Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов : квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа - курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т. д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентно­сти. Требования к таким работам, способу их оформления и представления резуль­татов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах.

Вторая форма - представление результатов научной работы. Условно вид представления научных результатов можно разделить еще на три подвида:

1) устные изложения;

2) публикации;

3) компьютерные версии.

Все они относятся к тем или иным вариантам представления текстовой, символической и графической информации.

Наиболее подробно вопрос о методах представления исследовательской информации рассмотрен в работе В.А. Ганзена “Системные описания в психологии” (1984). Под описанием автором понимается любая форма представ­ления информации о полученных в исследовании результатах. Он выделяет следую­щие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь); симво­лическая (знаки, формулы); графическая (схемы, графики); предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Относительно представления данных психологического исследования наиболее адекватными и распространенными способами (учитывая, что речь идет о нематериальном объекте исследования – психической реальности) являются:

1) научные тексты (устные и письменные изложения): научные доклады, статьи, отчеты, рефераты;

2) графическое (или пространственно-образное) представление: графики, схемы, диаграммы, гистограммы, профили, графы;

3) знаково-символические (знаки, формулы, таблицы).

Важным условием перехода осмысления полученных результатов на новую ступень наглядное представление информации является. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, то есть, считается, что при любом зрительном предъявлении информации достигается наглядность.

Возникновению наглядности может способствовать:

а) отображение только релевантных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления;

б) зрительное отображение информации должно быть организовано с учетом особенностей восприятия и воображения.

Следует помнить об ограниченности объема восприятия. Если для восприятия информации данного вида оперативные единицы восприятия не сформированы, то можно ожидать, что максимальным числом одновременно охватываемых единиц будет 5–9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации. Свертывание, сжатие информации необходимо для того, чтобы все анализируемое явление целиком уместилось в поле умственного взора. Чем большая часть значимых связей данного объекта может быть одномоментно охвачена умственным взором, тем яснее и понятнее он становится.

Научно-исследовательская форма представления результатов

Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида :

1) устные изложения;

2) публикации;

3) компьютерные версии.

Характеристики методов описания данных (см. работа В.А. Ганзена "Системные описания в психологии" (1984).

Описание - любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.

Варианты представления информации:

  • вербальная форма (текст, речь),
  • графическая (схемы, графики),
  • символическая (знаки, формулы),
  • предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
  • Вербальная форма представления информации. Основной способ передачи информации - слово.

Любое научное сообщение - это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам .

Два вида текстов:

  • на естественном языке ("природном", обыденном),
  • на научном языке.

Любое представление результатов исследования - текст "смешанного" вида. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту:

  • последовательность и логичность изложения,
  • не загружать текст избыточной информацией,
  • можно использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.
  • в научном тексте, в отличие от литературного текста или повседневной речи, много клише -преобладают устойчивые структуры и обороты (сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.
  • текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Основные логические формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное - логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Графическая форма описания результатов . Графическое (пространственно-образные) описания - традиционный способ кодирования научной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

Основные формы графического представления научной информации:

  • топологические,
  • метрические.

Графы - один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф - множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).

Виды графов:

  • планарные,
  • пространственные,
  • ориентированные (отрезки-векторы),
  • неориентированные,
  • связные,
  • несвязные.

При описании результатов психологических исследований графы используются очень часто. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч.Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К.Анохина, схема психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А.Соколова - примеры ориентированных графов .

Социограмма - это ориентированный граф.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические).

"Куб" Д. Гилфорда - пример - известное описание структуры интеллекта

Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку ("круг Айзенка" ).

Другие графические формы:

  • диаграммы,
  • гистограммы,
  • полигоны распределения,
  • также различные графики.

Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) - это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Секторная диаграмма - диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Первичный способ представления данных - изображение распределения (используют гистограммы и полигоны распределения).

Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распределения признака на выборке. По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Графики - вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Числовые значения величины - наиболее важный способ представления результатов научной работы:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая работа, дипломная работа, диссертация и т.д. служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, предоставив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в инструкциях ВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. В этой главе нас интересует вторая форма – представление результатов научной работы.

Условно виды представления научных результатов можно разделить на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Все они относятся к вариантам представления текстовой, символической и графической информации. Поэтому разговор о способах представления научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного или повседневной речи, очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты. Роль этих штампов чрезвычайно важна – внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. «Наукообразные» штампы на самом деле играют важную роль «рамок», стандартной установки для нового научного содержания.

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – трансдукция; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов – геометрическая. Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно наглядно, позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

Для первичного представления данных используются такие графические формы, как диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображение распределения. Для отображения распределения значений измеряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой переменной величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины на выборке.

Полигон распределения – это отображение зависимости частоты встречаемости признака от его величины.


В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака, обозначают точкой с координатами: Х – градация признака, Y – частота (количество людей) конкретной градации. Точки соединяются отрезками прямой.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с разными качественными особенностями (количество мужчин и женщин в выборке, число давших разные типы ответов в эксперименте и т.д.), то ему выгоднее использовать диаграмму.

1 График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2 График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3 На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4 Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

5 Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Наиболее важный способ представления результатов научной работы – числовые значения величины: а) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана); б) абсолютные и относительные частоты; в) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия). Первичная информация подвергается математической статистической обработке, а результаты сводятся в таблицы.

Итогом обработки данных «точного» эксперимента является аналитическое описание полученных зависимостей между независимыми и зависимыми переменными. Представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом:

Текст (слова, числа, символы)

Пространственный образ (график, схема, рисунок)

Аналитическое описание (формулы, программы и пр.)

Имеется несколько вариантов текстового представления научных результатов: а) тезисы научного доклада; б) отчет о научно-исследовательской работе; в) статья в научном журнале либо в сборнике научных работ; г) научная монография.

Основной формой научной публикации является статья в научном сборнике. Существуют общепринятые требования, предъявляемые к научной статье. В титуле статьи указываются имя и фамилия автора (авторов) и место его работы. Заголовок статьи краткий (не более 15 слов). Он должен сжато информировать читателя о сути исследования. Во введении предполагается постановка проблемы. Затем излагается обзор исследований предшественников. Приводятся основные методы, с помощью которых осуществлялись исследования. Автор дает теоретическое обоснование своего исследования. Излагаются гипотеза и способ ее проверки. Дается прогноз исхода исследования. Подробно описывается процедура исследования.

Главный раздел статьи посвящается представлению и анализу результатов. Для пояснения и иллюстраций результатов в статье приводятся таблицы и рисунки.

Обсуждение результатов происходит в той части статьи, где автор приводит выводы из полученных данных, соотносит их с исходной гипотезой и результатами предшественников. Обычно приводятся суждения о возможности обобщения результатов исследования, о перспективах дальнейших экспериментальных исследований в этой области, а также о том, как можно использовать полученные результаты на практике.

Список использованной литературы представляется на отдельной странице.

Интересующиеся могут подробнее ознакомиться со стандартом оформления статьи, обратившись к любому научному журналу.

  • 6.1. Формы представления результатов исследования.
  • 6.2. Представление данных в наглядной форме.
  • 6.3. Использование информационных и коммуникационных технологий в педагогическом исследовании.
  • 6.4. Презентация результатов исследования.
  • 6.5. Основные пакеты создания и проведения презентаций.
  • 6.6. Средства мультимедиа презентаций, хранения информации.

Основные понятия : табличный способ изображения данных, матрица, график, композиция графика, линейный график, гистограмма, граф, полигон частот, кумулятивный график частоты, диаграмма, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийные презентации, Flash презентации, интерактивные доски.

Формы представления результатов исследования

Результаты педагогического исследования могут быть оформлены в виде научного отчета, реферата, методического пособия, диссертации, монографии.

К научному отчету предъявляются следующие основные требования:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность изложения материла;
  • убедительная аргументация;
  • краткость и четкость формулировок;
  • конкретность изложения результатов работы;
  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Отчет должен включать:

  • титульный лист;
  • список исполнителей;
  • содержание (оглавление);
  • основную часть работы (введение, содержание по главам; заключение);
  • список литературы и приложения.

Введение. В нем характеризуются условия, сопутствующие исследованию, состояние исследуемого вопроса в теории и практике и обосновывается актуальность избранной темы, затем указывается логический аппарат исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования).

Объект исследования - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, педагогическое явление, определенная группа учащихся, родителей и т.п.).

Предмет исследования - это опосредованное звено между объектом и субъектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.

Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально представлена технология (методика), обеспечивающая предполагаемый результат исследования. Чаще всего гипотеза формулируется по схеме: «Если..., то...»; «Чем..., тем...»

Цель и задачи исследования определяются на основе анализа литературы и опорных позиций (философских и научных идей прошлого). Задач исследования обычно три-пять (изучение сущности явления; выявление условий и факторов, его определяющих; методика, организация, технология изучаемого и т.д.). Формулировка задач может начинаться следующим образом: «изучить проблему...», «проанализировать...», «разработать...», «на основе обобщения полученных данных сформулировать рекомендации...».

Методы исследования (этим заканчивается введение) - с помощью этих методов осуществляется сбор информации, анализируются и обрабатываются полученные данные. Методы исследования перечисляются без их характеристики, по этапам исследования.

Первая глава носит теоретический характер. Содержание этой главы отражает результаты проделанной работы по изучению и анализу литературы по избранной теме, а также показывает отношение исследователя к позициям различных ученых и практиков, освещавших данную проблему, и полному усвоению сути исследуемого. Заканчивается глава общим выводом (1-2 страницы).

Вторая глава чаще всего строится на опытно-экспериментальной работе по проверке выдвинутой гипотезы. Содержание этой главы отражает проведение всей работы по исследованию избранного предмета. Главное внимание должно быть сосредоточено на описании этапов, сути, хода и методик констатирующего (преобразующего) и контрольного экспериментов, на доказательстве (или опровержении) выдвинутой гипотезы, на решении поставленных задач, на достижении названной цели исследования. Глава заканчивается выводом о проделанной опытно-экспериментальной работе (1-2 страницы).

Заключение (3-5 страниц) завершает текст исследовательской работы и пишется на основе содержания глав. Естественно, внимание акцентируется на главном, большая часть - краткое изложение хода и результатов опытно-экспериментальной работы со ссылками на соответствующие страницы или таблицы текста работы.

Указываются публикации по исследуемой теме, где обсуждались полученные результаты и т.д. Заканчивается заключение обозначением перспективы разработки избранной темы в дальнейшем, а также рекомендациями педагогам (или другим работникам образования).

При подлинно научной экспериментальной проверке какой-либо исследовательской проблемы с учетом связи ее с рядом других факторов, в эксперимент оказываются втянутыми и эти факторы, и ряд дополнительных связей. Поэтому данные и выводы по эксперименту в известной степени могут и должны затрагивать и их. Исследователь поэтому может высказать некоторые предположения о связи данной области с пограничными зонами, но все же больше он должен говорить о необходимости продолжения дальнейших исследований в этих областях с изучением дополнительных влияний или влияния тех факторов, которые были учтены еще в недостаточной мере.

Делая выводы, исследователь должен еще раз оговорить условия эксперимента, которые могли повлиять на степень надежности тех данных, по которым делаются выводы, и подчеркнуть, что эксперимент не универсальный и не единственный метод, которым следует пользоваться для разработки данного аспекта, и дать оценку его роли и места в системе других методов, использовавшихся им при ведении исследования по проблеме. Если результаты эксперимента и данные, полученные с помощью других методов ведения исследования свидетельствуют о том, что следует ставить вопрос о необходимости внедрения тех или иных проверявшихся средств, методов и приемов, систем, технологий или методик обучения и воспитания, то исследователь может наметить некоторые пути осуществления этого внедрения.

Список литературы характеризует уровень осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, над которым работает. В список литературы включаются печатные издания (книги, брошюры, статьи и т.д.). Список литературы - это рабочий документ, а не библиография по теме. Он составляется в соответствии с ГОСТом. Фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке. Сначала указываются фамилия и инициалы автора книги или статьи, а затем название работы, место и год издания. Слово «журнал» не пишется, а ставятся косые линии (//), указывается название журнала без кавычек, затем год и номер. Сборники даются по их названию в алфавитном порядке, указываются редактор, место и год издания. Если место издания Москва - пишут М., Санкт- Петербург - СПб и Ростов-на-Дону - Ростов н/Д. Названия других городов не сокращаются.

Пример оформления списка литературы приведен в прил. 4.

Приложении - важная составная часть работы. Их нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, так как они должны иметь прямую и глубокую связь с текстом работы. В приложение включается вспомогательный материал отчета:

  • промежуточные математические выкладки и расчеты;
  • таблицы вспомогательных цифровых данных;
  • описания средств, используемых при проведении эксперимента, измерений, испытаний;
  • примеры: инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руководств, разработанных и примененных в исследовательской (экспериментальной) работе;
  • таблицы, графики, иллюстрации.

Все материалы приложения нумеруются, подписываются, при большом объеме приложения материалы целесообразно сброшюровать в отдельной папке.

Медиатека – это одно из структурных подразделений современного университета, предоставляющая возможность доступа к различным информационным ресурсам на различных носителях. В медиатеке сосредоточены всевозможные источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный и телекоммуникационный центры.

В современных цифровых хранилищах при использовании одних и тех же методов и технических средств могут храниться любые объемы мультимедийной информации: книги, тексты документов, чертежи, рисунки, картины, звукозаписи, видеофильмы, мультимедийный контент и др.

Базы данных – множество файлов данных, организованных в согласованные структуры таким образом, что их можно было легко использовать. В качестве примеров баз данных могут служить списки почтовых адресов, личные записи, каталоги и т. д. Для создания баз данных используются специализированные программы (например, система управления базами данных Access из пакета Microsoft Office), позволяющие хранить, систематизировать и обеспечивать оперативный доступ к необходимой нам информации.

Структура базы данных конкретного научного исследования должна строиться из соображений целесообразности наполнения ее различными компонентами мультимедийного информационного контента, с учетом изложенных выше рекомендаций.

Формы представления результатов исследований

Результаты научного исследования должны быть оформлены в виде литературной продукции (включая электронные публикации, содержащие различные компоненты мультимедийного контента), к формам которой относятся:

1. Реферат. Является одной из начальных форм представления результатов исследования в письменном виде. В рефератах обычно раскрывается теоретическое и практическое значение темы, анализируются публикации по теме, дается оценка и выводы по проанализированному научному материалу. Реферат должен показать эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию.

2. Научная статья. Является самой распространенной формой литературной продукции исследователя. Объем статьи обычно бывает от 5 до 15 машинописных страниц. Изложение материала в научной статье должно быть систематичным и последовательным. Разделы должны быть логически связаны между собой. Особое внимание должно быть уделено научному стилю работы. Для научного стиля характерны следующие основные требования: ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений. Следует обратить внимание на окончательную литературную редакцию текста. Большое значение в научной статье имеет изложение заключения, научных выводов и предложений.

3. Научный отчет, доклад. К научному отчету предъявляются следующие требования: четкость построения, логическая последовательность изложения материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Научный отчет должен включать титульный лист, список авторов, краткий реферат, содержание, основную часть работы, список использованной литературы и приложения.

Научный доклад – по содержанию это тот же отчет, но он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную часть, какой-либо аспект.

4. Методическое пособие. Основой такого пособия являются сделанные на базе результатов исследования теоретически обоснованные методические рекомендации по совершенствованию исследуемого процесса. Методические пособия – наиболее сложный вид литературной продукции. Они должны быть написаны кратко, четко и явно, так как адресованы практическим работникам.

Методические пособия в системе образования подразделяются на методики преподавания всего курса;методические разработки , в которых освещается методика преподавания отдельного раздела, темы учебной программы;методические рекомендации , которые посвящены отдельным аспектам учебно-воспитательного процесса.

Методическое пособие можно оформить в виде брошюры или книги. Брошюрой называется малообъемная печатная продукция (5–48 страниц) в мягкой обложке или без нее. Книга – печатный материал объемом более 48 страниц, как правило, в обложке или переплете.

5. Монография. Монографией называется научное издание, в котором какая-то проблема рассматривается достаточно разносторонне и целостно.

В монографии исследователь показывает, как исследуемая проблема решалась ранее в научной и методической литературе и в практике, как она решается в настоящее время. Затем раскрывается сущность собственных теоретических и методических идей решения этой проблемы, описывается методика исследования, которая использовалась для подтверждения концепции. После этого подробно освещаются, анализируются результаты собственного исследования, даются аргументированные выводы и научно обоснованные рекомендации для совершенствования исследуемого процесса. В конце монографии приводится библиография использованных литературных источников. Монография оформляется в виде брошюры или книги.

6. Тезисы докладов и выступлений на конференциях, семинарах и др. Тезисы – очень короткий документ: от 1 до 3 страниц машинописного текста. Основная задача при написании тезисов – в очень сжатой, конспективной форме изложить самые главные результаты исследования, которые докладчик планирует сообщить участникам конференции, семинара, чтений.

7. Диссертация. В переводе с латинского, – рассуждение, исследование. В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.

Представление результатов исследования целевой аудитории

Основная задача создания презентации – это демонстрация Ваших идей перед различными категориями слушателей. В зависимости от категории слушателей должны меняться цели и задачи создания презентации, а соответственно, и ее содержание. Презентация должна иметь четкую, логическую структуру.

Презентация – это один из самых эффективных методов представления результатов научных исследований, и естественно что она имеет определенную технологию подготовки и проведения. Успех презентации в очень большой степени зависит от того, насколько точно Вы сможете представить себе, что и в какой последовательности будет происходить во время ее проведения, кто будет слушать Вас, что Вы будете отвечать оппонентам или слушателям, что станете им показывать и как хотите выглядеть перед ними. Подготовка к проведению презентации начинается с ее планирования. Чтобы разработать успешный план, необходимо ответить себе на ряд вопросов:

    Каковы ваши цели?

    Кто ваши слушатели? Они обладают практическим опытом и знаниями в области, которой посвящено ваше будущее выступление?

    Какова численность слушателей Вашего выступления?

    Будут ли другие докладчики выступать с сообщениями, подобными вашему?

    Сколько времени отведено на Ваше сообщение?

    Как вы планируете начать и закончить свое выступление?

    Как вы планируете структурировать Вашу презентацию и какие средства ресурсно-информационного обеспечения Вам потребуются?

    Определить круг вопросов, которые могут заинтересовать аудиторию и потребовать дополнительного обсуждения?

Презентацию для немногочисленной группы участников целесообразно проводить, расположив всех ее участников за одним столом, особенно, если предполагается общее обсуждение. Планируя расстановку стульев для участников необходимо обеспечить комфортную видимость экрана презентации для всех участников одновременно.

Проведение презентаций в больших залах требует еще более тщательной подготовки. Многолюдные мероприятия, обычно носят официальный характер, и ваш успех в гораздо большей степени зависит от того, насколько правильно будет организована общая работа. Готовясь к «большой» презентации, необходимо проконсультироваться с организаторами и согласовать свое выступление техническим персоналом.

Готовя презентацию, необходимо помнить, что на первом плане – выступающий, а не демонстрационные средства. Цель демонстрационных средств – поддержать объяснение, дополнить его, а не дать объяснение.

Например, слайды.

    концентрируют внимание;

    помогают изменить ритм сообщения, вносят в него разнообразия и т. д.

    обеспечивают визуальную поддержку вербального объяснения;

    демонстрируют то, что невозможно описать вербально (график, диаграмма, исследуемые объекты или процессы микро- и макромира и др.)

    с их помощью можно преподнести больший объем информации за более короткое время.

Но презентация в целом потеряет свою эффективность, если полностью положиться только на демонстрационные средства в попытке передать Ваше сообщение.

И так рассмотрим алгоритм подготовки к выступлению. Вам необходимо:

1. Подготовить текст выступления.

2. Подготовить краткий конспект презентации, который вовремя подскажет Вам что сказать, что сделать и когда это нужно сделать.

3. Прорепетировать Ваше выступление. Необходимо максимально воспроизвести условия вашей будущей презентации:

    репетиция в том же самом помещении (если возможно);

    использование тех же самых программно-аппаратных средств;

    повторение тех же самых движений и жестов;

    произнесение тех же слов;

    контроль соблюдения регламента.

При подготовке демонстрационного материала необходимо соблюдать ряд частных требований, обеспечивающих его более эффективное восприятие аудиторией с большого экрана.

1. Очевидность содержания является общим требованием, которое обеспечивает доступность восприятия материала, уяснение главного и исключает возможность различного толкования демонстрируемого материала. Она достигается четким выражением логики построения материала.

2. Фрагментарность материала. На предъявляемом для обозрения слайде должен быть помещен материал только по одному логически законченному вопросу, на котором необходимо сосредоточить внимание аудитории. Нельзя перегружать зрительное поле наглядным материалом по нескольким отдельным вопросам. Это рассеивает внимание Вашей аудитории и неизбежно приводит к уменьшению масштаба главного изображения.

3. Недопустимость перегрузок зрительного поля избыточной информацией. Многочисленные эксперименты показали, что наглядный информационный материал оправдывает свое назначение только в том случае, если он содержит не более девяти элементов. В противном случае материал оказывается трудным для восприятия и конспектирования, поэтому необходимо разделять сложные схемы или рисунки на части и демонстрировать их последовательно.

4. Применение цветовой гаммы. Для лучшего различия смежных деталей их необходимо окрашивать в разные цвета. Главные элементы – в наиболее яркие тона. Движущиеся элементы следует изображать в красных тонах. Во всех случаях фон должен быть светлым или прозрачным. Заполнять цветом ячейки блок-схем, если в ней имеются надписи, не следует, так как это приводит к снижению контрастности и, следовательно, читаемости текста. Достаточно обвести цветом контуры ячейки.

5. Высокая контрастность изображения. Все линии должны быть четкими, достаточной толщины, даже с отступлением от ГОСТа, иначе они окажутся неразличимыми с больших расстояний рассматривания.

6. Полное использование площади кадра обусловлено необходимостью получения наибольшего масштаба изображения элементов наглядного материала и текста.

7. Минимум текста. Если кадр занят большим текстом, не остается места для наглядного материала. Основное место в кадре должно занимать наглядное изображение, текст дается по необходимости, и короткий.

Невыполнение хотя бы некоторых из этих требований может привести к снижению эффективности наглядного материала и нецелесообразности его демонстрации.