Ива́н Петро́вич Па́влов (1849, Рязань - 1936, Ленинград) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг, лауреат Нобелевской премии в 1904 году. Всю совокупность рефлексов разделил на две группы - условные, и безусловные. (Википедия)

Материал из реферата:
И.П. Павлов: "рефлекс цели"

…исторической вехой в отечественной физиологии была речь И.П. Павлова "Рефлекс цели" на III съезде по экспериментальной педагогике в 1916 г.: "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас.". Ученый подчеркивал, что рефлекс цели формируется на базе "основных влечений", таких, как голод, страх, половое возбуждение и др. По мнению Павлова, на основе влечения развиваются исследовательская деятельность (например, хватательный рефлекс у маленького ребенка); с захватыванием определенного предмета у ребенка развиваются успокоение и равнодушие.

Другой важной особенностью рефлекса цели была периодичность его возникновения. При формулировке понятия рефлекса цели И.П. Павлов испытывал определенные трудности. Дело в том, что все теоретические построения следовали традиционной схеме рефлекторной деятельности, в которой, как уже говорилось, ведущая роль принадлежит внешним стимулам. Таким образом, в физиологии появилось представление о внешних и внутренних мотивах (побуждениях) целенаправленного поведения. Если заслугой ранних материалистов был отказ от таких мотивов, как "свобода воли", заслугой нынешнего времени стало признание существования внутренних мотивов поведения.

Все изложенное относится только к экспериментальной физиологии высшей нервной деятельности . Это замечание имеет силу, поскольку в психологии мотивация как источник активности человека существовала и раньше. В психиатрии такой механизм был ясно обозначен З. Фрейдом, который полагал, что поступками человека движет libido sexsuales. В физиологической научной литературе последнего времени обозначенную проблему принято рассматривать в виде триады, "потребность - мотивация - эмоция", сформулированной П.В. Симоновым.

П.К. Анохин: "цель к действию" как звено функциональной системы

Выше уже неоднократно упоминалось, что под влиянием мотивации возникает целенаправленное поведение. Как же понимать "целенаправленность" действия, или "цель к действию", в физиологии? Наиболее полный ответ на этот непростой вопрос содержится в представлениях, развиваемых в школе академиков П.К. Анохина и К.В. Судакова. Ограничимся довольно кратким изложением только основных идей.

Согласно развиваемой концепции, "функциональные системы" представляют собой динамические организации мозговых структур, деятельность которых направлена на обеспечение тех или иных полезных для организма приспособительных результатов. Например, таким полезным результатом может быть поддержание постоянства внутренней среды организма, гомеостаза.

Этот результат достигается в результате определенной поведенческой деятельности организма, направленной на удовлетворение его внутренних потребностей и в конечном счете на выживание данной особи, включая продление ее рода. Особенно следует подчеркнуть, что полезный приспособительный эффект выступает как центральное звено в динамической организации любой функциональной системы организма.

Несмотря на многообразие условий, в которые попадает организм, а следовательно, и огромное многообразие возникающих Функциональных систем, все они имеют принципиально общие узловые пункты. К ним относятся: конечный приспособительный эффект, специфический рецептор, воспринимающий этот эффект, обратная афферентация, сообщающая в центр о достижении (или недостижении) приспособительного эффекта, центральные воспринимающие и исполнительные аппараты. Последние вместе с соответствующими исполнительными приборами (эффекторами) обеспечивают регуляцию приспособительного эффекта. Целостный поведенческий акт, таким образом, может выступать как компонент той или иной функциональной системы, поддерживающий гомеостаз.

Чрезвычайно большую роль в деятельности функциональной системы играет эмоциональная окраска соответствующих мотиваций. У организма имеется наследственно обусловленный фонд основных биологических мотиваций (избегание опасности, голод, жажда, размножение и др.) - Биологические мотивации обладают особенно высокой энергетической силой, которая заставляет животное активно действовать во внешней среде. Работами павловской школы показано, что в процессе выработки условного рефлекса (обучения) мотивации могут возникать и под влиянием специальных факторов внешней среды, например условных сигналов.

Не вызывает сомнений, что такие мотивации также формируются на основе врожденных основных мотиваций. Нетрудно заметить, что биологические мотивации связаны с поддержанием постоянства внутренней среды организма. Сама по себе мотивация вызывает целую цепь взаимообусловленных процессов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние процессы полностью основаны на функционировании физиологических систем организма (центральной нервной системы, систем кровообращения, пищеварения и др.).

Внешние проявления мотивации включают соответствующие типы поведения (например, добывание пищи, воды и пр.). К наиболее сложным врожденным формам первичных мотиваций относят исследовательскую мотивацию и мотивацию продолжения рода.

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=587975

Рефлекс цели по Ивану Петровичу Павлову.

"Рефлекс цели" - стремления живого организма к обладанию различными ресурсами. Термин введён И.П. Павловым.

Вот как он рассказал об этом рефлексе на III-м съезде естествоиспытателей в 1916 году:

«Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой.

Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно всё, пустяки, как и всё важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (учёные люди), добродетели (высокие люди) и т. д. Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель.

Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставляемых самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолётное, и только гораздо реже продолжительное, задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели.

Рефлекс цели не есть нечто неподвижное, но, как и все в организме, колеблется и изменяется, смотря по условиям, то в сторону усиления и: развития, то в сторону ослабления и почти совершенного искоренения. И здесь опять бросается в глаза аналогия с пищевым рефлексом.

Правильным пищевым режимом - соответствующей массой еды и правильной периодичностью в приеме пищи обеспечивается всегда здоровый сильный аппетит, нормальный пищевой рефлекс, а за ним и нормальное питание. И наоборот. Припомним довольно частый житейский случай. У ребёнка весьма легко возбуждается от слова об еде, а тем более от вида пищи, пищевой рефлекс ранее надлежащего срока.

Ребёнок тянется к еде, просит еду и даже с плачем. И если мать, сантиментальная, но не благоразумная, будет удовлетворять эти его первые и случайные желания, то кончится тем, что ребёнок, перехватывая еду урывками, до времени надлежащего кормления, собъёт свой аппетит, будет есть главную еду без аппетита, съест в целом меньше, чем следует, а при повторениях такого беспорядка расстроит и свое пищеварение и своё питание.

В окончательном результате ослабнет, а то и совсем пропадет аппетит, т. е. стремление к пище, пищевой рефлекс. Следовательно, для полного, правильного, плодотворного проявления рефлекса цели требуется известное его напряжение. Англосакс, высшее воплощение этого рефлекса, хорошо знает это, и вот почему на вопрос: какое главное условие достижения цели? - он отвечает неожиданным, невероятным для русского глаза и уха образом: существование препятствий.

Он как бы говорит: «пусть напрягается, в ответ на препятствия, мой рефлекс цели - и тогда-то я и достигну цели, как бы она ни была трудна для достижения». Интересно, что в ответе совсем игнорируется невозможность достижения цели. Как это далеко от нас, у которых «обстоятельства» всё извиняют, всё оправдывают, со всем примиряют! До какой степени у нас отсутствуют практические сведения относительно такого важнейшего фактора жизни, как рефлекс цели.

А эти сведения так нужны во всех областях жизни, начиная с капитальнейшей области - воспитания. Рефлекс цели может ослабнуть и даже быть совсем заглушён обратным механизмом. Вернёмся опять к аналогии с пищевым рефлексом... Как известно, аппетит силен и невыносим только в первые дни голодания, а затем он очень слабнет.

Точно так же и в результате продолжительного недоедания наступает заморенность организма, падение его силы, а с ней падение основных нормальных влечений его, как это мы знаем относительно систематических постников. При продолжительном ограничении в удовлетворении основных влечений, при постоянном сокращении работы основных рефлексов падает даже инстинкт жизни, привязанность к жизни.

И мы знаем, как умирающие в низших, бедных слоях населения спокойно относятся к смерти. Если не ошибаюсь, в Китае даже существует возможность нанимать за себя на смертную казнь. Когда отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушное или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе, навевают мрачное настроение, я говорю себе: нет, это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права.

Оно сделало из барина тунеядца, освободив его, в. счёт чужого дарового труда, от практики естественных в нормальной жизни стремлений обеспечить насущный хлеб для себя и дорогих ему, завоевать свою жизненную позицию, оставив его рефлекс цели без работы на основных линиях жизни. Оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо, без всякой жизненной перспективы, раз постоянно на пути его самых естественных стремлений восставало непреодолимое препятствие в виде всемогущих произвола и каприза барина и барыни.

И мечтается мне дальше. Испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательным уходом, специальной гигиеной. То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и всё учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем, быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы».

Павлов И.П., Рефлекс цели / в Сб: Павлов И.П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М., «Медгиз», 1951 г., с. 199-201.

"Рефлекс цели есть основная форма жизненной энергии. Жизнь красна и сильна только для тех, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели. Вся жизнь, все ее улучшения делается только людьми, стремящимися к поставленной цели"

«Рефлекс цели,- писал Павлов,- есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели... Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

В определенном смысле можно говорить, что рефлекс цели присущ всему живому, поскольку все живое обладает раздражимостью, то есть способностью отражать в виде ответных реакций различные воздействия внешней и внутренней среды.

Однако в подлинном своем значении рефлекс цели выступает на более высокой ступени развития живой материи, когда у животных формируется способность иметь ощущения и на этой основе у них развивается дифференцированное восприятие свойств окружающего мира.

Качественно иным рефлекс цели становится у человека. Для людей цель - это уже вполне и полностью осознаваемый элемент поведения и всей деятельности (как духовной, так и материальной), которая в конечном счете направлена на преобразование окружающего мира и самих себя.

В соответствии со вторым законом термодинамики в неживой природе непрерывно повышается так называемая энтропия, то есть увеличиваются дезорганизация, беспорядок. Создатель кибернетики Норберт Винер так и говорит: энтропия - мера хаоса. Можно привести этому много примеров. Разрушаются и превращаются в песок горы (гора - определенным образом организованная система песчинок). Ржавеют машины и механизмы. Человек построил башню. Проходят годы, и от случайных ненаправленных воздействий извне башня превратится в груду камней - энтропия системы увеличится. Опыт говорит нам - в неживой природе явно преобладают тенденции к разрушению.

Живое в природе, наоборот, стремится к повышению упорядоченности, организованности, к созиданию. Блестящим подтверждением наличия этого антиэнтропийного процесса служит эволюция живых существ. Организация животного царства непрерывно - от амебы до обезьяны - усложнялась. А когда появился человек, антиэнтропийная борьба на Земле перешла в качественно новую фазу. Человек-творец стал главным борцом с дезорганизаторской «деятельностью» энтропии. Эта борьба идет путем познания законов природы и использования накопленных знаний для созидания нового, для предотвращения разрушений. Река размывает берега - человек строит плотины; атмосфера разрушает металл - человек покрывает его защитной краской.

Только теперь мы начинаем сознавать, какую величайшую ценность представляют для нас знания. Знания - вот истинный золотой запас человечества. С точки зрения борьбы с энтропией главное назначение человека, его «сверхзадача» - добывать, хранить, перерабатывать и практически использовать все новую и новую информацию об окружающем мире. Добывать новую информацию можно отнюдь не только из первых рук, при непосредственном изучении окружающего мира. Очень много открытий, изобретений сделали люди путем обработки уже известных сведений, или синтеза уже существующего.

Таким образом, в борьбе с энтропией участвует и человек-творец, и человек, синтезирующий добытую информацию. Но в этой борьбе участвует и тот, кто созидает, строит, работает - кто своим трудом помогает создавать все нужное людям для жизни. Творчества в труде достигают тогда, когда работают по призванию, когда о человеке можно сказать, что он работает с душой, с выдумкой. Вот почему проблема поиска призвания для миллионов приобретает огромный социальный смысл. Ведь от степени ее решения в определенной мере зависит темп прогресса всего нашего общества.

Вот почему важно не терять веру в себя, помнить о цели. Это она обеспечивает человеку внутреннюю готовность к действию. Это она выполняет роль своеобразной пружины, толкающей по целенаправленному пути. Знать, чего хочешь, твердо идти к цели - это должно стать золотым правилом каждого. Оно приведет через все трудности и неудачи к победе, к радости от достижения цели. И радость от достижения цели тем больше, чем значительнее цель, чем труднее досталась победа.

Как видите, чисто теоретический аспект рефлекса цели, философские его толкования привели нас к пониманию необходимости находить свое подлинное призвание, чтобы иметь возможность, трудиться с максимальной пользой и полным внутренним удовлетворением.

Усовершенствуй себя

Что такое характер, все знают и... ничего не знают определенного. Говорят: хороший, плохой характер; человек сильного характера, бесхарактерный; преодолел свой характер, не сумел воспитать характера и тому подобное. Но ведь за всем этим множество вопросов: как, почему, с помощью чего или с чьей помощью и так далее.

Вопрос о психологической сущности характера принадлежит к числу наименее изученных. Из всех определений характера нам больше всего подходит такое:

«Характер - своеобразная привычная манера поведения человека, в которой проявляется его отношение к окружающей действительности».

Добавим - манера устойчивая, создающая определенный склад личности.

Что формирует характер? Три фактора: наследственность, общественная среда, самовоспитание. Характер также тесно связан с волевыми качествами человека. Почему? Да потому, что воля есть сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Психологи говорят, что воля - напряжение сил при встрече с препятствием. Если нет борьбы, нет сопротивления, нет необходимости и в волевом усилии.

Великий Микеланджело работал над фресками в Сикстинской капелле на лесах, запрокинув голову. Труд был долгим и напряженным. В результате художник на какое-то время стал калекой: у него не опускалась голова. Он не мог прочесть простого письма, не подняв его над головой. Но ни на мгновение он не пожалел о том, что случилось. Его воля, направленная к великой цели, помогла преодолеть личные муки. И он продолжал работу. И закончил ее. Человечество с благодарностью вспоминает имя художника, создавшего неповторимый шедевр. А преодолеть физические муки ему помогало волевое напряжение.

Творчество доставляло художнику наслаждение, давало ощущение счастья. Творческая личность - не фанатик, истязающий свой дух и тело ради пустой цели. Воля как самоцель, одержимость ради одержимости - античеловечна. Истинное творчество приносит человеку и счастье, и радость.

Если, поставив себе цель и напрягая волю, вы не получаете в конечном счете удовлетворения, - знайте: вы насилуете свою природу, уродуете изумительное создание жизни - «высочайшую разумную машину».

Радость, испытываемая личностью, в процессе преодоления тяжелейших препятствий чаще всего обратная сигнализация о том, что ваш волевой порыв действует в правильном направлении. Вот почему главное в жизни - найти истинную, большую цель и направить на ее достижение свою волю.

Воля - это не умение тупо идти к случайно выбранной цели, терпя трудности, а умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и общества дело и стремление к его выполнению, изыскивая при этом - терпеливо и рационально - программу преодоления препятствий, находя и реализуя оптимальные варианты решений в самых разных ситуациях.

Всякое волевое действие раскладывается на несколько этапов. Вначале - это осознание цели. Затем - стремление к ее достижению. Потом - осознание ряда возможностей. За ним следует осознание мотивов, их подкрепляющих и опровергающих. После этого наступает борьба мотивов. Завершается она выбором решения. И наконец, наступает осуществление решения.

Как видите, волевое действие не так просто. «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - говорил Сеченов, - это деятельная сторона разума и морального чувства».

Важнейший этап волевого действия - это борьба мотивов. Здесь сталкиваются «надо» и «не хочу», «хочется» и «не следует», «быть или не быть». В быту, в повседневной жизни, среди мелочей поведения, отдельных наших действий, мы часто не обращаем внимания на акт «хотения». Мы обычно забываем, что хотеть - это значит мочь! Хотеть и сделать должны быть слитны. Недаром говорят: волевой человек хочет, а безвольный - только хочет хотеть.

Одним волевые задатки достаются по наследству, но большинству надо развивать это качество - приходится учиться властвовать собой. Надо быть режиссером своей жизни.

И. П. Павлов сформулировал понятие о рефлексе свободы. Он говорил: у человека наряду с низшими рефлексами (такими, как, например, пищевой - стремление к пище) есть высший рефлекс - стремление к преодолению преград. Надо сознательно и систематически развивать в себе этот рефлекс.

Поставив цель, пусть даже самую простую, - например, делать по утрам зарядку - надо стремиться во что бы то ни стало достичь ее. Однако развивая волю, надо помнить об одном из важных законов жизни - законе целесообразности.

В какой-то мере полярно противоположно указанному недостатку слабоволие. Причины его многообразны. Тут и распущенность, и невоспитанность, и отсутствие сильных мотивов. Пожалуй, отсутствие сильных мотивов - одна из наиболее существенных причин. У многих людей набор жизненных интересов беден, и поэтому не возникает поводов для «включения» волевого аппарата.

В этих случаях полезно расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление само призовет на помощь волю, заставит ее работать. Управлять своими хотениями может человек, обладающий эмоционально-волевым усилием, умеющий заставлять себя работать, сконцентрировав свое внимание, свои мысли на определенном деле.

Человек как бы обладает внутренним регулятором поведения. И столь мощным, что он служит иногда своеобразной «смирительной рубашкой» для отвлекающих хотений. Эмоционально-волевому усилию помогает слово. Словесный стимулятор важный фактор - о нем не следует забывать. Доброе слово друга, умное слово книги, совет родителей, товарищей - стимул к действию.

Помогает и предварительный психологический «проигрыш» задания, модель вашего поведения. Можно все взвесить, настроить себя на действие. Во многом помогает и внешняя эмоциональная обстановка. Не случайно футболисты чаще выигрывают на своем поле. И вы лучше работаете «на любимом месте», и у вас лучше дело идет в привычных условиях: «Дома и стены помогают». В волевом усилии важную роль играют положительные эмоции: радость творчества, гордость за свое дело, чувство удовлетворения - эмоциональный «попутный ветер».

К сожалению, бывает и так, что сильная воля иногда сковывает эмоции, ограничивая тем самым человека, и даже наносит вред творчеству. Образовавшаяся в сознании жесткая программа создает своего рода шоры, сужает пространство творческих поисков. Чрезмерная воля, концентрируя все усилия в одной точке, не дает отклониться от жестко заданного направления.

Сковывая эмоции, чрезмерные волевые усилия как бы отсекают побочные пути творческого поиска. Вот почему оптимальная стратегия творчества требует сочетания чрезвычайной целеустремленности, «терпения думать об одном и том же», как говорил Ньютон, и способности взглянуть на проблему по-новому, поддаться интуитивному порыву.

Развить в себе эти качества нелегко. Однако и тут при желании можно достичь существенных результатов. Чтобы научиться властвовать собой, надо овладеть способностью регулировать действия в соответствии с заранее намеченным планом, а главное - преодолевать препятствия на пути к цели.

Навыки целеполагания и достижения целей изучаются в Элитариуме в дистанционных курсах " Самоменеджмент: управление карьерой"

  • и "Психология мотивации и влияния"
  • .

    Причина отравления вод океана.

    Американские ученые из штата Мичиган полагают, что в качестве главной причины отравления вод Мирового океана ртутью являются бактерии.

    Секрет выживания лягушек.

    Американским ученым удалось выяснить, как лягушкам удается продолжать жить даже после глубокой заморозки.

    Секрет долголетия ночницы.

    Биологи уже давно считают, что продолжительность жизни животного определяется очень просто: чем оно больше, тем дольше живет.


    И.П. Павлов: "рефлекс цели"

    Следующей исторической вехой в отечественной физиологии была речь И.П. Павлова "Рефлекс цели" на III съезде по экспериментальной педагогике в 1916 г.: "Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас.". Ученый подчеркивал, что рефлекс цели формируется на базе "основных влечений", таких, как голод, страх, половое возбуждение и др. По мнению Павлова, на основе влечения развиваются исследовательская деятельность (например, хватательный рефлекс у маленького ребенка); с захватыванием определенного предмета у ребенка развиваются успокоение и равнодушие.

    Другой важной особенностью рефлекса цели была периодичность его возникновения. При формулировке понятия рефлекса цели И.П. Павлов испытывал определенные трудности. Дело в том, что все теоретические построения следовали традиционной схеме рефлекторной деятельности, в которой, как уже говорилось, ведущая роль принадлежит внешним стимулам. Таким образом, в физиологии появилось представление о внешних и внутренних мотивах (побуждениях) целенаправленного поведения. Если заслугой ранних материалистов был отказ от таких мотивов, как "свобода воли", заслугой нынешнего времени стало признание существования внутренних мотивов поведения.

    Все изложенное относится только к экспериментальной физиологии высшей нервной деятельности. Это замечание имеет силу, поскольку в психологии мотивация как источник активности человека существовала и раньше. В психиатрии такой механизм был ясно обозначен З. Фрейдом, который полагал, что поступками человека движет libido sexsuales. В физиологической научной литературе последнего времени обозначенную проблему принято рассматривать в виде триады, "потребность - мотивация - эмоция", сформулированной П.В. Симоновым.

    П.К. Анохин: "цель к действию" как звено функциональной системы

    Выше уже неоднократно упоминалось, что под влиянием мотивации возникает целенаправленное поведение. Как же понимать "целенаправленность" действия, или "цель к действию", в физиологии? Наиболее полный ответ на этот непростой вопрос содержится в представлениях, развиваемых в школе академиков П.К. Анохина и К.В. Судакова. Ограничимся довольно кратким изложением только основных идей (в списке литературы приведены монографии, по которым можно ознакомиться с современным состоянием теории функциональных систем П.К. Анохина).

    Согласно развиваемой концепции, "функциональные системы" представляют собой динамические организации мозговых структур, деятельность которых направлена на обеспечение тех или иных полезных для организма приспособительных результатов. Например, таким полезным результатом может быть поддержание постоянства внутренней среды организма, гомеостаза. Этот результат достигается в результате определенной поведенческой деятельности организма, направленной на удовлетворение его внутренних потребностей и в конечном счете на выживание данной особи, включая продление ее рода. Особенно следует подчеркнуть, что полезный приспособительный эффект выступает как центральное звено в динамической организации любой функциональной системы организма.

    Несмотря на многообразие условий, в которые попадает организм, а следовательно, и огромное многообразие возникающих Функциональных систем, все они имеют принципиально общие узловые пункты. К ним относятся: конечный приспособительный эффект, специфический рецептор, воспринимающий этот эффект, обратная афферентация, сообщающая в центр о достижении (или недостижении) приспособительного эффекта, центральные воспринимающие и исполнительные аппараты. Последние вместе с соответствующими исполнительными приборами (эффекторами) обеспечивают регуляцию приспособительного эффекта. Целостный поведенческий акт, таким образом, может выступать как компонент той или иной функциональной системы, поддерживающий гомеостаз.

    Чрезвычайно большую роль в деятельности функциональной системы играет эмоциональная окраска соответствующих мотиваций. У организма имеется наследственно обусловленный фонд основных биологических мотиваций (избегание опасности, голод, жажда, размножение и др.) - Биологические мотивации обладают особенно высокой энергетической силой, которая заставляет животное активно действовать во внешней среде. Работами павловской школы показано, что в процессе выработки условного рефлекса (обучения) мотивации могут возникать и под влиянием специальных факторов внешней среды, например условных сигналов. Не вызывает сомнений, что такие мотивации также формируются на основе врожденных основных мотиваций. Нетрудно заметить, что биологические мотивации связаны с поддержанием постоянства внутренней среды организма. Сама по себе мотивация вызывает целую цепь взаимообусловленных процессов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние процессы полностью основаны на функционировании физиологических систем организма (центральной нервной системы, систем кровообращения, пищеварения и др.). Внешние проявления мотивации включают соответствующие типы поведения (например, добывание пищи, воды и пр.). К наиболее сложным врожденным формам первичных мотиваций относят исследовательскую мотивацию и мотивацию продолжения рода.

    Смотрите также

    Радионуклиды
    Общие сведения Радионуклиды, нуклиды , ядра которых радиоактивны. По типам радиоактивного распада различают α-ради...

    Клебсиеллы. Патогенность
    Введение Род Klebsiella, названный так в честь Э. Клебса, включает 4 вида, первый из которых Klebsiella pneumoniae состоит из трех подвидов: K. subsp. pneumoniae, K. ozaenae и K. rhino ...

    Роль биологических мотиваций в поведении
    Введение Термин "мотивация" имеет латинский корень movere - двигать. Зоологи, наблюдая за поведением животных в природе, также выдвинули предположение о существовании механи...

    Загрина Н. А.

    Особое место в творчестве И. П. Павлова занимает его работа «Рефлекс цели» (1916 г.), который он относил к категории врожденных свойств человека, к основной деятельности нервной системы.

    К мысли о необходимости установления особого «рефлекса цели» ученый пришел на основании наблюдения и анализа поведения людей.
    «Рефлекс цели» Павлов определил как стремление к обладанию определенным раздражающим предметом. Ученый рассматривал «рефлекс цели» как важный фактор поведения, как проявление важнейшего стимула жизни. Он считал, что практические сведения о «рефлексе цели» очень нужны всем, и в первую очередь нужны русским в области воспитания. Именно поэтому с докладом на тему «Рефлекс цели» И. П. Павлов выступил на III съезде по экспериментальной педагогике в Петрограде 2 января 1916 г. Содержание речи сводится к следующему. В своей жизни человек преследует разные цели: высокие, низкие, важные, пустые. Отмечая отсутствие прямого соотношения между затрачиваемой энергией и важностью цели, Павлов говорил о том, что сплошь и рядом на совершенно пустые цели тратится огромная энергия и наоборот. Человек нередко работает с «одинаковым жаром» как для великой, так и пустой цели. В связи с чем необходимо отделить самый акт стремления от смысла и ценности цели. «Особенно ярко “рефлекс цели”, — подчеркивал Павлов проявляется в коллекционерстве. Ученый связывает вопрос о происхождении “рефлекса цели” с общим инстинктом жизни. Жизнь есть осуществления одной цели — сохранение самой жизни. Отмечая огромное жизненное значение “рефлекса цели”, Павлов подчеркивал: “Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели....

    Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели. Ведь коллекционировать можно все, пустяки, как и все важное и великое в жизни: удобства жизни (практики), хорошие законы (государственные люди), познания (образованные люди), научные открытия (ученые люди) и т. д.”.

    Но когда исчезает цель, теряется и смысл жизни к себе привязывать человека. Ученый трактует причину самоубийств как падение инстинкта достижения цели.

    Очень важным считал И. П. Павлов — и в этом весь смысл его выступления — известное напряжение рефлекса цели у каждого. Свои мысли относительно “рефлекса цели” необходимости его развития Павлов считал особенно важным для России. Согласно Павлову, отрицательные черты русского характера: леность, непредприимчивость, равнодушие, неряшливое отношение к работе, навевающее мрачное настроение — все это является проклятым “наследием крепостного права”. “Крепостное право, — говорил Павлов, — сделало из барина тунеядца, из крепостного совершенно пассивное существо, без жизненной перспективы”. Наиболее ярко рефлекс цели, по мнению ученого, развит у англосаксов. У них этот рефлекс максимально напряжен. Главным условием достижения цели англосакс считает существование препятствий, он вообще игнорирует невозможность достижения цели.

    “Как это далеко от нас, — с горечью признавал Павлов, — у которых “обстоятельства” все извиняют, все оправдывают, со всем примиряют!”. Вместе с тем, свои размышления ученый заканчивает на оптимистической ноте: “И мечтается мне дальше испорченный аппетит, подорванное питание можно поправить, восстановить тщательнейшим уходом, специальной гигиеной.

    То же может и должно произойти с загнанным исторически на русской почве рефлексом цели. Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделают своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы”.

    И. П. Павлов постоянно подчеркивал важность этого рефлекса в активном, целенаправленном поведении. Эти особенности — активность и целенаправленность поведения — как основы здоровой, счастливой, сознательной жизни следует развивать с самых ранних лет. На этой основе, считал И. П. Павлов, — должна быть построена вся система педагогики, воспитания подрастающего поколения.

    Вопросы врожденного поведения (конкретное проявление в форме рефлекса цели), особенности русского ума и характера волновали Павлова как ученого и гражданина. Сегодня его своевременные мысли — должны стать достоянием все, живущих в России. Духовное наследие Павлова — жизненный источник, оно обладает мощной вдохновляющей силой и должно входить в образование учащихся. А задача музея Павлова — создать условия для духовного развития учащихся через личность ученого.

    РЕФЛЕКС ЦЕЛИ

    Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.

    Г. МУРЕЙ

    «Гениальная природа» оказалась чрезвычайно «предусмотрительной», снабдив наших предков драгоценным качеством – «рефлексом цели». Так назвал это качество академик И. П. Павлов.

    «Рефлекс цели, – писал Павлов, – есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели... Вся жизнь, все се улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

    В определенном смысле можно говорить, что рефлекс цели присущ всему живому, поскольку все живое обладает раздражимостью, то есть способностью отражать в виде ответных реакций различные воздействия внешней и внутренней среды.

    Однако в подлинном своем значении рефлекс цели выступает на более высокой ступени развития живой материи, когда у животных формируется способность иметь ощущения и на этой основе у них развивается дифференцированное восприятие свойств окружающего мира.

    Качественно иным рефлекс цели становится у человека. Для людей цель – это уже вполне и полностью осознаваемый элемент поведения и всей деятельности (как духовной, так и материальной), которая в конечном счете направлена на преобразование окружающего мира и самих себя. «Сознание человека, – по словам В. И. Ленина, – не только отражает объективный мир, но и творит его». Для человека рефлекс цели – творческий рефлекс, «...идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (К. Маркс), в том числе производства духовных ценностей, к которым, как известно, относятся и научные знания.

    Стало быть, природа научного творчества – в извечной пытливости человеческого ума, подстегиваемой потребностями производства. «Способность к творчеству, – говорит академик В. Энгельгардт, – это высший дар, каким наградила природа человека на бесконечно длительном пути его эволюционного развития».

    Большой вклад в понимание природы творчества и его закономерностей внесли «частные» науки – психология, физиология, кибернетика, теория информации и др. Так, известный советский физиолог Н. А. Бернштейн, проанализировав большой экспериментальный материал, обобщив достижения биологии, применив идеи кибернетики и математические методы, предложил свою концепцию целесообразности поведения живой системы.

    Здесь нет возможности подробно рассматривать все стороны этой концепции. Да это и ни к чему. Нас интересует только одна ее сторона, помогающая развить тему о творческом начале деятельности человека. Подойдем мы к этому с позиций теории информации.

    В соответствии со вторым законом термодинамики в неживой природе непрерывно повышается так называемая энтропия, то есть увеличиваются дезорганизация, беспорядок. Создатель кибернетики Н. Винер так и говорит: энтропия – мера хаоса. Можно привести этому много примеров. Разрушаются и превращаются в песок горы (гора – определенным образом организованная система песчинок). Ржавеют машины и механизмы. Человек построил башню. Проходят годы, и от случайных ненаправленных воздействий извне башня превратится в груду камней – энтропия системы увеличится.

    Опыт говорит нам – в неживой природе явно преобладают тенденции к разрушению.

    Живое в природе, наоборот, стремится к повышению упорядоченности, организованности, к созиданию. Блестящим подтверждением наличия этого антиэнтропийного процесса служит эволюция живых существ.

    Организация животного царства непрерывно – от амебы до обезьяны – усложнялась. Н. Бернштейн писал, что организм в своем «формировании и во всех проявлениях активности по ходу жизни движется негэнтропически, добиваясь и достигая понижения уровня энтропии в самом себе и в объекте своего воздействия». А когда появился человек, антиэнтропийная борьба на Земле перешла в качественно новую фазу. Человек-творец стал главным борцом с дезорганизаторской «деятельностью» энтропии. Эта борьба идет путем познания законов природы и использования накопленных знаний для созидания нового, для предотвращения разрушений. (Река размывает берега – человек строит плотины; атмосфера разрушает металл – человек покрывает его защитной краской).

    Только теперь мы начинаем сознавать, какую величайшую ценность представляют для нас знания.

    Знания – вот истинный золотой запас человечества.

    Вот тут и намечается мост к проблеме познания, ради чего, собственно, и зашел разговор о физических законах, казалось бы, предельно далеких от темы этой книги.

    С точки зрения борьбы с энтропией главное назначение человека, его «сверхзадача» – добывать, хранить, перерабатывать и практически использовать все новую и новую информацию об окружающем мире.

    Добывать новую информацию можно отнюдь не только из первых рук, при непосредственном изучении окружающего мира, как это делают, например, ученые, художники. Очень много открытий, изобретений сделали люди путем обработки уже известных сведений, или синтеза уже существующего. Об этом еще будет у нас речь в разделе «Алгоритмы изобретательства».

    Таким образом, в борьбе с энтропией участвует и человек-творец, и человек, синтезирующий добытую информацию. Но в этой борьбе участвует и тот, кто созидает, строит, работает – кто своим трудом помогает создавать все нужное людям для жизни.

    На сегодняшнем этапе развития социалистического общества доля творческого начала в трудовых процессах людей варьируется довольно широко. (Это, конечно, зависит от многих факторов: и от условий труда, и от знаний, и от желаний человека.)

    Творчества в труде достигают тогда, когда работают по призванию, когда о человеке можно сказать, что он работает с душой, с выдумкой. Вот почему проблема поиска призвания для миллионов приобретает огромный социальный смысл. Ведь от степени ее решения в определенной мере зависит темп прогресса всего нашего общества.

    Вот почему важно не терять веру в себя, помнить о цели. Это она обеспечивает человеку внутреннюю готовность к действию. Это она выполняет роль своеобразной пружины, толкающей по целенаправленному пути.

    Знать, чего хочешь, твердо идти к цели – это должно стать золотым правилом каждого. Оно приведет через все трудности и неудачи к победе, к радости от достижения цели. И радость от достижения цели тем больше, чем значительнее цель, чем труднее досталась победа.

    Как видите, чисто теоретический аспект рефлекса цели, философские его толкования привели нас к пониманию необходимости находить свое подлинное призвание, чтобы иметь возможность, трудиться с максимальной пользой для общества и полным внутренним удовлетворением.

    Из книги Хищная любовь автора Диденко Борис Андреевич

    Тергоровый рефлекс хищника Итак, вместо человеческого множества, упорядоченного по принципу «все люди братья и сестры», перед нами возникла некая «куча мала» из нормальных людей и сексуальных монстров, из мирных обывателей и асоциальных чудовищ. Поэтому очень важно

    Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

    Юмор как коленный рефлекс Я уже потеряла счет тому, сколько раз слышала эту реплику или ей подобные, как то: «Ну, это будет короткая глава!»; «Ну, это долго не займет!»; «Ну, это легко: «Никакого секса, пожалуйста. Мы - британцы!», «Но ведь у нас нет секса. Секс нам заменяет

    Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

    Из книги Смертельные эмоции автора Колберт Дон

    Из книги Средство от вегетососудистой дистонии автора

    Условный рефлекс - на мыло! Отдельную проблему, впрочем, представляет собой специфическая вегетативная привычка нашего страдающего вегетососудистой дистонией организма. На самом деле эта привычка бывает двух видов: вегетативная дисфункция может проявляться у нас

    Из книги Твои возможности, человек! автора Пекелис Виктор Давыдович

    РЕФЛЕКС ЦЕЛИ Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.Г. МУРЕЙ«Гениальная природа» оказалась чрезвычайно «предусмотрительной», снабдив наших предков драгоценным качеством – «рефлексом цели». Так назвал это качество академик И. П. Павлов.«Рефлекс цели, – писал

    Из книги 4 страшных тайны. Паническая атака и невроз сердца автора Курпатов Андрей Владимирович

    Условный рефлекс – на мыло! Отдельную проблему, впрочем, представляет собой специфическая вегетативная привычка нашего страдающего вегетососудистой дистонией организма. На самом деле эта привычка бывает двух видов: вегетативная дисфункция может проявляться у нас

    Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

    Из книги Достигатор на халяву автора Курамшина Алиса

    Ага-рефлекс Ага-рефлекс – это когда вы почему-то знаете, что всё так, несмотря на то, что доводов особых нет.Этот рефлекс можно описать так: небольшая личная «эврика», открытие давно забытого, появление света в конце туннеля. Самый яркий пример: когда вы поняли смысл

    Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

    Опа-рефлекс Мне попала вожжа под мантию! Я – король или не король? Король из сказки Е. Шварца «Обыкновенное чудо» Правильность выбора средства достижения также определяется тем, что информация о препятствиях на пути достижения цели вас не пугает, а может даже вызывает

    Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Звягин Владимир Иванович

    Что такое рефлекс После работ академика Ивана Петровича Павлова всякий школьник знает, что такое рефлекс. Но мы все-таки напомним нашему читателю, что рефлекс-это реакция организма на внешние воздействия, которые физиологи называют раздражителями, стимулами.

    Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

    Из книги Темперамент. Характер. Личность автора Симонов Павел Васильевич

    Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

    Рефлекс цели Павлова, доминанта Ухтомского и сверхзадача Станиславского Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. А. Пушкин Эти три понятия, как и эпиграф, взятый из

    Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

    11.1. «Рефлекс свободы» Стремление к свободе. Есть ли у него врожденная основа? И. Якименко из Новосибирска рассказывает о таком эксперименте. Крыс посадили в громадную клетку с убежищами, вкусной пищей, питьем, всеми «жизненными благами» крысиного «рая». В конце концов,

    Из книги автора

    3. Внутренний рвотный рефлекс Когда этот человек звонит или пишет вам, вы реагируете, едва увидев имя на дисплее мобильного телефона? Вы съеживаетесь, вас начинает подташнивать… У некоторых людей постоянно случаются катастрофы вселенского масштаба, и они пытаются