На современной территории Карелии, если не считать омывающего ее с востока Белого моря, сейчас нет никаких морских бассейнов. Однако, изучая каменные породы и древнюю геологическую историю края, геологи сумели доказать, что в далеком прошлом существовали морские бассейны, занимавшие обширные площади на древней карельской земле. Камни Карелии могут рассказать много интересного об этих исчезнувших морских бассейнах.

Изучение истории нашей планеты приводит геологов и географов к заключению, что материки и моря не всегда существовали там, где они находятся в настоящее время. Участки суши заливались водами морей, па дне которых накапливались различные осадочные породы. Материал для них приносили текучие воды с материков. Медленные вековые опускания и поднятия земной коры под воздействием указанных выше тектонических процессов постоянно меняли взаимное расположение суши и моря: морское дно становилось материком, а прежняя суша - морским дном. Эти превращения испытал и карельский участок земной коры. Явления такого наступления моря на сушу носят в геологии название морских трансгрессий. Выражаясь обыденным языком, это «потопы», то есть местные затопления суши.

С древних времен у народов, очевидно бывших свидетелями таких катастрофических явлений, слагались сказания и мифы о «всемирных потопах», которые будто бы по воле бога уничтожали Землю и все на ней живущее в том числе людей, «за их грехи».
Зародыш истины в таких легендах заключается в том, что потопы (не всемирные, конечно) действительно имели место в истории нашей планеты.
Потопы па Земле повторялись неоднократно в связи с тектоническими нарушениями земной коры, то есть с эпохами ее медленных поднятий и опусканий, когда морской бассейн то уходил (регрессировал) из занятой им территории, то наступал (трансгрессировал) па опускающуюся часть материка. К числу таких наступлений моря па сушу относится трансгрессия моря (Персидского залива), затопившего огромную площадь между средним и нижним течением рек Тигра и Ефрата за несколько тысячелетий до нашей эры. Видимо эго катастрофическое явление и легло в основу известной библейской легенды о всемирном потопе.

Следы перемещений моря мы находим в осадочных породах, которые ранее отлагались на его дне, а позже вошли в состав суши. Морское происхождение осадочных пород мы узнаем по сохранившимся в них остаткам растительной или животной жизни - по отпечаткам листьев и стеблей, раковинам моллюсков, окаменевшим колониям губок или известковым колониям кораллов, по ходам ползавших червей и т. п.
К осадочным породам морского происхождения относятся песчаники, известняки, белые диатомовые илы, глины и глиписто-иловые породы. Подводные вулканические извержения снабжали морские осадки лавой, пемзой. вулканическим пеплом. В состав морских отложений (при наступлении моря на сушу) входят также слои галек и небольших окатанных валунов. Несколько позднее они цементируются глиной, углекислой известью или кремнеземом и превращаются в так называемый конгломерат, по которому нередко удается узнать о наступлении моря в ту или иную эпоху.
Осадочные породы залегают в земной коре ясно различимыми слоями, почему их называют слоистыми породами. Изучая сложение, минеральный состав и органические остатки (окаменелости) осадочных пород, мы можем установить их морское происхождение и определить границы бывших морских бассейнов.

В ряде районов Карелии тянутся хорошо обнаженные полосы оригинальной породы. Они сложены из округлых валунов до 1 метра в поперечнике и более мелкой гальки, погруженной в зеленовато-серую мелкозернистую массу. Валуны и галька чаще всего состоят из гранита и кварца. Это и есть конгломерат. Он служит прекрасным примером геологической деятельности наступающего на сушу моря.

Когда море переходит в наступление на материк, то первый результат его работы - разрушение берегов прибойной волной, особенно во время штормов. О силе прибойной волны можно судить по следующим примерам. В Туапсе, на Черном море, сила удара волны (давление) достигает 2,8 тонны на 1 квадратный метр. Однажды во время шторма волны сбросили с мола цементную глыбу объемом в 8 кубических метров.

При сильных бурях в открытом океане волна давит на береговые скалы с еще большей силой - до 35 тони на 1 квадратный метр. Против таких ударов, повторяющихся бесчисленное количество раз, не могут устоять даже самые прочные горные породы. Слагаемые ими берега рано или поздно разрушаются.
Скорость разрушения берегов прибойной волной выражается метрами в год. В Гаграх менее чем за семь лет была смыта полоса берега шириной в 200 метров, то есть почти по 30 метров в каждый год.
Выступающие па побережье каменные породы дробятся волной на множество обломков, окатываются в валуны и гальку. Впоследствии они цементируются мелко истертым материалом, чаще всего из тех же пород. Если обломки разрушенной скальной породы не успевают округлиться, то уплотненный в дальнейшем слой угловатых обломков образует брекчию.
Часто конгломераты и брекчии называют базальными, так как они служат базой (основанием), па которой позднее море отложит другие осадочные породы. В Карелии известно много примеров выхода на поверхность базальных конгломератов, брекчий и других пород, частью созданных в прошлые времена морской трансгрессией.

Таким образом, базальные конгломераты представляют собой начальную фазу геологической работы
наступающего моря. Потому-то геологи тщательно отыскивают и изучают их обнажения.

Описываемые конгломераты известны в Медвежьегорском районе (возле деревень Масельгской и Евгоры), в долине реки Кумсы, в районе деревень Сельга и Янгозеро и в других местах.

Если конгломераты образуются только в береговой мелководной полосе наступающего моря, то другие осадочные породы отлагаются уже на некоторой глубине морского бассейна. К ним относятся песчаники и кварциты, широко распространенные в Карелии. Эти осадочные породы состоят главным образом из окатанных мелких зерен кварца с небольшой примесью других минералов в качестве цементирующего вещества (чешуек белой слюды, кварца, реже - красной окиси железа и углекислой извести). На поверхности их пластов нередко сохраняются знаки ряби, следы мелких воли, перекатывавших песчинки в прибрежной полосе. Песчинки приносятся в море ручьями и реками как продукт разрушения окружающих горных пород, богатых кварцем. Осаждаясь в виде песчаных отложений, они уплотняются и превращаются в песчаники, а позднее в кварциты.
Такие морские осадки часто встречаются в обнажениях и каменоломнях западного побережья Онежского озера, начиная от истоков реки Свири до Петрозаводской губы. Возле Петрозаводска известны ломки серого, зеленоватого и серовато-черного песчаника в Каменном бору, где из пластов песчаника добывают бутовый камень для фундаментов, плиты для тротуаров и брусчатку для мостовой. Такие же песчаники слагают и остров Брусно.
Еще чаще встречаются в Карелии серые и белые кварциты. Их выходы известны по берегам озер Суояр-ви и Сегозеро, в районе Шуезера, Тунгуды, села Койка-ры, Туломозера, Кукасозсра и еще севернее - в районе Куолаярви.
Известковые породы, которые иначе называются карбонатными, или углекислыми, также относятся к морским осадочным породам.
Известняки и доломиты образуются при химическом осаждении из морской воды или за счет покровных защитных частей животных (моллюсков, морских звезд

и морских ежей, скелетной части кораллов), а иногда и в результате так называемых известковых выделений особого рода водорослей.
Площади распространения карбонатных пород в Карелии обширны. Мощные залежи их известны в районах, находящихся вблизи от Онежского озера (месторождения Пяльмы, Пергубы, Тивдии, Белой горы, Лижм-
озера, Кяппесельги и др.), у озер Янисъярви, Суоярви, Панаярви, Соваярви и др.

Все карбонатные породы Карелии претерпели большие изменения в своем строении и составе, вследствие чего от тех организмов, которые дали начало образованию этих пород, почти ничего не сохранилось.
На дне древнего карельского морского бассейна отлагались и мощные слои глин. За длительные геологические периоды карельские морские глины нс могли сохранить свой нормальный облик мягких, пластичных пород. Они превратились в микрокристаллические слоистые породы - глинистые сланцы, в которых собственно глинистого вещества даже и не сохранилось: оно было полностью преобразовано в другие минералы-слюду, полевые шпаты, кварц и пр. Такими «бывшими» глинами в Карелии являются сравнительно мягкие слоистые глинистые сланцы. Их характерная особенность - способность раскалываться па тонкие плиты.

Одни из глинистых сланцев сильно песчанисты и окрашены в зеленоватый цвет, иногда с фиолетовыми пятнами, или в красный и бурый цвета. Другие, менее песчанистые, окрашены в черный цвет благодаря присутствию в их составе черного углеродистого минерала шунгита, распыленного по всей массе породы. Последние иногда называют углистыми (правильнее - углеродистыми), или шуигитовыми сланцами.

Выходы глинистых сланцев есть в Заонежье: у Шуньги, Фоймогубы, Путкозера, Великой Губы, а также в районе Нигозера у Кондопоги, на озере Сандал, между деревнями Готнаволок и Мунозеро, у села Кончезеро. На восточном берегу Онежского озера шунгитовые сланцы находятся к северо-востоку от деревни Челмужи. В юго-западной Карелии они известны в районе озер Суоярви и Туломозеро.

Описанные в этой главе осадочные породы наглядно представляют высказанное положение, что в Карелии действительно существовали древние морские бассейны. Покинув ее территорию, они оставили следы своего пребывания в виде различных отложении - конгломератов, песчаников, кварцитов, известняков, доломитов и глинистых сланцев. На геологической карте показаны площади, охваченные такими морями в разные эпохи древнейшего развития карельской земли.
Геологи определили и время древних морских трансгрессий и регрессий, отнеся его к протерозойской эре, то есть к эпохе зарождения жизни на нашей планете (1700-1800 миллионов лет тому назад).

Но древними бассейнами не исчерпывается история наступавших и отступавших морей в Карелии. Когда протерозойские моря ее окончательно покинули, в пределы юго-восточной Карелии (Пудожский район) вступило более молодое море. Это установлено благодаря находке в среднем и нижнем течении реки Колоды (левого притока реки Водлы) пластов осадочных пород (известняков, песчаников и др.) несомненно морского происхождения - в них были встречены раковины моллюсков и другие остатки органической жизни, по которым палеонтологи и определили возраст осадочных пород.
Время наступления и стояния морского бассейна в Пудожском районе специалисты относят к палеозойской эре, или, точнее, к девонскому (370 миллионов лет назад) и каменноугольному (340 миллионов лет назад) периодам истории развития нашей планеты. Жизнь тогда на территории нынешней Карелии была представлена более богато и разнообразно, чем в протерозойскую эру. В палеозое уже жили многие позвоночные (рыбы и другие животные), бурно развивалась растительность (папоротники и пр.), которая в каменноугольный период дала начало образованию залежей каменного угля.
Девонское море распространялось до широты города Олонца и даже южнее, но, как теперь доказано, морские осадки скрыты здесь на значительной (до 100 метров) глубине под покровом ледниковых наносов и послеледниковых отложений.

Весьма вероятно, что Карелия омывалась и более древними морями, время существования которых должно быть отнесено к архейской (начальной) эре формирования твердой земной оболочки, насчитывающей 1,7-3 миллиарда лет до нашего времени. Наводит на эту мысль широкое распространение в крае среди других архейских кристаллических иорйд толщ различного состава кристаллических сланцев (например, гранатовых, кианитовых), которые по своему минеральному составу приближаются к еще более метаморфизованным осадочным породам, чем породы протерозойского и палеозойского времени.

Архейские кристаллические сланцы мощными залежами выступают в районе Белого моря. К ним относятся богатые красным гранатом сланцы у села Шуерецкого и кианитовые сланцы на северном берегу Верхнего Керетского озера в Лоухском районе.

Породы морского происхождения представляют огромный промышленный интерес. Песчаники и кварциты- строительный материал большой прочности. Некоторые из этих пород являются огнеупорами высокого качества (например, шокшинские красные песчаники и сегозерские кварциты). .Многие из них используются для изготовления точильных брусков, точильных кругов и жерновов. Сегозерские кварциты обладают исключительно высокими кислотоупорными свойствами.

Известняки и доломиты служат сырьем для производства разнообразных вяжущих материалов (негашеной воздушной извести, гидравлических известей, цементов). Л\раморовидпые кристаллические известняки Рускеала п доломиты Прионежья использовались в монументальном строительстве как прекрасный облицовочный камень и материал для архитектурных деталей (карнизов, ваз, колонн и пр.).
Черные шунгитовые сланцы и гранатовые породы - хороший облицовочный камень. Землистые разности черных шунгитовых сланцев при выветривании образуют замечательные по плодородию олонецкие черноземы.

Кианитовые сланцы, богатые высокоглиноземистым минералом кианитом, являются рудой для получения металлического алюминия и могут дать кианитовыи концентрат для производства особо стойких огнеупоров с температурой плавления не менее 1830-1850°.
Таким образом, Карелия в своих осадочных метамор-физованных породах морского происхождения имеет огромные ресурсы минерального сырья большого народнохозяйственного значения.

Сегодня Московская Кольцевая АвтоДорога является важнейшей транспортной магистралью столицы. Между тем, мало кто знает, что этой дороге уже более 70-и лет, несколько раз на протяжении своей истории она исчерпывала свой ресурс, устаревала, менялась до неузнаваемости и обретала новую жизнь, и сегодня МКАД - это постоянно меняющийся, почти живой организм, не устающий отвечать на новые вызовы времени.

Уникальное фото. Строительство МКАД.

Первоначально МКАД был заложен ещё в сталинский генплан Москвы 30-х годов и его проектирование началось в знаковом 1937 году. Тогда он должен был выполнять такую же функцию, как реконструируемая сегодня бетонка - ограждать Москву от излишнего потока транзитных автомобилей.

МКАД проектировали с большим запасом. Границы города тогда были на значительном удалении от МКАДа. В таких суперурбанизированных районах сегодняшней Москвы, как Выхино, Ясенево, Медведково, Алтуфьево перед Войной царила настоящая сельская жизнь. Стоит отметить, что цивилизация в расположенное совсем рядом с МКАДом Жулебино пришла лишь в конце 80-х, так, что расчёты проектировщиков относительно оправдались, хотя в целом рост города оказался намного более интенсивным, чем ожидаемый в самых смелых прогнозах.

Уже в 1940 году были закончены все проектные расчеты, трасса была вынесена на местность и уже были готовы начать строительство, но в планы градостроителей вмешалась Великая Отечественная Война. В виду необходимости снабжения передовой боеприпасами и техникой в июле 1941 года Государственным Комитетом Обороны было принято построить объездную дорогу на месте МКАД по упрощенной схеме. Задача была решена за месяц и уже осенью по прототипу МКАДа пошли первые колонны с техникой и живой силой.

Значение МКАДа в обороне Москвы было чрезвычайно высоко. Новейшая дорога позволяла быстро и не заметно осуществлять переброску войск на нужные участки фронта, осуществлять продовольственное снабжение армий, пускать основные военные транспортные колонные в объезд города. Всё это вместе способствовало проведению знаменитого зимнего контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года, где гитлеровцы впервые в истории Второй Мировой были обращены в бегство. Движение военной техники по МКАДу в 1941 году было столь интенсивным, что это породило исторический анекдот о первых пробках на МКАДе во время Войны.

После 1945 года дорога, построенная в авральном режиме и убитая интенсивным использованием фактически перестройке постройке заново. Тем не менее, МКАД с грунтовым покрытием функционировал без ремонта с военного времени до 1956 года. Реконструкция началась лишь в самом конце 1956 года на участке от Ярославского до Симферопольского шоссе протяженностью в 48 километров. Движение по этому участку было открыто в 22 ноября 1960 года, то есть работы заняли 4 года.

Ещё два года понадобилось на реконструкцию оставшейся части МКАДа. Новый асфальтированный МКАД представлял собой 4-х полосную дорогу (по две полосы в каждую сторону) шириной 7 метров. По центру разбили 4-х метровый газон. Даже в 70-е годы МКАД был относительно изолирован от жилых кварталов Москвы и пригородов и выполнял первоначальную функцию рокадной, то есть объездной магистрали. С постройкой асфальтированной дороги возвели и капительные мосты.

В 1960 году был построен Бесединский Мост в районе Капотни (сегодня его называют ещё Братеевским), а в 1962 году Спасский мост в Строгино. Всего к 1980 году МКАД располагал 7 мостами и 54 путепроводами. Примечательно, что на нем существовали пешеходные переходы и все бессветофорные.

К началу 90-х пропускная способность старого МКАДа была практически полностью исчерпана. Пробки, знакомые советскому человеку только по «Международной панораме», как непременный атрибут непродуманного градостроения при диком капитализме, стремящегося лишь к извлечению сверхприбылей и презирающему простого человека, пришли и в СССР. В 1990-1991 году была предпринята первая реконструкция МКАДа и самая неудачная.

Дорогу было решено расширить за счет разделительного газона. Между тем проектировщики совершенно не позаботились об отбойниках и обеспечении светофорами наземных переходов. Такая непродуманная реконструкция привела к беспрецедентной аварийности кольцевой дороги. Лобовые столкновения стали на МКАДе обычным явлением, не реже под колеса водителей попадали и пешеходы. К тому же эта мера не решила проблему пробок.

В 1993 году средняя скорость на МКАДе не превышала 40 км/ч. Назревала острая необходимость нового ремонта и кардинальной перестройки дороги. За дело взялся тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и его заместитель, непосредственно курировавший ход работ - Борис Никольский. Именно тогда МКАД приобрел характерные для него сегодня черты.

Проект подразумевал обеспечение освещения трассы на всей протяженности и установлении барьерного ограждения, разграничивающего направления потоков. Затем планировалось существенно расширить трассу увеличив ее ширину до пяти полос в каждую сторону, а так же привести дорожное покрытие и инфраструктуру в соответствии с международными требованиями к магистралям высшего класса. Работа велась около пяти лет и стала поистине лучшим воплощенным проектом Юрия Лужкова.

Помимо возведения целого ряда новых мостов, тоннелей, путепроводов, развязок были фактически построены заново старые развязки и съезды. Лужковский МКАД сегодня принято подвергать критике в первую очередь за непродуманность клеверных развязок и узкие съезды. Эту проблему приходится решать уже сегодня Марату Хуснуллину. Тем не менее на момент 1997 года, а именно к 850-и летию Москвы, праздновавшемуся с небывалым размахом, сдавался МКАД, те инженерные решения, которые были применены в ходе его строительства были самыми современными и по отношению к предыдущему состоянию дороги просто революционными.

Любой проект подобного масштаба, а протяженность МКАДА превышает 100 км, не обходится без определенных трудностей, просчетов и даже преступлений. Так и на лужковской реконструкции МКАДа были хищения, что позднее было установлено следствием и проектировщики снова не угадали с ростом числа автомобилей в Москве, но всё же, это была самым масштабным и необходимым перерождением МКАДа на протяжении всей его истории.

Главное чего удалось добиться благодаря перестройке дороги - это ликвидации лобовых столкновений на дороге и снижению до минимума гибели пешеходов. Лужков упразднил все наземные переходы с МКАДа и возвел надземные. Сегодня они выглядят неприглядно, на них трудно взбираться пожилым людям, часто такие переходы становятся местом справления нужды маргинальных слоев населения, но тем не менее, они куда более безопасны чем их предшественники - бессветофорные наземные.

Тем не менее не смотря на всю революционность лужковских изменений уже в середине 2000-х МКАД вновь морально устарел. Количество автомобилей росло в геометрической прогрессии, а клеверные развязки справиться с таким их количеством были совершенно не в состоянии. К тому же, вследствие того, что на МКАДе не были предусмотрены места для аварийных машин, любая авария приводила к многокилометровой пробки.

Именно транспортная проблема стала одним из поводов для смещения Лужкова с поста мэра «в связи с утратой доверия». Новый столичный градоначальник Сергей Собянин взялся радикально решать транспортную проблему. МКАД снова был расширен на некоторых участках, появились «собянинские карманы» для парковки, началась массовая реконструкция развязок и строительство новых.

Очередное обновление кольцевой автодороги проходит под непосредственным руководством первого заместителя мэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина. Время покажет, приведут ли новые попытки решить транспортную проблему на МКАДе к ожидаемым результатам, но уже сегодня становится очевидным, что одним строительством развязок и расширением как самого МКАДа так и вылетных магистралей этот вопрос снят не будет. Требуется целый ряд оперативных и кардинальных мер в градостроении, транспортном сообщении и преодолении издержек радиальной планировки города.

МКАД - это крупная автомобильная магистраль, окаймляющая российскую столицу. Долгое время она была административной границей Москвы. Какова общая длина МКАДа? И когда была построена эта дорога? Об этом вы сможете узнать, прочитав нашу статью.

МКАД - что это такое?

Трудно найти москвича, который не знал бы, что означает аббревиатура МКАД. Однако для гостей столицы и России это слово вполне может оказаться незнакомым. Так что же такое МКАД?

Расшифровывается это слово следующим образом: Московская кольцевая автомобильная дорога. Подобные кольцевые дороги характерны для многих крупных мегаполисов мира. Их основное предназначение - снизить транспортную нагрузку на центральную часть города.

Кольцевая дорога окаймляет по кругу всю Москву. Интересно, что довольно длительное время МКАД совпадал с административной границей города. Однако в 80-х годах прошлого века в состав столицы начали включать жилые массивы, которые находились за его пределами. И сегодня дорога остается границей города разве что символично.

Какова же общая длина МКАД - московской кольцевой? Об этом пойдет речь далее.

Длина московского МКАДа и другие характеристики магистрали

Дорога, которая полностью окружает один из крупнейших мегаполисов планеты, само собой разумеется, должна иметь колоссальную протяженность. Какова же длина МКАД - кольцевой дороги российской столицы? Попробуем ответить на этот вопрос.

Если верить источникам, то общая длина МКАДа - 109 километров. Если быть точнее, то эта цифра составляет 108,9 км. Правда, здесь в точном определении этого параметра есть один нюанс. Дело в том, что протяженность внешнего круга кольцевой дороги будет несколько большей, нежели длина её внутреннего круга. Таким образом, длина МКАДа будет неодинаковой на разных полосах магистрали.

В каждом из направлений МКАД насчитывает по 5 полос движения. Максимальная скорость, которую можно развивать на этой магистрали - 100 км/час. По состоянию на 2011 год МКАД способен пропускать до 9000 тысяч автомобилей в час. Однако для крупного мегаполиса этого недостаточно. Именно поэтому городские власти недавно запланировали масштабную реконструкцию МКАДа. В частности, будут построены дублёры автомагистрали, модернизированы все транспортные развязки, а также сооружены новые транспортно-пересадочные узлы.

Кольцевая дорога в среднем удалена от географического центра Москвы на 17,3 километра.

История строительства МКАДа

Процесс проектирования автомагистрали вокруг столицы СССР начался еще в конце 30-х годов. Однако планы по её строительству сорвала Великая Отечественная война. Поэтому работы начались лишь в 1956 году, а спустя шесть лет движение по кольцевой было официально запущено.

Во время строительства также было возведено два моста - Спасский в 1962 году и Бесединский в 1960. В начале 90-х годов была осуществлена масштабная модернизация кольцевой автомагистрали.

МКАД: он или она? Как правильно говорить?

Еще один интересный момент относительно МКАДа относится к области филологии. Многие не знают, как грамотно говорить: МКАД - это он или же она?

С точки зрения логического мышления, раз это дорога (она), то и аббревиатура должна иметь женский род. Однако в обществе и даже в прессе МКАД очень часто употребляется в мужском роде. Как же все-таки нужно говорить правильно?

В официальной речи все же необходимо употреблять женский род аббревиатуры. Например: "МКАД в следующем году будет реконструирована". В то же время в неофициальной речи вполне допустимо употреблять это слово в мужском роде.

МКАД и общественный транспорт

В 90-х годах, во время крупной реконструкции МКАДа, планировалось, что вся кольцевая дорога будет охвачена автобусным сообщением. Однако так не случилось. На сегодняшний день около 50-ти автобусных маршрутов проходят по разным участкам МКАДа. В то же время отдельные сегменты кольцевой общественным транспортом города не обслуживаются вовсе.

Заключение

Московская кольцевая автомобильная дорога - одна из самых крупных и самых современных магистралей в России. Длина МКАДа составляет почти 109 километров, а в ширину он занимает десять дорожных полос. Несмотря на это, дорога не полностью справляется с транспортной нагрузкой в столице. И дорожные пробки уже давно стали привычным и ежедневным явлением для МКАДа.

Аббревиатуры с советских времен плотно вошли в нашу речь. Какие-то из них известны всем и каждому, какие-то имеют значение, известное лишь узкопрофессиональному кругу. А знаете ли вы расшифровку МКАД? Давайте подробнее поговорим об этом.

Расшифровка МКАД

Что обозначает данное словосочетание? Расшифровка аббревиатуры МКАД может быть следующей:

В нашей стране больше популярно первое значение.

Как употреблять аббревиатуру?

Мы разобрались с расшифровкой МКАД. Но как употреблять эту аббревиатуру в речи? Это он, она, оно? Московская (Минская) - явление женского рода. Но переносится ли это на буквосочетание?

Эксперты отмечают, что ранее МКАД был исключительно аббревиатурой женского рода. Однако в настоящее время отмечается "дрейф" буквосочетания к мужскому роду. Языковеды советуют следующее:

  • В официальной речи употреблять в женском роде. Например: "МКАД летним воскресным вечером была чрезвычайно перегружена".
  • В разговорной речи уместнее использовать аббревиатуру в мужском роде. Например: "Вдали показался МКАД".

Столичная кольцевая автодорога

МКАД - кольцевая московская федеральная автомагистраль. В период 1960-1984 гг. совпадала с административной границей столицы. Отсюда популярная фраза "За МКАДом жизни нет" - ирония над москвичами, не знающими о жизни в провинции, во всей остальной России. Сегодня же границы активно развивающегося мегаполиса находятся далеко за пределами этой известной автомагистрали и лишь кое-где частично совпадают с нею.

Основная функция МКАД в Москве - разгрузка центральных автодорог города. Необходимость в постройке подобной магистрали возникла в середине 50-х годов прошлого столетия. Сдали в эксплуатацию ее в 1962 году. Общая протяженность трассы - 109 км, по ней организовано пятиполосное (в каждом направлении) движение. Разрешенная скорость на МКАД в Москве - 100 км/ч. Пропускная способность оценивается в 9 тысяч автомобилей ежечасно.

К нашему времени было проведено две реконструкции дороги - в 1990-х и 2010-х гг. Сегодня назрели новые планы по модернизации трассы:

  • Строительство дублеров рядом с большими торговыми комплексами.
  • Создание на отдельных участках полос для разгона и торможения.
  • Строительство развязок типа "клеверный лист".

"Нулевой километр" (начало отсчета) находится на развилке с шоссе Энтузиастов. Отсчет ведется по часовой стрелке. Трасса используется не только личным и грузовым транспортом, но и общественным. По разным ее участкам движутся автобусы. Это как городские (обслуживаются "Мосгортрансом"), так и подмосковные, междугородние рейсы.

Схему МКАД мы представили на фото. Охарактеризуем также дорогу в цифрах:

  • Общая ширина - 10 полос.
  • Протяженность - 108,9 км.
  • Ширина каждой полосы - от 3,5 до 3,75 м.
  • Среднее удаление трассы от центра Москвы - 17,5 км.

МКАД в России считается одной из самых современных и комфортных автотрасс. Но хоть она обладает максимальной пропускной способностью в регионе, с потоком транспорта, увы, давно не справляется. Одна из самых "больных" характеристик магистрали - это пробки. Их причины различны:

  • Отсутствие съездов-стоянок для аварийных ТС.
  • Малая пропускная способность выездов с дороги-кольца.
  • Частое перекрытие движения из-за следования правительственных кортежей.
  • Близкое расположение к МКАДу больших торговых центров - они привлекают множество посетителей на л/а, которые дополнительно загружают трассу.
  • Неэффективные развязки-"клеверы".
  • Использование кольцевой дороги в качестве межрайонной и проч.

Минское автокольцо

Еще одна расшифровка МКАД - Минская кольцевая автодорога. Или же магистраль М9. Это трасса, которая, как и московская, ориентируется на административную границу столицы. Ее общая длина - порядка 56 км.

Строительство белорусской дороги проходило в 1956-1963 гг. Первоначально ее относили к 3-ей категории автотрасс - при общей ширине в 7,5 м она имела по одной полосе движения в каждую сторону.

Дорога также пережила две реконструкции - в 1980-м и 2002-м. После последнего изменения трасса обрела уровень первоклассной. Ее расширили до в ширину. Устроено 6-полосное движение. Скорость движения ограничена 90 км/ч. Пропускная способность минского автокольца оценивается в 85 тысяч транспортных единиц в сутки.

МКАД - это московская и минская кольцевые дороги. В официальной речи аббревиатуру употребляют в женском роде, в разговорной допускается и мужской.

Как известно, Москва - город-властелин колец . На сегодня в черте города находятся Бульварное, Садовое,Третье кольцо и МКАД, собственно и являющийся границей города (за редкими исключениями).

Именно Московской кольцевой автомобильной дороге, как одной из наиболее заметных, я решил посвятить свой очередной пост. Под катом:

История МКАД
Мифы кольцевой
Характеристики магистрали
Проект ЦКАД в Московской области
Третье транспортное кольцо
Четвёртое транспортное кольцо
Схема для сравнения: Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ
Полезные статьи по теме МКАД
Куча фотографий магистрали
Юмор по теме

История МКАД

К началу 70-х гг. дорога, рассчитанная первоначально на пропуск 36 тыс. автомашин в сутки, перестала удовлетворять нормальным условиям эксплуатации. В 1974 принято решение о реконструкции МКАД с целью увеличения пропускной способности до 50 тыс. автомашин в сутки. В 1974-77 проведены работы на участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом. Проезжая часть была расширена под трёхрядное движение в каждом направлении, построены дополнительные пешеходные переходы.

МКАД, как он есть

Пропуск машин ограничивался отсутствием освещения, надёжной разделительной стенки, что не соответствовало требованиям эксплуатации дорог подобного класса. Скорость движения по МКАД не превышала 40-45 км/ч. В начале 1990-х гг. в правительстве Москвы была разработана программа реконструкции МКАД. В 1995 было осуществлено освещение дороги по всей длине. По кольцу и на транспортных развязках установлено свыше 11 тыс. светильников на металлических опорах. В ходе реконструкции земляное полотно расширено до 50 м, проезжая часть - до 30 м, разделительная полоса - до 5 м. Посередине дороги на разделительной полосе установлена сплошная железобетонная стенка с осветительными устройствами. Сооружены новые пешеходные переходы, в том числе над дорогой в коридорах с прозрачными стенками; общее число переходов после реконструкции 77. Расширение проезжей части и переоборудование транспортных развязок позволяют организовать четырёхрядное движение в обе стороны.

Проведено переоборудование постов Госавтоинспекции электронной техникой. В результате реконструкции скорость на МКАД возрастла до 75 км/ч. К 2001 работы практически завершены.

Небывалая картина - Пустой МКАД

Мифы МКАД

Среди москвичей и жителей Подмосковья бытует легенда о том, что «Лужков украл двадцать сантиметров МКАДа»: якобы при расширении дороги её асфальтовые обочины были сделаны с каждой стороны на 10 см уже, нежели предполагалось по плану, в соответствии с которым составлялась смета, что позволило сэкономить значительную денежную сумму, якобы присвоенную Лужковым. На самом деле, указанная цифра была озвучена заместителем начальника Следственного комитета МВД России генералом-майором Михаилом Зотовым в связи с возбуждением уголовного дела о хищениях денежных средств при строительстве МКАД. По предварительным данным, с 1992 по 1997 годы было похищено 256 млрд руб. (неденоминированных), что соотносимо с сужением полотна с обеих сторон на 10 см.

В переходе МКАД (Фото g_d_m_f_s_o_b )

Характеристики магистрали

Ширина МКАД составляет 10 полос; общая протяжённость - 108,9 км. Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») по ходу часовой стрелки.

Несмотря на то, что МКАД является одной из самых современных и имеющих наибольшую пропускную способность дорог в регионе, с потоком автотранспорта она уже давно не справляется. Так называемые «пробки» - ежедневное явление на МКАД. Причиной пробок является недостаточная пропускная способность выездов с МКАД и отсутствие специальных парковочных мест для аварийных машин.

Предполагается, что разгрузить МКАД поможет

Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области (ЦКАД)

Согласно проекту, новая трасса будет опираться на два существующих автомобильных кольца особого назначения: Московское малое кольцо и Московское большое кольцо (т.н. «бетонки»), на участки магистралей М-1 «Беларусь» (Москва - Минск, протяженностью 41,4 км) и М-10 «Россия» (Москва - Санкт-Петербург, протяженностью 38,6 км).

Общая протяженность ЦКАД составит 520 км. Планируемое количество полос – от 4 до 8 в каждую сторону. Предполагается строительство 72 развязок с автодорогами и 19 железнодорожных переездов. Максимально разрешенная скорость 150 км/час. Строительство дороги планируется закончить в 2012 году.

Карта-схема ЦКАД

Главная задача новой трассы - разгрузить Москву и МКАД от транзитного транспорта. Подмосковные власти уже готовятся к выкупу земельных участков под будущую кольцевую магистраль. Однако, как считают эксперты, процесс выкупа земли под ЦКАД может растянуться на неопределенное время. В случае несогласия собственник изымаемого участка может затеять судебное разбирательство, а хозяйственные споры в российских судах, по словам специалистов, обычно рассматриваются "неспешно".

Правда, сроки строительства новой магистрали будут зависеть не только от темпов выкупа земельных участков. Как сообщают представители ФГУП "Дороги России", сейчас пока не готова даже концепция инвестиционного проекта строительства ЦКАД. В настоящее время сотрудники унитарного предприятия заняты изучением документации, подготовленной зарубежными экспертными компаниями, и лишь после этого концепция будет окончательно сформирована и направлена в Министерство транспорта РФ.

Развязка МКАД

Дорога на скоростных участках проложена с учетом технических требований строительства скоростной автомагистрали с расчетной скоростью 140 км/час. На различных участках дороги предусматривается от 4 до 8 полос движения в зависимости от интенсивности движения.

Съезды с ЦКАД и въезды на нее будут осуществляться только через 34 многоуровневые транспортные развязки. На ЦКАД предусматривается сооружение также 95 путепроводов на пересечениях с железными дорогами и территориальными автомобильными дорогами. Пересечения с реками, ручьями и водотоками в целях обеспечения связности природных экологических территорий предусмотрены с использованием 56 мостовых сооружений.

Для пешеходов предусматривается сооружение 22 подземных и надземных пешеходных переходов. Предусматривается развитие крупнейших логистических центров на важнейших железнодорожных и автомобильных направлениях. Всего под развитие логистических центров зарезервировано 2,5 тыс.га. Под развитие производственных и производственно-складских зон, под строительство технопарков и бизнес-центров, зарезервировано 4,2 тыс.га. Комплексное развитие территорий связанных с размещением объектов производственно и производственно-складского назначения предусматривает также резервирование более 4 тыс.га территорий под многоэтажное и малоэтажное жилищное строительство.

Карта-схема ЦКАД

Третье транспортное кольцо (ТТК)

Автомобильная дорога в городе Москве, общей протяженностью около 36 километров, из них около 19 километров - эстакады, около 5 километров - тоннели. Ширина автодороги на основных участках - не менее 8 полос. На третьем транспортном кольце находятся 17 транспортных развязок. Наземные пешеходные переходы и пересечения с другими дорогами на одном уровне отсутствуют, что позволяет обеспечить непрерывное движение на всём протяжении автотрассы.

ТТК - одна из трёх кольцевых автодорог города Москвы наряду с Садовым кольцом и Московской кольцевой автомобильной дорогой. Четыре раза пересекает реку Москва, в южной части проходит параллельно Малому кольцу Московской железной дороги, содержит три тоннеля - Лефортовский тоннель, Кутузовский тоннель и Гагаринский тоннель. Большая часть третьего транспортного кольца построена в конце 1990-х - начале 2000-х, однако в кольце задействованы отдельные участки, построенные в советское время и впоследствии реконструированные.


Третье кольцо. Фото (сделал по пути на работу)

Четвёртое транспортное кольцо

Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно улучшит дорожную ситуацию в городе.

Протяжённость Четвёртого кольца составит 74 км. Большая часть трассы пройдет по эстакадам и глубоким тоннелям, которых пока ещё нет. В настоящий момент, по словам замдиректора НИиПИ Генплана Ростислава Горбанева, ведутся работы на участке от Измайловского проспекта до шоссе Энтузиастов, где движение пройдет по эстакаде. Следующим этапом станет строительство участка трассы от Измайловского проспекта до Открытого шоссе, а затем начнут строить часть магистрали от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта и, одновременно с этим, глубокий тоннель на юге. Следующий этап – это участок от Открытого до Ленинградского шоссе, а последний -от Ленинградского шоссе до Большой Филевской улицы.

Горбанев добавил, что тоннели будут проложены как "старым" щитом диаметром 16 метров, которым уже рыли Лефортовский и Серебряноборский тоннели, так и новым, чей диаметр составляет около 19 метров. Этого, по его словам, достаточно, чтобы обеспечить в тоннелях нормальное четырехполосное движение. В ближайшее время "старым" щитом намечено пройти три приоритетных тоннельных участка: в районе станции метро "Кантемировская", в районе метро "ВДНХ" и самый протяженный - в районе Преображенской и Семеновской площадей.

Как заявили в НИиПИ Генплана, власти надеются, что к 2015 году новая магистраль будет полностью готова.

МКАД в непогоду

Наиболее крупные кольцевые автодороги в России и СНГ

Полное наименование Сокращение Протяженность, км
Московское Большое Кольцо МБК 550
Центральная кольцевая автомобильная дорога (проект) ЦКАД 442
Московское Малое Кольцо ММК 320
Большая кольцевая дорога вокруг Киева 213
Обход города Челябинска 139 (построено 96)