверху (противостояние коммунистов – руководителей затаённым врагам Половцеву и Лятьевскому), и внутренний, который не в действии, а в передаче человеческой психологии реализуется, проходит через души людские, конфликты. И здесь для нас важны переживания Кондрата Майданникова, отводящего в общую конюшню коня, отрывающего от себя нажитое многолетним трудом. Как и переживания Андрея Размётнова, страдающего при виде совершаемого руководителями (и им в том числе) зла. По стилю роман интересен как произведение, устремлённое к синтезу эпического и лирического, трагического и юмористического, общего и частного, документально-публицистического и вымышленного начал. Начинается и заканчивается роман сценами природы – лирическими, элегическими. Великолепны в нём массовые сцены: собраний, стихийного бунта женщин и т.д. Писатель смог создать полифоническое убедительное полотно о трагической странице русской истории.


Похожая информация.


Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький - над эпопеей “Жизнь Клима Самгина”, А. Н. Толстой - над эпопеей “Хождение по мукам”, М. Шолохов обратился к созданию эпопеи “Тихий Дон”.

Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Война и мир”.

Роман-эпопея “Тихий Дон” занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская.

Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.

“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Война прервала трудовую жизнь казачества.

Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить - надо человечью правду блюсть...”

Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: “В бою убить человека - святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!” Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

Шолохов пишет во второй книге, что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло: не одна вдова-казачка отголосила по мертвому.

Казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании.

Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.

Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, - убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, который отдавал приказы расстреливать бородатых казаков.

Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение.

Писатель показал и обреченность восстания. Уже в ходе событий народ понял и почувствовал их братоубийственный характер. Один из предводителей восстания, Григорий Мелехов, заявляет: “А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли”.

А. Серафимович писал о героях “Тихого Дона”: “...люди у него не нарисованные, не выписанные, - это не на бумаге”. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому.

Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова - художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.

Эти особенности помогают прийти к выводу о том, что Мелехов изображен в эпосе как сын своего народа и своего времени. Мир Григория - народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, -в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив свое оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван.

Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.

К созданию женских характеров Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в “Тихом Доне” Шолохов создает яркие художественные образы. Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Пылкой, страстной Аксинье, с ее “порочной красотой, противопоставлена скромная, сдержанная в чувствах труженица Наталья. Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они знали и настоящее человеческое счастье. Писатель показывает их трудолюбие, их огромную роль в жизни семьи.

Большое значение имеют речевые характеристики, портретные (У Аксиньи “точеная шея”, “пушистые завитки волос”, “зовущие губы”. У Натальи “гладкий белый лоб”, “большие руки, раздавленные работой”, у Дарьи “насурьмленные дуги бровей”, “вьющаяся походка”.

Действие романа “Тихий Дон” вовлекает широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек. Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны - в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.

Шолохов - непревзойденный мастер художественного слова, умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям. Умело использованы произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. Они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. Произведения народного творчества, особенно песни, раскрывают философскую глубину эпопеи. Эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

Большой духовный смысл заключен в поэтическом образе Дона, который выступает символом жизни народа. Само название “Тихий Дон” полно символики: оно контрастирует с изображаемыми событиями. Особый смысл в образе степи, которая выступает символом Родины: “Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...”. Такие слова мог найти и сказать лишь писатель, горячо влюбленный в красоту родной донской природы и в свой народ.

Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в эпопее глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.

Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. Уничтожение “старого мира” было связано с крушением вековых народных традиций, православия, разрушением церквей, отказом от нравственных заповедей, которые внушались людям с детских лет.