Репетитор – казалось бы обычный учитель, как и все остальные педагоги в нынешней школе, вот только это не совсем так. Это в первую очередь специалист, зарабатывающий себе авторитет и клиентуру интересными занятиями, на которые ученикам хочется идти с удовольствием. Но как же , к которому будут стремиться попасть дети и взрослые?

Секреты репетитора

Прежде чем начать занятия с ребенком, важно узнать один очень пикантный момент – есть ли у него самого желание посещать занятия или это исключительно прихоть родителей. От его ответа будет зависеть основная стратегия работы, поэтому стоит поговорить об этом наедине в максимально доверительной обстановке.

Обычно целенаправленная мотивация присутствует у подростков, которые готовятся к сдаче важных экзаменов и понимают, что от исхода занятий будет зависеть их результат, а значит и будущее. Неподдельный интерес может быть и малышей, стремящихся постичь что-то новое и им совершенно неведомое. В связи с этим и разрабатывается основная направленность работы.

Что делать, если у ребенка совсем нет желания учиться? Попробовать максимально заинтересовать его без излишнего давления. Порой это может быть сложно, особенно когда приходит учащийся 6-7 класса с уровнем знаний первоклассника. В таком случае стоит быть терпеливым и постараться начать с самого начала, но не опускаться при этом до уровня младшей школы.

Простые правила для репетитора

1. Всегда старайтесь давать ребенку что-то новое на каждом уроке;
2. Постарайтесь максимально повысить полезность сказанного вами слова, чтобы ученик осознавал, что каждое последующее занятие – шаг вперед;
3. Придумайте свою систему оценивания;
4. Используйте наглядность и современные технологии;
5. Добавляйте элементы игры на занятии, особенно с младшими школьниками, но старайтесь не превращать все в игру, чтобы не потерять связь с учебным процессом;
6. Попробуйте превратиться из педагога в друга и наставника, который понимает и разделяет интересы ребенка;
7. Не перетягивайте одеяло на себя во время работы, превращая занятие в монолог. Вовлекайте в сотрудничество ребенка, и это всегда будет ему интересно.

Не забывайте – что каждое занятие – маленький спектакль, где главная роль принадлежит вашему ученику, а вы всего лишь режиссер этого действия.

Меня зовут Михаил Ланцман, я руководитель сети курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Lancman School. На данный момент у нас более 40 филиалов только в Москве и Подмосковье, филиалы в других городах России. Но начиналось все с моего частного репетиторства. На примере своей истории хотел бы рассказать, как репетитор может вырасти в предпринимателя.

Прошу читателя правильно отнестись к данной статье. Конечно же, преподаватель в первую очередь должен любить детей и любить свое дело. Развиваться профессионально - прежде всего, работать над тем, чтобы ученики добивались поставленной цели. Но любому человеку требуется рост - профессиональный и зарплатный. И здесь я предлагаю репетитору посмотреть на то, как он может повысить уровень своего дохода.

Так что если вы не репетитор или преподаватель, то не обращайте внимание на данную статью.

А теперь к делу.

Для начала скажу: совершенно очевидно, что репетитор очень сильно ограничен в своих возможностях. Он может принять только на свой предмет, только в своем районе, только в свободное время. Ну, или уходить в онлайн.

При этом ваши ученики, если вы репетитор, могли бы заниматься у вас и другими предметами, они могли бы рекомендовать вас и их друзья также приходили бы к вам на разные предметы. У этих учеников есть младшие и старшие братья и сестры. Вобщем, в сумме это немаленькая клиентская база. Но вы репетитор, вы ведете лишь свой предмет. Как же вы, как репетитор, смогли бы вырасти?

Итак, вот мои стадии роста.

1. Стоимость занятий

И таким принципом формирования стоимости своих занятий я в дальнейшем продолжал пользоваться. У меня забита половина графика занятиями - я повышаю стоимость. Наступает новый момент, когда у меня остается мало времени и я понимаю, что готов к еще одному повышению цены - я начинаю называть более высокую стоимость. Подход, основанный на спросе и предложении. Иногда это вызывает непонимание со стороны родителей, которые не понимают, как стоимость занятий с ребенком может быть такой большой. Помню, как одна мама потенциального ученика мне написала: даже не думала, что стоимость занятий с 6-классником может быть такой огромной!

Но важно, чтобы и вы понимали, и можно это доносить до родителя: вопрос того, как вы оцениваете свое время? Если вы считаете, что ваш час стоит 3000 рублей, то двухчасовое занятие с каким угодно ребенком будет стоить 6000 рублей. Вопрос не возраста ребенка или сложности материала, а вопрос вашего времени и опыта.

Кстати, часто встречаю такую же позицию и у репетиторов. Они говорят примерно так: ну нет, больше такой-то цены я брать не могу, это не стоит того.

Если у вас в графике негде яблоку упасть, то нужно повышать стоимость занятий. Таким образом вы будете и какое-то время на неделе держать свободным, и зарабатывать больше.

2. Объединение в группы

Следующим этапом роста для репетитора может стать объединение ребят в группы. Таким образом вы можете увеличить вашу пропускную способность. Если индивидуально, ходя по ученикам или принимая их дома, вы можете обучать одновременно не более 10-12 учеников, то в группах вы можете уже обучать до 20-25 учеников (хотя это и очень непростая задача, и уже рекламный бюджет). Конечно, с каждого ученика в группе вы будете получать меньше, но суммарный доход может прилично вырасти.

Но дома группу обучить невозможно, поэтому вам необходимо будет снять аудиторию. Мы достаточно быстро пришли к этому этапу. Мы с братом участвовали как волонтеры в школе, которая, кстати, позже стала школой Lancman School, но тогда это был социальный проект. И на базе этой школы мы начали проводить занятия по математике и физике. Вполне естественно у нас появилась синергия: мой брат был физиком, я математиком. Соответственно, один ученик, пришедший к нему на физику, мог потом заниматься у меня математикой. Тоже самое и в обратную сторону. На самом деле, без такой синергии этот этап не очень выгоден. Чтобы набирать такое количество учеников уже нужны рекламные бюджеты, аренда, появляются новые статьи расходов. Именно поэтому мы быстро пришли к следующему этапу - курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

3. Курсы

Ученику, пришедшему к нам на физику и математику, нужно было сдавать и русский язык. Кто-то из пришедших учеников хотел сдавать еще обществознание, историю, английский, химию или биологию. Именно поэтому, мы стали подбирать преподавателей сначала среди знакомых, которые могли бы проводить уже в наших аудиториях занятия с группами. Таким образом, мы не только зарабатывали со своего частного репетиторства или с групп, которые сами вели. Но и на группах по другим предметам, тем самым увеличивая средний чек с каждого ученика. Таким образом, если мы платили ту же сумму за привлечение клиента, теперь мы зарабатывали с него в 1,5-2 раза больше.

Еще одним характерным выводом для данного этапа стало решение уменьшать преподавательскую нагрузку и больше заниматься управлением и масштабированием. Кстати, это было непросто. Ведь все любили как репетитора именно меня, приходили на мое имя. Да и на частном репетиторстве я очень неплохо зарабатывал. Но если вы хотите развивать свой учебный центр, необходимо уделять много времени управлению.

И немало частных репетиторов, видя такую перспективу развития вполне естественной, именно так и стали развиваться, зачастую пропуская второй пункт. Кстати, и некоторые наши преподаватели на курсах тоже стали открывать свои курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School. И с одной стороны, я очень рад за них, за их развитие. С другой стороны, я невероятно рад, что они, работая у нас, захотели дальше идти вместе с нами.

Конечно, это мой путь развития и роста. И также вы можете пойти в онлайн-обучение или вообще оставаться классным репетитором, который будет заниматься обучением ребят и развиваться на этой стезе. Просто нужно отдавать себе отчет, кем вы хотите быть через 10-15-20 лет? Задайте себе этот вопрос и, отталкиваясь от ответа, решайте, куда вам развиваться.

Если же вы хотите открыть курсы ЕГЭ, то по промокоду «ассоциация репетиторов» вы можете получить у нас скидку 50 тысяч рублей на покупку франшизы курсов: lancmanschool.ru/franshiza

С уважением, Михаил Ланцман

Существует два варианта увеличения своих доходов для частного репетитора.

Вариант №1 . Увеличить количество учеников.

Вариант №2 . Увеличить стоимость услуг.

Сразу скажу, что первый вариант – это в итоге тупиковый путь. У человека только две руки и две ноги и 24 часа в сутках (не нужно об этом забывать). При чем, это касается не только репетиторов, но и частных специалистов в других сферах бизнеса. Делая ставку на первый вариант, вы рано или поздно упретесь в потолок по доходам, начнете сильно уставать и т.д.

Однако давайте рассмотрим 7 способов как начать зарабатывать больше репетитору для вышеприведенных двух вариантов увеличения доходов.

Для варианта №1.

  1. Увеличить охват аудитории, путем использования дополнительных каналов привлечения клиентов для репетиторского бизнеса. Грубо говоря, если до сегодняшнего дня вы искали учеников через знакомых и “сарафанное радио”, необходимо начать использовать современные инструменты интернет-маркетинга (создать свой сайт, страницу в соц.сетях, открыть свой канал на YouTube и т.п.).
  2. Назначить дополнительные занятия для ваших нынешних учеников. Т.е. если с каждым отдельным учеником вы занимаетесь два раза в неделю, нужно перейти на более плотный график занятий (например, три раза в неделю).
  3. Создать мини-группу. Чтобы максимально эффективно использовать свое время и зарабатывать больше, можно преподавать в мини-группе (ни один человек, а одновременно 2-3 ученика). Таким образом, за один и тот же промежуток времени, практически при одинаковых усилиях, вы заработаете больше денег.

Для варианта №2.

  1. Сменить нишу. Если вы преподаете школьникам младших классов по школьной программе, смените нишу и начните обучать взрослых. Ставки возрастут естественным образом. Да, в зависимости от вашей специфики, вам, возможно, придется повысить свою собственную квалификацию. А кто сказал, что будет легко 😉
  2. Стать №1 в своей нише. Чтобы начать зарабатывать по настоящему хорошие деньги в репетиторском бизнесе, необходимо всегда стремиться стать лучшим в своей нише. Для этого вам придется создать , а так же использовать все доступные инструменты маркетинга. Создание профессиональной репутации и личного бренда – это непростая работа. Но не забывайте, что сначала вы работает на репутацию, а потом она начинает работать на вас.
  3. Правильно выбрать ЦА (целевую аудиторию). Есть богатые ученики, а есть бедные. Нужно стремиться работать с первой категорией. У богатых и бедных разный уровень жизни, а, следовательно, они территориально могут находиться в разных местах, иметь разные увлечения и хобби, посещать разные заведения и даже сайты. Учитывайте это еще на стадии .
  4. Открыть свою школу. Этот способ является логическим завершением успешной деятельности любого частного репетитора и позволяет резко увеличить планку доходов. На вас начнут работать люди, а в ваши обязанности будет входить менеджмент, разработка стратегий развития бизнеса, построение отношений с клиентами и т.д.

Примечание. Почему одни репетиторы зарабатывают много, а другие мало?

Существует стереотип (особенно у индивидуальных преподавателей старой формации), что для того чтобы хорошо зарабатывать, необходимо постоянно повышать свою квалификацию и нарабатывать авторитет среди своих учеников. Это, безусловно, так, однако они забывают один очень важный момент, который категорически нельзя упускать в наше время. Сегодня продает не квалификация, а узнаваемость, медийность, личный бренд! В то же время квалификация репетитора – является фактором по умолчанию.

Другими словами постоянно повышать свою квалификацию как преподавателя и компетентного специалиста вы обязаны в любом случае. Но для того, чтобы выйти на хороший доход (условно от 100.000 руб./мес.) нельзя забывать про личный маркетинг! А для молодых и начинающих репетиторов – это огромное преимущество перед их более опытными коллегами 😉 Опыт со временем придет, а заниматься продвижением своих услуг нужно уже сейчас!

Полина
репетитор по русскому языку

«Занималась с ученицей, и вроде все хорошо, но как-то раз прихожу, открывает дверь ее брат, со словами «Проходите, но Маши дома нет». Прохожу, вижу их маму, которая пытается Машу разыскать. Спустя полчаса и около десятка неотвеченных вызовов приходит СМС: «Так сегодня разве? Завтра же?» В подобных историях меня поражают в большей степени сами ученики. Каждый раз я прошу их записывать в тетради время занятия и ставить уведомление в телефоне. Как они умудряются дожить до 9–11 класса с такой безответственностью? Занимались мы с ней недолго. Последней каплей стала ситуация, когда я приехала к ней на занятие, как обычно, а она открывает дверь в халате: «А мама вам разве не позвонила? Я приболела». Не совсем понятно, почему она сама была не в состоянии позвонить или написать».

Ирина
репетитор по английскому языку

«Была не очень адекватная женщина, которая хотела, чтобы я занималась с ее пятилетним ребенком. При этом учила меня, как надо вести занятие, собиралась присутствовать на уроке и приводить на него детей своих знакомых - то есть получалось уже не индивидуальное занятие, а группа. Самое веселое в этом - оплата: 350 рублей за полчаса, притом что заниматься нужно было у них дома, до которого еще ехать на автобусе от метро. В общем, я отказалась под предлогом плотного расписания».

Сусанна
репетитор по итальянскому языку

«Я занималась с двумя сестрами: старшей было лет 20, младшей - 12. Изначально договаривались, что буду учить только старшую, а потом меня поставили перед фактом, что заниматься будут обе. Разница в возрасте у них приличная, и тут нужен совершенно разный подход, но меня никто не стал слушать. Поскольку я только-только начинала, то отказаться не решилась. Они были странные, на занятиях, как первоклассники, смеялись над итальянскими словами. А еще как-то раз отменили занятие за пять минут до начала - учитывая, что до них было добираться полтора часа (на метро, потом на трамвае и еще пешком), а дело было довольно поздним вечером».