После распада СССР наша страна лишилась нескольких крупных портов на Балтике. Оставшиеся портовые мощности не могли удовлетворить потребности России в экспортных перевозках. Российские грузы по-прежнему шли через Таллинн, Клайпеду и Вентспилс, а потери на оплате транспортных услуг ежегодно исчислялись сотнями миллионов долларов. Требовалось в короткий срок восполнить дефицит перевалочных мощностей на Северо-Западе, построив новые порты и терминалы. И задача эта была решена. На берегах Финского залива всего за несколько лет были созданы современные портовые комплексы и модернизированы ранее действовавшие порты. Строительство продолжается и поныне, и в ближайшей перспективе будут запущены новые терминалы. Проектную документацию для большинства из этих объектов готовили специалисты ОАО «Ленморниипроект». Недавно по заказу ФГУП «Росморпорт» институт завершил «Корректировку генеральной схемы развития транспортно-технологических портовых комплексов Финского залива». Наш собеседник – директор по производству ОАО «Ленморниипроект», кандидат экономических наук Сергей Семенов .

Сергей Алексеевич, можно ли сегодня говорить о том, что зависимость российского экспорта от стран Балтии полностью преодолена?

– Безусловно. Конечно, российские грузопотоки идут и через прибалтийские порты, и через Финляндию, но это уже далеко не то соотношение, какое было всего несколько лет назад. Сегодня имеет место обычная коммерческая ситуация в транспортной отрасли: где выгоднее, туда груз и идет. Пожалуй, исключение составляет только уголь, поскольку наших мощностей по перевалке навалочных грузов пока недостаточно. Можно только сожалеть, но в 2005 г., по предварительной информации, через порты стран Балтии было экспортировано порядка 19 млн. тонн российского угля – больше, чем через все наши порты на Северо-Западе.

Однако в целом грузооборот российских портов Финского залива стремительно растет. Если в 2004 г. он составил 103 млн. тонн, то в 2005 г. – уже 126 млн. тонн. Наибольшие объемы грузов были перевалены через Большой порт Санкт-Петербург и Приморск – по 57 млн. тонн.
Согласно прогнозам, общий грузооборот портов Финского залива может достичь к 2010 г. 185 млн. тонн, а к 2015 г. – 245 млн. тонн. Это станет возможным благодаря тому, что порты будут продолжать развиваться. Процесс это не быстрый, многостадийный. От идеи до реализации проекта отдельно стоящего терминала обычно проходит около четырех-пяти лет, на строительство же порта времени требуется гораздо больше. Поэтому большинство крупных проектов уже сейчас запущены, и мы о них знаем.

– На что нацеливает скорректированная Генеральная схема развития транспортно-технологических портовых комплексов Финского залива?

– Одной из главных задач является увеличение портовых мощностей, чтобы обеспечить возможность переработки прогнозного грузооборота. При этом особое внимание Генеральной схемы уделено планированию специализированных комплексов, которые являются наиболее дорогостоящими, но в тоже время и наиболее эффективными.

В частности, угольные терминалы. Угольный рынок растет очень интенсивно, и необходимо быть адекватными этому рынку. В порту Усть-Луга с вводом в действие специализированного терминала мощность переработки возрастет до проектной отметки в 8 млн. тонн. Это должно произойти очень скоро, в течение одного - двух лет. И это не предел.

Запланировано и расширение угольного терминала в порту Высоцк. Там вполне реально поднять грузооборот до 10 млн. тонн в год, внедрив новые технологии и проведя реконструкцию терминала и существующего подходного канала.

Важным направлением является развитие нефтеналивных терминалов, то некоторые проекты уже полностью реализованы – например, РПК «ЛУКОЙЛ-II», грузооборот которого достиг в 2005 г. 7 млн. тонн. Однако мощности этого терминала, возможно, еще будут увеличены.

Заканчивается строительство последней, третьей очереди Балтийской трубопроводной системы, доставляющей сырую нефть к причалам порта Приморск. Он работает уже почти на полную мощность: достигнутый грузооборот составляет 57 млн. тонн (по проекту – 60 млн. тонн).

Там же, в Приморске, активизировала работы по строительству первой очереди терминала компания «Транснефтепродукт». Сейчас заканчивается согласование технико-экономического обоснования (ТЭО), идут подготовительные работы на территории. Строительство первой очереди мощностью 8,5 млн. тонн должно быть завершено в течение двух лет. В дальней перспективе грузооборот терминала может достичь 24 млн. тонн нефтепродуктов в год.

Кстати, Генеральной схемой порта Приморск запланировано размещение 4-х терминалов разного профиля. Сегодня там действуют пока два инвестора – «Транснефть» и «Транснефтепродукт». Однако в генеральной схеме предусмотрена территориальная возможность для дальнейшего развития порта. Имеются еще две свободные площадки с выходом причалов на акваторию Финского залива. Если появятся инвесторы, порт будет расширен до запланированных пределов.

Нужно учитывать, что генеральная схема – документ не директивный, а концептуальный. Это глобальное территориальное проектирование, одна из основных целей которого – оценить потенциальные грузопотоки и зарезервировать территории, необходимые для портового развития. Генсхема призвана определить прежде всего необходимость государственных инвестиций в те объекты, которые принадлежат государству: морские каналы, акватории, объекты навигационной обстановки. Это стратегический документ Министерства транспорта, который дает направление развития в конкретной зоне. Однако затем на саму действительность накладывается много разных факторов, в том числе и планы и реалии конкретных инвесторов в разных портах. За этим надо следить, проводить мониторинг событий и корректировать планы, что мы, собственно, и делаем в данной Корректировке.

– «Ленморниипроект» создавал генеральную схему порта Усть-Луга и проектировал угольный терминал, универсальный перегрузочный комплекс и комплекс минеральных удобрений. Однако севернее строящегося порта расположен район Вистино-Горки. Возникнет ли там еще один порт?

– Усть-Луга – порт быстроразвивающийся. Недавно сдан в эксплуатацию угольный терминал, на подходе – паромный комплекс, который должен быть запущен летом. Уже в этом году Усть-Луга даст большой прирост грузооборота.

Порт активно строится. Образованы территории и созданы частично причальные стенки и на контейнерном терминале, и на универсальном перегрузочном комплексе, и на комплексе минеральных удобрений. И это большой шаг. Когда существует базовая структура – дноуглубление и территория, то ее уже легче оборудовать конкретным инвесторам под свои цели. Такая система работы соответствует мировой практике строительства, когда государство или крупные инфраструктурные компании по поручению государства создают инфраструктуру на «нулевую» отметку, а уже стивидорные компании разрабатывают конкретную технологию, строят здания, монтируют оборудование и т.д. Порт и железнодорожные подходы к нему будут неизбежно развиваться и, надеюсь, быстрыми темпами. Что же касается Вистино, то это дело более позднего времени. Порт там будет строиться рано или поздно, потому что эта зона давно рассматривалась как очень привлекательная: там большие глубины, рядом проходит фарватер, хороший ландшафт береговой части, приемлемая ситуация по волнению моря… Таких зон немного. Поэтому когда закончится освоение Усть-Луги, видимо дойдет очередь и до Вистино.

– Каковы перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург? Не потеряет ли он часть контейнерного потока в связи с предстоящим запуском контейнерного терминала в Усть-Луге? И скоро ли будет убрана из Санкт-Петербурга перевалка грузов седьмого класса опасности, которые сейчас перегружаются практически в центре мегаполиса?

– Санкт-Петербургский порт будет продолжать развиваться, специализируясь на более чистых и дорогих грузах – контейнерах, рефгрузах, перевозках ро-ро. Однако и нефтепродукты останутся в номенклатуре ключевых грузов.

Структура прироста грузооборота уже сейчас видоизменяется. Старый порт ждет модернизация, там произойдет замена существующих технологий на более современные и интенсивные – соответственно, будет лучше использоваться как причальная линия, так и портовые сооружения, и территория. Однако существует тенденция выхода за линию действующего порта – ближе к комплексу защитных сооружений. По сути, это будет аванпорт. Уже есть концепция по развитию зоны Бронка-Ломоносов, и грузооборот там может нарастать.

В целом по Большому порту Санкт-Петербург планируется к 2015 г. увеличить грузооборот до 80-90 млн. тонн, и это вполне реально. Порт обеспечивает транзит грузов через Северо-Западный регион, причем его зона тяготения грузовых потоков по генеральным грузам распространяется даже за Урал. И эта ситуация, особенно по контейнерам, не изменится. Они так и будут идти через Финский залив, и у петербургского порта есть шанс оттянуть на себя большую часть этого потока – даже несмотря на то, что скоро заработает контейнерный терминал в Усть-Луге. Ведь контейнерный поток связан не только с непосредственной перевалкой с судна на берег, а еще с целым рядом дополнительных операций и с сосредоточением, местоположением транспортного бизнеса. Поэтому он всегда будет делиться между непосредственно чистой перевалкой и перевалкой, связанной с какими-то дополнительными процедурами. А значит, часть контейнеров пойдет в порт, который связан с каким-то крупным городом, в котором существует развитый транспортный бизнес. Это и экспедиторские компании, обеспечивающие дальнейшие грузоперевозки, и обрабатывающий бизнес – предприятия, получающие комплектующие в контейнерах. Важны и дополнительные операции, связанные с логистикой. Все это само по себе тоже притягивает грузопотоки – и не только региональные, а вообще транзитные. Так что петербургский порт все равно останется конкурентоспособным по перевалке контейнеров, и общий поток Балтийского моря всегда будет делиться между Санкт-Петербургом и другими портами.

Что касается грузов седьмого класса опасности, то их прохождение через Санкт-Петербургский порт является вынужденной мерой. Я не располагаю данными об объемах и местах перевалки этих грузов в настоящее время. Надеюсь, что в ближайшие год-два транспортировка этих грузов будет перенесена в другой, строящийся ныне порт. Хотя чисто в экологическом плане грузы эти как таковые не опасны, но они требуют особых условий безопасности, охраны периметра и т.д., то есть обеспечения безопасности в момент перегрузки. Но больших технологических разрывов эти грузы не требуют, поэтому для них подойдет любой оборудованный универсальный причал, на котором будут созданы особые условия охраны.

– Сергей Алексеевич, наряду с перспективными и быстро развивающимися портовыми комплексами на Финском заливе функционирует Морской торговый порт Выборг. Каким видится его место в условиях нарастающей конкурентной борьбы за привлечение грузов?

– Да, Выборгскому порту сложно конкурировать, когда идет рост таких крупных массовых грузов, где требуются суда больших размерений. Канал порта относительно небольшой по глубине. У порта есть ограничения по площади, он зажат городом. Некоторые горячие головы предлагают отказаться от идеи дальнейшего развития Выборгского порта. Но я считаю, что для него есть своя рыночная ниша и он тоже может развиваться. В программе Европейского Союза Short Sea Shipping Выборгский порт фигурирует как порт прибрежного судоходства. В нем вполне возможно осуществлять перевозки ро-ро и прирастить контейнерные перевозки. Порт может использоваться как некий базовый перевалочный пункт для внутренних водных путей Финляндии – ведь там как раз начинается Сайменский канал. Такая транспортная интеграция с ЕС дает рыночную нишу для Выборгского порта. Конечно, развиваться вширь он не будет, так как для этого нет ни территории, ни возможностей, но эффективно эксплуатироваться вполне может. На мой взгляд, стоит немного увеличить подходные глубины Выборгского порта. В рамках генеральный схемы Выборгский порт рассматривается, и хотя там не планируется гигантского роста грузоперевозок, небольшой их прирост за счет интенсификации возможен. Порт маленький, и его грузооборот очень зависит от номенклатуры грузов.

Беседовала Ольга Лоскутова

Страны Балтики - это наши ближайшие соседи, более того, относительно недавно, каких-то несколько десятилетий назад, Финляндия и Польша входили в состав Российской империи. Кроме них выход в акваторию Балтийского моря имеют Германия, Литва, Дания, Латвия, Швеция, Голландия, Германия, Эстония, Норвегия, Польша.

Более всего привлекают наших соотечественников скандинавские страны Балтики. Этот северный уголок Европы включает в себя Швецию, Норвегию, Данию и Финляндию. Столицы прибалтийских государств, это в первую очередь, порты Балтийского моря. Посетить Скандинавию проще всего купив билет на паром Финляндия - Швеция. А можно побаловать себя путешествием в Норвегию, чтобы взглянуть на знаменитые по которым так популярны в последнее время. Обязательно нужно посетить прекрасные скандинавские города - Хельсинки, Осло, Стокгольм.

Хельсинки - финский порт на Балтике. Столица Финляндии - идеальное место для туристов. Главные туристические объекты расположены в центре города, буквально рядом друг с другом. Центр города, Сенатская площадь представляет собой классическое целое. Здания построены в стиле ар-нуво, по-другому югенд или северный модерн. Успенский кафедральный собор, построенный русским архитектором Горностаевым отражает византийско-русскую архитектурную направленность. Кстати, собор - крупнейший в Западной Европе православный храм.

Столица Норвегии - Осло - расположена в самой глубине одноименного фьорда, омывается тремя заливами: Вьерквика, Пипервика и Фрогнера. Норвежский порт на Балтийском море носит название Берген и соединён с городом тоннелем. Из достопримечательностей можно выделить крепость Акершус. Средневековая крепость и замок возведены в 1300 году. В замке - подземелья с тюремными камерами. Сам замок до сих пор используется при проведении королевских мероприятий. Также интересен музей кораблей викингов. Здесь представлены древние суда, ходившие в Европу и пересекавшие Атлантику. А в музее Кон-Тики вы сможете увидеть знаменитый плот Тура Хейердала, под которым 10-ти метровая китовая акула. обойдется Вам в сумму от? 160.

Стокгольм, в первую очередь, это тоже крупный порт на Балтике. Сердце Стокгольма - это Остров Риддархольмен и Старый город. До площади Биргера Ярла от порта можно дойти пешком. Ярл, которому установлен здесь памятник, основал Стокгольм 750 лет назад. Великолепен целый ряд дворцов: Стенбока, Тессинский дворец и Королевский.

Но сильнее, чем все достопримечательности и все порты Балтийского моря , в скандинавских странах привлекает строгая северная природа - прозрачный чистый воздух, запах моря - всё располагает к небывалому покою и умиротворённости.



Вместе с этим материалом обычно читают:


Вы покупаете билеты на паром до Амстердама, но до сих пор не имете четкого маршрута экскурсии по стране? Тогда Вы рискуете пройти или проехать мимо действительно итересных мест и пропустить самые захватывающие приключения. Узнайте заранее, как лучше всего распланировать свой отдых в Голландии.


Предпринимая путешествие в страны Скандинавии, не забудьте в свой маршрут включить Данию. Эта маленькая страна достойна того, чтобы прогуляться по ее земле в любое время года. Она прекрасна в своей миниатюрности и покорит своей прелестью абсолютно любое сердце. Не менее интересно, чем посещение столицы - Копенгагена, и экскурсия по соседним городам и поселениям.


Прибыв паромом в Финляндию, особенно, если это самостоятельная Ваша поездка, Вы непременно зададитесь вопросом: "Что же делать дальше?" Как с большей эффективностью потратить время, что посмотреть в первую очередь? Составьте план своего путешествия по Финляндии.


В путешествии по странам Балтийского моря постарайтесь не обделить вниманием красавицу Польшу. Эта страна не менее колоритна, чем лежащие по ту сторону Скандинавские земли. На этом берегу каждый сможет найти занятие по душе: от горных развлечений до пляжного отдыха.

Грузооборот прибалтийских портов продолжает снижаться. Лишь Клайпедскую гавань за последние полгода миновало падение транзита. Такие тенденции связаны c российской стратегией переориентации грузопотоков на собственные порты. В будущем Прибалтике придётся забыть о былых объёмах грузоперевалок.

Грузооборот Рижского свободного порта за январь-июнь 2016 года упал на 11,5% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, оборот Вентспилсской гавани – на 25% , Лиепаи – на 0,4% . Объём перевалок порта Таллина за полгода просел на 15,5% . Праздник на «литовской улице»: Клайпедский порт оказался единственной гаванью в странах Балтии, масштабы перевалки в которой увеличились, а не сократились. В первые 6 месяцев 2016 года грузооборот порта вырос на 5,7%. Причина – украинский кризис. Москве и Минску более не доступны Одесский и Ильичёвский порты. Следовательно, растёт значение Клайпедской гавани. Пенку снимает и Латвия: в противном случае падение грузоперевалок было бы куда драматичнее. Вот она, конкретная экономическая выгода стран Балтии от кризиса на Украине.

Сами литовцы склонны объяснять позитивные показатели обслуживанием военных грузов НАТО, что, бесспорно, вносит свой вклад. Не последнюю роль сыграла официального Вильнюса. И всё-таки транзитные перспективы для Литвы, и уж тем более для её прибалтийских соседок, остаются безрадостными.

Покинув советскую «тюрьму народов», независимые страны Балтии взяли курс на построение «экономики услуг».

Вняв рецептам Чикагской неолиберальной школы, новые элиты последовательно уничтожали «неэффективное» наследие «совка»: машиностроение, металлургию, химическую и лёгкую промышленность.

Повисшим в воздухе оставался вопрос о судьбе транзита. Одни политики отстаивали концепцию Прибалтики как моста между Востоком и Западом, другие – национально мыслящие функционеры – требовали отказаться от этой «неразумной» идеи. В итоге победили последние.

На рубеже веков – в конце 90-х и в начале 2000-х – транзит вместе с сопряжёнными сферами находился на пике своего успеха: отрасль генерировала до 20% ВВП Прибалтийских республик. После прихода Путина Россия постепенно начинает наращивать мощность собственных морских гаваней на Балтике. Ещё в 1997 году будущий президент писал в своей диссертации о необходимости строить торговые порты в Ленинградской области. С 2000 года возведение отечественной инфраструктуры и отказ от логистики конфликтных постсоветских республик становятся официальным стратегическим курсом России. Начинается постепенное ослабление «подкормки» недружественных Кремлю режимов. Продолжая перевалку через прибалтийские порты, Москва строит свои, повышает их пропускные способности.

Постоянную поддержку крайне непростому процессу переориентации грузопотоков оказывали действия прибалтийских столиц. Политический климат – важная составляющая торговли и транзита.

Наивно полагать, что агрессивная антироссийская риторика не имела разрушающего воздействия на двусторонние отношения стран Балтии с их восточным соседом.

Кроме того, говоря о транзите, прибалтийские политики всегда впадали в серьёзный когнитивный диссонанс, ведь развитие транзитных путей по определению связано с Россией и как-то не очень соотносится со стратегиями сдерживания Москвы. Отсюда пассивность руководства стран Балтии в этой сфере.

Переориентация российских грузов из прибалтийских гаваней на отечественные терминалы между тем продолжается. В 2014 году российские порты – Усть-Луга, Санкт-Петербург и Приморск – занимают сразу три лидирующих позиции среди гаваней на восточном побережье Балтийского моря. В 2015 году «Транснефть» начинает постепенный разворот своих объёмов из латвийских портов на отечественные. По данным латвийской газеты Dienas bizness за десять лет с 2005-го по 2015 год, доля грузооборота российских портов Восточной Балтики увеличилась с 52% до 62%. Москва забрала из Прибалтийских республик нефть, осталось забрать контейнеры.

Помимо прямых потерь транзитных доходов, российская стратегия грузовытеснения наносит экономикам стран Балтии серьёзный косвенный ущерб.

Более 90% мировой торговли сегодня осуществляется через порты. Масштабные инфраструктурные проекты, связанные с морскими гаванями, – это тысячи рабочих мест. Причём одно место в сфере транспорта создаёт как минимум два места в сфере обслуживания. В общем, ущерб от потери транзита немаленький.

Выживание недружественных Москве прибалтийских режимов сегодня подпитывается из двух внешних источников: европейских дотаций и остатков внешнеэкономических связей с Россией. Очевидно, что политические и экономические причины будут и дальше способствовать переориентации транзитных потоков. В одночасье лишить Прибалтику всех грузов, конечно, невозможно: объём российского транзита через балтийские гавани всё ещё слишком велик. Москва между тем продолжает поддержку развития своей стратегической инфраструктуры на Балтике, а значит, у латвийских, литовских и эстонских гаваней в недалёком будущем станет значительно меньше работы.

Это ещё не значит, что порты и железные дороги Прибалтики придётся разбирать на металлолом. Морские гавани Балтийского региона продолжат конкурировать между собой за китайские и казахстанские грузы, а также за остатки российских. Просто былых объёмов больше не будет.

, Хорошо для дела

Балтийский курс. Новости и аналитика Среда, 27.03.2019, 22:11

Рижский порт занимает 4 место по грузообороту среди всех портов Балтийского моря


Знаете ли вы сколько морских портов расположено на берегах Балтийского моря? Как минимум 52, в том числе 15 крупных, с годовым грузооборотом более 10 млн. тонн. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн. тонн. Почетное четвертое место по грузообороту занимает Рижский свободный порт, переваливший в 2014 году 41,1 млн. тонн.


Настоящее и будущее рынка портов Балтики обсуждали 3-4 сентября в столице Латвии представители морского транспорта и логистики членов Организации Балтийских портов (BPO - Baltic Ports Organization), ставшей устроителем Конференции Балтийских портов. Конференция проходила в Управлении Рижского свободного порта в парке Кронвальда.

Самая богатая на порты - большие, средние и малые - Швеция. Там находятся 40 портов, в том числе 3 с годовым грузооборотом более 10 млн. тонн (Гетеборг, Мальме, Треллеборг).

На втором месте Дания: 30 портов в т. ч. один крупный (Копенгаген). Третье место за Финляндией: 22 порта, в т.ч.4 крупных (Хельсинки, Хамина, Котка и Сколдвик).

Далее в порядке убывания Эстония - 16, в т.ч.1 крупный (Таллинн); Латвия - 10, в т.ч. 2 крупных (Рига и Вентспилс); Германия - 7, в т.ч. 2 крупных (Любек и Росток); Россия - 6? в т.ч. 4 крупных (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград); Литва - 2, в. т.ч. 1 крупный (Клайпеда).


Грузооборот портов на Балтике за 10 лет вырос на 14,3%

Maciej Matczak , асс. профессор Морского университета (Гдыня, Польша) привел цифры и факты рынка Балтийских портов. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн. тонн (рост за 10 лет 14,3%). (см. таблицу 1).


Таблица 1 Общий грузооборот портов Балтийского моря, млн. т

2005

2013

2014

2005/2014,%

2013/2014,%

Россия

141,4

215,7

223,5

58,1

Швеция

178,1

161,6

166,8

Финляндия

100,3

106,1

104,7

Дания

100,2

88,3

92,4

Латвия

60,0

70,5

74,2

23,7

Польша

54,8

64,3

68,9

25,7

Германия

52,4

51,9

53,1

Литва

27,8

42,4

43,7

57,2

Эстония

47,1

42,9

43,6

ВСЕГО

762,1

843,7

870,9

+14,3

+3,2

Источник : Baltic port market. Baltic Port Yearbook 2014/2015. BalticTransport journal. P.29.

ТОП 10 крупнейших портов Балтики по грузообороту в 2014 году открывают 3 российских порта - Усть-Луга (75,7 млн.т), Санкт-Петербург (61,2 млн. т) и Приморск (53,7 млн. т).

В десятку крупнейших входят и 4 порта стран Балтии. Почетное 4 место отдано Риге (41,1 млн. т). Далее Клайпеда (6 место, 36,4 млн. т); Таллинн (8 место, 28,3 млн. т); Вентспилс (9 место, 26,3 млн. т).


Прогнозируется дальнейший рост контейнерного трафика

Еще несколько цифр. В предыдущие 34 года (с 1980 по 2014 гг.) мировой ВВП ежегодно увеличивался на 2%, население в мире - на 1,5%, фактор урбанизации - 2,4%. В тоже время товары, перевозимые морским путем росли на 2,1%, мощности морских судов - на 2,7%.

Если же говорить о морских грузах, то наибольший рост с 1980 года демонстрируют контейнерные грузы (+8,3%), а с 2009 по 2014 гг. - прирост 7,6%. Рост контейнерного трафика прогнозируется и в последующие годы, но несколько меньшими темпами, чем до 2009 года.

В ТОПе 10 по контейнерному грузообороту первое место в 2014 году занял Санкт-Петербург (2,37 млн. TEU), второе и третье - Гданьск (1,21TEU) и Гдыня (849 тыс. TEU). В десятку попали и два порта из стран Балтии: шестое место досталось Клайпеде (450,4 тыс. TEU), восьмое место - Риге (367,5 тыс. TEU). Однако экспертные оценки на 2015 год говорят о значительном сокращении контейнерного оборота почти во всех портах Балтийского моря.

Интересны и прогнозы роста ВВП в странах Балтии. Наибольший ежегодный рост до 2020 года прогнозируется в Латвии (+3,95%). Далее идут Литва (+3,73%), Польша (+3,63%), Эстония (+3,38), Швеция (+2,32%), Дания (+2,22%), Финляндия (+1,76%), Россия (+1,5%), Германия (+1,26%).

Общий вывод эксперта таков: экономический рост и торговля в странах Балтийского моря - главный фактор развития морских портов. Будущее портов зависит от развития российской экономики, стабилизации геополитической и экономической ситуации в ЕС, Восточной Европе и в глобальном масштабе.






список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг
Перейти к: навигация, поиск

В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трёх океанов и Каспийского моря. Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т, основную долю грузов составляют нефть (34,8 %), нефтепродукты (20,2 %) и уголь (15,8 %). 2006 году грузооборот морского транспорта составил 48 млрд т-км, пассажирооборот - 30 млн пасс-км, зарегистрировано 173 тыс. грузовых и 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских морских судов.

Главная роль морского транспорта России заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, развиваются малый и большой каботаж. Основная проблема морского транспорта России - нехватка портов в целом и крупных портов с большим грузооборотом в частности, а также мелководность 60 % российских портов.

Наибольший грузооборот приходится на порты Черноморского бассейна , где в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта - зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Наличие курортов определяет значительное развитие пассажирских перевозок в бассейне (до 30 млн человек в год). Через Балтийский бассейн из России вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят - машины, промышленные и продовольственные товары. Географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными путями определили ведущую роль внешней торговли (90 % грузооборота). Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Дальнего Востока вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. бассейне действует морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск. Северный бассейн - район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь. структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта - продовольствие.

  • 1 Список портов по бассейнам
    • 1.1 Черноморский бассейн
    • 1.2 Балтийский бассейн
    • 1.3 Каспийский бассейн
    • 1.4 Тихоокеанский бассейн
    • 1.5 Северный бассейн
  • 2 Карта
  • 3 Грузооборот портов
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Список портов по бассейнам

Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками. Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным - порты Северного морского пути.

Черноморский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Атлантический океан
Азовское море
Азов гор. Азов
Ростовская область
47°07′05″ с. ш. 39°25"21" в. д. (G) 11 + 1,34 4 756,8 150 / 18 / 3,7 27 ед. (3 909,5 м) 10
Ейск гор. Ейск
Краснодарский край
46°43′31″ с. ш. 38°16"33" в. д. (G) 0,87 + 0,69 3 998,2 142 / 18 / 4,5 15 ед. (2 649 м) 9
Ростов-на-Дону гор. Ростов-на-Дону
Ростовская область
47°12′10″ с. ш. 39°41"26" в. д. (G) 12,84 + 2,84 10 366,6 140 / 16,7 / 3,5 54 ед. (8 978,9 м) 24
Таганрог гор. Таганрог
Ростовская область
47°12′21″ с. ш. 38°57"07" в. д. (G) 9,76 + 0,54 3 467,5 149 / 18 / 4,7 9 ед. (1 765,7 м) 3
Темрюк гор. Темрюк
Краснодарский край
45°19′33″ с. ш. 37°22"40" в. д. (G) 22,68 + 2,29 2 347,9 140 / 17,5 / 4,8 10 ед. (1 394,8 м) 5
Чёрное море
Анапа гор. Анапа
Краснодарский край
44°53′52″ с. ш. 37°18"25" в. д. (G) 2,09 + 0,02 0 114 / 16 / 3,7 5 ед. (589 м) 1
Геленджик гор. Геленджик
Краснодарский край
44°34′26″ с. ш. 38°01"34" в. д. (G) 10,7 + 0,07 382,6 114 / 14 / 3,8 9 ед. (795,8 м) 3
Кавказ Темрюкский район
Краснодарский край
45°20′28″ с. ш. 36°40"22" в. д. (G) 23,24 + 0,46 8 304,2 150 / 21 / 5 8 ед. (988 м) 4
Новороссийск гор. Новороссийск
Краснодарский край
44°43′49″ с. ш. 37°46"51" в. д. (G) 344 + 2,38 116 139,5 295 / 45 / 13,1 88 ед. (15 287,7 м) 9
Сочи гор. Сочи
Краснодарский край
43°24′36″ с. ш. 39°55"58" в. д. (G) 17,72 + 0,38 2 446,1 190 / 27 / 8 20 ед. (2 390,0 м) 2
Тамань с. Волна
Темрюкский район
Краснодарский край
45°07′39″ с. ш. 36°41"13" в. д. (G) 89,51 + 0,36 1 235,0 225 / 32,3 / 11,4 4 ед. (937,0 м) 2
Туапсе гор. Туапсе
Краснодарский край
44°05′34″ с. ш. 39°04"37" в. д. (G) 25,18 + 0,38 19 404,7 250 / 44 / 12 31 ед. (5 025,4 м) 7

Балтийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Атлантический океан
Балтийское море
Выборг гор. Выборг
Ленинградская область
60°42′43″ с. ш. 28°43"46" в. д. (G) 2,87 + 0,17 1 103,6 135 / 24 / 6,5 9 ед. (1 327,0 м) 2
Высоцк гор. Высоцк
Выборгский район
Ленинградская область
60°37′06″ с. ш. 28°33"39" в. д. (G) 1,26 + 1,44 13 422,0 250 / 44 / 13,2 8 ед. (1 595,7 м) 2
Калининград гор. Калининград
Калининградская область
54°40′08″ с. ш. 20°24"14" в. д. (G) 17,73 + 8,32 13 352,2 200 / 30 / 9,5 101 ед. (14 100,0 м) 30
Приморск гор. Приморск
Выборгский район
Ленинградская область
60°21′28″ с. ш. 28°37"08" в. д. (G) 31,36 + 2,47 75 124,9 307 / 55 / 15,85 10 ед. (2 788,4 м) 3
Санкт-Петербург (Большой порт) гор. Санкт-Петербург 59°52′50″ с. ш. 30°11"57" в. д. (G) 628,9 + 5,29 59 989,6 320 / 42 / 11 145 ед. (22 364,2 м) 29
Санкт-Петербург (Пассажирский порт) гор. Санкт-Петербург 59°55′34″ с. ш. 30°14"07" в. д. (G) 3,04 + 0,33 0 311 / 42 / 8,8 7 ед. (2 171,0 м) 1
Усть-Луга Кингисеппский район
Ленинградская область
59°40′29″ с. ш. 28°24"37" в. д. (G) 67,56 + 10,56 22 692,9 285,4 / 50 / 14,8 19 ед. (4 061,7 м) 9

Каспийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Каспийское море
Астрахань гор. Астрахань
Астраханская область
46°19′00″ с. ш. 47°59"40" в. д. (G) 54,96 + 2,0 4 655,5 150 / 20 / 4,2 33 ед. (4 510,0 м) 20
Махачкала гор. Махачкала
Республика Дагестан
42°59′23″ с. ш. 47°30"16" в. д. (G) 5,58 + 0,59 5 371,1 150 / 20 / 6,5 20 ед. (2 113,0 м) 2
Оля с. Оля
Лиманский район
Астраханская область
45°46′51″ с. ш. 47°33"09" в. д. (G) 53,12 + 3,25 557,7 135 /16,2 / 4,5 4 ед. (688,2 м) 1

Тихоокеанский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Тихий океан
Петропавловск-Камчатский гор. Петропавловск-Камчатский
Камчатский край
53°00′06″ с. ш. 158°39"25" в. д. (G) 1792,16 + 1,37 2 411,0 200 / 25 / 9 56 ед. (6 089,1 м) 8
Охотское море
Корсаков гор. Корсаков
Сахалинская область
46°37′26″ с. ш. 142°46"02" в. д. (G) 65,50 + 0,33 1 431,6 300 / б/о / 17,5 30 ед. (2 737,3 м) 8
Магадан гор. Магадан
Магаданская область
59°32′03″ с. ш. 150°46"01" в. д. (G) 17,38 + 0,33 1 222,2 162,1 / 22,9 / 9,9 10 ед. (1 707,6 м) 6
Москальво с. Москальво
Охинский район
Сахалинская область
53°32′50″ с. ш. 142°31"09" в. д. (G) 52,3 + 0,18 32,8 150 / 40 / 6 6 ед. (657 м) 2
Мыс Лазарева пгт Лазарев
Николаевский район
Хабаровский край
52°14′14″ с. ш. 141°30"42" в. д. (G) 0,07 + 0,02 0 120 / 14 / 0,9 4 ед. (582 м) 0
Николаевск-на-Амуре гор. Николаевск-на-Амуре
Хабаровский край
53°08′08″ с. ш. 140°42"45" в. д. (G) 6,93 + 0,17 129,9 140 / 18 / 4,5 8 ед. (791,6 м) 2
Охотск пгт Охотск
Хабаровский край
59°21′38″ с. ш. 143°14"29" в. д. (G) нет данных 105,9 105 / 15 / 3,8 9 ед. (615 м) 2
Поронайск гор. Поронайск
Сахалинская область
49°13′49″ с. ш. 143°07"03" в. д. (G) 12,50 + 0,04 0 37 / 7 / 1,9 6 ед. (386,7 м) 0
Пригородное Корсаковский район
Сахалинская область
46°37′29″ с. ш. 142°54"25" в. д. (G) 57,80 + 0,20 16 328,4 300 / б/о / 17,5 4 ед. (951,3 м) 1
Японское море
Александровск-Сахалинский гор. Александровск-Сахалинский
Сахалинская область
50°53′47″ с. ш. 142°07"50" в. д. (G) 3,69 + 0,04 0 34 / 7,2 / 2,4 4 ед. (442,1 м) 1
Ванино пгт Ванино
Хабаровский край
49°05′16″ с. ш. 140°16"18" в. д. (G) 16 + 4,58 19 066,0 292 / 45 / 18 21 ед. (3 382 м) 3
Владивосток гор. Владивосток
Приморский край
43°06′48″ с. ш. 131°53"08" в. д. (G) 131,06 + 2,26 11 836,2 290 / 35 / 13 57 ед. (12 315,7 м) 24
Восточный гор. Находка
Приморский край
42°44′03″ с. ш. 133°04"44" в. д. (G) 62,66 + 3,86 38 356,8 290 / 45 / 16 25 ед. (5 497,2 м) 8
Де-Кастри с. Де-Кастри
Ульчский район
Хабаровский край
51°27′59″ с. ш. 140°46"58" в. д. (G) 68,48 + 0,03 8 056,4 250 / 50 / 15 4 ед. (361 м) 2
Зарубино пгт Зарубино
Хасанский район
Приморский край
42°38′40″ с. ш. 131°04"58" в. д. (G) 27,0 + 0,39 117,1 130 / 18 / 7,5 7 ед. (841 м) 2
Находка гор. Находка
Приморский край
42°48′23″ с. ш. 132°52"48" в. д. (G) 127,45 + 2,84 14 986,6 245 / 44 / 11,5 108 ед. (16 810,4 м) 27
Невельск гор. Невельск
Сахалинская область
46°40′06″ с. ш. 141°51"11" в. д. (G) 2,25 + 0,85 107,6 120 / 16 / 5,5 26 ед. (2 701 м) 13
Ольга пгт Ольга
Приморский край
43°44′25″ с. ш. 135°16"52" в. д. (G) 57,36 + 0,43 1 631,5 200 / 18 / 8 11 ед. (1 566,2 м) 5
Посьет пгт Посьет
Хасанский район
Приморский край
42°39′05″ с. ш. 130°48"27" в. д. (G) 22,5 + 0,88 5 317,4 183 / 32 / 9 16 ед. (2 467,2 м) 5
Советская Гавань гор. Советская Гавань
Хабаровский край
48°57′27″ с. ш. 140°15"55" в. д. (G) 24 + 1,36 524,7 180 / 25 / 10 18 ед. (2 974 м) 11
Холмск гор. Холмск
Сахалинская область
47°02′48″ с. ш. 142°02"29" в. д. (G) 15,62 + 0,49 2 192,4 130 / 22 / 8 27 ед. (2 469,4 м) 6
Шахтёрск гор. Шахтёрск
Углегорский район
Сахалинская область
49°09′44″ с. ш. 142°03"17" в. д. (G) 12,42 + 0,14 1 566,5 150 / 20 / 4,6 28 ед. (2 113 м) 4

Северный бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Гарбариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Северный Ледовитый океан
Баренцево море
Варандей с. Варандей
Заполярный район
Ненецкий АО
68°49′28″ с. ш. 58°04"08" в. д. (G) 24,98 + 0,02 4 010,6 120 / 15 / 3,5 2 ед. (199,9 м) 2
Мурманск гор. Мурманск
Мурманская область
68°58′25″ с. ш. 33°03"33" в. д. (G) 53,70 + 6,46 25 687,2 без ограничений 97 ед. (11 525,8 м) 20
Нарьян-Мар гор. Нарьян-Мар
Ненецкий АО
67°38′48″ с. ш. 52°59"39" в. д. (G) 5,62 + 0,22 103,8 114 / 14 / 3,6 4 ед. (384,6 м) 1
Белое море
Архангельск гор. Архангельск
Архангельская область
64°32′04″ с. ш. 40°30"48" в. д. (G) 112 + 2,12 4 264,3 190 / 30 / 9,2 61 ед. (7 454,3 м) 19
Витино с. Белое Море
Кандалакшский район
Мурманская область
67°04′46″ с. ш. 32°19"28" в. д. (G) 11,59 + 0,19 4 153,1 230 / 32,2 / 11,1 4 ед. (512 м) 1
Кандалакша гор. Кандалакша
Мурманская область
67°09′14″ с. ш. 32°23"24" в. д. (G) 5,09 + 0,26 916,7 200 / 30 / 9,8 5 ед. (584,5 м) 2
Мезень гор. Мезень
Архангельская область
65°52′01″ с. ш. 44°12"21" в. д. (G) нет данных 14,6 нет данных 2 ед. (220 м) 3
Онега гор. Онега
Архангельская область
63°55′50″ с. ш. 38°01"57" в. д. (G) 845,59 + 0,03 71,0 242 / 32,4 / 13,6 7 ед. (880 м) 4
Восточно-Сибирское море
Певек гор. Певек
Чукотский АО
69°41′41″ с. ш. 170°15"32" в. д. (G) 8,9 + 0,19 189,0 172,2 / 24,6 / 9 3 ед. (500 м) 1
Карское море
Амдерма с. Амдерма
Ненецкий АО
69°45′21″ с. ш. 61°39"08" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 5 ед. (445 м) 0
Диксон пгт Диксон
Таймырский район
Красноярский край
73°30′14″ с. ш. 80°29"59" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 2 ед. (200 м) 0
Дудинка гор. Дудинка
Красноярский край
69°24′32″ с. ш. 86°09"19" в. д. (G) 30,22 + 0,25 1 102,1 260,3 / 32,2 / 11,8 9 ед. (1 795,6 м) 2
Игарка гор. Игарка
Туруханский район
Красноярский край
67°27′42″ с. ш. 86°33"19" в. д. (G) нет данных 2,5 нет данных 16 ед. (2 380 м) 1
Море Лаптевых
Тикси пгт Тикси
Республика Якутия
71°37′59″ с. ш. 128°53"22" в. д. (G) 96,78 + 0,07 55,5 129,5 / 15,8 / 3,9 2 ед. (315,0 м) 1
Хатанга с. Хатанга
Таймырский район
Красноярский край
71°58′49″ с. ш. 102°27"24" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 2 ед. (700 м) 1
Тихий океан
Берингово море
Анадырь гор. Анадырь
Чукотский АО
64°44′11″ с. ш. 177°30"51" в. д. (G) 45,33 + 0,12 215,6 177 / 25 / 7 6 ед. (686 м) 1
Беринговский пгт Беринговский
Анадырский район
Чукотский АО
63°03′47″ с. ш. 179°21"20" в. д. (G) 4318 + 0,22 48,8 34 / 7 / 2 5 ед. (269 м) 1
Провидения пгт Провидения
Чукотский АО
64°26′08″ с. ш. 173°13"03" з. д. (G) нет данных 22,5 ? / ? / 9 6 ед. (524 м) 1
Эгвекинот пгт Эгвекинот
Чукотский АО
66°14′44″ с. ш. 179°05"03" з. д. (G) 5,75 + 0,07 128,4 177 / 25 / 12 3 ед. (565,3 м) 1

Карта

Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:

  • - от 1 млн до 10 млн т
  • - от 10 млн до 20 млн т
  • - от 20 млн до 50 млн т
  • - от 50 млн до 100 млн т
  • - свыше 100 млн т
Новороссийск Приморск Санкт-Петербург Восточный Мурманск Усть-Луга Туапсе Ванино Пригородное Находка Высоцк Калининград Владивосток Ростов-на-Дону Кавказ Де-Кастри Махачкала Посьет Азов Астрахань Архангельск Витино Варандей Ейск Таганрог Сочи Петропавловск-Камчатский Темрюк Холмск Ольга Шахтёрск Корсаков Тамань Магадан Выборг Дудинка Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Грузооборот портов

Ниже представлен алфавитный список морских портов России и величина их грузооборота (в тыс. т) за 2003-2011 годы.

Порт Населённый
пункт
Бассейн 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Азов Азов Черноморский 0 0 0 0 0 0 4684 4273 4757
Александровск-Сахалинский Александровск-Сахалинский Тихоокеанский 144 92 120 95 162 100 113 98 0
Амдерма Амдерма Северный 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Анадырь Анадырь Северный 280 132 271 283 307 223 269 224 216
Анапа Анапа Черноморский 0 0 0 5 0 0 4 0 0
Архангельск Архангельск Северный 3124 5500 6470 5293 5307 4680 3256 3667 4264
Астрахань Астрахань Каспийский 3760 5495 5128 4518 5756 2568 3928 5014 4656
Беринговский Беринговский Северный 114 96 216 209 203 133 44 47 49
Большой порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 42039 51266 57573 54247 59519 60008 50405 58048 59990
Ванино Ванино Тихоокеанский 7397 7040 8727 9497 9967 10261 14516 17304 19066
Варандей Варандей Северный 0 0 593 501 576 1901 7380 7510 4011
Витино Белое Море Северный 5715 3704 1626 4758 3942 4394 4359 4376 4153
Владивосток Владивосток Тихоокеанский 11263 11559 10156 7811 8528 9561 9976 11185 11836
Восточный Находка Тихоокеанский 15754 20815 20231 20499 21685 20573 18902 35638 38357
Выборг Выборг Балтийский 1078 1357 901 1253 1111 1300 1184 1100 1104
Высоцк Высоцк Балтийский 2405 5200 10416 13811 16527 16015 17318 14843 13422
Геленджик Геленджик Черноморский 63 36 77 127 256 239 267 331 383
Де-Кастри Де-Кастри Тихоокеанский 1685 1767 1944 3487 11618 9771 8441 7373 8056
Диксон Диксон Северный 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Дудинка Дудинка Северный 0 0 0 0 0 2876 1065 1093 1102
Ейск Ейск Черноморский 0 0 2792 3331 4345 3849 4262 3554 3998
Зарубино Зарубино Тихоокеанский 0 235 220 210 224 252 93 128 117
Игарка Игарка Северный 56 0 49 37 59 59 0 0 3
Кавказ Порт Кавказ Черноморский 6869 9198 7115 7182 6382 7760 8609 10055 8304
Калининград Калининград Балтийский 12722 13808 14571 15150 15625 15369 12363 13809 13352
Кандалакша Кандалакша Северный 1020 342 339 248 655 963 1060 863 917
Корсаков Корсаков Тихоокеанский 2351 2683 2832 3716 2818 2169 1033 1106 1432
Магадан Магадан Тихоокеанский 1006 997 1066 1108 1075 1093 989 1128 1222
Махачкала Махачкала Каспийский 3548 5838 5056 5488 6260 6392 5274 4863 5371
Мезень Мезень Северный 12 14 33 45 24 24 22 23 15
Москальво Москальво Тихоокеанский 4 70 80 55 0 37 29 29 33
Мурманск Мурманск Северный 14838 24759 28070 26294 24609 24832 35276 32809 25687
Мыс Лазарева Лазарев Тихоокеанский 183 63 72 88 76 26 0 0 0
Нарьян-Мар Нарьян-Мар Северный 112 67 194 291 84 125 61 103 104
Находка Находка Тихоокеанский 14025 16671 14097 13430 13462 15178 15761 15365 14987
Невельск Невельск Тихоокеанский 0 0 0 0 0 0 0 90 108
Николаевск-на-Амуре Николаевск-на-Амуре Тихоокеанский 735 129 290 359 208 251 172 164 130
Новороссийск Новороссийск Черноморский 85483 97767 113061 113148 113489 112607 122865 117079 116140
Ольга Ольга Тихоокеанский 1324 1268 1471 1500 1503 1221 1107 1438 1632
Оля Оля Каспийский 70 135 167 290 636 866 775 1050 558
Онега Онега Северный 784 232 100 104 101 109 74 65 71
Охотск Охотск Тихоокеанский 0 0 0 0 0 0 59 41 106
Пассажирский порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Певек Певек Северный 137 88 98 108 140 61 55 142 189
Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский Тихоокеанский 1536 1499 1805 1909 1849 1984 2485 2266 2411
Поронайск Поронайск Тихоокеанский 26 3 12 1 0 0 0 0 0
Посьет Посьет Тихоокеанский 1332 1815 2260 2002 2528 3907 4535 4650 5317
Пригородное Пригородное Тихоокеанский 0 0 0 0 0 199 10697 16102 16328
Приморск Приморск Балтийский 17685 44565 57337 65956 74230 75582 79157 77640 75125
Провидения Провидения Северный 88 32 35 70 30 33 21 27 23
Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону Черноморский 0 0 0 0 0 0 6166 7713 10367
Советская Гавань Советская Гавань Тихоокеанский 483 451 530 566 475 358 359 408 525
Сочи Сочи Черноморский 220 166 200 406 517 529 408 2690 2446
Таганрог Таганрог Черноморский 2057 2850 3043 2451 3264 2630 3026 2895 3468
Тамань Волна Черноморский 0 0 0 0 0 10 86 200 1235
Темрюк Темрюк Черноморский 1004 646 1003 1155 1349 2305 2119 1940 2348
Тикси Тикси Северный 12 0 0 0 20 0 39 40 56
Туапсе Туапсе Черноморский 17712 20226 21381 21292 19634 19435 18445 18611 19405
Усть-Луга Усть-Луга Балтийский 442 801 708 3766 7143 6763 10358 11776 22693
Хатанга Хатанга Северный 16 0 62 5 0 0 0 0 0
Холмск Холмск Тихоокеанский 2342 1996 2181 2169 2097 2017 1635 1870 2192
Шахтёрск Шахтёрск Тихоокеанский 714 537 706 527 702 892 785 1069 1567
Эгвекинот Эгвекинот Северный 118 248 134 153 112 105 119 135 128

См. также

  • Список портов по контейнерному грузообороту
  • Список речных портов России

Примечания

  1. 1 2 Морские порты России. ЕСИМО. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  2. Реестр морских портов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  3. Грузооборот морских портов России за 2012 год. Ассоциация морских торговых портов. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  4. 1 2 Винокуров, 2008, с. 242-243
  5. Видяпин, 2010, с. 258-263
  6. Лобжанидзе, 2008, с. 502-503
  7. Севморпуть. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  8. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 260 / 46 / 16
  9. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы - суда с длиной 324 м и шириной 58 м
  10. 1 2 без ограничений
  11. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 140 / 14 / 4,5
  12. гарбариты судов смешанного типа; гарбариты для морских судов - 90 / 16 / 3,6
  13. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 162,1 / 22,8 / 9,9

Литература

  • Видяпин В. И., Степанов М. В. Экономическая география России. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 567 с. - 3 000 экз.
  • Винокуров А. А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л., Симагин Ю. А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. - Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 550 с. - 7 000 экз.
  • Неклюкова Н. П., Душина И. В., Раковская Э. М., Кузнецов А. П., Лобжанидзе А. А., Берлянт А. М. Справочник по географии. - Москва, 2008. - 656 с. - 8 000 экз.

Ссылки

  • Морские порты России
  • Реестр морских портов Российской Федерации
  • Росморпорт
  • Грузооборот морских портов России за 2012 год

список морских портов российские детективы, список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг, список морских портов российское кино

Список морских портов России Информацию О