Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего?

И тот и другой — поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Авторы с ува­жением относятся к тексту произведения, стремятся передать характер Ярославны, ее любовь к мужу, увидеть в плаче выра­жение обобщенной скорби русских жен­щин в тяжелую для страны годину испы­таний.

Вместе с тем следует отметить, что пере­ложение ученого В. И. Стеллецкого бли­же, нежели поэтический перевод И. И. Коз­лова, к тесту древнерусского памятника с сохранением присущей ему ритмики. Лю­бопытно знать, что именно Стеллецкий защитил докторскую диссертацию о про­блемах ритмики «Слова о полку Игореве» в 1978 году. Перевод И. И. Козлова можно считать свободным, и в нем в наибольшей степени отразилось эмоционально-личностное восприятие поэтом плача Ярослав­ны. Он вводит древнерусский текст в свою поэтическую систему. Так, к примеру, Стеллецкий, следуя за памятником, обра­щает слова Ярославны к Днепру Словутичу, господину: «Прилелей ко мне ты ладу, господин мой, чтоб не слать к нему мне слез на море рано!» В тексте Козлова она обращается просто «Днепр мой славный», обращение к нему становится более раз­вернутым:

«О река! отдай мне друга —

На волнах его лелей,

Чтобы грустная подруга Обняла его скорей;

Чтоб я боле не видала Вещих ужасов во сне,

Чтоб я слез к нему не слала Синим морем на заре».

Переложение выполнено уже в прави­лах стихосложения, принятых в первой половине XIX века. В переложении Коз­лова углубляется любовно-личностное начало. Примечательно, что оно посвяще­но княгине 3. Волконской, поэтессе, хо­зяйке музыкально-литературного салона времен А. Пушкина.

Какой образ стремились создать поэты?

Оба стремились создать образ верной, любящей жены, в котором собирательно отразились лучшие черты облика русской женщины. Образ Ярославны близок к прекрасным женским образам русского фольклора.

Найдите в плаче Ярославны характерные для народной поэзии черты. Сравните текст «Слова…» и его литературные переложения. Объясните значе­ние фольклорных символов, возникающих в словах Ярославны.
Прежде всего это обращение к силам природы за помощью. Основными такими силами, как и в народном творчестве, яв­ляются река (море), солнце, ветер. Это традиционные фольклорные символы. Че­ловек, обращаясь к ним, воздает, как пра­вило, хвалу. То же самое делает Ярослав­на. Сам род плача (причитания) исходит из народного творчества. Так как плач ис­полнялся в связи с трагическими собы­тиями в жизни, в нем очень сильно лири­ческое начало. И в «Слове…», и в обоих приложениях плач Ярославны глубоко лиричен. Как и во всем тексте «Слова о полку Игореве», в речи героини широко используются устно-поэтические эпите­ты, метафоры, сравнения, олицетворе­ния. И тот и другой поэты передают фольклорную лексику в своих переложе­ниях. Однако есть и определенные разли­чия в обращении к ней. Так, Стеллецкий, следуя строго за словами древнерусского текста, использует прямое сопоставление Ярославны с кукушкой, а Козлов — со­поставление отрицательное.

То не кукушка в роще темной Кукует рано на заре —

В Путивле плачет Ярославна Одна на городской стене…

Сама Ярославна тоже не ассоциирует себя именно с кукушкой, в ее плач вхо­дят элементы романтической стилистики (Козлов был поэтом-романтиком):

«Я покину бор сосновый,

Вдоль Дуная полечу,

И в Каяль-реке бобровой Я рукав мой обмочу;

Я домчусь к родному стану,

Где кипел кровавый бой,

Князю я обмою рану На груди его младой».

Почему Ярославна трижды обращается к раз­ным силам природы?

Это традиционный прием русского фольклора, часто встречаемый в народ­ных сказках, песнях, причитаниях, за­клинаниях. В произведениях устного на­родного творчества положительный герой после троекратного обращения к природ­ным или волшебным силам получал по­мощь в самых сложных жизненных ситу­ациях. Такую же помощь получает Яро­славна, выступающая здесь от всех жен­щин Русской земли, — князю Игорю си­лы природы помогают освободиться из плена.


Миронова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска Республики Татарстан
Год и место создания работы: 2016 год, МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска Республики Татарстан.
VII Открытый Республиканский творческий конкурс
«ПУШКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Учебно-исследовательская работа
«Фольклорные основы поэтических обращений к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
Выполнила Мартынова Юлия,
учащаяся 5Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения-
лицей №2 г. Альметьевска
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Оглавление
Ведение …………………………………………………………… ……3 стр.
Исследовательская часть………………………………………………. 5 стр.
Фольклорная основа сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях…………………………………………………….. 5 стр.
Закличка как жанр устного народного творчества…...…………..5 стр.
Поэтические обращения к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительный анализ с текстами закличек.............................................................................6 стр.
Заключение………………………………………………………………9 стр.
Список литературы…………………………………………………….10 стр.
ВВЕДЕНИЕ

Начало искусства слова в фольклоре
А.М.Горький
Пушкин! Это имя, мне кажется, я знаю с самого раннего детства, с того момента, как мне, совсем маленькой, его сказки читала мама.
Музыка пушкинского стиха меня завораживала. Сколько же чудес в сказках Александра Сергеевича! Я волновалась, слушая, слушая сказку о мёртвой царевне. Так хотелось помочь бедной девушке, которую невзлюбила злая мачеха!
Я становлюсь старше, а сказки и стихи А.С. Пушкина всегда со мной, они всё так же мною любимы. Я считаю, что к Пушкину нужно возвращаться всю жизнь. Это же клад, это дорогая большая шкатулка, откуда во все века брали и продолжают обогащать своё творчество мастера слова, музыки, живописи.
Сегодня я поведу рассказ о фольклорных истоках пушкинской сказки, об использовании такого малого жанра устного народного творчества как заклички, подробней остановлюсь на моей любимой сказке о мёртвой царевне.
В селе Михайловском ещё до сих пор стоит маленький домик, в котором когда-то жила пушкинская няня Арина Родионовна. Это она привила юному Пушкину любовь к поэзии, народным песням, к устному народному творчеству. В старину на Руси песни, речитативы, заклички, поговорки звучали во все времена года. Пели, шутили, балагурили все – и старые люди, и молодые. Любой коллективный труд нередко сопровождался сказыванием сказок, загадыванием загадок, сочинением поговорок, пением песен. Детишки брали пример со взрослых, тоже сочиняли скороговорки, заклички. И в каждой семье это приветствовалось. В такой атмосфере росла и Арина Родионовна.
Юный Пушкин слушал свою незаурядную сказительницу, восхищался своей няней и, как губка, впитывал в себя каждое её слово. Поэт восхищался народным творчеством, видел в закличках «лестницу чувств» и использовал в своих произведениях, поэтому обращения королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру в сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» привлекли меня и напомнили о так любимых мной детских закличках.
Великий Пушкин не просто проникся народными сказаниями своей нянюшки, кучера Петра, он ввел фольклорный пласт в свое литературное творчество, говоря о закличках, дал им новую жизнь, проявил новаторство, легко воспринимаемое (так же как и устное народное творчество) и взрослыми, и детьми.
Об использовании основ фольклора в сказках А.С.Пушкина пишут и говорят много, но конкретно о творческой переработке закличек написано очень мало. Эта узкая направленность моего исследования, я считаю, она и придает ему актуальность.
Гипотеза: в поэтических обращениях Елисея к силам природы в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» используется структура малого жанра устного народного творчества - заклички.
Цель исследования - выявить особенности использования малого жанра устного народного творчества – закличек - в тексте сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Объект исследования – текст сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Предмет исследования - поэтическое обращение Елисея к силам природы в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Задачи исследования:
- определить отношение А.С. Пушкина к устному народному творчеству;
- выявить элементы заклички в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»;
- проанализировать новаторство Пушкина в использовании элементов закличек в тексте сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях».
Методы исследования: поиск необходимой информации, сравнение и аналитическое обобщение, личностное осмысление.
Исследование базировалось на трудах Сергея Бойко (В волшебной пушкинской стране//М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999), Марка Азадовского (Пушкин и фольклор. Источники сказок Пушкина. Сказки Арины Родионовны//Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор), Павла Анненкова (Материалы для биографии А.С.Пушкина// Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор).
Теоретическая значимость и прикладная ценность данного исследования:
- освоение новых знаний по темам «Устное народное творчество», «Сказки А.С.Пушкина»;
- развитие познавательных потребностей и способностей;
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) на примере сказки А.С.Пушкина;
- готовый творческий продукт (презентация и письменное исследование) по выбранной теме для дальнейшего использования как учащимися, так и учителями.
Исследовательская часть
1.Фольклорная основа сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана она 4 ноября 1833 года в Болдино. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанной на 21 год раньше, чем сказка Пушкина, но оказывается это только на первый взгляд, на самом деле в её основе лежит сказочная история, рассказанная нянюшкой.
В своей «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкин литературно обработал главным образом широко известную русскую сказку «Волшебное зеркальце» (или «Падчерица»), записанную им в Михайловском со слов Арины Родионовны, то есть он почти ничего не выдумал, а использовал мотивы фольклора. Конец записи Пушкина таков: Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья-разбойники, её названные братья, хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в мёртвую, но нетленную красавицу, и спасает её своим поцелуем…
Конкретно я остановлюсь только на одном фольклорном пласте - закличках, которые Пушкин также использовал в своей сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях».
2. Закличка как жанр устного народного творчества Заклички относятся к малым жанрам фольклора. Это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение «детский фольклор», поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Заклички – это стихотворные, чаще песенные просьбы, обращения, а иногда и угрозы к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года.
Заклички распевались небольшими группами малышей или подростков. Некоторые заклички сопровождались игровыми действиями, которые имитировали крестьянский труд. Заклички не имеют определенного автора. Каждый мог сочинить свою закличку или добавить строки, четверостишия к уже существующей. Сегодня заклички используют при проведении детских праздников и утренников, массовых народных гуляний.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Заклички возникли из магических заклинаний людей к силам природы во времена раннего язычества, и в древности они выполняли важные функции урегулирования взаимоотношения человека с окружающей средой.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга.
Закличка рождала в человеке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укреплялась самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращаясь к силам природы человек беззаветно верил им.
В сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» в обращениях Елисея к силам природы при поиске невесты чувствуется структура заклички. Здесь в обращениях-закличках была, мне кажется, достигнута поэтом гармония состояний человека и окружающего мира. Они взаимно сочувствуют друг другу: человек, которого зовут Елисей, солнце, ветер, месяц – переговариваются между собой на своём понятном языке.
3. Поэтические обращения к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительный анализ с текстами закличек
Один из способов общения человека с окружающим миром – заклички, поэтические обращения к различным природным явлениям, силам природы, олицетворяющим какое-либо могущество. Наиболее распространенными обращениями славян были заклички к дождю, солнцу, ветру, месяцу, что вполне понятно, так как сельскохозяйственная деятельность была ведущей у крестьян. Древние люди веровали в одушевление сил природы, которые обладая могуществом, живут наподобие людей.
Королевич Елисей из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» тоже общается с силами природы, верит в их одушевлённость и могущество. Он обращается к наиболее «важным» в жизни человека силам природы: солнцу, месяцу и ветру. Они сопровождают человека круглосуточно.
Проанализировав содержание фольклорных закличек, я определила их структуру: 1) обращение к нужному объекту; 2) похвала объекту (встречается редко); 3) глаголы в повелительном наклонении, передающие желаемую картину просителя.
Теперь, используя выделенную структуру, сравним заклички и поэтические обращения к силам природы из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
Фольклорные заклички Поэтические обращения к силам природы из сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
К солнцу
1) Солнце, солнце,
Выгляни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
2) Солнышко, солнышко. Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут - Тебя в гости ждут! «Свет наш солнышко! Ты ходишьКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас видишь под собой.Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой?Я жених ей»
Вывод: 1. Сходство:
а) обращение: солнце, солнце; Солнышко, солнышко а) обращение: Свет наш солнышко!
б) восхваление: красное семенышко б) восхваление: Ты ходишьКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас видишь под собой.
2.Различие: а) просьба-желание-мольба:
Выгляни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь. а) просьба – вопрос, призыв к диалогу, ожидание ответа:

К месяцу:
Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!
«Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя.Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ей»
Вывод: 1. Сходство:
а) обращение: Месяц, месяц а) обращение: Месяц, месяц, мой дружок
2. Различие:
а) отсутствует восхваление а) восхваление:
Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя
б) просьба-желание-мольба:
Месяц свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!
б) просьба – вопрос, призыв к диалогу, ожидание ответа:
Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой?
К ветру
Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!
«Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме бога одного.Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой?Я жених ее»
Вывод: 1. Сходство:
а) обращение: Ветер, ветер а) обращение: Ветер, ветер!
б) восхваление-обращение: ветродуй б) восхваление:
Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме бога одного.
2. Различие:
б) просьба-желание-мольба:
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы! б) просьба – вопрос, призыв к диалогу, ожидание ответа:
Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой?
Таким образом, видно, что фольклорные заклички и поэтические обращения Елисея имеют много общего, разнятся только окончанием: в закличках человек не ждёт прямого ответа от сил природы, он просто их молит, «заговаривает», веря в их божественную природу, а королевич Елисей, согласно законам сказки, призывает силы природы не только помочь, но и вступить с ним в диалог. На ласковое обращение Елисея, одобренное похвалой выдающихся качеств объекта, солнце, месяц и луна откликаются, дают дружеские советы и помогают отыскать пропавшую невесту. Добро побеждает зло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
А.М. Горький писал, что А.С. Пушкин первый из русских писателей ввёл народное творчество в литературу. От живого разговорно-сказового слова, усвоенного в детстве, он вошёл в литературу и развернул нам в своём творчестве будущий живой литературный язык.
Без Пушкина я не могу представить русского языка. Считаю, что Александр Сергеевич Пушкин больше всех своих современников ярко и многообразно использовал фольклорное наследие русского народа. Не зря же он сам о русских народных сказках сказал замечательные слова: "Что за прелесть эти сказки!".
Моя гипотеза, что в поэтических обращениях Елисея к силам природы в сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» используется структура малого жанра устного народного творчества – заклички, подтвердилась.
В ходе исследования я выявила особенности использования А.С. Пушкиным закличек в тексте сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». В поэтических обращениях Елисея структура закличек, в частности их окончаниях, несколько изменилась согласно особенностям сказки.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина благодаря фольклорной основе, в особенности закличек, несёт добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. «Сказка о мёртвой царевне» - это чудесный мир превращений, через которые мы видим чужую боль, страдания, радости, счастье. Они учат доброте и сердечности. Не расставайтесь с этой сказкой Пушкина!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина// Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор;
Азадовский М.К. Пушкин и фольклор. Источники сказок Пушкина. Сказки Арины Родионовны//Фундаментальная электронная библиотека: Русская литература и фольклор;
Бойко С. В волшебной пушкинской стране//М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 1999;
Пелисов Г.А., О фольклорных основах «Сказок» А.С.Пушкина. Советская этнография., 1989, №1;
Пушкин А.С., Сказки. М., «Детская литература», 1986;
Тураев С.В., Тимофеев Л.И. , Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 2007.
Интернет-ресурсы
http://greekroman.ru, http://ru.wikipedia.orghttp://feb-web.ru/
http://skorogovorki.com/vesennie-zaklichki/.htmlhttp://koshki-mishki.ru/view-2392-59.html

ПОЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ

Цели урока: дать понятие поэтического обращения, показать его отличие от обращения; определить роль поэтического обращения в тексте как изобразительно-выразительного средства.

1. Найдите обращение в предложенных стихотворных строках. Выпишите их.
1) – Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана! (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

2) И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

3) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен


2. Вспомните, что такое обращение. С какой интонацией оно произносится?
(Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.)
Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.

3. Что же такое поэтическое обращение?

Мы уже увидели, что в стихотворной, поэтической речи может использоваться обычное обращение. Значит дело не в том, какой перед нами текст, прозаический или стихотворный. Давайте попробуем разобраться,

в чем отличительные особенности поэтического обращения.


Прочитайте отрывки из текстов русских народных песен. Определите, к каким силам обращается человек. Выпишите обращения.

1) Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,

Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду..

(«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая..»)

2) Соловеюшка премилый,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-ка дружку моему…

(«Соловеюшка премилый»)

3) Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкий поклон…

(«Из-за лесу, лесу темнаго…»)

4) Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
(«Не шуми, мати зеленая дубровушка»)

    Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

(«Ах ты, рощица, ты моя зеленая…»)

Выписанные вами обращения называются поэтическими.

В чем отличие поэтических обращений от обращений, выписанных из стихотворений Пушкина и Лермонтова (пункт первый)? (Поэтическое обращение называет предмет или явление, которые не смогут воспринять речь человека, им адресованную.)

Таким образом, поэтическое обращение – это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.

В чем же смысл употребления поэтических обращений в народных лирических песнях?

(Природная стихия живет по своим законам, неподвластным человеческому разуму. Она может защитить, дать кров, а может и погубить человека. Древние люди поклонялись природным силам, искали у них защиты и покровительства. Поэтому обожествление, одухотворение сил природы для древнего человека вполне естественно.)

Обратите внимание на символику поэтических обращений в народных лирических песнях. «Зеленая дубрава» - пространство вольной молодецкой жизни; «роща» в народной лирике – пространство общей девичьей жизни.

Продолжите этот ряд самостоятельно. Символом чего является соловей?

В чем причина обращения к погоде?

Какую еще особенность поэтических обращений в народных лирических песнях мы можем заметить? С какими суффиксами использованы существительные в качестве обращений?

Подведем итоги.

Что такое поэтическое обращение? Вывод записывается в тетрадь.

Какие особенности поэтического обращения можно отметить в народных лирических песнях?

4. Роль поэтических обращений в художественном произведении.

1) Прочитайте отрывок из VII главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит

И, умиленными очами

Их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю тихий, милый свет

На шум блистательных сует…

Прости ж и ты, моя свобода!

Куда, зачем стремлюся я?

Что мне сулит судьба моя?»

Найдите поэтические обращения и выпишите их.

К чему обращается Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин»? (К силам природы.)

Сопоставьте поэтические обращения Татьяны Лариной с теми, что вы выписали из народных песен. Объясните, почему А.С.Пушкин сказал о своей героине, барышне, воспитанной на французских романах: «Татьяна, русская душою…»

Вывод.

Возвращаясь к теме урока, давайте сформулируем, какова же роль поэтического обращения в тексте.

(Поэтическое обращении в тексте используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения.)

Но помимо этого поэтическое обращение дает возможность высказать автору свое отношение к героине и свое настроение.

Обратите внимание на то, что поэтические обращения Татьяны Лариной все же отличаются от поэтических обращений в народных лирических песнях. В чем это отличие? Оно в отсутствии уменьшительно-ласкательных суффиксов и использовании в качестве обращений более широких понятий.

С чем ассоциируются в речи героини А.С.Пушкина «мирные долины», вершины гор, леса, «веселая природа»? (Со свободой, «тихим, милым светом».) А чему эти образы противостоят? («Шуму блистательных сует».)

Вряд ли барышня, выросшая в деревенской тиши, достоверно представляет себе светскую жизнь. Жизнь светского общества ей будет казаться загадочной, непонятной, может быть, романтичной, но суетливой и пустой. Поэтому здесь скорее звучит голос самого автора.

Это его тревога, его беспокойство за судьбу «милой Татьяны», которая должна отправиться в Москву на ярмарку невест, переданы в предыдущей строфе:

На суд взыскательному свету

Представить ясные черты

Провинциальной простоты,

И запоздалые наряды,

И запоздалый склад речей;

Московских франтов и Цирцей

Привлечь насмешливые взгляды!..

О страх! нет, лучше и верней

В глуши лесов остаться ей.

Вывод.

(Использование поэтического обращения позволяет автору высказать свое отношение к изображаемому – модальная функция)

5. Продолжите предложение и запишите его в тетрадь.

Поэтическое обращение используется в тексте как изобразительно-выразительное средство, помогающее……………………………………….

6. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А.Есенина. Выпишите примеры с поэтическими обращениями; расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ты жива еще моя старушка? 5) Но люблю тебя родина кроткая!

Жив и я. Привет тебе, привет! А за что – разгадать не могу.

Пусть струится над твоей избушкой Весела твоя радость короткая

Тот вечерний несказанный свет. С громкой песней весной на лугу.

2) Ах поля мои борозды милые

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

3) Пой ямщик вперекор этой ночи, - 6) Разбуди меня завтра рано

Хочешь, сам я тебе подпою О моя терпеливая мать!

Про лукавые девичьи очи, Я пойду за дорожным курганом

Про веселую юность мою. Дорогого гостя встречать.

4) Я снова здесь, в семье родной

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Задание: объясните роль поэтических обращений в стихотворениях С.А.Есенина.