О бытующих заблуждениях относительно ожиданий от обучения

Зачем школьники ходят в школу? Зачем их туда почти ежедневно отправляют родители? Этот, казалось бы, тривиальный вопрос, почему-то оказывается очень сложным, если пытаешься на него ответить честно. Этот вопрос имеет очень простой и, как часто бывает в таких случаях, неверный и лживый ответ бытового плана, на языке, на котором разговаривают родители с детьми, когда стараются заставить их делать то, что те не хотят. Это ответ: «За знаниями».

Почему ответ «За знаниями» неверен? А посмотрите, какой вопрос задают родители детям, вернувшимся из школы: «Что ты сегодня получил? Какие отметки?» И практически никогда: «Что нового ты сегодня узнал в школе?». Это наша национальная общекультурная установка. Проанализируйте, например поэзию, относящуюся к школе. В большинстве стихотворений будут зафиксированы пожелания к школьникам получать «пятерки» и не получать «двоек», тихо сидеть «на парте» и т.п.

Получается, что основной мотив, который движет родителями, когда те отправляют своих чад в школу, это отметки, по большом счету, одобрение детей государственной СИСТЕМОЙ образования. Оговоримся: далеко не всех родителей. И доля родителей, которая смотрит на классические традиции обучения скептически, быстро возрастает. Но, тем не менее, в российском обществе родителей, которые склонны некритично и послушно следовать курсу на формальное образование, диктуемому чиновниками, пока подавляющее БОЛЬШИНСТВО. Им хотелось бы, чтобы ребенок хорошо проходил ежегодные тесты и контрольные, успешно сдал бы ЕГЭ в конце, а потом поступил в государственный вуз на бюджет (и притом не важно, на какой факультет!). Им важно чтобы ребенок мог интегрироваться в СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА. Но ведь это - система прошлого, уже отживающая, почти изжившая себя система.

Вот это «Какие оценки ты сегодня получил в школе?» говорит о полном непонимании родителями истинных целей обучения, о том, что правильное образование детей не входит в число приоритетов родителей, а выгода от бесплатности государственного образования заслоняет те колоссальные недостатки от практики лишения детей в государственной школе всякого выбора (предметов, занятий, заданий), принуждения выполнять бессмысленные задания, зубрить и заучивать параграфы учебника, без понимания сути заданий, подмены отметками познавательных интересов и мотивов.

Давайте поговорим о тестах. Успешность образования в традиционной школе уже давно свелась к выполнению тестов. Одно испытание на скорость чтения и переходные диктанты с массой полубессмысленных и некорректных заданий к текстам чего стоят! Тесты требуют быстро выполнять арифметические действия, например, в числах до 20-ти, и знать, какие гласные не пишутся после шипящих и глухих согласных. Однако, давайте подумаем, только ли к этому сводится образование и можно ли измерить его результаты в виде тестов?

Как ОДИН ИЗ подходов к измерению качества образования тесты, безусловно, имеют некоторый смысл. Но как только суть образования начинают СВОДИТЬ к тестам, а сами тесты абсолютизировать, они быстро разрушают само образование. Этому посвящена огромная научная литература, нет смысла ее пересказывать. Достаточно вспомнить о том, что почти половина населения нашей страны и ее педагогической общественности считает повинным в кризисе российской школы именно введение обязательного ЕГЭ в тестовой форме десять лет назад. По аналогии с ЕГЭ в 9-х классах введены аналогичные ЕГЭ ГИА, и ведутся разговоры о том, что и после 4-х классов будут проводиться подобного типа экзаменационные испытания. По мнению многих дети перестали учиться, а педагоги - учить, а занимаются лишь натаскиванием на выполнение заданий ЕГЭ и подобных тестов.

Мы не отрицаем необходимости проводить аттестацию школьников, однако необходимо понимать что сами тесты и подготовка к ним - большое, вредное и труднопреодолимое зло, которое придумали некие конкретные, хоть и безымянные, чиновники (просто потому, что им нужно было делать видимость производимой ими работы). Поэтому выполнение тестов не может вызывать никакого энтузиазма у серьезного, мыслящего учителя (и родителя).

Ожидания от обучения в школе должно быть значительно богаче и шире любого теста. Главное в них - это развитие различных граней человеческого потенциала ребенка, человеческих тенденций, изначально ему присущих. Они включают способности работать, исследовать и познавать окружающий мир, создавать порядок вокруг себя, выражать себя в общении, в виде звуков, символов, текстов, движений, способность уживаться с окружающими и следовать правилам, принятым в сообществе, делать осознанный ответственный выбор, выполнять функции и обязанности… Не кажется ли теперь востребованная некоторыми родителями способность ВСТРАИВАТЬСЯ в СИСТЕМУ, «быть как все», слишком мелкими и извращенными требованиями к ребенку? Ведь перед школой в России всегда ставилась задача формирование более совершенного, более развитого человека, который бы не просто встраивался в существующее общество, а который бы менял его в положительном отношении, делал бы его более продвинутым.

А тесты, как пример бессмысленной и ненужной работы - это часть старого, отживающего свое время общества, мира. И к ним мы, педагоги, тоже, к сожалению, должны готовить, выделяя для этого какое-то время, и придумав для этого специальные материалы, активности и игры, но относясь к тестам как к опасному и труднопреодолимому злу…

Для того, чтобы более или менее объективно подойти к проблеме ожиданий от обучения, правильнее не пытаться априорно сформулировать какие-то требования и показатели, а хотя бы понаблюдать детей обучающихся в рамках различных педагогических систем, сопоставить их поведение и результаты обучения.

Сравнивая школьников из традиционной и Монтессори школы…

Летом 2016 года нам довелось наблюдать в летнем лагере Монтессори-школы нескольких детей, пришедших из «обычной» школы, и выявить особенности их мотивации и поведения в сравнении с учащимися, уже несколько лет обучавшимися по методике Монтессори (в школе и детском саду).

Речь пойдет об учащихся начальной школы (2-4 классов). Такое сравнение (учащихся обычной школы с Монтессори-школьникам) вполне обоснованно и закономерно, поскольку Монтессори-школьники уже достаточно далеко продвинулись в плане нормализации, а поведение «обычных школьников» выглядит при этом как отклонение от нормального, антропологически обоснованного поведения ребенка младшего школьного возраста. И хоть это исследование не претендует на роль полноценного и статистически обоснованного, все же оно вполне годится на роль пилотажного исследования, позволяющего сформулировать правдоподобные гипотезы для подтверждения в ходе настоящего эксперимента.

Нарушения мотивации.

Яркой чертой пришедших из традиционной школы детей является значительное снижение познавательной мотивации. Им не интересны презентации, проводимые учителем в малых группах, опыты по естествознанию, наблюдение за растениями и животными, а также чтение книг. Приглашенные для участия в Монтессори-презентациях школьники обычной школы буквально изнывали от скуки, бросали начатую работу (например, работу с материалом, требующую терпения, такую как сборку модели из конструктора), начинали слоняться по классу-студии, отвлекая других детей от их занятий. Подобное снижение познавательной мотивации неминуемо приведет в дальнейшем к замедлению темпов интеллектуального развития, к общему снижению внутреннего потенциала ребенка, к появлению барьеров в освоении учебных предметов у данного конкретного ребенка, и к неэффективной работе всего класса, составленного из учащихся обычной школы.

Сверхценность оценок.

Оборотной стороной снижения познавательной мотивации учащегося традиционной школы является сверхценность для него оценок (отметок). Ребенку неинтересны новые знания, но он стремится получить высокую оценку (или не получить низкую), и именно это заставляет его выполнять учебную работу. Естественно, что подменяющие познавательную мотивацию отметки не способны обеспечить эффективную познавательную деятельность ребенка, они подталкивают его лишь к формальному выполнению учебных заданий и приобретению в целом формального образования. Ему все равно, чем заниматься, лишь бы получить высокую оценку и не получить низкой. Оценки сводят познавательную деятельность к запоминанию, заучиванию, зубрежке.

Неустойчивость внимания.

Ребенок 6 лет, когда он только приходит в школу Монтессори, может удерживать внимание на одном предмете примерно 10 минут (в среднем). С каждой презентацией и с каждым опытом и демонстрацией устойчивость внимания у детей увеличивается и быстро достигает 30-40 минут, т.е. уже 30-40 минут Монтессори-первоклассник во втором полугодии может что-то рассматривать и наблюдать, слушать рассказ или чтение или сам заниматься учебной работой. Во 2-м классе Монтессори-школьник может выполнять учебную работу (писать что-то или выполнять вычисления, решать задачи), практически не отвлекаясь, по 2-3 часа, причем ему трудно оторваться от его занятий, даже несмотря на то, что он чувствует усталость, так он увлечен и сконцентрирован на выполняемых действиях. Пришедшие к нам в лагерь учащиеся (и притом успешные) 2-3 классов могли сконцентрировать свое внимание на учебных материалах лишь на 15-20 минут, после чего им требовалось отвлечься, переключиться на другую деятельность. Подобная неустойчивость, несформированность внимания не позволит им в дальнейшем заниматься деятельностью, требующей сосредоточения и концентрации, добиться высоких результатов в работе, требующей внимания и усидчивости. Мы склонны объяснять это влияниями классно-урочной системы в школе. Известно, что урок длительностью 45 минут (1 академический час) позволяет ребенку заняться сосредоточенной работой лишь на протяжении 20 минут. В начале урока, как правило, имеются вводная и организационные фазы, которые не предполагают глубокой концентрации школьников, а в конце урока - итоговая фаза, которая связана с записью домашнего задания, подведением итогов урока и т.д. И это в идеальном случае. А реально в школе многие уроки проходят таким образом, что ученик не может сосредоточиться и выполнять учебную работу вообще. Итогом такого обучения является тенденция школьника из обычной школы постоянно отвлекаться, терять нить деятельности, упускать из фокуса внимания объекты, над которыми проводятся манипуляции. В последующем, как работник, такой индивид не будет отличаться высокой производительностью и результативностью, будет постоянно отвлекаться при работе.

Нарушение социализации. Постоянные апелляции к взрослым.

В отличие от ученика Монтессори-школы ученик обычной школы выстраивает свое общение так, что в фокусе его находится учитель, а не одноклассники. Он постоянно апеллирует к взрослым (к учителю), спрашивает их обо всем, стремится что-то им рассказать, поскольку не умеет решать проблемы самостоятельно или прибегая к помощи одноклассников. Одноклассников он рассматривает как спутников для своего досуга (игр) или конкурентов в борьбе за внимание взрослых или различные ресурсы в классе. Результатом такого традиционного образования являются индивиды, неспособные к совместной, коллективной конструктивной деятельности, способности ситуативно выполнять функции лидера или, напротив, ведомого в совместной деятельности детей. А это есть ни что иное, как нарушения социализации. Постоянные апелляции ко взрослым, ожидание их немедленного одобрения (или неодобрения) буду мешать ему самостоятельно работать.

Негативность. Непризнание правил.

Ребенок, пришедший из традиционной школы, чаще всего негативно относится к школьным правилам, направленным на организацию эффективной самостоятельной учебной деятельности детей, так, чтобы никто из них друг другу не мешал и притом бы обеспечивался порядок в среде и сохранность материалов. Учащиеся традиционной школы начинают намеренно мешать другим детям, вторгаться в их границы, намеренно неправильно используют материал или даже его повреждать. Они постоянно показывают стремление собирать различные конструкторы «наоборот», неправильно.

Такие дети часто дают отрицательные оценки других детей, учителя, школы в целом. По-видимому, традиционная школа, как правило, не обеспечивает принятие своими учащимися основных правил и моральных норм школьной жизни, формирует у детей негативный настрой по отношению друг к другу, включает их острую конкуренцию и борьбу.

Склонность к насилию по отношению к младшим и слабым.

Оборотной стороной конкуренции учащихся традиционной школы между собой, их неспособности и нежелания принять школьные правила, вынужденное и формальное послушание по отношению к учителю вызывает у них ответную склонность к агрессии друг к другу и насилию по отношению к младшим и слабым детям. Такие дети часто бьют друг друга, провоцируют на драку, притесняют младших и слабых школьников, которые не могут им ответить. В разновозрастном Монтессори-классе, в который включены дети 3-х возрастов, и настроенном на сотрудничество и их взаимной заботе друг о друге, это особенно заметно.

Склонность к игре. Лень.

Несформированность у учащихся традиционной школы содержательной учебной мотивации приводит к тому, что они постоянно отвлекаются от учебной работы и переходят к предметной игре, характерной для дошкольного детства. Дети начинают использовать материалы и предметы среды для того, чтобы играть, забывая о начатой учебной работе, и эта игра без вмешательства педагога может продолжаться неограниченно долго. В то же время в отношении учебных заданий, а также поручений, связанных с уборкой, дежурством, заботой о растениях и питомцах и др. учащиеся обычной школы демонстрируют не просто лень, безответственность, но и открытый протест. В традиционной школе в силу недостаточности того, что называется воспитательной работой, и общего уклада, основанного на классно-урочной системе, готовность выполнять различные поручения, нести ответственность, заботиться о среде, в которой они находятся дети, не формируется к критическому подростковому возрасту, а значит, не формируется никогда.

Неспособность организовать собственную деятельность, удовлетворить интересы.

Дети, пришедшие из обычной школы в Монтессори-лагерь, показали свою неспособность и неготовность самостоятельно находить для себя позитивные занятия, занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность. Они постоянно обращались к педагогам с жалобами на скуку, просили предложить и организовать им некие занятия. Это представляло собой контраст по сравнению с Монтессори-школьниками, которые сразу же находили себе занятие, полностью организовывали свою деятельность, планировали свою работу и требующиеся для нее ресурсы, создавали саморегулируемые сообщества, занимавшиеся креативной, творческой деятельностью. Школьники из традиционной школы остаются несамостоятельными, зависимыми от взрослых, постоянно требующими контроля и вмешательства в их занятия.

Формальные знания.

В ходе презентаций и учебной работы «традиционные» школьники показали формальность имеющихся у них знаний. Получив учебное задание, например, по математике, на сложение, вычитание, умножение или деление, они пытались припомнить формальный алгоритм выполнения этих операций в записи на бумаге, как правило, ошибаясь и запутываясь при его выполнении, и не доводили решение до конца. В то же время учащиеся Монтессори-школы выбирали материал в среде, который мог им помочь выполнить заданную задачу и с его помощью, демонстрируя понимание математической стороны производимых действий, находили решение. Скорее всего, формальный характер знаний, получаемых учащимися традиционной школы, не позволит им результативно применять полученные в школе знания на практике, и это общий результат используемых в традиционной школе методик и наглядных средств.

Как промежуточный вывод…

В ходе наблюдений мы вновь убедились в правильности сделанного в пользу Монтессори-методики выбора. Она позволяет добиться отличных результатов обучения и воспитания как в плане знаний детей, так и в отношении их поведенческих моделей. В то же время, мы не видим, каким образом могут быть исправлены те дефекты обучения и воспитания у учащихся традиционной школы, которые были отмечены в ходе наблюдений.

И все же, что дает школа учащимся? Знания?

Если говорить о традиционной школе, то да, здесь школьникам передают некоторые предметные знания, однако именно это стало в последнее время проблемой: многие из этих знаний школьник никогда в жизни применить не сможет. Они не имеют для него ценности в современной жизни и поэтому вызывают отторжение. Школьники в большинстве своем не любят математику и не занимаются ей (понимая, что квадратные уравнения им никогда не понадобятся), ужасающе упала грамотность, дети перестали читать художественную литературу (а зачем? лучше сходить в кино), полностью разучились писать сочинения. Не вызывают у детей восторга и другие предметы: физика, химия, биология, история... Детей возмущает, что приходится так много всего запоминать, учить наизусть, тогда как можно все быстро найти в интернете.

Короче, образование, построенное на основе модели передачи учителем знаний умений и навыков, вдруг перестало работать, издержки так называемого «знаниевого» подхода, или парадигмы, в обучении оказались исключительно велики. Главное, обучение, ориентированное на знания, совершенно не готовит к дальнейшему труду, и не создает предпосылок к дальнейшему успеху в условиях современного общества. И не только у нас, а во всем мире. Поэтому там широко применяется (и начал активно применяться в России) компетентностный подход. Но что такое компетентности?

Это те результаты практической деятельности, которые показывает обучаемый после его обучения, т.е. не просто знания и умения их применять на практике, но и желание это делать, внутренняя ответственность за взятые обязанности и обязательства. Фактически, компетенции - это требования и пожелания работодателя к работнику, условия успешности его работы. Компетентность формируется и проявляется в процессе практической деятельности. Она не может возникнуть в результате даже самого лучшего изложения учебного материала учителем.

К сожалению, в российском образовании мало кто это понимает. У нас уже лет 10 идет чисто формальное переписывание учебных программ, в которых, вместо старого «обучаемый должен знать следующее…», пишут «по-новому»: «обучаемый должен иметь следующие компетенции…», а компетенции опять трактуются через знания, умения, способности и ценностные установки… А педагоги лишь делают вид, что формируют эти самые компетенции, не меняя методы обучения, по-прежнему только путем объяснений и вызовов учеников к доске.

С переходом к компетентностям в нашей школе мало что изменилось. Дети как не хотели получать знания, так не хотят и формировать компетенции. Все в школе идет из-под палки, точнее, под угрозой негативной оценки, несдачи экзамена (ЕГЭ), наказания, отчисления и т.д. Чтобы вырваться из этого порочного круга формального образования многие родители и педагоги обращаются к системе Монтессори, альтернативной традиционному способу обучения, возникшему, кстати, в классических немецких гимназиях в начале XIX века. Давайте посмотрим, какой же моделью правильнее описать в школе Монтессори. Будут ли это прежние знания и умения, будут ли это компетенции, или что-то еще?

Оказывается, учащиеся в школе Монтессори одновременно и приобретают знания, и формируют у себя компетенции и вырабатывают кое-что еще, что выходит за рамки, как знаниевого, так и компетентностного подхода, и что делает систему Монтессори особенно перспективной и востребованной - учащиеся вырабатывают эффективные и позитивные поведенческие и познавательные стратегии, что не позволяет делать традиционное обучение. Но давайте обо все по порядку.

Методика Монтессори для школы 6-12 (в стандарте АМИ) включает в себя объемный набор предметных знаний, которые представлены в учебном плане АМИ школы 6-12. Знания содержатся в материалах подготовленной среды (например, в чартах, в лентах времени, в карточках, комодах и коробках), а также презентациях. Каждая презентация - это миниурок, который дается в малочисленной группе. А есть и фронтальные уроки - ключевые уроки, большие истории. Поэтому непроходимой пропасти между методом Монтессори и традиционным обучением нет. И в том и в другом случае в основе методики лежит тщательно отобранный набор базовых знаний.

Отметим, что это набор знаний, включенный в методику Монтессори, имеет определенные пробелы, недостатки. Так, ничего не говорится в школе Монтессори 6-12 об условиях плавания тел, о законе Архимеда, ничего нет о законе Паскаля, полностью опущено все, что касается электричества, даже такого явления, как гроза, молния. Есть пробелы, касающиеся языка и математики. Например, АМИ тренеры отрицают необходимость отдельного набора материалов по орфографии (поскольку такого понятия в английском языке нет - там спеллинг, проговаривание слов по буквам). Нет в математике АМИ и понятия неравенства, больше-меньше, множества и отображения, да и задач всего 2 типа (на скорость-время-расстояние и на сумму денег в банке, положенную под простые проценты). Это приводит к тому, что поскольку названные темы весьма важны для прохождения национального тестирования и аттестации учащихся в разных странах, учителю приходится давать это учащимся в Монтессори-школах в меру собственного разумения. Кто-то придумывает свои презентации, а кто-то раздает карточки и заставляет учить наизусть определения и правила.

Компетенции

А вот с точки зрения формирования компетенций методика Монтессори гораздо эффективнее традиционного обучения, поскольку она построена на основе работы учащимися с материалами, их практической деятельности. Классно-урочный учебный процесс традиционной школы основан на «слушании» учащимися учителя, и к каким бы ухищрениям тут учитель не прибегал в попытках организовать индивидуальную работу учащихся, все это постоянно скатывается к «слушанию» трансляции учителем учебной информации. Школа Монтессори - это школа «делания», школа активностей, в которой дети сами получают информацию и извлекают знания из материалов учебной среды, поэтому компетентности тут формируются автоматически, причем в практической, прикладной плоскости. В школе Монтессори значительно лучше обстоят дела с пониманием и умением практически применить знания, чем в традиционной. Много здесь и мотивационного, ценностного. Вот поэтому современные компетентностные стандарты обучения как бы специально написаны для школы Монтессори, тогда как соответствие традиционной школы этим стандартам приходится «доказывать», как правило, методом выдавания желаемого за действительное.

Стратегии

Помимо знаний и компетенций школа Монтессори (при правильной постановке образовательного процесса) дает детям нечто большее, она дает им продуктивные личностные стратегии. Но что это такое, личностные стратегии? Личностные стратегии, как можно определить, расширив К.А.Альбуханову-Славскую - это психологические комплексы мотивов, способностей, стилей, установок, навыков, с помощью которых человек организовывает свою жизнь. Стратегии включают некоторые общие характеристики личности, которые, по-старинке, относят к характеру, к ценностям человека, однако, подчеркнем, личностные стратегии - это деятельностное, «надкомпетентностное» понятие.

Организация работы и жизни традиционной школы в настоящее время приводит к формированию личностных стратегий со множеством откровенных дефектов. Это такие негативные моменты, как равнодушие к несправедливости, унижению и насилию, принятие или даже навыки обмана, подмена содержательной мотивации к познанию и деятельности избеганием неудач (низких отметок) или стремлением к формальному успеху (к высоким отметкам). К явным дефектам личностных стратегий приводит та сторона традиционного обучения, которая связана с отсутствием выбора, безальтернативности для учащихся: они не могут, как правило, выбирать ни изучаемые предметы, ни педагогов, ни задания, а принуждаются действовать лишь по заранее составленному кем-то расписанию и плану. В результате у детей формируется лишь стратегия подчинения кем-то за них сделанному выбору, принятым решениям.

В рамках методики Монтессори, напротив, формируются стратегии, основанные на вовлеченности и лидерстве в разновозрастных группах, основанные на познавательных интересах и самореализации, умении осознать и реализовать собственные интересы. Эти стратегии включают позитивное взаимодействие детей, сознательное соблюдение правил дисциплины. Можно с уверенностью сказать, что в XXI веке именно такие стратегии, а не стратегии подчинения и выживания, будут обеспечивать успех.

И снова пирамида

Исследования личностных стратегий и их связи с обучением и воспитанием заслуживают более объемного и глубокого отражения, которое будет сделано в следующих публикациях. Здесь мы ограничимся графическим изображением взаимосвязи знаниевого, компетентностного подходов и подхода, основанного на личностных стратегиях.

Они, как это часто бывают, образуют трехступенчатую пирамиду. В самом низу, в основе всего, лежат знания. 2-й уровень пирамиды - это компетенции, они невозможны без знаний. 3-й, самый высокий, - личностные стратегии, он базируется на компетенциях.

Директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж),
профессор, д.п.н. А.В.Могилев

Динамика современного мира, научно-технический прогресс, бурное развитие информационных технологий требуют от человечества постоянных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Исключением не может быть и образовательная отрасль. Ведь специальные знания и навыки очень быстро устаревают. К примеру, математика для школьников , конечно остаётся такой, как и была 10 и 20 лет назад, но вот методика изучения данной дисциплины, меняется и подстраивается под современный ритм жизни. В такой динамичной среде на первый план выходят человеческие качества. Способность постоянно учиться, быстрое приспособление, умение работать в команде, поиск нестандартных решений, стрессоустойчивость - вот чем должен обладать современный человек. Очевидно, что нынешняя система образования не успевает за изменениями в обществе и нуждается в модернизации. Развитие личности должно быть приоритетным в учебном процессе. Это понимают педагоги, этого хотят родители и дети.

Что родители ожидают от школьного образования сегодня?

Замечательно, что в рамках Образовательного Форума 2016 в г. Львове 3 марта состоялась Родительская конференция, на которой мне удалось побывать. Результатами конференции и своими впечатлениями я с радостью поделюсь с вами, уважаемые читатели.

Приятно поразило меня, как гражданина, что есть много неравнодушных людей, которые хотят перемен и занимают активную позицию по воплощению инноваций в образовании. Есть люди, которые понимают, что от образования наших детей зависит будущее Украины.

Как отцу, мне понравилось, что педагоги являются инициаторами диалога по улучшению школьного образования и готовы менять учебный процесс, учитывая пожелания родителей и детей.

Конечно, у участников конференции различные взгляды на школьное образование. Были родители, которые стремились полностью отстраниться от учебного процесса в школе. Они не хотели, и у них не было времени заниматься домашним заданием с детьми, готовить костюмы для выступлений и выполнять другую работу, связанную со школой. Некоторые из родителей, наоборот, хотели заниматься с детьми самостоятельно дома и проходить обучение экстерном. Поэтому, сначала я не представлял, как большое количество активистов должны выражать свои идеи и обсуждать их в одном зале. Но организаторы конференции умело направили энергию участников в нужное русло.

Родительскую конференцию взрослых разделили на три группы и пригласили в разные аудитории. Дети работали отдельно. В каждой группе рассадили участников по 4-5 человек за столом. Раздали ручки и чистые листы бумаги, на которых каждый из нас за 10 минут должен был записать свое видение современной школы. После этого, в течение следующих 10 минут, команда за столом обсуждала свои идеи и определяла 7 наиболее важных. Далее, из семи идей мы должны были выбрать три важнейших, которые вывешивались на доску для общего ознакомления. Многие пожелания на доске оказались сходными по сути, но несколько отличались по содержанию. Такие идеи группировали и каждой группе придумывали рабочее название. Затем команды добавляли остальные из семи листов. Общим обсуждением определяли, к каким группам отнести предложения. При необходимости создавали новые группы. В конце, каждой группе придумывали обобщенное название, которое отражало суть идей, входивших в нее.

Таким образом, без лишней суеты и шума, мы получили сконцентрированные и обобщенные идеи, которые включали в себя видение каждого из родителей. После перерыва на кофе, все участники вновь собрались вместе, чтобы обменяться результатами и подвести итог.

Итак, чего хотят родители от образования?

Прежде всего, чтобы в центре учебного процесса находились не знания, а личность ребенка. Чтобы учитель получал достойную зарплату, вдохновенно и преданно учил детей, самосовершенствовался и не думал о подработке. Чтобы ребенок развивался умом, телом и душой, а в основе развития личности были моральные ценности. Чтобы учебный процесс был качественным, интересным и безопасным. Чтобы знания были практичными и приближенными к жизни. Чтобы не было домашних заданий. Чтобы дети полюбили школу и часть досуга учащихся проходила в школе. Чтобы родители теснее взаимодействовали с учителями в совместной работе по воспитанию детей.

По магическим стечению обстоятельств, у каждой группы участников вышло по девять обобщенных предложений по улучшению обучения в школе. В нумерологии цифра 9 означает окончание старого цикла и начало нового. Поэтому есть надежда, что изменения в области образования таки состоятся в ближайшее время, а замечательные идеи, рожденные участниками во время конференции, будут учтены в моделях будущих школ.

Ключевые слова: математика для школьников, Ожидания родителей от школьного образования сегодня, Образовательный Форум, конференция, знания, модернизация, школьная программа

Мы пригласили в редакцию Psychologies учителей и родителей, чтобы поговорить о роли каждой стороны в процессе воспитания и обучения детей. В дискуссии участвовали:

Анна Попова, учитель подготовительного класса в Пироговской школе;
Алексей Кузнецов, учитель истории гимназии № 1543;
Ольга Дворнякова, PR-директор, мать Антона (10 лет) и Даниила (12 лет);
Наталья Демченко, финансовый менеджер, мать Яны (10 лет) и Михаила (16 лет).

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна:

Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе - и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие хотят во что бы то ни стало дать лучшее образование.

Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам - не так важно. Главное - образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе, особенно начальной, ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен. Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание.

Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

Алексей:

Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно.

Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо

Но сегодня все больше родителей, которые строят отношения со школой по модели потребления: «Я - потребитель, школа - поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует».

Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна:

Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании, которое мы проводим его за полгода до начала занятий, я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка.

Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга. Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду.

Алексей:

Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

Слева направо: Анна Попова, Наталья Демченко, Алексей Кузнецов, Ольга Дворнякова.

А что вам помогает наладить конструктивный диалог?

Алексей:

В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей:

Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали - но что именно?

В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. Экзамен проходил в другой школе, и там были не только наши дети. В аудитории все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка? Хочет. Но к практическим последствиям не готова.

Вопрос родителям: что вы чувствуете, когда ваши дети идут в школу?

Ольга:

В прошлом году наш старший сын перешел в пятый класс. Мы терпеливо ждали, пока пройдут первые сложные месяцы, он привыкнет и увлечется каким-нибудь новым предметом - чтобы ему самому было интересно, чтобы не было такой бесконечной череды будней: пришел в школу, отсидел, пришел домой, сделал уроки, на следующий день то же самое.

Но вот чего я точно не ожидала - что все учителя на собраниях в один голос будут восклицать: «Ваши дети просто ужасно себя ведут, никак не могут адаптироваться к средней школе! Сделайте с ними что-нибудь!» Я пробовала поговорить с классным руководителем, но все происходит так быстро, ни на что нет времени у преподавателя: подумать, обсудить, что делать.

Наталья:

На мой взгляд, родители свое изначальное отношение к школе непроизвольно передают ребенку. Мне всегда хотелось, чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все - друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А от учителей я жду совсем немного: учитывать, хотя бы чуть-чуть, индивидуальность ребенка.

Иногда учителю легче и выгоднее поставить незаслуженную четверку вместо заслуженной тройки

По моим ощущениям, сейчас учителя стали черствее, и их равнодушие иногда обесценивает старания детей. Был случай, когда детям дали творческое задание, они старались, делали, родителей привлекли, но преподаватель его даже не проверил! Еще мне хочется, чтобы ребенку ставили то, что он заслужил: иногда учителю легче и выгоднее поставить незаслуженную четверку вместо заслуженной тройки. И не оставляли бы без внимания усилия заштатного троечника, для которого приличный результат - почти подвиг.

Ольга:

Однажды сын получил двойку, мы выяснили, за что, он переделал задание, но двойка-то осталась. Я посоветовала ему подойти к учителю и спросить, как можно исправить оценку. И знаете, что она ответила? - «Никак».

Алексей:

У нас в стране на 90 млн работающих граждан приходится 1,2 млн учителей - это самая массовая профессия. И в ней огромное количество тех, кому в школе по большому счету делать нечего. То, о чем вы говорите, - это принципиальный порок не школы, а нашего чиновничьего государства, которое толкает на то, чтобы проводить показательные мероприятия. Если сегодня учитель занимается индивидуальной работой с ребенком, понимая, что нигде баллов ему не прибавят, то это уникальный учитель, замечательный, он на своем месте.

Как вы поступаете, если учитель не прав?

Наталья:

У меня была такая ситуация с дочкой. Она застенчивая девочка, не всегда встанет и скажет, даже если знает ответ. И сама никогда не пойдет ничего выяснять. Но тут я увидела, что учительница исправила в ее тетради правильно написанное слово на неправильное. Я не стала давать никаких характеристик учителю, но попробовала объяснить, как такое могло произойти.

Если ребенок может отстоять свою позицию, грамотно, спокойно, то лучше это сделать. Но преподаватель не признала свою ошибку и оставила все как есть. Тогда мне пришлось сказать дочери, что она все сделала правильно, а учительница, видимо, была чем-то занята и не смогла разобраться.

Алексей:

Да, к сожалению, очень немногие из нас способны признать, что допустили ошибку...

Ольга:

Однажды, когда я увидела в журнале несколько двоек подряд, я не сдержалась и спросила, откуда они. На что учительница ответила, что мальчик односложно отвечает на вопросы, не умеет рассуждать и анализировать. Мне кажется, она могла бы остановиться на второй двойке и обсудить с нами эту историю: позвонить, написать в дневнике… Она ведь знала, что он недавно переехал, у него новая семья, я его приемная мама. Он стесняется при всех выражать мысли. Мне было бы важно, чтобы его понимали, слушали, были к нему бережны.

Должен ли учитель вникать в тонкости семейных обстоятельств?

Анна:

Конечно! Именно для этого я приглашаю родителей «пошушукаться» - рассказать про особенности ребенка, про здоровье, сообщить вещи, которые могут повлиять на его поведение. Или если происходит что-то серьезное - например, умерла собака. Конечно, мне нужно об этом знать, я должна быть готова к любой ситуации.

Алексей:

Обычно дети мне сами обо всем говорят. Иногда задним числом. Или друг про друга рассказывают, так им проще.

Как вы понимаете сотрудничество между учителями и родителями?

Алексей:

Мы соучастники процесса воспитания и обучения детей. В вопросах воспитания последнее слово остается за родителями: я никогда не буду настаивать на чем-то, если это идет вразрез с мнением мамы или папы. Обучением должны заниматься учителя. Если родители нам помогают, это замечательно. Любая ситуация разрешима, если есть понимание, что мы действуем вместе.

Ребенок - третья сторона этого процесса. У нас как у соучастников есть и права, и обязанности. Но на бумаге это не зафиксировано. Школа - тонкое дело, как театр. Представьте: на спектакле вам вместо программки вручают листок с правами зрителя. В школе тоже нельзя все расписать. Сотрудничать в сложной ситуации непросто. Как это выглядит? Я как учитель или я как родитель могу не идти на конфронтацию, а отстраниться, остыть и подумать: может, все не совсем так, как мне кажется.

Почему сотрудничать трудно?

Алексей:

Потому что люди разные. А двоим родителям разве легко сотрудничать, воспитывая ребенка?

Анна:

Из-за гордыни. У женщин она часто сосредоточена на детях. Послушайте, как они говорят: «Мой ребенок должен быть лучше всех», «Он должен играть на фортепиано, скрипке, должен получать пятерки», «Ему еще два года, а он уже знает буквы», «А у меня школу закончил в 16 лет». Матери гордятся своими детьми, и, в общем-то, им есть чем гордиться. Но они не готовы сотрудничать, потому что никого вокруг себя не слышат.

В этом году я умоляла одну маму не отдавать сына в школу, он и пяти минут на месте усидеть не мог. Я говорила, что он своего еще не отыграл, что его нервная система не готова к нагрузкам. В ответ я услышала: «Что он, так и будет до десятого класса в игрушки играть?» Какое сотрудничество я могла ей предложить?

«Слово учителя - закон» - нет, это не так. Но родители, которые демонстрируют свое неуважение к учителям, просто дурно воспитаны

Сейчас у нас есть другие источники информации, есть возможность сравнивать. Выяснилось, что педагоги - обычные люди, сами зачастую малообразованные, замотанные, слабые... Так что нельзя воспитывать в ребенке культ учителя! «Слово учителя - закон» - нет, это не так. Но родители, которые демонстрируют свое неуважение к учителям, просто дурно воспитаны.

Детям, особенно в старших классах, важно, чтобы учитель не только учил, но и разговаривал по душам...

Алексей:

У нас на выпускном дети в этом году говорили: «Спасибо не только за ваши уроки, но и за наши разговоры на этих уроках про важное. За чай после уроков. За поездки. За походы». После того как очередной ребенок очередному учителю такое выдал, я директору говорю: «Вообще-то пора закрывать нашу контору. Физика благодарят за разговоры о лирике. Лирика - за разговоры о физике. Никто же не работает!»

Анна:

Они все в итоге всему выучатся. А вот по душам и по-братски - это очень важно.

Алексей:

Хорошо вам говорить - в начальной-то школе!..

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.

- Мне все равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и идти, - заметил Кот.

- … только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот.

- Нужно только достаточно долго идти...

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

  • Вы задумывались о том, с какой целью вы отправили ребенка в школу?
  • Какого результата ожидаете от посещения школы в течение 11 лет?
  • Есть ли у вас точное определение, помимо расплывчатого «надо получить знания, чтобы потом поступить в ВУЗ, а после получить работу”?
Всех участниц курса «Творческое обучение» в самом начале тренинга я прошу написать цели, с которыми они пришли. По окончанию курса на индивидуальной консультации подводим итоги - удалось ли их достичь?

Чаще всего участницы хотят:

1. Чтобы ребенок закончил школу/класс только с хорошими оценками - 4 и 5, сдал на высокий балл ОГЭ/ЕГЭ.

2. Вернуть ребенку интерес к учебе, избавить его от страха перед учителями, предметами, большим объемом учебного материала.

3. Помочь ребенку осваивать школьную программу быстрее, легче, качественнее, при этом высвободить время, которое можно будет проводить интереснее. Разнообразить занятия, найти новые увлечения.

Предлагаю вам сделать то же самое - так мы сможем понять в одну ли сторону смотрим, по пути ли нам.

Цель №1 выбирают очень редко. Меня это радует. Научиться вбивать в голову ребенка побольше информации, на какую волшебную кнопку нажать, чтобы прямо сейчас ребенок показал результаты, которые нужны НАМ и учителям - это тупиковая цель, она не имеет решения. По опыту - такие мамы постоянно находятся на грани депрессии, дергают себя и ребенка, жужжат над ним, как бензопила «Дружба». В результате - невроз, истерика, ребенок «закрывается» от родителей. Повышение уровня гормонов стресса не сулит ничего хорошего: притупляется способность к обучению, запоминанию и концентрации внимания.

«Наше знание о мозге заставляет подумать, что происходит с психическим здоровьем людей. Я должна вам сказать ответственно, что наблюдается рост психоневрологических заболеваний у человечества. Они вот-вот выйдут на первое место, которое всегда занимали кардио- и онкологические болезни, то есть мы можем оказаться в ситуации, когда большая часть населения станет психически неадекватной» , - Т. Черниговская.

Кстати, достижение целей №№ 2 и 3 влечет за собой исполнение и первой:) Чуть позже вы поймете почему.

Сразу скажу, что я была далеко не идеальной мамой, сама прошла все стадии:

  • занятая до «немогу» зарабатыванием денег
  • ребенок нянек видел чаще, чем меня
  • бензопила «Дружба» с многолетним стажем
  • ничего не желающий ребенок, задерганный моими бесконечными требованиями
Вспоминать больно...

Мне очень хочется, чтобы вы не повторили моих ошибок, поэтому давайте вместе порассуждаем: что, зачем и почему мы хотим в отношении образования наших детей?

Систему образования, при которой учат всех всему, не учитывая индивидуальные особенности ребенка, ещё Песталоцци (один из крупнейших педагогов конца XVIII - начала XIX века), называл антипсихологической.


Информации сейчас много, ее легко получить, мир меняется стремительно - это факт. Куча статичных знаний не нужна никому, тем более, многое на сегодняшний день устарело.

«Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщить им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются - это преступно », - М. Казиник.

Другое дело - уметь ее находить, структурировать и анализировать, отличать ценную от инфомусора. Ведь вы даже не заметите какие сайты посещает ваш ребенок, что он читает, что изучает, где «зависает». Устраивать тотальную слежку - не вариант, отобрать все девайсы - тоже не получится. Наилучший выход - научиться самой и научить ребенка ориентироваться в мире информации. «Если ты не можешь подавить революцию, ее надо возглавить»:).

Сама по себе информация не нужна, бессмысленна. Она имеет ценность в сочетании с критическим мышлением и креативностью.

К примеру, недавно мне написала одна мама о том, что «... (некий специалист, не буду упоминать его имя) говорит, что, да, обучать через интерес - это замечательно, но самое лучшее образование получают в тех английских школах, где НЕ ИДУТ за учеником, позволяя заниматься в основном тем, что нравится, а ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься и другими предметами».

Первый вариант - поверить на слово тому, что говорит этот специалист и начать заставлять ребенка, который, кстати, свободно говорит на трех языках и изучает четвертый, заниматься математикой.

Другой вариант - поставить под сомнение, что лучшее образование получают в неких английских школах. И мы выясним, что на сегодняшний день лучшее в мире образование в Финляндии, где принципы обучения совершенно другие:

  • создали психологически комфортную обстановку, учеников не загружают до потери пульса
  • так комбинируют предметы, чтобы стимулировать познавательную активность детей
  • никакого принуждения, только создание возможностей и стимулирование тяги к знаниям
  • бережное отношение к индивидуальности ребенка, обучение согласно его способностям и возможностям
И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность сотворит чудеса! Что и произошло в финской системе образования.

Людьми, которые не умеют критически оценивать информацию, легче управлять. Но мы же хотим вырастить самостоятельного, счастливого ребенка, отсюда вывод - помочь ребенку развить этот навык, который ему жизненно необходим.

В наше время ценны мета-знания, изучение предметов на стыке наук и умение мыслить ассоциативно - именно так возникали великие открытия и создавались новые изобретения.


Каждый предмет нужно видеть не разрозненными кусками (параграфами), а целиком и в купе с другими предметами.

Ассоциативное мышление позволяет генерировать новые идеи и запоминать огромные объемы информации. Например, ассоциации помогли инженеру Броуну изобрести подвесной мост, когда он увидел паутину, физику Нагаоки понять структуру атома из ассоциации с солнечной системой.

В наших силах помочь ребенку освоить умения, которые помогут ему и в обучении, и в генерации новых идей, разовьют креативность, а не заставлять его выучить параграф № такой-то - это бессмысленно.

Я считаю, что обучать весело и легко не только возможно, но и жизненно необходимо. Основная причина, по которой мы перешли на самостоятельное обучение - сохранить психологическое здоровье сына.

Если ребенок издерган до состояния «ничего уже не хочу», коту под хвост все знания.

Самым важным нашим достижением, на мой взгляд, было то, что сын стал спокоен и уверен в своих силах. Мы научились заниматься легко, весело, играючи. Он стал смеяться, играть, у него изменился взгляд! Когда после очередного занятия он воскликнул: «Мам, жизнь удалась!», я поняла, что выбрала правильный путь.

«Я три месяца нервничала, что что-то пропущу и недодам по предметам. Сейчас себя остановила. Вечерами заметила, что мы с семьей стали мало общаться. Оказывается, мы раньше общались только о школе. Я разучилась смеяться от души, в полный голос. Разучилась играть с детьми, и получать от этого удовольствие. Вот что страшно. Вот они школьные годы чудесные: 10 лет школы старший, 4 года - младший. Сейчас изучаю игры, поднимающие настроение », - Людмила В.

Одиннадцать лет провести в скуке, нервотрепке, принуждении - зачем, с какой целью?
По-другому - можно!

«Главный двигатель к знаниям - это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает », - М. Казиник.

Обожаю его! Как бы мне хотелось видеть вот такого человека во главе нашей системы образования.



Сильнейшее убеждение с советских времен: «Нужно делать все хорошо, разбираться во всем! »

Оно, будто гвоздь, прибивает к одному месту и не дает идти вперед. Постоянно об эту мысль спотыкаются мои ученицы и буксуют на месте.

Когда-то мне очень помогла фраза Татьяны Черниговской о том, что нет сейчас смысла спрашивать кто ты по образованию, есть смысл узнать, что тебя в данный момент интересует. Повторюсь, главное - уметь учиться, уметь быстро перестроиться и овладеть теми умениями, которые тебе интересны в данный момент.

Как было раньше?
Учишься, выбираешь профессию на всю жизнь, начинаешь двигаться по карьерной лестнице снизу вверх.

Как сейчас?
Специальность можно менять всю жизнь в зависимости от того, что тебе интересно в данный момент. Приведу примеры из жизни тех людей, которых знаю лично.

  • Дочь Светланы Стрельниковой Дарья по образованию юрист, сейчас изучает в Германии на немецком языке высшую математику. На чужом языке - вышку! И это не по принуждению, а по желанию.
  • Ольга Тарнопольская -юрист, этнохореограф (ethno-choreographer). Изучает круговые танцы разных стран (Folk Circle Dances) и объездила уже весь мир со своими танцевальными семинарами.
  • Константин Дыкин - два высших образования в сфере кибернетики и финансов. Изучает и разрабатывает эффективные методы выхода из кризисных ситуаций - мой прекрасный учитель, великий Мастер.

Я сама меняла сферу своей деятельности дважды - ушла с должности финансового директора, освоила профессию специалиста по рекламе и развитию в интернете. Потом мне стало интересно все, что касается обучаемости, работы мозга, памяти, интеллекта - создала свой проект.

Сына я учу чувствовать себя, ощущать свои ценности и желания, следовать за ними, быстро осваивать то, что ему интересно, быть лучшем в чем-то СВОЕМ, а не во всем.

«Если все делать на отлично и очень хорошо, не будет шанса быть в чем-то лучшим »,


- Л. Петрановская.

Ребенка нужно постоянно приучать, заставлять, принуждать, воспитывать «силу воли”, иначе вырастет неприспособленным к жизни. Основной аргумент: «Во взрослой жизни придется делать не то, что хочется, а то, что надо».



«Воля - это сила желания строить счастливую жизнь . Воля жить сообразно своим желаниям и является основным действием, которое диктует любовь человека к себе. Желание - движитель по жизни. Подлинное желание дает невероятную энергию преодоления.

Любить себя - значит иметь волю жить сообразно своим желаниям , значит самому строить реальность своей жизни, а не подчиняться обстоятельствам», - А. Максимов.


А давайте начнем с себя. Что вам больше всего не нравится делать? Гладить белье, мыть посуду?С сегодняшнего дня начните воспитывать силу воли - гладьте белье по 6 - 8 часов в день! После этого подойдите к мужу за словами поддержки и сочувствия, а он вам скажет: «Как дела с глажкой? Достаточно ли хорошо ты погладила белье (равно - какую оценку ты за это заслужила/получила)? Теперь иди и погладь ещё (равно - сделай домашнее задание).»

Одна из моих учениц после этого задания заплакала, подошла к сыну и сказала: «Сынок, как я тебя понимаю!».

Только желание и интерес способны подрывать меня каждое утро с кровати. Когда я занята любимым делом, меня «несет», я в потоке идей, мыслей, креатива, меня не надо заставлять - я счастлива! Какая сила воля? Никакая воля не заставит делать то, что я не хочу, только желание и интерес.

Я 20 лет занималась тем, что мне не приносило радости, через «надо», на силе воли. В итоге «сломалась” и находилась на грани жизни и смерти (буквально) пока не поняла, что нужно уметь чувствовать СЕБЯ, СВОИ желания и воплощать их в жизнь.

Помочь детям найти их интерес, помочь развить его - вот наша задача. А не учить тому, как перестать чувствовать, слышать себя и безукоризненно исполнять чью-то волю ради одобрения и хорошей оценки.

Как же много времени у нас с Ромой ушло на то, чтобы перестать бояться ошибиться! Ребенок при решении задач, упражнений сгрызал карандаши, ручки. Он в младенческом возрасте столько всего не сгрыз!

Мамы делились -их дети грызут учебники, дергают волосы, боятся говорить. Ребенок одной моей ученицы боялся ошибиться, выполняя задания в онлайн-сервисе - учителя рядом нет, а он боится нажать на кнопку! Откуда это идет, всем понятно.

«Ребенку своему дайте передышку - быть. Ошибаться, служить не требованиям и нормам, а вдохновениям и талантам. Этому учите и детей - свободе не быть никем, кроме как собой. Отличник - роль. Его играть не сложно, ты всегда должен быть таким, каким тебя хотят видеть учителя, начальники и командиры. Правильные ребята проиграют тем кто счастливей, а значит энергичней и живее », - Д. Карпов, преподаватель специальности британского высшего образования Graphic Design.




Боязнь ошибиться намного страшнее самой ошибки. Вернее, ошибка - это не страшно, без ошибки мы не сможем ничему научиться. Без ошибки не было бы ни одного изобретения. Мы с сыном очень много разговаривали на эту тему, я приводила примеры из жизни великих изобретателей. Пообещала ему, что никогда не буду ругать его за ошибки. Объяснила, что экзамены, особенно в формате тестов не говорят о знаниях, они ни о чем не говорят вообще! Просто так удобнее проверять учителям. Теперь наши карандаши в целости и сохранности:)

Наверняка у вас возник вопрос: «Как же тогда обучать детей? Они ничего не хотят, заставлять их нельзя - замкнутый круг».

1. Осознать, что же вы хотите в отношении образования. Определиться с целью.

2. Взять ответственность за образование на себя. На стандартное обучение рассчитывать не приходится. Думаю, убеждать вас в этом не надо - иначе вы бы не пришли сюда.

3. Научиться самой и научить ребенка учиться. Осваивать необходимый минимум школьной программы быстро, просто и даже весело - это возможно. Освободившееся время использовать для общения, интересных занятий.

Наше самообразование, наше поведение, наша помощь и отношение к ребенку способно творить чудеса! И тогда пытливый ум ребенка, его природная любознательность проснутся, а вопрос мотивации отпадёт сам собой. Но об этом позже.

Моя цель - видеть ребенка счастливым и образованным, готовым к самостоятельной жизни.

Как показывает мониторинг эффективности школы, который с 2013 года проводит Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС, родители все больше рассматривают получение дополнительного образования как залог жизненной успешности их детей, наряду с обучением в хорошей школе. В 2017 году так считали 81,7% опрошенных родителей.

При этом родители рассматривают в качестве дополнительного образования детей весь комплекс занятий, выходящих за пределы школьного обучения. Это и занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, на курсах, с репетитором и т. д. Вместе с тем родители, как правило, хотят, чтобы дополнительные занятия их ребенка (особенно это касается учащихся младших классов) проходили в школе, поэтому наличие в ней разнообразных кружков и секций считается одним из важнейших факторов конкурентоспособности общеобразовательной организации. Это обусловлено, как представляется, тем, что родители хотят, чтобы, с одной стороны, их дети были заняты, а с другой, были под присмотром взрослого. При этом им, родителям, не надо было бы тратить время на перемещение ребенка из школы в организацию дополнительного образования, если речь не идет о специальных занятиях: тренировках в спортивных школах или занятиях в музыкальных или художественных школах. Родители работают, бабушки и дедушки не всегда могут помочь, а безопасность ребенка и одновременно его развитие стали для семей вполне осознанными ценностями.

Вместе с тем мониторинг показывает, что только 10% школ предлагают разнообразные дополнительные образовательные услуги, в остальных школах их выбор, к сожалению, невелик. Кроме того, почти 30% родителей не владеют информацией о наличии дополнительных платных услуг в школах, и это позволяет предположить, что лишь треть семей (32,2%) использует в той или иной степени возможности, которые предоставляет школа в получении дополнительного образования их детей.

В территориально-поселенческом разрезе наибольшую долю школ, где дополнительные платные занятия не предоставляются, составляют школы, расположенные в сельской местности – 61,7%, и лишь 10,2% сельских школ указанные услуги предоставляют, но набор этих услуг является сравнительно небольшим (в 2016 году их было 14,1%). Снижение предложения со стороны сельских школ может объясняться в том числе и ухудшением материального положения семей.

Отличия между областными и районными центрами не являются столь существенными, вместе с тем школы областных центров выступают как более уверенные поставщики дополнительных услуг.

Следует отметить, что основная цель дополнительных занятий детей состоит не столько в повышении результативности в освоении школьной программы, сколько является условием реализации дальнейших образовательных планов семей. Об этом свидетельствует то, что наибольшая доля получающих дополнительное образование (67,5%) приходится на учащихся, успевающих на «отлично» и «хорошо». С одной стороны, дополнительные занятия способствуют повышению успеваемости детей, с другой – чем выше успеваемость, тем выше и образовательные запросы семей, а их удовлетворение требует, как правило, расширения круга получаемых ребенком дополнительных образовательных услуг.

Мониторинг показывает, что цели дополнительного образования существенно меняются в зависимости от класса, в котором учится ребенок. Для родителей учеников начальной школы главное – это развитие творческих способностей, спорт и оздоровление ребенка. Если же речь идет о сдаче на высокие баллы ОГЭ и ЕГЭ, то, как полагает большинство родителей, ребенку необходимы дополнительные занятия с репетиторами или на курсах при вузе. Отметим, что даже родители учащихся 1–4-х классов задумываются о перспективе сдачи ОГЭ и ЕГЭ через 5–7 лет и в качестве одной из целей дополнительных занятий ставят подготовку к этим экзаменам. С переходом в 5–9-е классы подготовка к экзаменам становится все важнее, а в старшей школе эта задача начинает занимать центральное место.

Таким образом, если в начальной школе дополнительные занятия служат развитию способностей детей, расширению их кругозора и одновременно обеспечивают заполнение свободного времени ребенка, при этом он находится под присмотром взрослого (что также важно в наше не очень спокойное время), то в 5–9-х классах обязательные занятия начинают превалировать, задача развития сменяется во многом задачей поддержки за счет дополнительных занятий школьных успехов, а в 10–11-х классах дополнительные занятия направлены практически исключительно на то, чтобы обеспечить сдачу ЕГЭ на высокие баллы и поступить в вуз. Это не очень хороший результат, поскольку в таком виде формальное образование «съедает» неформальное, а не дополняется им с тем, чтобы создать большую адаптивность молодого поколения к растущей неопределенности будущего.