Рабовладельческий строй - первая в истории человечества классовая общественно-экономическая формация, основанная на угнетении человека человеком. Основными антагонистическими классами при Рабовладельческом строе были рабовладельцы и рабы.

Сущность

Непрекращавшаяся классовая борьба между рабовладельцами и рабами была движущей пружиной истории рабовладельческого общества, именно эта борьба в конечном итоге определяла облик общества во всех его аспектах (экономику, юридические нормы, быт, нравы, уровень техники и научных знаний, этику, религию, философию, т. е. всю идеологию). Возникший в результате разложения первобытнообщинного строя, Рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествовавшая ему доклассовая формация и как следовавший за ним феодализм. Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в передовых для того времени странах Азии, Европы и Африки вплоть до 3-5 вв. н. э.; своего высшего развития достиг в Древней Греции и Риме. В период т. н. древней истории (т. е. от разложения первобытнообщинных отношений и до возникновения феодализма) Рабовладельческий строй был единственной формой классовых отношений, однако рабовладельческие общества сосуществовали со множеством обществ, ещё не вышедших из первобытнообщинного строя, и оказывали на них сильнейшее влияние, способствуя преобразованию их в классовые рабовладельческие общества. Этот процесс характерен для всей древней истории, он завершился образованием огромной Римской империи - самого большого рабовладельческого государства. Ряд народов (германцы, славяне и др.), выступивших на историческую арену после падения Рабовладельческого строя (после 5 в. н. э.), миновал эту формацию, перейдя из первобытнообщинного строя непосредственно в феодальный.

История

Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразования. «До того времени не знали, что делать с военнопленными, и потому их попросту убивали, а еще раньше съедали. Но на достигнутой теперь ступени “хозяйственного положения” военнопленные приобретали известную стоимость; их начали поэтому оставлять в живых и стали пользоваться их трудом... Рабство было открыто. Оно вскоре сделалось господствующей формой производства у всех народов, которые в своем развитии пошли дальше древней общины...» (Энгельс). Одним из важных факторов, стимулирующих процесс классообразования, было скотоводство, т.к. оно легче, чем земледелие, давало устойчивый прибавочный продукт, что приводило к накоплению такого продукта сначала у племени в целом, а затем у отдельных семей внутри племени (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности). Развитие рабовладения в сочетании с обострением противоречий между имущей племенной верхушкой и массой рядовых общинников закономерно привело к возникновению классового рабовладельческого государства. История представляет чуть ли не бесконечный спектр разных форм рабства и типов рабской зависимости, внешне очень различающихся друг от друга в разных обществах и в разные времена. Тем не менее среди этих черт могут быть выделены главные органические черты рабства:

  1. раб является собственностью одного хозяина или коллективного владельца (общины, храма, государства); он - одушевлённое орудие труда своего хозяина и результаты его труда, как и он сам, являются собственностью хозяина;
  2. раб не имеет собственности на средства производства;
  3. раб подвергается эксплуатации путём внеэкономического принуждения.

Так, раб, посаженный на пекулий и даже обрабатывающий его путём эксплуатации других рабов, остаётся рабом, ибо и пекулий, и все средства производства, и рабы раба представляют собой собственность рабовладельца, распоряжающегося окончательно и безапелляционно и самим рабом, и всем, чем он владеет. Наряду с этими главными признаками рабства существуют дополнительные, характерные для того или иного периода и общества признаки, исчезающие или появляющиеся, иногда очень яркие и наглядные. Например, юридическое положение раба в обществе или, вернее, степень его бесправия согласно юридическому статусу или обычному праву; бытовое положение раба (наличие или отсутствие семьи и т.д., её права, если они есть); профессия и занятия раба (раб в эргастерии, раб на пекулии и т.п.). Нередко какой-нибудь из этих дополнительных признаков принимается за главный, и тогда понятие «раб» существенно изменяется, получается множество несовпадающих, а иногда противоречащих друг другу дефиниций понятия «раб». Совокупность главных, или базисных, остающихся всегда неизменными признаков в сочетании с дополнительными признаками, меняющимися в зависимости от места и времени, образует скользящую шкалу признаков рабства.

В многообразии форм рабской зависимости различают два основных типа рабства:

  1. раннее, или патриархальное, рабство, связанное с натуральным видом хозяйства;
  2. античное рабство, характерное для обществ с развитыми товарно-денежными отношениями.

К патриархальному рабству относится т. н. домашнее рабство (которое нередко определяют как услуги в состоянии рабства и за которым не признают экономической значимости; однако, как правильно указал советский историк Г. Ф. Ильин, этот неверный вывод зиждется на модернизации понятия «домашнее хозяйство»). В древности в «домашнее хозяйство» входило много (за исключением полевых работ) производственных процессов (молотьба, помол зерна, уход за скотом, изготовление молочных и мучных продуктов, доставка воды, заготовка топлива, изготовление керамики и т.п.). Поэтому использование труда раба в «домашнем хозяйстве» свидетельствует не о суженном применении рабского труда в примитивном хозяйстве, а, наоборот, о его широком распространении. Одной из характерных черт патриархального рабства было совместное участие рабовладельца и его раба (или рабов) в трудовом процессе. Античное рабство отличается от патриархального тем, что в большей степени юридически закрепляло экспроприацию личности раба, как это явствует из сравнения римского законодательства с древневосточными судебниками (Законы Хаммурапи, Хеттские законы, Второзаконие). Оба вида рабства (патриархальное и античное) не были однородны. На Западе и Востоке рабство развивалось по одним и тем же законам, и самые разнообразные формы рабства встречаются и на Западе, и на Востоке. В одной и той же стране в одно и то же время обычно сосуществовали разные формы эксплуатации рабов. Как на первом, так и на втором этапах развития Рабовладельческого строя основные базисные признаки рабства одни и те же, различны лишь их внешние формы.

Рабству присущ двойственный характер рабской зависимости и двойственный характер эксплуатации. Причём «... эта двойственность обусловлена... наличием двух экономических секторов в обществе». Под разными секторами подразумевается сектор частный (в пределах разных общинных структур - от родовой общины до города-государства (полиса) и даже до более обширного государства, как, например, Египет) и сектор государственный (дворец, храм). При этом на стадии патриархального рабства больший удельный вес имел сектор государственный, на стадии античного рабства - частный. В обоих секторах рабы использовались во всех видах производства - в земледелии, ремесле, строительстве и т.д. Среди этой массы рабов различают два типа: рабы 1-го типа, труд которых строго регламентировался и контролировался администрацией, что лишало их возможности проявить какую бы то ни было инициативу, и которые совершенно не были экономически заинтересованы, т.к. создаваемые ими продукты труда полностью присваивались хозяином, и рабы 2-го типа, которые использовались в основном в сельском хозяйстве, им предоставлялась некоторая доля самостоятельности и даже экономической заинтересованности, что создавало у них экономический стимул. Рабами 2-го типа были рабы на пекулии (иногда с работниками), а также илоты в Спарте, пенесты в Фессалии, коринефоры в Сикионе, гимнесии в Аргосе, лелеги в Карин и др. (по поводу илотов, в частности, существует и иное мнение: некоторые учёные считают, что илоты не были рабами). Метод эксплуатации рабов 2-го типа в известной мере предвосхищал формы феодальной эксплуатации крестьян.

Источниками рабства были военнопленные, свободные, попавшие в рабство за долги, рожденные рабами. Для поздней Римской республики и отчасти для Римской империи военнопленные были одним из главных источников рабства.

При Рабовладельческом строе развитие производительных сил шло в основном не за счёт совершенствования орудий производства, а за счёт людей (свободных или рабов), занятых в процессе производства (возрастала специализация занятых в земледелии и ремесле работников, как свободных, так и рабов, повышалась их квалификация). Низкий уровень техники при Рабовладельческом строе объясняется, во-первых, тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых, отсутствием заинтересованности рабов в развитии и росте производства. Поэтому рабовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовавшей развитию производительных сил, сравнительно скоро превратились в тормоз их развития. Орудия труда, которыми рабовладельцы снабжали рабов, как правило, были низкого качества и примитивного типа, т.к. рабы из ненависти к рабовладельцам уничтожали, портили или теряли их, а удельный вес труда свободных постоянно снижался в результате его вытеснения бесплатным рабским трудом. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгодным и в силу этого в конце концов должен был уступить место др. способу производства.

Класс рабовладельцев и класс рабов не были однородны; хозяйства рабовладельцев различались как размером недвижимой собственности, так и количеством рабов. Среди рабов огромное большинство использовалось как источник мускульной энергии, необходимой в различных отраслях экономической жизни (землепашестве, скотоводстве, строительных и транспортных работах и др.). Отсутствие статистики в древности не позволяет точно установить численность рабов; известно, что в Греции и тем более Риме количество рабов было велико, например греческий автор Афиней (2 в. н. э.), ссылаясь на писателя 3 в. до н. э. Ктесикла, сообщает, что, согласно переписи 309 до н. э., в Афинах было 400 тыс. рабов на 21 тыс. граждан и 100 тыс. метеков. По общему мнению учёных, эта цифра сильно преувеличена; предполагается, что у богатых афинян, видимо, в среднем было до 50 рабов домашней прислуги, у более бедных - по несколько человек. О многочисленности рабов свидетельствует сообщение Фукидида, согласно которому бегство 20 тыс. рабов из Афин в Спарту во время Пелопоннесской войны (5 в. до н. э.) парализовало почти всё афинское ремесленное производство. После завоевания Эпира Римом в 168 до н. э. было продано в рабство 150 тыс. эпиротов; завоевание Галлии (1 в. до н. э.) Ю. Цезарем сопровождалось продажей в рабство около 1 млн. галлов. По сообщению Плиния Старшего, у вольноотпущенника Цецилия [время правления Августа (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.)] было, согласно его завещанию, 4116 рабов. Кроме рабов, использовавшихся в различных отраслях экономической жизни, был также, главным образом в Риме, слой рабов, занимавшихся умственным трудом (рабская интеллигенция - художники, писатели, артисты, воспитатели и др.), - это ранее свободные и превращенные в рабов во время войн римлян в Греции. Этот слой в известной мере способствовал проникновению эллинистической культуры в римское общество.

Существовали рынки продажи рабов (в Аквилее, Италия; Танаисе, устье Дона; на о. Делос); на Делосе за сутки продавалось свыше 10 тыс. рабов. В рабских восстаниях (Сицилийские восстания рабов, 2 в. до н. э.; восстание Спартака, 1 в. до н. э.; и др.) участвовали десятки тысяч рабов. Наряду с рабскими восстаниями важное место в период античности занимала борьба в среде свободных - между богатыми и бедными (например, в Риме борьба плебеев с патрициями за гражданские права, движение Гракхов - борьба мелкого землевладения с крупным и др.); причём обе струи этой классовой борьбы редко сливались друг с другом. В среде свободных против богатых боролись промежуточные классы и социальные слои, которые входили в социальную структуру Рабовладельческого строя, - многочисленные свободные крестьяне, являвшиеся полноправными членами общины, ремесленники и др. Обогащаясь или разоряясь, они переходили в класс рабовладельцев или класс рабов. В большинстве греч. и италийских полисов крестьяне были свободны, во многих случаях их закабалению препятствовало законодательство. Кризис полиса и концентрация недвижимого имущества и многочисленных рабов в руках немногих рабовладельцев привели к ухудшению положения мелких свободных производителей, поставив их в разного рода зависимость от рабовладельцев. Рабовладельцы экономически и внеэкономически стремились подчинить этих мелких производителей и эксплуатировать их. Фактически положение «свободных крестьян» (например, в Индии, птолемеевском Египте и др.) мало чем отличалось от положения рабов 2-го типа. В период распространения колоната различия между свободной беднотой и рабами начали сглаживаться, и на позднем этапе Рабовладельческого строя (в период перехода к феодализму) народные массы выступали более сплочённо против рабовладельцев.

Целям закрепления эксплуатации рабов служили аппарат государственной власти, правовые институты, религия и др. формы идеологии. Конкретные типы и формы рабовладельческого государства весьма разнообразны. «... Уже возникает различие между монархией и республикой, между аристократией и демократией. Монархия - как власть одного, республика - как отсутствие какой-либо невыборной власти; аристократия - как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия - как власть народа... Несмотря на эти различия, государство времён рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая» (Ленин). Классическим примером демократической рабовладельческой республики считаются Афины 5-4 вв. до н. э.; примером аристократической рабовладельческой республики был Рим республиканского периода, рабовладельческой монархии - императорский Рим, на Древнем Востоке - Египет, Ассирия, Вавилония, Иран и др. У древних авторов (Полибня, Сыма Цяня и др.) дана характеристика основных форм государственной власти. Несмотря на различия внешних форм государственной власти, все государства древности были аппаратом классового господства рабовладельца не только над рабами, но и над малоимущими свободными производителями.

Сложившееся при Рабовладельческом строе право ставило своей целью превращение рабов в собственность рабовладельцев (раб - объект, а не субъект права), охрану с помощью самых жестоких мер частной собственности, политические всевластия рабовладельцев. В развитом рабовладельческом обществе среди высших слоев физический труд считался несовместимым с исполнением гражданских обязанностей. Конфуций, Аристотель, Цицерон и др. считали рабство общественно необходимым институтом, поскольку, как они полагали, есть категории людей, не способных к умственному труду и самой природой предназначенных к рабской зависимости; граждане же должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости. Аристотель писал: «... Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то тогда и зодчие, при постройке дома, не нуждались бы в рабочих, а господам не нужны были бы рабы». Но некоторые мыслители высказывали и противоположные взгляды: например, Дион Хрисостом (1-2 вв. н. э.) считал, что все люди, в том числе и рабы, имеют одинаковое право на свободу.

Типичной формой религиозного мышления при Рабовладельческом строе был политеизм, что, однако, вовсе не исключало исторической возможности возникновения монотеистических взглядов в определённых исторических условиях (например, установление государственного культа Атона по реформе Эхнатона в Египте в 14 в. до н. э., культ Яхве в Иудее в 1-м тыс. до н. э., христианство в 1 в. н. э. на территории Римской империи). Религиозное мировоззрение при Рабовладельческом строе было господствующим, однако наряду с ним возникло светское мировоззрение в виде ряда философских учений идеалистического и материалистического направления (в Китае, Индии, Греции и Риме): натурфилософия, стоицизм, платонизм, неоплатонизм, материалистические учения Демокрита и Эпикура и др.

Распространение

Народы Древнего Востока первыми вступили в стадию Рабовладельческого строя; в странах Древнего Востока рабовладельческая формация начинается с раннего, или патриархального, рабства (до возникновения товарного хозяйства было ещё далеко). Некоторые страны Древнего Востока (например, Египет времени Нового царства, Месопотамия времени III династии Ура и Старовавилонского царства) развили формы рабства, приближающиеся к античным. В Индии расцвет Рабовладельческий строй приходится на 5-1 вв. до н. э., в Китае на 5 в. до н. э. - 1 в. н. э., причём и здесь патриархальные формы рабства сосуществовали с античными. Рабство в Греции и Риме также сначала было патриархальным, но быстрые темпы развития ряда государств античного мира способствовали превращению его из патриархального в античное (например, в Афинах), в некоторых же полисах оно надолго оставалось патриархальным (Спарта и др.). Греция 5-4 вв. до н. э., Рим 2 в. до н. э. - 2 в. н. э. представляют собой классические образцы развитого Рабовладельческого строя.

Относительно распространения Рабовладельческого строя существуют и иные точки зрения: одни ограничивают распространение Рабовладельческого строя исключительно территории Древней Греции и Древнего Рима; другие говорят о параллельном существовании рабовладельческой формации на Западе и азиатского способа производства на Востоке; некоторые утверждают, что азиатский способ производства имел повсеместное распространение; иные возрождают концепцию «вечного феодализма» на Востоке, выдвигавшуюся в 20-30-е гг. 20 в., и др. Эти точки зрения были сформулированы в ходе дискуссии в 60-х гг., однако не нашли достаточного обоснования в исторической литературе.

Исчезновение

Процесс вытеснения Рабовладельческого строя со всемирной исторической арены феодальной формацией являлся процессом длительным, сложным и мучительным, изобиловавшим множеством разнообразных кровавых конфликтов. Он не был мирной эволюцией или плавным переходом от Рабовладельческого строя к феодализму. По своему характеру это - революционный процесс, однако его никак нельзя считать «революцией рабов». при Рабовладельческом строе достигла большой напряжённости, доказательством тому служат сведения о массовых побегах рабов и рабских восстаниях (Спартака и др.). Гибель рабовладельческого способа производства в конечном итоге была обусловлена его экономической бесперспективностью, ибо непосредственные производители - рабы - не были заинтересованы в поднятии производства. «Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских мануфактурах оно уже не приносило дохода, оправдывавшего затраченный труд. ... Рабство перестало окупать себя и потому отмерло» (Энгельс). Перерождение рабовладельческой формы эксплуатации в колонат, вызванное экономическими причинами и представлявшее собой длительный процесс, обусловило и перерождение рабовладельцев в феодалов, части рабов - в феодальных крестьян. «Перемена формы эксплуатации превращала рабовладельческое господство в крепостническое» (Ленин).

ПЛАН

1. Причины возникновения рабовладельческого строя;

2. Экономическая характеристика рабовладельческого строя;

3. Основные функции рабовладельческого государства;

4. Формы рабовладельческого государства;

5. Рабовладельческое право.

Рабовладельческий строй

Рабовладельческий строй, первая в истории человечества классовая антогонистическая общественно-экономическая формация. Возник в результате разложения первобытнообщинного строя. Древнейшие рабовладельческие государства образовались на рубеже IV и III тысяч. до н.э. (Месопотамия, Египет). Высшего развития рабовладельческий строй достиг в Древней Греции (V – IV вв. до н.э.) и Древнем Риме (II в. до н.э. – II в. н.э.). Основу рабовладельческого строя составляла частная собственность на землю и на раба. Она и предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Захватнические войны обеспечивали массовый приток пленных, - дешевой рабочей силы для рабовладельческих латифундий.

Рабовладельческая формация не могла возникнуть ранее, чем производительные силы развились до такой степени, то появился излишек продукта труда – прибавочный продукт. Его появление послужило причиной целого ряда социальных изменений важнейшими, из которых являются: возникновение товарного производства (теперь есть чем обмениваться), частной собственности, институт которой, в свою очередь, инициирует, формирование института моногамной семьи, возникновение и институционализацию государства, появление профессионального слоя жрецов и управленцев.

Главным объектом частной собственности становятся люди (рабы) – результат того, что теперь «среднестатистический» работник уже в состоянии прокормить себя и других. (В первобытнообщинном строе весь труд являлся необходимым, прибавочный продукт равнялся нулю).

Рабовладельческий тип государства - первый в истории классового общества. Сущность этого государства заключалась в том, что оно представляло собой диктатуру класса рабовладельцев, орудие их организованного насилия над эксплуатируемыми рабами, механизм внеэкономического принуждения рабов к производительному труду. Основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Рабовладелец мог совершать в отношении раба все действия, совершаемые в отношении других предметов собственности - купить, продать, подарить, обменять, завещать наследникам, даже убить.

Наряду с рабовладельцами и рабами на всех этапах развития рабовладельческого строя встречались различные социальные группы свободных и полусвободных людей. Это были крестьяне-общинники, ремесленники, или иные в той либо другой степени зависимые от царя и храмов люди. Их положение также строго регламентировалось государством.

Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и меду государствами.

В странах Древнего Востока общинная собственность на землю и коллективное рабовладение были довольно прочными и сохранялись достаточно долго. Рабовладельческая система там развивалась медленно, в значительной степени не выходя за рамки домашнего - патриархального рабства. Именно этим рабство на Востоке отличается от более быстрого и полного расцвета рабства в античных государствах Средиземноморья, получившего наивысшее развитие в Древнем Риме.

Основные функции рабовладельческого государства определялись в первую очередь его классовой сущностью, необходимостью собственников средств производства закрепить и упрочить соответствующие экономические отношения. Поэтому значительная часть внутренних функций всецело подчинялась задачам угнетения рабов и подавления проявлений недовольства таким положением. Однако государство осуществляло регулирование и других существовавших в обществе отношений - регламентировало совершение гражданско-правовых сделок, вопросы семьи и наследования, организации денежного обращения и торговли, взимания налогов и формирования государственных органов, осуществление правосудия и т.д. Специфичным для стран Древнего Востока во внутренней деятельности государства было наличие экономической функции по организации общественных работ по ирригации земель, без чего землепользование было бы практически невозможно.

Внешние функции рабовладельческого государства выражались в защите территории и существующего строя от посягательств извне, в войнах за расширение территории либо захват новых рабов, поддержание сношений с другими государствами в мирное время и т.д.

В разных странах и на разных этапах развития форма рабовладельческого государства изменялась. В странах Древнего Востока она представляла собой восточную деспотию, для которой характерным было обожествление личности монарха и неограниченность его власти. Эти страны отличались значительной централизацией управления, прежде всего в военном деле, и наличием сложного бюрократического аппарата. В более развитых античных государствах формы правления были разнообразны: монархия, республика аристократическая и республика демократическая. Однако, независимо от формы правления, в каждом государстве существовали органы управления, в первую очередь военного, органы, осуществляющие сбор налогов, органы, реализующие функции правосудия. По мере развития рабовладельческих государств их механизм, как правило, становился все более сложным. Но, несмотря на различия в количестве государственных органов, в возложенных на них функциях и иные отличия, механизм рабовладельческого государства в целом всегда представлял собой аппарат насилия, обеспечивающий своей силой принудительную реализацию воли групп лиц, обладающих экономической и политической властью - рабовладельцев.

Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения. Рабовладельческое право имело очень большое значение для осуществления задач государства, как связанных с существованием противоречий внутри данного общества, так и других, общих для всех членов этого общества. Все же в первую очередь рабовладельческое право обеспечивало деятельность государства по удержанию рабов в подчинении.

Список используемых источников.

1. Советский энциклопедический словарь.

2. Экономический словарь.

3. Социологические исследования. 1999г. №5.

В современных условиях это социальное явление, характеризующееся тотальным ограничением прав человека (лица или группы лиц), его свободы, личной неприкосновенности, принуждением к подневольному труду, к выполнению работы, не ограниченной по времени или неопределённой по характеру, к сексуальной несвободе, а также эксплуатации лица в качестве объекта права собственности (путём продажи, сдачи внаём и др.).

Официальные определения [ | ]

  1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во ООН от , а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества куда больше различий‚ связанных в первую очередь с обществами‚ в которые они встроены (например, крепостные имели собственность и формально хозяин не имел права распоряжаться их жизнью, в то время как раб собственности иметь не может, сам является собственностью рабовладельца и тот вправе лишить его жизни). . Существует мнение, что в современном мире эти различия можно не учитывать; понятие крепостной в правах человека отсутствует.

Сущность рабства и положение раба [ | ]

Появление рабовладения [ | ]

Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда . При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных , которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.

Положение раба [ | ]

Рабство в Древнем Риме

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства - медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья ; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Работорговля [ | ]

История рабовладения [ | ]

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств - Древняя Греция и Рим . Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. В Древнем Китае понятие си , эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э. В новое время рабство существовало в США и Бразилии , в незначительной степени - в Европе.

Первобытное общество [ | ]

Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера . Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. В библейских источниках рабство описано было после потопа (Быт. ). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. , ).

Расцвет рабовладения [ | ]

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству . Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. В этой системе рабы составляли особый класс , из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс - рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам.

Положение рабов постепенно изменялось к лучшему. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных , и только потом - рабов). Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни, забеременевшей от своего господина, положение её ребёнка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина.

Переход от рабовладения к феодализму , рудименты рабства в средневековой Европе [ | ]

Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в прогрессивном смысле на общественную организацию. Неизбежно наступал момент, когда при невольничьем труде производство переставало возрастать, при том что содержание раба постоянно дорожало. Все это подрывало институт рабства. Масштабы использования рабского труда сузились, класс рабов-земледельцев исчез.

Рабство в средневековых государствах Передней Азии [ | ]

На рабском труде африканцев держалась экономика южного Ирака вплоть до восстания зинджей. Высокая концентрация восточноафриканских рабов и тяжёлые условия их существования позволили хариджитам превратить зинджей в ударную силу организованного ими восстания, известного как Восстание зинджей ( -883 годов). В результате восстания зинджам удалось установить свой контроль над всем Нижним Ираком. В результате колоссального напряжения сил аббасидским халифам всё-таки удалось это восстание подавить .

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда , Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см.). За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов . Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек.

Рабство в новое время [ | ]

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVI веке , после начала эпохи великих географических открытий . В ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев.

Основным перевозчиком рабов была Британская Империя. На конец XVII века четверть кораблей Британии перевозили рабов. Крупнейшими пунктами базирования таких судов были Ливерпуль и Бристоль .

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая трансатлантическая работорговля , которая процветала вплоть до XIX века . Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли в Америку.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

Раб в США со следами наказания плетью

Прекращение работорговли и отмена рабства [ | ]

В XVIII веке рабство начало осуждаться деятелями движения Просвещения . К началу XIX века большинство правительств европейских стран признали необходимость отмены рабовладения. В 1807-1808 годах был запрещён ввоз африканских рабов в США и британские колонии. К 1833 году было полностью запрещено рабовладение в Британской империи . В США рабство было отменено лишь в 1865 году (см. Тринадцатая поправка к Конституции США). В публицистической литературе того времени в этот перечень нередко включают также отмену в 1861 году крепостного права в России . Рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, в Китае - в 1910 году . В 1948 году рабство было объявлено незаконным во Всеобщей декларации прав человека . В Саудовской Аравии рабовладение стало незаконным с 1962 года. Последней страной, где было отменено рабство, стала Мавритания , - в 1981 году.

Современное состояние [ | ]

В современном мире торговля людьми занимает третье место в мире по доходности, после торговли наркотиками и оружием . Количество людей, находящихся в различных формах рабства, оценивалось в 2016 году в 45,8 млн человек.

Распространённость рабства на начало XXI века [ | ]

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании в июле 1981 года (хотя де-факто запрет не действует ).

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон - обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labour).

Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века , упала, а доход , который он может приносить, вырос. На современных аукционах в Ливии стоимость раба начинается со 100 американских долларов за голову.

В классических формах [ | ]

В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии , где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан , Мавритания , Сомали , Ангола , Пакистан , Индия , Непал , Мьянма . После интервенции, рабство расцвело и в Ливии. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Наёмное рабство [ | ]

Рабы и скот должны отдыхать вместе с хозяином в седьмой день покоя . Рабам также предусмотрено праздничное веселье наряду с хозяином и всеми его домочадцами . Наказание для рабыни, обручённой с вольным человеком и переспавшей с другим, смягчается тем, что она несвободная и в этом случае оба избегают наказания смертью . За убийство собственного раба предусматривалось наказание его хозяину (в том случае, если раб немедленно умирал, если же он жил ещё день или два, то наказание отменялось, так как раб является собственностью хозяина) . За нанесение физического ущерба рабу хозяин должен отпустить своего раба на волю .

Жизнь раба оценивалась в тридцать сиклей серебра: столько необходимо заплатить его хозяину, если раба до смерти забодал вол .

В христианстве [ | ]

В исламе [ | ]

На других языках одна из версий связывает слово «раб» в среднегреческом языке с глаголом skyleúo - означающего, «добывать военные трофеи», 1-ое лицо единственного, числа которого выглядит как skyláo («добываю») [ ] .

В английском (slave ), французском (esclave ) и немецком (Sklave ) языках слово раб возможно произошло от латинского sclavus , которое в свою очередь пошло от греческого σκλάβος «славяне » , так как в средние века рабами в Европе были, в основном, славяне, поставляемые туда через Византию викингами из Киево-Новгородской Руси [ ] .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Historical survey: Slave-owning societies (неопр.) . Encyclopædia Britannica . Архивировано 23 февраля 2007 года.
  2. Kevin Bales. New Slavery: A Reference Handbook . - ABC-CLIO , 2004. - P. 4. - ISBN 978-1-85109-815-6 .
  3. Sociologists in Action on Inequalities: Race, Class, Gender, and Sexuality . - , 27 May 2014. - P. 43. - ISBN 978-1-4833-1147-0 .
  4. Mauritanian MPs pass slavery law , BBC News (9 августа 2007). Проверено 8 января 2011.
  5. Religion & Ethics – Modern slavery: Modern forms of slavery (неопр.) . BBC (January 30, 2007). Проверено 16 июня 2009.
  6. Slavery"s Global Comeback (неопр.) . The atlantic (19 December 2012).
  7. INAUGURAL GLOBAL SLAVERY INDEX REVEALS MORE THAN 29 MILLION PEOPLE LIVING IN SLAVERY (неопр.) . Global Slavery Index 2013 (4 October 2013). Проверено 17 октября 2013.
  8. Almost 36m people live in modern slavery - report (неопр.) . BBC (17 November 2014). Проверено 17 ноября 2014.
  9. Юртаева Е. А. Рабство / гл. редактор Данилов-Данильян В. И. , Некипелов А. Д. и др.. - Новая Российская энциклопедия. - М. : ООО "Издательство Энциклопедия", 2014. - Т. 13(2). - С. 358. - 480 с. - 15 000 экз. - ISBN 978-5-94802-056-3 .

Рабовладельческая эпоха

С возникновением государств сложилась новая форма поселения - город как центр управления, ремесленного производства и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между которыми стало определяться не только их функцией, но и предназначением для господствующего класса или эксплуатируемых масс.

В эпоху рабовладения началось строительство крупнейшего в мире фортификационного сооружения - Великой китайской стены. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.

В условиях рабовладельческой демократии Др. Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал Периптер(например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров.

В Др. Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой А., ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры - форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству, перистилю, был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом).

В феодальную эпоху А. развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной А. значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на А. эпохи феодализма более значительное влияние, чем на А. рабовладельческих цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европейских стран, Ср. Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в А. Византии, было формирование внутреннего пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение а архитектурной форме крестово-купольных храмов. А. Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси.

В странах Зап. и Центр. Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается А. романского стиля. В культовой А. появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами, и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-й половине 12 в. во Франции зародилась А. готики, отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.

Важный этап развития А. связан с культурой Возрождения , возникшей в начале 15 в. в городах Италии и развивавшейся в 15-16 вв. во многих странах Зап. и Центр. Европы. Социально-экономических процесс разложения феодальных и становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение. Средневековый религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в А. общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к А. выражен в Палаццо - типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада). Итальянские архитекторы обращаются к ясной системе ордеров Др. Рима (творчество Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо, Лучано Лаураны, Браманте, Микеланджело). В эпоху Возрождения развилась теория А. (трактаты Л. Б. Альберти, Виньолы, Палладио). А. Возрождения за пределами Италии была менее последовательна в преодолении средневековой традиции и проходила сложную длительную эволюцию.

Процесс рефеодализации и контрреформации, пережитый Италией во 2-4-й четверти 16 в., резко изменил характер её архитектурного развития. В конце 16-18 вв. основными заказчиками А. становятся церковь и дворянство, требовавшие ярко эмоционального обрамления пышных, театрализованных церемоний - культовых и светских. Логичность композиций А. Возрождения, присущую им законченность частей сменяют характерные для А. Барокко сложные системы сливающихся пространств, развитая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков.



Во Франции 17 в. торжество абсолютизма, развитие промышленности и торговли, рост городов создали предпосылки для возникновения А. Классицизма. Лежащее в его основе рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости геометрических композиций; система архитектурных ордеров широко использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярности композиции распространялся на организацию садов, парков и городских площадей (творчество Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Воле-Виконт, Версаль и др. - во Франции). Развитие А. классицизма продолжается во Франции (арх. Ж. А. Габриель, К. Н. Леду) и других европейских странах во 2-й половине 18 - начале 19 вв. после кратковременной вспышки декоративного и вычурного стиля Рококо. Классицизм поддерживала укреплявшаяся буржуазия. В период наполеоновской империи классицизм пришёл к холодной парадности Ампира. В Англии живописная среда парков, имитировавших естественную природу, создавалась в контрасте с классицистической А. зданий.

Для истории русской А. переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки. Главной задачей русской А. начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные «доходные» жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. А. получила возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся просторные сооружения из металла и стекла («Хрустальный дворец» в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом («Эйфелева башня» в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые «небоскрёбы», выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (Эклектизм).

Противоречия между А. и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль «Модерн», возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы. Индивидуалистические тенденции «модерна» доведены до крайности в произведениях А. Гауди (Испания), а его рационалистические устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), Х. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Беренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.).

После 1917 г. развитие А. капиталистического общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешёвых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается Рационализм, выдвигающий принцип максим. целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов «Баухауза» - В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации.

В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в А. всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий. Он насаждался в слаборазвитых и зависимых странах как символ политического и культурного господства Запада, подчас причудливо сочетаясь с нарочитой экзотичностью т. н. колониального стиля. Перед 2-й мировой войной в ряде стран утверждается Неоклассицизм; его преувеличенно монументальные формы, лишённые свойственных классике гуманистических начал, использовались для выражения реакционной идеологии (А. фашистской Германии и Италии).

Попыткам функционализма выработать интернациональный язык форм, основанный на современной технике, противостояла и Органическая архитектура(основоположник - Ф. Л. Райт, США), стремившаяся учесть в своей строительной практике характерные особенности конкретного места и индивидуальные потребности людей, для которых создаётся здание; внесоциальный характер гуманистических тенденций «органической архитектуры» породил её индивидуалистической крайности.

В послевоенные годы принципы функционализма получили истолкование, зависящее от местных условий и культурных традиций: в А. Финляндии (арх. А. Аалто), Японии (арх. К. Тангэ), Бразилии (арх. О. Нимейер) новаторство сочеталось с ярко выраженными чертами национального своеобразия. Эта тенденция противостояла претензиям на международное лидерство, которые были заявлены А. США, где Л. Мис ван дер Роэ выдвинул космополитическую универсальную концепцию, основанную на приведении А. к простоте элементарных геометрических тел и нерасчленённых пространств. Идея универсальности формы, её независимости от местных условий и назначения построек лежит и в основе американского неоклассицизма 1960-х гг., сочетающего современные технические средства с симметрией композиций и салонной красивостью деталей (творчество Э. Стоуна).

В противовес ему развился Брутализм, сочетающий чёткую функциональную организацию построек с нарочитой массивностью и грубой поверхностью обнажённых конструкций (работы Л. Кана, П. Рудолфа). Многие крупные проектные фирмы, не придерживаясь определенного направления, стремятся следовать за модой.

В европейской А. конце 50-60-х гг. иррационалистические, субъективно-произвольные формы возникли как протест против буржуазного самодовольства, как отражение конфликта между личностью и обществом (поздние работы Ле Корбюзье). Их необычность, однако, была использована буржуазией в целях рекламы. Возник брутализм (арх. А. и П. Смитсон, Великобритания). Современные возможности строительной техники, создающей сложные пространственные формы железобетонных оболочек и вантовых покрытий (см. Висячие конструкции), получили художественное осмысление в сооружениях П. Л. Нерви в Италии, Ф. Канделы в Мексике, А. Э. Рейди в Бразилии, в ряде построек на последних Всемирных выставках. Всё большее внимание буржуазной политики уделяют идеологическому воздействию А. на массы. Демократические архитектурно-художественные тенденции оттесняются капиталистической конкуренцией и давлением официальной идеологии.

Сложен характер архитектурного процесса в молодых независимых государствах Азии и Африки, где стремление создать самобытную А., стоящую на уровне современных требований, сталкивается с чисто националистическими тенденциями и влиянием А. крупных капиталистических стран. Большую помощь ряду государств (ОАР, Камбоджа, Афганистан, Бирма) оказывают советские архитекторы.

В социалистическом обществе А. впервые в истории поставлена на службу всему народу, удовлетворению его растущих материальных и духовных потребностей. Задачи А. СССР и других социалистических стран решаются на основе планового развития народного хозяйства. Реальной стала возможность закономерного формирования системы расселения в целом и входящих в неё населенных мест. Потребности социалистического общества определили главные направления поисков советских А. Уже в 20-х гг. создавались жилые дома и общественные здания новых типов, отвечающие вновь возникшим социальным функциям (дворцы культуры, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли). Строились жилые дома с обобществленным бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны). Целесообразная организация внутреннего пространства здания определяла группировку его объёмов. Приобрёл художественную значимость принцип ясного выражения социальной роли постройки и её структуры. В создании советской А. 20 - начала 30-х гг. участвовали различные творческие группы: «конструктивисты» с бр. Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (см. ОСА), «рационалисты» (К. С. Мельников, Н. А. Ладовский и др.; см. Аснова), зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.). Эти группы шли разными профессиональными путями, но были едины в своём стремлении найти решение новых социальных задач, вставших перед А. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В укрупнённых кварталах Харькова, Запорожья, Ленинграда (арх. П. А. Алешин, А. А. Оль, Г. А. Симонов, Б. Р. Рубаненко) закладывались основы современного микрорайона с развитой системой обслуживания населения.

Во 2-й половине 30-х гг. использование традиционных конструкций в массовом строительстве привело к временному отходу от новаторских приёмов, формообразования, и обращению к архитектурным традициям прошлого. В А. возникли тенденции парадности, подчас идущие в ущерб решению современных социальных задач. Однако этот период был отмечен развитием принципиально важных градостроительных идей, осознанием города как целостной пространственной системы. Его достижениями были генеральные планы реконструкции Москвы (1935) и Ленинграда (1935-40).

Широкое развитие получило строительство административных, транспортных, культурно-бытовых, санаторно-курортных и других общественных сооружений; строились Московский метрополитен (арх. А. Н. Душкин, И. А. Фомин и др.), канал Москва - Волга, Всесоюзная с.-х. выставка в Москве, крупные здания и комплексы.

В послевоенные годы решались грандиозные задачи восстановления разрушенных населенных мест и их реконструкции. В структуру многих городов была внесена закономерность, организованность. Возникли ансамбли центров Волгограда, Киева, Минска и других городов. Глубокая творческая перестройка советской А. во 2-й половине 1950-х гг., направленная на преодоление ложной парадности и архаических форм, открыла широкие новые возможности решения социальных и идейно-художественных задач А. Развитие индустриального строительства было связано с внедрением стандарта и типизацией. Монотонность и однообразие первых крупных жилых комплексов преодолеваются совершенствованием методов строительства (увеличение числа типов домов, их разнообразие) и новыми приёмами пространственной композиции. Широко применяется смешанная застройка зданиями различной этажности, обогащающая силуэт новых районов и их пространственную организацию, позволяющая использовать особенности ландшафта (кварталы в районе Химки-Ховрино в Москве, арх. К. С. Алабян, Н. Н. Селиванов и др., в районе Жирмунай в Вильнюсе, арх. Б. Б. Касперавичене и др.).

Методы сборного строительства послужили для создания хорошо вписанных в природу комплексов, предназначенных для отдыха, среди которых выделяются пионерские лагеря Артека (арх. А. Т. Полянский и др.). Большие успехи достигнуты в области промышленного строительства и в А. гидротехнических сооружений. К крупнейшим градостроительным начинаниям, связанным с развитием существующих городов, относятся создание проспекта Калинина в Москве (арх. М. В. Посохин и др.), застройка приморской части Васильевского острова в Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, С. Г. Евдокимов и др.), строительство мемориального центра в Ульяновске (арх. Б. С. Мезенцев и др.).

Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов.

Переход от пернобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока.

Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в IV-II тысячелетиях до нашего летосчисления. В I тысячелетии до нашей эры рабовладельческий способ производства господствовал в Закавказье (государство Урарту), с VIII-VII веков до нашей эры по V-VI века нашей эры существовало сильное рабовладельческое государство в Хорезме. Культура, достигнутая в рабовладельческих странах древнего Востока, оказала большое влияние на развитие народов европейских стран.

В Греции рабовладельческий способ производства достиг своего расцвета в V-IV веках до нашей эры. В дальнейшем рабство развивалось в государствах Малой Азии, Египте, Македонии (IV-I века до нашей эры). Высшей ступени своего развития рабовладельческий строй достиг в Риме в период со II века до нашей эры по II век современного летосчисления.

На первых порах рабство носило патриархальный, домашний характер. Рабов было сравнительно немного. Рабский труд ещё не являлся основой производства, а играл подсобную роль в хозяйстве. Целью хозяйства оставалось удовлетворение потребностей большой патриархальной семьи, которая почти не прибегала к обмену. Власть господина над его рабами уже тогда была неограниченной, однако ограниченным оставалось поле приложения рабского труда.

В основе перехода общества к рабовладельческому строю лежал дальнейший рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и обмена.

Переход от каменных орудий труда к металлическим привёл к значительному расширению рамок человеческого труда. Изобретение кузнечного меха позволило выделывать железные орудия труда невиданной ранее прочности. При помощи железного топора стало возможным расчищать землю от лесов и кустарников под пашню. Соха с железным лемехом позволила обрабатывать сравнительно крупные участки земли. Примитивное охотничье хозяйство уступило место земледелию и скотоводству. Появились ремёсла.

В сельском хозяйстве, остававшемся главной отраслью производства, улучшались приёмы земледелия и скотоводства. возникли нозые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, льноводство, возделывание масличных культур и т.п. Стада у богатых семей умножались. Для ухода за скотом требовалось всё больше рабочих рук. Ткачество, обработка металла, гончарное дело и другие ремёсла постепенно совершенствовались. Раньше ремесло было подсобным занятием земледельца и скотовода. теперь оно стало для многих людей самостоятельным занятием. Произошло отделение ремесла от земледелия.

Это было второе крупное общественное разделение труда.

С разделением производства на две крупные основные отрасли- земледелие и ремесло - возникает производство непосредственно для обмена, правда, ещё в неразвитом виде. Рост производительности труда привёл к увеличению массы прибавочного продукта, что при частной собственности на средства производства создало возможность накопления богатств в руках меньшинства общества и на этой основе подчинения трудящегося большинства эксплуататорскому меньшинству, превращения трудящихся в рабов.

Хозяйство в условиях рабства было в своей основе натуральным, при котором продукты труда потребляются в рамках того же хозяйства, где они произведены. Но в то же время происходило развитие обмена. Ремесленники производили свои изделия сначала на заказ, а затем для продажи на рынке. При этом многие из них ещё в течение долгого времени продолжали иметь небольшие участки земли и возделывать их для удовлетворения своих потребностей. Крестьяне вели в основном натуральное хозяйство, но вынуждены были продавать некоторую часть своих продуктов на рынке, чтобы иметь возможность покупать ремесленные изделия и платить денежные налоги. Таким образом постепенно часть продуктов труда ремесленников и крестьян становилась товаром.

Товар есть продукт, изготовленный не для непосредственного потребления, а для обмена, для продажи па рынке. Производство продуктов для обмена является характерной чертой товарного хозяйства. Таким образом, отделение ремесла от земледелия, возникновение ремесла как сахмостоятельного промысла означало зарождение товарного производства.

Пока обмен носил случайный характер, один продукт труда непосредственно обменивался на другой. По мере того как обмен расширялся и становился регулярным явлением, постепенно выделялся такой товар, за который охотно отдавали любой другой товар. Так возникли деньги. Деньги представляют собой всеобщий товар, при помощи которого оцениваются все другие товары и который служит посредником в обмене.

Развитие ремесла и обмена привело к образованию городов. Города возникли в глубокой древности, на заре рабовладельческого способа производства. Вначале города немногим отличались от деревни. Но постепенно в городах сосредоточивались ремесло и торговля. По роду занятий жителей, по своему быту города всё более отделялись от деревни.

Так было положено начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними.

По мере того как масса обмениваемых товаров увеличивалась, расширялись и территориальные рамки обмена. Выделились купцы, которые в погоне за наживой покупали товары у производителей, привозили товары на рынки сбыта, иногда довольно далеко от места производства, и продавали их потребителям.

Расширение производства и обмена значительно усиливало имущественное неравенство. В руках богатых накапливались деньги, рабочий скот, орудия производства, семена. Бедняки вынуждены были всё чаще обращаться к ним за ссудой - большей частью в натуральной, а иногда и в денежной форме. Богачи давали орудия производства, семена, деньги взаймы, закабаляя своих должников, а в случае неуплаты долгов обращали их в рабство, отбирали землю. Так возникло ростовщичество. Оно принесло дальнейший рост богатства одним, долговую кабалу - другим.

В частную собственность стала обращаться и земля. Её начали продавать и закладывать. Если должник не мог расплатиться с ростовщиком, ему приходилось бросать землю, продавать своих детей и себя в рабство. Иногда, придравшись к чему-либо, крупные землевладельцы захватывали у крестьянских сельских общин часть лугов, пастбищ.

Так происходило сосредоточение земельной собственности, денежных богатств и массы рабов в руках богатых рабовладельцев. Мелкое крестьянское хозяйство всё более разорялось, а рабовладельческое хозяйство крепло и расширялось, распространяясь на все отрасли производства.

«Непрекращающийся рост производства, а вместе с ним и производительности труда повышал ценность человеческой рабочей силы; рабство, только возникавшее и бывшее спорадическим на предыдущей ступени развития, становится теперь существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть простыми помощниками; десятками их гонят теперь работать на поля и в «мастерские»1. Рабский труд стал основой существования общества. Общество раскололось на два основных противоположных класса - рабов и рабовладельцев.

1 Ф. Энгельс, Происхождение семьи, яастной собственности и государства, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 296.

Так сложился рабовладельческий способ производства.

При рабовладельческом строе население делилось на свободных и рабов. Свободные пользовались всеми гражданскими, имущественными, политическими правами (за исключением женщин, находившихся по сути дела в рабском положении). Рабы были лишены всех этих прав и не имели доступа в состав свободных. Свободные в свою очередь были разделены на класс крупных землевладельцев, являвшихся вместе с тем крупными рабовладельцами, и класс мелких производителей (крестьяне, ремесленники), зажиточные слои которых также пользовались рабским трудом и являлись рабовладельцами. Жрецы, игравшие большую роль в эпоху рабства, по своему положению примыкали к классу крупных земельных собственников-рабовладельцев.

Наряду с классовым противоречием между рабами и рабовладельцами существовало также классовое противоречие между крупными землевладельцами и крестьянами. Но, поскольку с развитием рабовладельческого строя рабский труд, как самый дешёвый труд, охватил большую часть отраслей производства и стал главной основой производства, противоречие между рабами и рабовладельцами превратилось в основное противоречие общества.

Раскол общества на классы вызвал необходимость в государстве. С ростом общественного разделения труда и развитием обмена отдельные роды и племена всё более сближались, объединяясь в союзы. Характер родовых учреждений изменялся. Органы родового строя всё более теряли свой народный характер. Они превращались в органы господства над народом, в органы грабежа и угнетения своих и соседних племён. Старейшины и военачальники родов и племён становились князьями и царями. Раньше они пользовались авторитетом в качестве выборных лиц рода пли союза родов. Теперь они стали пользоваться своей властью для защиты интересов имущей верхушки, для обуздания своих разоряемых родичей, для подавления рабов. Этой цели служили вооружённые дружины, суды, карательные органы.

Так зародилась государственная власть.

«Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земледельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, упрочилось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство»1.

1 В.И. Ленин, О государстве, Сочинения, т. 29, стр. 441.

Государство возникло для того, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства.

Рабовладельческое государство играло большую роль в развитии и упрочении производственных отношений рабовладельческого общества. Рабовладельческое государство держало в повиновении массы рабов. Оно выросло в широко разветвлённый аппарат господства и насилия над народными массами. Демократия в древней Греции и Риме, которую превозносят буржуазные учебники истории, была по сути дела демократией рабовладельческой.