Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка

Проблема языка и мышления - одна из древнейших в философии. Уже античные философы Платон, Аристотель, стоики задумывались о сущности языка, его отношении к мышлению и внешнему миру. Еще более остро эта проблема стоит в современной философии, считающей язык универсальной формой существования культуры и важнейшим предметом исследования. В качестве примера, иллюстрирующего пристальный интерес к рассматриваемой проблеме может служить современный структурализм и постструктурализм в рамках которых получил распространение языковый редукционизм (от слова «редукция» - сведение), толкующий социальную реальность, знание, психику человека по аналогии со структурой языка.

В современной философии существуют два подхода в понимании взаимоотношения языка и мышления.

Один из них утверждает, что мыслительный процесс может протекать только на основе языка. Основные аргументы: мысль появляется на базе слова и может существовать только на основе языка; материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет языковую материю. Получается, что мысль возникает одновременно с внутренней речью и существует одновременно с ней.

Другая позиция пытается доказать несостоятельность «вербальной теории» как с лингвистической, так и с психологической точки зрения.

Ее сторонники, прежде всего, обращают внимание на наличие целого ряда видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, визуального, вербального. Причем мышление понимается как идеальный образ мира в отличие от языка как материальной системы.

В случае отождествления мышления с внутренней речью имеется в виду лишь вербальное мышление. А оно далеко не исчерпывает все его многообразие. С другой стороны, речь не является лишь воплощением звуковой речи, она может иметь и жестовый характер.

Эта проблема была достаточно глубоко исследована на примере характера мышления слепоглухонемых. Один из исследователей этого процесса С. Сироткин, описывая путь освоения слова слепоглухонемым ребенком, отмечает, что и слово, и знаковый жест одинаково не воспроизводят реальность, а лишь замещают ее собой, принимая на себя функции и свойства реальности. Такой ребенок может овладеть языком, если у него уже сформирована система образного отражения окружающего мира.

Итак, образное отражение реальности как особая форма мыслительной деятельности относительно самостоятельна и предшествует вербальному выражению в языке.

Это говорит о том, что реальная мысль никогда не сводится к оперированию символами, а всегда предполагает оперирование образами предметов и действий. Человек может мыслить телодвижениями, музыкальными звуками и мелодиями, жестами и мимикой. Соответственно возможно говорить и о разных языках: языке тела, жеста, музыки; вербальных и невербальных компонентах общения.

Связь между языком и мышлением никто не отрицает. Весь вопрос заключается в том, какова эта связь?

Если под мышлением в самом широком смысле слова понимать свернутые, перенесенные во внутренний план, социальные действия, а язык рассматривать как знаково-символическое выражение этих действий, то встает проблема так называемой лингвистической относительности, единства, но не тождественности языка и мышления.

Один из исследователей данной проблемы предлагает различать две особенности мышления: 1) мышление, осуществляемое в чисто понятийной форме, по логическим категориям, обладающее универсальными, общечеловеческими свойствами, не зависимыми от конкретного языка; 2) и мышление, осуществляемое средствами конкретного национального языка.

Американские лингвисты Сепир и Уорф выдвинули концепцию лингвистической относительности. Не различая двух, указанных выше, уровней мышления, они стали рассматривать язык не просто как средство выражения и оформления мыслей, а как фактор, определяющий ход нашего мышления и его результаты.

Мы расчленяем, классифицируем и структурируем наблюдаемые нами явления так, как того требует лексика и грамматика нашего языка. Разные языки формируют разные картины мира (китаец не только говорит, но и мыслит не так, как англичанин). Различия между языками наиболее заметно проявляются в наличие в них лакун, безэквивалентнной лексики. Так, в русском языке к ней относятся такие слова как «гармонь», «сглазить», «соборность», «воскресник». В английском языке русскому слову «рука» соответствуют два слова «hand» и «arm».

Лакуны обусловлены различиями между культурами - это либо отсутствие в одной культуре реалий другой (множество слов для обозначения адвокатской профессии в английском языке и гораздо меньше в русском), либо то, что в одной культуре часто приходится различать нечто, что в другой неразличимо (в русском языке одно слово «берег», а в английском два, для обозначения берега реки и моря).

Различный генезис слов в различных языках исследовал П. Флоренский(1882-1943). В русском языке слово «истина» близко по значению к слову есть («естина»), в романских языках это слово происходит от латинского «veritas» со значениями «говорить», «почитать», «верить». По-гречески « истина» - «алетэйа», что буквально значит «несокрытость». Таким образом, в разных культурах на первый план выходят разные стороны истины.

Почти во всех языках существительные имеют грамматический род, который при переводе с языка на язык может не совпадать. Известно, что Крылов взял сюжет басни «Стрекоза и муравей» у Лафонтена. По-французски муравей - женского рода, поэтому его герои - легкомысленная цикада и практичная муравьиха. У Крылова же муравьиха превращается в муравья, а цикада в стрекозу. Так влияет язык на художественное мышление.

Влияние языка и его структуры на наше мышление, безусловно, велико, но содержание мыслей определяется не только структурой языка, но в большей степени той реальностью, которую язык обозначает.

Таким образом, ход размышлений выводит нас на проблему сущности языка, проблему знака и значения и соотношения языка и обозначаемой им реальности.

  • Синтез схоластики в философии Фомы Аквинского
  • 5. Рационализм р. Декарта. Содержание и особенности рационалистической методологии
  • 6. Философия ф. Бэкона и ее роль в методологии и практической ориентации новой науки
  • 7. Философское учение и. Канта. «Критика чистого разума». «Критика практического разума»
  • 8. Развитие диалектики в немецкой классической философии
  • 9. Формирование и развитие марксистской философии. Неомарксизм
  • Развитие марксизма
  • Неомарксизм и западный марксизм
  • 10. Основные течения философии хх века: общая характеристика и основная проблематика Феноменология
  • Философия жизни
  • Философская антропология
  • Экзистенциализм
  • Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
  • Прагматизм
  • Религиозная философия 20 в.
  • Философская герменевтика
  • Аналитическая философия
  • Структурализм
  • Постмодерн
  • 11. Материя, как философская и научная категория. Основные атрибуты материи. Современные научные достижения в познании материального мира
  • Основные атрибуты материи
  • 12. Проблема сознания в философии. Структура сознания. Роль науки в исследовании сознания
  • Cтруктура сознания
  • Роль науки в исследовании сознания
  • 13. Истина в системе научного и философского знания. Диалектика процесса познания истины. Критерий истины
  • Диалектика процесса познания истины (Диалектика абсолютной и относительной истины).
  • Критерий истины
  • 14. Основные категории и законы диалектики, их методологическое значение в познании
  • Основные категории диалектики
  • Основные законы диалектики
  • Методологическое значение в познании
  • 15. Проблема языка и мышления. Философия языка
  • 16. Природа, как объект философской рефлексии. Законы природы и законы общества. Характеристика социоприродных законов Природа, как объект философской рефлексии
  • Законы природы и законы общества
  • Характеристика социоприродных законов
  • 17. Эмпирические и теоретические основы научного знания
  • 18. Формы и методы научного и философского познания
  • 19. Развитие эпистемологии хх в. (т.Кун, и.Лакатос, п.Фейерабенд)
  • 20. Системный метод в познании. Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»
  • Особенности системы «человек-общество-биосфера-космос»
  • 21. Синергетика, как новая парадигма научного знания
  • 22. Проблема субъекта исторического процесса. Социальная детерминация свободы выбора Социальная роль элиты Проблема субъекта исторического процесса
  • Социальная детерминация свободы выбора
  • 23. Категория бытия в философии. Диалектика бытия и сознания в социальной жизни Категория бытия в философии
  • 1) Бытие вещей и процессов
  • 2) Бытие человека
  • 3) Б. Духовного (идеального),
  • 4) Б. Социального
  • Диалектика бытия и сознания в социальной жизни
  • 24. Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации. Диалектика материального и духовного производства Роль экономической жизни в развитии культуры и цивилизации
  • Диалектика материального и духовного производства
  • 25. Социальная и политическая структура общества. Социальная дифференциация и интеграция общества. Проблема социальной справедливости Социальная и политическая структура общества
  • Социальная дифференциация и интеграция общества
  • 26. Политическая и духовная жизнь общества. Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях Политическая и духовная жизнь общества
  • Возможности научного подхода к политике в социальных отношениях
  • 27. Природа человека как проблема. Место человека в Космосе
  • Место человека в космосе
  • 28. Проблема человека в русской философии хх в. (на примере персоналий по выбору)
  • Философия русского космизма
  • 29. Внутренний мир человека и проблема становления человеческого «я»
  • 30. Философские основы антропогенеза
  • 31. Понятие культуры и экологической культуры. Культура и цивилизация. Особенности развития современной цивилизации Понятие культуры и экологической культуры
  • Культура и цивилизация
  • Особенности развития современной цивилизации
  • 32. Соотношение национального и общечеловеческого. Проблема этногенеза в историческом развитии Соотношение национального и общечеловеческого
  • Проблема этногенеза в историческом развитии
  • 33. Социальный прогресс и его критерии как проблема философии. Концепции устойчивого развития и глобализации
  • Концепции устойчивого развития и глобализации
  • 34. Основные противоречия и тенденции развития современной цивилизации. Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания Осн противоречия и тенденции развития совр цивилизации
  • Глобальные проблемы современности, как предмет научного знания
  • 35. Особенности современной естественнонаучной картины мира
  • 36. Философия и естествознание в России в XIX – начале хх в. Философия
  • Естествознание
  • 37. Наука в современном мире. Социальная функция науки. Этика науки
  • Социальные функции науки
  • Этика науки
  • 38. Научные основы ноосферогенеза
  • 39. Категория ценности в философии. Познавательное и ценностное отношение к действительности
  • Компаративистский подход к проблеме диалога «Запад – Восток»
  • 15. Проблема языка и мышления. Философия языка

    Язык, владение словом относится к сущностным отличительным чертам чел-ка, таким как разумность, социальность, моральность, творчество. Язык – принятая в отношениях м/у людьми система знаково-символьных ср-в (словесных, музыкальных, визуальных) и практика их использования. (Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммукативную функции).

    Словесный Я. включает:1) знаково-символическую систему с правилами применения еее единиц – звуковой, грамматический и лексический строй языка – язык-«код»; 2) употребление этих знаков и символов в конкретных условиях – речь, языковую деятельность, «дискурс».

    Я. может быть естеств и иск. Естественный язык – исторически сложившийся в повседневном общении людей. Он образует духовную основу культуры. Искусственный язык – созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения (различают специализированные – формализованные сис-мы символов в различных областях науки и неспециализированные я. – эсперанто).

    Функции языка:

      коммуникативная – установление контактов м/у людьми, оказание воздействия друг на друга, накопление и передача информации, культурного опыта

      познавательно-оценочная – называние, обозначение явлений действительности и отношений м/у ними; познание и оценивание, требующие использования языковых ср-в обобщения, абстрагирования, сопоставления конкретного объекта и идеального эталона и тд

      эмоционально-выразительная – оформление и выражение эмоционального состояния, отношения, стремления, воплощения настоя души в образе, в тч художественном

      метаязыковая ест-й язык, будучи универсальным, способен обеспечивать описание себя самого и др языков

    Язык явление социальное как средство координации человеческой деятельности вместо инстинктов. вторая сигнальная система по Павлову. Язык есть средство накопления и фиксирования опыта и знаний. Только благодаря яз возможно абстрактное мышление, причем мыш и яз не тождественны, каждый обладает специф законами.

    Слово и понятие, суждение и предложение не всегда тождественны, правда, аналитическая фил и форм пыталась изучать фил и способы мыш исключительно благодаря анализу языка. Логику яз составляет синтаксис, смысл - семантика, практ - прагматика. Яз есть символическое выражение в звуке и письме псих жизни.

    Язык выполняет роль механизма социальной наследственности. Обмен мыслями при помощи языка связан с 2 процессами: выражение мысли, понимание мысли. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается, - мысли. Взаимное понимание возникает тогда, когда в мозгу слушателя возникают представления и мысли, которые высказывает говорящий. В науке этот принцип называется намекание, мысль не передается в речи, а лишь возбуждается в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Язык – один из ярких примеров единства индивидуализированного и объектированного духовного.

    Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. К.Маркс называл язык действительностью мысли, подчеркивая тем самым роль языка как формы, через которую выходят во вне, объективируются отдельные результаты, фрагментарные моменты сознания. Вместе с тем, буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила – это реальность, так же и обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Возникновение и развитие сознания как специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Мимико- жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда по необходимости способствовало тесному сплочению членов общества: благодаря этому стали более часты случаи их взаимной поддержки, совместной деятельности. У людей явилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала орган – соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный. Язык обеспечил единообразное формирование идеальных явлений у всех общающихся индивидов, что было настоятельной потребностью совместной производственной жизни.

    Речь –это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка.

    Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из личного достояния в общественное. Язык выполняет роль механизма социальной наследственности, храня в себе духовные ценности общества. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам.

    Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей, Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет в четкий конкретно- исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их общественными отношениями, культурными традициями и обычаями, Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение,

    С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т.е., реализуется прогностическая функция мышления, что отличает человека от животных, Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека,

    Язык и сознание едины, но не тождественны: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Стиль мышления, например, в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской. Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, направляя ее движение по каналам языковых форм.

    Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Наше мышление строится в соответствии с нашим языком. И обратно: мы организуем речь в соответствии с нашей логикой мышления. Посредством языка происходит переход от восприятия и представления к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Структура языка в конечном счете отражает действительность. Язык обозначает отражающую действительность в мысли. Сущность языка выявляется в его двухединой функции: средство общения и орудие мышления . Речь – это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями, который осуществляется с помощью языка.

    Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценгочном и целенаправленном отражении действительности и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Значение языка в познании огромно. Язык есть способ существования индивидуального и общественного сознания . Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “Всякое слово - уже обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности человека.

    Сознание высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единство психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

    Отличие мыслительной деятельности человека и животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе мышления речью, сформировавшей у него наряду с образным абстрактное мышление, Языковое мышление является одной из форм действительного мышления человека, причем такой его формой, которая резко отличается от других. Оно предполагает идеальное отражение действительности и ее осмысление не в виде впечатлений и образов, а как “идеализированных предметов”, т.е., через значение слов, знаков и символов, Абстрактное мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего человечества,

    Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом человек является практика. Осуществляя практическо-преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производств, специфически-человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру.Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.

    Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельностью людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

    В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключается принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Сознание является достоянием человечества. Однако, носителем сознания является конкретный индивид, личность, который при рождении обладает лишь психикой и врожденными задатками к мышлению. С момента рождения ребенок включен в социальную среду и подчинен традициям и нормам. На основе общения со взрослыми ребенок осваивает и присваивает, делает своим внутренним достоянием орудийные и знаковые системы деятельности, получает определенную направленность своей жизнедеятельности и развивает свои способности к рефлексии, самоконтролю и самообучению.

    Высшая нервная (психическая) деятельность человека включает три уровня: сознание, подсознание и сверхсознание (творческую интуицию). Сознание в этом случае отождествляется со знанием, которое может быть передано другим людям, и в этом смысле оно обязательно должно быть облечено в языковую форму,

    Мышление есть активный процесс отражения внешнего мира, связанный с решением задач, с обобщением и способами опосредованного восприятия действительности. Матер основа мышления - высшая нервная деятельность. М в некотором смысле отождеств в фил с психикой. М есть процесс оперирования образами чувственно-сенсит и понятийными. свойственна абстракция, обобщение, анализ и синтез, выдвижение гипотез и идей. Результатом всегда явл мысль. Позволяет, отправляясь от анализа чувств фактов, познавать то, что недоступно непосредственному восприятию. М есть способность к акту умозаключения, логического вывода, доказательству. Сейчас оно изучается и стоит проблема его моделирования. М не существует в отрыве от других психич процессов. Может быть познающим или эмоциональным. Мышление возникает в связи с общественным развитием, возникает в процессе деятельности. Оно имеет общ происхождение по особенностям возникновения, по способу функционирования и по результатам. М сущ-т лишь в связи с трудовой и речевой деят чел. Поэтому мышл осуществляется в тесной связи с языком и результаты его фиксируются в языке.

    Мышление – процесс оперирования образами предметов. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие – дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: “Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания”. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: “Клен – растение”, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

    Отношения между языком и мышлением неоднозначны . В современ науке сущ самые разные точки зрения на это. С одной стороны, язык отличен от мышления. Аргументы:

      Сущ много языков, на каждом можно сформулировать одну и ту же мысль (Гумбольт)

      Развитие я. не зависит от мышления, это два самостоятельных, хотя и связанных процесса. Я. отражает общий уровень развития кул-ры и нередко не успевает за развитием мышления.

      Мышление сущ отдельно от языка также потому, что наличие мысли не всегда означает, что она будет высказана.

      С тз обыденного сознания это –разные понятия.

    С другой сторны, считается, что мышление неотделимо от языка. Можем ли мы представить себе, что такое мысль, если она не облечена в слова? Слова – единственный источник, из которогы мы можем узнать, что чел думает – тз философов-аналитиков. Считают, что «сознание» - плохо определяемое понятие, его налдичие доказать невозможно. Нужно исследовать то, что сущ как эмпирическая данность- язык.

    Античность - соотношение имени и имен реальности. Платон – слова, именующие предметы, отражают сущность этих предметов, те названия мотивированны а не условны. Имя подражает сущности, язык возник на основе непроиз выражения эмоций. Язык как форма обществ договора. Христ бог - слово даровано богом, первоначало. Средневековье – реалисты: слова выражают идеи, к-ые существуют до слов в божественном разуме; номиналисты – отр-т сущ-ие идей, значение слов рассм как рез-т того, что слова сущ-ют, след-но признавали первичность слова по отношению к понятию. Лейбн- формальный язык. НЕопозитивизм - точность употребления слов, верификационизм. Слова обл смыслом только в контексте целого. Яз имеет функции выражения или обнаружения, воздействия с помощью призыва, отнесенности к вещи путем ориентировки или изображения. Гумбольт (к 18 в) – неразделимость языка и мышления, я. и культуры. Заложил основы изучения связи я. и мышления. Рассматривал я. как средство расчленения изначаль7но бесформенных звука и мысли, в рез-те которого возникает артикулированный звук и понятие. Считал, что я. занимает промежуточное положение м/у внешним миром и мышлением. Лингвист Соссюр (н20в) – противопоставление я. и речи, представление о я. как о знаковой системе, разработка методов анализа языка. Считал, что язык конвенционален – те основан на соглашении.

    Ф-ия последнего времени очень много внимания уделяет проблемам языка (переживает «лингвистический поворот»). Во-первых, идея языка распространяется на др объекты – живопись, кино, мифы, др - семиотика. Во-вторых, язык все больше принимается ф-ми как особая самостоятельная сущность, оказывающая огр. Влияние на то, как чел-к думает, как он ставит вопросы и отвечает, как он организует свою деят-ть.

    Герменевтика - наука о понимании, истолковании текстов, особый классический метод науки о языке, позволяющий осмысленно толковать памятники древней литературы. Гадамер -нем ф-ф, один из главных представителей философии герменевтики 220 в., создал теорию понимания.В 19 в начинается развитие т.н. свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. Превращается в специфический метод общих наук, призванных обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установления общего, закона. В 20 в г постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики.Г-связующее звено между философскими и историческими науками.

    Витгенштейн (Аналитическая философия). Я. представляет собой совокупность относительно независимых друг от друга «языковых игр» - целостных коммуникативных систем, к-ые основаны на особых соглашениях, не являющихся общими для всего языка. Задача ф-ии – «терапия заблуждений», к-ые возникают в том случае, если происходит смешение правил разных языковых игр. Ф-в должен прояснять смысл языковых выражений и снимать ф-ие вопросы, к-ые обычно возникают в рез неправильного использования языка. В концепции Витгенштейна положение философии весьма своеобразное. Мир Витгенштейна тождественнен с языком (“Границы моего языка означают границы моего мира”). В языке он разделяет предложения на два класса: осмысленные (т.е. те, которые могут быть или истинными или ложными) и бессмысленные (т.е. те, о которых нельзя сказать, ни что они истинны, ни что они ложны). Поскольку предложения философии также как предложения логики и математики бессмысленны, они не могут быть ни истинными, ни ложными, ибо философия не может сказать, она может только показать. А один из основополагающих тезисов Витгенштейна гласит: «То, что может быть показано, не может быть сказано». Философия, таким образом, в принципе не может быть одной из наук, она - что-то стоящее «над» или «под», но не «наряду» с наукой. Философия не теория, а деятельность. Ее понятия - это символы, а не предметы, а философы употребляют их по аналогии с понятиями, обозначающими вещи. Отсюда и проистекают «философские проблемы», которые являются на самом деле псевдо-проблемами.

    Однако, отрицая за философией статус науки, Витгенштейн не отрицает ее права на существование в качестве особого вида деятельности. Более того, он очерчивает круг этой деятельности - это анализ языка, устранение двусмысленностей и неточностей и, следовательно, в конечном итоге логическое прояснение мыслей. Философия должна прояснять и разграничивать мысли. Она не может ничего говорить о мире, но она может показывать нечто, что имеет определенное значение для человека. Понятия философии - это своеобразные логические символы и их нельзя употреблять так, как употребляются понятия, обозначающие реально существующие вещи. Философских предложений о мире не может быть. И как только философ, совершая недопустимую ошибку, начинает составлять такого рода предложения, они превращаются в псевдопредложения в силу сформулированного Витгенштейном принципа «то, что может быть показано, не может быть сказано». В самом деле, в голове человека может крутиться мелодия. Если у человека есть музыкальный слух, он легко может «показать» (пропеть, просвистеть) эту мелодию, но как возможно описать ее при помощи слов обыденного языка? Витгенштейн делает категорический вывод: самые глубокие философские проблемы на самом деле не являются проблемами, все предложения об этих проблемах являются бессмысленными.

    Например, философы рассуждают о ценностях. Но ценности сами определяются ответом на вопрос о смысле мира. А смысл мира по сути этого сочетания слов должен лежать вне мира, т.е. в мире нет никаких ценностей. Как только философ начинает рассуждать о ценностях, его предложения превращаются в псевдопредложения и теряют смысл. Скажем, вопрос о смысле мира зависит от того, какой ответ мы даем на вопрос о бессмертии души. Предположим, что мы верим в бессмертие души. Но, спрашивает Витгенштейн, может ли решиться какая-либо загадка бытия тем, что я буду вечно жить? Нет, конечно. Бог не проявляется в мире. Бог не есть факт. Поэтому решение философских проблем состоит в их исчезновении. А для этого и необходимо заниматься логическим прояснением наших мыслей. В подтверждение своих выводов Витгенштейн ссылается на то, что мир как целое не есть понятие, это есть чувство. Как и всякое чувство, оно иррационально, в нем содержится нечто мистическое. Не случайным является и то обстоятельство, замечает он, что как раз те люди, которым по общему признанию после долгих и мучительных духовных поисков удалось постигнуть смысл жизни, не могут толком ничего сказать о том, в чем же этот смысл состоит.

    Мысль человеческая всегда оформлена языком. Язык представляет собой систему знаков, используемых для целей коммуникации и познания. Вне языка образы мысли как неясные по­буждения, волевые импульсы могут быть переданы только посредством мимики или жестов, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Речь - это обще­ние между людьми посредством языка.

    Мышление неразрывно связано с языком и речью, однако эта связь до­статочна сложна.

    Язык и мышление образуют единство, которое включает два основных аспекта:

    а) генетический - выражающийся в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

    б) функциональный - с этой точки зрения язык и мышление в их совре­менном состоянии представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга и способствуют взаиморазвитию.

    Являясь чувственно воспринимаемой стороной мышления, язык обеспе­чивает мыслям человека реальное существование. Вне чувственного воспри­ятия мысль недоступна для других. Язык участвует не только в выражении мысли, но и в самом ее формировании. Нельзя противопоставлять «чистое», внеязыковое мышление и его «вербализацию», последующее выражение в языке.

    Вместе с тем язык и мышление не тождественны. Каждая из сторон единства, составляемого ими, относительно самостоятельна и обладает сво­ими специфическими законами функционирования и развития. Поэтому характер взаимоотношений языка и мышления в процессах познания и об­щения может быть различным в зависимости от видов мышления, целей мыслительной деятельности и т. д. Таким образом, между языком и мышле­нием существуют определенные различия.

    Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Особенно четко это проявляется в выра­жении мысли на разных языках. Мышление осуществляется в общих для всех людей формах, а естественные языки довольно сильно различаются.

    Во-вторых, различие существует в строении языка и мышления. Основ­ными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предло­жение (в речи), аллофон (звук) и другие.

    В-третьих, мышление отражает объективный мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к более полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. Язык, в свою очередь, закрепляет полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было сделано мышлением. Причем делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результа­те чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характери­стик предметной действительности.

    В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением понятийным аппаратом и законами логики, с познавательными способностями субъекта.