Что такое окружающий мир? Казалось бы, простой вопрос, ответить на который сможет даже ребенок, учащийся в первом классе. Однако стоит копнуть чуть глубже - и оказывается, что в действительности все намного сложнее. И чем старше и образованнее человек, тем сложнее и его версия ответа.

Причиной тому - большой интеллектуальный скачок, который совершило человечество на пути своей эволюции. Множество религиозных течений, философских школ и научных теорий подарило нам возможность изменять трактовку ответа на этот вопрос по собственному усмотрению. Поэтому давайте и сами попытаемся выяснить, что такое окружающий мир в действительности.

Истина в простоте

Для начала рассмотрим данный вопрос, исходя из логики простого человека, не углубляясь в тонкие материи мироздания. Так, окружающий мир - это пространство, которое окружает нас. И вот именно в этот момент появляются первые спорные утверждения.

Если разобраться, то довольно сложно очертить границы, отделяющие одно пространство от другого. Ведь нет конкретных стандартов, способных упорядочить все эти знания в голове у миллиардов людей. В связи с этим если задать обычный вопрос о том, что такое окружающий мир, то получим разные ответы.

Например, для одних это может быть то пространство, что окружает непосредственно их самих. Для иных все намного сложнее, и под этим понятием они подразумевают всю нашу планету или даже Вселенную.

Окружающий мир: живая природа

Однако, несмотря на все разнообразие ответов, есть и те, которые можно выделить в отдельную группу. Это связано с тем, что, несмотря на мелкие отличия, они все же обладают некоторым сходством, ведущим к общей идее.

В частности, многие считают, что окружающий мир - это все живое вокруг нас. Те же леса, поля, речки и пустыни. Животные и растения также входят сюда, так как являются неотъемлемой частью этого мира.

Что такое окружающий мир глазами философов?

Более глубоко рассматривают этот вопрос философы и теологи. Ведь для них наш мир - часть более сложной реальности. Для наглядности рассмотрим главные особенности их взглядов на текущий порядок вещей.

Согласно религии, наша реальность - это место, где люди проживают лишь часть уготованного им пути. То есть окружающий мир лишь ширма, закрывающая от глаз более красивое место - рай.

Что касается философов, то они более смутно формулируют ответ на этот вопрос. В зависимости от школы мыслитель может по-разному определять понятие окружающего мира. Для одних это материальное место, для вторых - духовное, а для третьих и вовсе - сочетание двух предыдущих.

Окружающий мир - один из самых интересных и увлекательных уроков в начальной школе. Это мир вокруг нас, это животные и растения, это космос, вся вселенная у нас на ладони. Ребенок начинает понимать особенности ее функционирования, узнает, как все происходит в этом мире. Окружающий мир в начальной школе 1,2,3,4 классе - это подготовка к пониманию ребенком таких предметов как биология, физика, химия, астрономия, физика. Это необходимая база знаний. Чтобы накопить хорошую базу, нужно много читать, а родителям - заниматься со своим ребенком. В занятиях помогут методические пособия, которые вы можете бесплатно скачать и распечатать с нашего сайта.

  • ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков 2019 ✍

    Итак, в 2019 году рабочие тетради к уроку "окружающий мир", автор Плешаков, программа "Школа России" были переизданы и приведены в соответствие к новым учебникам программы "Перспектива". Отличить 8-е издание от 7-го (до 2019 года) можно по обложке. Заменен значок в левом верхнем углу, да и справа, если посмотреть повнимательнее, тоже угол изменен. Многие задания в этих новых рабочих тетрадях остались теми

    ...
  • Строение тела человека. Карточки и плакаты для начальных классов

    С детства ребенок знает, что такое руки, ноги, голова, но дети, порой, даже не задумываются, а что же находится внутри себя самих? Уже в детском саду воспитатели дают деткам элементарные представления о строении человеческого тела, но, к школе все это благополучно забывается. В начальных классах же, на уроках "Окружающий мир", ученикам предстоит познакомиться поближе со своим телом, с его органами и системами, узнать, где

    ...
  • Андрей Юрьевич Боголюбский. Доклад 4 класс

    Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром и еще потому, что князя называли "боголюбивым". Он способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества.

  • Владимир Святой. Доклад 4 класс

    Владимир Святой - князь новгородский и киевский, при котором произошло Крещение Руси. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. Великий князь Владимир крестился в греческом городе Херсонесе (Корсуне), который располагался в южной части нынешнего полуострова Крым. С принятием святого крещения князь Владимир стал править Русью по-новому -

    ...
  • Материки мира (континенты)

    Материк - очень большой участок суши, омываемый морями и океанами. Несмотря на такую формулировку, 4 из них все же имеют сухопутные границы - перешейки. Для каждого материка характерны свои климатические условия, животный и растительный мир. Поговорим подробнее о каждом материке.

  • Про профессии для детей (подготовка к ВПР по окружающему миру)

    Существует масса профессий, о которых ребенок в четвертом классе даже не подозревает. В школьных учебниках по окружающему миру о них не пишут, а на ВПР в конце четвертого класса по этой теме вопросы обязательно зададут. Давайте поближе познакомимся с миром профессий.

  • Доклад про северного оленя для детей

    Северный олень обитает на Крайнем Севере, в тундре. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него густая короткая шерсть, особенно в зимние месяцы. Копыта северного оленя широкие, чтобы ходить по снегу или болоту и не проваливаться. Ещё эти копыта могут раздвигаться, как растопыренные пальцы, и становиться еще шире. Края опыт крепкие, острые. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег,

    ...
  • Доклад / сообщение "Железная руда". Как она появилась, как и где добывают железные руды

    Я расскажу о железной руде. Из нее получают чистое железо. Почти все основные месторождения железной руды находятся в породах, которые образовались больше миллиарда лет назад. В то время земля была покрыта океанами. В составе планеты было много железа и в воде находилось растворенное железо. Когда в воде появились первые организмы, создающие кислород,

    ...
  • Александр Невский. Сообщение 3-4 класс

    Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ №1 Тихомирова. Ответы на задния

    Не секрет, что сейчас все учебники и рабочие тетради на печатной основе делятся на одобренные министерством образования и не одобренные. Создаются списки пособий, по которым официально разрешено проводить уроки в школе. А есть такие учебники и тетради, которые даже и лучше, но их в список официальных не внесли (видимо, мало денег дали на лапу). Так вот,

    ...
  • ГДЗ к тетради "Окружающий мир" за 4 класс, 1 часть, 2-е издание, то есть тетради, изданной с 2013 по 2018 год включительно. Четвертый класс, уже четвертый, самый последний класс начальной школы. Это означает, что все будет не так просто, как раньше. Задания довольно сложные, заставляющие задуматься, поискать информацию. Это мы про уроки по предмету

    ...
  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебник

    Для наших постоянных посетителей - новое ГДЗ к первой части рабочей тетради "Окружающий мир" за четвертый класс, 3-е издание (2019 год и далее) авторы тетради Плешаков, Крючкова. Надо сказать, что вам, ребята, и вам, родители, с этими тетрадями повезло, ведь в изданиях до 2019 года в ней было на порядок страниц больше. 90 с лишним

    ...
  • Разгадывать загадки - очень увлекательное занятие. И не только увлекательное, но и познавательное, заставляющее ребенка мыслить и рассуждать. Осенью, конечно же, не обойдемся без соответствующих загадок: про осень как время года, про ее дары, осеннюю красоту.

  • Живая и неживая природа, ее объекты

    Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа? Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

  • ГДЗ Окружающий мир 1 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Мир, который нас окружает - окружающий мир - ребенок начинает познавать еще в младенчестве. Но более близко и подробно он знакомится с окружающим миром на уроках в начальной школе на одноименном предмете. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор ваших учебников и рабочих тетрадей по окружающему миру - Плешаков. В первом классе задания довольно простые, писать нужно минимум, в основном рисовать или вклеивать что-то

    ...
  • Кустарники, полукустарники, кустарнички

    Кустарник - низкорослое древовидное растение, не имеющее главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Ветви кустарника начинаются почти от самой поверхности почвы. Кустарники – это многолетние растения. В лесах кустарники обычно занимают подлесок. Так как до подлеска доходит намного меньше солнечного света, растения в нём тенелюбивы и способны выполнять фотосинтез при ограниченном

    ...
  • ГДЗ Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Готовые домашние задания по предмету окружающий мир пригодятся вам обязательно, потому что зачастую в заданиях есть указание найти информацию в интернете. А где в интернете самые правильные и подробные ответы на вопросы по окружающему миру? Конечно же, у нас на 7 гуру! Ловите ГДЗ к первой части рабочей тетради за 2 класс, окружающий мир, автор тетради Плешаков, программа школа России.

  • Проект "Города России". Окружающий мир 2 класс

    Примеры проектов на тему "Города России" по предмету окружающий мир 2 класс, программа "Школа России", выполненные учениками вторых классов.

  • Во второй части учебника по предмету окружающий мир за 2 класс, автор Плешаков, рассмотрены темы о здоровье и безопасности, общение и путешествия. Это основные направления, пронизывающие и учебник, и рабочую тетрадь по программе "Школа России". По традиции каждая большая глава рабочей тетради заканчивается темой "Проверим себя и

    ...
  • Комнатные растения не только украшают собой помещение, они еще и приносят пользу, растения насыщают воздух кислородом. Но чтобы комнатное растение чувствовало себя хорошо, росло, не высыхало, необходимо за ним ухаживать. За каждым растением свой уход. Какие-то любят тенек, а другие прекрасно себя чувствуют на солнцепеке. Одни нужно часто и обильно поливать, а другие от

    ...
  • Обработка льна на Руси в старину 🎥

    Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из

    ...
  • ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания с правильными ответами на урок Окружающий мир, 3 класс, ко 2 части рабочей тетради. Автор рабочей тетради Плешаков А.А. Программа Школа России. Решебник одобрен учителем.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебник

    Рабочая тетрадь по предмету Окружающий мир за 4 класс, авторы Плешаков А.А. и Крючкова Е.А. по программе Школа России сродни тетради по Перспективе, сказывается один автор. Но есть и значимые различия, поэтому ответы к этой рабочей тетради свои и мы публикуем для вас ГДЗ для сверки.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ 2 часть. К учебнику Плешакова. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания по предмету Окружающий мир за 4 класс сослужат хорошую службу родителям и помогут быстро проверить, как их ученик справился со своим домашним заданием, сверить ответы. На этой страничке ГДЗ к тетради для практических работ, 2 часть рабочей тетради к учебнику автора Плешаков А.А. Автор

    ...
  • Российская федерация протянулась с запада на восток и с севера на юг на многие километры, поэтому четко прослеживается зональность территории. Солнце по-разному освещает и греет разные части земного шара. Больше тепла приходится на экватор земли, меньше всего на Северный и Южный полюс. В разные зоны земного шара поступает определенное количество тепла, света, влаги. Эти условия определяют отдельные

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 4 класс". Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы к 5-му изданию. Вторая часть рабочей тетради за 4 класс по предмету "Окружающий мир" авторов Плешаков, Новицкая (программа Перспектива) довольно сложная, но и детки уже не маленькие, способные разобраться и в истории, и в археологии.

  • Атлас-определитель камней и минералов для детей "От земли до неба". Окружающий мир Плешаков + видео

    Когда мы говорим "камни", мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы - это природные вещества, а горные породы - природные соединения минералов. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней

    ...
  • Доклад "Музей Мальцева"

    В Курганской области, в деревне Мальцево Шадринского района находится дом-музей имени Мальцева. В нем жил и работал известный во всем мире российский ученый-агроном Терентий Семенович Мальцев. Музей - большой дом с верандой. Это был раньше детский сад, но после войны дом отдали Терентию Семеновичу с семьей. На чердак ведет длинная лестница со смотровой площадкой наверху, с нее Мальцеву было хорошо видно поля

    ...
  • Деление животных на группы: типы, классы, отряды, роды и виды

    Животный мир велик и многообразен. Животные есть животные, но взрослые решили поделить их всех на группы в соответствии с некоторыми признаками. Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а

    ...
  • Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта - это одно из творческих заданий по предмету "Окружающий мир" 4 класс по учебнику Плешакова. И если с первой частью задания все ясно, а именно, можно написать любую сказку с участием

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 4 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы к 5-му изданию. По традиции продолжаем публиковать серию качественных готовых домашних заданий по программе Перспектива. На этот раз в поле зрения будет решебник по предмету окружающий мир за 4 класс.

    ...
  • Комплексные итоговые проверочные работы 1, 2, 3, 4 класс ФГОС

    Уж очень любит наша администрация давать детям административные комплексные проверочные работы каждый учебный год. В принципе, выбор верный. Комплексная работа проверяет знания сразу по всем предметам, умение анализировать, мыслить и делать выводы. Она оценивается в баллах - легко проследить

    ...
  • Итоговые тесты и годовые контрольные работы по окружающему миру 1 класс Перспектива (Плешаков, Новицкая)

    Тест и контрольная соответствуют данным учебников по предмету окружающий мир УМК «Перспектива» авторов А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тест содержит 31 задание. Нужно отметить правильный ответ (подчеркнуть или обвести букву). В контрольной 13 заданий.

  • Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной

    ...
  • Презентация для детей "Лекарственные растения". Лопух, медуница

    Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания с ответами ко второй части рабочей тетради по предмету Окружающий мир, 3 класс. Авторы тетради Плешаков, Новицкая. Программа Песпектива. Решебник будет полезен каждому ученику

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради, авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания.

    ...
  • Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

    Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но

    ...
  • Старинные традиционные жилища разных народов

    Дом для каждого человека - это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда

    ...

Что такое окружающий мир? Посмотри в окно… Что ты сейчас видишь вокруг себя? Что ты видел, когда шел сюда? Что ты видел в местах, где ты отдыхал летом? А зимой? Что ты видел, когда поздно вечером смотрел на небо? Можно сказать, что окружающий мир – это природа, человек, его труд и результат труда, общество в котором он живёт... А зачем его изучать? Разве мы его уже не знаем? Ведь его можно увидеть, услышать, понюхать, потрогать… Но вспомни сказочных героев, которые из-за своего незнания попадали в разные затруднительные ситуации: Чего не знал Буратино, закапывая деньги в землю и ожидая, когда они вырастут? Чего не знал волк, когда зимой, по совету лисы, хвостом ловил в проруби рыбу? Чего не знал Колобок, когда поверил льстивым речам лисы? Чего не знали Нуф-Нуф и Ниф-Ниф, когда строили себе дома, и что знал Наф-Наф? Почему Незнайка постоянно попадает впросак? Вот и ты, отвечая на эти вопросы, понял, что уже многое знаешь, но не всё. Окружающий нас мир богат и разнообразен. Он хранит в себе много тайн и загадок. Предлагаю разгадать некоторые из них, изучив разделы: «ПРИРОДА» «ЧЕЛОВЕК» «ОБЩЕСТВО» Занятие 1. ПРИРОДА. ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … ПРИРОДА!!! На этом занятии ты познакомишься с разнообразием природы и её классификацией; рассмотришь взаимосвязи в природе, значение природы для человека и задумаешься над своим отношением к природе. ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Задание 1 Подумай, что из изображённого здесь можно отнести к природе, а что создано человеком. Укажи объекты, созданные человеком. Задание 2 Распредели оставшиеся объекты на две группы (проведи линии с помощью карандаша): 1. Живая природа. 2. Неживая природа. Шпаргалка Задание 3 Укажи объекты живой природы. ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ Задание 4 Зная признаки живой и неживой природы, определи, к какой природе относится человек? (Выдели цветом). ПРИРОДА растения животные ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ грибы бактерии??? Задание 5 Используя карандаш распредели объекты живой природы по царствам. В природе всё взаимосвязано. Тепло и свет от солнца, воздух, вода необходимы для жизни дерева. Благодаря этим условиям дерево живет и растет. А под деревьями растут грибы. Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница. Она связана с корнями дерева, оплетает их и гриб получает от дерева питательные вещества. На этом же дереве живет белка, которая питается грибами и орехами. Мы выяснили, что растения служат животным пищей. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями. Солнце, воздух, вода – это неживая природа. Дерево, грибы, белка – это живая природа. Вывод: живая и неживая природа связаны друг с другом. Задание Восстанови заполнив пропуски. взаимосвязь объектов живой 6 природы, ДЕРЕВО ГРИБЫ БЕЛКА ОРЕХИ ЧЕЛОВЕК БЕЛКА ЧЕЛОВЕК Задание 7 Определи какие объекты живой природы изображены на рисунках. Нажми на их изображение курсором. Хозяйка белочка в лесу орехи собирала. Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви, Нашел один орех – сорвал, сорвал второй и третий… Отбросил куст и как медведь, пошел себе довольный. А бедной белке и смотреть на это было больно. 1. Если человек придет в лес с добром и не повредит ствола дерева, его корней, то не погибнут грибы, будет чем питаться животным, да и сам человек вернется из леса не с пустой корзиной и сегодня, и завтра, и через год. 2. Если человек придет в лес со злом, сломает ветки или повредит ствол дерева, то дерево погибнет, не будет грибов, белке нечем будет питаться. Хуже будет и человеку, так как растения очищают воздух от пыли, а человеку, как и растениям, и животным он необходим для дыхания. Охрана природы имеет для человека огромное значение. Что же такое природа для человека? Первое и самое важное значение природы для человека – это источник того, без чего не существует жизни на земле - воздуха, пищи и воды. Посмотри на речку, озеро, море. Хочется искупаться? Купаясь, плавая, ты укрепляешь свое здоровье, развиваешь мускулатуру. Значит природа – источник здоровья. Посмотри на цветущий луг. Какие чувства он у тебя вызывает? Красиво, правда Значит природа – источник красоты. Художники, архитекторы, модельеры в лучших своих работах используют природные Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Смог бы ты нанести вред природе? Думаю, что нет. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Природа – источник доброты. Наблюдая за природой, мы учимся у нее. Человек увидел летящую птицу, задумался и изобрел аэроплан… Понаблюдал за осенними листьями, свернувшимися в трубочку и начал строить прочные мосты. Природа – источник познания. Природа помогла одеться древним людям и помогает нам сейчас, она дала человеку в руки первое орудие труда – камень. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности. 1.Один костёр весь мир согревает. Ты любишь разгадывать загадки? Тогда вперед!!! И помни, иногда они могут иметь несколько отгадок… 2. Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. 3. Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой – Скинет шубу с плеч долой? 4. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. 5. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. 6. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. 7. Зимой и летом одним цветом. 9. На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. 9. Зимой спит, а летом шумит. Задание: Может ли на последнюю загадку быть отгадка: «медведь»? А «лес»? А «река»? Проверь свои знания: 1. Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же? Да Нет Не знаю 2. Бабочки, стрекозы, ветер – это объекты природы? Да Нет Не знаю 3. Горшок с цветами – это предметы окружающего нас мира? Да Нет Не знаю 4. Может ли природа быть учителем? Да Нет Не знаю Подумай, чему бы ты мог научиться у природы. 5. Смогут ли существовать на земле кроты, если исчезнет солнце? Да Нет 6. Выбери верное утверждение: Природа – это люди и среда, в которой они живут. Горы, моря, реки, небо, земля – это природа. Всё, что нас окружает - природа. Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? Затрудняешься? Подсказку можешь найти в кроссворде Разгадай кроссворд: 1. Кто в каждый встреченный цветок Свой опускает хоботок, А после в улей мчится пулей И что-то прячет в уголок? 2. Кто в лесу огромней всех? Кто богатый носит мех? Кто в берлоге до весны Днем и ночью смотрит сны? 3. Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось Встретить, знай, что это …….. пчела 2 м е д в е д ь 3 л о с ь слон 5 в о л к 6 л е б е д ь 7 к е н г у р у 1 4.Некрасивый он, пожалуй… Вместо носа – шланг пожарный, Уши вроде опахал, Ростом с башню отмахал. 5. Смел и зол разбойник серый, Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка За отарой смотрят зорко. Еле ноги уволок От собак матерый ……… 6. Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод, Красавица птица-дикарка, Как белое диво плывет. 7. Кто-то в сумке носит спички, Кто-то важные вещички, Кто-то книжки и игру, А детишек - ………… Если ты внимательно изучил предыдущий раздел, то можешь называть себя ЗНАТОКОМ ПРИРОДЫ ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Теперь ты знаешь, что человек – это тоже часть живой природы, так как обладает всеми ее признаками. Но он отличается от всех других её объектов, его даже выделили в отдельное царство. А чем он отличается? Интересно? Тогда вперед, в следующий раздел «ЧЕЛОВЕК». Но сначала … Ты, человек, люби природу, Хоть иногда её жалей, В увеселительных походах, Не растопчи её полей, Вот в дальней сутолоке века, Ты оценить её спеши. Она твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги её напропалую, И не исчерпывай до дна, И помни истину простую, Нас много, а она – одна! В главное меню ЧЕЛОВЕК Человек – разумное существо. Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда (Словарь С.И.Ожегова). Да, среди животных тоже немало сообразительных, например дельфины, собаки, но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – построили города, дороги, фабрики и заводы всё то, что не относится к природе). А где же находится разум? Твоими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. У некоторых животных, например рыб, он не больше маленького зернышка. У кошек, собак, обезьян он гораздо больше. У человека это большой и сложнейший «аппарат», который позволяет воспринимать окружающий мир, выполнять движения, удерживать в памяти всё, что мы видели и делали. Он управляет нашей речью, нашими мыслями, отдает приказ и контролирует их выполнение. Каждый участок головного мозга выполняет свою работу: один участок «заведует» работой рук, другой – сном, третий – настроением, четвертый – работой мысли. «Сложен всякий человек, и глубок как море» Ф.М.Достоевский Каждый человек индивидуален, неповторим. У каждого человека есть свой внутренний мир, изучением которого занимается наука психология. Воображения, мечты Характер Внутренний мир человека Знания, мышление Память Чувства, восприятие Но знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он познает мир. Как же человек получает знания? Познание начинается с органов чувств. Это они посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Человеку свойственны пять органов чувств: зрение слух обоняние вкус осязание Все органы чувств сообщают нам сведения об окружающем нас мире. Эти сведения по нервам попадают в наш мозг. При повреждении одного органа чувств другие начинают работать интенсивнее и берут на себя его роль. Например, слепые люди обладают обостренным слухом и осязанием. Мозг проделывает с полученной информацией огромную работу. Он сортирует её, отбирает важную, хранит в памяти, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает выводы и диктует нам наше поведение, то есть, проходит определенные ступеньки познания. Ступеньки познания восприятие память мышление воображение Задание № 1 Отгадай загадки: (ОРГАНЫ ЧУВСТВ) Живут два друга, Глядят в два круга. Я на лице у вас расту, Я запах чую за версту. (НОС) (ЧЕЛОВЕК) Один говорит, двое глядят, двое слушают. Если б не было его, Не сказал бы ничего. (ЯЗЫК) На Земле он всех сильней, Потому что всех умней. (ГЛАЗА) Задание № 2 Какие органы чувств воспринимают информацию следующих ситуациях? (Соедини линиями) Открывая флакон духов Глядя в окно Слушая музыку Смотря телевизор Пробуя сок Трогая батарею Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. в Задание № 3 Перед тобой стоит стакан с чаем. Какие органы чувств работают: Тебе сказали, что в стакане чай Это жидкость темно-коричневого цвета Стакан горячий Чай сладкий Чай ароматный Глаз – орган зрения. Ухо – орган слуха. Нос – орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Задание № 4 Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинаций точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. У Вас устали глаза? Тогда, зажмурьте их, а потом резко откройте. Это упражнение повторите 5 раз. Тебе нравиться разгадывать кроссворды? Это очень увлекательное занятие. При его выполнении твоё познание проходит все ступеньки: Восприятие – ты прочитываешь задание. Память – вспоминаешь, не знакомо ли оно тебе, не встречался ли ты с ним ранее. Мышление – начинаешь думать, рассуждать, используя знакомую, известную информацию. Воображение – пытаешься представить, соотнести, начинаешь творчески мыслить. Кроссворд 1. Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. 2. Глубоко был спрятан он, раз-два-три и вышел вон. И стоит он на виду, белый, я тебя найду. 3. Травянистое растение с продолговатыми съедобными кислыми листьями. 4. Дотронься летом до ствола этого дерева – он прохладный даже на солнышке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. 5. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые, а название одно. 6. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. 7. Бывает – поранят дерево, сдерут кору. Ствол под корой у дерева обычно белый, а у этого дерева он начинает быстро краснеть. 8. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. 8Ч О 1 П Я Т А 4Б Б Щ 2 3 Е О А Р Р В Ё О Е З В Л А И Ь К 6 М Я 5С Т Ы А Р О Е Ж К И Е 7И Л В О А В Е К 1. Найди лишнее слово. 2. Найди ключевое слово. 3. Подумай, какую взаимосвязь имеют лишнее и ключевое слова. Найти ответ можно в следующем разделе «ОБЩЕСТВО». ОБЩЕСТВО В этом разделе ты узнаешь о людях, населяющих планету Земля; поймёшь, как важно проявлять дружбу и уважение к любому народу, как важно бережно относиться к людям, и помнить и любить свою малую родину. В главное меню Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности. Человек живет среди себе подобных, среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты Земля, то говорят: человеческое общество или человечество. Часть общества – это народ, к которому ты принадлежишь. Часть общества – это твой школьный класс. Часть общества – это и твоя семья. Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Вот и ты, наверняка, расспрашивал своих родителей о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки… А как появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний не существовало, люди складывали легенды. Сейчас на Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Народы отличаются языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т.д.) Государство Народы объединены в государства. Всего на Земле около 200 государств. Каждый человек является гражданином какой-либо страны. Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. Что такое страна? Это территория, находящаяся под властью одного правительства. Страна может быть очень большой или очень маленькой. Страны договариваются о границах своих владений, иначе это нередко ведет к спорам (войнам). Страны, народы которых управляют самостоятельно, называют независимыми. Но если страна находится в зависимости от другого государства, то ее называют колонией. Иногда несколько стран объединяются, и тогда образуется новый народ, а иногда большая страна распадается на более мелкие государства. Зачем государству флаги? Флаги развеваются на крышах зданий и на мачтах кораблей, на них четкие яркие цветные узоры. Флаг является символом страны, а также ее областей, округов, штатов. Детали рисунков на флаге могут многое рассказать о стране и ее истории. На флаге Кении красуются традиционные щит и копья, а на флаге Ливана – кедровое дерево, в древности принесшее процветание этому региону. Что такое государственные гимны? Это торжественные мелодии. Они представляют страну и исполняются в особо важных случаях, например на Олимпийских играх. Кто управляет государством? Глава государства – самое важное лицо в стране. Это может быть король, королева или избранный президент. Парламент – учреждение, в котором обсуждаются и принимаются новые законы. Самый старый в мире парламент альтинг – в Исландии. Он был учрежден викингами-поселенцами в 930 году. Какая страна самая большая в мире? Огромная Российская Федерация занимает площадь более 17 млн. кв. км. Она простирается через 11 часовых поясов в дух частях света – в Европе и в Азии. Сколько нужно времени, чтобы пересечь всю Россию? Это зависит от способа передвижения. Раньше поезда знаменитой Транссибирской магистрали (построена в 1905 году) доставляли пассажиров с Тихоокеанского побережья в Москву за 8 дней. Какое государство меньше чем город? Самое маленькое государство в мире расположено в Риме, столице Италии. Оно называется город-государство Ватикан и является центром Римской католической церкви. Население Ватикана около 1 тысячи человек (почти как средняя городская школа). Что общего у разных народов? Люди, где бы они ни жили, в основном похожи. Они могут говорить на своих языках и иметь разные убеждения, носить особую одежду и предпочитать различную пищу. От родителей человеку достаются темная или светлая кожа и волосы, голубые или карие глаза. Но, в конце концов, у всех людей одинаковые потребности, желания, надежды и страхи. Мы не должны тратить время на раздоры, потому что все мы члены одной большой семьи. Признаки государства (страны) Территория Государственная граница Столица Народ Государственный язык Глава государства Символы государства (флаг, герб, гимн) Законы Экономика Образование Наука Культура Определи самый многочисленный народ Место Народ 5 Бразильцы 149 Бразилия 3 Американцы 194 США Русские 146 Россия 2 Индусы 244 Индия 4 Бенгальцы 190 Индия, Бангладеш 7 Японцы 126 Япония 1 Китайцы 1220 Китай 6 Численность (млн. чел.) Страна проживания Проверь себя Даны слова: территория совместное хозяйство родной язык 1. Подчеркни красным цветом слова, которые относятся к характеристике государства. жизнь под одной крышей 2. Подчеркни синим цветом слова, государственная граница которые относятся к характеристике народа. национальный костюм столица национальные танцы государственный язык забота друг о друге 3. Подчеркни зелёным цветом слова, которые относятся к характеристике семьи. Мы с тобой не знаем: где живет этот человек; сколько ему лет; какой он национальности. Подумай, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля? Если затрудняешься ответить сам, мы подскажем: добрый, умный, смелый, сильный, улыбчивый, преданный, честный, … Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, ненавидеть друг друга, независимо от национальности и цвета кожи. Выдели цветом те качества, которые, на твой взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми: Справедливость Эгоизм Праздность Милосердие Болтливость Простота Правдивость Бестактность Искренность Уважительность Хвастливость Честь Совесть Жадность Сдержанность Выдержка Честность Стыдливость Жестокость Мужество Скромность Хитрость Тактичность Заносчивость Малодушие Зависть Трусость Прочитай еще раз качества, который ты выбрал для себя. Надеюсь, ты оставил всё самое лучшее. И на прощание хочу предложить нарисовать автопортрет «Мой портрет в лучах солнца». Распечатай следующую страничку и в центре солнечного круга напиши свое имя, нарисуй свой портрет или вклей свою фотографию. Затем, вдоль лучей, напиши всё хорошее, что ты о себе знаешь, и что помогает тебе жить в мире с природой, с человечеством, с собой. Если нужно, добавь лучи. «Мой портрет в лучах солнца» Вспомни сказочного героя, который был изолирован от человечества, и как ему было трудно привыкать к жизни среди людей. Зачем же нам ненавидеть друг друга? Ведь все мы - большая команда одного корабля под названием ЗЕМЛЯ! ВСЕМИРНЫЙ ХОРОВОД С.Я.Маршак Стихи для ребят всех народов и стран. Для абиссинцев и англичан, Для испанских детей и для русских, Шведских, немецких, турецких, французских, Народов, чья родина – Африки берег; Для краснокожих обеих Америк. Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. Для эскимосов, что в стужу и в снег Лезут в мешок меховой на ночлег. Для детворы из тропических стран, Где на деревьях не счесть обезьян. Для ребятишек, одетых и голых, Тех, что живут в городах или селах… Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Север планеты пусть встретиться с Югом, Запад – с Востоком, А дети – друг с другом!!!

- ▲ мир (чего) обитание окружающий мир. мир совокупность, система всего существующего. свет. белый свет (чего только нет на белом свете). божий свет. ↓ сознание … Идеографический словарь русского языка

См. Земля (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …

Мир не просто удивительнее, чем мы себе представляем, он удивительнее, чем мы можем себе представить. Джон Бердон Холдейн Не только ежедневно новое солнце, но солнце постоянно обновляется. Гераклит Не считая краешка текущего мгновения, весь мир… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (англ. Dayworld) научно фантастическая трилогия писателя Филипа Хосе Фармера (Philip José Farmer). В целях борьбы с растущим перенаселением человечество поделили на семь частей. Каждый имеет право жить один день в неделю скажем,… … Википедия

Модель пространства и времени Р. Л. Бартини, иллюстрация к работе «Множественность геометрий и множественность физик» в книге «Моделирование динамических систем» (совместно с П. Г. Кузнецовым) Мир Бартини абстракция, согласно которой время, как и … Википедия

« Мир равноразных миров» - После падения «железного занавеса» современный мир стал иным. На смену мирового порядка с двумя сверхдержавами пришли многополярность и многомерность коммуникационного пространства. На горизонтах формирующегося Нового мира международные отношения … Геоэкономический словарь-справочник

- ’МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ’ (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен… …

Мир, пространство, порядок и образ вещей, к рые Богом предназначены для жизни человека. I. СЛОВО МИР В ВЗ: 1) евр. ВЗ не знает единого обозначения для понятия М. , к рое может выражаться различным образом: а) слова вся земля (Быт 11:1,8,9)или… … Библейская энциклопедия Брокгауза

- (опубликовано в 1818, дополнялось в изданиях 1844 и 1859) сочинение Шопенгауэра. В предисловии автор поясняет, что материал работы излагается систематически, с целью облегчения его усвоения, но должен функционировать как целостный организм, т.е.… … История Философии: Энциклопедия

Ая, ое. Находящийся, расположенный вокруг, поблизости. О ая обстановка, местность. О ие предметы. О. мир. Бороться за чистоту окружающей среды. ◁ Окружающее, ого; ср. О. светло, печально. Верить в переделку окружающего. Интерес, равнодушие к… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Окружающий мир , М. Н. Данилова, И. Р. Колтунова, О. Н. Лазарева. …
  • Окружающий мир , Кадомцева Н.. Окружающий мир - один из самых интересных и полезных предметов в начальной школе. Если ваш малыш уже готовится к началу учёбы, эта книга - для вас. Развивающие и обучающие задания, собранные…