Раздражимость - это способность организма или отдельных тканей реагировать на окружающую среду. Это также способность мышцы сокращаться в ответ на растяжение. Возбудимостью называют позволяющее ей реагировать на раздражение или стимуляцию, например, способность нервных или мышечных клеток реагировать на электрический стимул.

Важнейшее биологическое свойство

Раздражимость - это в биологии свойство тканей, которые могут воспринимать внутреннее или внешнее вмешательство и отвечать на него путем перехода в возбужденное состояние. Такие ткани называются возбудимыми и имеют определенное количество характерных качеств. К ним относят следующие:

1. Раздражимость. Это когда клетки, ткани и органы способны на ответную реакцию при вмешательстве определенных раздражителей - как внешних, так и внутренних.

2. Возбудимость. Это такое качество животной или растительной клеток, при котором становится возможной смена состояния покоя на состояние физиологической активности организма.

3. Проводимость. Это способность к распространению возбудительных реакций. Она зависит от строения ткани и ее функциональных особенностей.

4. Память отвечает за фиксирование происходящих перемен на уровне молекул с занесением изменений в Это качество дает возможность предвидеть поведение организма в ответ на повторные вмешательства.

Раздражимость: определение и описание

Что такое раздражимость? Является ли это свойство организма нормой или же это, скорее, состояние болезненной возбудимости и чрезмерная чувствительность органа или части тела? Естественная восприимчивость характерна для всех живых организмов, тканей и клеток, которые под влиянием определенных раздражителей реагируют определенным способом. В физиологии раздражимость - это свойство нервной, мышечной или другой ткани реагировать на раздражители. Способность реагирования на изменения в физической или биологической среде является свойством всего живого на Земле. Примерами может служить следующее: к свету, сужение и расширение зрачка в связи с изменением и так далее.

Этимология понятия

Термин происходит от латинского irritabilitas. Раздражимость - это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.

Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость - это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.

Раздражимость и адаптация

Все обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

Тесно связанной с понятием "раздражимость" является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.

Основные понятия

Раздражимостью называют способность живых организмов реагировать определенным образом на внешнее воздействие путем изменения своей формы и некоторых функций. В роли раздражителей выступают те факторы окружающей среды, которые могут вызвать ответную реакцию. В ходе эволюционного развития были сформированы ткани, которые обладают повышенным уровнем чувствительности благодаря наличию в клетках специальных рецепторов. К таким восприимчивым тканям относятся нервная, мышечная и железистая ткань.

Взаимосвязь раздражимости и возбудимости

Раздражимость и возбудимость неразрывно связаны между собой. Возбудимостью называют такое свойство высокоорганизованных тканей, как реакция на внешнее воздействие путем изменения физиологических качеств. На первом месте по возбудимости будет находиться нервная система, за ней следуют мышцы и железы.

Виды раздражителей

Различают внешние и внутренние способы вмешательства. К внешним относятся:

  1. Физические (механические, тепловые, лучевые и звуковые). Примерами могут быть звук, свет, электричество.
  2. Химические (кислоты, щелочи, яды, лекарства).
  3. Биологические (бактерии, вирусы и тому подобное). Раздражителем может также считаться пища и особь противоположного пола.
  4. Социальные (для людей это могут быть обычные слова).

Что касается внутренних, то здесь идет речь о веществах, которые производятся самим организмом. Это могут быть гормоны и другие биологически активные составляющие. По силе воздействия выделяют три группы: подпороговые - те, которые могут и не вызывать ответа, пороговые - вмешательства умеренной интенсивности - и сверхпороговые, вызывающие наиболее сильную реакцию.

Раздражители — это факторы внешней или внутренней среды, вызывающие возбуждение, повышенную чувствительность и другие психические или физические реакции. Мы реагируем на множество самых разных раздражителей. Они оказывают влияние на наше поведение, ощущения и самочувствие. Некоторые факторы окружающей среды способны оказывать прямое воздействие на обмен веществ, деятельность защитной системы организма и общее самочувствие. Многие внешние раздражители просто необходимы для поддержания жизненно важных функций организма. Например, под действием солнечных лучей кожа приобретает коричневый оттенок — это защитная реакция кожи, предохраняющая организм от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Высокая температура также является раздражителем. Она вызывает потоотделение, которое является основным средством терморегуляции организма.

Возникновение многих нежелательных реакций обусловлено загрязненностью атмосферы и другими факторами окружающей среды. Ежедневно создаются химические вещества, которые оказывают раздражающее действие на организм.

Влияние внешних раздражителей на человека

По наблюдениям врачей, за последние несколько десятилетий число людей, страдающих аллергическими болезнями, увеличилось. Разумеется, не в каждом случае можно точно определить причины аллергической болезни, однако предполагается, что чаще всего аллергия возникает под действием вредных факторов окружающей среды. По утверждению врачей, очень редко у человека бывает аллергия только на одно вещество. Очень опасно, когда иммунная система человека проявляет повышенную чувствительность ко многим веществам. В этом случае она подвергается огромной нагрузке, т.к. должна постоянно приспосабливаться к новым, неизвестным раздражителям. Иммунная система как бы пребывает в состоянии постоянной готовности и иногда слишком бурно реагирует на абсолютно безвредные вещества, что проявляется в виде аллергии.

Реакция на внешние раздражители

Избежать воздействия вредных факторов окружающей среды невозможно. Со временем организм человека привыкает к тому или иному раздражителю и перестает проявлять к нему чувствительность. Например, домохозяйки, которые очень много времени проводят на кухне легче переносят жару, чем другие люди. Реакция на раздражители может изменяться — усиливаться или ослабевать. Например, пациенты с хроническими болями со временем привыкают к ним.

Гипосенсибилизация

Это метод лечения, применение которого позволяет уменьшить чувствительность организма к аллергену, а зачастую и справиться с аллергией. Пациенту дают малые дозы аллергена с целью вызвать привыкание. Дозы постепенно увеличивают, что приводит к снижению чувствительности организма. Процедуры повторяют до тех пор, пока аллергия не проходит. Аллерген нельзя вводить беременным, а также женщинам во время месячных, за несколько дней до них и после. Если аллерген не установлен, то проводится неспецифическая гипосенсибилизация, которая заключается в применении физиотерапевтических средств, климатотерапии, акупунктуры. Одним из наиболее эффективных методов смягчения последствий избытка раздражителей является аутогенная тренировка. Это метод позволяет излечить легкие формы аллергических болезней. Кстати, положительные результаты достигаются и при применении многих других методов расслабления.

Гипосенсибилизация проводится не во всех случаях (она требует от больного очень много терпения,так как лечение длится очень долго). Это метод может применять только опытный врач (врач-аллерголог).

Полезные раздражители

Существует немало раздражителей , которые оказывают положительное действие на организм. Например, климатотерапия, массаж, лечение теплом или холодом и многие другие подобные методы способствуют выздоровлению и сохранению здоровья. Раздражающее действие на организм и иммунную систему оказывают многие лекарства и вакцины (они помогают организму справиться с болезнями). В гомеопатии в качестве лекарств применяются вещества, вызывающие болезнь. Их многократно разбавляют и дают пациенту. Гомеопатические средства способствуют самопроизвольному выздоровлению.

Раздражитель - фактор внешней или внутренней по отношению к возбудимой структуре среды, который при действии или изменении действия, способен вызвать возбуждение.

Естественно, речь идёт об определении понятия раздражитель в контексте физиологии возбудимых тканей.

Напомню, на действие раздражителя (стимула) структура может ответить раздражение (неспецифической реакцией) и возбуждением (специфической электрической реакцией). Возбуждение возникает при выполнении соответствующих законов раздражения. Для реакции раздражения в тех же возбудимых структурах выполнение рассматриваемых сегодня нами законов совершенно не обязательно.

Ответить на раздражение возбуждением могут только возбудимые ткани, их составляющие и органы из них состоящие. Например, мышечное волокно, мышечная ткань, мышца (орган). Напомню, к возбудимым тканям относят нервную, мышечную и железистую.

Всё чаще вместо термина «раздражитель» применяется термин «стимул». Это синонимы. И мы в дальнейшем термин стимул будем применять очень часто. Но запомните! В физиологии возбудимых тканей есть понятие возбуждение, но нет понятия возбудитель. Возбуждение возникает на действие раздражителя (стимула).

Итак, согласно определению раздражителем может быть фактор, который ранее не действовал на возбудимую структуру. Например, Вашей руки коснулся сосед. Если Вы это почувствовали, в определённых возбудимых структурах возникло возбуждение.

Другой пример. В рецепторах, контролирующих газовый состав крови, возбуждение возникает при изменении концентрации кислорода или углекислого газа в крови.

Может ли возникнуть возбуждение без внешнего стимула? Да, в результате спонтанной деполяризации клетки. Эти процессы характерны для клеток‑пейсмекеров сердечной мышцы и желудочно-кишечного тракта.

Типы раздражителей

Признаки, по которым различаются раздражители:

1. Природе (модальность, валентность): физические, химические и т.п.

2. Биологическому значению (адекватные, неадекватные)

3. Отношению силы воздействия к порогу возбуждения (подпороговые, пороговые, сверхпороговые).

4. Одиночные или серийные

По природе раздражители разделяют на химические, механические, лучистые, температурные, электрические и т.д.. В этом случае говорят о модальности стимула.

Стимулы одной и той же модальности различаются по валентности. Например, химические (модальность) раздражители могут быть солёными, сладкими, горькими, кислыми (валентность).ермин модальность, чаще применяют в области сенсорной физиологии касательно рецепторов и анализаторов в целом. И когда говорят о модальности раздражителя, имеют в виду характер вызываемых раздражителем ощущений. Но не забудем, что рецепторы, да и анализаторы в целом – это возбудимые структуры.

Внутри каждой модальности можно выделить валентность раздражителя. Например, химический раздражитель может быть кислотой, щелочью, солью.

По биологическому значению независимо от модальности раздражители делят на адекватные и неадекватные.

Адекватные раздражители способны при воздействии на определенные возбудимые структуры вызвать реакцию возбуждения.

Другими словами, раздражитель, действуя на разные биологические структуры, может вызвать возбуждение только в некоторых из них. Вот для этих структур этот раздражитель будет адекватен. Например, действие света, только в определённых структурах сетчатки глаза вызывает возбуждение. Для них он адекватен.

Необязательно, говоря об адекватных раздражителях, замыкаться в рамках «естественных условий» и отождествлять понятия «естественный раздражитель» и «адекватный раздражитель». Например, действие на вкусовые рецепторы химических веществ пищи вызывает возбуждение. Химические вещества пищи, безусловно, в этом случае являются и естественными и адекватными раздражителями. Но, если мы в лабораторных условиях подействуем на эти же рецепторы электрическим током, может также возникнуть возбуждение. В этом случае раздражитель никак не будет естественным, но будет адекватным для рассматриваемых рецепторов.

Процитируем другое определение адекватных раздражителей. «Адекватные раздражители - это такие раздражители, которые воздействуют в естественных условиях на строго определенные рецепторы и возбуждают их [++484+ с238]». Вы должны понять, почему приводимое определение, по меньшей мере, неточно.

Неадекватные раздражители способны при воздействии на определенные возбудимые структуры вызвать реакцию возбуждения, но при этом необходимы затраты энергии существенно большие, чем при возбуждении этих же структур от адекватного раздражителя.

Например, видимый свет для рецепторов сетчатки или звук в диапазоне его восприятия для рецепторов слухового анализатора является адекватным раздражителем. Однако ощущение вспышки света (фосфен, «искры из глаз») или слышимого звука (звона в ушах) может возникнуть при действии механических (удар по голове) и других раздражителей достаточной силы. В данном случае также возникает возбуждение соответственно в зрительном или слуховом анализаторах, но уже под влиянием не свойственных для них неадекватных раздражителей.

Адекватность раздражителя проявляется в том, что его пороговая сила значительно ниже по сравнению с пороговой силой неадекватного раздражителя. Например, ощущение света возникает у человека, когда минимальная интенсивность светового раздражителя составляет всего 10 -17 - 10 -18 Вт, а механического – более. 10 -4 Вт, т.е. разница между световым и механическим пороговым раздражителями для рецепторов глаза человека достигает 13-14 порядков.

Ещё раз подчеркну, неадекватные раздражители тоже способны вызвать возбуждение. Когда мы говорим о неадекватных раздражителях для какой‑либо возбудимой структуры, имеем ввиду, что для этой же структуры имеются адекватные раздражители.

Может ли стимулы одной и той же модальности, но разной валентности различаться по адекватности возбудимой структуре? Да, могут. Например, такие химические (модальность) раздражители как сахар, соль (валентность) являются адекватными для разных вкусовых рецепторов языка.

По отношению силы воздействия раздражителя к порогу возбуждения различают подпороговые, пороговые, сверхпороговые. Подробнее об этой важнейшей характеристике раздражителя мы будем говорить позже, разбирая «закон силы» раздражения.

Раздражители могут быть одиночные и серийные.

Одиночные раздражители различаться по силе, длительности, форме, скорости нарастания и уменьшения силы (градиенту) (рис. 809141947).

Рис. 809141947. Различие параметров одиночных раздражителей (стимулов): а - по силе, b - по длительности, c - по скорости нарастания силы (градиенту), d - по форме (первый – прямоугольный, два последующих – трапецевидные).

Серийные раздражители различаться по частоте, меандру (паттерну, рисунку) (рис.).

Рис. . Различие параметров серийных раздражителей (стимулов): А - по частоте, B - по соотношению продолжительности стимула к продолжительности паузы (скважности), C - по характеру и порядку следования импульсов (меандру).

Обратите внимание, все вышеперечисленные характеристики относятся к раздражителям любой модальности.

Внимание! Таких стимулов, которые нередко изображают студенты, быть не может.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра БЖД и ГО

по семинарскому занятию

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

"Внешние раздражители и их влияние на смену психофизиологического состояния организма

Выполнил: ст. гр. АУП-09б

Карпуша А.В.

Проверил: Савицкая Я.А.

г. Донецк 2010г.

Содержание

  • Введение
  • 3. Ощущение и восприятие
  • Заключение

Введение

Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений - это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.

Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "раздражитель" является родовым по отношению к понятиям "стимул" и "сигнал". При наличии фиксированной причинно-следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма раздражитель выступает как стимул, а соответствующее изменение - как реакция. По интенсивности раздражители меняются от минимальных (достаточных для возникновения ощущения) до максимальных (при которых еще сохраняется ощущение данного качества), выступая как пороговые: нижний и верхний абсолютные пороги. Раздражители могут выступать как адекватные (генетически соотнесенные с соответствующими анализаторами) и неадекватные (не соотнесенные, но вызывающие специфические для данного анализатора ощущения).

1. Физиологические условия осознания раздражителей

Мозг человека постоянно подвергается множеству воздействий. Однако осознается лишь незначительная их часть, и еще меньшая оказывается в фокусе внимания. Предполагается, что за осознанное восприятие значимых для субъекта раздражителей отвечает особый нервный механизм, осуществляющий интеграцию и координацию нейронной активности различных участков коры больших полушарий и подкорковых структур. При этом подобный механизм не допускает до уровня сознания множество стимулов, вызывающих только кратковременную активацию коры, которой недостаточно для их осознания.

Возникает вопрос, при каких нейрофизиологических условиях происходит осознание сенсорных воздействий.

Параметры стимула . Одним из главных условий осознания стимула является его интенсивность. Кратковременный, но сильный раздражитель всегда проникает в сознание (например, удар грома). Слабые раздражители при кратковременном воздействии остаются неосознанными. Условием их осознания является длительность предъявления. При этом наблюдается своеобразный эффект накопления или суммации: чем дольше воздействует слабый стимул, тем более вероятной становится возможность его осознания. Таким образом, слабые и очень кратковременные раздражители не осознаются, если нет дополнительных условий для их усиления.

Активационная " поддержка " . Предполагается, что физиологической основой осознания стимула является уровень активации, возникающий в результате воздействия этого стимула. При слабых интенсивностях раздражителя он недостаточен для осознания. Однако возможно усиление фона, на котором осуществляется восприятие за счет других условий. Если уровень активации структур мозга повышен, то восприятие даже слабого стимула становится более вероятным. Другими словами дополнительной возможностью для осознания даже слабых раздражителей является усиление активирующего эффекта информации с помощью дополнительных факторов, которые являются своеобразными катализаторами процесса осознания.

Эти факторы играют роль "поддержки". Выделяют два наиболее значимых вида "поддержки": мотивационно-аффективный и ассоциативный. Подразумевается, что при их включении дополнительно к сенсорной активации присоединяется активация, вызванная деятельностью эмоциональных и ассоциативных центров, связанных с памятью. Другими словами слабые стимулы с большей вероятностью будут опознаны, если они являются эмоционально значимыми для человека или связаны с каким-то предшествующим опытом.

Таким образом, перевод неосознаваемой информации в сферу сознания обеспечивается взаимодействием по крайней мере трех звеньев: специфического сенсорного, мотивационно - аффективного и ассоциативного. Возможности осознания стимула в конкретном случае зависят от степени актуализации каждого звена и их соотношения.

Неосознаваемое восприятие . Наряду с осознаваемыми психическими процессами существует большая область бессознательных психических явлений, в частности, неосознаваемое восприятие. В 50-60-е гг. в зарубежной психологии было проведено много экспериментальных исследований, посвященных проблеме неосознаваемого восприятия и перцептивной защиты.

В этих исследованиях изучали, влияет ли эмоциональное содержание слов на эффективность их восприятия, опознания и запоминания. Типичный эксперимент включал определение "порогов опознания" для различных слов - нейтральных и эмоционально окрашенных. В целом было установлено, что для правильного опознания слов, вызывающих негативные ассоциации (например: насилие, смерть), испытуемым требуется больше времени, чем для опознания нейтральных слов (например: дерево, ручка). Это дало основания предполагать, что некоторый психологический механизм контролирует эмоциональное содержание слов в процессе их восприятия и может каким-то образом влиять на опознание слов, удерживая "угрожающие" слова вне осознанного восприятия. Хотя эти эксперименты по перцептивной защите были несовершенны, (в них, например, не контролировали длину слов, частоту их встречаемости и т.д.), обнаруженные в них эффекты нашли подтверждение и в некоторых более поздних и более тщательных экспериментах.

В отечественной науке экспериментальное изучение неосознаваемого или подпорогового восприятия было осуществлено Г.В. Гершуни (1977) путем сопоставления объективных показателей ориентировочной реакции (КГР, расширение зрачка, блокада альфа-ритма) и субъективных отчетов испытуемых при предъявлении очень слабых звуковых или электрокожных раздражителей. В этих исследованиях было показано, что ориентировочная реакция на слабый стимул может возникать, независимо от субъективных отчетов испытуемых.

В психофизиологии для изучения описанных выше явлений неосознаваемого восприятия и перцептивной защиты использовали метод регистрации вызванных потенциалов. В ряде экспериментов с предъявлением эмоционально значимых и нейтральных слов было показано, что ответы мозга на эти стимулы и субъективные отчеты испытуемых о виденном не всегда совпадают. Было установлено, что информация о внешнем раздражителе по специфическим сенсорным путям поступает в соответствующие проекционные зоны коры и перерабатывается там независимо от того, находится человек в сознании или без сознания. Наиболее существенным оказался тот факт, что наличие ВП (ответа на стимул) в проекционных зонах коры не означает, что человек осознает, какой именно стимул ему предъявили (Костандов, 1983). 1 Следовательно, для осознания сигнала недостаточно переработки информации в проекционных зонах коры, должен существовать нервный механизм, обеспечивающий дополнительные условия осознания сигнала. Этот механизм, по мнению Э.А. Костандова, осуществляет интеграцию нейронной активности различных участков коры больших полушарий и подкорковых структур с целью наилучшего восприятия значимого сигнала. Очевидно, пишет Э.А. Костандов, следует признать существование в мозге чувствительного механизма, реагирующего на физически очень слабые, но психологически значимые для данной личности, раздражители. Этот механизм не обеспечивает осознание эмоционально значимого раздражителя, но активизация этого механизма может приводить к целому ряду биоэлектрических и вегетативных реакций, а также к изменению некоторых психологических функций и состояний (Костандов, 1983).

2. Физический раздражитель как сигнал

Переход от физической трактовки отношений между организмом и средой к биологической породил новую картину не только организма, жизнь которого (включая ее психические формы) отныне мыслилась в ее нераздельных и избирательных связях со средой, но и самой среды. Воздействие среды на живое тело мыслилось не по типу механических толчков и не по типу перехода одного вида энергии в другой. Внешний раздражитель приобретал новые сущностные характеристики, обусловленные потребностью организма в адаптации к нему. Наиболее типичное выражение это получило в появлении понятия о раздражителе-сигнале. Тем самым место прежних физических и энергетических детерминантов заняли сигнальные. Пионером включения в общую схему поведения категории сигнала как его регулятора был И.М. Сеченов. Физический раздражитель, воздействуя на организм, сохраняет свои внешние физические характеристики, но при его рецепции специальным телесным органом приобретает особую форму. Это позволяло интерпретировать сигнал в роли посредника между средой и ориентирующимся в ней организмом. Трактовка внешнего раздражителя как сигнала получила дальнейшее развитие в работах И.П. Павлова по высшей нервной деятельности. Он ввел понятие о сигнальной системе, которая позволяет организму различать раздражители внешней среды и, реагируя на них, приобретать новые формы поведения. Сигнальная система не является чисто физической (энергетической) величиной, но она не может быть отнесена и к чисто психической сфере, если понимать под ней явления сознания. Вместе с тем сигнальная система имеет психический коррелят в виде ощущений и восприятий. 2

3. Ощущение и восприятие

Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений - простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия. Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте. Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением. Восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.

4. Раздражитель как следствие стресса

Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма ипсихики.

Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс что непосредственно влияет на смену психофизиологического состояния и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий ит.д.

Таким образом, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

Среди признаков стрессового напряжения выделяются: невозможность сосредоточиться; частые ошибки в работе; ухудшение памяти; частое возникновение чувства усталости; быстрая речь; мысли часто улетучиваются; довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка); повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резкое возрастание количества выкуриваемых сигарет; пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания или пропадание аппетита; невозможность вовремя закончить работу.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности. Те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида. Тревога - это ощущение неопределенной угрозы, неопределенное беспокойство. Тревога представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль. Но если тревога не адекватна ситуации, то она препятствует адаптации. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психофизиологического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Организация эмоционального стресса предполагает фрустрацию. Совокупность фрустрации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

Исследования выявили, что молодёжь менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения, потому что она более адаптивна. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно соответствует "фазе истощения" общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях.

Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.

С практической точки зрения, избыточный стресс, являясь чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением, вызывает психосоматические заболевания, а его психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям - увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа работников.

Реакция организма на стресс: Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность .

Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса .

Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболеедейственная. 3

психофизиологическое организм раздражитель стресс

Заключение

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.

2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с окружающим вас обществом.

4. Постараться соблюдать режим питания и сна.

5. Настраивать себя на позитив.

Список литературы

1. Соколов Е.Н. Нейрофизиологические механизмы сознания // Журнал высшей нервной деятельности. Т.40. Вып.6.1990.

2. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии, 2-е изд.М., 1974.

3. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Стресс как ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции. Негативное и позитивное воздействие этого вида состояния нервной системы. Основные симптомы и разновидности стресса. Причины его развития, лечение и профилактика.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Датчики анализаторов - окончания нервных волокон, называемые рецепторами. Различие рецепторов по характеру вызываемых у человека ощущений. Важнейшей системой организма является нервная система. Гомеостаз и адаптация. Естественные системы защиты организма.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Классы условий труда, оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса. Комплекс производственных факторов (стимулов, раздражителей как предпосылка для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).

    контрольная работа , добавлен 14.07.2010

    Понятие, критерии определения и оценивания психофизиологического состояния человека, факторы, оказывающие на него влияние: среда, наркотические, алкогольные и другие вещества. Организационные мероприятия обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Определение уровня здоровья и анализ полученных результатов. Суть программы формирования культуры здоровой личности, ее цели и задачи, ведение дневника. Укрепление здоровья, проведение самоконтроля организма, роль закаливания и физических упражнений.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Микроклиматические условия производственной среды. Влияние показателей микроклимата на функциональное состояние различных систем организма, самочувствие, работоспособность и здоровье. Оптимальные и допустимые условия микроклимата в рабочей зоне помещения.

    реферат , добавлен 06.10.2015

    Влияние формальдегида на организм человека и профилактика снижения отрицательного влияния. Формальдегид - раздражитель и аллерген с мутагенными свойствами. Анализ статистических данных о заболеваемости и смертности населения в поселках Жешарт и Шексна.

    реферат , добавлен 13.02.2017

    Параметры микроклимата и их измерение. Терморегуляция организма человека. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Обеспечение в помещениях нормальных метеорологических условий.

    контрольная работа , добавлен 23.06.2013

    Особенности влияния экологической среды на состояние организма человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Взаимосвязь экологических и демографических показателей за 15 лет. Экологическая обстановка в Сузунском районе в 1990 – 2005 гг.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2008

    Опасные и вредные производственные факторы. Определение, классификация. Предельно-допустимые уровни воздействия вредных производственных факторов на человека. Системы восприятия человеком состояния окружающей среды. Раздражители. Иммунная защита.

Все, что воздействует на органы чувств (рецепторы) собаки и вызывает ощущения, называется раздражителями .

Условия внешней среды действуют на организм собаки прежде всего как раздражители. Изменение внешних условий (новая освещенность, влажность и температура воздуха, новая обстановка и т. п.) вызывают внутри организма определенные и членения, которые, в свою очередь, приводят к изменению внешнего поведения животного.

Действием условных раздражителей можно повлиять не только на внешнее поведение, ню и состояние внутренних органов, например, на команду «Фас!» собака возбуждается, у нее усиливается работа сердца, легких, мускулатуры и т. п.

На поведение собаки сильное влияние оказывают и внутренние раздражители: недостаток питательных веществ и морды вызывает у собаки рефлексы поиска пищи, воды. Половое возбуждение делает ее суетливой, беспокойной.

Сильные или необычные новые раздражители, вызывающие изменение поведения собаки и отвлекающие ее от работы по сигналам дрессировщика, называются отвлекающими раздражителями. Например, собака, идущая по запаховому следу человека, увидя зайца, может броситься за ним, оставляя работу по следу. Это отвлечение (торможение) произошло в силу возникновения более сильного нового рефлекса.

Внешние отвлекающие раздражители - это прежде всего животные, птицы, шум и грохот транспорта, посторонние для собаки люди и др. Необходимо приучать собаку не реагировать на них. Чем лучше выработаны у собаки навыки, тем меньше она отвлекается на внешние раздражители. К внутренним отвлекающим раздражителям относятся болевые ощущения в результате заболевания, резкое утомление, переполнение мочевого пузыря и прямой кишки и др. Эти раздражители всегда будут тормозить (негаснущее торможение) обычную работу собаки. Поэтому дрессировщику необходимо помнить об их влиянии и вовремя принимать меры по их устранению.

При дрессировке на собаку воздействуют следующими внешними раздражителями:

1) звуковыми (словесные команды, свист, звук выстрела и др.);

2) световыми или зрительными (жесты рукой, поза дрессировщика, форма и размер предметов, форма одежды и т.п.);

3) пищевыми (мясо, сахар, хлеб, сыр и др.);

4) механическими (рывок поводка, давление рукой, удар прутом и т. п.);

5) обонятельными (индивидуальный запах человека, запах пищи и т. п.).

Наряду с этим комплексными раздражителями для собаки являются дрессировщик и его помощник. В процессе дрессировки на собаку также воздействуют раздражители той обстановки, в которой дрессировщик работает с собакой: различные шумы, предметы, движение других животных, транспортных средств и т. п.

Раздражители, применяемые при дрессировке, могут быть условными и безусловными.

Безусловные раздражители:

Безусловными называются раздражители, которые вызывают проявление безусловного рефлекса. При дрессировке собак из безусловных чаще всего применяют раздражители пищевые и механические.

Пищевые раздражители . Ими могут быть кусочки мяса, иногда сахар, хлеб, сыр. Применяют пищевой раздражитель для подкрепления действия условного. Например, произносят кличку собаки и сразу же дают ей кусочек мяса или произносят команду «Сидеть!», нажимают рукой в области поясницы и, как только собака сядет, дают ей кусочек мяса. Таким же образом пищу используют для приучения собак преодолевать препятствия, подходить к дрессировщику, для вызова голосовой реакции (для) и т. п.

Чтобы пищевой раздражитель действовал достаточно сильно, дрессировать собаку необходимо до кормления, либо через 3 4 часа после него. Кусочки мяса (лакомство) должны быть “одинаковых размеров, средней величины. Мелкие кусочки являются слабым раздражителем, а большие куски быстро насыщают собаку, и она начинает вяло работать. Обычно дача лакомства сочетается с восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием собаки, что приводит к образованию условного рефлекса на эти раздражители. Когда навыки у собаки выработались, лакомство дается реже и заменяется поощрением «Хорошо!» и поглаживанием.

Механические раздражители . Механические воздействия на кожу собаки дрессировщик осуществляет различным путем: наносит удары прутом, хлыстом; нажимает рукой на определенные части тела (поясницу, холку и др.) либо, поглаживает собаку; воздействует строгим.ошейником; воздействует поводком (рывок, подтягивание).

Дрессировщик , применяя механические раздражители, вызывает у собаки нужные движения, чем подчиняет ее поведение своим целям. Но следует учитывать силу раздражителя и особенности собаки, чтобы она не боялась дрессировщика и не пыталась кусать его.

Если механические раздражители применяет помощник дрессировщика, то он должен стремиться вызвать у собаки только активно-оборонительную реакцию. Во всех случаях собака должна наступать, а помощник дрессировщика отступать. Только при этих условиях у нее выработается злоба, смелость и недоверчивое отношение к постороннему человеку. Полезен при дрессировке такой механический раздражитель, как поглаживание собаки в сочетании с дачей лакомства, т. к. он не только приводит к образованию пищевого условного рефлекса, но и укрепляет привязанность собаки к дрессировщику.

Механические оборонительные раздражители следует применять реже, чем пищевые.

Условные раздражители:

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. При дрессировке собак в качестве условных применяют раздражители звуковые (команды), зрительные (жесты), запаховые и др.

Условным раздражителем может стать время, поза собаки, определенная обстановка и т. п. Например, если постоянно приучать собаку работать по запаховым следам рано утром, то в дневное время она будет работать хуже. Другой пример. Если дрессировщик в начале занятий подкрепляет команды и жесты лакомством, а к концу занятий перестает это делать, то образуется условная связь на время. В начале занятий собака будет работать активно, а как только дрессировщик перестанет давать лакомство, активность в работе резко снизится. Еще один пример. Обычно собаку приучают лаять на команду «Голос!» в позе сидя. В последующем, когда такой рефлекс выработан, собака, услышав команду «Голос!», сначала садится, а затем уже лает. Для нее поза, наряду с командой, тоже стала условным раздражителем. Если же навык подачи голоса вырабатывать только в одном каком-то помещении или месте, то собака не будет выполнять эту команду в другом помещении. В данном случае и обстановка стала условным раздражителем. Наряду с этим условными раздражителями могут стать мимика лица, интонация голоса, поза и темп движений дрессировщика. Сдвинутые брови человека, его крик, резкий наклон корпуса приводят собаку в смятение, т. к. эти сигналы связаны у нее с болевыми
воздействиями.

Команды. Применяются в качестве условных раздражителей. Команда - это комплекс звуков; одну команду от другой собака отличает по различному сочетанию звуков и разному их количеству. Измененные или искаженные команды не вызывают у собаки ответных действий. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», то на команду «Иди сюда!» она не подойдет. Если дрессировщик при обучении собаки искажает команды, пустословит, уговаривает собаку, то это только отвлекает собаку и мешает дрессировке.

Команда не простой, а комплексный раздражитель, т. к. собака способна различать не только сочетание звуков, но и интонации команды. Если команду в обычном тоне не подкреплять лакомством, а в приказном подкреплять, то рефлекс будет проявляться только на приказной тон.

Дрессировщик в зависимости от цели и условий работы применяет команды в приказной, угрожающей и обычной интонации:

Команда - сложный звуковой раздражитель (условный)

Интонация (приказная, уверенная, угрожающая)

1. Настойчиво-уверенная.

2. Ласковая, одобряющая.

3. Принуждающая, запрещающая.

Приказная интонация применяется при выработке у собаки самых различных навыков. Команда произносится настойчиво, уверенно и подкрепляется безусловным раздражителем (пищей, рывком поводка). Громкость команды - средняя.

Угрожающая интонация применяется для усиления действия команды, в случаях принуждения и запрещения, а также в тех случаях, если собака не реагирует на команду, произнесенную в приказной интонации и на которую уже выработан условный рефлекс. Команда произносится резко, в повышенном тоне, и подкрепляется более сильным болевым воздействием, чем при приказной интонации (резкий рывок, сильный нажим и т. п.). Основой для выработки условного рефлекса на команду в угрожающей интонации является болевой раздражитель.

В угрожающей интонации применяется запрещающая команда «Фу!» Она подается громко, резко и подкрепляется ударом хлыста, резким рывком, нажимом и т. п. Этой командой прекращается всякое нежелательное для дрессировщика действие собаки. Но нельзя злоупотреблять угрожающими интонациями, т. к. часто это приводит к развитию трусости у собаки и затрудняет ее дрессировку.

Обычная интонация применяется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения ее действий. В одобрительной интонации произносится поощрение «Хорошо!» Слово произносится тихо, ласково.

Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Изменять их нельзя («Апорт!» но не «Принеси предмет!») Следует учитывать и особенности поведения собаки на различные интонации. Например, у некоторых собак угрожающая интонация вызывает пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет выработку условных рефлексов. В таких случаях чуть повышенный тон приказной интонации будет выполнять роль угрожающей интонации.

Жесты. Применяются для выработки навыков в целях бесшумного управления собакой при использовании ее на службе. Жестами дрессировщик воздействует на собаку на расстоянии, указывает ей направление движения при розыске и подноске предметов, при обыске помещений, местности и т. п. Навыки на жест (зрительный сигнал) вырабатывают обычно после прочного усвоения этого навыка на словесную команду.

Жесты, как и команды, следует подавать стандартно и четко.

Запаховые раздражители. Обоняние у собаки играет исключительно важную роль. С его помощью собака узнает хозяина, разыскивает пищу, выслеживает дичь, спасается от врагов. Обоняние играет важную роль в половых инстинктах, в оценке качества пищи. Высокая чувствительность обоняния позволяет использовать дрессированную собаку для розыска человека по запаховым невидимым следам большой давности, в сложных условиях и на большие расстояния. Это свойство обусловлено способностью животного сохранять в памяти воспринятый конкретный запах и в случае потери находить его путем сопоставления непосредственного ощущения с запомнившимся запахом. Каждый человек обладает индивидуальным запахом, по которому собака без особого труда отличит его от другого. Запах пота, кожного сала и эпидермиса образует комплекс, носящий название индивидуального запаха человека. Помимо индивидуального, человек является источником и других запахов: обуви, мыла, табака, парфюмерных средств, жилья, запахов, связанных с профессией и др. Но в этом сложном комплексе наиболее стойким является индивидуальный запах. Передвигаясь, человек рассеивает запаховые частицы, которые оставляет запаховый след. К нему присоединяются запахи почвенного покрова, растений, раздавленных мелких насекомых и др.

Запах , заданный собаке для поиска, является для нее сигналом к отысканию источника запаха. Поэтому во время дрессировки собака должна завершить поиск по следу нападением и борьбой с разыскиваемым.

Степень чувствительности обоняния у собаки может изменяться в зависимости от ряда причин (утомление, болезнь, длительное воздействие запахов и т. п.).

Розыск преступников по запаховым следам, обыск помещений и участков местности, выборка человека по заданному запаху и другие задачи могут успешно выполняться собакой только с хорошо натренированным обонянием в процессе выращивания и дрессировки.

Воздействие дрессировщика и его помощника на собаку

Самым важным раздражителем для собаки является дрессировщик. Дрессировщик - раздражитель комплексный. Он воздействует на собаку своим индивидуальным запахом, голосом, жестами, мимикой лица, позой, формой одежды, темпом движения и т.п. (рис. 29). Сильнее всего на собаку воздействует его голос, движения, индивидуальный запах. Собака хорошо отличает особенности его голоса (высоту, силу, тембр, интонацию), четко реагирует на подаваемые им команды и не реагирует на команды, исходящие от другого лица. Собака без особого труда находит хозяина по его запаховым следам.

Наиболее сильное воздействие оказывает на собаку тот человек, который выращивает ее, воспитывает, а затем дрессирует. Систематический уход и кормление собаки укрепляют контакт. Но дрессировщик должен быть сдержанным и строгим в обращении с собакой. Чрезмерная ласка, частая игра оказывают отрицательное влияние на дисциплинированность собаки.

При обучении собаки часто необходимо участие помощника дрессировщика (постороннего для собаки человека), а иногда и нескольких помощников. Особенно важную роль играет помощник при выработке у собаки специальных навыков, таких как задержание убегающего человека, выборка человека по запаху вещи, обыск помещений и участков местности, поиск человека по запаховым следам.

Помощник дрессировщика, как и сам дрессировщик, также является комплексным раздражителем для собаки (он воздействует на собаку своим внешним видом, запахом, наносит удары собаке и т.п.). От действий помощника во многом зависит качество дрессировки, выработки у собаки нужных действий. Поэтому его действия должны быть заранее продуманы с учетом характера поведения дрессируемой собаки. Дрессировщик должен поставить помощнику конкретную задачу и указать последовательность и порядок действий. Помощник должен действовать четко, проявляя ловкость и находчивость. Помощник должен не бояться собак. Лучше всего с обязанностями помощника справляется человек, знающий правила дрессировки.