Дезадаптация социальная - нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними. Социальная дезадаптация включает в себя, в частности, ухудшение личных и деловых взаимоотношений человека, невозможность выполнения им своей работы на высоком уровне (с учетом предъявляемых требований), нарушение социально-ролевого или полоролевого взаимодействия с людьми

Детская дезадаптация воспринимается как трудновоспитуемость – сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами:

§ просчеты воспитания;

§ особенности характера и темперамента;

§ личностные характеристики.

Дезадаптация может быть патогенной (психогенной), психосоциальной, социальной.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы. Патогенная дезадаптация может носить устойчивый характер. Выделяют психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (дурные привычки, энурез и т.д.)

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его нестандартность и требуют индивидуального подхода в условиях детского образовательного учреждения.

Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации

§ акцентуации характера,

§ особенности эмоционально-волевой и мотивационно-познавательной сферы,

§ опережающее развитие ребенка, делающее ребенка «неудобным» учащимся.

Неустойчивые формы психосоциальной дезадаптации:

§ кризисные периоды развития ребенка,

§ психические состояния, спровоцированные психотравмирующими обстоятельствами (развод родителей, конфликт, влюбленность).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушениях норм морали, асоциальных формах поведения, деформации ценностных ориентаций. Выделяют две стадии: педагогическая запущенность и социальная запущенность. Социальная дезадаптация характеризуется следующими признаками:

§ отсутствие навыков общения,

§ неадекватная оценка себя в системе общения,

§ высокие требования к окружающим,

§ эмоциональная неуравновешенность,

§ установки, препятствующие общению,

§ тревожность и боязнь общения,

§ замкнутость.

Факторами дезадаптации могут быть и семья и школа.

Учитель – самый значимый взрослый для ребенка в начале учебы в школе, и наличие таких качеств как усидчивость, самоконтроль, самооценка, воспитанность приводит к тому, что учитель принимает ученика, удовлетворяет его притязания ни признание. Если эти качества не сформированы – возможна дезадаптация ребенка.

Исследования, проведенные в Англии, показали, что наибольшие проблемы среди учащихся возникают в школах с нестабильным преподавательским составом. Ожидание учителем только плохого от ученика ведет к усилению дезадаптации, одноклассники перенимают плохое отношение учителя к определенному ученику. Возникает следующая схема: грубый персонал– грубые дети; телесные наказания – агрессия.

Задача учителя (и психолога) найти возможности поощрять слабых учеников за достижения (за улучшения), дети должны получать положительные эмоции от школы, должны чувствовать свою нужность, ответственность. Интерес к учебе и успехам ребенка (а не контроль за учебой) со стороны учителей и родителей улучшает успеваемость.

Стили общения учителя и учеников могут быть различными: авторитарный, демократичный, попустительский. Дети нуждаются в направлении и руководстве, поэтому авторитарный (или демократический) подход в младших классах предпочтительнее, чем попустительский. В старших классах наилучшие результаты дает демократический стиль.

Притязания на признание среди сверстников вызывают у детей амбивалентные отношения (дружба – соперничество), стремление быть как все и лучше всех; выраженные комфортные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников; (чувства злорадства и зависти) приводят к тому, что неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей, что может вызвать соперничество и сложности в отношениях.

Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, что приведет к усилению трудностей как в общении со сверстниками и взрослыми, так и возникновению проблем с учебой. Нарушение взаимоотношений ребенка с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития, может служить своеобразной «лакмусовой бумагой» адаптации ребенка к условиям существования в школе. Симпатии чаще возникают по соседству (в классе, во дворе, на внеклассных занятиях), чем педагог и психолог могут пользоваться в целях улучшения взаимоотношений сложных детей со сверстниками. Немаловажным представляется выявление положения ребенка и подростка в референтной для него группе, так как она сильно влияет на поведение школьника, известна повышенная конформность детей по отношению к установкам и групповым нормам референтных групп. Притязание на признание среди сверстников – важная сторона взаимоотношений ребенка внутри школы и эти отношения часто характеризуются амбивалентностью (дружба – соперничество), ребенку одновременно надо быть как все и лучше всех. Выраженные конформные реакции и стремление утвердить себя среди сверстников – такова возможная картина личностного конфликта ребенка, приводящая к возникновению чувства злорадства и зависти: неудача других может вызвать чувство превосходства. Сравнение учителем учеников между собой приводит к отчуждению среди детей и заглушает чувство сопереживания.

Нарушение взаимоотношений с другими детьми является показателем аномалий процесса психического развития. Отсутствие навыков общения, значимых навыков и умений может привести к нарушениям взаимоотношений со сверстниками, увеличивает школьные трудности.

Внутренние факторы школьной дезадаптации:

§ соматическая ослабленность;

§ ММД (минимальные мозговые дисфункции), нарушение формирования отдельных психических функций, нарушение познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, моторика);

§ особенности темперамента (слабая нервная система, взрывной характер реакций);

§ личностные особенности ребенка (акцентуации характера):

§ особенности саморегуляции поведения,

§ уровень тревожности,

§ высокая интеллектуальная активность,

§ вербализм,

§ шизоидность.

Особенности темперамента, мешающие успешной адаптации детей к школе:

§ повышенная реактивность (сниженность волевых моментов),

§ высокая активность,

§ гипервозбудимость,

§ заторможенность,

§ психомоторная нестабильность,

§ возрастные особенности темперамента.

Взрослый часто выступает как побудитель школьной дезадаптации ребенка, причем дезадаптирующее влияние родителей на ребенка заметно серьезнее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие факторы влияния взрослого на детскую дезадаптацию:

§ Факторы семейной системы.

§ Медико-санитарные факторы (заболевания родителей, наследственность и т.д.).

§ Социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).

§ Социально-демографические факторы (неполная, многодетная семья, престарелые родители, повторные браки, сводные дети).

§ Социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая несостоятельность родителей, низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации).

§ Криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и т.д.).

Помимо выделенных факторов оказывают влияние на возможную дезадаптацию ребенка и другие особенности семейной системы и ближайшего социального окружения, например, «проблемный» ребенок, выступающий как связывающий фактор семейной системы по выделяемой ему роли в семье, становится менее адаптированным, чем ребенок, в семье которого нет выраженных проблемных зон, завязанных на ребенка. Важным фактором может служить и порядок рождений детей и их ролевые позиции в семье, которые могут приводить к детской ревности и неадекватным способам ее компенсации. Детство взрослого оказывает сильное влияние на его педагогическую деятельность и отношение к собственному ребенку или ученику.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может проводиться по следующим направлениям:

§ формирование навыков общения,

§ гармонизация отношений в семье,

§ коррекция некоторых личностных свойств,

§ коррекция самооценки ребенка.

Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.

Терминология

Дезадаптация - это психическое состояние человека (чаще - ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.

Выделяют три вида:

  • Патогенная дезадаптация - это состояние, возникающее в результате нарушения работы психики человека, при нервно-психических заболеваниях и отклонениях. Такая дезадаптация лечится в зависимости от возможности излечения болезни-причины.
  • Психосоциальная дезадаптация - это невозможность приспособиться к новой обстановке вследствие индивидуальных социальных особенностей, половозрастных изменений, становления личности. Этот вид дезадаптации обычно временный, однако в отдельных случаях проблема может ухудшиться, и тогда психосоциальная дезадаптация перерастет в патогенную.
  • Социальная дезадаптация - это явление, характеризующееся асоциальным поведением и нарушением процесса социализации. К ней также относится учебная дезадаптация. Границы между социальной и психосоциальной дезадаптацией весьма размыты и заключаются в особенности проявления каждой из них.

Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке

Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

Психологи по-разному трактуют такую ситуацию: как подвид социальной дезадаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация - лишь причина школьной. Однако, исключая эту взаимосвязь, можно выделить еще три основные причины, из-за которых ребенок будет чувствовать себя в учебном заведении некомфортно:

  • недостаточная дошкольная подготовка;
  • отсутствие навыков поведенческого контроля у ребенка;
  • неприспособленность к темпу обучения в школе.

Все три из них сводятся к тому, что школьная дезадаптация - распространенное явление среди первоклассников, однако иногда она проявляется и у детей постарше, например, в подростковом возрасте вследствие перестройки личности или же просто при переходе в новое учебное заведение. В таком случае дезадаптация из социальной перерастает в психосоциальную.

Последствия школьной дезадаптации

Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют следующие:

  • комплексная неуспеваемость по предметам;
  • прогуливание занятий по неуважительным причинам;
  • пренебрежение нормами и школьными правилами;
  • неуважение к одноклассникам и преподавателям, конфликты;
  • замкнутость, нежелание идти на контакт.

Психосоциальная дезадаптация - проблема интернет-поколения

Рассмотрим школьную дезадаптацию с точки зрения школьного возрастного периода, а не учебного в принципе. Данная дезадаптация проявляется в виде конфликтов со сверстниками и учителями, иногда - аморального поведения, нарушающего нормы правил поведения в учебном заведении или в обществе в целом.

Чуть более полувека назад среди причин, вызывающих данный вид неприспособленности, не было такой, как Интернет. Сейчас же именно он - основная причина.

Хиккикомори (хикки, хикковать, от японск. «отрываться, быть заточенным») - современный термин для описания расстройства социальной адаптации у молодых людей. Трактуется как полное избегание любых контактов с обществом.

В Японии определение «хиккикомори» - болезнь, но в то же время в социальных кругах это может использоваться даже как оскорбление. Кратко можно обозначить, что быть «хиккой» - плохо. Но так дела обстоят на Востоке. В странах же постсоветского пространства (включая Россию, Украину, Беларусь, Латвию и др.) с распространением явления социальных сетей образ хиккикомори был возведен в культ. Сюда же относится популяризация мнимой мизантропии и/или нигилизма.

Это привело к повышению уровня психосоциальной дезадаптации среди подростков. Интернет-поколение, переживая пубертатный период , беря за пример «хикковство» и подражая ему, рискует на самом деле подорвать психическое здоровье и начать проявлять патогенную дезадаптацию. В этом суть проблемы открытого доступа к информации. Задача родителей - с раннего возраста научить ребенка фильтровать получаемые знания и отделять полезное и вредного, чтобы не допустить излишнего влияния со стороны последнего.

Факторы психосоциальной дезадаптации

Интернет-фактор хоть и считается основой психосоциальной дезадаптации в современном мире, но не является единственным.

Остальные причины дезадаптации:

Последний фактор затрагивает извечную проблему «отцы-дети»; это в очередной раз доказывает, что за предотвращение проблем социальной и психосоциальной адаптации ответственны родители.

Классификация. Подвиды психосоциальной дезадаптации

В зависимости от причин и факторов условно можно составить следующую классификацию психосоциальной дезадаптации:

  • Социально-бытовая. Человека могут не устраивать новые условия быта.
  • Правовая. Человека не устраивает его место в социальной иерархии и/или в обществе вообще.
  • Ситуационно-ролевая. Кратковременная дезадаптация, связанная с неподходящей социальной ролью в определенной ситуации.
  • Социокультурная. Неспособность принять менталитет и культуру окружающего социума. Чаще проявляется при переезде в другой город/страну.

Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Дезадаптация в паре - очень интересное и малоизученное понятие. Малоизученное в смысле как раз классификации, поскольку проблемы дезадаптации зачастую волнуют родителей по отношению к их детям и практически всегда игнорируются по отношению к ним самим.

Тем не менее, хотя и редко, данная ситуация может возникнуть, ведь за это в ответе дезадаптация личности - обобщенный термин нарушений приспособленности, как нельзя лучше подходящий для использования здесь.

Дисгармония в паре - одна из причин расставаний и разводов. К ней относятся несовместимость характеров и взглядов на жизнь, отсутствие взаимных чувств, уважения и понимания. Вследствие этого появляются конфликты, эгоистичное отношение, жестокость, грубость. Отношения становятся «больными», особенно если из-за привычки никто из пары не собирается отступать.

Психологи также заметили, что в многодетных семьях такая дезадаптация проявляется редко, зато ее случаи учащаются, если пара живет вместе с родителями или другими родственниками.

Патогенная дезадаптация: когда болезнь мешает приспособиться в обществе

Этот вид, как уже было указано выше, возникает при нервных и психических расстройствах. Проявление дезадаптации из-за болезни порой становится хроническим, поддающимся лишь временному купированию.

Так, например, олигофрения отличается отсутствием психопатических наклонностей и расположений к преступлениям, однако умственная отсталость такого больного, несомненно, мешает его социальной приспособленности. Именно поэтому данная категория детей вынесена психологами в отдельную программу, по которой должна производиться профилактика дезадаптации:

  • Диагностика болезни до ее полного прогрессирования.
  • Соответствие учебного плана возможностям ребенка.
  • Ориентированность программы на трудовую деятельность - доведение трудовых навыков до автоматизма.
  • Социально-бытовое обучение.
  • Педагогическая организация системы коллективных связей и отношений детей-олигофренов в процессе какой-либо их деятельности.

Проблематика воспитания «неудобных» учеников

Среди исключительных детей особую ступень занимают также и одаренные дети. Проблема в воспитании таких ребят заключается в том, что талант и острый ум - не болезнь, поэтому особого подхода к ним не ищут. Зачастую педагоги лишь усугубляют ситуацию, провоцируя в коллективе конфликты и обостряя взаимоотношения между «умниками» и их сверстниками.

Предупреждение дезадаптации детей, опережающих остальных в интеллектуальном и духовном развитии, заключается в правильном семейном и школьном воспитании, направленном не только на развитие имеющихся способностей, но и таких черт характера, как этичность, вежливость и гуманность. Именно они, точнее, их отсутствие, в ответе за возможное «зазнайство» и эгоизм маленьких «гениев».

Аутизм. Дезадаптация аутичных детей

Аутизм - это нарушение социального развития, которое характеризируется стремлением уйти «в себя» от мира. У этой болезни нет начала и конца, она - пожизненный приговор. У больных аутизмом могут быть как развитые интеллектуальные способности, так и, наоборот, малая степень отсталости в развитии. Ранним признаком аутизма называют неумение ребенка принимать и понимать других людей, «считывать» с них информацию. Характерным симптомом является избегание взгляда «глаза в глаза».

Для того чтобы помочь аутичному ребенку приспособиться в мире, родителям необходимо запастись терпением и толерантностью, ведь им часто придется сталкиваться с непониманием и агрессией со стороны окружающего мира. Важно понимать, что их маленькому сыну/дочке еще тяжелее, и он/она нуждается в помощи и опеке.

Ученые предполагают, что социальная дезадаптация аутичных детей возникает из-за нарушений работы левого полушария мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие личности.

Существуют основные правила того, как наладить общение с ребенком, больным аутизмом:

  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Принимать его таким, какой он есть. В любых обстоятельствах.
  • Запастись терпением при его обучении. Тщетно ожидать быстрых результатов, необходимо радоваться и маленьким победам также.
  • Не осуждать и не обвинять ребенка за его болезнь. Собственно, никто не виноват.
  • Подавать ребенку хороший пример. Не имея навыков общения, он будет стараться повторять за родителями, и потому следует тщательно выбирать круг общения.
  • Смириться с тем, что чем-то придется жертвовать.
  • Не скрывать ребенка от общества, но и не мучить его им.
  • Уделять больше времени его воспитанию и становлению личности, а не интеллектуальному обучению. Хотя, разумеется, важны обе стороны.
  • Любить его, несмотря ни на что.

Неприспособленность к социуму вследствие нервных и психических расстройств личности

Среди наиболее часто встречаемых расстройств личности, одним из симптомов которых является дезадаптация, выделяют такие:

  • ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Описывается как навязчивая идея, иногда противоречащая даже моральным принципам больного и потому мешающая росту его личности и, следовательно, социализации. Больные ОКР склонны к излишней чистоплотности и систематизации. В запущенных случаях пациент способен «очистить» свое тело до кости. Излечением ОКР занимаются психиатры, психологических показаний к нему нет.
  • Шизофрения. Еще одно расстройство личности, при котором больной не способен контролировать себя, что приводит к его неспособности нормального взаимодействия в обществе.
  • Биполярное расстройство личности. Ранее ассоциировалось с маниакально-депрессивным психозом. Человек с БРЛ эпизодически испытывает либо тревожность, смешанную с депрессией, либо взбудораженность и подъем энергии, вследствие чего проявляет экзальтированное поведение. Это также мешает ему адаптироваться в социуме.

Девиантное и деликвентное поведение как одна из форм проявления дезадаптации

Девиантным называют поведение, которое отклоняется от нормы, является противоречащим нормам или вовсе отрицает их. Проявление девиантного поведения в психологии называют «поступком».

Поступок направлен на:

  • Проверку собственных сил, способностей, умений и навыков.
  • Испытание методов достижения определенных целей. Так, агрессия, с помощью которой можно добиться желаемого, при успешном результате будет повторяться вновь и вновь. Также ярким примером являются капризы, слезы и истерики.

Девиация не всегда подразумевает плохие поступки. Положительное явление девиации - это проявление себя в творческом плане, раскрытие своего характера.

Дезадаптация же характеризируется отрицательной девиацией. К ней относятся вредные привычки, недопустимые действия или же бездействие, ложь, грубость и т. д.

Следующим этапом девиации является деликвентное поведение.

Деликвентное поведение - это протест, осознанный выбор пути против системы установленных норм. Оно направлено на разрушение и полное уничтожение устоявшихся традиций и правил.

Поступки, связанные с деликвентным поведением, нередко очень жестоки, антисоциальны, вплоть до уголовных преступлений.

Профессиональная адаптация и дезадаптация

Напоследок немаловажно рассмотреть дезадаптацию в уже зрелом возрасте, связанную со столкновением личности с коллективом, а не конкретным несочетаемым характером.

По большей части за нарушение адаптации в рабочем коллективе ответственен профессиональный стресс.

В свою очередь его (стресс) способны вызвать следующие моменты:

  • Недопустимая продолжительность рабочего времени. Даже оплачиваемые внеурочные часы не способны вернуть человеку здоровье его нервной системы.
  • Конкуренция. Здоровая конкуренция придает мотивацию, нездоровая - урон этому самому здоровью, вызывает агрессию, депрессию, бессонницу, снижает эффективность работы.
  • Очень быстрое продвижение по службе. Сколь ни приятно человеку повышение, постоянная смена обстановки, социальной роли, обязанностей редко идет ему на пользу.
  • Негативные межличностные отношения с администрацией. Не стоит даже объяснять, как влияет на рабочий процесс постоянное напряжение.
  • Конфликт между работой и личной жизнью. Когда человеку приходится делать выбор между сферами жизни, это оказывает негативное влияние на каждую из них.
  • Нестабильное положение на работе. В малых дозах это позволяет держать начальству подчиненных «на коротком поводке». Однако через какое-то время это начинает сказываться на отношениях в коллективе. Постоянное недоверие ухудшает работоспособность и выработку всей организации.

Интересны также понятия «переадаптации» и «реадаптации», оба отличающиеся перестройкой личности вследствие экстремальных трудовых условий. Переадаптация направлена на изменение себя и своих действий на более подходящие в предоставленных условиях. Реадаптация же помогает человеку вернуться в его обычный ритм жизни.

В ситуации профессиональной дезадаптации рекомендуют прислушаться к народному определению отдыха - смене вида деятельности. Активное времяпровождение на воздухе, творческая самореализация в искусстве или рукоделии - все это позволяет личности переключиться, а нервной системе - совершить своего рода перезагрузку. В острых формах нарушения рабочей адаптации длительный отдых следует сочетать с психологическими консультациями.

В заключение

Дезадаптацию зачастую воспринимают как проблему, не требующую внимания. Но она его требует, причем в любом возрасте: от самых маленьких в детском саду до взрослых на работе и в личных отношениях. Чем раньше начать профилактику дезадаптации, тем проще будет избежать подобных проблем в будущем. Коррекция дезадаптации проводится при помощи работы над собой и искренней взаимопомощи других.

Социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли , соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

  1. нижний уровень - скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации
  2. «половинный» уровень - начинают проявляться дезадаптивные «пертурбации» . Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.
  3. устойчиво входящий - отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов
  4. закрепившаяся дезадаптация - имеет очевидные признаки результативности

См. также

Литература

Ссылки

  • http://www.ahmerov.com/book_732_chapter_6_Glava_2._So%D1%81ialnaja_dezadapta%D1%81ija_nesovershennoletnikh.html

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная дезадаптация" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ - появление социально неодобряемых форм поведения … Судебная патопсихология (термины книги)

    Дезадаптация социальная освобожденных из мест лишения свободы - Это уменьшение или даже отсутствие возможностей отбывших наказание приспособится в постпенитенциарный период к условиям жизни на свободе. Если социальная адаптация представляет собой соответствие поведения индивида требованиям окружающей среды,… … Энциклопедия современной юридической психологии

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ СРЕДОВАЯ - – нарушения социализации личности, которые применительно к особенностям возрастного психосоциального развития дифференцируются как семейная, профессиональная (школьная) и социальная дезадаптации, т. к. эти нарушения проявляются в основных сферах… …

    Дезадаптация личности - – понятие концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье. Согласно этой концепции, конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды. В результате этого конфликта происходит … Словарь-справочник по социальной работе

    Дезадаптация социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентации, соц. установок. В Д. с. прослеживаются две стадии: педагогическая и соц. запущенность учащихся и воспитанников. Пед. запущенные… … Педагогический словарь

    ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    адаптация социальная - (от лат. adapto приспособляю и socialis общественный) 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от… … Большая психологическая энциклопедия

    АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. adaptatio – приспособление, socialis – общественный) – постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса. Основные типы А. с.: активная, пассивная. Эффективность А. с. в значительной степени … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Стадии алкоголизма - Первая стадия (стадия психической зависимости). Патологическое влечение к алкоголю является главным среди начальных признаков. Алкоголь становится средством, постоянно необходимым, чтобы поднять настроение, чувствовать себя уверенно и свободно,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Акцентуированные личностные черты МКБ 10 Z73.173.1 Запрос «Акцентуация» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Акцентуация (от лат. accentus ударение), Акцентуация характера, Акцентуация личности, Акцентуированная личностная … Википедия