Для того чтобы управление образовательным учреждением обеспечивало выполнение требований потребителей и других заинтересованных сторон, необходимо поддерживать управление процессами на основе измерения и анализа их характеристик качества.
Характеристика качества - присущая продукции, процессу или системе характеристика, относящаяся к требованию [ 1 ] . Из определения следует, что не каждая характеристика или показатель могут являться «характеристикой качества». Характеристику качества можно определить исходя из требования.
Определение характеристик качества может быть обусловлено, с одной стороны, необходимостью улучшения деятельности в образовательном учреждении, с другой – в связи с созданием системы мониторинга качества в образовательном учреждении.
Мониторинг качества образования – систематическая процедура сбора и распространения важных данных об аспектах деятельности образовательного учреждения, охватывающая все уровни организации и управления образованием (федеральный, региональный, уровень образовательного учреждения). Объектами мониторинга качества образования являются показатели деятельности образовательных учреждений.
Система мониторинга качества образования – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о показателях деятельности образовательных учреждений на всех уровнях иерархии управления образованием.
В статье изложен подход по определению приоритетных для улучшения характеристик качества процессов в образовательном учреждении. Реализация данного подхода показана на примере процесса «Научные исследования и разработки».
На первом этапе определяются потребители процессов образовательного учреждения (ОУ). Для этого разрабатывается общая схема процессов ОУ, далее - идентифицируется каждый процесс.
Построение общей схемы процессов в образовательном учреждении позволит определить взаимодействие и логическую связь между процессами, сформировать цепочку создания ценности для потребителя. Для процессов определяются внутренние и внешние потребители, формируется перечень их требований. Внутренними потребителями процессов являются другие процессы в образовательном учреждении. Внешние потребители - это студенты и их семьи, предприятия-работодатели, общество и государство в целом.
Для эффективного взаимодействия между процессами и во избежание неправильной трактовки терминов, далее разрабатываются операциональные определения данных требований. Операциональное определение [ 2 ] содержит три элемента, помогающих его применению: критерий - стандарт, относительно которого оценивается результат теста; тест - процедура измерения свойства; решение - описание принятия решения (соответствие результата теста критерию).
В табл. 1 приведен пример операционального определения требования «Высокий научный потенциал кафедры», сформированного для процесса «Научные исследования и разработки».
Таблица 1
Операциональное определение требования (фрагмент)
Требование | Критерий | Тест | Решение |
Высокий научный потенциал кафедры (факультета) | В составе кафедры (факультета) должно быть не менее 50% сотрудников, имеющих ученые степени и звания, не менее 10 % докторов наук | Рассчитывается % ППС с учеными степенями, % докторов наук и профессоров на кафедре (факультете). Расчеты проводятся ежегодно, регистрируются в базе данных | Если в составе кафедры не менее 50 % сотрудников имеют ученые степени, и не менее 10 % докторов наук, то критерий выполнен – на кафедре (факультете) высокий научный потенциал |
На следующем этапе формируется перечень характеристик качества процессов. В табл. 2 представлен фрагмент некоторых характеристик качества процесса «Научные исследования и разработки», а именно:
- Качество библиотечного обслуживания;
- Доступность программных средств, необходимых для выполнения анализа соответствия характеристик требованиям.
Формат представления характеристик качества (табл.2) содержит следующие элементы:
- операциональное определение характеристики качества;
- шкалу, в которой измеряется характеристика;
- методы измерения и получения данных;
- критерий, на основании которого характеристика включена в перечень;
- метод анализа, позволяющий сделать вывод о соответствии характеристики требованиям;
- информацию о потребителе процесса, к которому относится характеристика.
Полный перечень характеристик сформирован на основе выделения входных, выходных, а также внутренних характеристик качества процесса.
Таблица 2
Входные характеристики (фрагмент)
Шифр и наименование характеристики | Определение Характеристики | Шкала | Метод измерения (метод получения данных) | Критерий | Метод анализа, позволяющий сделать вывод о соответствии характеристики требованиям | Потребитель |
2.10.3.I «Качество библиотечного обслуживания» | Оценка «Качества библиотечного обслуживания» по порядковой шкале с помощью статистических критериев | Порядковая шкала качества работы библиотечного обслуживания: «неудовлетворительно – лучшая практика» | Оценка проявления признаков принадлежности к уровню шкалы порядка путем анкетирования репрезентативных выборок сторон, заинтересованных в работе приемной комиссии | Удовлетворительно | 1. Выявление различий в уровне признака: критерии Q, U, φ*, S, H. 2. Оценка сдвига уровня признака: критерии T, G, φ*, χ2r , L. 3. Выявление в различии распределений признака: критерии χ2, λ, m, φ* 4. Выявление изменение признака под действием фактора: критерии S, L, ANOVA | Процесс 3.4 |
2.10.4.I «Доступность программных средств, необходимых для выполнения анализа соответствия характеристик требованиям» | % характеристик процесса, анализ которых выполняется без применения программных средств | Количественная | Контрольный лист | Внутренние стандарты процесса | Анализ тренда | Процесс 3.2 |
После формирования перечня характеристик качества процессов далее строится матрица QFD (Quality Function Deployment - «Структурирование функции качества») [ 3 ] , которая связывает требования потребителей с характеристиками качества процесса.
В табл. 3 представлена матрица QFD для процесса «Научные исследования и разработки». В матрицу заносятся требования потребителей, характеристики качества процесса, важность требований (определяется экспертными оценками от 3 до 5). Взаимосвязь между требованиями и характеристиками выставляется таким образом: 9 – сильная связь, 3 – связь есть, 1 - слабая связь. Абсолютная важность характеристики рассчитывается как сумма множителей «характеристик качества» и «важности требований потребителей» по каждому столбцу. Относительная важность характеристики рассчитывается как % от абсолютной важности.
- В результате построения матрицы QFD рассчитывается важность каждой характеристики, на основании которой определяются приоритетные направления для ее улучшения, и включения (не включения) в систему мониторинга.
- На следующем этапе необходимо проверить гипотезу о важности характеристик качества процесса для включения (не включения) их в систему мониторинга качества образовательной деятельности при помощи статистического критерия χ2 («Хи-квадрат – критерий Пирсона»). Критерий χ2 отвечает на вопрос, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или в двух и более эмпирических распределениях [ 4 ] .
Согласно построенной матрице QFD (табл. 3), в результате расчетов важности характеристик качества процесса «Научные исследования и разработки», наименьший процент по важности присвоен характеристике « Доступность информации, необходимой для научной деятельности». В связи с этим можно выдвинуть гипотезу, что данная характеристика представляется наименее приоритетной для улучшения и включения в систему мониторинга. Для проверки данной гипотезы будет использован статистический критерий χ2.
Если критерий укажет, что значения характеристик в эмпирическом распределении встречаются с одинаковой частотой, то необходимо принять решение о том, что необходимо улучшать все характеристики, поскольку наиболее или наименее приоритетные не выявлены.
Таблица 3
В табл. 4 показано распределение важности характеристик качества процесса «Научные исследования и разработки» (эмпирические частоты).
Таблица 4
Распределение важности характеристик качества процесса «Научные исследования и разработки»
Относительная важность (%) | Характеристики качества | ||||||
«Активность ППС в области опубликования научных трудов» | «Число выполненных НИР» | «Объем финансирования выполненных НИР и НИОКР (ОКР)» | «Качество ППС» | «Доступность информации, необходимой для научной деятельности» | «Доступность программных средств, необходимых для выполнения анализа соответствия характеристик требованиям» |
||
15,8 | 15,8 | 15,8 | 15,2 | 16,0 | 9,0 | 12,4 |
Далее выдвигаются гипотезы Н0 и Н1.
Н0: распределение важности характеристик качества процесса не отличается от равномерного распределения;
Н1: распределение важности характеристик качества процесса отличается от равномерного распределения.
В табл. 5 показан расчет критерия χ2 (Хи-квадрат).
Теоретическая частота рассчитана по формуле (1):
где n – количество наблюдений; к – количество разрядов признака.
Согласно расчетам, представленным в табл. 4, = 2,9504=2,95.
Чтобы установить критические значения критерия, необходимо определить число степеней свободы v по формуле (2):
ν = κ – 1, (2)
В данном случае ν = 7 – 1 = 6.
(p = 0,05; v = 6) = 12,592
Следовательно, (= 2,95) < (= 12,592).
Таблица 5
Расчет критерия Хи-квадрат
№ | Характеристики качества процесса НИР | Эмпирическая частота f э | Теоретическая частота f т | (f э – f т) | (f э – f т)2 | (f э – f т)2/ f т |
1 | «Активность ППС в области опубликования научных трудов» | 15,8 | 14,29 | 1,51 | 2,29306 | 0,16051 |
2 | «Число выполненных НИР» | 15,8 | 14,29 | 1,51 | 2,29306 | 0,16051 |
3 | «Число выполненных НИОКР (ОКР)» | 15,8 | 14,29 | 1,51 | 2,29306 | 0,16051 |
4 | «Объем финансирования выполненных НИР и НИОКР (ОКР)» | 15,2 | 14,29 | 0,91 | 0,83592 | 0,05851 |
5 | «Качество ППС» | 16 | 14,29 | 1,71 | 2,93878 | 0,20571 |
6 | «Доступность информации, необходимой для научной деятельности» | 9 | 14,29 | -5,29 | 27,9388 | 1,95571 |
7 | «Доступность программных средств, необходимых для выполнения анализа соответствия характеристик требованиям» | 12,4 | 14,29 | -1,89 | 3,55592 | 0,24891 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 0,00 | 2,9504 |
В результате проверки гипотезы о важности характеристики качества с помощью статистического критерия χ2, можно сделать следующие выводы.
Поскольку < , следовательно, принимается гипотеза Н0 – распределение важности характеристик качества процесса «Научные исследования и разработки» не отличается от равномерного распределения.
Это означает, что относительная важность рассмотренных характеристик качества процесса «Научные исследования и разработки» одинакова (статистически). Выявления приоритетного направления для улучшения не требуется. Все характеристики одинаково важны для процесса «Научные исследования и разработки», следовательно, необходимо осуществлять мониторинг всех характеристик, а также включить характеристику «Доступность информации, необходимой для научной деятельности» в систему мониторинга.
Рассмотренный подход по определению характеристик качества процесса применяется в СПбГЭТУ. Подход используется в качестве основы для идентификации характеристик качества в образовательном учреждении с целью включения этих характеристик в систему мониторинга качества образовательной деятельности.
Под операциональными характеристиками деятельности понимаются характеристики работоспособности, темпа психической деятельности.
Методика Пьерона-Рузера
Цель: исследование параметров внимания (устойчивость, распределение, переключаемость), оценка особенностей темпа деятельности, проявление признаков утомления и пресыщения.
Форма проведения : индивидуальная, групповая
Материал: бланк методики с изображением геометрических фигур (4 типа) расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10/10.
Возраст обследуемых : дети 5-8 лет.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладется чистый бланк методики и психолог, заполняя пустые фигурки образца (в левой верхней части бланка), говорит
Инструкция: «Смотри, вот в этом квадрате я поставлю точку, в треугольнике – вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе – вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал».
Образец на листе остается открытым до конца работы ребенка.
Обработка результатов:
После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество фигур бланка, заполненных ребенком за каждые 30 сек или 1 минуту (отмечает точкой или черточкой прямо на бланке) Желательно фиксировать с какого момента ребенок начинает работать по памяти, то есть без опоры взглядом на образец.
В протоколе необходимо отмечать, как ребенок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или импульсивно; как это отражается на темпе работы; какая мотивация оказалась наиболее действенной для ребенка.
Показатели:
Возможность удержания инструкции;
Параметры внимания (устойчивость, распределение, переключение);
Количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству (индекс правильности);
Число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);
Характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, игровая, соревновательная)
Возрастные нормативы выполнения
5-5,5 лет – доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3-х фигур) с различными ошибками, в частности пропусками и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребенка «хватает» не более, чем на 5-6 строк). Темп деятельности чаще неравномерен;
6-7 лет – доступно полное выполнение с постепенной врабатываемостью (к концу второй строки ребенок перестает обращаться к образцу) и возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо нарастает, либо, достигнув определенного уровня, остается постоянным.
После 7 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается: заполнение 100 фигур бланка в среднем за время до 3-х минут, безошибочно, или с единичной ошибкой, а скорее с собственным исправлением ошибки, при ориентации не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.
Принцип полноты охвата объекта управления , состоящий в требовании включать в рассмотрение всю доступную информацию о характеристиках внутреннего экономического пространства и внешнего окружения предприятия. Это требование объясняется еще и тем, что факторы риска, возникнув в одном месте, могут проявиться в любой другой сфере деятельности предприятия.
Принцип временного развертывания описания СХР состоит в необходимости учитывать, что отрезки времени между началом анализа ситуации риска, началом разработки антирискового управляющего воздействия, между точкой реализации управляющего воздействии и моментом обнаружения результатов управления риском могут быть весьма заметными.
Принцип мягкого принуждения к исполнению институтов риск-менеджмента (методических рекомендаций) декларирует, что общество, заинтересованное в стабильной работе производственных предприятий, должно поощрять разработку институтов управления хозяйственным риском и следование апробированным методическим указаниям по управлению хозяйственным риском.
Отличительной особенностью формулируемой далее постановки задачи, базирующейся на приведенной выше совокупности принципов, будет понимание предприятия как экономической системы типа «объект», то есть, такой экономической системы, которая функционирует неограниченно длительное время, но ограничена в пространстве (Клейнер, 2006).
2.2. Операциональные основы управления хозяйственным риском
Проблемы управления экономическим риском связаны, прежде всего, с тем, что риск не воспринимается непосредственно органами чувств или некими традиционными измерительными средствами. Риск присутствует лишь в форме гипотетического знания о его существовании, в виде предположения о том, что могут возникнуть некие неизвестные пока, но весьма реальные помехи, которые не позволят достичь намеченных целей хозяйственной деятельности, например, выраженных в виде достижения заданных (конкретных и привычных) величин показателей хозяйственной деятельности.
Для того чтобы, тем не менее, достичь в той или иной мере желаемого результата и не дать экономическому объекту отклониться от цели своей деятельности, надо аморфное предположение о существовании экономического риска, спрятанное в значениях показателей хозяйственной деятельности предприятия и тенденциях их изменения, сделать явным и конкретным, представить в качестве измеримых или оцениваемых характеристик риска. Такие характеристики принято называть операциональными, а процесс их выделения и описания операционализацией.
Деятельность предприятия (компании), рассматриваемая с системных позиций, разворачивается в некотором пространстве и во времени, что иллюстрирует схема на рис. 2.1 (Клейнер, 2010). В пространстве предприятие представлено характеристиками внутренней среды предприятия, а также информацией о его внешнем окружении. Для полноты такого описания должны быть обозначены границы предприятия как объекта экономических взаимодействий. Во временном срезе предприятие должно быть представлено своим текущим состоянием, а также ретроспективной информацией и некоторыми прогнозными оценками о будущем. Естественно, чтобы пространственные характеристики были привязаны к соответствующим временным интервалам.
Рис. 2.1. Составляющие конфигурации функционирования компании
Таким образом, в данном контексте операциональный означает, во-первых, представление феномена экономического риска набором операциональных характеристик и их значений, и, во-вторых, само явление рассматривается как развертывающаяся во времени последовательность событий, операций или действий. В процессе операционализации исследователь или разработчик мысленно преобразует неопределенность в поддающуюся конкретному экономическому анализу категорию экономического риска, отделяя при этом от самого явления его операциональные характеристики.
Операционализация феномена экономического риска в деятельности предприятий предусматривает выделение упорядоченной совокупности операциональных характеристик в ходе выполнения следующей совокупности действий:
а) вербальное задание границ объекта управления риском;
б) определение состава операциональных характеристик экономического риска и т. п.;
в) выбор способа управления экономическим риском;
г) определение управляемой переменной и выбор показателя уровня хозяйственного риска;
д) идентификация мешающих воздействий – факторов риска для описанной ситуации хозяйственного риска (посредством выполнения специальной процедуры анализа хозяйственной деятельности предприятия и окружающей его среды);
е) синтез, выбор или формирование возможных способов управления и правил формирования или выбора релевантных управляющих антирисковых воздействий;
ж) разработка совокупности управляющих антирисковых воздействий;
з) выдвижение гипотез и построение моделей зависимости показателей уровня и факторов хозяйственного риска, а также моделей взаимосвязи показателей уровня риска и управляющих антирисковых воздействий.
Поскольку описание ситуации экономического риска создается для решения управленческих задач управления, а областью существования феномена хозяйственного риска является целенаправленная деятельность предприятия, то для адекватного описания этого феномена надо зафиксировать хозяйственную ситуацию, в которой будет проводиться исследование операциональных характеристик этого феномена. Это тем более необходимо сделать, если принять во внимание, что от этапа анализа ситуации риска до этапа реализации решения может пройти заметное время, и многие характеристики той первоначальной ситуации риска могут к началу следующего этапа существенно измениться.
Поэтому следует различать три разных точки на временной оси и разрабатывать описания ситуаций риска с учетом приведенного ниже разграничения:
а) ситуация риска в период t ан проведения исследования экономического риска в деятельности предприятия;
б) ситуация риска в момент t пр принятия решения о необходимости реагирования на риск;
в) ситуация риска в период t post после реализации принятого антирискового воздействия.
В последнем случае рассматривается ситуация на предприятии, которая по прогнозу разработчика (риск-менеджера) следует ожидать результат антирискового воздействия.
На приведенной схеме (рис. 2.2) феномен хозяйственного риска разложен в соответствии с общей теорией управления на составляющие его операциональные характеристики, что позволяет начать формулировать постановку задачи управления. Объект управления схематически обозначен как «ситуация экономического (хозяйственного) риска».
Для задачи управления экономическим риском в деятельности предприятия в качестве операциональных характеристик традиционно могут выступать: управляемая переменная, управляющее воздействие (или управляющая переменная) и возмущающие воздействия или помехи. Естественно, что при постановке задачи управления экономическим риском, эти переменные будут конкретизированы, то есть поименованы и описаны в терминах соответствующей предметной области, чтобы их можно было непосредственно использовать в процессах анализа (оценки) и управления.
Рис. 2.2. Схема операциональных характеристик феномена экономического риска
Ниже привалены исходные определения операциональных характеристик феномена экономического риска в деятельности предприятий. В некоторых случаях проявления экономического риска в деятельности предприятий называют «хозяйственным риском» (см., например: Качалов, 2002).
Ситуацию риска можно определить как совокупность качественных и количественных характеристик, условий и обстоятельств, в обстановке которых предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность, сопряженную с экономическим риском. В понятие ситуации риска при этом могут войти не только создавшаяся конкретно к периоду исследования риска обстановка, но и причины, которые привели к установлению данной ситуации, если их удалось идентифицировать. Конкретный состав характеристик, который должен войти в описание ситуации риска для любого объект и варианта исследований трудно определить заранее. Подчеркнем только, что исходить надо из формулировки цели хозяйственной деятельности, отклонение от которой будет характеризовать результат проявления феномена риска.
Реже трудности понимания инструкции могут быть обусловлены грубыми нарушениями фонема тического восприятия или снижением остроты слухового восприятия в целом.
- доступный уровень сложности задания, которое выполняет ребенок. Последнее должно соотносится со средними возрастными результатами выполнения, то есть оценивается с точки зрения соответствия возрасту.
Очевидно, что основным показателем при анализе и общей оценке познавательной сферы будет являться:
- общая результативность выполнения предъявляемых заданий и ее соответствие возрастным нормативам.
Не менее важным показателем при оценке и анализе выполнения заданий «интеллектуального» плана является
- стратегия деятельности
ребенка. В этой связи могут быть
выделены следующие виды стратегии деятельности:
хаотическая, то есть деятельность без учета результативности выполнения собственных попыток, ошибок, проб;
Действия методом «проб и ошибок», то есть достаточно целенаправленные действия (может даже и ошибочные), но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок;
целенаправленное выполнение задания (с предварительными пробами-примериваниями в перцептивно-действенном плане);
целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (с предварительным зрительным соотнесением).
В конечном итоге, говоря о стратегии деятельности, мы приходим к пониманию важности еще одного показателя оценки познавательного развития ребенка , а именно:
- критичности к результатам собственной деятельности. Этот показатель также является одним из наиболее важных «неспецифических» критериев оценки состояния ребенка, который трудно переоценить при проведении дифференциальной диагностики и постановке психологического диагноза.
Трудно преувеличить также важность оценки потенциала познавательной деятельности ребенка. Анализ необходимых и достаточных для выполнения тех или иных заданий видов помощи, ее объема и степени развернутости представляется нам наиболее важным с точки зрения, оценки специфики психического развития в целом. Подобный потенциал можно рассматривать как обучаемость ребенка во всех ее аспектах.
Говоря об обучаемости сточки зрения особенностей собственно познавательной сферы, необходимо рассмотреть виды помощи, оказываемые ребенку при работе с теми или иными диагностическими материалами и дидактическими средствами. Как уже отмечалось, вид (специфика) и объем необходимой ребенку помощи в выполнении тех или иных заданий в достаточной степени отражает его обучаемость.
Можно выделить следующие виды помощи (обучения), выстроенные в логике увеличения ее объема и развернутости для ребенка:
Стимулирующая помощь; организующая помощь (создание внешней программы деятельности); введение дополнительной наглядности; разъясняющая помощь; полная развернутая обучающая помощь с дальнейшим переносом на аналогичный материал.
Обучаемость вместе с адекватностью и критичностью может рассматриваться как совокупность крайне важных дифференциально-диагностических показателей.
Все вышеприведенные показатели должны быть в той или иной степени учтены при анализе выполнения ребенком любой из предлагаемых психодиагностических методик.
Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка
Под операциональными характеристиками деятельности традиционно понимаются характеристики работоспособности, темпа психической деятельности, в определенной степени отражающие уровень психической активности. Именно он часто является определяющим как для работоспособности, так и для темпа деятельности, в связи с чем уровень психической активности может рассматриваться как одна из интегративных характеристик, которая должна быть отражена в психологическом диагнозе.
Темповые характеристики деятельности являются чрезвычайно важным показателем продуктивности психической деятельности ребенка в целом, однако имеет смысл не просто констатировать высокий или низкий темп деятельности, а фиксировать динамические изменения темпа при тех или иных условиях выполнения предлагаемых заданий или при различной их сложности.
Также имеет смысл отметить, что вообще операциональные характеристики деятельности следует обязательно оценивать и в динамическом аспекте. Как уже говорилось, в работе с ребенком мы часто можем наблюдать, например, изменение работоспособности на фоне утомления или пресыщения, изменение темпа деятельности при смене мотивации и т. п.
Умение специалиста выделить влияние собственно операциональных характеристик деятельности ребенка, их динамики на результативность выполнения любого типа заданий позволяет избежать как определенных ошибок в интерпретации результатов психологического обследования, так и лучше понять особенности поведения ребенка в целом и, соответственно, более четко представить общую структуру отклоняющегося развития, необходимые в каждом конкретном случае коррекционно-развивающие мероприятия.
В соответствии с этим в данном разделе приводится ряд методик для исследования характеристик работоспособности и параметров внимания.
Методика Пьерона - Рузера
Данная методика используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как его устойчивость, возможность переключения, распределения. Одновременно можно оценить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В своем классическом варианте предъявления методика в полном объеме реализует возможность исследования уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, усвоения нового способа действий, сформированности элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.
Корректурные пробы
Данный тип методик в целом аналогичен по своим целям и задачам методике Пьерона-Рузера, но используется для детей, начиная с 7-8-летнего возраста. Существуют как буквенные, так и графические варианты методики. Методика также предназначена для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, врабатываемости в задание, проявления признаков утомления и пресыщения, влияния различных видов мотивации на продуктивность деятельности.
При работе с корректурной пробой ребенку предлагается поочередно опознавать и определенным образом зачеркивать элементы (определенные буквы, определенного вида или специфическим образом ориентированные графические объекты и т. п.), число которых варьируется с учетом возраста ребенка и специальных целей исследования. Так буквенная корректурная проба очень показательна при исследовании детей с оптико-пространственными дисграфиями, в том числе и в динамическом плане - как оценка результативности коррекционных мероприятий. Графические корректурные пробы более адекватны в работе с детьми дошкольного возраста.
По количеству правильно выделенных элементов можно установить степень устойчивости внимания, его активный объем, возможность распределения внимания по числу необходимых для выделения элементов. Распределение ошибок на корректурном бланке позволяет оценить особенности внимания. Если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением, если ошибки распределяются достаточно равномерно, - это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации. Волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего свидетельствует о флуктуациях или колебаниях внимания. При наличии случайных или специальных помех во время выполнения задания можно делать выводы о стойкости внимания, помехоустойчивости ребенка.
Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте)
Методика была предложена для исследования работоспособности (упражняемости), выявления параметров утомления и врабатываемости в определенный тип действий. Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте. Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр в уме, а говорить психологу только получаемый результат (соответственно сумму, или разность между верхним и нижним числом).
Обязательным условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20, что предъявляет требования не только к возрасту ребенка, но и к знанию им программного материала.
По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.
Методика
Методика разработана для исследования особенностей работоспособности. Для детей методика была адаптирована. Следует отметить, что методика явилась одним из первых заданий подобного рода, созданных на материале классификаций геометрических фигур разного цвета и величины. За рубежом, например, широко применяется созданная венгерским психологом и математиком Дьенешем целостная система по развитию логико-математических представлений. Варианты методики, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, используются для нейропсихологической диагностики.
Цель. Методика используется для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности.
При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости.
В целом можно отметить, что методика является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. Безусловно, анализ результатов позволяет оценить значительно больший спектр параметров, в частности сформированность произвольного компонента деятельности, характеристики обучаемости, сформированность пространственных представлений, специфику сформированности мелкой моторики и т. п. В данном разделе методика анализируется с позиции оценки особенностей операциональных характеристик деятельности.
Тема 3.2: Исследование особенностей мнестической деятельности
Запоминание двух групп слов. Запоминание 10 слов (по). Запоминание двух фраз. Исследование опосредованного запоминания (по). Исследование опосредованного запоминания (пиктограмма).
Литература:
1. , Корнилова познавательной сферы ребенка.-М., 1994.
2. Степанов интеллекта методом рисуночного теста.-М., 1996.
3. Херсонский пиктограмм в психодиагностике. - СПб., 2003.
Исследование особенностей мнестической деятельности
С нашей точки зрения исследование мнестической деятельности является неотъемлемой частью исследования познавательной сферы в целом. Более того, как видно из предыдущих глав, исследование этого компонента познавательной деятельности является одним из центральных, ключевых моментов обследования ребенка, позволяющего в определенной степени как уточнить диагностическую гипотезу, так и определить тактику проведения обследования. Еще раз подчеркнем, что в связи со своей значимостью для оценки психического развития ребенка оценку характера его мнестической деятельности необходимо проводить в самом начале обследования. Прекрасно понимая, что видов и методов исследования этого компонента познавательной деятельности разработано достаточно много, мы считаем, что для реальной практики деятельности психолога образования вполне достаточно исследования параметров слухоречевого запоминания и различных феноменов воспроизведения информации подаваемой «на слух». Эти показатели мнестической деятельности наиболее затребованы в практике обучения детей и являются наиболее важным фактором, определяющим специфику познавательной деятельности в целом. В то же время, вполне возможны такие ситуации (в рамках формирования или корректировки гипотезы исследования), когда психологу необходимо оценить и другие модально специфические виды мнестической деятельности ребенка (например, особенности зрительного или тактильного запоминания и, соответственно, воспроизведения).
Запоминание двух групп слов
Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестичес-ких следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала. Впервые подобный метод оценки слухоречевого запоминания был использован в практике нейропсихологического обследования.
Исследования опосредованного запоминания (по)
Идея создания методики предложена и ским, разработана и апробирована (1928) для исследования логического или опосредованного запоминания. Применяется при исследовании произвольных форм запоминания у детей дошкольного возраста.
Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в тоже время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев овладения ребенком произвольными видами деятельности . Методика изучения динамики становления произвольной мнестической деятельности в онтогенезе дает возможность многостороннего анализа процесса становления такой стороны умственной деятельности, как использование средства для организации продуктивного запоминания. Предусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена (в предлагаемой методике - соответствующей картинки) для запоминания предполагает активный выбор значимых средств, что, безусловно, отражает как общий уровень развития, так и особенности мыслительной деятельности ребенка.
Цель. Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка.
Пиктограмма
Метод пиктограмм - создание образов для опосредованного запоминания понятий - предложен. Этот метод позволяет изучить особенности понятийного мышления, памяти: характер их нарушении, эффективный компонент мышления, характер ассоциативного процесса; личностные особенности человека на основе проекций.
Однако использование данного метода для психологической работы со здоровыми дает возможность обнаружить особенности отношений, установок человека, характер его эмоциональных затруднений и т. д.
Методика пиктограмм довольно проста. Испытуемому дают стандартный лист (листы) бумаги, мягкий простой карандаш и предлагают запомнить ряд слов, но для лучшего запоминания сделать рисунок к каждому.
Инструкция предусматривает, что качество рисунка роли не играет, так как иногда испытуемые ссылаются на неумение рисовать. Кроме того, испытуемого просят не прибегать к словесным или буквенным шифрам запоминаемых слов.
Экспериментатору весьма полезно фиксировать всю спонтанную речевую продукцию испытуемого, возникающую по ходу выполнения задания. Можно также задавать уточняющие вопросы по поводу сделанных изображений.
Например, “А как Вам этот образ поможет припомнить...”
Обычно используется определенный набор слов (10-20 слов), к которым необходимо сделать вспомогательные рисунки - пиктограммы. В случае ретестирования испытуемому предлагают дополнительный набор понятий. Чаше всего используются следующие наборы:
1. Веселый праздник.
2. Тяжелая работа.
3. Вкусный ужин.
4. Болезнь.
5. Сомнение.
6. Разлука.
7. Развитие.
8. Любовь.
9. Голодный ребенок.
10. Печаль.
11. Отчаяние.
12. Богатство.
13. Красивая женщина.
14. Смелый поступок.
15. Счастье.
17. Непростительная ошибка.
18. Настоящий мужчина.
19. Теплый ветер.
20. Любимое занятие.
Обычно в начале предлагаются слова более конкретного содержания, а затем - более абстрактного.
Часто в наборе наряду со стандартными понятиями вводятся специфические, “аффективно заряженные”, значимые для конкретного испытуемого.
Как правило, данная методика предлагается в комплексе и сопоставлении с другими, и тогда мотивировка исследования, как проверка зрительной памяти, позволяет изменить направление внимания испытуемого, обеспечивая большую спонтанность, свободу при построении образа и снижая контролируемость.
Только после выполнения всего задания, а иногда через час, через день и т. д. испытуемому предлагают припомнить по рисункам заданные слова, причем припоминание предлагается производить не по порядку, а в разбивку. Следует спросить испытуемого, чем помог ему рисунок вспомнить слово.
При анализе “Пиктограммы” рассматриваются как смысловой ряд показателей (содержательная сторона рисунков, тема, сюжет), ясность понимания смысла испытуемого при объяснении понятий, знание каждого понятия для испытуемого; так и графический ряд показателей (расположение рисунка на листе, размер, обводка, линии, зачеркивания, штриховка, детали изображения).
Принято считать, что данная методика прежде всего позволяет исследовать особенности мыслительных процессов с позиции таких характеристик как конформность мышления, его четкость, объем, тип организации мышления, эмоциональная окраска мыслительных процессов и т. д.
Предложение о конформности мышления может быть сделано, если в 1/2-2/3 рисунков и их объяснениях испытуемым используются стандартные типичные образы.
Понятно, что такое заключение может сделать экспериментатор, имеющий значительный опыт работы с данной методикой и накопивший определенную статистику частоты встречаемости изображений у разных испытуемых.
При использовании типичных (часто встречающихся образов) в 1/3-1/2 рисунков можно считать, что испытуемый обнаружил неконформность мышления.
Если такие образы встречаются менее чем в 1/3 всех рисунков, то мышление испытуемого резко неконформное и, наоборот, резко конформное, если стандартные образы имеют место более, чем в 2/3 рисунков.
Четкость мышления определяется по характеру использования признаков явления, относящих его к определенной категории понятий.
При этом важно помнить, что при четком мышлении в пиктограммах испытуемого преобладают рисунки (до 2/3 от общего количества), строящиеся на основных признаках, а не слабых или случайных.
При недостаточно четком мышлении только половина рисунков и объяснений строятся на основных признаках понятий.
При нечетком мышлении резко преобладают слабые признаки понятий (примерно 50 проц.) и встречаются случайные признаки.
При нарушении мышления, резко преобладают случайные признаки. Образы могут выбираться по созвучию (например, на слово “отчаяние” рисуется пиктограмма “чашка чая”).
Объем мышления определяется количеством признаков, из которых составлена характеристика понятия в объяснении, то есть при нормальном объеме мышления выделяется главный признак и некоторые дополнительные.
При суженном объеме мышления используется главный признак, но объяснение ограничено указанием на одну группу (вид) явлений и предметов.
При расширенном объеме мышления в пиктограмму включаются явления и предметы, отражающие слабые и случайные признаки понятия.
Тип организации мышления определяется по характеру построения процесса объяснения. При этом, если объяснение строится от простых признаков к более сложным при сохранении их соотнесения между собой, имеет место высокая логическая организованность мышления. Если же объяснение строится на основе ситуативных связей предметов, то проявляется конкретное, ситуационное мышление.
Эмоциональная окраска мышления сказывается на четкости мышления при объяснении понятий, имеющих положительное или отрицательное эмоциональное содержание (веселый праздник, счастье, дружба или тяжелая болезнь, разлука, отчаяние). Речь идет о том, какие эмоции вызываются определенным понятием, и как они влияют на четкость мышления, усиливают ее или ослабляют, мобилизуют человека или демобилизуют его.
Аналогично по пиктограммам и ее объяснению можно сделать заключение о способности человека контактировать с другими людьми. Важно обращать, внимание на повышение или понижение четкости мышления на слова - понятия, включающие взаимодействия с другими людьми (дружба, разлука, ядовитый вопрос и т. д.), что может характеризовать способность человека к совместной деятельности, его контактность, aдаптивность, особенности распределения внимания при групповом взаимодействии и т. д.
Одним из важных диагностических показателей является степень абстрактности-конкретности, используемых образов и пояснений.
Так, например, в пиктограммах могут использоваться как абстрактные изображения (схемы, геометрические фигуры, знаки, математические символы и пр.), так и конкретные - реально существующие предметы и явления.
Кроме того, абстрактные изображения могут быть конформными (прямые, геометрические фигуры, диаграммы, схемы, стрелки, точки, круги и т. д.) и неконформными (абстрактные изображения сложной негеометрической формы, символы, знаки не традиционного типа).
Конкретные и конформные изображения чаще встречаются у людей которые легко адаптируются в окружении, и, напротив, конкретные и неконформные изображения имеют место у людей, адаптация которых ограничена.
Графические показатели «Пиктограммы»
Расположение рисунка на листе
Пиктограммы на листе могут располагаться как упорядоченным, так и беспорядочным (хаотичным) образом. Считается, что существует связь между упорядоченностью (организованностью) расположения рисунков и личностной организованностью, организованностью мышления, преобладанием рационального над эмоциональными. На символическом уровне для испытуемого лист (листы) бумаги представляет как бы его жизненное пространство, и очень важно обращать внимание на то, как он им распоряжается. Иногда лист расчерчивается на клетки, в которых потом выполняются рисунки. Подобные манипулирования дополнительного структурирования пространства позволяют создать более жесткие опоры, снижающие неопределенность.
Аккуратное расположение рисунков в заранее подготовленных “ячейках” или их цифровое обозначение типично для людей эпилетоидного склада, ориентированных на программирование собственных действий, на организованность, аккуратность, обязательность, педантичность характера.
Выполнение отдельных пиктограмм каждый раз на новом листе характерно для людей самораспространяющихся, склонных к приписыванию себе дополнительной значимости и не умеющих использовать все возможности, которые предоставляет им жизнь.
Расположение рисунков в верхней части листа связано с психическим напряжением испытуемого. Чаще всего встречается у людей робких, боязливых, опасливых, имеющих общую предрасположенность к психическому напряжению.
Расположение рисунков в верхней части листа характерно для людей с большим уровнем психической энергии, стремящихся к самоутверждению, и, напротив, их расположение в нижней части листа отражает низкий уровень психической энергии, неуверенность, ощущение слабости, боязливость.
Иными словами, все закономерности расположения рисунка на листе, описанные выше, остаются в силе.
Размерность рисунков
Размер рисунка рассматривается независимо от размера листа, средним считается размер 4-5 см. по большей стороне рисунка. Такие рисунки характерны для людей уравновешенных и спокойных.
Большой размер (6-15 см) чаще встречается у людей с высокой самооценкой, уверенных в себе, настойчивых и жизнерадостных.
Если рисунок более 15 см, то он считается очень большим и характеризует его исполнителя как обладателя агрессивного, взрывчатого характера, стремящегося к самораспространению.
Такая демонстрация самоуверенности может проявляться как защитный механизм по типу гиперкомплексации.
Рисунок менее 4 см считается маленьким и встречается у людей со сниженным настроением, переживающих состояние подавленности или имеющих низкую и неустойчивую самооценку.
Микрорисунки (менее 1 см) очень часто являются признаком патологии (шизоидность, глубокие неврозы и пр.) или встречаются у людей с серьезными психическими проблемами.
Иногда испытуемый рисует пиктограммы разного размера. “Равномерность” размера рисунков является показателем уравновешенного состояния. “Разноразмерные” рисунки появляются либо по причинам психологической неуравновешенности, либо с тем, что некоторые слова-стимулы имеют особое личностное значение.
Линии выполнения рисунка, сила нажима на карандаш, стирание, зачеркивание и другие характеристики имеют важное значение для интерпретации. Анализ этих показателей доводится в соответствии с теми закономерностями, которые обсуждались выше.
При анализе пиктограмм особое внимание следует уделить деталям изображения. Все выделенные, выделяющиеся и необычные детали должны быть рассмотрены в связи с их смыслом, который задает объяснениями сам испытуемый. Очень важно их воспринимать и “прочитывать” как личностные проекции. Выяснение смыслового значения, таких “неожиданных”, “нетипичных” деталей может дать большой диагностический материал.
Однотипные и повторяющиеся детали рисунков, идентичные или очень сходные по форме, способу изображения, а также по смысловому содержанию чаще всего встречаются у людей ригидных, склонных к резонерству и подчинительству. Повторяемость изображений и графических элементов рисунков также имеет место у людей, легко утомляющихся, ослабленных и склонных к замедленному мышлению.
Использование символов
Методика пиктограммы, стимулирующая свободный выбор образа для упоминания, является проективной и позволяет исследовать личностные особенности человека, особенности его психического состояния, характер интересов, замыслов, опасении и проблем.
Особенно информативными являются образы, используемые для запоминания эмоционально насыщенных слов (надежда, счастье, болезнь и т. д.). Они являются “автобиографичными” и проливающими свет на экзистенциальную ситуацию испытуемою.
Нередко, однако, в пиктограмме обнаруживаются и противоположные тенденции - полное отсутствие образов, выбор “литературных штампов” или “холодных”, нейтральных образов.
Под “холодными образами” понимаются такие, которые, несмотря на адекватность по содержанию, оказываются слишком далекими от личных переживаний человека и никак не раскрывают его собственных помыслов или эмоциональных отношений. Данная тенденция может обнаруживаться у испытуемых несколько отгороженных, замкнутых, не “включенных” в ситуацию тестирования или активно “защищающихся” от экспериментатора.
Образы, используемые в “Пиктограмме” могут быть весьма разнообразными. Проиллюстрируем это на некоторых примерах.
Наиболее часто для запоминания понятия “Болезнь” используется изображение градусника, таблеток, человека, лежащего в кровати; человека с перевязанным горлом; образ постели, пузырек с лекарствами. В ряде случаев тяжелая болезнь изображается с помощью абстрактного графика - кривой температуры.
В ряде случаев при интерпретации рисунков по этой проблематике целесообразно использовать “язык” органов, открытый в психоматической медицине (например, перевязанное горло - невозможность открыто проявить себя, выразить свои эмоции, изображение “разорванного сердца” связано с невозможностью выразить свои чувства и принять их от других людей и т. д.).
Сомнение изображается наиболее часто посредством абстрактного символа вопроса или рисунка человека, находящегося в позе сомнения (почесывающим голову, поднимающим плечи и т. д.).
Типичными рисунками па тему “Разлука” являются: уезжающий транспорт, стрелки, дорога, уходящая в даль, прощальный жест рукой, иногда абстрактное изображение целого, которое распадается на элементы.
Следует обращать внимание на степень детализации или абстрактности изображения, которые указывают либо на внимание к проблеме, либо на работу “сопротивления”.
У здоровых испытуемых образы, воплощенные в рисунках адекватны содержанию понятий и в меру обобщены. Oни подбираются довольно быстро, а также просто и лаконично объясняются.
Тема 3.3: Исследование перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности
Исследование представлений о величине. Методика Доски Сегена. Методика Кооса. Прогрессивные матрицы Дж. Равена.
Литература:
Баранова познавательных интересов у младших школьников и дошкольников.- СПб., 2006. , Корнилова познавательной сферы ребенка.-М., 1994. , Пылаева развития зрительно-вербальных функций.- М., 2003. , Корнилова познавательной сферы ребенка.-М., 1994 Равен Дж. К., Курт Дж.. Х., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равенна и Словарным шкалам.- М., 1996 Шиварев «Доски Сегена» // Вопросы патопсихологии.-М., 1970
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
Исследование сформированности представлений об относительной величине производится на материале объектов, вставляющихся друг в друга одинаковой формы (стаканчики, формочки, плошки и т. п.). Традиционно метод можно считать заимствованным из дефектологической практики. Подобный материал в норме используется для анализа сформированности указанных представлений у детей от 2,5 до 4 лет.
В задании-игре ребенку вначале предъявляют все формочки, сложенные одна в другую, а затем, быстро раскладывают их в случайном порядке на столе или ковре, где находится ребенок, и просят сложить их в первоначальном виде.
Взаимоотношение" href="/text/category/vzaimootnoshenie/" rel="bookmark">взаимоотношений).
Методика Кооса
Классический вариант методики включает 16 разноцветных красно-бело-сине-желтых кубиков с размером стороны 18x18 мм, и комплекта из 18 разноцветных узоров. Размер цветных изображений чуть меньше, чем размер реально складываемых узоров.
Цель. Основной целью исследования является определения уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса.
Также методика Кооса может быть использована для исследования уровня притязаний. С этой целью не производится нумерации тестовых узоров (которые имеет смысл сброшюровать в альбом тестовых узоров).
В работе с детьми от 3 до 10-12 лет авторы считают целесообразным предложить к использованию неполное количество кубиков (девять штук) и, соответственно, тестовых узоров, поскольку узоры с 12-го по 18-й трудно распределить по градации shortcodes">