«Тарас Бульба» ‒ это повесть, посвященная исторической тематике. Действие происходит в Запорожской Сечи, где находятся украинские казаки. В центре сюжета жизнь главного героя Тараса Бульбы и его сыновей. Тарас отважный и решительный человек. Люди его уважают за сильный характер и чувство справедливости. Он предан своей родине и этого же требует от Остапа и Андрия.

Сыновья Тараса являются противоположностью друг на друга. Остап настоящая гордость отца. Он, не раздумывая, бросается в бой, готов прийти на помощь и защитить своего товарища. Остап пожертвовал собой ради отечества и спасения товарищей. У Андрия наоборот более мягкий характер, он не озабочен проблемами родины. Он предал свой народ и за это был казнен собственным отцом, который не мог поступить иначе. В те времена так поступали со всеми изменниками.

У каждого из героев тяжелая судьба и все они умерли не своей смертью. Главная проблема повести в том, что человек обязан любить свою родину. Эта любовь самая искренняя и верная. Человек должен быть благодарен за то, что родился в той или иной стране, значит, на то была воля божья. Примером для подражания должны стать такие герои как Остап и Тарас Бульба, сложившие головы за свое отечество.

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.

Урок литературы –игра «СУД»

Тема урока: Нравственная проблематика повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба»

Цели урока:

1.Повторить и обобщить знания учащихся по тексту повести;

2.Определить нравственную проблематику повести, исследуя эпизод казни Тарасом своего сына Андрия;

4.Воспитывать культуру чтения, прививать интерес к классической литературе;

5.Расширять кругозор учащихся, развивать ориентировку в пространстве, социально -бытовую ориентировку слабовидящих учащихся.

Оборудование урока компьютер, проектор, презентация, ролевые костюмы, предметы следственного эксперимента.

Форма урок-суд

ХОД УРОКА

1. Вводное слово учителя

Дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы закончили изучение повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Задача художественной литературы поднимать проблемы современности, а уж решать эти проблемы наша с вами задача. Не может быть одинакового прочтения художественного произведения. А хорошее произведение всегда вызывает споры. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в поступке главного героя. Ребята, будьте очень внимательны, смотрите, слушайте, запоминайте. У каждого из вас есть своя точка зрения. По окончании урока вы, возможно измените свою точку зрения, а возможно останетесь на прежней. Это ваше право. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы и составить пятистишие к образу Тарас Бульба.

2. СЦЕНЫ СУДА Во время сцены суда перед глазами учащихся на мультимедийном проекторе проецируются иллюстрации худ.Шмаринова Д.А. к повести и иллюстрация худ Рытман Б.Л., которая служит косвенным вещественным доказательством.

3. ВОПРОСЫ

1.Кто главный герой повести?

2.Какие художники иллюстрировали повесть «ТарасБульба»

3.О каком новом герое повести вы узнали сегодня на уроке?

4.Что нужно сделать, чтобы правильно представить образ героя?

5.Какие у вас возникли вопросы? (можете написать эти вопросы дома)

4. ЗАДАНИЕ: составить пятистишие к образу Тарас Бульба

1. обвинение

2. защита

5. ТЕСТЫ

Сцены суда

Секретарь -Прошу всех встать, суд идёт.

Судья -Здравствуйте, господа. Прошу садиться.

Никто из свидетелей не уклонился, все на месте.

Секретарь -Нет, все собрались и ожидают в коридоре. Они предупреждены о запрещении общаться друг с другом.

Судья -Подсудимый,встаньте. Где вы родились, где живёте, род вашей деятельности?

Подсудимый Тарас Бульба, родился в 15 веке, проживаю в Запоржской Сечи, один из числа коренных старых полковников.

Судья - Слушается дело об убийстве Андрия Бульбы под председательством судьи-ученика 9 класса

государственный обвинитель - прокурор

защитник-адвокат

секретарь суда

обвиняемый, свидетели - учащиеся 7 класса

Есть ли отводы у сторон от состава суда.

Прокурор - Нет, ваша честь.

Адвокат -Нет, не имеем.

Судья -Тарас Бульба, вы имеете право хранить молчание, задавать вопросы, обращаться с ходатайством, выступить с последним словом.

Потерпевший, представьтесь

Потерпевший -Жустова Надежда Алексеевна, родилась в 20 веке, проживаю в г.Семей, работаю в школе-интернате №3, для слабовидящих детей, учитель русского языка и литературы в 7 классе.

Судья -Прошу садиться. Подсудимый встаньте. Признаёте вы себя виновным?

Тарас -Признаю.

Адвокат .- В законе указано, что подсудимый имеет право не свидетельствовать против себя, хранить молчание. Мы воспользуемся этим правом.

Судья -Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор - В ходе судебного следствия была полностью доказана вина подсудимого. У меня вопрос к потерпевшей.

Надежда Алексеевна, Как вы расцениваете поступок Бульбы, убийство сына.

Потерпевшая

Я очень уважаю Тараса, но из-за убийства им Андрия мнения ребят разделились. Прошу суд помочь нам разобраться и определить: обвинить или оправдать Бульбу.

Прокурор

Следствие располагает рядом улик и показаниями свидетелей, доказывающим вину подсудимого. На листе дела№2 имеется описание вещественного доказательства. При обследовании на месте происшествия была найдена гильза от патрона, из тела убитого извлечена пуля. По данным судебно-медицинской экспертизы они соответствуют орудию убийства)

Подсудимый, это ваш пистолет.(Показывает пистолет)

Подсудимый Тарас -Да мой.

Прокурор

Также на месте происшествия найдены отпечатки обуви, подсудимого, следы подковы его лошади.

Адвокат

Господин судья, На листе№3 имеются также описание отпечатков обуви и других участников процесса, а на пистолете имеются слабые отпечатки пальцев других лиц.

Судья –У вас всё. Сторона защиты может что-нибудь добавить.

Адвокат -Пока нет

Судья -Переходим к допросу свидетелей. Вызывается свидетель Голокопытенко

Голокопытенко. - Голокопытенко. Участвовал в осаде города Дубно.

Прокурор -Что вы можете рассказать по существу дела?

Голокопытенко . Шёл бой. Я увидел,как из ворот крепости вылетел гусарский полк. Под всеми всадниками были бурые аргамаки. Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Он разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Затем я услышал, как вскрикнул Тарас

«Как?...Своих?.. чёртов сын, бьёшь?.. Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его.»

Я хватил его плашмя саблей, и он кинулся за мной. В лесу Тарас схватил его коня за повод. Я поскакал дальше в бой.

Адвокат. - Скажите, свидетель, вы узнали Андрия.

Голокопытенко.- Да узнал, это предатель.

Адвокат. -Господин судья, на листе дела №4 имеется описание гильз, выпущенных из оружия свидетеля. Чем вы это объясните?

Голокопытенко - Шёл бой, все стреляли.

Адвокат. Вот видите, у Голокопытенко тоже был мотив убить Андрия.

Судья

(прокурор и адвокат отказываются.)

Вызывается свидетель Остап Бульба. -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Остап -Остап Бульба. Родился в середине 15 века. На момент событий меня избрали атаманом.

Судья . -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор -Скажите, Остап, что вы видели на месте убийства.

Остап

Когда я подъехал, Андрий лежал на траве. Я спросил у отца: «Батько, что ты сделал? Это ты убил его?» Отец кивнул головой. Тогда я предложил: «Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

Погребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы.

Но минуты две думал он, кинуть ли его на расхищение волкам -сыромахам или пощадить в нём рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Потом подбежали Голокопытенко, Вовтузенко, Писаренко, все твердили, что казаки погибают и хотят видеть отца перед смертью. Тут нас окружили и меня ляхи схватили.

Адвокат . Как вы можете объяснить, отпечатки ваших пальцев на оружии моего подзащитного. Ваша честь на листе №3, как уже говорилось, есть отпечатки пальцев Остапа.

Остап -Когда мы с Андрием приехали домой после семинарии, увидели у отца на стенах сабли, нагайки,невода и ружья. Я брал оружие в руки и его осматривал. Оружие стоило дорого и поэтому редко использовалось, чаще сражались саблей.

Адвокат -Скажите, свидетель, Бульба стоял или сидел на лошади.

Остап -Отец стоял.

Адвокат . У нас есть ходатайство. Художник Рытман изобразил сцену встречи Тараса и Андрия. Просим вашего обозрения и приобщения к делу.

Судья – секретарь, будьте добры включить проектор.

Адвокат -Как видно, рисунок противоречит показаниям свидетеля. Тарас был на коне, ствол оружия опущен вниз.

Прокурор -Я протестую, ваша честь, Рисунок выполнен художником через пять столетий и не может быть приобщён к делу. Так как у каждого читателя своя точка зрения.

Судья. Протест принимается. Суд только обозрел доказательство защиты. К делу данный рисунок не приобщается.Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются).

Вызывается свидетель Амина Розахунова -Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Амина Розахунова. родилась в Турции в 15в. Живу с панночкой в доме воеводы. На момент убийства Андрия семья воеводы была в городе Дубно.

Судья. -Господин прокурор, ваши вопросы к свидетелю.

Прокурор - Скажите,свидетель, что вам известно по делу______________________________________________________________

Андрий не предавал. Он просто помог моей панночке и нам. Он был добрым

Судья -Есть вопросы к этому свидетелю.

(прокурор и адвокат отказываются) .

Вызывается свидетель Мария Стоцкая

Здравствуйте, свидетель. Вы предупреждены, что должны говорить суду только правду. Представьтесь.

Мария -Мария Стоцкая. Дочь воеводы, проживаю в г.Дубно.

Прокурор - свидетель,расскажите о ваших взаимоотношениях с погибшим.

Мария. Я всегда чувствовала,что у нас не может быть с ним никаких отношений. При встрече в осаждённом городе я ему сказала: «Не обманывай,рыцарь себя и меня».

Но он ответил, что всё для меня сделает. У меня всё.

Судья. Есть вопросы к этому свидетелю. Присаживайтесь

Адвокат.

Ваша честь, у защиты есть ходатайство о приобщении к делу магнитофонной записи ответа Андрия. Вот справка, что запись подлинная.

Судья - Мнение прокурора.

Прокурор - Не возражаю.

Судья . Наталья Николаевна, будьте добры, поставьте запись на прослушивание.

Андрий. А что мне отец, товарищи и отчизна?...Так если ж так, то вот что: Нет у меня никого! Никого! Никого! …Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна. И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну.

Адвокат . Ваша честь, у нас ходатайство о вызове ранее не заявленного свидетеля, явка его обеспечена. Он ожидает в адвокатской комнате. Это жид Янкель. Он также может пояснить некоторые обстоятельства дела.

Судья .Прокурор не возражает. Пригласите свидетеля Янкеля.

Здравствуйте, свидетель, Представьтесь.

Янкель. Янкель, еврей, но в повести все называют меня жидом. Я благодарен Бульбе, он меня когда-то спас от унижения.

Судья. Господин адвокат, ваш свидетель, задавайте вопросы.

Адвокат Скажите свидетель, когда вы впоследний раз виделиТараса, о чём у вас состоялся разговор.

Янкель. Это было за несколько дней, до последнего боя. Когда в город вошло подкрепление, я тоже вошёл, там увидел Андрия. Мы с ним разговаривали, и я записал на плёнку наш разговор. Об этом разговоре я и поведал Тарасу.

Адвокат Ваша честь, разрешите прослушать этот разговор. Вот справка, что запись не подверглась демонтажу.

Судья. Если прокурор не возражает. Нат.Ник. Будьте добры поставьте запись.

Андрий Янкель

Янкель Пан Андрий.

Андрий Янкель! Скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат - не брат, товарищ - не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!

Адвокат Вот видите, ваша честь, он сам выбрал свою судьбу.

Судья . Все свидетели выступили, судебное следствие закончено, переходим к прениям сторон.

Прокурор. 1. В ходе открытого процесса была доказана вина подсудимого, я считаю, что Тарас Бульба виновен в убийстве сына.

2.В ходе следствия обвинение в убийстве переквалифицировано на самосуд.

Я понимаю состояние отца, но Андрия должен был судить суд товарищей.

Адвокат Уважаемый суд. Андрий при свидетелях отрёкся от отчизны, отца, брата, товарищей, вступил в открытый бой с запорожцами и был казнён старшим атаманом Тарасом Бульбой по законам военного времени как предатель. Я считаю, что Тарас спас своего сына от ещё более мучительной казни и позора. Вспомните, какое жуткое наказание видели братья в Сечи за убийство своего запорожца. Да и, возможно, если б позволили обстоятельства, он бы похоронил своего сына. Об этом мы услышали от свидетеля Остапа Бульбы. Я считаю, что мой подзащитный должен быть оправдан.

Судья . Пострадавший Надежда Алексеевна, что вы можете добавить

Н. А.. Я верю, что суд примет правильное решение.

Судья Тарас Бульба, ваше последнее слово.

Тарас

Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. А сын мой предал не только меня, предал, продал родину, веру, товарищей. И вырвал я седой клок волос и проклял и день и час, в который породил на позор себе такого сына. Я его породил, я его и убил.

Судья Суд удаляется в совещательную комнату.

Секретарь Встать, суд идёт.

Судья. Оглашается приговор. Суд, рассмотрев в открытом заседании, все обстоятельства дела постановил Тараса Бульбу 1. Обвинить (В убийстве, в самосуде)

2.Оправдать за неимением в его действии состава преступления (выбор учащихся)

Литературному суду

Экспертной комиссии

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 1 с ответом Андрия является подлинной.

Литературному суду

Экспертной комиссии

По данным экспертной комиссии аудиозапись № 2 диалога Андрия с Янхелем является подлинной, демонтажу не подвергалась.

В целях соблюдения правил игры, возможности интерпретации художественного произведения были даны имена литературным героям повести соответственно: полячка - Мария Стоцкая; татарка - Амина Розахунова.

Тесты к повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1.Действие повести происходит

а. современный мир

2.Место проживание запоржцев

а.Запоржская сечь

3.Остап и Андрий учились

в.семинария

с.колледж

4.В кого был влюблён Андрий?

а.татарка

в.полячка

с. русская

5.Сколько дней были братья дома после семинарии?

а. неделю

в. два дня

с.одну ночь

6.Какой город подвергся осаде запорожцев?

7.Кто заманил Андрия в лес.

а. Писаренко

в. Голокопытенко

с. Вовтузенко.

8. Как звали жида?

а.Менхель

с.Сенхель.

9.Кто убил Андрия?

с.Голокопытенко.

Синквейн

1.Тарас Бульба

Честный, справедливый

Защищает, любит, казнит

Страдает за Отчизну и казнит предателя

2. Тарас Бульба

Мужественный, жестокий

Возглавляет, сражается, казнит

Не признаёт любви Андрея и казнит

Тема: Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу, т.е. воспитывать нравственные понятия у читателя

Тип урока: урок-размышление, диалог учителя и ученика.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Тема урока: «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какую основную цель мы ставим на уроке? (Какие нравственные проблемы поднимает автор в произведении? Как решаются они в повести?)

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание В. Г. Белинского

Эпиграф:

В повести Гоголь рад выставить наружу всё, что есть в жизни прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и её безобразия. В. Г. Белинский (Слайд 3)

Как вы понимаете слова Белинского? Какие ключевые слова вы выделите? Постараемся вслед с автором, работая с текстом, проследить за этим: что есть прекрасного, т.е. человеческого, в жизни героев повести.

І. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. (Слайд)

Гоголь - писатель, влюблённый в русскую, украинскую культуру, знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие, которое является свидетельством его любви к Родине.

ІІ. Актуализация мыслительной деятельности

1. Слово учителя . В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

2. « Мозговая атака»:

В какой век переносит нас повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя?

(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVI - XVII столетий, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям - польским панам и турецким хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.

Он показал начало национально- освободительного движения на Украине 30-х - 40-х годов ХVІ столетия. В повести запорожцы - настоящие былинные богатыри. Гоголь передал дух того времени, историю народа в её величии.)

О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать краткий ответ).

(О героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. Это повесть не об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.

Это, как сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение.

(Н. В. Гоголь писал: (Слайд)«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы,птицы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

Звучит начало песни о Запорожской Сечи Є й нам про що згадати.

ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений и навыков.

    Вновь обращаемся к теме урока «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Что такое нравственность?

2. Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственный – 1. Соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали.

2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Основная часть урока. Учитель: Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется козаки - запорожцы, ярко иллюстрируют законы, по которым они жили . Расскажите о законах Запорожской Сечи. Что главное в отношениях запорожских казаков? (Доверие, честность, бескорыстие)

А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев

Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль .

Вывод: (Слайд 5 –): «Быть честным человеком для каждого - значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом» (Н. Огарёв)

«Самое дорогое в человеке - это то, что называется совестью» (Л. Толстой)

Следующий актуальный вопрос. Большую часть своей жизни козак-запорожец проводит в битве. Что превыше всего для них? (Товарищество, Родина)

Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в повести

1. Словарная работа (Слайд)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ»

(Н. Чернышевский)

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

2. Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости запорожцев . (ІХ глава).

Выразительное чтение отрывков текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг, Балабан. (С какой целью так подробно описывает Гоголь последние минуты и слова козаков? Что этим достигается? Какие чувства рождает у вас это прочтении?

3. Работа над образом Остапа (Слайд) Можно ли Остапа считать настоящим патриотом? Информация ученика об Остапе-казаке .

(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.

Ученик выразительно читает эпизод. (Варвара)231 стр.

Рассматриваем иллюстрацию художника Е. Кибрика «Остап перед казнью». (Слайд 8)

(Главное - это мужественный воин, изображённый на фоне массы народа, который сочувствует ему).

5. Работа над образом Тараса Бульбы (Слайд)

Кто такой Тарас –куренной атаман и какими качествами обладает? (Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.

Моральная сила Тараса - в его несокрушимой вере в силу товарищества.

Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила запорожцев?

(Главное - в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку.

Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)

Ярче всего патриотизм козака Тараса показан в эпизоде смерти Тараса . Смотрим отрывок из к/ф «Смерть Тараса»

Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с поляками. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

Вывод: Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы, его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных героев.

Рассматриваем иллюстрацию Е. Кибрика «Смерть Тараса» (Слайд 10)

Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).

Вывод. Тема любви к родине - это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

(Слайд 11) «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

Учитель :Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так, старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Сам Тарас говорит об этом так:

«Нет уз святее товарищества».

«Дружба и братство дороже богатства» (Народная мудрость)

В этом отражена высокая идея духовного единства борцов за народное дело.

Перед вами репродукция картины Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

(Слайд 13)Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 - 1891 г.)

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.

Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):

(Это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницыХудожник сосредоточил внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

Можно ли утверждать, что Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)

В) Проблема войны и мира в произведении

1. Беседа по вопросам:

Что несла война людям?

Что происходило в душах запорожцев, когда они видели, как гибнут их товарищи?

(Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались. Война разрушает не только строения, но и сердца людей. Человек должен содрогаться от прочитанного о войне.)

Вывод. Мы увидели, как разрушительна война, какие беды несёт она людям. Вражда опустошает душу, уничтожает в человеке человеческое.

(Слайд) «Человек создан природой для мира, а не для войны, рождён для радости, для наслаждения…» (Рабле)

(Слайд) «Быть противником войны - это означает быть честным человеком». (Э. Хемингуэй)

И только война за национальную независимость, за веру и народ может быть оправдана.

(Слайд 16) «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры», – пишет Н. В. Гоголь.

Г. Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести

Беседа по вопросам:

Учитель. Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.

Мать и Родина - те святыни, без которых не может жить человек.

Учитель. Мы низко кланяемся тем, кто защищал родную землю во все времена, и их матерям.

Но забыл об этих святынях Андрий. (Слайд 19) Перед ним тоже встала проблема морального выбора: с кем быть – с отцом, братом и товарищами защищать родину или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от матери и отчизны, став предателем?

Какой выбор сделал Андрий? (Звучит текст)

О чём думал он в последние мгновения своей жизни?

Чьё имя шептал перед смертью? (Звучит текст)

Андрий предал свою родину, и мать, и отца, и товарищей.

2.Тарас Бульба не простил своему сыну предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.

А как вы оцениваете поступок Андрия?

Жаль ли вам молодого казака, младшего сына Тараса Бульбы?

(Тарасу жаль сына: («Чем бы не козак был?- сказал Тарас.- И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остапу жаль брата:

(« Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».

Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её»;

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Мне жаль).

Учитель делает вывод. Да, предательство - это страшный грех, непростительное преступление.

(Слайд 21 «Люди, которые отрекаются от своей родины, отрекаются тем самым и от своей совести» (Я. Галан)

«Человек без родины, что земля без семени» (Народная мудрость)

Но желание осудить Андрия не должно убить в вас жалости к погибшему духовно и физически человеку. Нам остаётся только пожалеть его. Вспомним мать, которая всю свою любовь отдавала дорогим сыновьям и молилась о них каждую минуту.

И этот эпизод воспитывает в нас сочувствие, доброту, милосердие.

Именно этого добивается Гоголь, описывая страдания матери Остапа и Андрия в ночь накануне отъезда сыновей в Запорожскую Сечи.

3. Выразительное чтение ученицей эпизода (Гл. І).стр.177

Эти страницы написаны так проникновенно, что они заслуживают самого пристального внимания.

Какую ночь провела мать перед отъездом сыновей в Сечь?

Каким настроением проникнут этот отрывок? (печалью).

Какие языковые средства использует Гоголь, чтобы подчеркнуть глубину переживаний матери?

(а) патетические, торжественные слова: «сыны», «очи»;

б) глаголы, расположенные в порядке нарастания действия: «приникла, расчёсывала, смачивала, глядела, превратилась, не могла наглядеться, вскормила, взрастила, взлелеяла»;

в) повторы: «Её сыновей, её милых сыновей берут от неё»;

г) сравнения: «Как степная чайка, вилась над детьми своими»).

Мать отдавала детям всю свою нежность, доброту, любовь, преданность. Она молилась за своих сыновей днём и ночью. Есаулы привезли Остапу и Андрию «благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

4. А каким отцом был Тарас Бульба?

Он был суровым, строгим и хотел воспитать сыновей настоящими воинами-козаками, патриотами своей земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь - то до конца, отцовские чувства - до предела, ненависть - без отступления. Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд над Андрием.

И в то же время Тарас всячески старается поддержать другого своего сына - Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»

А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом, он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным, он ответил на последний возглас Остапа:

« - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

А после казни сына Тарас мстил за него полякам до последнего мгновения.

Такова сила родительской любви

5. Есть ли в повести примеры ответного чувства детей к своим родителям?

Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней, с нежностью вспоминают мать, получив переданные ею образы. А Остап в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.

А этот момент часто ускользает от внимания читателей. Расскажите о заботе панночки о своих родителях.

(Гл. V)Панночка посылает к Андрию свою служанку с такой просьбой:

«…чтобы дал… кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня… У него также есть старая мать,- чтоб ради ее дал хлеба!»

(Гл. VІ) «В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесённый рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною».

Прекрасная полячка прежде, чем поднести ко рту кусок хлеба, посланного ей Андрием, спросила татарку:

А мать? Ты отнесла ей?

Она спит.

Отнесла..»

В этом эпизоде - дочерняя благодарность, тихо выраженное чувство любви, нежности к матери и отцу).

Учитель. Вот он, (Слайд 23) душистый хлеб, без которого мы не представляем жизни. Сейчас вы имеете его вдоволь. Но никогда не забывайте о тех, кто умирал от голода, и помните: в хлебе – пот и труд земледельца. Так уважайте же этот труд и относитесь к хлебу очень бережно.

А вот ещё слова панночки: «.. перед концом своим я должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасенья которых двадцать раз готова бы была отдать жизнь свою...»

В чьих образах мы видим бескорыстную родительскую любовь, в каких –идею сыновней и дочерней любви и благодарности?

Вывод. В образе украинской женщины-матери и Тараса Бульбы Гоголь воплотил идею бескорыстной родительской любви, в образах Остапа и прекрасной полячки - идею сыновней и дочерней любви и благодарности.

ІV. Итог урока. Так, какие нравственные проблемы поднял в своем произведении Гоголь? Какие нравственные уроки мы извлекли по повести?

V. Домашнее задание

Сочинение на тему:

«Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?»

Повесть «Тарас бульба» очень примечательна не только в цикле «Миргород», но и во всём творчестве Николая Гоголя. Для начала следует сказать, что в сам цикл входят весьма разноплановые повести: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». События всех этих произведений разворачиваются на Украине. И «Вий», и «Тараса Бульбу» можно назвать фантастическими, но «Вий» имеет скорее мистическую направленность, тогда как повесть «Тарас Бульба» относится к произведениям на историческую тематику. Для более глубокого раскрытия темы «Тараса Бульбы» следует подробнее проанализировать произведение.

На первый взгляд может показаться, что тема этого произведения ограничивается лишь фразой «борьба козаков за свою родину». Но это не совсем так. Безусловно, этот аспект присутствует, но помимо него есть и другие.

Борьба за родину

Эта тема является основной: козаки сражаются и с поляками, и с татарами, хоть этот эпизод не описан в тексте произведения. Запорожцы едут в Польшу не просто от скуки или чтобы размяться и закалить в боях молодых воинов. Козаки глубоко оскорблены тем, как католические священники относятся к христианским праздникам, тем, что из ряс шьют наряды, что запрягают простых христианских верующих в телеги, унижая человека: «…ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Эти известия вызвали бурную реакцию среди запорожцев, воспряли они духом, и, подгоняемые жаждой справедливости и боевым азартом, стали собираться в поход. Ни один из запорожцев не высказал недовольства, даже мысли о том, чтобы остаться на Сечи, среди гулянок и драк, ни у кого не могло возникнуть: «… и старые, и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу».

В боях козаки показали себя храбрыми и бесстрашными воинами, готовыми сражаться до последнего, чтобы не посрамить чести родного края. Умирая, все они произносили несколько слов о том, что ценили больше всего: о воле и Отчизне. Например, раненый Балабан произносит перед смертью: «Пусть же цветёт вечно земля Русская!», а Кукубенко благодарит товарищей, заканчивая речь фразой: «путь же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Благодаря образам этих запорожцев, читатель понимает, что каждый козак искренне любил родную землю. Каждый запорожец на Сечи - настоящий патриот, так как всегда готов был отстаивать в первую очередь свободу и независимость Отчизны, и только потом думать о себе.

Борьба за то, что дорого

Говоря о теме повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать о теме борьбы за веру, которая связана с темой борьбы за Отчизну. Сам Тарас Бульба ставит христианскую веру превыше всего. «Он считал себя законным защитником православия» - так описывает Бульбу автор. Для старого козака понятие «верующий христианин» синонимично определению «порядочный человек» – не случайно молодых людей, которые пришли на Сечь, спрашивали об их вероисповедании. Вера у козаков перерастает из простых отношений с Богом в некий символ единства, то, чем объединены все запорожцы. Именно поруганная вера служит причиной такого скорого решения о нападении на поляков.

Андрий Бульбенко, поначалу представляется неким вероотступником и дезертиром, ведь он предал своих, перейдя на сторону врагов. Неправильным было бы утверждение, что младший сын Бульбы вовсе не заботился о последствиях своего поступка. Он решил сражаться с поляками из-за любви к дочери пана. Девушка, пленившее его сердце, была настолько ему дорога, так много значила для молодого козака, что Андрий отрёкся от сформированной системы ценностей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!…нет у меня никого!». Андрий осознанно делал выбор, он понимал, что в лучшем случае никогда больше не увидит панночку, а в худшем – увидит её смерть. Он борется за то, что было ему дорого – за свою любовь, совершая рискованный поступок.

Значимой является сцена убийства Андрия. Напомним, что его убивает Тарас Бульба. Это произошло на поле боя, когда Бульба-старший увидел сына в составе польского войска. Козака охватил гнев и отчаяние: его родной сын предал ту любовь, которую воспитывал и воспитал в нём отец – любовь к Отчизне и христианской вере. Это стало слишком большим ударом для старого запорожца, не вписывалось в его картину мира. Убивая сына, Бульба убивает возможность к ренегатству как таковую. Он показывает, что выстроенные им ценности оказываются превыше кровных уз.

Заключение

Как можно заметить, тема произведения Гоголя «Тарас Бульба» не ограничивается лишь борьбой за родной край. Борьба понимается автором как нечто большее, чем просто сражение. Человек должен отстаивать свои интересы, а также то, что представляет для него ценность. Возможно, во время этой борьбы он погибнет, но всё равно до самого последнего вздоха останется Человеком.

Описание идеи и заключение, сделанные в этой статье, могут быть использованы учениками 6-7 классов при подготовке реферата или сочинения «Тема повести «Тарас Бульба»».

Тест по произведению