Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.
Докучная сказка - сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.
Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду. К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.

Сказка про белого бычка. Что это за сказочка и откуда она взялась?
Придумал её давным-давно какой-то родитель, не желающий рассказывать на ночь сказку своему чаду. А поскольку дитя было не в меру докучливым, то сказка звучала примерно так: – Не сказать ли тебе сказку про белого бычка? – Скажи! – Ты говоришь «скажи», да я говорю «скажи», а не сказать ли тебе сказку про белого бычка? – Не скажи! Ты говоришь «не скажи», да я говорю «не скажи», а не сказать ли тебе сказку про белого бычка?.

Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении "купить слона" (основная идея - что бы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона).
Докучные сказки, как правило, используются в воспитании детей, это своеобразная игра на развитие мышления ребёнка, предполагающая поиск выхода из замкнутого круга бесконечной истории.
Рассказывая такую сказочку, вы развиваете память, мышление, внимание, и, конечно, знакомите малыша с русским народным творчеством.

Вот для примера несколько таких сказочек:

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута. Стоит домишка пряничный, Изюмом разукрашенный, Блестит при свете месяца. Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..

Протекает речка, Через речку мост, На мосту овечка, У овечки хвост, На хвосте мочало, Рассказать сначала?..

Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду…;

Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли

Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт…
ШЁЛ Я КАК-ТО через мост,
Глядь - ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона СОХНЕТ!
ШЁЛ ОПЯТЬ Я через мост,
Глядь - ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост -
Пусть ворона МОКНЕТ!
СНОВА ШЁЛ Я через мост,
Глядь - ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост -
Пусть ворона СОХНЕТ!

Я ОПЯТЬ ПРИШЁЛ на мост,
Глядь - ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост -
Пусть ворона МОКНЕТ!

Я ПРИШЁЛ НА ТОТ же мост,
Глядь - ворона мокнет…

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?

Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..

На горушке - избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?

Рассказать тебе сказку про белого бычка?
- Да.
Все говорят «да», а тебе рассказать сказку про белого бычка?
- расскажи
Все говорят «расскажи» ..и т.д. и т.п.

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали -
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь - удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся -
Тогда и сказка дальше поведётся!

Расскажи мне сказку.
- Расскажу про гуся.
Вот и сказка вся.

Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили - пересушили.
Положили в реку-перемочили.
Снова сушили - пересушили,
Снова мочили - перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, -
А он ещё и не хворал!

Жили-были кулик да журавль.
Накосили стожок сенца.
Эта сказочка опять с конца. И т.д.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!

Жил-был царь.
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочала.
Не сказать ли сказочку сначала?

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала - молчала.
Увидала: на заборе-мочала.
Увидала мочалу - замычала...
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца...
Не сказать ли сказку опять с конца?

Многообразен русский фольклор, и докучные сказки - одна из его граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками.

Докучные - это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

- А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
- Нет, не хочу!
- Ты не хочешь - и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
- Ну, расскажи.
- Тебе расскажи - и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?..

Докучная сказка - это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

Неоправданно короткие докучные сказки

Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

Неоправданно незаконченные докучные сказки


Тут объяснения не нужны: у сказки незавершенное окончание.

Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.


Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

Купи слона!
- Зачем мне слон?
- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
- Отстань!
- Отстану, только вначале ты купи слона.

Псевдобесконечные докучные сказки

У попа была собака, Он ее любил, Она съела кусок мяса, Он ее убил, В землю закопал. И надпись написал, что… У попа была собака…

Сюда же входит сказка про белого бычка, которая «наращивает» сюжет, исходя из ответов.

Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.


— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост, глядь - ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь - ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…

В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала…

Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку - хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту - ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать - хвост увязнет; хвост вытащит - ноги увязнут; ноги вытащит - хвост увязнет; хвост вытащит - ноги увязнут; ноги вытащит - хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок....


- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках - лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Вариант 1.

Ответ:__________________

2. Решите уравнение − 2x − 7 = − 4x .

Ответ:__________________

при .

Ответ:__________________

1) 2) 3) 4)


Ответ:__________________

6. Диа­го­наль AC па­рал­ле­ло­грам­ма ABCD об­ра­зу­ет с его сто­ро­на­ми углы, рав­ные 30° и 45°. Най­ди­те боль­ший угол па­рал­ле­ло­грам­ма.

Ответ:__________________

7. Цен­траль­ный угол AOB опи­ра­ет­ся на хорду AB дли­ной 6. При этом угол OAB равен 60°. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти.

Ответ:__________________

Ответ:__________________

9. Кофейник, который стоил 900 рублей, продаётся с 10-процентной скидкой. При покупке этого кофейника покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

Ответ:__________________

10. На экзамене 50 билетов, Сеня не выучил 5 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

Ответ:__________________

ГВЭ-9(с маркировкой буквой «К»)

Вариант 2.

Ответом к заданиям 1-10 является целое число или кончная десятичная дробь. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

1. Найдите значение выражения

Ответ:__________________

2. Решите уравнение − 8x −3=− 6x .

Ответ:__________________

3. Найдите значение вы­ра­же­ния при ; ..

Ответ:__________________

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между гра­фи­ка­ми функ­ций и фор­му­ла­ми, ко­то­рые их за­да­ют.

1) 2) 3) 4)

В таблице под каждой буквой, соответствующей графику, впишите номер формулы, которая её задаёт.


5. Ре­ши­те не­ра­вен­ство и опре­де­ли­те, на каком ри­сун­ке изоб­ра­же­но мно­же­ство его ре­ше­ний.

Ответ:__________________

6. Диа­го­наль BD па­рал­ле­ло­грам­ма ABCD об­ра­зу­ет с его сто­ро­на­ми углы, рав­ные 50° и 85°. Най­ди­те мень­ший угол па­рал­ле­ло­грам­ма.

Ответ:__________________

7. Цен­траль­ный угол AOB , рав­ный 60°, опи­ра­ет­ся на хорду АВ дли­ной 3. Най­ди­те ра­ди­ус окруж­но­сти.

Ответ:__________________

8. Какое из следующих утверждений верно?

Сумма углов прямоугольного треугольника равна 90 градусам.

Существуют три прямые, которые проходят через одну точку.

Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам.

В ответе запишите номер выбранного утверждения.

Ответ:__________________

9. Чайник, который стоил 800 рублей, продаётся с 5-процентной скидкой. При покупке этого чайника покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

Ответ:__________________

10. На экзамене 50 билетов, Яша не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

Ответ:__________________

ГВЭ-9(с маркировкой буквой «К»)

Вариант 3.

Ответом к заданиям 1-10 является целое число или кончная десятичная дробь. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

1. Найдите значение выражения

Ответ:__________________

2. Решите уравнение 3x +3=5x .

Ответ:__________________

Ответ:__________________

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между гра­фи­ка­ми функ­ций и фор­му­ла­ми, ко­то­рые их за­да­ют.

1) 2) 3) 4)

В таблице под каждой буквой, соответствующей графику, впишите номер формулы, которая её задаёт.


5. Ре­ши­те не­ра­вен­ство и опре­де­ли­те, на каком ри­сун­ке изоб­ра­же­но мно­же­ство его ре­ше­ний.

Ответ:__________________

6 . Диа­го­наль AC па­рал­ле­ло­грам­ма ABCD

Ответ:__________________

7. Цен­траль­ный угол AOB AB

Ответ:__________________

8. Какое из следующих утверждений верно?

В ответе запишите номер выбранного утверждения.

Ответ:__________________

Ответ:__________________

не выучил

Ответ:__________________

ГВЭ-9(с маркировкой буквой «А»)

Вариант 1.

Ответом к заданиям 1-10 является целое число или кончная десятичная дробь. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

1. Найдите значение выражения

Ответ:__________________

2. Решите уравнение 3x +3=5x .

Ответ:__________________

3. Найдите значение вы­ра­же­ния при и

Ответ:__________________

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между гра­фи­ка­ми функ­ций и фор­му­ла­ми, ко­то­рые их за­да­ют.

1) 2) 3) 4)

В таблице под каждой буквой, соответствующей графику, впишите номер формулы, которая её задаёт.


5. Ре­ши­те не­ра­вен­ство и опре­де­ли­те, на каком ри­сун­ке изоб­ра­же­но мно­же­ство его ре­ше­ний.

Ответ:__________________

6 . Диа­го­наль AC па­рал­ле­ло­грам­ма ABCD об­ра­зу­ет с его сто­ро­на­ми углы, рав­ные 45° и 25°. Най­ди­те боль­ший угол па­рал­ле­ло­грам­ма.

Ответ:__________________

7. Цен­траль­ный угол AOB равен 60°. Най­ди­те длину хорды AB , на ко­то­рую он опи­ра­ет­ся, если ра­ди­ус окруж­но­сти равен 5.

Ответ:__________________

8. Какое из следующих утверждений верно?

В ответе запишите номер выбранного утверждения.

Ответ:__________________

9. Пы­ле­сос, ко­то­рый стоил 3500 руб­лей, продаётся с 10%-й скид­кой. При по­куп­ке этого пы­ле­со­са по­ку­па­тель отдал кас­си­ру 5000 руб­лей. Сколь­ко руб­лей сдачи он дол­жен по­лу­чить?

Ответ:__________________

10. На экзамене 40 билетов, Сеня не выучил 8 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

Ответ:__________________

Для записи решений заданий11 и 12 и ответов к ним используйте дополнительный лист. Запишите сначала номер задания, затем чётко и разборчиво решение и ответ.

11. Два автомобиля отправляются в 340-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 17 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 1 ч раньше второго. Найдите скорость первого автомобиля.

12. Сторона АD параллелограмма ABCD вдвое больше стороны CD.

Точка M – середина стороны AD. Докажите, что CM- биссектриса угла BCD.

-> Информатика ГВЭ 2018

Представляем Вашему вниманию задания для государственного выпускного экзамена по информатике для 11 класса, разработанные ФИПИ.

    1 задание. ГВЭ 11 класс по информатике 2018 (ФИПИ):

    Сколько значащих цифр в двоичной записи десятичного числа 129 ?
    1) 6
    2) 2
    3) 7
    4) 8

    2 задание. ГВЭ 11 класс по информатике 2018 (ФИПИ):

    Дан фрагмент таблицы истинности выражения F .

    x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7 F
    1 0 0 1 1 1 1 0
    0 1 0 0 1 0 1 1
    0 1 0 1 1 0 1 0


    Каким из приведённых ниже выражений может быть F?

    1) ¬x1 ∧ x2 ∧ ¬x3 ∧ ¬x4 ∧ x5 ∧ ¬x6 ∧ x7
    2) x1 ∨ x2 ∨ x3 ∨ ¬x4 ∨ ¬x5 ∨ ¬x6 ∨ ¬x7
    3) x1 ∧ ¬x2 ∧ x3 ∧ ¬x4 ∧ x5 ∧ x6 ∧ ¬x7
    4) x1 ∨ ¬x2 ∨ x3 ∨ x4 ∨ ¬x5 ∨ ¬x6 ∨ x7

    4 задание ЕГЭ или 3 задание ГВЭ 11 класс по информатике 2018 (ФИПИ):

    Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов.
    Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.
    Символ «*» (звёздочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

    В каталоге находится 8 файлов:

    Declaration.mpeg delaware.mov delete.mix demo.mp4 distrib.mp2 otdel.mx prodel.mpeg sdelka.mp3

    Определите, по какой из перечисленных масок из этих 8 файлов будет отобрана указанная группа файлов:

    Otdel.mx prodel.mpeg

    1) *de?.m*
    2) ?de*.m?
    3) *de*.mp*
    4) de*.mp?

    6 задание ЕГЭ. Задание 4 ГВЭ 11 класс 2018 год ФИПИ

    Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа . В этих числах все цифры не превосходят цифру 7 (если в числе есть цифра больше 7, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам.

    1. Вычисляются два шестнадцатеричных числа: сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел.
    2. Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).

    Пример. Исходные числа: 66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A.

    Определите, какое из предложенных чисел может быть результатом работы автомата.

    1) AD
    2) 64
    3) CF
    4) 811

    4 задание ЕГЭ или 5 задание ГВЭ 11 класс по информатике 2018 (ФИПИ):
    Ниже представлены две таблицы из базы данных. Каждая строка таблицы 2 содержит информацию о ребёнке и об одном из его родителей. Информация представлена значением поля ID в соответствующей строке таблицы 1 .
    Определите на основании приведённых данных фамилию и инициалы племянника Геладзе П.П.

    1) Вильямс С.П.
    2) Геладзе П.И.
    3) Леоненко М.С.
    4) Леоненко С.С.

    7 задание ЕГЭ. Задание 6 ГВЭ 11 класс 2018 год (ФИПИ)

    Коле нужно с помощью электронных таблиц построить таблицу значений формулы 5х–3у для значений х и у от 2 до 5 . Для этого сначала в диапазонах В1:Е1 и А2:А5 он записал числа от 2 до 5 . Затем в ячейку В2 записал формулу (А2 – значение х; В1 – значение у), после чего скопировал её во все ячейки диапазона B2:E5 . В итоге получил таблицу, представленную ниже.


    Какая формула была записана в ячейке В2 ?
    Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

    1)=5*$A$2–3*$B$1
    2)=5*$A2–3*B$1
    3)=5*A$2–3*$B1
    4)=5*A2–3*$B$1

    Государственный выпускной экзамен ГВЭ 2018 (информатика ГВЭ ФИПИ, задание 7):

    Производится двухканальная (стерео) цифровая звукозапись. Значение сигнала фиксируется 48 000 раз в секунду , для записи каждого значения используется 32 бит . Запись длится 5 минут , её результаты записываются в файл, сжатие данных не производится.
    Какая из приведённых ниже величин наиболее близка к размеру полученного файла?

ГВЭ-9 по русскому языку

ГВЭ-9 по русскому языку

Утверждено приказом
директора ФГБНУ «ФИПИ»
от 10.01.2018 г. № 3-П
Спецификация
экзаменационных материалов для проведения государственного
выпускного экзамена по РУССКОМУЯЗЫКУ (письменная форма)
для обучающихся по образовательным программам
ОСНОВНОГО общего образования
1. Назначение экзаменационных материалов
Государственный выпускной экзамен для обучающихся по образовательным
программам основного общего образования (далее - ГВЭ-9) проводится в
соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования, утверждённым
приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (зарегистрирован
Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205) (с последующими
изменениями).
Экзаменационные материалы позволяют установить уровень освоения
выпускниками Федерального компонента государственного образовательного
стандарта основного общего образования по русскому языку.
2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального
компонента государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»).
При разработке экзаменационной модели соблюдалась преемственность с
традиционными и новыми формами экзамена по русскому языку для
обучающихся по образовательным программам основного общего образования.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения основного государственного экзамена по
русскому языку (далее - кодификатор) приведен в Приложении 1.
3. Виды экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку
(письменная форма).
Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких
форматах в целях учёта возможностей разных категорий его участников:
участников без ОВЗ и участников с ОВЗ.
3.1 Участникам ГВЭ-9 без ОВЗ предоставляется возможность выбора одного
из видов экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим
заданием (номер экзаменационных материалов содержит помету «А»).

3.2. Для участников ГВЭ-9 с ОВЗ разрабатываются различные виды
экзаменационных материалов. Вид экзаменационного материала выбирается
индивидуально с учётом особых образовательных потребностей обучающихся и
индивидуальной ситуации развития (п. 9 Порядка ГИА-9).
3.2.1 Экзаменационные материалы содержат помету «А» -
обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие
и позднооглохшие обучающиеся - изложение (сжатое) с творческим заданием
или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны
тем, что разрабатываются для обучающихся без ОВЗ.
3.2.2 Экзаменационные материалы содержат помету «С» - слепые
обучающиеся, слабовидящие и поздноослепшие обучающиеся, владеющие
шрифтом Брайля - изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение
по выбору выпускника. Экзаменационные материалы аналогичны тем, что
разрабатываются для обучающихся без ОВЗ, но в текстах сведены к минимуму
визуальные образы.
3.2.3 Экзаменационные материалы содержат помету «К» - глухие
обучающиеся, обучающиеся с задержкой психического развития, с тяжёлыми
нарушениями речи - изложение (сжатое или подробное) с творческим
заданием или сочинение по выбору выпускника. Экзаменационный материал
имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с
учётом категории экзаменуемых. Для глухих обучающихся и обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи предусмотрены особые критерии оценивания
грамотности.
3.2.4 Экзаменационные материалы содержат помету «Д» -
обучающиеся с расстройствами аутистического спектра - диктант с особыми
критериями оценивания.
4. Содержание экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку
(письменная форма)
4.1 ГВЭ-9 в форме сочинения
Комплект тем сочинений (см. образцы экзаменационного материала) содержит
четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с
определённой структурой, инструкции для обучающегося.
Комплект тем сочинений предполагает написание сочинения на свободную
тему по философской или этико-нравственной проблематике. Тематика
отражает разные аспекты и проблемы человеческого существования. Темы
сочинений могут быть сформулированы в форме проблемного вопроса,
проблемного утверждения, цитаты. При написании сочинения-рассуждения на
одну из этих тем экзаменуемые могут приводить аргументы с опорой как на
содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт
обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).

ГВЭ-9 по русскому языку

ГВЭ-9 по русскому языку

Тематика сочинений в 9 классе:
1. Человек и окружающий его мир (взаимодействие человека и природы;
влияние человека на природу и природы на человека; бережное
отношение человека к окружающему его миру, сохранение природных
богатств и ценностей).
2. Человек среди людей: отношения и поступки (вопросы этиконравственного существования человека, вечных моральных ценностей
(любовь, дружба); проявление таких качеств, как честь, совесть,
милосердие, сострадание и т.п.; готовность и способность человека к
определённому поступку).
3. Человек в мире Знания и Искусства (освоение новых знаний, влияние
технического прогресса на существование человека, на жизнь людей;
роль знаний, прогресса, искусства в жизни человека; влияние,
воздействие искусства на человека).
4. Человек в мире профессий (вопросы определения будущего жизненного
пути, профессии; отношения человека и общества в профессиональной
сфере).
Устанавливается минимально необходимый объём сочинения для написания из
комплекта с пометой «А» или «С» от 250 слов (если в сочинении менее

такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов).
Комплект тем сочинений с пометой «К» отличается не по структуре комплекта,
а по более простым формулировкам тем сочинений, а также по инструкции для
обучающихся, в которой указаны другие требования к объёму сочинений.
Объём сочинения обучающихся, пишущих сочинение из комплекта с пометой
«К», может быть сокращён: сочинение - от 100 слов (если в сочинении менее
70 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то
сочинение оценивается 0 баллов).

Специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста,
преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Особенности сжатого изложения с творческим заданием с пометами
«А» и «С».
Примерный объём текста для изложения -200-280 слов.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное
содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. При
необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в
тексте изложения


. изложение - от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчёт слов
включаются все слова, в том числе служебные), то изложение
оценивается 0 баллов);
. творческое задание (сочинение) - от 200 слов (если в сочинении менее
150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные),
то сочинение оценивается 0 баллов).
Особенности изложения (сжатого или подробного) с творческим
заданием с пометой «К»
Комплекты изложений с творческим заданием с пометой «К» имеют свою
специфику. При этом тексты для изложения подбираются повествовательного
характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением
последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора,
большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные
синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов,
диалектной, архаичной лексики.
Экзаменуемые должны написать изложение, передавая главное содержание как
каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным
требованием.
Устанавливается минимально необходимый объём письменной работы в форме
изложения с творческим заданием:
. изложение - от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчёт
слов включаются все слова, в том числе служебные), то
изложение оценивается 0 баллов);
. объём подробного изложения не регламентирован;
. творческое задание (сочинение) - от 70 слов (если в сочинении
менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе
служебные), то сочинение оценивается 0 баллов.
4.3 ГВЭ-9 в форме диктанта
ГВЭ-9 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра может проводиться в форме диктанта.
Количество слов в диктанте - 200-220. Для оценки экзаменационной работы в
форме диктанта используются критерии оценки диктанта (таблица 5).

4.2 ГВЭ-9 в форме изложения с творческим заданием
Задание предполагает написание сжатого изложения по прослушанному тексту,
творческое задание. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи,
очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст
рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с
проблематикой текста. Вопрос нацеливает на комментарий к поставленной
проблеме и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно
быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника
экзамена).
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим
заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов),
владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не
допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения
3

ГВЭ-9 по русскому языку

ГВЭ-9 по русскому языку

5. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной
работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку
Подходы к оцениванию результатов экзамена ГВЭ-9 по русскому языку
Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев
оценивания, соответствующий определённому типу заданий: сочинение на
свободную тему, изложение с творческим заданием, диктант.
Для каждого из этих типов заданий разработаны специальные критерии. При
этом общими для всех видов работ являются критерии оценки грамотности и



позднооглохших обучающихся, выполняющих задания с маркировкой «А»).
При проверке изложения оценивается сформированность следующих умений:
. адекватно воспринимать информацию текста для изложения;
. подробно или сжато передавать информацию, содержащуюся в тексте;
. точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную
мысль;
. осуществлять выбор языковых средств, использовать разнообразные
грамматические конструкции и разнообразную лексику русского языка
при передаче содержания текста;
. оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими,
пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка
(при оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи
глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи (с пометой «К»), проявляющуюся в «аграмматизмах»
(пропуске предлогов, неправильном согласовании слов, использовании
«телеграфного стиля» и проч.), которые должны рассматриваться как
однотипные ошибки).
При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения
оценивается уровень сформированности следующих умений:
. создавать текст в соответствии с заданной темой;
. обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в тексте;
. логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть
сочинения-рассуждения;
. подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное
высказывание;
. выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять
свою позицию с другой точкой зрения;
. осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;
. оформлять текст в соответствии с нормами русского литературного
языка.
При проверке и оценке сочинения или творческого задания следует учитывать,
что его максимальный объём строго не лимитируется, но устанавливается
минимальный объём.

Экзаменационная работа оценивается путём сложения баллов по указанным
критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания.
Сочинение на свободную тему оценивается путём сложения баллов:
1) критерии оценки содержания сочинения на свободную тему (таблица 1) -
7 первичных баллов;
2) критерии оценки грамотности и фактической точности речи




10 первичных баллов.
Максимальный первичный балл за написание сочинения - 17.
Изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием оценивается по
следующим критериям:
1) критерии оценки сжатого изложения (таблица 2) - 4 первичных балла;
2) критерии оценки подробного изложения (таблица 2.1) - 4 первичных
балла;
3) критерии оценки выполнения творческого задания к изложению
(сочинение) (таблица 3) - 3 первичных балла;
4) критерии оценки грамотности и фактической точности речи
экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих задания с маркировкой
буквами «А» и «С», таблица 4.2 для выполняющих задания с
маркировкой буквой «К», а также для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, выполняющих задания с маркировкой «А») -
10 первичных баллов (оценивается весь написанный экзаменуемым текст:
изложение и сочинение).
Максимальный первичный балл за написание изложения и творческого задания
(сочинения) - 17.

Диктант оценивается по специальным критериям оценки диктанта
(таблица 5). Максимальный первичный балл за написание диктанта - 17.
Рекомендуется следующая шкала перевода суммы первичных баллов за
выполненные задания ГВЭ-9 по русскому языку (сочинение на свободную
тему, изложение с творческим заданием, диктант) в пятибалльную систему
оценивания.
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной
«2»
«3»
«4»
«5»
системе оценивания
Первичный балл

ГВЭ-9 по русскому языку

ГВЭ-9 по русскому языку

Ниже в обобщённом виде представлены разные письменные формы
ГВЭ-9 по русскому языку и аспекты оценивания экзаменационной работы.

Экзаменуемым рекомендован объём от 250 слов. Если в сочинении менее
200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то
такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Объём сочинения обучающихся с ОВЗ, выполняющих экзаменационную работу
с маркировкой буквой «К», может быть сокращён: сочинение -
от 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчёт слов включаются все
слова, в том числе и служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
Таблица 1
Критерии оценки сочинения на свободную тему
Баллы

Сочинение

Изложение с творческим
заданием

Аспекты оценивания

Баллы Максимальный
первичный
балл

Грамотность

Изложение

Творческое задание

Грамотность

Грамотность

Точность записи текста

Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в
форме ГВЭ-9 (письменная форма)
5.1. Критерии оценки сочинения на свободную тему
Сочинение на свободную тему оценивается по критериям, представленным в
таблице 1.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность
сочинения оцениваются по специальным критериям оценки грамотности и
фактической точности речи экзаменуемого (таблица 4.1 для выполняющих
задания с маркировкой буквами «А» и «С», таблица 4.2 для выполняющих
задания с маркировкой буквой «К», а также для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся, выполняющих задания с маркировкой «А»)
Среди критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий
(глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений) является
основным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит
0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не
оценивается. При этом практическая грамотность экзаменуемого проверяется,
т.е. по критериям ГК1-ФК1 выставляются соответствующие баллы
(таблица 4.1 для выполняющих задания с маркировкой буквами «А» и «С»,
таблица 4.2 для выполняющих задания с маркировкой буквой «К», а также для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся, выполняющих задания с
маркировкой «А»).
При оценке сочинения следует учитывать объём написанного сочинения.

Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность
суждений

свою точку зрения, убедительно обосновывает свои
тезисы
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, формулирует
свою точку зрения, но
тезисы обосновывает недостаточно у