Темп речи означает то, как быстро вы говорите. Он определяет, насколько быстро или медленно произносятся слова и насколько они отчетливы и понятны для слушающего.
Используем темп для эффективного изложения сообщения

Многие люди говорят в одинаковом темпе в любой ситуации. Оми мало обращают внимания на то, с кем в данный момент имеют дело. В разных уголках земли для речи людей характерны свои особенности. Одни могут говорить медленнее, другие - быстрее. В деловом мире приходится общаться с разными людьми, для которых характерны непохожие стили речи. Поэтому очень важно уметь поддерживать ровный темп в разговоре, чтобы ваши слова звучали ясно и понятно для тех людей, с которыми вам приходится иметь дело.

Этот инструмент предполагает умение находить золотую середину между слишком быстрым и слишком медленным темпом речи. Ровный темп поможет вам говорить эффективно с огромным количеством разных людей. В то же время это средство подсказывает вам, что иногда есть необходимость немного изменять быстроту речи в зависимости от аудитории, с которой вы общаетесь.

Вот некоторые подсказки, как воспользоваться данным инструментом.

— Четко произносите слова. Произнесение связано с тем, что вы высказываете слова так, как они и должны звучать. “Ты ‘дешь на ‘стречу?” и “Ты идешь на встречу?”, “Ты что-то хошь мне сказать? и “Ты что-то хочешь мне сказать?” - разные вещи. Эти скрытые отличия (список можно продолжать до бесконечности) часто замечают слушатели и недоумевают, а что же на самом деле хотел сказать говорящий. У них также может сложиться впечатление, что вы не очень уверены или осведомлены в своем сообщении. Если люди начинают судить, как вы используете свой словарный запас, они менее внимательны к тому, что вы имеете в виду, и вы больше не можете повлиять на их заинтересованность.

— Делайте время от времени паузы в сообщении. Куда вам спешить? Если вы позволите себе подумать и вдохнуть немного воздуха, прежде чем что-то сказать, это лишь положительно скажется на вашем сообщении. Именно такое влияние оказывают паузы на все высказывание. Вместо того чтобы спешить непонятно куда и размышлять вслух, заполняя пустоту различными междометиями, паузы помогают выровнять темп речи, собраться с мыслями и четко изложить свои соображения.

Всегда давайте себе возможность обдумать, вдохнуть поглубже и лишь затем начинайте говорить.

— Подстраивайте свой темп речи под темп речи собеседника. Последний аспект использования темпа речи немного похож на отражение. Главное, что нужно, - это настроиться на один лад с собеседником и показать некоторую гибкость в отношении его стиля высказывания. Например, общаясь с эмоциональным коммуникантом, который говорит в быстром темпе, старайтесь хотя бы немного повысить свой собственный темп речи. В общении с достаточно замкнутым и сдержанным собеседником вам следует немного снизить темп. Сосредоточьтесь на том, чтобы быть примерно на одном уровне темпа речи со слушающим. Если ваш темп противоположен темпу реципиента, ему труднее вас слушать, и при этом не имеет значения, насколько быстро или медленно он может это делать.

Темп речи помогает достичь взаимопонимания с другими людьми. Взаимопонимание предполагает хорошие рабочие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Обычно мы лучше всего находим общий язык, выполняя какую-то работу, с людьми, обладающими именно этими качествами. Если вы можете подстроить свой темп под темп речи собеседника, это говорит о том, что у вас хорошие взаимоотношения с другими людьми. Когда собеседники думают, что вы понимаете смысл их сообщения, намного выше вероятность, что и они правильно понимают то, что вы имеете в виду.

Не допускайте ошибок с темпом речи

В этом разделе вы найдете описание основных ошибок, которые допускают коммуниканты при использовании темпа речи. Скорее всего, вам также не удалось избежать некоторых из них, но это подтверждает лишь одно: вы - человек! Ознакомившись с ними, попытайтесь исправиться и сделать ваш темп речи доступным для понимания собеседников.

Говорим слишком быстро . Если вам знаком тип тараторящего коммивояжера, вы сразу же поймете, в чем состоит этот промах. Слишком высокий темп речи свидетельствует больше о взволнованности, а искренность и убедительность ваших слов теряются, поэтому собеседник не воспринимает ваше сообщение.

Глотаем слова . Иногда человек говорит нечетко и кажется, что все его слова слеплены в одно целое и произносятся на одном дыхании так, что их просто нельзя разобрать. Если ваше сообщение трудно уловить, его еще труднее попять и положительно оценить.

Говорим слишком медленно . В этой ситуации коммуникант произносит одно предложение за то время, когда другой мог бы сказать три. Подобное поведение приводит к тому, что слушатель теряет терпение и перестает следить за тем, что вы пытаетесь сказать.

Не нужно полностью отказываться от личного стиля общения, просто помните, что с каждым нужно разговаривать как с уникальным индивидом. Это значит, что с одним собеседником нужно говорить быстрее, с другим - немного притормозить.

Угу.
-Гм.
-И (вводящие дополнительные предложения).
-Ну.
-Ладно.
-Хорошо.
-Ну, ты знаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов)

Одним из выразительных средств устной речи является ее темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.

Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления с возрастом исчезают. Однако в силу разных причин, о которых будет сказано ниже, у детей может возникать патологическое нарушение темпа речи: либо чрезмерное его ускорение - тахилалия, либо излишнее замедление - брадилалия.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia - речь.

По определению М. Е. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20 - 30 звуков (при норме 9 - 14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.

Брадилалия (от греч. bradus - медленный, lalia - речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия».

При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству детей с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.

К нарушению темпа и ритма речи относятся:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь.
  • Брадилалия — патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
  • Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
  • — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

  • Установление причины и характера речевого нарушения.
  • Определение темпа речи ребенка и его родителей.
  • Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
  • Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
  • Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
  • Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
  • Определение имеющихся недостатков артикуляции.
  • Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

  • Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

  • Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.

Причинами заикания могут быть:

  • Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?

В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.

Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.

Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.

Одной из составных частей просодии речи является темп или скорость речи. Темп выполняет разнообразные функции в тексте:

Исследование функциональной нагрузки темпа речи считается одной из актуальных проблем лингвистики. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Ученые отмечают также, что темп речи обусловлен прежде всего психофизиологическими свойствами человека: одни говорят вообще медленно, другие - быстро. Женщины, как правило, более мобильны в вариациях темпа речи, чем мужчины. Такой темп называют индивидуальным, т.к. он присущ только одному человеку, соответствует его характеру. Но темп речи может быть обусловлен и ситуативно, когда изменение скорости речи зависит от речевой ситуации. Изменения темпа речи зависят также от коммуникативного намерения говорящего, его настроения, т.е. темп речи может передавать определенную информацию и нести эмоционально-модальную нагрузку. В данном исследовании нас интересует прежде всего этот аспект темпа.

При рассмотрении темпа проблематичными являются несколько вопросов, в частности, принимать ли во внимание при оценке темпа лишь фонационные отрезки или учитывать вместе со звучащими сегментами и паузы. Это является важным не только для измерения темпа, но и для определения его роли в тексте, т.к. длительность пауз считается фактором, влияющим на восприятие темпа: экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие темпа речи зависит не только от скорости артикуляции, но и от величины интервалов между речевыми отрезками [Веренич Н.И., с.28].

Спорным является также вопрос о выборе оптимальной единицы измерения темпа речи. Традиционно темп речи характеризуется либо количеством звуков, слогов или слов, произнесенных в минуту, либо средней длительностью звука (слога). Некоторые исследователи считают, что слово является не совсем приемлемой единицей для измерения, т.к. слова имеют очень разный слоговой и звуковой объем [Веренич Н.И., с. 29]. Если в качестве измерения взять звук, то членение речевого потока становится слишком дробным, при этом звуки также очень отличаются по длительности. Слог же является наименьшей естественной произносительной и воспринимаемой единицей речи, в связи с этим данный сегмент речи чаще всего используется в качестве единицы измерения темпа речи [Веренич Н.И., с. 35]. На этой речевой единице концентрируем и мы свое внимание в данном исследовании.

Темп речи (итал. tempo, от лат. tempus – время) – скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секунду), или средней длительностью звука (слога). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного ин-дивидуума может меняться в широких пределах – от 60-70 мс при беглой речи до 150-200 мс при медленной. Су-ществует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напеча-танного через 1 ? интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты

Темп речи может изменяться. Это зависит от содер-жания высказывания, эмоционального настроя говоряще-го, жизненной ситуации

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений: – Скорей бежим к лесу

– Он идет медленно, нога за ногу заплетается

– Ползет, как черепаха

– Какой долгий и пасмурный день сегодня

Темп речи в данном случае определяется содержа-нием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к быстрому действию, поэтому произнесение убыстряет-ся. Второе и третье предложения характеризуют замед-ленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говорящий рас-тягивает произношение звуков, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его протяженность

Различным будет темп речи, если фразу «Покупка мотоцикла обрадовала нас, но покупка автомобиля при-вела в восторг» произнести как констатацию факта и с глубоким чувством. При констатации факта предложение произносится ровным голосом. Если же говорящий стре-мится передать свое эмоциональное отношение, то вто-рую часть он произнесет повышенным тоном и в более замедленном темпе

Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – за-медляют его

Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого чело-века. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание

Темп речи имеет большое значение для успеха вы-ступления

Встречаются люди, которые при всех обстоятельст-вах говорят очень быстро. Именно о них сложены посло-вицы: «За твоим языком не поспеешь босиком», «Стро-чит, как из пулемета», « Тысячу слов в минуту»

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающего

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными: 1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить

2. Оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое выступление

3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робо-стью выступающего, страхом перед аудиторией

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ го-ворит: «У него слово слову костыль подает», «Слово за словом на тараканьих ножках ползет», «Говорит, как воду цедит»

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ос-лабляет внимание и тоже утомляет аудиторию

Говорящему важно уметь менять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ус-коряется