· Понятии о законах диалектики

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количества в качество часть 1

· Закон перехода количества в качество часть 2

· Закон отрицания часть 1

· Закон отрицания часть 2

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.



2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

3. Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

4. Действие закона позволяет ответить на вопросы:

5. 1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

6. 2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

7. Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

9. Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

10. Метафизическое отрицание – отрицание, как простое уничтожение.

11. Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал: «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

12. Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

13. В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

14. Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

15. Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

16. 1.оно есть условие и момент развития;

17. 2.оно есть момент связи нового со старым.

18. Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

19. Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

20. Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

21. В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

22. Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям, но и сохраняет положительное, содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

23. Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития.Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

24. Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

25. Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:

1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:

1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.

2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.

3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА, КОЛИЧЕСТВА, МЕРЫ

Каждая вещь обладает бесчисленным множеством свойств, которые указывают на ее сходство с другими вещами и на ее отличие от них. Свойства, присущие вещи, характеризуют ее с двух сторон: одни показывают то, что собой представляет вещь, другие выражают ее величину.

Совокупность свойств, указывающих на то, что собой вещь представляет, чем она является, составляет ее качество. Совокупность же свойств, характеризующих величину вещи ее размеры, составляет количество.

Каждый предмет обладает своим, присущим только ему качеством. Но он обладает не только этим специфическим качеством, но и бесконечным множеством других качеств, общих с другими предметами. Например, человек обладает качествами протяженности, тяжести, обмена веществ, наследственности и т. д. Эти качества характеризуют не только человека, но и другие тела, они, по существу, являются качествами материи вообще, вещества вообще, живого вообще и т. д. Когда говорят о качестве предмета, имеют в виду обычно специфическое качество данного предмета, которое у него всегда одно.

Наряду с качеством, каждая вещь обладает и количественными характеристиками, они обязательно имеют какую-то величину, какой-то объем, массу и т. д. В обществе, например, имеется определенная степень развития производительных сил и производственных отношений, количество населения, количество производимых продуктов и т. д.; химическое вещество может быть в количестве одной молекулы, 100, 1000 молекул, одного грамма, одного килограмма и т. д. Вода может иметь температуру 10 о С, 20 о С, 30 о С и т. д., здание может иметь 1, 2, 3 и т. д. этажа. По мере развития науки происходит переход от качественного описания явлений к выражению их в точной количественной, математической форме. Одно дело такая характеристика воды, как более холодная или менее холодная, и другое дело - точное измерение ее термометром.

Вплоть до начала XIX в. в физике преобладало качественное описание явлений электричества. В дальнейшем происходит познание количественных характеристик, отношений электрических явлений, выражаемых в форме, например, закона Ома, Джоуля, а еще позднее в 60 - 70 гг. в математической теории электрических явлений - электродинамики Максвелла.

Будучи связано с относительным покоем, качество всегда обладает определенной устойчивостью, количество связано с абсолютным движением, в силу чего оно постоянно меняется - возрастает, уменьшается. Однако изменения количественной стороны имеют определенные рамки или границы. То или иное тело можно увеличивать или уменьшать, но не безгранично, в частности, дойдя при делении до одной молекулы, мы получим новое качество. Об одной молекуле, в частности, нельзя сказать, находится ли она в жидком, твердом или газообразном состоянии. Далее, любой материал может выдерживать разнообразные нагрузки на растяжение, сжатие, сдвиг и т. п., но до определенных границ, перейдя которые материал разрушается.

Эти границы количественных изменений, возможных в рамках данного качества, называются мерой. Каждый предмет обладает определенной мерой, в которой выражается единство качества и количества.

Например, мера воды как жидкости при нормальном давлении выражается в температурных границах от 0 о С до 100 о С по Цельсию.

Если будет нарушен нижний предел (0"), вода превратится в лед, если температура превысит верхнюю границу - жидкость превратится в пар. Далее, натрий, как жидкость, существует в границах от 97 о С до 880 о С, железо - от 1 530 о С до 2 840 о С, вольфрам от 3 370 о С до 4 830 о С. Еще более жестко фиксирована мера в химических и ядерных процессах. Например, Н - атомарный водород, H 2 - новое качество - молекулярный водород, H 2 O - опять новое качество - вода.

В ядерных процессах увеличение заряда ядра на единицу дает новый химический элемент, увеличиться на 0,5 или другую часть единицы заряд ядра не может. Это элементарный заряд, и если он прибывает или убывает на единицу или другое целое число, то происходит возникновение нового элемента.

Границы меры могут быть и менее определенными можно с точностью, скажем, до одного километра установить, где кончается атмосфера и начинается межпланетное пространство, весьма растяжимы и неопределенны границы климатических зон, например, умеренной, субтропической, тропической. То же самое можно сказать о временах года: невозможно указать день, а может быть, неделю или месяц, когда кончилась осень, началась зима и т. п.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИИ

Как указывалось ранее, предметы, вещи не являются вечными, неизменными. Они изменяются, и это изменение происходит таким образом, что преобразование качества вещи обусловливается соответствующими количественными изменениями, выходом последних за рамки меры.

Допустим, что мы сообщаем какому-либо телу горизонтальную скорость на высоте двух километров. (Здесь мы пренебрегаем сопротивлением воздуха). Если эта скорость равна 1000, 2000, 7000 м/сек вплоть до 7910 м/сек, то оно упадет обратно на Землю.

Но если скорость достигнет 7911 м/сек, то тело не упадет на Землю, а превратится в ее спутника. Произойдет качественное изменение: земной полет превратится в космический. При дальнейшем увеличении скорости тело будет вращаться по все более вытянутым орбитам-эллипсам. При скорости 11 188 м/сек тело все еще будет вращаться вокруг Земли, но при скорости 11 189 м/сек произойдет новый скачок: тело оторвется от Земли *.

Как указывал Ф. Энгельс, величайший триумф этот закон празднует в области химии. "Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как обыкновенно, то мы имеем перед собой озон - тело, весьма определенно отличающееся своим запахом и действием от обыкновенного кислорода" **.

* См.: А. А. Штернфельд. К закону перехода количественных измениний в качественные. "Вопросы философии", 1960, N 7, стр. 111.

** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 387.

Блестящим подтверждением истинности закона перехода количественных изменений в качественные является периодический закон Д. И. Менделеева, согласно которому свойства химических элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины их атомных весов.

Как и другие законы диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, т. е. он действует не только в природе, но и в человеческом обществе. Например, объединение отдельных самостоятельных товаропроизводителей означает не просто сумму их; оно приводит к возникновению нового качества - кооперации.



Глубокие качественные изменения, связанные с переходом от одной общественно-экономической формации к другой, обусловливаются предшествовавшими количественными изменениями в развитии производительных сил, постепенным обострением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между противоположными классами.

До сих пор мы говорили о переходе количественных изменений в качественные. Но качественные изменения, в CBOIO очередь, приводят к новым количественным изменениям, т. е. не только количество превращается в качество, но и качество - в количество.

Если увеличение заряда ядра атома приводит к возникновению нового качества, т. е. нового элемента, то, в свою очередь, этот новый элемент обладает другими количественными характеристиками.

Например, увеличение заряда ядра атома натрия на единицу превращает его в магний. Но магний имеет другие количественные характеристики: если натрий одновалентен, то магний двухвалентен, он имеет другую точку плавления и точку кипения, иную плотность, у магния слабее выражены металлические свойства, чем у натрия, он менее химически активен и т. д.

Селекционеры выводят новые сорта растений и породы животных, которые, являясь новым качеством, обладают и иными количественными характеристиками. Скажем, увеличивается яйценосность у кур, скорость роста у свиней, овец, телят, количество зерен в колосе пшеницы и т. д.

В обществе возникновение новой общественно-экономической формации приводит к новым количественным характеристикам.

Например, при социализме более быстрый рост производительных сил, науки, культуры, иная общественная активность трудящихся, т. е. и здесь новое качество приводит к новому количеству.

Одно из основных направлений повышения эффективности производства в промышленности, говорится в докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС, - это "существенное повышение качества производимой продукции и, соответственно, развитие производств, обеспечивающих решение этой задачи. В нынешних условиях, если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше - это почти всегда означает и больше. Один современный станок с программным управлением заменяет десяток станков устаревшей конструкции, один большегрузный автомобиль - несколько обычных грузовиков, один самолетный двигатель с повышенным ресурсом два-три двигателя прежнего типа" *.

*Л. И. Б р е ж и е в. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза. М., 1971, стр. 73.

Если от отдельных примеров перейти к рассмотрению развития явлений на более длительном отрезке времени, то оно предстает перед нами как единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. Количественные изменения - это изменения, происходящие при сохранении данного качества и поэтому непрерывные. Но непрерывность изменений рано или поздно приводит к прерывности, к смене одного качества другим. Новое качество дает начало новым количественным изменениям и т. д.

Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает механизм развития.

Развитие живой природы представляет собой лестницу качественных ступеней: мелкие, накопляющиеся количественные изменения в рамках данного вида приводят со временем к образованию нового вида. Затем идет опять количественное развитие этого вида, которое приводит снова к качественным превращениям в другой вид и т. д.

СКАЧОК КАК ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПЕРЕХОДА ОДНОГО КАЧЕСТВА ДРУГОЕ

Переход количественных изменений в качественные совершается путем скачка. Постепенные количественные изменения данной вещи приводят к скачку, к новому качеству. Скачок есть процесс перехода количественных изменений в качественные, т. е. процесс перехода от старого качества к новому. В понятии скачка подчеркивается перерыв постепенности.

Качественное многообразие существующих в объективной действительности вещей, явлений обусловливает многообразие скачков. Однако все скачки можно свести к двум видам: скачки, осуществляющиеся в виде взрыва, и скачки, осуществляющиеся в виде постепенного преобразования одного качества в другое. Вид скачка зависит как от характера меры, т. е. большей или меньшей ее определенности, так и от внешних условий. В том случае, если качество предмета жестко связано с определенным количеством, как это имеет место, например, в химических и многих физических процессах, то изменение качества происходит не путем постепенного накопления количественных изменений, а путем разового уничтожения старого качества и возникновения нового. При этом количественные и качественные изменения могут происходить одновременно.

Например, при радиоактивном распаде уменьшение заряда ядра на две единицы одновременно является и количественным и качественным изменением, превращением одного элемента в другой.

В химических превращениях изменение количества атомов в молекуле одновременно и сразу означает также и качественное изменение вещества.

В тех случаях, когда мера предмета допускает различные количественные характеристики, то качественное изменение наступает после предварительного накопления количественных изменений.

При этом сам скачок может происходить также путем разового уничтожения старого и возникновения нового. К этому типу скачков относится переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, упомянутый нами выше пример превращения земного полета в космический и т. п.

Скачки, в ходе которых новое качество появляется в результате разового и кратковременного уничтожения старого качества и возникновения нового, можно назвать скачками-взрывами.

В тех случаях, когда мера предмета менее определенна, процесс выхода за ее пределы, т. е. процесс скачка становится менее фиксированным во времени и пространстве.

Так, например, для того чтобы то или иное химическое тело превратилось в звезду, необходима минимальная масса, при которой внутри этого тела создаются такое давление и температура, когда становятся возможными термоядерные реакции превращения водорода в гелий. Тело, имеющее массу выше минимальной звезда, ниже - холодное тело (планета). Скачок здесь менее определен в смысле количества массы, давления.

Другой пример. Процесс превращения зимы в весну протекает постепенно. Это связано опять-таки с объективными менее определенными границами зимы и весны. Такие же по типу скачки имеют место при переходе от атмосферы к космическому пространству, от дня к ночи, от одного вида животных и растений к другому и т. д.

Во всех этих скачках переход от одного качества к другому происходит медленно. Этот тип скачка можно назвать постепенным скачком.

Таким образом, скачок в виде взрыва происходит в более короткое время по сравнению со скачком в виде постепенных изменений. Разумеется, кратковременность скачка в виде взрыва относительна. Во многих физических и химических процессах взрыв может длиться секунды или доли секунды, тогда как, скажем, в общественных явлениях скачок в виде взрыва может занимать месяцы и годы. Такими скачками-взрывами были Великая французская революция 1789 - 1793 rr., Великая Октябрьская революция 1917 г.

Скачок в виде постепенного качественного изменения отличается от постепенности количественных изменений. Скачок всегда длится меньше времени по сравнению с предшествовавшими ему количественными изменениями. Скачок есть переход от старого качества к новому, тогда как количественные изменения всегда происходят в рамках старого качества. Количественные изменения есть непрерывные изменения, а скачок представляет собой всегда перерыв постепенности, непрерывности.

Несколько слов о начале периода скачка и его окончании. Скачок начинается тогда, когда количественные изменения выходят за пределы меры. Этот выход легко устанавливается, когда сама мера точно определенна. Например, атомарный водород Н, соединение двух атомов водорода означает выход за пределы меры и образование молекулярного водорода H 2 . Далее, увеличение скорости даже на 1 м/сек, как мы уже видели, превращает земной полет в космический. Если же мера в той или иной степени неопределенна, то неопределен и момент начала скачка. Это имеет место, например, при переходе зимы в весну. Но и здесь начало скачка - это начало превращения старого качества в новое, а его конец - завершение этого процесса. Таким образом, период скачка - это время, когда тело начало утрачивать одно качество, но не приобрело еще нового качества.

Различие между количественными и качественными изменениями, разумеется, не абсолютно. То, что в одном отношении является количественным изменением, т. е. не затрагивающим качество вещи, в другом отношении может быть качественным изменением. Для определения того, с качественным или количественным изменением мы имеем дело, следует всегда иметь в виду, о каком качестве идет речь.

Так, например, если мы будем рассматривать развитие природы, то переход от одной формы движения к другой является качественным изменением; изменения же внутри отдельных форм являются количественными. Вместе с тем в каждой из форм движения материи существуют качественно различные явления, и потому переход, скажем, от одноклеточных организмов к многоклеточным будет скачком, качественным изменением. По отношению к одноклеточному организму все различия в рамках многоклеточных организмов будут количественными. Если же мы возьмем качество в еще более узком плане, то среди многоклеточных организмов мы найдем ряд качественно различных типов. Так, хордовые качественно отличаются от низших типов животных, и в этом отношении все различия внутри хордовых, например, между бесчерепными и позвоночными будут количественными и т. д.

Поэтому когда ставят, например, вопрос, имеется ли качественное изменение при переходе от домонополистического капитализма к империализму, то на этот вопрос ответить однозначно нельзя.

Дело в том, что неясно, о каком качестве идет речь. Если имеется в виду капиталистическая общественно-экономическая формация, то здесь нет качественного изменения. Формация остается одной и той же. Если же речь идет о домонополистическом капитализме как качестве, то переход к империализму означает качественное изменение. Вместе с тем имеются качественные различия внутри каждой из фаз развития капитализма и соответствующие скачки.

Итак, то, что в одном отношении является количественным, в другом отношении - качественным изменением, т. е. скачком.

Имея в виду эту относительность, Ф. Энгельс писал, что "в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков" *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 586.

КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКИХ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Проблема качества и количества и их взаимосвязи была поставлена уже в древней философии. Интересны в этом отношении рассуждения, приписываемые Эвбулиду. Он спрашивал, например, своих учеников: составляет ли одно зерно кучу? Ему отвечали: конечно, нет. Ну, а два зерна? - Нет. А три, четыре, пять и т. д. зерен? На каком-то этапе количественного увеличения приходилось все же признать, что в конце концов мы имеем кучу зерен.

Или: становится ли человек лысым, если он потерял один волос? - Нет. А два, три, четыре и т. д. Когда же он становится лысым? И есть ли качественное различие между зерном и кучей зерен, лысым и нелысым? Древние философы не смогли правильно разобраться в этом вопросе и пришли к выводу, что качественные различия между предметами являются лишь кажущимися. Как в данных случаях, так и в других имеются лишь количественные различия: куча это и зерен, зерно - это куча из одного зерна. Лысый и нелысый также различаются лишь количеством волос. "Все течет, все изменяется" - говорил древнегреческий философ Гераклит. Это правильно, но в потоке, в изменениях вещей нельзя упускать момент относительного покоя, качественной определенности вещей. Иначе диалектика может превратиться в софистику.

Так, в частности, случилось с древнегреческим философом Кратилом, который, абсолютизировав изменчивость вещей, пришел к метафизической точке зрения - отрицанию качественных различий вещей. Если Гераклит говорил, что нельзя два раза войти в одну и ту же реку, то Кратил утверждал, что и одного раза нельзя войти в одну и ту же реку. Все настолько текуче, что ни о чем нельзя сказать что-либо определенное, так как пока мы говорим, предмет уже стал другим. Поэтому, как говорит предание, он предпочитал не называть предмет, а указывать на него пальцем.

Древнегреческий материалист Демокрит сводил все качественные различия вещей к различным комбинациям атомов, не понимая, что количество может переходить в качество, что предметы природы, несмотря на то, что состоят из одинаковых частиц, качественно отличаются один от другого. Взгляды Демокрита были дальше развиты в механистических и метафизических системах философов нового времени.

Закон перехода количественных изменений в качественные был впервые сформулирован Гегелем. Гегель дал критику метафизических представлений и развил диалектические идеи о связи, взаимном превращении количества в качество.

Однако учение Гегеля было идеалистическим. В диалектике понятий, отмечал В. И. Ленин, Гегель лишь угадал диалектику вещей, не больше. С точки зрения Гегеля количество и качество как моменты саморазвития идеи существовали до материального мира и независимо от него. Количественные и качественные изменения в природе и обществе являются лишь несовершенным выражением диалектики категорий количества и качества.

Такое понимание этих категорий приводило к тому, что на место действительных связей природы выступала связь, измышленная философом, создавалась так называемая натурфилософия, в которой отношение между природой и мыслью было перевернуто, где мысль диктовала связи и законы природе.

С возникновением марксистской философии, где было впервые дано научное материалистическое понимание закона перехода количественных изменений в качественные, стали предприниматься попытки исказить и извратить взгляды марксизма по данному вопросу.

Так, например, метафизик Дюринг называет путаными и туманными представления Маркса о том, что количество переходит в качество, и при этом подсовывает Марксу следующую мысль: "так как, согласно закону Гегеля, количество переходит в качество, то "поэтому аванс; достигший определенной границы, становится капиталом", - следовательно, прямо противоположное тому, что говорит Маркс" *.

* См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 127 - 129.

С точки зрения марксистской диалектики, закон перехода количественных изменений в качественные - закон самой действительности; люди лишь открывают, познают его. Причем сам закон не определяет, какое количество превратится в то или иное качество. Это конкретное знание вытекает не из данного закона, а из изучения конкретных обстоятельств.

Превращение денег в капитал происходит не в силу закона перехода количественных изменений в качественные, а в силу конкретных экономических обстоятельств капиталистического общества. Например, при социализме никакое количественное увеличение денег не превратится в капитал, хотя, разумеется, и здесь в полной мере действует закон перехода количественных изменений в качественные.

Что касается современных буржуазных философов, то их отношение к диалектике вообще и к закону перехода количественных изменений в качественные крайне отрицательное и даже враждебное. При этом используется далеко не оригинальный прием: извращение содержания закона и соответствующих категорий, а затем дается их "критика".

В этом отношении типичны рассуждения американского философа Леффа: "Термин качество есть результат условности или личного суждения". И в подтверждение этому он приводит такие примеры: "Не имеется никакого средства проверить, что высота в 6 футов есть длинное, однако, 5 футов 8 дюймов - короткое, или что обладать меньшим, чем какое-либо количество волос,- означает быть лысым" *.

Здесь Лефф приписывает диалектическому материализму утверждение, что закон перехода количественных изменений в качественные определяет такой переход на данном числе дюймов, волос и т. д. На самом же деле, как мы видели, конкретные формы перехода количественных изменений в качественные в каждом отдельном случае определяются не законом, а конкретными условиями. В частности, в случае постепенного скачка не имеет смысла искать точно определенный момент, в котором совершается скачок, так как он растянут во времени, пространстве и т. д.

"Конечно, - признает далее Лефф, - изменение включает переход границы. Например, чтобы стать высоким, толстым и т. д., должен быть достигнут пункт, когда мы может так сказать... Но это не говорит о том, что весь процесс является процессом внезапной революционной трансформации" **.

Читая эти "опровержения", видно, как мало автор заботится об элементарной последовательности и логике. Действительно, "диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас" ***. Можно признать, противореча себе, и качественное изменение, и переход границы, но ни в коем случае не внезапные революционные трансформации. Причем, "внезапные революционные трансформации" - это очередное извращение Леффа, ибо, с точки зрения диалектического материализма, революционные изменения всегда подготавливаются предшествовавшими эволюционными изменениями и не являются внезапными.

* G. L e f f. Tyranny of concepts. А Critique of marxism, Alabama, 1969, р. 69

** Там же, р. 71.

*** К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 22.

Таким образом, закон перехода количественных изменений в качественные является всеобщим законом, действующим в природе, обществе и познании. Он раскрывает существенные стороны "механизма" развития как единства количественных и качественных изменений, непрерывности и прерывности.

Закон существует в объективной действительности, а правильное его отражение в сознании является одним из принципов диалектического метода, который ориентирует на понимание развивающейся действительности во всей ее сложности, и служит верным орудием в борьбе с метафизическими теориями реформизма, ревизионизма, анархизма.

Диалектический материализм Александров Георгий Фёдорович

2. ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОРЕННЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ

КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ. Качество - это внутренне присущая предметам и явлениям определённость, органическое единство свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет или явление от других. Качество как философская категория служит для обозначения специфичности вещей, явлений окружающего нас мира.

Качество есть то, что делает предметы или явления тем, что они есть, данными, а не другими. Так, говоря о форме движения материи, мы отмечаем в ней такие стороны, которые придают ей специфику, указывают на ее отличие от других форм движения материи. Жизнь как известно, есть способ существования белковых тел, основной функцией которых является обмен веществ путем питания и выделения и которые обладают также такими свойствами, как раздражимость и сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение и размножение.

Общественные явления также всегда носят определенный характер, отличающий каждое из них от других общественных явлений. Так, говоря о феодализме, капитализме или о социализме как об определенных формах общественной жизни, мы выделяем то существенное, особенное, что раскрывает характер каждого общественного строя и тем самым отличает один общественный строй от других. Признаки социалистического общества - такие, как общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации, распределение произведенных продуктов по количеству и качеству труда, товарищеское сотрудничество и социалистическая взаимопомощь трудящихся в процессе производства, - указывают на коренные отличия социалистического общества от обществ, базирующихся на частной собственности на средства производства, на эксплуатации человека человеком.

Качество обнаруживает себя через свойства в процессе взаимосвязи предметов и явлений, а органическое единство свойств образует данную качественную определенность предмета или явления. Однако качество и свойство неравнозначны. Качество есть целостная характеристика вещи или явления, тогда как свойство раскрывает вещь или явление с какой- либо одной стороны.

Качество одних предметов или явлений обнаруживается во взаимодействии их с другими предметами или явлениями. Качество не есть нечто такое, что существует самостоятельно, независимо от самих предметов или явлений. "...Существуют не качества, - указывал Энгельс, - а только вещи, обладающие качествами..." .

Качество указывает на границы, отделяющие одни предметы и явления от других. Однако необходимо иметь в виду, что эти различия не абсолютны, "Центральным пунктом диалектического понимания природы, - писал Энгельс, - является признание той истины, что эти противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение..." .

Относительный характер качественной определенности вытекает из природы самой материи, ее непрестанного движения и изменения, перехода от одних форм существования к другим. Например, различные сорта пшеницы одного и того же вида или различные породы крупного молочного скота или свиней качественно различаются друг от друга, но в то же время они имеют и общие видовые черты. В еще большей степени это можно сказать о различных видах животных и растений, входящих в один и тот же род, и т.д. Как ни разнятся между собой животные и растительные организмы, но и в них есть очень много общих свойств, объединяющих их как живые формы материи в отличие от неживых. Материя качественно многообразна, но и едина.

Многообразие форм качественной определенности связано с многообразием форм движения материи, ибо каждое качество связано с определенной формой движения. Так, общепринятое в науке деление явлений природы на физические, химические и биологические указывает на три качественно различные формы движения материи.

Качество объективно присуще предметам и явлениям. В противоположность метафизическим и идеалистическим философским системам, считающим качество субъективной категорией, зависящей только от человека и его ощущений, диалектический материализм считает качество объективно реальным.

Говоря о красном, теплом, твердом и различных других свойствах предметов или явлений, мы лишь выражаем объективно присущие предметам и явлениям качественные определенности. Ощущение - это субъективный образ объективно существующих предметов, в ощущении отражаются объективные свойства воспринимаемых предметов.

Из того факта, что качество предметов отражается в ощущениях, некоторые философы делали и делают вывод, что все качества или некоторые из них суть не больше, как наши субъективные ощущения. Так, еще английский философ XVII в. Джон Локк разделил все качества на так называемые первичные и вторичные. Цвет, звук, вкус Локк считал вторичными, субъективными качествами, существующими постольку, поскольку существует человек. И лишь такие качества, как протяжение, фигура, непроницаемость, движение, покой, Локк считал первичными, имеющими объективное значение, неотделимыми от самих предметов. Положение Локка о субъективности вторичных качеств есть идеалистическое положение, стремящееся доказать зависимость качеств материального мира от человеческого сознания.

Наиболее резко субъективистское понимание качества выступило у таких представителей субъективно-идеалистического направления в философии, как Беркли, Юм н их последователи, Мах, Авенариус и другие махисты. Сводя предметы и явления материального мира к комбинации или комплексу ощущений, субъективные идеалисты тем самым и качества предметов рассматривали как свойства человеческого сознания. Идеологи современного американского империализма, представители различных субъективно-идеалистических направлений в Америке и Европе также отрицают как объективный характер качественной и количественной определенности предметов н явлении, так и закон перехода количественных изменении в качественные. Так, английский философ Фейблеман в своей книге "Христианство, коммунизм и идеальное общество" заявляет, будто "качество связано с ощущением, а количество - логическое понятие и говорить об их переходе - бессмысленно".

В действительности качества вещей объективны, они неотделимы от самих предметов реального мира, отражаемого вашим сознанием.

Такова качественная определенность предметов и явлений. Что же представляет собою количество?

КОЛИЧЕСТВО - определенность предметов и явлений, характеризующаяся числом, величиной, темпом, степенью, объемом и т.п.

Предметы и явления имеют не только качественную определенность, но и количественную, представляют собой единство качества и количества; так, молекула одной вещества может отличаться от молекулы другого различным числом одинаковых атомов, например кислород (О2) и озон (О3), Атомы отличаются один от другого количеством входящих в их состав электронов, протонов и нейтронов. В общественной жизни также наряду с качественной стороной есть и количественная сторона. Так, один тип общества отличается от другого не только характером производственных отношений, но и уровнем развития производительных сил, темпами роста промышленности, размером личного и национального дохода и т. д.

Утверждение в СССР социалистического способа производства означает не только коренное изменение характера производственных отношений (смену капиталистических производственных отношений - отношений господства и подчинения - социалистическими производственными отношениями - отношениями сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации работников), но и невиданный в истории но объему и темпу рост промышленности и сельского хозяйства, невиданный подъем благосостояния и культуры трудящихся.

Количественная сторона предметов, явлений чрезвычайно многообразна. В одном случае количество выступает как число, и мы говорим: десять, сто или тысяча машин. В другом случае оно означает степень сравнения, и мы говорим, например, о более высокой производительности труда. В третьем оно выражает пространственные отношения: высоту, длину, ширину и т. д. Количество указывает и на многие другие отношения.

Каждый предмет или явление имеет свою, характерную для него, количественную определенность. Так, каждому химическому элементу присуща своя количественная характеристика: свои атомный вес, свой заряд, свой атомный объем и т. д. Каждый общественный строй характеризуется определенным уровнем развития производительных сил и т. д.

Количество, как и качество, объективно; оно неотделимо от самих предметов, явлений. Нет количества вообще, а сеть предметы, обладающие теми или иными количественными характеристиками. Понятия числа и фигуры, говорит Энгельс, взяты не откуда-нибудь, а только из мира действительности. Прежде чем сложились у людей понятия числа и фигуры, должно было существовать определенное количество однородных предметов, должны были существовать вещи, плюющие определенную форму.

Количество нельзя рассматривать как нечто внешнее по отношению к предметам и явлениям, количество, как и качество, выражает их существенную сторону. Температура является для воды неотъемлемым свойством ее физического состояния; определённое соотношение количества водорода и кислорода характерно для ее химического состава. Однако до определенного предела количественные изменения не вызывают изменения качества предмета. Так, повышение температуры воды от 0° до 100° (но Цельсию) не изменяет агрегатного состояния воды. В общественных явлениях известные количественные изменения также не влияют на качество. Так, капиталистический характер предприятия не изменяется от замены одного капиталиста акционерной компанией.

Всякое качество имеет много количественных градации, например оттенки цветов. С другой стороны, количество полно качественных различий. Так, единица выступает как самое простое число, и вместе с тем она содержит в себе многообразие. Она - основное число всей системы положительных и отрицательных чисел, выражение всякого числа, возведенного в нулевую степень, значение всех дробей, у которых числитель и знаменатель равны между собой, и т. д.

Таковы общие черты количественной определенности предметов и явлений.

ЕДИНСТВО КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ СТОРОН ЯВЛЕНИЙ. Количество и качество - диалектически взаимосвязаны друг с другом; в объективной действительности качество и количество неотделимы друг от друга. Это органическое единство качественной и количественной определенности составляет меру данного предмета или явления.

Понятие меры отражает тот факт, что каждый предмет, каждое явление имеют свое соотношение количества и качества.

Мерой выражаются границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных изменений, в которых предметы, явления остаются сами собой. Так, для льда при обычном атмосферном давлении мерой является температура ниже 0° но Цельсию, для жидкого состояния воды - температура от 0° до 100°, для кипения при нормальном атмосферном давлении - 100°.

Мерой для стадии яровизации растений является определенная температура, действующая на растение в течение определенного времени. Так, установлено, что озимая пшеница "новокрымка" при прочих необходимых условиях (влажности почвы и т. п.) для прохождения стадии яровизации нуждается в температуре равной 0° в течение 35 дней.

Моменты перехода от одной меры к другой в философской литературе называют "узлами" или "точками" перехода из одного состояния в другое, а всю цепь переходов от одних количественно-качественных состояний к другим называют "узловой линией меры". Энгельс отмечает такие, например, узлы, поворотные пункты в развитии природы, как переход от механики масс к механике молекул, от обыкновенного химического действия к химизму белков (жизни).

Исторически последовательная смена одного общественного строя другим: первобытнообщинного - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодального - капиталистическим и капиталистического - социалистическим, так же есть не что иное, как конкретное выражение перехода количественных изменений в качественные в процессе общественного развития.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, как же протекает, осуществляется процесс перехода количественных изменений в коренные, качественные.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ В ПРИРОДЕ. В природе, писал Энгельс, все качественные изменения происходят путем количественного прибавления или убавления материи или движения. "Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо, - что имеет место почти всегда, - на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела" .

При этом качественные и количественные изменения в природе всегда происходят в результате взаимодействия предметов и явлений. "Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение). Следовательно, количество и качество соответствуют здесь друг другу взаимно и обоюдосторонне" .

Так, изменения физических свойств предметов представляют собой качественные изменения, вызванные количественными изменениями. Например, постепенное нагревание металла сначала не влияет на его физическое состояние, но как только температура достигает известна границы (для меди - 1 083°С, для свинца - 327°С), совершается резкий переход в новое физическое состоящее: твердый металл становится жидким. "Одним словом, - пишет Энгельс, - так называемые константы физики есть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное {изменение} прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество" .

То же можно сказать и о химических свойствах. Химию, говорит Энгельс, можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава. Например, два атома азота и один атом кислорода дают соединение, называемое веселящим газом (N2О). Два атома азота, взятые с пятью атомами кислорода, образуют азотный ангидрид (N2О3) - твердое тело.

Великий русский ученый Менделеев обнаружил, что с изменением такого количественного признака, как атомный вес, меняется качество химических элементов. Это открытие позволило Менделееву составить периодическую систему элементов и предсказать свойства тех из них, которые в то время еще не были открыты наукой. Дальнейшее изучение свойств элементов показало, что их отличия в атомном весе связаны с отличием в величине положительного заряда ядра, численно равного порядковому номеру элемента, а количественные изменение положительного заряда на единицу ведут к качественным изменениям, к переходу от одного элемента к другому. Так, положительный заряд ядра атома водорода равен единице, гелия - двум, лития - трем, бериллия - четырем и т. п.

Диалектическая закономерность перехода количественных изменений в качественные наглядно проявляется и в развитии органической природы.

Биология доказывает, что развитие живых форм нельзя сводить только к постепенным накоплениям незначительных изменений. Виды животных и растений представляют собой взаимосвязанные звенья в развитии органической природы. Грани между видами, несмотря на их относительность, указывают на те качественные различия, которые отделяют один вид от другого. Поэтому образование новых видов есть переход от старого качественного достояния к новому.

Раскрывая диалектическое единство единичного и общего, прерывного и непрерывного, единства количественных и качественных изменений в развитии животных форм, один из творцов научной биологии К. А. Тимирязев, справедливо говорил, что "совокупность органических существ представляет несомненную цепь, но именно цепь из отдельных звеньев, а не непрерывную нить..." . В другом месте, подчеркивая объективный характер единства прерывного и непрерывного в развитии жизни, К. А. Тимирязев писал: "Эти грани, эти разорванные звенья органической цепи не внесены человеком в природу, а навязаны ему самою природою" .

Примером перехода количественных изменений в качественные может служить также образование клеток из живого вещества, не имеющего клеточной структуры.

Процесс образования клетки - это ряд накоплений, ряд промежуточных образований из живого неклеточного вещества. Постепенное изменение живого вещества под влиянием физико-химических внешних и внутренних факторов приводит к тому, что создаются новые качественные образования, возникает клетка, происходит переход количественных изменений в качественные.

Так естествознание подтверждает тот взгляд на развитие, по которому постепенное накопление мелких, незначительных, количественных изменений неизбежно приводит в конце концов к изменениям коренным, качественным.

Переход количественных изменений в качественные в развитии общества. История человечества неопровержимо доказывает, что и в общественной жизни развитие идет путем перехода количественных изменений в коренные, качественные.

Выясняя сущность капиталистической системы хозяйства, Маркс показал, что владелец денег только при том условии превращается в капиталиста, если сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей владельцу освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы. "Здесь, как и в естествознании, - отмечает Маркс, - подтверждается правильность того закона... что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия" .

Одним из проявлений закона перехода количественных изменений в коренные, качественные в общественной жизни является также смена одного способа производства другим, медленное накопление многообразных противоречий в период так называемого мирного развития и разрешение этих противоречий во время общественного переворота, во время революции. Так, в условиях капитализма сначала происходит процесс накопления элементов, или предпосылок, для революционной замены его социализмом (нарастание свойственных капитализму противоречий, рост пролетариата, рост его сознательности и организованности, постепенное накопление опыта революционной борьбы масс и т. д.), а затем наступает период коренных, качественных изменений, период революционного преобразования капиталистического строя в социалистический строй (свержение существующей власти и создание новой власти, замена старых производственных отношений новыми и т. д.).

Переход единоличных крестьянских хозяйств на путь колхозного социалистического хозяйства в нашей стране также может служить примером перехода количественных изменений в коренные, качественные. Уже на первой стадии колхозного строительства, когда производство в колхозах опиралось преимущественно на крестьянский инвентарь, объединение известного числа индивидуальных крестьянских хозяйств в одно общественное хозяйство, простое сложение крестьянских орудий производства означало качественное изменение в сельском хозяйстве.

Объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы привело не только к тому, что утвердилось новое качество, новый способ производства, но и к тому, что это новое качество повлекло за собой новые количественные изменения - расширение посевных площадей, повышение производительности труда и т. д.

Переход количественных изменений в качественные происходит и в процессе развития познания в области идеологии. Так, в развитии философии ярким примером перехода количественных изменений в коренное, качественное изменение является возникновение философии марксизма, которое, будучи настоящей революцией в философии, не могло произойти без предварительного накопления количественных изменений, т. е. без накопления того запаса знаний, который был создан в процессе развития философии в домарксистский период.

Выясняя природу перехода количественных изменений в качественные, необходимо также иметь в виду, что новая качественная определенность предмета или явления, образовавшаяся в результате постепенных количественных изменений, обуславливает вместе с тем новую количественную определенность. В общественной жизни это выражается в том, что каждый новый способ производства, будучи новым качественным состоянием общества, неотделим от новых количественных проявлений. Так, например, бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, быстрый рост благосостояния и культуры трудящихся СССР обусловлены не чем иным, как природой социалистического строя, его основным экономическим законом, его преимуществами перед строем капиталистическим.

Таким образом, переход количественных изменений в коренные, качественные изменения - это всеобщий закон, он проявляется и в развитии природы, и в развитии общества, и в развитии познания.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ. Марксистская диалектика исходит из того, что движение, развитие имеет двоякую форму: эволюционную и революционную.

В. И. Ленин писал, что действительная история природы и общества включает в себя различные тенденции: и медленную эволюцию и быстрые скачки, перерывы постепенности.

"... С точки зрения диалектического метода, - говорит И. В. Сталин, - эволюция и революция, количественные и качественные изменения, - это две необходимые формы одного и того же движения" .

В предметах, явлениях всегда есть новое и старое. Эволюционная форма развития означает постепенное количественное изменение. Революционная форма развития - это переход в новое качественное состояние. Эволюция подготовляет условия для революции, а последняя завершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе.

Существо двух форм движения в общественной жизни видно на примере борьбы рабочего класса России в период, предшествовавший революции 1905 г., и во время ее развертывания, а также в годы, предшествовавшие революции 1917 г., и в самом ходе Февральской и Великой Октябрьской революций. В предреволюционные годы пролетариат ограничивался отдельными выступлениями - забастовками, созданием профсоюзов и других пролетарских организаций, накоплением сил и их организацией. Это-- полоса более или менее "мирного" развития. В 1905 г. пролетариат взялся за оружие и пошел в решительную атаку на реакцию. Эволюция сменилась революцией. То же произошло в феврале 1917 г., а затем в классической форме в дни Октябрьского переворота.

Процессы перехода эволюционной формы движения в революционную имеют место и в жизни природы. Так, научная биология рассматривает эволюцию как накопление организмами под воздействием окружающих условий их жизни новых свойств, новых признаков. Эволюция подготавливает условия для образования нового вида, новой формы живой природы. Революционная форма движения в органической природе - это также скачки, повороты в развитии живых форм, переходы от одних стадий развития индивидов к другим, а также от одних сортов, пород, видов к другим.

Таким образом, эволюция соответствует количественным изменениям, происходящим в процессе развития, а революция - коренным, качественным.

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями Эта тема заслуживает особенно пристального внимания, поскольку, как мы увидим, изобретение алфавита послужило длительным стимулом для

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

32. Категории и сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует внутренний «механизм» движения и развития вещей, показывает, с чего начинаются эти изменения и

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии Количество - это понятие, объединяющее в себе все возможные свойства действительности, которые могут измеряться в

Из книги Том 23 автора Энгельс Фридрих

Глава двадцать третья ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Глава VI. РАЗВИТИЕ: ПРОЦЕСС ВЗАИМНОГО ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Три основных закона диалектики образуют систему, детерминирующую процесс развития материального объекта в целом. Знание этих законов дает целостную картину развития любого

Из книги Системная философия автора Телемтаев Марат Махметович

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

1.3. Закон и принципы развития. В системной философии деятельность человека или человеческого сообщества, группы людей рассматривается, как деятельность по выживанию, сохранению и развитию комплексного потенциала человека (человеческого общества). Будем считать для

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

6. Закон перехода количественных изменений в качественные Важное место в системе всеобщих законов диалектики занимает закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.В предыдущей главе уже было показано, как в ходе философских дискуссий 30-х годов были

Из книги автора

2. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЙ - ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА В противоположность метафизике марксистская диалектика учит, что мир представляет собой связное, единое целое, по отношению к которому каждое отдельное явление, каждая отдельная

Качество - это особая определенность каждого предмета, явления, по которой мы их и различаем. Г. Гегель считал, что качество есть тождественная с бытием определенность, и нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Качество, таким образом, есть внутренняя определенность объекта, представляющая собой совокупность признаков, определяющих его специфику и черты сходства с другими объектами. Изменение качества является изменением вещи: теряя качество, вещь перестает быть тем, чем она являлась и переходит в другую форму существования. Качество является объективной характеристикой вещи; не существует качества, оторванного от вещи. Качество является многоуровневой характеристикой, вещи многокачественны. Это обстоятельство объясняется тем, что качества предметов определяются их природой и той системой отношений, в которых данные предметы существуют. Качество выражает устойчивость и прерывность в состоянии вещей и процессов. Качество прерывно, так как включает в себя элемент изменчивости, содержит в себе возможность перехода к новому состоянию.

Качество объекта неразрывно связано с количественной его характеристикой.

Количество - это внешняя определенность предметов и процессов без различия их качественной внутренней определенности. Количество непрерывно в том плане, что оно постоянно изменяется, с переходом меры меняется характер количественных изменений. Количественное различие предметов при их качественной однородности является основанием для применения количественных методов в диагностике. Это инструментальные, лабораторные показатели, ЭКГ, СОЭ, частота пульса, температура тела, границы органов.

Количество и качество находятся в диалектическом единстве. Нет количества, которое не выражало бы качества, и не существует качества без количества. Это противоречивое единство, взаимообусловленность выражается в категории «мера». Мера - это единство качественной и количественной определенности объекта, это диапазон количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество.

Качество и количество как диалектические противоположности взаимно исключают друг друга, взаимообусловливают друг друга и переходят друг в друга. Они обнаруживают свое тождество и противоположность в этом переходе и порождают новую устойчивую форму своего единства. Такие метаморфозы происходят при количественных изменениях. Невозможно измерить качество какого-нибудь предмета или явления без прибавления или отнятия какого-либо субстрата, то есть без количественного изменения. Количественные изменения, происходящие с предметом, явлением, не вызывают до определенного момента каких-либо серьезных изменений качества. Но это до определенного момента. Продолжающееся накопление количественных изменений приводит к выходу их за пределы меры. Этот переход и есть переход количественных изменений в качественные, и одновременно это есть переход к новой мере.

Превращение одного качества в другое, смена одной меры на другую происходит скачкообразно. Скачок, следовательно, представляет собой форму, момент, способ перехода от одного качества к другому, это перерыв предыдущей количественной постепенности. Подчеркивая, что скачок - это перерыв постепенности в изменениях, нельзя не учитывать, что непрерывность и прерывность - две стороны процесса развития, а потому непрерывное дискретно, а дискретное непрерывно.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

В отличие от метафизически толкуемого «отрицания», подчеркивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений, диалектическое «отрицание» предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Как видно из приведенных выше тезисов отрицание не уничтожает полностью старое, а переводит на новую ступень.

В общем итоге - диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности

Отрицание отрицания - это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), разрешением этих противоречий (второе отрицание) и возникновением нового содержания Разума.

Таким образом, с помощью вот этих двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперед - такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля.

Поскольку развитие мировой действительности, по Гегелю, есть развитие Абсолютной Идеи, то, таким образом, развитие мировой действительности - это результат внутреннего, собственного саморазвития, самодвижения Абсолютного Разума, которое происходит циклически, то есть однотипными этапами и фазами.

Основными этапами развития мировой действительности по Гегелю являются три главные его стадии:

1. Тезис. На этой стадии происходит полагание, формирование некоей сложившейся действительности и её утверждение в качестве исходной данности.

2. Антитезис. На этой стадии происходит противополагание исходной данности самой себе, то есть её отрицание себя самой собой же в виде произрастания внутри неё некоего противоречия, отрицающего её нынешнее состояние и требующего движения к новому состоянию, то есть к своему разрешению.

3. Синтез. Этап синтеза - это снятие, разрешение внутреннего противоречия исходной данности, то есть отрицание её первого отрицания за счет формирования из этой данности нового состояния.

Таким образом, новое состояние данности вырастает из старого её состояния, преодолевая дисгармонию какого-то имеющегося внутреннего противоречия, и поэтому всякое новое состояние всегда более гармоничнее того состояния, которое оно отрицало.

Поэтому, развитие, по Гегелю, осуществляется по спирали - в постоянном возврате после двойного своего отрицания к исходному положению, находящемуся уже на несколько более высоком уровне своего развития.

Прогрессивный путь развития, то есть его направленность от низшего к высшему, обеспечивается тем, что каждая стадия развития богаче, сложнее и гармоничнее по содержанию. Это происходит в силу того, что само отрицание у Гегеля носит диалектический, а не метафизический характер. В чем состоит существо отличия метафизического отрицания от диалектического, гегелевского ? Оно состоит в том, что:

Отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;

В диалектике же отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.

Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Так образуется постоянно расширяющаяся спираль развития действительности, которая непрестанно обнаруживает в себе противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание, разрешая обнаруженное противоречие, и приобретает на каждой из этих стадий всё более усложнённое и прогрессивное содержание.

То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности.

Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:

В результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;

В результате этого уничтожается старое и утверждается новое;

С возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остается вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т.д.;

Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;

Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;

Развитие идет по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.

Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования.

Таким образом , в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи.

Многие спрашивают, возможно ли узнать заранее, каков будет химический состав воды в будущей скважине и не поменяется ли он через какое-то время после начала эксплуатации водозабора. Запланировав бурение скважины на загородном участке, собственники стараются узнать характеристики воды у соседей, на участках которых уже имеются скважины или колодцы. Второй способ – получить данные анализов проб воды, указанные в кадастровых документах на скважины.

Химический состав воды в скважине может меняться со временем

Специалисты считают, что наиболее точные сведения о химическом составе воды могут быть отражены только в отношении «молодых» скважин. Если в кадастрах указаны сведения начала нынешнего века, качество воды в таких скважинах далеко не всегда соответствует документальным показателям. Буровые мастера знают много случаев, когда химический состав воды из подземного источника достаточно сильно изменялся даже по прошествии пяти-семи лет с момента бурения скважины. Это следствие того, что во всем водовмещающем пласте изменились свойства воды из-за внешних факторов, оказывающих различное воздействие на природные объекты.

На основании вышесказанного может возникнуть резонный вопрос: а нужно ли приобретать дорогостоящую установку для очистки воды, способную проработать не один десяток лет, если через пять-семь лет придется заменять ее новой, более подходящей для обработки воды с измененными химическими показателями? Эксперты считают такое мнение необоснованным. По статистике, в каждой десятой скважине химический состав воды кардинально меняется через 10-13 лет. Покупка дешевого оборудования для водоподготовки может обернуться проблемами: частые поломки, низкая эффективность очистки, короткий срок эксплуатации.

Качество воды из артезианских скважин и скважин «на песок»

Больше всего нареканий по изменению качества воды поступает от владельцев скважин «на песок». Как правило, в воде, добываемой из водонасыщенных песчаных пород, отмечается высокая концентрация железа. Но бывают случаи, когда после бурения скважины пробы воды из нее показывают норму содержания растворенного железа. Но спустя некоторое время количество железа неожиданно повышается настолько, что нарушаются все нормы ПДК этого химического вещества в питьевой воде.

Вероятнее всего, считают ученые, это связано с изменением пути инфильтрации водоносного горизонта, например, когда атмосферные осадки начинают просачиваться под землю через пласты торфяных грунтов. В отличие от песчаных скважин артезианские источники имеют более стабильный состав воды.

Какой из источников предпочтительнее: артезианская или песчаная скважина

В Ленинградской области скважины «на песок» выбирают в большинстве своем владельцы небольших загородных наделов – дачных и садоводческих участков. Артезианские скважины в качестве источников автономного водоснабжения предпочитают собственники загородных домов, так как из-за большого числа точек водоразбора им необходим источник с высоким дебитом. Второй частный случай использования артезианского водозабора в дачном строительстве – коллективная скважина.

От общего числа всех заказываемых в буровых компаниях скважин коллективные составляют не более 10 %, и заказывают бурение в основном застройщики, возводящие новый коттеджный поселок. Частникам же приходится бурить индивидуальную скважину, так как обычно все соседи уже обеспечены водой из собственных источников водоснабжения.

Нужно отметить, что качество воды из артезианской скважины обычно выше, чем из скважины на песок или колодца.

"Как изменяется качество воды в скважины в течение нескольких лет эксплуатации", БК "ПОИСК" , рассказать друзьям: Апрель 13th, 2016