Функциональный стиль -- это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Поэтому стили называются функциональными. Если считать, что стилю свойственны пять функций (среди ученых нет единогласия по поводу количества функций, присущих языку), то выделяются пять функциональных стилей:

разговорно-обиходный,

официально-деловой,

газетно-публицистический,

художественный.

Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли. Благодаря им язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, философскую мудрость, начертать законы, отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа.

Выполнение стилем той или иной функции -- эстетической, научной, деловой и т. д. -- накладывает глубокое своеобразие на весь стиль. Каждая функция -- это определенная установка на ту или иную манеру изложения -- точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля. Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях, деловая тяготеет к обобщенным названиям, художественная предпочитает конкретность, изобразительность.

Однако стиль -- это не только способ, манера изложения. За каждым стилем закреплен и свой круг тем, свое содержание. Разговорный стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами. Официально-деловая речь обслуживает суд, право, дипломатию, отношения между предприятиями и т. д. Газетно-публицистическая речь тесно связана с политикой, пропагандой, общественным мнением.

Итак, можно выделить три особенности функционального стиля:

  • 1) каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем;
  • 2) каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения -- официальными, неофициальными, непринужденными и т.д.;
  • 3) каждый функциональный стиль имеет общую установку, главную задачу речи.

Основная же масса слов в каждом стиле -- это нейтральные, межстилевые слова, на фоне которых и выделяется характерная лексика и фразеология. Межстилевая лексика -- хранительница единства литературного языка. Будучи общелитературной, она объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные, трудно понимаемые языки. Характерные же слова составляют языковую специфику стиля. Именно они определяют его языковой облик.

Общими для всех функциональных стилей являются и грамматические средства. Грамматика языка едина. Однако в соответствии со своей установкой каждый функциональный стиль по-своему использует грамматические формы и конструкции, оказывая предпочтение тем или иным из них. Так, для официально-делового стиля, который отталкивается от всего личностного, весьма характерны неопределенно-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты (прием производится, справки выдаются, обмен денег проводят). Научный стиль предпочитает прямой порядок слов в предложениях. Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Однако и по отношению к лексике, и особенно по отношению к грамматике речь идет не об абсолютном, а об относительном закреплении за тем или иным стилем. Характерные для какого-либо функционального стиля слова и грамматические конструкции могут быть употреблены и в другом стиле.

В языковом отношении функциональные стили различаются и с точки зрения образности, эмоциональности. Возможности и степень образности и эмоциональности в разных стилях неодинаковы.

Важная характеристика функциональных стилей -- степень индивидуализированности речи. Любая речь в той или иной мере стандартизирована. Нам, например, не надо изобретать формулы приветствия, прощания. Они существуют в готовом виде (здравствуй, прощай, до свидания, привет). Своеобразные правила речевого поведения, правила построения текста существуют в каждом функциональном стиле. И они облегчают пользование языком, экономят речевые усилия. Но, с другой стороны, речевая стандартизация ограничивает свободу самовыражения, индивидуальность речи. Вот по этим взаимосвязанным и взаимопротивопоставленным признакам -- степени стандартизованности и степени индивидуализированности речи -- и различаются функциональные стили.

Нормы функционального стиля тоже важная его характеристика. Есть нормы языка. Они обязательны и едины для всех стилей. Ни в каком стиле нельзя писать и говорить "инциндент, констатировать" (вместо инцидент, констатировать). Однако есть и стилевые нормы, определяющие употребление в нем слов, выражений, форм. Эти нормы меняются от стиля к стилю. Например, в живой разговорной речи неуместны канцеляризмы (Я проживаю в лесном массиве). Неуместны они и в других стилях, но вполне естественны в официально-деловой речи.

Таким образом, каждый функциональный стиль -- это особая влиятельная сфера литературного языка, характеризующаяся своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией. Каждый функциональный стиль -- это своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык искусства, язык законов, дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. И именно функциональные стили обусловливают богатство и гибкость русского языка. Разговорная речь вносит в литературный язык живость, естественность, легкость, непринужденность. Научная речь обогащает язык точностью и строгостью выражения, публицистика -- эмоциональностью, афористичностью, художественная речь -- образностью.

Стилистический анализ текста

Цели: расширить, углубить и обобщить знания учащихся по данной теме; прививать учащимся навык выделения общей для каждого функционального стиля задачи и развивать умение её грамотной реализации; учить стилистическому анализу текста; воспитывать внимание не только к языковым, но и к внеязыковым стилеобразующим факторам. Оборудование: четыре комплекта карточек для письменной работы в классе.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию

Выборочная проверка выполнения по карточкам с обсуждением.

II. Актуализация опорных знаний

1. Устное сочинение

♦ Расскажите, используя таблицу или схему, о разнообразии функциональных стилей в русском языке (см. с. 29–30).

♦ Каким стилем речи вы сейчас воспользовались?

2. анализ таблиц «пятиминутка понимания»

Необходимо особое внимание обратить на пункты ІІ части таблицы.

III. Постановка целей и задач урока

Учитель. Задача нашего урока - обновить и обобщить знания по функциональной стилистике. Закрепить их на практике. Усвоить новые стилеобразующие факторы, на которые прежде мало обращалось внимания. Потренироваться в стилистическом анализе текста.

IV. Объяснение нового материала

Учащиеся делают краткие записи.

Лекция учителя

Именно функциональные стили обусловливают богатство и стилистическую гибкость русского языка. При этом стилевые доминанты (см. с. 29–30) у каждого функционального стиля свои. Помимо языковых каждый стиль имеет свои внеязыковые особенности. Разговорная речь вносит в живость, естественность, легкость, непринужденность. Научная - обогащает язык точностью и строгостью выражений; публицистика - эмоциональностью, афористичностью; художественная речь - образностью. Так создается многообразие средств в языке, разнообразие тональностей, красок, звучаний.

Наука стремится ко всё более глубокому постижению функциональных стилей. И изучение каждого становится самостоятельной отраслью стилистики. На следующих уроках мы перейдем к конкретному разговору об особенностях всех функциональных стилей.

Любое высказывание строится с учетом внеязыковых и языковых факторов.

К внеязыковым стилеобразующим факторам относят формы общественного сознания, социальных отношений, виды производственной и другой деятельности. Эти факторы естественно влияют на выбор, в первую очередь, лексических средств языка. Кроме этого, внеязыковыми факторами, определяющими, например, специфику разговорного стиля, являются и обстановка, мимика, жесты, реакция собеседника.

(Обязательная запись в тетрадях.)

Таким образом, можно выделить три внешних, внеязыковых признака, три особенности любого функционального стиля:

1) каждый функциональный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем;

2) каждый функциональный стиль характеризуется определенными условиями общения - официальными, неофициальными, непринужденными и т. п.;

3) каждый функциональный стиль имеет общую установку, главную задачу.

Выбор же языковых средств определяется темой, жанром, целевой установкой автора. Немаловажное значение имеет также адресат речи: автор должен четко представлять себе того, кому он адресует свою речь (возраст адресата, его социальное положение, культурный и образовательный уровень).

Каков же он, язык функциональных стилей?

Это набор характерных для каждого стиля слов; при том, что во всех стилях используются одинаковые грамматические формы и конструкции, в каждом стиле они имеют своеобразия. Научный стиль предпочитает прямой порядок слов, а публицистическому стилю свойственны риторические фигуры. В языковом отношении функциональные стили, как мы уже говорили, различаются и с точки зрения образности, эмоциональности. Также у каждого функционального стиля есть свой набор речевых жанров. В научном стиле - это монографии, рефераты, статьи; в публицистическом - репортаж, интервью и т. д.

Каждый текст можно проанализировать с точки зрения стилистики, то есть определить его стиль, жанр, выявить характерные черты. Однако нужно учитывать при стилистическом анализе, что он должен быть историческим, то есть внеязыковые факторы, влияющие на создание текста - историческую эпоху, традиционность использования языковых средств того времени, языковой опыт автора определенного социального пласта.

V. Закрепление

1. работа в группах по карточкам

Задание. Определите стиль текста.

Найдите характерные черты текста, опираясь на имеющийся уже опыт и теоретические знания.

Спишите, вставив буквы, раскрыв скобки и расставив знаки препинания.

Какие внеязыковые признаки в текстах вы нашли?

Карточка № 1

Старый обширный т..нувшийся позади дома сад выходивший за село и потом проп..давший в поле заросший и заглохший казалось один осв..жал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем карти(н, нн)ом запустени.. . Зелеными обл..ками и (не)правильными трепетнолистными куполами л..жали на небесном г..ризонте соед..не(н, нн)ые вершины разросшихся на свободе деревьев.

(По Н. Гоголю)

Карточка № 2

Наша армия вошла в К(к)рым… Мы знали что К(к)рым разрушен..ый и затоптан..ый сапогами немецких солдат - снова будет нашей землей. Мы знали что освободим его…

Крым весь ове..н до последнего камня на дороге великими вос-пом..наниями. ..десь в Г(г)урзуфе жил П(п)ушкин. О К(к)рыме он написал г..ниальные строки Редеет облаков л..тучая гряда.

Мы приветствуем освободителей К(к)рыма. Мы г..рдимся ими. Мы завидуем им… Им выпала на долю великая честь великая слава и великая радость увидеть первыми (К)крымскую весну освоб..ждения.

(По К. Паустовскому)

Карточка № 3

Поэзия относит(?)ся к тем сферам и(с, сс)кус(с, сс)тва сущ(?) ность которых не до конца ясна науке. Пр..ступая к ее изучению приходится заранее пр..м..риться с мыслью что многие порой наиболее существе(н, нн)ые проблемы все еще находят(?)ся за пр..делами возможностей совреме(н, нн)ой науки.

Стихотворения П(п)ушкина пр..дставляют наибольшую трудность для традицио(н, нн)ого анализа отсутствием сюжетных элементов с одной ст..роны и привычных форм «образности» с другой.

(По Ю. Лотману)

Карточка № 4

КОГДА ПРИДЕТ КОРАБЛЬ

Вы оделись вечером кисейно И в саду стоите у ба(с, сс)ейна Наблюдая как лунеет мрамор И поток б..жит на нем муаром. К..рабли оякорили бухты Пр..везли тропические фрукты Пр..везли узорч..тые ткани Пр..везли меч(?)ты об океан…

(И. Северянин)

2. проверка выполнения задания

3. работа с учебником. выполнение упражнений по выбору учителя

VI. Итог урока

♦ Что такое функциональный стиль?

♦ Какие функциональные стили вам известны?

♦ Какие внеязыковые признаки функционального стиля вы знаете?

VII. Домашнее задание

1. Теория по учебнику.

2. Подберите из разных источников примеры на каждый функциональный стиль, сделайте их стилистический анализ. Подготовьтесь к обоснованию своей позиции.