Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии.

Человек создает все богатства цивилизации, но и сам оказывается в зависимости от них, сталкиваясь с обостряющимися глобальными проблемами. На первый план выходят осознание и практические шаги к сохранению и развитию главного — духовной культуры человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В понимании высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека и общества, очерчиваются их взаимоотношения, выявляется смысл бытия.

Сущность человека

Совокупность особенностей и признаков, отличающих его от других живых существ, называют природой человека. Перечень таких особых качеств может быть бесконечно длинным. К разуму, труду, языку, морали часто добавляют свободу, духовность, веру, воображение и фантазию, смех, осознание своей смертности и многие другие свойства и качества. Основное качество человека, его «глубинное ядро» называется сущностью человека. Рассмотрим некоторые сущностные определения человека.

Общественное животное. Так назвал человека древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), который считал, что свою сущность человек реализует только в социальной жизни, вступая в хозяйственные, политические, культурные отношения с другими людьми. При этом не только человек является продуктом общества, но и общество является продуктом деятельности человека.

Человек разумный. Это определение также восходит к Аристотелю. Человек, по его мнению, выделен из царства животных своей способностью логически мыслить, осознавать себя, свои потребности и мир вокруг. После появления биологической классификации Homo sapiens стало стандартным обозначением современного человека.

Человек созидающий. Животное создает нечто в соответствии с программой, заданной инстинктом (например, паук плетет сеть), а человек способен творить нечто совершенно новое по программам, созданным им самим. Человек активно производит, созидает, причем его деятельность целенаправленна, имеет ценностный смысл. В этом понимании человек стал человеком, когда сделал первое орудие труда.

Человек играющий. Без игровых компонентов не обходится ни один вид культурной деятельности — правосудие, война, философия, искусство и т.д. Не только труд сделал человека человеком, но и свободное игровое время, где он мог реализо-вывать фантазии, развивать воображение, создавать художественные ценности, общаться, добровольно принимать общие правила.

Человек религиозный. Человек обладает способностью придавать окружающим явлениям священный смысл, наделять их особым значением, верить в сверхъестественное. Все известные общества, включая самые примитивные, обладают теми или иными системами верований.

Некоторые теории усматривают ущербность, недостаточность человека. Немецкий философ Фридрих Ницше (1844- 1900) называл его больным животным , подчеркивая слабость человека, его безынициативность, стадность, потребность в подчинении и ложных идеалах. Историю общества Ницше рассматривал как постепенное вырождение человека. Некоторые обществоведы говорят о неразумности человека, так как его поведение приводит к уничтожению среды обитания, накоплению оружия, перенаселению, техногенным катастрофам.

Природа человека настолько многогранна, что необходимо говорить о принципиальной неопределенности и неопределимости человека. В этом отношении лучше всего обрисовал сущность человека Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881): « Человек есть тайна...»

Развитие взглядов на сущность человека

Человек как мыслящее и деятельное существо зародится и развивался в единстве с другими людьми, будучи членом общества. Вне общества невозможны существование и развитие человека, удовлетворение ею материальных и духовных потребностей. Но каждый человек и любое общество в целом живут не только но социальным законам. Они выросли из природы, являются ее частью, подчиняются ее законам, должны заботиться о ее сохранении. Согласование, единство, гармония социального и природного начал выступают непреложными законами существования человека и общества.

Понимание смысла человеческой истории, современного состояния общества и перспектив его дальнейшей эволюции невозможно без проникновения в сущность, природ}" самого человека.

Человек изучается различными науками: биологией, антропологией, физиологией, медициной, психологией, логикой, политологией, этикой, экономикой, юриспруденцией и др. Но ни одна из них в отдельности, ни их сумма не могут определить сущность человека как особого представителя природы, мира, Вселенной. Сущность выявляется путем анааиза и обобщения всех главных сторон, аспектов человеческого существования. Вот почему проблема человека предстает как одна из основных, если не центральная проблема, существующая на протяжении всей истории мировой философской и социологической мысли. Особен но она актуализируется в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле существования как общества, так и каждою человека. Именно такой период переживает сегодня отечественная история.

Мыслители Древней Индии представляли человека частью космоса, связанной с ним и телесно, и духовно, подчиняющейся общим законам, диктуемым мировым разумом (брахманом). Человек, его душа покоряются порядку круговорота жизни (сансара), закону воздаяния (карма). Для великого китайского мыслителя Конфуция развитие человека определялось божественным небом , направляющим нравственность людей по пути гуманности, уважительности, почтительности, справедливости, выполнения требований этикета и т. п.

Многие философы Древней Греции и Древнего Рима связывали жизненный путь человека с космическим предопределением. Уделом человека считалось покорение мировому порядку вещей. Наиболее отчетливо фаталистические идеи звучали в философских трудах стоиков (Зенон, Сенека, Марк Аврелий). Поворот к познанию собственной сущности человека связывают с идеями софистов. Их представитель Протагор заявил, что «человек есть мера всех вещей». Сократ провозгласил принцип «познай самого себя».

В древности намечались разные подходы к пониманию соотношения телесной и духовной природы человека. Если на Востоке тело и душа человека считались органично связанными, например, духовное развитие предполагало специальные физические упражнения, режим жизни и проч., то в Древней Греции душа и тело рассматривались как особые формы бытия. По Платону, душа человека бессмертна, она обитает в мире идей, на определенный период поселяется в теле, а после смерти тела возвращается в идеальную обитель. Аристотель пытался «примирить» обе сгоро-

ны человеческого бытия, объявив человека «разумным животным».

В условиях средневекового господства религии человек рассматривался как особое существо, созданное «по образу и подобию» Бога, возвышенное над миром и наделенное свободой воли (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Но человек, пользуясь свободой воли, допускает прегрешения, и греховный человек должен постоянно заботиться о предстоящем высшем суде, рассматривая свое земное существование как временное, не главное, как всего лишь подготовку к идеальной вечной жизни. Подчинение Божественному закону объявлялось необходимой формой общественной жизни.

Эпоха Возрождения поставила вопрос о собственной значимости, самоценности человеческою бытия, его телесной и духовной красоте, творческом предназначении (Н. Кузанский, М. Мон- тень).

Новое время вывело на первый план философских рассуждений познавательные способности человека (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Разум человека, наука рассматривались как главные двигатели общественного прогресса.

Идеологи Просвещения (Вольтер, Д. Дидро) связывали воедино разум и мораль человека, вывели на первый план гуманистический подход в разрешении общественных затруднений.

В немецкой классической философии человек стал центральным объектом изучения. И. Кант пытался утвердить человека в качестве независимого начала, источника собственной познавательной и практической деятельности. Исходным принципом его поведения в обществе считалось врожденное нравственное повеление — поступать таким образом, чтобы поступки человека могли служить эталоном всеобщего законодательства. В философии Г. В. Ф. Гегеля человек подчинен действию всеобъемлющего абсолютного разума , диктующего законы природе и обществу. Л. Фейербах утверждал самоценность бытия человека как природного существа, направляемого любовью к другим людям.

Однако уже в то время осознавались опасности, связанные с некритическим отношением к росту возможностей познания, науки. Сущность человека начала связываться с иррациональными, «внеразумными» факторами: волей к жизни (А. Шопенгауэр); волей к власти (Ф. Ницше); жизненным порывом (А. Бергсон); интимно-мистическим самопознанием (Ж. Жильсон, Ж. Маритен, Ж. П. Сартр); неосознаваемыми инстинктами (3. Фрейд); и др.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) вывел на первый план социально-экономическую, классовую сторону человека. Экономическое положение человека в обществе, определяемое в первую очередь формой собственности на средства производства, объявлялось определяющим и социальных, политических, духовных пристрастиях личности. Смысл жизни человека виделся в отстаивании определенных классовых интересов, служении идеалам социализма и коммунизма.

В истории русской философии выделяются два основных подхода к проблеме человека. Первый подход имеет материалистическую и революционную направленность, связано с идеями радикального преобразования русской действительности (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Второй подход обладает религиозным характером, нацелен на совершенствование мира в соответствии с идеалами христианства (Ф. М. Достоевский, Л. II. Толстой, В. С. Соловьев, II. А. Бердяев). В современных условиях философия шцет варианты объединения усилий разных философских воззрений на природу человека и его взаимосвязей с обществом с целью определить наиболее эффективные стратегии выживания человечества перед лицом глобальных угроз — экологических, нравственных, военных и т. п. Волнующими являются проблемы космической, вселенской сущности человека и человечества. В связи с этим возрастает внимание к научным исследованиям антропосоциогенеза.

Главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль, чудовище, хаос, поле противоречий, чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор Вселенной. Ч. можно сравнить и с Богом, и животными, он окружен со всех сторон пугающей бесконечностью. С одной стороны, Вселенная, в которой Земля крохотная точка, а Ч. - вообще исчезающе малая величина. С др. - бесконечность внутри мельчайшего атома, бесконечность ничтожнейшего продукта природы. Но что значат эти бесконечности в сравнении с Ч.? Хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его, Ч. все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство Вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. , считал К. Г. Юнг, не в состоянии сравнить себя ни с одним существом. Он Ч. «Но что значит - быть человеком? Я отдельная часть безграничного Божества, но я не могу сопоставить себя ни с животным, ни с растением, ни с камнем. Лишь мифологические герои обладают большими, нежели человек, возможностями. Но как может человек составить определенное мнение о себе? Каждый из нас предполагает некий психическийпроцесс, который мы не контролируем и который лишь частично направляем. Потому мы не можем вынести окончательного суждения о себе или своей жизни. Если бы мы могли - это бы значило, что мы знаем, но такое утверждение - не более чем претензия на знание. В глубине души мы никогда не знаем, что же на самом деле произошло. История жизни начинается для нас в случайном месте, в какой-то особой точке, которую нам случилось запомнить, но уже в этот момент наша жизнь была чрезвычайно сложна» (К.Г. Юнг). Сила, создавшая Ч., создала и самую большую загадку для него, загадку его собственной сущности, и человек всю свою жизнь и на протяжении всей истории пытается ее разгадать. М. Шелер выделил пять попыток определения Ч., пять идей о Ч., существовавших в истории: 1) идея, основанная на религиозной вере, согласно которой Ч. есть образ и подобие Божие; 2) идея древних греков о том, что Ч. - это Homo sapiens, наделенный божественным началом, разумом, которого вся природа лишена; 3) идея Homo faber - Ч. делающий, его главной чертой является не разум, потенциально свойственный также и животным, но способность создавать орудия труда, искусственный мир культуры; 4) Ч. - дезертир жизни, ее основных ценностей и законов, ее священного космического смысла; Ч. - тупик жизни, из-за своей биологической слабости и бессилия создавший цивилизацию, гос-во, право, производство; человеческийдухявляется принципом, который уничтожает жизнь, самую высшую из ценностей; 5) Ч. - свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности, предположение о существовании Бога несовместимо с этим его статусом, Богу нельзя существовать и Бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия Ч.; свободное нравственное существо, личность может существовать только в механическом или, по крайней мере, не телеологически построенном мире; в мире, который божество сотворило по своему плану, в этом мире Ч. - как нравственное существо, как личность - уничтожен; предикаты Бога должны быть перенесены на Ч., не на общество, а на личность - на ту личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества. В истории изучения Ч. было много др. попыток его определения: Ч. играющий, Ч. человечный, «млекопитающее с мягкой мочкой уха» (Г.В.Ф. Гегель), «животное, умеющее обещать» (Ф. Ницше) и т.д. и т.п. Все они берут один отличительный признак универсального существа и этим ограничивают его понимание. Ч., как и Бога, видимо, можно определить только апофати-чески (отрицательно), через его фундаментальные характеристики: несводимость, непредопределенность, неповторимость, незаменимость, невыразимость. Ч. не детерминирован жестко ни законами своего биологического вида, ни законами культурной эволюции, ибо история культуры - это не только преемственность традиций, но и их постоянная ломка. Ч. не рождается с определенной профессией или вкусом, не привязан к какому-то одному климату или пище, к определенному месту. Он - бесконечная, открытая потенциальность, с огромной, в сравнении со всеми остальными существами, степенью свободы. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом, ни с одной из сотворенных им форм и вещей, он никогда не выражает в них себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Ч. никогда не может себя опредметить, выразить до конца в своих делах и поступках, в нем всегда есть много незавершенного, непроявленного. Ч. - существо трансцендирующее, постоянно переступающее самого себя, свои положенные им самим или кем-то границы. Сущностью Ч. является ничто. Он - ничто в сравнении со всеми др. видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах; он всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он - ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его «ничто» - это признак его универсальности, возможность свободы. Его «ничто» выражается еще и в том, что Ч. нет как чего-то законченного, оформленного, автоматически длящегося и сохраняющегося. Ч. - это стремление быть Ч. Он существо сверхъестественное, потому что важнейшие феномены его существования, составляющие его главную, невидимую, метафизическую природу: любовь, совесть, честь, достоинство, ум, свобода и т.д., не имеют естественных причин. Метафизика определяет физику его существования, он может отдать жизнь, защищая свою честь или свою свободу. К. Ясперс выделял пять свойств, или особенностей, Ч. как метафизического существа: 1) неудовлетворенность, поскольку Ч. постоянно чувствует свое несоответствие тому, чем он является сегодня: он не удовлетворен своим знанием, своим духовным миром, своим положением, грызущее чувство неудовлетворенности - показатель его человечности; 2) стремление к безусловному, поскольку его жизнь постоянно обусловлена внешними и внутренними причинами, а ему нужно найти безусловную опору для своего бытия, которую невозможно найти ни в обществе, ни в природе, ибо все это для него - вещи относительные; 3) беспрестанное стремление к единому, поскольку ни один из видов единства мира - материального и духовного -его не удовлетворяет, единственное, что может его удовлетворить, - это вечность и, соответственно, непосредственная связь с бытием; 4) сознание непостижимого воспоминания, как будто он знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения; 5) сознание бессмертия не как продолжения жизни в др. образе, а как своей укрытости в вечности. О Агацци Э. как предмет целостного познания // О человеческом в человеке. М., 1991; Мамардашвши М.К, Проблема человека в философии // О человеческом в челове- ке. М., 1991;Ясп(?/)с К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики//Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993; Он же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. В.Д. Губин

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство...

Символы; знаки; эмблемы: Энциклопедия / авт.-сост. В.Э. Багдасарян; И.Б. Орлов; В.Л. Телицын

ЧЕЛОВЕК - универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов. Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен. Человек не может пониматься...

Библейская энциклопедия

Человек (Быт. I, 26, 27, II, 7, 18, 21-23, Пс. VIII, 5-9, Сир. XVII, 1-12, Деян. XVII, 25-28 и мн. др.). Свящ. Писание дает полные и подробные сведения о человеке: о его происхождении и духовной его природе, о теле его и высоком совершенстве его органов. В теле человека...

Философский словарь

дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические. Процессы психические охватывают:

1) процессы познавательные - ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) процессы волевые - мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) процессы эмоциональные - чувства, эмоции.

К состояниям психическим относятся проявления процессов психических - познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления. Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности. Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности - вспыльчивости, гневливости.

Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.

Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии - относительно самостоятельных областей знания. К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Как бы человек не пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения научить человече­ство обращаться с этим сокровищем. Н. К. Рерих

Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и прояв­ления этих феноменов.

Задачи общей психологии определяются основными направлениями ее исследования и развития, а также теми целями, которые ставит перед собой эта отрасль знаний. Общая психология - фундамент всей психологической науки. Она обеспечивает правильное понимание и осмысление особенностей и закономерностей формирования, развития и функционирования психики, поведения и деятельности людей независимо от того, кто они и чем занимают­ся. Общая психология призвана давать универсальные знания, позволяющие адекватно объяснять результаты отражения сознанием человека воздействий окружающей материальной и общественной среды. Она раскрывает внутрен­ний духовный и психический мир людей, а также их переживания и отноше­ние ко всему происходящему вокруг них.

Кроме того, общая психология закладывает основы для изучения человека как существа действующего, творящего, преобразующего окружающую дей­ствительность с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершающего конкретные действия и поступки.

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благород­ство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образован­ным в полном смысле слова.

Н. Г. Чернышевский

Глава ПЕРВАЯ


1.1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


КОММЕНТАРИИ

Общая психология - отрасль психологической науки, раскрывающая зако­номерности возникновения, формирования, развития и проявления психики человека.

Общая психология исследует человека в совокупности всех проявлений его духовного и психического мира как результат исторического и культурно­го развития.



Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и живот­ным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психика многообразна в своих формах и проявленнях. Психика челове­ка - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. с. все то, что состав­ляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание человека - высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, результат труда.

Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, лич­ность, деятельность и поведение.

Бессознательное - это форма отражения действительности, в ходе кото­рого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность слива­ется с переживаниями.

Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социаль­но-психологическими особенностями.

Деятельность- это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Поведение - внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и про­цессов как результата отражения воздействий объективной действительности.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач.

1. Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практиче­ское значение.

2. Анализировать становление и развитие психических явлений и процес­сов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей.

3. Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть прак­тическими средствами их формирования и развития.

4. Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспи­тания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).

Глава первая


1.2. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие общественные на­уки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоре­тически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось разви­тие психики и сознания людей на различных этапах становления общества И человеческих отношении.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направлени­ях правильного осмысления функционирования психики и сознания в усло­виях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психоло­гическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понимать патологию психиче­ского развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основ­ных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей выраба­тывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловлен­ность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных обще­ственно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без ре­зультатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологи­ческое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономи­ческого производства, какими психологическими средствами и методами мож­но повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликт­ность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание законо­мерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффек­тивных методов обучения и воспитания.

Глава первая


1.3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психология - одна из самых сложных наук, так как носителем психики яв­ляется головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям дея­тельности орган и механизм. Да и сами психологические явления очень мно­гогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явления­ми, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что человек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого И свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм проявления, которые достаточно сложно изучить.

Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что резуль­таты исследования этой науки по сравнению с другими отраслями знаний очень часто гораздо более значимы для людей и объективно и субъективно, поскольку они объясняют причины всех действий, поступков и поведения человека.

Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявить, что наибольшую слож­ность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять меха­низмы своего собственного поведения и научиться им управлять.

Ф. Бич

Глава первая


1.4. МИР ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действитель­ности. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприя­тие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоцио­нальные и волевые.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, харак­тер и способности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каж­дый данный момент времени.

К психическим состояниям относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и пр.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Социально-психологические явления и процессы - это психологические фе­номены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием лю­дей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общно­стям.

Именуют богатством блага те, что вовне, Настоящее благо Существует во мне. Р. Тагор

Глава первая


1.5. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПСИХИКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Психологические феномены существуют в форме:

1. Процессов:

^ ощущений, восприятий, пред­ставлений, воображения, памяти, внимания, мышления, речи, мотивации, усвоения, запоминания, забывания, обобщения, повторения, привыкания, рефлексии, самоактуализации, самовнушения, самонаблюдения, само­определения, творчества и т. д.;

^ индивидуальных внешних (поведенческих): действий, деятельности, жести­куляции, игр, импринтинга, мимики, подражания, поступков, реакций, упражнений и т. д.;

^ общения, межличностного воспри­ятия, межличностных отношений, взаимопонимания, взаимодействия, иден­тификации, коммуникации, конформизма, формирования групповых норм;

^> групповых внешних (поведенческих): ькжгрутюъых отношений и взаимодей­ствия.

2. Состояний:

^ индивидуальных, внутренних (психических): адаптации, аффектов, влече­ний, возбуждения, галлюцинаций, интересов, любви, меланхолии, наме­рений, напряжения, настроений, отчуждения, рассеянности, самоактуали­зации, самообладания, склонности, страсти, стремлений, стрессов, сты­да, тревожности, убежденности, притязаний, привязанности, усталости, утомления, фрустрации, эйфории и т. д.;

> индивидуальных, внешних {поведенческих): готовности, интереса, поведен­ческой активности и т. д.;

^ групповых, внутренних (психологических): конфликтов, сплоченности, внут-ригрупповой поляризации, психологического климата и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): паники; страха, открытости группы, закрытости группы и т. д.

3. Качеств:

> индивидуальных, внутренних (психических): авторитарности, агрессивно­сти, активности, акцентуации, боязливости, инертности, интровертиро-ванности, интуитивности, общительности, работоспособности, решитель­ности, самолюбия, трудолюбия и т. д.;

> индивидуальных, внешних (поведенческих): авторитетности, человечности, внушаемости, настойчивости, обучаемости, организованности, трудолю­бия, фанатизма, честолюбия, эгоизма, экстравертированности и т. д.;

> групповых, внутренних (психологических): совместимости, стиля взаимодей­ствия и лидерства, соперничества, сотрудничества, принятия решений, эф­фективности совместной деятельности и т. д.;

> групповых внешних (поведенческих): организованности, соперничества и т. д.

Глава первая


1.6. СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдель­ных их свойств, как это происходит при ощущении.

Представление - процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Воображение - это психический познавательный процесс создания но­вых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующе­го отражения действительности.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения суще­ственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Речь - процесс практического применения человеком языка в целях об­щения с другими людьми.

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отношения ко все­му тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведе­нием, мобилизовыватъ все свои силы на достижение поставленных целей.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жиз­ни и деятельности.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Способности - это психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Кроме того, предметом общей психологии являются психические образова­ния, т. е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков и умений, профессионального мастерства и т. д.), а также психиче­ские состояния, т. е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.

Общая психология вместе с тем закладывает основы методологии осмыс­ления феноменов других отраслей психологической науки.

Глава первая


1.7. СООТНОШЕНИЕ ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людь­ми из обыденной жизни.

Они обладают следующими основными отличительными характери­стиками:

> конкретностью, т. е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

< интуитивностью, свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

^ ограниченностью, т. е. недостаточными представлениями человека о спе­цифике и сферах функционирования конкретных психологических фено­менов;

> основываются на наблюдениях и размышлениях, а это означает, что обыден­ные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

< ограниченностью в материалах, т. е. человек, обладающий теми или ины­ми житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнить с подобными же у других людей.

Научная психология - это устойчивые психологические знания, получен­ные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики лю­дей и животных.

Этим знаниям присущи свои особенности:

> обобщенность, т. е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

> рационализм, свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

> неограниченность, т. е. они могут использоваться множеством людей;

^ основываются на эксперименте, т. е. научные психологические знания ис­следованы в различных условиях;

^ слабая ограниченность в материалах, означающая, что в научных психоло­гических знаниях отражен как весь человеческий опыт, так и условия, в которых он накапливался.

Конечно, бытие определяет сознание. Это как правило. Однако, к счастью, часто случается так, что сознание опережает бытие. Ина­че мы до сих пор сидели бы в пещерах.

А. и Б. Стругацкие

Глава первая


1.8. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

1-й этап. Первые представления о психике имели анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину раз­вития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психическо­го на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разум­ную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психику - мате­риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит счи­тал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки науч­ного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не об­ладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавли­вает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомисти­ческого анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психи­ки, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрез­вычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиоло­гии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экс­периментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихе­виоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую приклад­ную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Российская психологическая наука придерживается диалектико-матери-алистического взгляда на происхождение психики.

Глава первая


1.9. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ


Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

КОММЕНТАРИИ

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изу­чают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невклю-ченным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, имеет слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является органи­зованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключением этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкци­ей; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, по­лученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные во­просы исследователя.

Опрос бывает письменным {анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые вы­полняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные про­явления психики индивида (обычно оно включает использование конститу­тивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предпо­лагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).



Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

Несмотря на то что человек находится в постоянном развитии, а окружающий его мир всё время изменяется, сама природа человека и его поведения остаются неизменными - они подчиняются тем же законам, что и много веков назад. Именно поэтому общая психология человека и сегодня является объектом интересов огромного количества учёных и специалистов. Общая психология, как наука сохраняет свою важность и актуальность. Обучению основам общей психологии посвящены многочисленные семинары, теоретические и практические курсы, практикумы и различные виды тренингов.

В данном уроке вы познакомитесь с предметом и методом общей психологии, узнаете, какие существуют проблемы, задачи, законы и особенности этой научной дисциплины.

Введение в общую психологию

Это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс - это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.

Методы общей психологии

Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов. Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.

Наблюдение

Наблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное, сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу).

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

  • Постановка целей и задач;
  • Определение ситуации, предмета и объекта;
  • Определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
  • Определение способа ведения данных;
  • Обработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным - в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.

Беседа

Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы).

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. При этом важно предварительно беседу продумать, составить её план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

Эксперимент

Эксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей - это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.

Ещё один метод - тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют ещё генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того, чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.

В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы. Поэтому, наряду с основными методами психологических исследований, нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик.

Предмет и объект общей психологии

Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки - это разные вещи. Объект - это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее.

Объект общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Предмет общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

  • психические процессы - психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
  • психические состояния - активность, подавленность, бодрость и т.п.;
  • психические свойства личности - целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
  • психические новообразования - те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.

Ощущения

Ощущения - это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность - качественный показатель ощущений (для зрения - цвет, насыщенность, для слуха - громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность - количественный показатель ощущений;
  • Длительность - временной показатель ощущений;
  • Локализация - пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта - в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона - основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда - основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Восприятие

Восприятие - это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта. Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие - это сложнейшая функция, определяющая приём и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание, а также формируется чувственный образ, т.е. происходит осмысление.

Восприятие разделяется на четыре уровня:

  • Обнаружение (перцептивное действие) - формирование образа;
  • Различение (перцептивное действие) - само восприятие образа;
  • Идентификация (опознавательное действие) - отождествление объекта с уже имеющимися образами;
  • Опознание (опознавательное действие) - категоризация объекта.

У восприятия есть и свои свойства: структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность. Подробнее о восприятии читайте .

Внимание

Внимание - это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие. Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.

Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.

Функции внимания:

  • Обнаружение
  • Избирательное внимание
  • Распределённое внимание

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на:

  • Внешнее - направлено на окружающий мир;
  • Внутреннее - направлено на внутренний мир человека;
  • Моторное

Свойства внимания: направленность, распределённость, объём, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, устойчивость.

Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от её назначения могут становиться более или менее интенсивными.

Представления

В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета, воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чём-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.

Классифицируют представления несколькими способами:

  • По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления;
  • По степени обобщённости - единичные, общие и схематизированные;
  • По происхождению - на основе восприятия, мышления или воображения;
  • По степени волевых усилий - непроизвольные и произвольные.

Представления обладают следующими свойствами: обобщённость, фрагментарность, наглядность, неустойчивость.

Подробнее о представления в психологии читайте в этой статье в Википедии .

Память

Память - это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности - визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию - эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания - процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам - ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам - долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств - неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели - непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития - словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном .

Воображение

Воображение - это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности - активное и пассивное воображение;
  • По результатам - репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов - абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий - непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам - типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в этой статье .

Кроме того, проблемам развития воображения посвящен на нашем сайте.

Мышление

В общей психологии существует множество определений процесса мышления. Согласно одному из самых популярных определений:

Мышление - это высший этап обработки человеком информации и процесс установления связей между явлениями и объектами внешнего мира.

Оно является высшей ступенью познания человека, как процесса отражения в его мозге окружающей действительности.

Мышление разделяется на:

  • Абстрактно-логическое;
  • Наглядно-образное;
  • Конкретно-предметное;
  • Наглядно-действенное.

А основными формами мышления являются:

  • Понятие - мысли, выделяющие и обобщающие явления и предметы;
  • Суждение - отрицание или утверждение чего-либо;
  • Умозаключение - вывод.

Эти и другие составляющие мыслительного процесса рассматриваются в нашем .

Речь

Речью называются форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь - это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.

Язык (речь) выполняет функции:

  • Инструмента интеллектуальной деятельности;
  • Способа общения;
  • Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.

Речь - важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).

Речь обладает следующими свойствами:

  • Содержательность - количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
  • Понятность - правильность;
  • Выразительность - эмоциональная окраска и богатство языка;
  • Действенность - оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.

Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по и .

Эмоции

Эмоции - это психические процессы, которые отражают отношение субъекта к возможным или реальным ситуациям. Эмоции нельзя путать с такими эмоциональными процессами, как чувства, аффекты и настроения. На сегодняшний день эмоции изучены достаточно слабо и многими специалистами понимаются по-разному. По этой причине определение, данное выше нельзя считать единственно верным.

Характеристиками эмоций являются:

  • Тон (валентность) - положительные или отрицательные эмоции;
  • Интенсивность - сильные или слабые эмоции;
  • Стеничность - влияние на активность человека: стенические (побуждающие к действию) и астенические (снижающие активность);
  • Содержание - отражает разные грани значения вызвавших эмоции ситуаций.

Эмоции в большинстве случаев проявляются в физиологических реакциях, т.к. последние зависят от них. Но сегодня ведутся споры на тему того, что и преднамеренные физиологические состояния могут вызывать определённые эмоции.

Эти и другие вопросы понимания и управления эмоциями рассматриваются в нашем .

Воля

Воля - это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Проявлением воли можно считать достижение поставленных целей и результатов. Обладает множеством положительных качеств, влияющих на успешность деятельности человека. Основными волевыми качествами считаются настойчивость, мужество, терпение, самостоятельность, целенаправленность, решительность, инициативность, выдержка, смелость, самообладание и другие. Воля побуждает к действию, позволяет человеку управлять желаниями и реализовывать их, развивает самоконтроль и силу характера.

Признаки волевого акта:

  • Усилия воли во многих случаях направлены на преодоление своих слабостей;
  • Выполнение какого-либо действия без получения от этого процесса удовольствия;
  • Наличие плана действий;
  • Приложение усилий для выполнения чего-либо.

Подробнее о воле в психологии читайте в Википедии .

Психические свойства и состояния

Психические свойства - это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.

Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.

Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.

Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей - целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.

Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).

Психические состояния - это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека - её свойством.

Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:

  • Состояния личности;
  • Состояния сознания;
  • Состояния интеллекта.

Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:

  • По источнику формирования - обусловленные ситуацией или личностно;
  • По степени выраженности - поверхностные и глубокие;
  • По эмоциональной окраске - положительные, нейтральные и отрицательные;
  • По длительности - кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
  • По степени осознанности - сознательные и неосознанные;
  • По уровню проявления - физиологические, психофизиологические, психологические.

Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:

  • Оптимальная работоспособность;
  • Напряжённость;
  • Заинтересованность;
  • Вдохновение;
  • Утомление;
  • Монотония;
  • Стресс;
  • Релаксация;
  • Бодрствование.

К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.

Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в Википедии .

Мотивация

Мотивация - это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.

Различают несколько видов мотивации:

  • Внешняя - обусловлена внешними условиями;
  • Внутренняя - обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
  • Положительная - основана на положительных стимулах;
  • Отрицательная - основана на отрицательных стимулах;
  • Устойчивая - определяется нуждами человека;
  • Неустойчивая - требует дополнительного стимула.

Мотивация бывает следующих типов:

  • От чего-либо (основной тип);
  • К чему-либо (основной тип);
  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Познавательная.

Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:

  • Самоутверждение;
  • Идентификация с другими людьми;
  • Власть;
  • Саморазвитие;
  • Достижение чего-либо;
  • Общественная значимость;
  • Стремление быть в обществе определённых людей;
  • Негативные факторы.

Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в этого тренинга.

Темперамент и характер

Темперамент - это комплекс психических особенностей личности, связанных с её динамическими характеристиками (то есть с темпом, ритмом, интенсивностью отдельных психических процессов и состояний). Основа формирования характера.

Выделяют следующие основные типы темперамента:

  • Флегматик - признаки: эмоциональная устойчивость, упорство, спокойствие, размеренность;
  • Холерик - признаки: частые перемены настроения, эмоциональность, неуравновешенность;
  • Сангвиник - признаки: живость, подвижность, продуктивность;
  • Меланхолик - признаки: впечатлительность, ранимость.

Разные типы темперамента обладают разными свойствами, которые могут оказывать положительное или отрицательное влияние на личность человека. Тип темперамента не оказывает влияния на способности, но влияет на то, как люди проявляют себя в жизни. В зависимости от темперамента находятся:

  • Восприятие, мышление, внимание и другие психические процессы;
  • Устойчивость и пластичность психических явлений;
  • Темп и ритм действий;
  • Эмоции, воля и другие психические свойства;
  • Направленность психической деятельности.

Характер - это комплекс постоянных психических свойств личности, которые определяют её поведение. Черты характера образуют собой свойства человека, определяющие его образ жизни и форму поведения.

Черты характера различаются по группам. Всего их четыре:

  • Отношение к людям - уважение, коммуникабельность, чёрствость и т.п.;
  • Отношение к деятельности - добросовестность, исполнительность, ответственность и т.д.;
  • Отношение к самому себе - скромность, заносчивость, самокритичность, эгоизм и т.п.;
  • Отношение к вещам - бережность, аккуратность и т.д.

Каждый человек обладает присущим только ему характером, свойства и особенности которого определяются, по большей части, социальными факторами. Также всегда имеет место быть акцентуация характера - усиление отдельных его черт. Следует также заметить, что существует тесная взаимосвязь характера и темперамента, т.к. темперамент оказывает влияние на развитие каких-либо черт характера и проявление его особенностей, и в то же время, используя какие-то черты своего характера, человек в случае необходимости может контролировать проявления своего темперамента.

Подробнее о характере и темпераменте читайте в нашего тренинга.

Всё вышеизложенное, конечно, не является всеобъемлющей информацией о том, что такое общая психология человека. Данный урок призван лишь дать общее представление и обозначить направления дальнейших изучений.

Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже - коротко о некоторых из них.

Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.

Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий ("Возрастная и педагогическая психология", "Практические занятия по психологии", "Сборник задач по общей психологии"). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.

Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к. очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться. Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.