С чего начиналась Школа летчиков-испытателей

Как известно, Школа летчиков-испытателей была образована в октябре 1947 г. Но мало кто знает о существовании курсов повышения квалификации летчиков-испытателей при ЛИИ, начавших свою работу еще в 1944 г.
Курсы были образованы на основании приказа народного комиссара авиационной промышленности СССР № 623 от 24 октября 1944 г. Вот текст этого приказа:

«В целях повышения квалификации летчиков-испытателей заводов НКАП и передачи им опыта по испытаниям самолетов ЛИИ НКАП, приказываю:
1. С 12 ноября 1944 г. открыть при ЛИИ НКАП двухнедельные курсы повышения квалификации летчиков-испытателей заводов НКАП. Занятия на курсах производить по утвержденной много программе.
2. Начальником курсов назначаю заместителя начальника ЛИИ НКАП т. Зосима Д.С.
3. Начальнику ЛИИ НКАП т. Чесалову А.В. выделить оборудованные помещения для классов и общежития курсантов и обеспечить курсы инструкторско-преподавательским составом.
4. Начальнику Главснаба НКАП т. Калинину И.А. обеспечить курсы инвентарем, согласно прилагаемой спецификации (приложение № 1), и канцелярскими принадлежностями по заявкам ЛИИ НКАП.
5. Заместителю наркома т. Шорину Г.Ф. обеспечить спецпитанием летчиков-испытателей во время пребывания их на курсах,
6. Директорам заводов обеспечить своевременность командирования летчиков-испытателей на курсы повышения квалификации, учитывая сроки их прибытия, согласно прилагаемым спискам (приложение № 2 рассылается соответствующим заводам и организациям).
7. Начальнику курсов т. Зосиму Д.С. на всех окончивших курсы летчиков-испытателей представить председателю классификационной комиссии НКАП т. Коккинаки В.К. аттестации для присвоения классов.

Народный комиссар авиационной промышленности
А.И.Шахурин».

Вдумайтесь: еще идет война, враг только-только вытеснен за пределы страны, а нарком уже думает о будущем. Он понимает, что для освоения новых скоростей и перехода на реактивную технику необходимы более глубокие знания и опыт.
К приказу подшиты три приложения. В приложении № 1 перечисляются «постельные принадлежности и другие материалы для организуемых курсов летчиков-испытателей НКАП». Поражает дотошность снабженцев (нельзя удержаться, чтобы не процитировать). Итак, для создаваемых курсов выделялись:

«1. Матрацев - 30 штук
2. Подушек - 60 штук
3. Одеял - 30 штук
4. Простыней - 120 штук (по 2 смены)
5. Наволочек- 120 штук (по 2 смены)
6. Полотенец - 120 штук (по 2 смены)
7. Материал для светомаскировки - 100 метров».

Как видите, предусматривались все мелочи. Аэродром еще на военном положении (сохраняется светомаскировка), но курсы начинают работу.
Далее следует приложение № 2 «Список летчиков-испытателей НКАП, направляемых на курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП». В списке - 120 фамилий. В одной из граф списка проставлена очередность прохождения курсов. Летчики должны были обучаться на курсах четырьмя последовательными группами по 30 человек.
А в завершение приказа - приложение № 3 «Список летчиков-испытателей НКАП, не подлежащих направлению на курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП». В нем - 36 летчиков. В их числе - все летчики-испытатели ЛИИ (работавшие в институте в то время), а также наиболее подготовленные летчики-испытатели других организаций. Среди них - Б.Н.Бирбуц, Ф.Е.Болотов, А.И.Жуков , В.Б.Иншаков, В.В.Карпов, В.К.Коккинаки, Б.Н.Кудрин, А.А.Курбан, В.А.Матвеев, Я.Н.Моисеев, Ф.Ф.Опадчий, Я.Г.Пауль , А.К.Туманский, Н.А.Целибеев, Л.А.Юнгмейстер. Пусть читатель простит столь длинный список, но это - лучшие летчики-испытатели страны тех лет. Жаль, что теперь их фамилии известны лишь очень узкому кругу историков авиации.
К огромному сожалению, сейчас жив только один из более чем 100 выпускников курсов - Виталий Григорьевич Мареев. Ему - 93 года, живет в Киеве. Он смог рассказать некоторые подробности о том, как проходило обучение на курсах. Лекции читали такие признанные научные авторитеты, как М.А.Тайц, В.С.Ведров, А.В.Павлов и другие. Летчики-испытатели ЛИИ - С.Н.Анохин , М.Л.Галлай , А.Н.Гринчик , С.Ф.Машковский , Н.С.Рыбко , А.П.Якимов и другие - щедро делились своим богатым опытом. За полмесяца слушатели получали серьезный багаж новых знаний. После прохождения курсов летчики сдавали экзамен комиссии, которую возглавлял известный ученый, профессор Владимир Леонтьевич Александров. Тем, кто успешно сдал экзамены, повышались классы, и они возвращались к летной работе на свои авиазаводы. В 1945 г., после прохождения обучения всеми летчиками из списка, курсы прекратили свое существование. А в 1947 г. при ЛИИ была создана двухгодичная Школа летчиков-испытателей, история деятельности которой известна.
Таким образом, можно считать, что Школа летчиков-испытателей ведет свое начало от курсов повышения квалификации при ЛИИ, которые были образованы осенью 1944 г.

Андрей СИМОНОВ

Торжественный вечер, посвященный 65-летию школы летчиков-испытателей имени А.В.Федотова, состоялся 20 октября в Дворце культуры города Жуковского. В числе почетных гостей на этом мероприятии присутствовала Нина Георгиевна Громова – вдова легендарного М.М.Громова, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. Именно он стал инициатором создания ШЛИ.
Школа была создана в 1947 году на базе Летно-исследовательского института для подготовки летчиков и штурманов-испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации.
Первым ее начальником был Михаил Котельников. Бывший фронтовой летчик, генерал-майор авиации, с которым Громова свела судьба еще в годы войны: дивизия Котельникова входила в состав авиационной армии под его командованием. Первых претендентов в число слушателей Михаил Васильевич набирал лично: ездил по воинским частям, присматривал кандидатов в испытатели в строевых авиационных подразделениях. Отбор Котельникова прошел проверку временем и оказался безупречным: многие из его «ореликов» впоследствии стали высококлассными испытателями и Героями Советского Союза.
С 1984 года ШЛИ носит имя А.В.Федотова – Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса, хорошо известного всем жуковчанам. В зале Дворца культуры присутствовала его вдова – Галина Васильевна, получившая, так же как и Нина Георгиевна Громова, от организаторов роскошный букет цветов – знак внимания и уважения.

Славные страницы истории школы летчиков-испытателей относятся в основном к советскому времени. После распада великой державы для ШЛИ им. А.В.Федотова наступил очень тяжелый период. Авиация – не коммерция, без государственного финансирования ее нормальное существование нереально.
Как сказала в своем выступлении на торжественном вечере единственная женщина, прошедшая полный курс подготовки ШЛИ, Светлана Савицкая, «в 90-е годы прошлого века случались вообще непонятно какие наборы, просто люди за деньги учились летать на самолетах». Есть надежда, что этого больше не повторится. Герой России, заслуженный летчик-испытатель, начальник ЛИИ им. М.М.Громова Павел Власов с удовлетворением сообщил в приветственном слове:
– Сегодня есть решение Совета безопасности Российской Федерации о государственной поддержке ШЛИ. Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин подписал Протокол о финансовом оздоровлении ЛИИ и школы. В самое ближайшее время будет много положительных изменений.
Павел Власов под аплодисменты ветеранов вручил Почетные грамоты группе сотрудников ШЛИ за добросовестный труд и верность своему делу.

За время работы ШЛИ им. В.А.Федотова подготовлено 722 летчика-испытателя, 50 штурманов, сотни высококлассных бортпроводников. 90 выпускников удостоены звания Героев Советского Союза и России, 2 – Героя Социалистического труда. 248 выпускников стали заслуженными летчиками-испытателями, 12 – заслуженными пилотами, 9 – лауреатами Ленинских и Государственных премий.
120 выпускников и инструкторов ШЛИ не вернулись из полета.
Минутой молчания почтили их память собравшиеся в этот торжественный вечер в жуковском Дворце культуры.

В зале Дворца культуры Жуковского прозвучало приветствие Сергея Крикалева, записанное в Казахстане. Выпускник ШЛИ, Герой Советского Союза и Герой России (один из четырех человек, удостоенных обоих званий), рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев, ныне занимающий должность начальника центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, в дни празднования 65-летия школы летчиков-испытателей оказался в ко­мандировке на Байконуре.

От имени Комитета по обороне Государственной Думы РФ всех присутствующих приветствовала Светлана Савицкая – первая женщина в мире, совершившая выход в космическое пространство, первая и единственная женщина дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР.
Лично поздравил коллег Игорь Волк – летчик-космонавт СССР, первый командир жуковского отряда космонавтов, успешно прошедший полный курс подготовки полета на «Буране», ныне – президент международной ассоциации «Земля и космонавтика».
В зале присутствовал другой легендарный участник «волчьей стаи», как прозвали жуковчане команду Игоря Волка, Герой России, заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, ныне член консультативного Совета при Президенте РФ, а также президент российской корпорации «Авиация», почетный президент МАКСа и почетный президент Федерации ушу-саньда города Москвы.
В числе почетных гостей на этом мероприятии был Петр Дайнекин – бывший Главнокомандующий ВВС Советского Союза и России, доктор военных наук, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке. Он имел возможность много раз убедиться на деле, чего стоит выучка выпускников ШЛИ. От души сказал «спасибо» всем, кто имеет отношение к учебному процессу в школе и, конечно, выразил искреннее восхищение мастерством выпускников ШЛИ. «65 лет – юношеский возраст, – в шутку сказал Петр Дайнекин, – ВВС в этом году отмечали столетие. Вот это дата! Желаю всем нам встретиться на вековом юбилее школы, отпраздновать этот юбилей с присущим авиаторам размахом!»

Трое выпускников в этом году окончили обучение в школе: им вручили дипломы и выдали свидетельства установленного образца на торжественном вечере в присутствии живых легенд авиации. Запомните эти имена: Александр Денисюк, Олег Хохлов, Александр Павленко. Они начинают свою карьеру летчиками-испытателями 3 класса.

Единственная в России школа летчиков-испытателей, база, где к орбитальным полетам готовили первый отряд советских космонавтов. Легендарный научный центр - летно-исследовательский институт имени Громова отмечает 75-летие.

В данном случае хвост - не главное. Не влезает в ангар - можно оставить и на улице. Этот Ил-76 не просто самолет: лаборатория, в каких здесь испытывают то, благодаря чему человек умеет летать. Впрочем, про эти испытания мы вряд ли узнаем больше.

"Данная летающая лаборатория создана на базе серийного самолета Миг-29. Предназначена она для испытания боевых комплексов. Каких боевых комплексов - я вам сказать не могу. Это военная тайна", - говорит инженер Иван Хонякин.

Сегодня здесь куда не надо не пролетит и муха. А когда-то на лётном поле был в буквальном смысле проходной двор.

Бывшему директору и действующему сотруднику ЛИИ Арсению Дмитриевичу Миронову 99 лет. В институте он с момента основания. Был летчиком, штурманом, инженером, участвовал в расследованиях авиакатастроф, в том числе той, что привела к гибели Юрия Гагарина. Космонавт номер один для ЛИИ тоже не чужой.

Началось всё с того, что аэродром на Ходынке перестал справляться с нагрузками. И под Москвой у платформы "Отдых" стали строить новое лётное поле для испытаний. Потом оно обрастёт домами и улицами, которые станут городом Жуковским. А в марте 41-го на базе аэродрома создадут ЛИИ под началом легендарного лётчика Михаила Громова.

С этого момента здесь стали не просто, как говорят авиаторы, "облётывать" машины, но и заниматься наукой. Изучать аэродинамику, термодинамику, устойчивость, управляемость. Тестировать двигатели, кресла, противообледенительные системы.

Кадры готовят сами. Школа лётчиков-испытателей при ЛИИ - единственное подобное учебное заведение в стране.

Вот как было раньше. На тренажере моделировались разные нештатные ситуации. Если пилот чувствовал себя чересчур комфортно, можно было устроить ему, например, потерю топлива или отказ пары систем - пусть выкручивается. Ну, а за тем, как он выкручивается, следило специальное устройство. По нынешним временам - ноутбук или планшет. Каждая ячейка этого компьютера отвечала за конкретный параметр полёта.

Теперь у пилота вместо ламповых телевизоров - панорамный обзор, а инструктор усложняет ему жизнь кликами мышки.

"Школа летчиков-испытателей существует почти с первого года существования ЛИИ. И все лётчики-испытатели обязательно проходят через школу летчиков-испытателей", - отмечает начальник Школы летчиков-испытателей при ЛИИ им.Громова Александр Крутов.

Это не обман зрения: один движок действительно больше остальных. И этот "Ил-76" - тоже летающая лаборатория. Двигатель-гигант будут ставить на новый отечественный пассажирский лайнер МС-21. А пока обкатывают, сняли один из штатных двигателей "Ила", усилили крыло и напичкали борт аппаратурой, которая будет измерять около тысячи параметров работы новичка.

"Пока самолет тоже проходит конструкторские доработки, будет выходить на испытания, мы уже опережающими темпами готовим двигатель к постановке на МС-21 и дальнейшим испытаниям на этом самолете", - рассказывает ведущий инженер летающей лаборатории Владимир Попов.

С вышки за Илом присматривает диспетчер: вот здесь уже всё как в обычном аэропорту. Разве что самолетов меньше, а взлетная полоса - наоборот самая длинная в Европе и способна принимать любые типы самолетов. Универсальность тут вообще уважают.

"Я и сейчас летаю на всём: и на вертолетах на всех, и на самолетах, и на истребителях, в том числе, и на тяжёлых. Это же моя жизнь!" - говорит летчик-испытатель, герой России Александр Крутов.

1960 год... Мы стоим с Головановым на стоянке, где базируются самолеты ГосНИИ ГА, - вспоминает А. А. Лебедев. Мимо нас проносится только что приземлившийся Ту-104. Аэрофлот вот уже несколько лет эксплуатирует тяжелые пассажирские реактивные машины. Я с завистью провожаю «сто четвертую». От Голованова мой взгляд не укрылся.
- Завидуешь? - в его голосе звучит сочувствие. - И я подтверждаю; завидую... - Но мне дорога на эти машины заказана, а ты-то что топчешься?
- А что делать? Уходить в Аэрофлот линейным летчиком?
- Зачем? Иди в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности. В октябре в Жуковском начинаются занятия. Первый набор от гражданской авиации, - он помолчал. Молчал и я, застигнутый врасплох столь неожиданным предложением.
- Ну что, тебя вносить в список?
- Да, - я так быстро ответил, что Голованов рассмеялся, махнул рукой и ушел.
...На учебу мы ездили каждый день в электричке, и мало кто из ее пассажиров мог бы угадать, кто же мы на самом деле. Студенты, как студенты, листают учебники, конспекты, рассказывают веселые истории... Хотя ездили мы в необычное учебное заведение.
А школа-то действительно была уникальной. Демократия -полнейшая. Занятия начинались без привычных звонков. В перерывах можешь сыграть в настольный теннис или на биллиарде с преподавателем. А преподаватели у нас - специалисты высшей квалификации: С.А.Анохин, М.Л.Галлай, Я.И.Берников... Что ни имя - легенда.
Ко времени в школе относились бережно, по-деловому. Вот лишь один пример. Приближались сроки вылета на самолете Ил-28. Мы-то привыкли, что будут лекции по изучению самолета, двигателя... А их нет. Не вытерпели, пошли к начальнику штаба с вопросом, когда, мол, начнем? Ответ нас обескуражил:
- На это мы учебные часы не планируем. Руководство по самолету - в библиотеке, а зачеты по знанию материальной части будете сдавать инженеру школы прямо на стоянке у Ил-28.
...Год учебы пролетел незаметно. И вот уже сдан последний экзамен, выполнен последний учебный полет. Пришла пора расставаться с полюбившимся всем нам коллективом преподавателей и испытателей школы.
Как провести выпускной вечер? Посоветовались и... решили «купить» теплоход. Им оказался «Максим Горький». Приглашены были все преподаватели и инструкторы, летчики с женами, выпускники группы МДП, которые учились с нами параллельно.
Каждому был вручен пригласительный билет такого содержания.

Уважаемый товарищ Лебедев А.А. Группа выпускников, летчиков ГссНИИ ГА, приглашает Вас с супругой в субботу 30 июня 1962 года на ПРОГУЛКУ ПО КАНАЛУ им. МОСКВЫ,
ПОСВЯЩЕННУЮ
ОКОНЧАНИЮ ШКОЛЫ ЛЕТЧИКОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ Вам предлагается прибыть к 12.30 (мск.) на Речной вокзал Химки. Теплоход «Максим Горький» отплывает в 13.00 (мск.) (при себе иметь: свежую голову и пустой желудок).
Приблизительная программа прогулки
I ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ
Доклад начальника школы (коротенько, минут на сорок). Ответный содоклад (хвалебный) одного из выпускников. Вручение дипломов (по одному каждому выпускнику).
II. ОБЕД (скромный)
Сопровождается остроумными тостами и лекцией о вреде алкоголя (лекцию читает не кандидат медицинских наук тов. А. С. Томилин).
III. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ (самодеятельность.
Желательно без цирка)
Исполняется Авиационный гимн (поют стоя. Женщины тихо сидят).
Короткие рассказы о том, кто как летал (рассказывают все сразу).
Традиционные песни, например «Подмосковные вечера» и др. (поют хором все, дружно, главное громко!).
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельно любоваться красотой берегов, одновременно - заверения в дружбе (рукопожатия, объятия и т. д.).
Прибытие в Москву. Вывод с теплохода, развод по такси (выполняют жены).
Предупреждение: опоздавшие лишаются возможности попасть
на торжественную часть.

ОРГГРУППА В солнечный июньский день, в указанное время, участники торжества заполнили палубы теплохода, опоздавших не было. Теплоход снялся со швартовых, и мы отправились в путешествие но каналу имени Москвы. Пока жены любовались красотой пронизывающих берегов, а в залах ресторана накрывался праздничный стол, в музыкальном салоне теплохода проходило торжественное заседание.
С речью к выпускникам обратился начальник школы А. И. Розанов, который и вручил каждому из нас диплом об окончании школы летчиков-испытателей МАП. С ответной речью от выпускников выступил Б.А.Анопов.
По окончании торжественной части все были приглашены за прекрасно сервированный стол ресторана. Летчик-инструктор Мих. Мих. Котельников, так его сокращенно именовали, попросил снова. Разговоры притихли, а он с напускной серьезностью сказал:
- Почему не выполняются пункты, указанные в пригласительном билете?
- Кто-то робко спросил:
- Какие?
- Как какие? Пора начинать петь Авиационный гимн! «Все выше, и выше...» - и, не дожидаясь нашего согласия, встав на свое кресло, он начал петь и дирижировать всеми поющими...
После веселого обеда на палубе начались танцы. Кто до танцев был не горазд, заверяли друг друга в любви и вечной дружбе.
Причалили к речному порту поздно вечером. Вместе со своими старшими товарищами с корабля сошли дипломированные летчики-испытатели: Б.А.Анопов, Б.А.Возяков, В.В.Козлов, А.С.Томилин, В.Д.Попов, В.М.Алексеев, С.И.Горчилин и А.А.Лебедев.
Я достал дома из кармана прямоугольную голубую книжицу. перечитал оценки, вплоть до «отлично» по математике. Поглядел нa подписи, печати...
- Не веришь, Саша? - тихонько спросила жена, войдя в комнату, где я разглядывал свой диплом.
- Не верю... - сказал я.
И долго еще не мог поверить в то, что мечта моя наконец-то сбылась и я получил высшую квалификацию в летном деле - летчика-испытателя.
Но будни отодвигали все дальше в прошлое наше плавание, а с ним - и воспоминания о школе. Я втягивался в работу на новых машинах...

«Если очень хочешь, станешь» - так ли это? Илья Павлович Мазурук рассказывает

ШЛИ им. А. В. Федотова: намечен новый набор высоты

В канун юбилея знаменитой школы летчиков – испытателей на государственном уровне были приняты решения об укреплении ее материально-технической базы.

Немного истории

Торжественный вечер, посвященный очередной знаменательной дате школы летчиков-испытателей имени А. В. Федотова, состоялся в жуковском Дворце культуры. В числе почетных гостей на этом мероприятии присутствовала Нина Георгиевна Громова – вдова легендарного Михаила Михайловича Громова, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. Именно он, трудившийся после Великой Победы в Министерстве авиационной промышленности СССР на разных руководящих постах, в том числе начальником управления летной службы, стал инициатором создания ШЛИ.

Школа была создана в 1947 году на базе Летно-исследовательского института для подготовки летчиков и штурманов- испытателей, ведущих инженеров по летным испытаниям, а также повышения квалификации специалистов в области авиации и их аттестации.

Первый ее начальник - Михаил Котельников. Бывший фронтовой летчик, генерал-майор авиации, с которым Громова свела судьба еще в годы войны – дивизия Котельникова входила в состав авиационной армии под его командованием. Михаил Васильевич первых претендентов в число слушателей набирал лично – ездил по воинским частям, присматривал кандидатов в испытатели в строевых авиационных подразделениях. Отбор Котельникова прошел проверку временем и оказался безупречным: многие из его «ореликов» впоследствии стали высококлассными испытателями и Героями Советского Союза. С 1984 года ШЛИ носит имя А. В. Федотова, Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-майора авиации, заслуженного тренера СССР, мастера спорта международного класса – хорошо известного всем жуковчанам. В зале Дворца культуры присутствовала его вдова – Галина Васильевна, также как и Нина Георгиевна, получившая от организаторов роскошный букет цветов – знак внимания и уважения.

Крутые виражи

Славные страницы истории жуковской школы летчиков-испытателей относятся, в основном, к советскому времени. После распада великой державы для ШЛИ им. А. В. Федотова наступил очень тяжелый период. Авиация – не коммерция, без государственного финансирования ее нормальное существование нереально. Как сказала в своем выступлении, на торжественном вечере, единственная женщина, прошедшая полный курс подготовки ШЛИ, Светлана Савицкая: « В 90-е годы прошлого века случались вообще непонятно какие наборы – просто люди за деньги учились летать на самолетах». Есть надежда, что этого больше не повторится. Герой России, Заслуженный летчик испытатель, начальник ЛИИ им. М. М. Громова Павел Власов с удовлетворением сообщил в своем приветственном слове:

Сегодня есть решение Совета безопасности Российской Федерации о государственной поддержке ШЛИ. Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин подписал Протокол о финансовом оздоровлении ЛИИ и школы. В самое ближайшее время будет много положительных изменений…

Павел Власов, под аплодисменты ветеранов, вручил Почетные грамоты группе сотрудников ШЛИ за добросовестный труд и верность своему делу.

Кузница героев

За время работы ШЛИ им. В. А. Федотова подготовлено 722 летчика – испытателя, 50 штурманов, сотни высококлассных бортпроводников. 90 выпускников удостоены звания Героев Советского Союза и России, 2 – Героя Социалистического труда. 248 выпускников стали Заслуженными летчиками – испытателями, 12 – Заслуженными пилотами, 9 лауреатами Ленинских и Государственных премий.

120 выпускников и инструкторов жуковской ШЛИ не вернулись из полета.

Минутой молчания почтили их память собравшиеся в этот торжественный вечер в жуковском Дворце культуры.

Привет с Байконура

К сожалению, не все желающие смогли попасть на это торжество. Выпускник ШЛИ, Герой Советского Союза и Герой России (один из 4 человек, удостоенных обоих званий), рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев – ныне занимающий должность начальника центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, в дни празднования 65-летия жуковской школы летчиков-испытателей, оказался в командировке на Байконуре. Но хотя бы виртуально не поучаствовать в этом знаменательном событии он, конечно, не мог. Приветствие Сергея Крикалева, записанное в Казахстане, прозвучало в зале Дворца культуры Жуковского. Коллеги одобрительными аплодисментами откликнулись на такой знакомый им голос.

Живые легенды

Но большинство из ныне здравствующих, имеющих отношение к ШЛИ, охотно откликнулись на приглашение организаторов юбилейного торжества. От имени комитета по обороне Государственной Думы РФ всех присутствующих приветствовала Светлана Савицкая – первая женщина в мире, совершившая выход в космическое пространство, первая и единственная женщина дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР. От себя лично поздравил коллег Игорь Волк – летчик-космонавт СССР, первый командир жуковского отряда космонавтов, успешно прошедший полный курс подготовки полета на «Буране», ныне – президент международной ассоциации «Земля и космонавтика». В зале присутствовал другой легендарный участник «волчьей стаи» - как прозвали жуковчане команду Игоря Волка – Герой России, Заслуженный летчик - испытатель Магомед Толбоев, ныне член консультативного Совета при Президенте РФ, а также – президент российской корпорации «Авиация», почетный президент МАКСа и почетный президент федерации Ушу – Сань-да города Москва. В числе почетных гостей на этом мероприятии был Петр Дайнекин – бывший Главнокомандующий ВВС Советского Союза и России, доктор военных наук, Герой Российской Федерации, генерал армии в отставке. Он имел возможности много раз убедиться на деле, что стоит выучка выпускников ШЛИ. От души сказал «спасибо» всем, кто имеет отношение к учебному процессу в школе и, конечно, выразил искреннее восхищение мастерством выпускников ШЛИ. « 65 лет – юношеский возраст, - в шутку сказал Петр Дайнекин, - ВВС в этом году отмечали столетие. Вот это дата! Желаю всем нам встретиться на вековом юбилее школы, отпраздновать этот юбилей с присущим авиаторам размахом!»

Кому светят звезды

Удача улыбнулась выпускникам ШЛИ им. А. В. Федотова 2012 года. Трое в этом году закончили обучение в школе, - им были вручены дипломы и выданы свидетельства установленного образца на торжественном вечере в присутствии живых легенд авиации. Запомните эти имена: Александр Денисюк, Олег Хохлов, Александр Павленко. Они начинают свою карьеру летчиками-испытателями 3 класса. Конечно, это лишь первая ступень к настоящему летному мастерству. Но в условиях возврата интереса у руководителей государства к развитию авиации - о чем сказал Павел Власов, у этих молодых авиаторов имеются прекрасные возможности стать достойными преемниками Крикалева, Волка и Толбоева, сотен других воздушных асов и вписать свои имена в героическую летопись, начатую Михаилом Громовым и Михаилом Котельниковым.