Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах , которые должны строго соответствовать действительности.

Другие признаки научного познания: логическое обоснование и практическая проверка знаний; спец. научная терминология (искусственный язык); спец. приборы и аппаратура; специфич. методы исследования; критический пересмотр оснований научного поиска; наличие системы ценностных ориентаций и целевых установок (поиск объективной истины как высшей ценности науки); концептуальный и системный характер знаний; воспроизводимость научных явлений при определенных условиях.

Строение и динамика научного знания. Наука включает в себя: а) ученых с их знаниями, квалификацией и опытом, разделением труда; б) научные учреждения и оборудование; в) систему научной информации (совокупность знаний).

Различают гуманитарные, естественные и технические науки. В структуре науки выделяются три слоя: 1) всеобщего знания (философия и математика); 2) частно-научного знания; 3) междисциплинарного интегративного характера (общая теория систем и теоретической кибернетики с середины ХХ в.). С точки зрения характеристики знаний различают: а) эмпирические знания; б) теоретические знания; в) мировоззренческие, философские основы и выводы.

Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы исследования; б) научная картина мира; в) философские принципы.

Формы реализации и функционирования идеалов и норм исследования выражают ценностные и целевые установки науки и включают: а) доказательность и обоснованность знания; б) объяснение и описание; в) построение и организация знания.

Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, функционирует как исследовательская программа, которая целенаправляет постановку задач научного поиска и выбор средств их решения.

Философские принципы участвуют в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Классический этап – идеал познания есть построение абсолютно истинной картины природы. Неклассический этап – развивается понимание относительной истинности картины природы. Постнеклассический этап – видение науки в контексте социальных условий и последствий, включение аксиологических (ценностных) фактов при объяснении и описании сложных системных объектов (экологические процессы, генная инженерия).

Во взаимодействии с наукой философия:

а) стоит над наукой как ее ориентир;

б) входит в науку как неотъемлемый ее компонент;

в) находится в фундаменте науки как ее системообразующее начало.

Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и различны. «Философия познает бытие из человека и через человека…, наука же познает бытие как бы вне человека». Философия есть скорее искусство, чем наука. Философия – одна из сфер культуры, где критерии науки в полной мере не действуют. Скепсис в отношении философии как науки выражается во мнении, что философия будто бы занимается лишь умозрительным анализом понятий о свойствах предметов, а не фактов о природе (античные философы, Гегель), что это не система знаний, а лишь мыслительная деятельность.



Однако философия обладает рядом признаков научного знания: системностью, фиксированием в понятиях, категориях и законах, логичностью аргументации, доказательностью, объективной истинностью. Своим методом философия избрала диалектику.

Философия обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой эпохи. Например, идеи атомистики в античной философии и др.

Наиболее важные синтетические теории естествознания отличаются ярко выраженным философским характером. Например, понимание закона сохранения и превращения энергии, закона энтропии, теории относительности, квантовой теории.

«Философские предубеждения» способны мешать ученым, вредить науке и приводить к догматизму.

Развитие знаний происходит постепенно, а также в форме научных революций. Первая крупная революция в науке (XV-XVII) разрушила геоцентрическую систему и утвердила классическую (механистическую) картину миропонимания (Коперник, Галилей, Ньютон).

Вторая научная революция связана с эволюционным учением Дарвина, клеточной теорией, законом сохранения и превращения энергии, системы химических элементов Менделеева (XIX в.). Создание неклассического естествознания.

Третья революция в науке произошла на рубеже XIX – ХХ вв. Теория относительности Энштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Н.Бора и др. показали, что мир сложен и что сознание человека включено в восприятие действительности. Мир – сплошная динамика.

Научная картина мира менялась под влиянием неаристотелевской логики и неевклидовой геометрии (XIX в.), теории относительности и квантовой механики (н. ХХ в.), общей теории систем и теоретической кибернетики (с сер. ХХ в.).

Методология научного познания. Методология – система основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Из принципов материализма, диалектики, субъективного отношения к действительности, практики вытекают принципы объективности, детерминизма, всеобщей связи, развития, конкретно-исторического подхода и др. Значительный вклад в разработку метода исследования внесли Ф.Бэкон (опыт, индуктивный метод), Р.Декарт (рациональный метод), Гегель (диалектика), марксистская философия, представители сциентистских и антропологических направлений в философии.

В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принципы познания и категориальный строй науки; б) общенаучной методологии (теоретическая кибернетика, системный подход); в) конкретнонаучной методологии; г) методики и техники исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных эмпирических данных и их первичную обработку.

К философским методам относится диалектический и метафизический. Теоретическую основу всех форм научного познания составляет материалистическая диалектика, выступающая как логика и теория познания.

Диалектический метод включает в себя принципы историзма, всесторонности, объективности, конкретности, детерминизма и др. Вопросы метода не ограничиваются рамками науки и философии, а выходят в сферу практики.

Современная диалектико-материалистическая методология науки рассматривает во взаимосвязи: а) объект научного исследования; б) предмет анализа; в) задачу исследования; г) этапы деятельности.

Среди методологических тенденций ХХ в. выделяют теорию научныхпарадигм и синтагм. Парадигма (от греч. – пример, образец - теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Успешно решает типичные научные задачи в изолированных друг от друга областях. Синтагма (от греч. – нечто соединенное) – система знаний, объединяющая неоднородные подсистемы для решения определенного комплекса сложных задач (например, искусственный интеллект, социальное управление, современная экология).

Методы эмпирического и теоретического исследования . К основным методам эмпирического исследования относится наблюдение, измерение, эксперимент. Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений в их естественном виде непосредственно и с помощью приборов. Измерение – установление одной величины с помощью другой, принятой за эталон, а также описание этой процедуры. Эксперимент – изучение предмета в специально подобранных условиях и наблюдение за ним.

К общелогическим методам научного познания относится взаимосвязанный между собой анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ – разделение предмета на его отдельные части. Синтез – объединение частей предмета в единое образование (систему). Индукция – движение мысли от единичного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к единичному. Аналогия – на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках. Моделирование – посредством одной системы (естественной или искусственной) воспроизводят другую, более сложную систему, являющуюся объектом исследования.

Абстрагирование – некоторое отвлечение от непосредственно воспринимаемой действительности (абстракции). Обобщение – установление общих свойств и признаков объектов (филос. категории).

Методы теоретического исследования : мысленный эксперимент, идеализация (логическая реконструкция действительности, в теорет. идеальном объекте сущность отделяется от явления и выступает в чистом виде, например, материальная точка – тело, лишенное размеров, масса которого сосредоточена в точке), объяснение, аксиоматический метод (из аксиом и постулатов логическим путем выводятся все остальные утверждения на основе принимаемых правил вывода и определений), восхождение от абстрактного к конкретному (от свойств, отдельных сторон к целостному знанию, например, К.Маркс: от товара как исходной абстракции, характеризующей сущность капиталистического производства, восходил к абстракциям более богатым и содержательным (деньги, капитал, прибыльная стоимость, заработная плата и др.), воссоздавая всестороннюю картину капиталистической экономики в целом), единства исторического и логического (описание реального процесса возникновения и развития объекта осуществляемое с максимальной полнотой; фиксация объективной логики развития событий, отвлекаясь от их случайных конкретно-исторических особенностей. Логическое есть отражение исторического процесса в освобожденном от случайностей виде).

Результат эмпирического исследования – данные наблюдения, эмпирические факты и зависимости.

Результат теоретического исследования – идея, проблема, гипотеза, теория (концепция), научная картина мира.

Идея – понятие, обозначающее смысл, значение, сущность вещи. Проблема вырастает из потребностей практической деятельности человека в ходе стремления к новому знанию. Проблема есть единство неизвестного и известного, незнания и знания. Гипотеза – знание, в основе которого лежит предположение, еще не доказанное теоретическое рассуждение. Теория – обоснованная и доказанная гипотеза (должна быть непротиворечивой и подлежать опытной экспериментальной проверяемости). Дает научную картину мира.

Этика науки . Важнейшими нормами научной этики являются: отрицание плагиата; фальсификации данных эксперимента; бескорыстный поиск и отстаивание истины; результат должен быть новым знанием, логически, экспериментально обоснованным.

Научный работник помимо профессионализма, методологической вооруженности, д/м мышления, должен выработать определенные социально-психологические качества. Среди этих качеств одно из важнейших – творческая интуиция.

Проблема соотношения истины и добра перерастает в проблему связи свободы и ответственности в деятельности ученых, в проблему комплексного и долговременного учета неоднозначных последствий развития науки.

Тема: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ

  1. Человек как предмет философии. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
  2. Проблема природы и сущности человека. Единство природного и общественного в человеке.
  3. Духовность и проблема смысла жизни.

Интерес к проблеме человека (философской антропологии) вызван расширением и углублением знаний о мире. Древнефилософский образ человека космоцентричен. Например, у Конфуция.

Платон видел в человеке «двуногое существо без крыльев с плоскими когтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Здесь выделены физические и духовные признаки человека. Аристотель считал, что человек есть общественное животное, наделённое разумом, совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель дал типологию различных «уровней» души, выделив растительную, животную и разумную души. Растительная ведает функциями питания, роста и размножения. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение и способность желания. Разумная душа, которой обладает лишь человек, наделена, помимо перечисленных функций, высшей из способностей – рассуждением и мышлением. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.

Помимо идеи о совершенствовании индивида путём его включённости в государство (общественное целое), проводилась мысль о счастливой и добродетельной жизни путём освобождения человека от власти внешнего мира, от социально-политической сферы (например, в этике Эпикура).

В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога, как момент движения к Богу. С другой стороны, сохранялся взгляд, что человек – разумное животное (двойственность: он владеет божьим даром – свободой воли, однако плоть и земная жизнь человека греховны).

Эпоха Возрождения провозгласила идею величия, свободы, достоинства, могущества разума человека. Гуманизм открыли и отстаивали А.Данте, Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Т.Мор, Э.Роттердамский, Н.Макиавелли, Д.Бруно, Ф.Бэкон, Ф.Скорина и др.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Например, критерием всего сущего и наидостовернейшей реальностью стала субъективность, выраженная в формуле Р.Декарта «мыслю, следовательно, существую». Было положено начало «деятельностной парадигме», в рамках которой человек осознавал себя.

Философы Нового времени пытались раскрыть природные основы человека. Т.Гоббс утверждал, что физические и духовные способности, основные качества людей могут реализоваться в государстве, построенном на основе общественного договора. Б.Паскаль предвосхитил идею своеобразия познания человека по сравнению с природой. Д.Локк важную роль придавал формированию гармонии физического и духовного начал личности («В здоровом теле здоровый дух»). Французские материалисты XVIII в. также пытались преодолеть противопоставление тела и духа.

Представители классической немецкой философии стремились преодолеть механицистскую трактовку в понимании человека. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, через включение в многообразие отношений общественной жизни (семья, собственность, государство, право и т.д.). Однако практическая деятельность понималась абстрактно, как деятельность мышления, воли, духа. Кант развивал дуалистический взгляд на человека как существующего в «мире природы» и «мире свободы». По мнению Л.Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, а сам человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви. Человек, включая и природу как свой базис, является универсальным и высшим предметом философии. В этом подходе, наряду с достоинствами, существуют и недостатки: отсутствует исторический взгляд на человека, не объясняется, почему у разных людей столь различно содержание их духовной жизни.

Русские мыслители А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский отметили, что человек не только подвергается воздействию внешнего мира, но и изменяет его.

Русская философия XIX в. рассматривала человека в концепциях «философии тотальности» и «философии индивидуальности». Первое направление представляли славянофилы, которые считали, что подлинно нравственный субъект, сочетающий личностное и коллективное начала, возможен только в рамках крестьянской общины как идеального «нравственного мира». Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, личностное начало, критиковали православие. Ф.М.Достоевский разделил историю на три стадии: патриархальность (естественная коллективность), цивилизация (болезненная индивидуализация) и христианство как синтез предыдущих.

К.Маркс и Ф.Энгельс развили общематериалистическую идею детерминации человека объективной природной и социальной реальностью. Эта концепция дополнена развивавшейся в рамках идеализма идеей человеческой активности, деятельности. Одновременно Маркс открыл тенденцию возрастания роли субъективного фактора в истории. В.И.Ленин, развивая эти положения, сформулировал идеологию революционного активизма.

Представители антропологической философии, особенно экзистенциализма, основной темой своих размышлений избрали существование, духовный мир человека. Экзистенциалисты считают, что гуманизм находится под угрозой из-за технизации общества и человека, опасности ядерной войны, марксистской доктрины, абсолютизирующей всеобщность труда и техники.

В условиях ускорения общественного прогресса происходит обновление религиозной философии в направлении «антропологического поворота».

Современных зарубежных теоретиков волнуют вопросы смысла бытия и ценностных ориентаций человека, путей его самореализации.

В целом, современная социально-философская мысль называет ряд закономерностей развития сущностных сил человека:

· их непрерывное усложнение;

· опережающее развитие способностей как показатель качественного изменения личности;

· увеличение степени свободы развития человека;

· рост основательности исторического действия.

Становление человека (антропогенез ) и формирование общества (социогенез ) в совокупности составляют антропосоциогенез , который длился 3-3,5 млн. лет. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошёл от обезьяны.

Для поведения предков человека (гоминидов) характерно: а) инстинктивное поведение; б) решающая роль генетической наследственности; в) стадный образ жизни; г) биофизиологическое разделение функций.

Согласно гипотезе, преодоление недостатков биологического способа поведения предков человека и сильно ухудшавшиеся условия их обитания подтолкнули к появлению принципиально нового, социального способа существования предчеловека и превращению его в человека. Для скачка в общественный способ существования предки человека имели необходимые биологические предпосылки: мозг; прямохождение; развитую кисть руки, способную совершать трудовые операции; гортань, способную издавать членораздельные звуки; взгляд, позволяющий видеть в трёх измерениях и ориентироваться в пространстве; развитие сложных образцов поведения и приспособления к различным условиям среды; длительная опека родителями детей, приводившая к лучшему биологическому созреванию и обучению; относительная устойчивость сексуального влечения, влияющая на качество потомства. Предчеловек оказался подготовленным к тому, чтобы взять в руки палку или камень, удлинить таким образом свои конечности, усилить свои естественные возможности искусственными средствами. От приспособления к природе он перешёл к её преобразованию, труду. «Труд создал самого человека».

Начало изготовления орудий труда – исторический рубеж в становлении человека и общества. Есть свидетельства того, что изготовление простейших орудий началось на 1-1,5 млн. лет раньше, чем появились речь и мышление. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Это даёт возможность утверждать, что человек в своём развитии проходит стадии умелого, прямостоящего и человека разумного.

Уже в 60-е гг. XIX в. Геккель, Гексли и Фохт сформулировали одно из затруднений трудовой теории происхождения человека – «недостающего звена», морфологически определённой формы между обезьяноподобными предками и современным человеком. А в 90-е гг. ХХ в. учёные-генетики, исследуя молекулы ДНК из остатков неандертальца стотысячелетней давности, найденного в окрестностях Дюссельдорфа, пришли к выводу, что неандертальцы не являлись предшественниками современного человека, а были вымершей побочной линией эволюционного развития.

Ряд исследователей, скептически относящихся к трудовой теории происхождения человека, особое внимание обращают на духовный фактор появления человека. По мнению Тейяра де Шардена, «парадокс человека» состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а внутри, через развитие сознания, психики, разума, лишь завуалированное морфологией».

У многих насекомых, птиц, млекопитающих появились более радикальные новшества, чем у предков человека: сложные гнёзда, бобровые плотины, геометрические углы, урбаноидные муравейники и др. Значит, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум самосовершенствующимся животным.

В ряде случаев животные осуществляют орудийную деятельность, содержащую в себе «ручной интеллект» или «практическое мышление» (А.Н.Лентьев). В предметно-практической деятельности человека воплощаются физические и духовные способности человека, развивается мышление, речь, самосознание и различные способности. В физическом и умственном развитии человека фактор труда имеет решающее значение:

а) рост числа связей и их усложнение (человек – орудие труда – предмет труда – природа);

б) результат труда по времени отделяется от непосредственного трудового акта;

в) в процессе труда человек познавал внешние связи и внутренние свойства вещей, развивал свои аналитико-синтетические способности;

г) вместе с формированием руки увеличивался и усложнялся человеческий мозг;

д) в процессе труда ослаблялась инстинктивная основа поведения, формировалась воля, интеллект, потребности человека.

В процессе труда формируется социокультурное объединение людей и язык как средство организации совместных действий, хранения и передачи знаний, общения.

Таким образом, труд, мышление и речь сформировали человека.

В зависимости от материально-трудового фактора американский учёный Л.Морган (1818-1888) выделил в истории человека три исторических эпохи – дикость (применение огня, охота, изобретение лука), варварство (гончарное ремесло, приручение животных и возделывание полезных растений, плавка железной руды) и цивилизацию (изобретение буквенного письма, создание огнестрельного оружия).

К.Маркс и Ф.Энгельс в основу классификации истории положили экономический базис во всей его глубине, рассматривая развитие средств производства и их влияние на характер общественных отношений (общественное разделение труда: скотоводство от земледелия; деньги; умственного от физического).

Труд – важнейшее системообразующее понятие, не только политико-экономическое, но и социокультурное.

Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность . Нравственно-социальные нормы возникли как выражение ценностного поведения (запреты на кровосмесительство, на убийство сородича, требование поддержания жизни любого из членов рода, позднее – человеческого рода в целом и животных). Карательные меры (остракизм).

Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор ).

Продолжение человеческого рода как биосоциальный процесс находится в органическом единстве со сферой производства средств к жизни и средой обитания. Главные черты качества народонаселения – здоровье, психофизиологический комфорт жизни, динамичность стиля поведения в единстве со стабильностью.

В ходе антропосоциогенеза человек выступает как продукт и одновременно творец обстоятельств. Отсюда следует ряд подходов к человеку.

Объектно-генезисный подход выявляет факторы формирования человека: а) макросреда (космические, экологические, демографические, социально-экономические, политические условия жизни); б) микросреда (семья, трудовой коллектив); в) социальные общности людей, межличностное общение; г) общественные и политические организации, партии; д) система обучения и воспитания; е) средства массовой информации и учреждения культуры.

К.Маркс в «Тезисах о Фейербахе» определил человека как совокупность всех общественных отношений. Однако человек соотнесен не только с обществом, но и с Универсумом, со всей Историей, с другим человеком как индивидуальным бытием Космоса.

З.Фрейд подчёркивал роль бессознательного, доказывал, что культура выводится из бессознательных влечений человека.

Субъективно-функциональный подход раскрывает включённость человека в главные сферы деятельности, общения и познания и характеризует его как производительную, социально-политическую и духовную силу общества.

Биологизаторские (натуралистические) концепции человека абсолютизируют роль естественных начал в человеке. Социологизаторские теории представляют человека лишь как слепок с окружающих его социальных отношений.

Природно-общественное в человеке воплощено в единстве тела и души. Действия человека регулируются не только телесными потребностями, но и социальными – обществом, историей, духовно-нравственными мотивами и пр.

Человек включён в два мира – природы и общества. Биологическое в человеке является исходным, хотя и недостаточным началом для объяснения истории и самого человека. Оно представлено в виде задатков и способностей, влечений. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе всё богатство общественного развития, является продуктом системы обучения и воспитания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задатков. Генетические и социальные различия выступают фактором прогресса человека.

По сравнению с социальным биологическое более консервативно. Человеческий организм не всегда успевает адаптироваться к негативным и скоростным изменениям среды (экологическая катастрофа).

В целом, совершенствовать социальные условия и биологические возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.

Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, красоте, свободе и чести, верности идеалам, стремлению раскрыть тайны бытия и смысла жизни.

Духовность человека проявляется: 1) в уникальности человеческой индивидуальности; 2) в сопричастности к универсальности, к целостности природы и культуры.

Утрата смысла жизни всегда рассматривалась как одна из величайших трагедий, как потеря главной точки опоры. В мифологии древних греков боги наказали Сифиза за преступные деяния бессмысленным трудом – вменили в вечную обязанность вкатывать в гору тяжёлый камень, который, достигая вершины, скатывался вниз. А дочери царя Даная, в брачную ночь заколовшие кинжалами спящих мужей, вынуждены водой наполнять сосуд, не имеющий дна.

В центре внимания культуры всегда стояли задачи разумного обустройства общественной жизни, поддержания соответствия между обществом и природой, гармонизацией внутреннего мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней (материальное процветание, слава, успех), либо внутренней гармонии (дух). Очевидно, смысл жизни заключается не в противопоставлении внутренней и внешней гармонии, а в их взаимодополняемости. Смысл жизни для человека – во всестороннем развитии своих способностей, внесении личного вклада в прогресс общества и культуры через улучшение собственного статуса (материального и духовного).

Человек осознаёт неизбежность своей смерти. Смерть есть вечная тема культуры, «вдохновляющий гений философии» (Сократ). Смысл же смерти – создать условия для обогащения жизни, неизбежность смерти делает жизнь содержательной и ответственной (экзистенциализме, русская религиозная философия).

Современный интерес к проблеме смерти обусловлен: а) ситуацией глобального цивилизационного кризиса, которая может привести к самоуничтожению человечества; б) изменением ценностного отношения к жизни и смерти в связи с общей ситуацией на Земле (обесценивание жизни из-за бедности, отсутствия медицинской помощи, разгула терроризма и т.д.).

Активно обсуждаемым в литературе является вопрос о праве на смерть, особенно когда речь идёт об эвтаназии («лёгкой» смерти для прекращения страданий при неизлечимых болезнях).

В некоторых современных представлениях возобновляется на новой основе идея о формировании нетленной душевной субстанции. Эта идея опирается: во-первых , на закон сохранения и превращения энергии (полное уничтожение психической энергии невозможно); во-вторых , на идею бесконечности материи в пространстве и времени; в-третьих , обладание разумом делает человека существом космического масштаба, неисчерпаемой глубины. Смерть не означает полного исчезновения с разрушением тела, а предполагает выход интеллектуально-эмоционального сгустка в форме биополевой структуры на более высокий уровень бытия.

Виды относительного бессмертия: а) в генах потомства; б) мумификация тела; в) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный круговорот материи; г) результат жизненного творчества человека.

Другая идея – о бессмертной душе (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Кант, Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьёв, Н.Ф.Фёдоров и др.).

Люди при определённых условиях могут приобрести биологическое бессмертие в результате «клонирования». Его суть состоит в разрушении барьера между «смертными» клетками и «бессмертными» яйцеклетками. При клонировании удалось внедрить в ядро смертной клетки генетическую информацию «бессмертной» яйцеклетки. Каждая сохранившаяся клетка умершего может тогда «воскреснуть», если вживить в её ядро код другой оплодотворённой яйцеклетки (может быть древние египтяне не зря бальзамировали своих умерших?). Здесь речь идёт только о биологическом бессмертии. А человек не сводим к биологии. Эта идея может привести к попытке управлять человеческим поведением (зомбированию).

Реализация смысла жизни возможна в случае всестороннего, гармоничного и целостного развития человека. Реализация смысла жизни и самоценности человека в наибольшей степени возможна во всемирной истории. Индивидуальный уровень человека зависит от общеисторического и цивилизационного (формационного) развития и одновременно относительно самостоятелен. Поэтому он в реализации смысла жизни уступает динамике культурно-исторического процесса, но в отдельных своих осуществлениях, особенно у выдающихся личностей, опережает своё время. Высший смысл человеческой жизни заключается в саморазвитии человека через диалог своей уникальности и универсальности, свободы и ответственности за становление мира до уровня ноосферы.

Тема: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1. Проблема личности в истории философии.

2. Индивид, индивидуальность, личность.

3. Исторические типы взаимоотношений человека и общества.

4. Отчуждение как феномен человеческого бытия.

5. Роль народа и личности в истории.

В античности роль человека оценивалась как гражданина полиса. В целом подход к человеку был умозрительным. Средневековая философия оторвала духовную природу человека от телесной, подчинила личность божественной воле, обратила внимание на внутреннюю жизнь, открыла самосознание как особую субъективную реальность, способствовала формированию понятия «я».

XVII в. (зарождающийся капитализм) формировал такие черты личности, как инициативность, активность, уникальность каждого индивида. В XVII в. появились теории гражданина мира1 как выразителя общечеловеческих ценностей, гражданского общества и правового государства.

На рубеже XVIII-XIX вв. существовали следующие основные концепции личности: 1) ориентировалась на централизацию и регламентацию всех сфер жизни, принижала личность (Морелли, Бабёф и др.). 2) гуманистическая концепция – возвышала личность.

К.Маркс и Ф.Энгельс отметили, что сущность человека раскрывается в обществе, в котором функционирует человек. Изменяя условия своего бытия, участвуя в преобразованиях, человек становится творцом истории, раскрывая в этом процессе грани личности.

3) Представители биологизаторско-индивидуалистической концепции объясняют личность исключительно действием наследственности, утверждают, что естественный отбор действует не только в природе, но и в обществе. Представители структуралистского подхода, признавая социальную обусловленность личности, сводят социум к безличностным структурам общества и человеческого духа. Многие зарубежные философы преодолели узко-структуралистский взгляд на личность, связывая личность с функционированием социального характера (Э.Фромм), с процессом социализации (Ю.Хабермас).

Односторонней является позиция, противопоставляющая общество и индивида, массы людей и уникальную личность (напр., у Тейяра де Шардена). Современная философия к вопросу о роли народа и личности в истории подходит комплексно и конкретно. Например, Л.Н.Гумилёв в своих рассуждениях об этносе писал о пассионариях (целеустремлённых отдельных индивидах, способных вести за собой других, заражая их своим энтузиазмом), гармоничных личностях и субпассионариях (пассивной массе населения). На различных этапах развития этноса соотношение названных групп людей меняется.

Индивид – человеческая единица, представитель человеческого рода и исторически определённого общества или группы.

Индивидуальность – система унаследованных и приобретённых социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность. Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности. Например, выдающиеся деятели эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи – живописец, математик, механик и инженер; Н.Макиавелли – государственный деятель, историк, поэт, военный писатель).

Всесторонность развития личности относится не только к эпохе Возрождения. Физик, математик, механик и астроном Ньютон ставил алхимические опыты и комментировал Библию. Физик Юнг расшифровал египетские иероглифы. Математик Гельмгольц – автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Лауреат Нобелевской премии мира, врач Швейцер имел докторские учёные степени по философии, богословию, музыке и праву. Композитор Бородин имел степень доктора медицины.

Противоположностью индивидуальности выступает интегративность (множественность в человеке), которая проявляется в: 1) безликости, единообразии, регламентации жизни; 2) синтезе индивидуальностей, универсальности, что облегчает приобщение к достижениям мировой культуры.

Личность есть человек как «преломление» социального (и духовного) в индивиде. Социализация человека включает: 1) отношение «я-я»; 2) «я-ты»; 3) «я-мы»; 4) «я-человечество»; 5) «я-природа»; 6) «я-вторая природа»; 7) «я-универсум». На основе коммуникация «я» с различными средами формируются различные рефлексии и чувствования, складываются определённые нормы поведения и деятельности людей.

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, нормы, язык, посредством которых осуществляется воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через свойства : способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.

Для высших млекопитающих характерно игровое поведение . Оно перешло и в человеческое поведение (присуще детям, народам на примитивной стадии развития). Игра стала формой свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющей радость и удовольствие.

Игра – сокращённое и обобщённое выражение социальных отношений. Культура человечества есть свободная и честная игра (Й.Хейзинга), человек должен выбирать: «быть ничем или играть» (Ж.-П.Сартр). Игра – один из важнейших феноменов человеческого бытия.

Слово «личность» (персона) первоначально обозначало в европейских языках игровую театральную маску, затем самого актёра и его роль. В дальнейшем социальная роль (отца, врача, художника, воспитателя и т.д.) – совокупность функций, образцов поведения и действий, выполняемых человеком, обладающим определённым социальным статусом. Предполагает ответственность.

В поведении человека проявляются различные варианты.

Первый вариант – флюгерно-приспособительный. Человек мыслит и действует беспринципно, добровольно подчиняясь обстоятельствам, социальной моде, собственной склонности, власти и идеологии. При изменении обстоятельств и власти приспособленец потенциально готов поменять свои взгляды и служить новой доктрине.

Второй вариант – консервативно-традиционалистский. Его носитель имеет недостаточный творческий потенциал и не способен гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, находится в плену прежних догм.

Третий вариант – личностно-независимое поведение. Автономность сознания и поведения уважительна, если она не превращается в упрямство.

Четвёртый вариант – устойчивое и гибкое поведение. Устойчивость выражается через убеждения, мировоззренческое «ядро», гибкость – в умении реагировать на новое, уточнять позиции по определённым вопросам.

В каждую историческую эпоху формируется совокупность условий, определяющих социальный тип человека и характер его взаимоотношений с обществом:

1) «слияние» индивида и общества (коллектива);

2) антагонистические отношения между ними;

3) единство между человеком и обществом, свободная индивидуальность, основанная «на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние»2 (Маркс).

При слиянии индивида и общества человек включён в жёстко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, общину), реально и в своём сознании не выделялся из коллектива и был непосредственно зависим от него.

Становление личности происходит на основе развития и усложнения трудовой деятельности, разделения труда, формирования частной собственности и соответственно частных интересов.

В ходе развития частной собственности слияние индивида и общества заменилось антагонистическими отношениями между ними, что выразилось в появлении разнообразных форм эксплуатации трудящихся, основанных на внеэкономическом принуждении: рабства, крепостничества, взимания дани с покорённых народов и т.п.

С появлением капиталистического зрелого товарного производства развивается индивидуализм. Отношения людей в своей основе становятся отношениями товаропроизводителей и товаропотребителей, т.е. вещными отношениями. Появляется новый тип социальности – вещной зависимости и личной независимости. Перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Но реализация этой возможности затрудняется отношениями эксплуатации и различными формами отчуждения.

На основе общественной собственности складывается новый тип личности. Открываются возможности для сочетания личных и общественных интересов, личности и коллектива. Однако командно-бюрократическая система социализма в СССР в большей мере развивала элементы личной и вещной зависимости, нежели свободной индивидуальности.

Общественная собственность на средства производства – необходимое, но недостаточное условие для полного развития нового типа социальности. Требуется также высокий уровень производительности общественного труда, увеличение свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие творческой инициативы.

В каждую историческую эпоху имеются как господствующие, так и пережиточные формы социальности.

Помимо социальных выделяют социально-психологические типы личности . Ещё Гиппократ поделил людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. В начале ХХ в. К.Г.Юнг открыл 16 типов психики, которые поделил на 4 группы-квадры. Для каждой из них характерны свои правила поведения, система ценностей. К первой квадре относятся личности, успешно генерирующие идеи, создающие различные удачные или утопические проекты (И.Ньютон, А.Эйнштейн, К.Маркс, Ф.Энгельс). Ко второй квадре относятся личности со склонностью внедрять проекты в жизнь (В.И.Ленин), им присуща огромная работоспособность, воля, целеустремлённость и настойчивость, гибкость и реализм, умение действовать в экстремальных ситуациях. Представители третьей квадры критически переосмысливают первичные идеи, выявляют их пороки (М.С.Горбачёв, Б.Н.Ельцин). Четвёртая квадра – созидатели.

Можно привести ещё одну классификацию социальных типов личности.

Личности-деятели (ремесленники, рабочие, инженеры, педагоги, медики, менеджеры и т.д.). Главное для них – действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя.

Мыслители (мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся учёные) приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять.

Люди чувств и эмоций (представители литературы и искусства), гениальные прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Гуманисты и подвижники отличаются обострённым чувством ощущения душевного состояния других людей, любовью к ближнему как к самому себе, спешат делать добро.

Феномен отчуждения характеризует ситуацию, когда, во-первых, складывается противоречивое общение между «я» и «не-я», т.е. созданное человеком противостоит ему; во-вторых, когда какие-либо явления и отношения в искажённом сознании людей превращаются в нечто иное, чем они являются сами по себе. Отчуждение – процесс и результат отрыва функции какой-либо вещи (системы) от её основы, ведущей к извращению её сущности.

Отдельные фрагменты идеи отчуждения обнаруживаются в античной философии. Например, у Платона, Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо, К.А.Сен-Симона, И.Фихте, Г.Гегеля, Л.Фейербаха (в немецкой классической философии отчуждение выделено в самостоятельный объект исследования), К.Маркса. Базисным для всякого отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или отчуждённый (подневольный, по принуждению) труд, который рассматривался в системе ряда отношений:

а) отчуждение общества и человека от природы; б) отчуждение от рабочего продукта и результатов его труда; в) отчуждение от рабочего процесса и содержания труда; г) отчуждение от рабочего содержания личности и или его родовой сущности; д) отчуждение в социуме человека от другого человека. Маркс обращает внимание на противоречивый характер труда, который приносит как удовлетворение, так и страдание, что зависит не только от содержания труда, но прежде всего от состояния общественных отношений, в которых он осуществляется. В «Капитале» Маркс подверг детальному анализу общественное состояние, где люди существуют как функции, а вещи господствуют над творцом. В мире отчуждения человек ориентирован на то, чтобы «иметь», а не «быть».

Разотчуждение рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: а) по гармонизации отношений между обществом (человеком) и природой; б) по присвоению предмета труда и его результата; в) по присвоению или освобождению самой деятельности; г) по присвоению человеком труда общей «родовой сущности»; д) по гармонизации отношений человека с человеком.

Гармонизация с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, эксплуатации природы, а по «законам красоты». Внутренняя природа самого человека также преобразуется: вместо удовлетворения животных потребностей появляется человек с разнообразными, постоянно усложняющимися потребностями. Главное по Марксу – упразднение частной собственности как подлинное снятие отчуждения.

Ф.Энгельс – отчуждение не только экономическое, но и социальное, политическое, духовное и др. В.И.Ленин – отчуждение может быть преодолено усилиями субъективного фактора истории и государства на путях значительного роста производительных сил, изменения качества производственных отношений.

Ряд положений о природе отчуждения высказано в философии ХХ в. З.Фрейдом (культура и общество – чуждые и враждебные индивиду силы), К.Ясперсом (основной источник отчуждения – техника), М.Хайдеггером (отчуждение есть форма существования человека в обезличенном мире повседневности), А.Камю (человек является чужим, «посторонним» в мире), Э.Фроммом (отчуждение связано с превращением человека в «вещь», с бегством от свободы).

В философской мысли ХХ в. отчуждение в основном рассматривается через призму процессов дегуманизации социума, ведущих к «обесчеловечиванию» личности вследствие кризиса техногенной цивилизации, утраты смысла жизни и системы ценностей человека и общества, господства идеалов рационализма, культа науки и техники.

Отчуждение объективно. Технологическое отчуждение – слабое развитие орудий труда взваливает на человека за счёт его физического перенапряжения всю тяжесть производства (человек как придаток какого-либо средства труда или какой-либо производственной функции).

Экономическое отчуждение (производство и потребление разорваны).

Политическое отчуждение (человек и государство). Отчуждение в духовной жизни (отторжение от истории при утрате исторической памяти).

Преодоление негативных форм отчуждения коренится в социальном прогрессе, обретение технологической, экономической, социально-политической и духовной свободы; условий для реализации своей индивидуальности на общем фоне коллективности, раскрытии творческих качеств человека, его универсального развития, целостности. Но абсолютно отчуждение неустранимо, оно является нормальной характеристикой человека, свидетельствует о его способностях к самовыражению и самоотдаче. В целом отчуждение двойственно: способствует самопроявлению человека и одновременно обезличивает его.

Следует различать понятия «население» и «народ».

Население – это совокупность (масса) людей, проживающих в определённых пространственно-временных координатах. Народ – совокупность групп трудящихся, создающих материальные блага и духовные ценности, решающих в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей населения. Важнейшие черты народа – общность культурных традиций, истории, языка, территории, социального характера. Сущность народа – быть социально-историческим субъектом, что выражается в социальной активности образующих народ людей. Условием существования народа является наличие гражданского общества.

Категории «народ» и «личность» соотносимы. Некоторые мыслители разрывают эту соотнесённость, абсолютизируя значение одного и пренебрегая другим. В советской философии, например, роль народа в истории нередко преувеличивалась. Представители теории элиты (ХХ в.) в народе видят лишь разрушительную, отрицательную силу.

Народ – совокупность личностей. Во взаимоотношении «народ-личность» действует диалектический принцип «и-и». Возрастание роли народа (через деятельность классов, социальных групп, коллективов, партий) ведёт к увеличению значения личности во всех исторических деяниях.

В целом, любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру: на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет. Например, И.В.Сталин, Н.С.Хрущёв, Л.И.Брежнев.

Выдающимся личностям принадлежит роль новаторов и организаторов. Эти личности не могут изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить её общую объективную логику, но на форму движения истории как выразители потребностей и задач своей эпохи, в некотором роде оказывают влияние. Американский учёный Майкл Харт в книге «Сто самых влиятельных личностей в истории, расставленные по порядку» (см. «Аргументы и факты», 1995, № 9), список начинает с Магомета, затем идут учёные и изобретатели Ньютон (2), Гутенберг, Эйнштейн, Пастер, Галилей, Дарвин. Среди деятелей литературы, искусства и музыки – Шекспир, Гомер, Микеланджело, Пикассо, Бетховен и Бах. Среди философов начинает с Маркса. Из уроженцев пространства СНГ названы три фигуры – Ленин (15), Сталин (63) и Пётр Великий (91).

Тема: ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ, ЦИВИЛИЗАЦИИ И

Наука включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет своей задачей исследование (на основе определенных методов познания) объективных законов природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. [Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания. М.: 1994].

С другой стороны, наука – это и рассказ о том, что в этом мире есть и, в принципе, может быть, а вот что «должно быть» в мире в социальном плане, она не говорит – предоставляя это на предмет выбора «большинством» человечества.

Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект (ученые), объект (все состояния бытия природы и человека), цель (цели) – как сложная система ожидаемых результатов научной деятельности, средства (методы мышления, научные приборы, лаборатории), конечный продукт (показатель осуществленной научной деятельности - научные знания), социальные условия (организация научной деятельности в обществе), активность субъекта – без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество не может быть реализовано.

Сегодня цели науки многообразны – это описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами), а также систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества.

Наука – это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей. Наука, по сути – явление социальное, ее зачатки появились еще в античность, примерно 2,5 тыс. лет. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образование подрастающего поколения.

В Древней Греции ученые организовывали философские школы, например, Академия Платона, Лицей Аристотеля и занимались исследованиями по своему собственному желанию. В известном Пифагорейском союзе, основанным Пифагором, молодые люди должны были проводить в школе целый день под наблюдением учителей и подчиняться правилам общественной жизни.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Наука понадобилась в качестве производительной силы общества. Если древнегреческая наука была умозрительным исследованием (в переводе с греческого «теория» означает умозрение), мало связанным с практическими задачами, то только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа, обеспечивающего господство человека над природой. Рене Декарт писал:



«Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему и наступает на него с тем, чтобы мы добыли познания о силе... Затем... реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления) сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждения о методе. Избр. произв. М., 1950, с.305).

Именно в Западной Европе наука возникла как социальный институт в XVII в. и стала претендовать на определенную автономию, т.е. происходило признание социального статуса науки. В 1662 г возникает Лондонское Королевское общество, в 1666 г. – Парижская академия наук.

Важные предпосылки такого признания можно усмотреть в создании средневековых монастырей, школ и университетов. Первые университеты средневековья датируются 12-ым веком, но в них господствовала религиозная парадигма мировосприятия, преподавателями были представители религии. Светское же влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

Как социальный институт наука включает в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке (ученые создают и вступают в различные социальные отношения), научные учреждения и организации.

Институт (от лат. institut – установление, устройство, обычай) предполагает действующий и вплетенный в функционирования общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление над индивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Родоначальником такого институционального подхода в науке считается Р. Мертон. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности – существуют политические, социальные, религиозные институты, также институты семьи, школы, брака и т.д.



Способы социальной организации ученых подвержены изменениям и это обусловлено как особенностями развития самой науки, так и изменением ее социального статуса в обществе. Наука как социальный институт зависит от других социальных институтов, которые обеспечивают необходимые материальные и социальные условия для ее развития. Институциональность обеспечивает поддержку тем видам деятельности и тем проектам, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей.

Социальные условия науки – это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, НИИ и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров.

В настоящее время ни один из научных институтов не сохраняет и не воплощает в своей структуре принципы диалектического материализма или библейского откровения , а также связь науки с паранаучными видами знания.

Для современной науки характерно превращение научной деятельности в особую профессию. Неписанным правилом в этой профессии является запрет на обращение к властям с целью использования механизма принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, через систему объективной оценки (публикации, ученые степени), так и через общественное признание (звания, награды), т.е. требование научной компетенции становится ведущим для ученого, а арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов. Наука берет на себя функцию перевода личных достижений ученого в коллективное достояние.

Но вплоть до конца 19 в. для подавляющего большинства ученых научная деятельность не являлась главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в университетах, и ученые обеспечивали себя за счет оплаты их преподавательской работы. Одной из первых научных лабораторий, принесшей значительные доходы, была лаборатория, созданная немецким химиком Ю. Либихом в 1825 г. Первая награда за научные исследования (медаль Копли) была утверждена Лондонским Королевским обществом в 1731 г.

Самой высокой престижной наградой в области физики, химии, медицины и физиологии с 1901 г. является Нобелевская премия. История Нобелевских премий описана в книге «Завещание Альфреда Нобеля». Первым лауреатом Нобелевской премии (1901) в области физики стал В.К. Рентген (Германия) за открытие лучей, названных его именем.

Сегодня наука не может обойтись без помощи общества, государства. В развитых странах сегодня на науку затрачивается 2-3% всего ВНП. Но зачастую коммерческая выгода, интересы политиков воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Общество посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов.

Институциональный подход развития науки является сейчас одним из доминирующих в мире . И хотя главными недостатками его считают преувеличение роли формальных моментов, недостаточное внимание к основам поведении людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальными возможностями развития, однако соответствие членов научного сообщества принятым в науке нормам и ценностям дополняется этосом науки как важной характеристики институционального понимания науки. По мнению Мертона, следует выделять следующие черты научного этоса:

Универсализм – объективная природа научного знания, содержание которого не зависит от того, кем и когда оно было получено, важна лишь достоверность, подтверждаемая принятыми научными процедурами;

Коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;

Бескорыстие , обусловленное общей целью науки – постижением истины (без соображений престижного порядка, личной выгоды, круговой поруки, конкурентной борьбы и пр.);

Организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег, в науке ничего не принимается на веру, и момент отрицания полученных результатов рассматривается как элемент научного поиска.

Нормы научности. В науке существуют определенные нормы и идеалы научности, свои эталоны исследовательской работы и хотя они исторически изменчивы, но все же сохраняют некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформулированного еще в Древней Греции. Его принято называть рациональным . Этот стиль мышления основан, по сути, на двух фундаментальных идеях:

Природной упорядоченности, т.е. признания существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

Формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуется следующими методологическими критериями (нормами). Именно эти нормы научности входят в эталон научного знания постоянно.

универсальность , т.е. исключение любой конкретики – места, времени, субъекта и т.п.

- согласованность или непротиворечивость , обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

- простота ; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

- объяснительный потенциал ;

- наличие предсказательной силы .

Критерии научности . Для науки актуален всегда следующий вопрос: какое знание действительно научно? В естествознании важнейшее значение придается характеру подтверждаемоститеории эмпирическими фактами .

При характеристике естественнонаучной теории используется не термин «истинность», а термин «подтверждаемость». Ученый должен стремиться к точности выражений и не использовать многозначные термины Основной критерий научности естествознания в этой связи – это подтверждаемость теории. Термины же «истинность», «истина» имеет более широкое толкование и используется и в естествознании, и в гуманитаристике, и в логике, и в математике, и в религии, т.е. специфику естествознания он не выражает в сравнении с термином «подтверждаемость», имеющего для естествознания первостепенное значение.

В гуманитаристике теории ранжируются по степени их эффективности .

В XX в. определись два требования научности знания:

1) знание должно позволять понимать изучаемые явления,

2) осуществлять по поводу них ретросказание прошлого и предсказание будущего.

Эти требования естественные науки выполняют посредством понятий. гипотетико-дедуктивного метода и на основе критерия подтверждаемости , а гуманитарные науки - благодаря опоре на ценностные представления, прагматический метод икритерий эффективности – являющимися тремя главными научными основаниями гуманитаристики.


Наука – это форма общественного сознания, особый вид познавательной деятельности. Она направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

В научной деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания, поэтому все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.

Наука как знание

Наука как знание представляет собой развёрнутую ассоциацию познавательных единиц, нацеленных на раскрытие объективных законов.

С точки зрения образующего науку знания, она не является целостной. Это проявляется в двух отношениях:

Во-первых, она включает в себя содержательно несовместимые альтернативные и остроконкурирующие теории. Эта несовместимость может быть преодолена путём синтеза альтернативных теорий.

Во-вторых, наука представляет собой своеобразное сочетание научного и ненаучного знания: она включает в себя собственную историю, содержащую альтернативные знания.

Основания научности, позволяющие различать науку и ненаучные знания: адекватность, отсутствие изъянов, пробелов, непоследовательностей. Критерии научности знания зависят от различных сфер и этапов познания.

По мнению В.В. Ильина, наука как знание состоит из трёх слоёв:

1. «наука переднего края»,

2. «твёрдое ядро науки»,

3. «история науки».

Наука переднего края наряду с истинными включает неистинные, но полученные научными средствами результаты. Для этого слоя науки характерны информативность, нетривиальность, эвристичность, но одновременно в ней ослаблены требования точности, строгости, обоснованности. Это необходимо для того, чтобы наука могла варьировать альтернативы, проигрывать разные возможности, расширять свой горизонт, производить новое знание. Поэтому наука «переднего края» соткана из поисков истины – предчувствий, блужданий, отдельных порывов к ясности, и располагает минимально достоверным знанием.

Второй слой – твёрдое ядро науки – образуется отфильтрованным из науки истинным знанием. Это основа, базис науки, достоверный пластом знания, образовавшийся в процессе познания. Твёрдое ядро науки отличается ясностью, строгостью, достоверностью, обоснованностью, доказательностью. Его задача – выступать фактором определённости, играть роль предпосылочного, базисного знания, ориентирующего и корректирующего познавательные акты. Оно состоит из доказательств и обоснований, олицетворяет наиболее устоявшуюся, объективную часть науки.

История науки (третий слой) создаётся массивом вытесненного за пределы науки, морально устаревшего знания. Она является, прежде всего, фрагментом науки, а уж потом – историей. В ней хранится бесценный резерв идей, которые могут быть востребованы в будущем.

История науки

Стимулирует научный поиск,

Содержит развёрнутую панораму динамики знания,

Способствует постижению внутринаучных перспектив и возможностей,

Аккумулирует информацию о путях достижения знания, формах, способах анализа объекта,

Выполняет охранительные функции – предостерегает, препятствует обращению к тупиковым ходам мысли и идеям.

Наука как познавательная деятельность

Науку можно представить также как определённую человеческую деятельность, обособленную в процессе разделения труда и направленную на получение знаний.

У неё есть две стороны: социологическая и когнитивная .

Первая фиксирует ролевые функции , стандартные обязанности, полномочия субъектов в рамках науки как академической системы и социального института.

Вторая отображает творческие процедуры (эмпирического и теоретического уровня), позволяющие созидать, расширять и углублять знание.

Основой научной деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ. На этой базе осуществляется синтез новых научных знаний, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи и прогнозировать будущее.

В познавательной деятельности участвуют люди, занятые научным исследованием, написанием статей или монографий, объединённые в учреждения или организации типа лабораторий, институтов, академий, научных журналов.

Деятельность по производству знаний невозможна без использования экспериментальных средств – приборов и установок, с помощью которых фиксируются и воспроизводятся изучаемые явления.

Предметы исследования – фрагменты и аспекты объективного мира, на которые направлено научное познание - выделяются и познаются посредством методов.

Системы знаний фиксируются в виде текстов и заполняют полки библиотек. Конференции, дискуссии, защиты диссертаций, научные экспедиции – всё это конкретные проявления познавательной научной деятельности.

Науку как деятельность невозможно рассматривать в отрыве от другого её аспекта – научной традиции. Реальные условия творчества учёных, гарантирующие развитие науки – это использование опыта прошлого и дальнейший рост бесконечного количества зародышей всякого рода идей, скрытых иногда в далёком прошлом. Научная деятельность возможна благодаря множеству традиций, в рамках которых она осуществляется.

Компоненты научной деятельности:

· разделение и кооперация научного труда

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование

· методы научно-исследовательской работы

· система научной информации

· вся сумма накопленных ранее научных знаний.

Наука как социальный институт

Наука – это не только деятельность, но и социальный институт. Институт (от лат. institutum – установление, устройство, обычай) предполагает действующий в обществе комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека. Понятие «социальный институт» отражает степень закреплённости того или иного вида человеческой деятельности – так, существуют политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и проч.

Функции науки как социального института: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-технического знания, распределение вознаграждений, признание результатов научной деятельности (перевод личных достижений учёного в коллективное достояние).

Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:

· совокупность знаний (объективного, или социализированного, и субъективного, или персонального) и их носителей (профессиональную страту с цельными интересами);

· когнитивные правила;

· моральные нормы, нравственный кодекс;

· наличие специфических познавательных целей и задач;

· выполнение определённых функций;

· наличие специфических средств познания и учреждений;

· выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

· финансы;

· инструментарий;

· получение и повышение квалификации;

· коммуникация с различными уровнями управления и самоуправления;

· существование определённых санкций.

Кроме того, компонентами науки, рассматриваемой как социальный институт, выступают различные инстанции, живое общение, авторитет и неформальное лидерство, властная организация и межличностный контакт, корпорации и сообщества.

Наука как социальный институт зависит от потребностей развития техники, социально-политических структур и внутренних ценностей научного сообщества. В связи с этим возможны ограничения исследовательской деятельности и свободы научного поиска. Институциональность науки обеспечивает поддержку тем проектам и видам деятельности, которые способствуют укреплению конкретной системы ценностей.

Одним из неписанных правил научного сообщества является запрет на обращение к властям с призывом или просьбой об использовании механизмов принуждения и подчинения в разрешении научных проблем. Требование научной компетентности становится ведущим для учёного. Арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов.

Наука как особая сфера культуры

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. Это значит, что наука зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука возникла как социокультурный феномен, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире. Она существует, оказывая заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. С другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры.

Как социокультурный феномен, наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. Познавательная деятельность вплетена в бытие культуры. Культурно-технологическая функция науки связана со включением человека – субъекта познавательной деятельности – в познавательный процесс.

Наука не может развиваться, не осваивая знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки - проблема интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата в научном сообществе и коллективе.

Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления, любая иннновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Этос науки (по Р. Мертону) – совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно, наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.

Являясь социокультурным феноменом, наука включает в себя многочисленные отношения, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общества, она реализует себя в функции непосредственной производительной силы и выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей.

Откликаясь на политические потребности общества, наука предстаёт как инструмент политики. Официальная наука вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргументы, помогающие существующей власти сохранить своё привилегированное положение.

Постоянное давление общества ощущается не только потому, что наука сегодня вынуждена выполнять социальный заказ. Учёный всегда несёт моральную ответственность за последствия применения технологических установок. В отношении точных наук большое значение имеет такая характеристика, как секретность. Это связано с необходимостью выполнения специальных заказов, и в частности, в военной промышленности.

Наука – «коммунитарное (коллективное) предприятие»: ни один учёный не может не опираться на достижения своих коллег, на совокупную память человечества. Каждый научный результат есть плод коллективных усилий.



Подробное решение параграф § 11 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

1. Какие три значения подразумевают в настоящее время под словом «наука»? Выпиши их.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: разделение и кооперацию научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат; систему научной информации; всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Наука - как процесс познания, исследования материи и явлений. Наука - как общественный институт, включающий армию учёных и исследовательских комплексов.

Наука - как извлекаемые из событий уроки.

2. Что свойственно научному знанию?

1) объективность

2) рационалистическая обоснованность

3) упорядочение

4) проверяемость

3. Заполни пробелы в схеме, выполни задания и ответь на вопросы. Что означает понятие система?

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

1. естествознание пример: новости науки.

2. технознание, пример: математическое и компьютерное моделирование

3. обществознание, пример социология, история и т.д.

4. человековедение, пример: биология.

Естествознание - совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII-XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.

Обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде.

Объясни, почему научное знание является системой.

Одним из важных отличительных качеств научного знания является его систематизированность. Она является одним из критериев научности.

Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т. д. и т. п. - везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.

Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т. п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.

В науке ценятся оригинальные, "сумасшедшие" идеи. Но ориентация на новации сочетается в ней со стремлением элиминировать из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого. В этом - одно из отличий науки от искусства. Если бы художник не создал своего творения, то его бы просто не было. Но если бы ученый, пусть даже великий, не создал теорию, то она все равно была бы создана, потому что представляет собой необходимый этап развития науки, является интерсубъективной.

Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

4. Какую роль в развитии науки играют средства массовой информации?

Средства массовой информации популяризируют развитие науки, размещая ту или иную информацию не носящую, каких-либо сведений, носящих секретный характер. Следует помнить, что средства массой информации рассчитаны на обывателя, и доносят информации в упрощенном, доступном виде и не более того. Причина получение финансирования и различных грантов для дальнейших исследований.

В прошлом существовало огромное количество научно-популярных журналов, редкая газета обходилась без статьи на научные темы. Передачи о науке пользовались огромной популярность на телевидении и радио. Ученые были желанными гостями любой книги, главными положительными героями. такое отношение способствовало созданию романтического ореола вокруг науки и пробуждало в молодых людях стремление стать настоящими учеными, открывать новые тайны природы.

Сейчас научные журналы выпускаются небольшими тиражами, на телевидении науке отведены специальные каналы, далеко не самые популярные у зрителей, в интернете говорят только о псевдосенсациях, которые часто оказываются уткой.

Назови несколько современных научно-популярных журналов.

Научно-популярный журнал «Вокруг Света»; Научный журнал «Популярная механика»; Научно-популярный журнал «Дискавери»; «National Geographic».

Какие научно-популярные телеканалы, телепередачи тебе известны?

ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ: Что? Где? Когда?; Самый Умный; Разрушители легенд; Мозговой штурм

ТЕЛЕКАНАЛЫ: Моя Планета; Наука 2.0; История; Viasat History; Viasat Explorer; Discovery Channel; National Geographic.

5. Прочитай текст и выполни задания.

С 1991 г. в Америке вручается Ig Nobel Prize, чаще всего переводимая на русский язык как «Антинобелевская премия» или «Шнобелевская премия». В большинстве случаев эти награды привлекают внимание к научным работам, содержащим элементы смешного. Например, удостоились награды вывод о том, что чёрные дыры по своим параметрам подходят для расположения ада, работа о том, будет ли инфицирована еда, упавшая на пол и пролежавшая там менее пяти секунд.

Каждый год настоящие нобелевские лауреаты - в бутафорских очках, с накладными носами, в фесках и подобного рода атрибутах - приходят, чтобы вручить лауреатам Ig Nobel их награды. Время выступления лауреатов ограничено 60 секундами. Тех, кто говорит дольше, останавливает девочка, которая восклицает: «Пожалуйста, прекратите, мне скучно!» Шнобелевским лауреатам вручают премию, которая может быть выполнена, например, в виде медали из фольги или в виде клацающих челюстей на подставке, а также сертификат, удостоверяющий получение премии и подписанный тремя лауреатами Нобелевской премии.

Церемония традиционно заканчивается словами: «Если вы не выиграли эту премию - а особенно если выиграли - желаем удачи в следующем году!»

(По материалам интернет-энциклопедии)

1) Каков, по-твоему, истинный смысл данной премии?

Шнобелевские премии - пародия на престижную международную награду - Нобелевскую премию. Десять Шнобелевских премий вручаются в начале октября, то есть в то время, когда называются лауреаты настоящей Нобелевской премии, - «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом - задуматься».

И тем не менее никто не пытается сказать, что исследования, представленные Шнобелевской премией, не имеют смысла или ценности. Организаторы не пытаются сказать: «Поглядите, какие чудаки», они говорят: «Даже самые странные или приземлённые исследования важны для науки». Скажем, в 2006 году приз получило такое исследование: группа учёных установила, что малярийных комаров Anopheles gambiae одинаково привлекает запах человеческих ног и Лимбургского сыра. Благодаря этому исследованию создали специальные ловушки, которые помогли бороться с эпидемией малярии в Африке.

Во-первых, люди привыкли смотреть на науку поверхностно - и требовать от неё простых и понятных результатов. Если что-то выглядит серьёзно и приносит видимую пользу или смысл, то к этому относятся с уважением: скажем, Большой адронный коллайдер, в работе которого достаточно трудно разобраться, кажется чем-то весомым - ведь с его помощью физики разбираются в устройстве мира. Левитация же лягушки с помощью магнитов - это ерунда. Какая тут может быть польза? Научный процесс - многослойный и сложный, и даже дурацкие на первый взгляд исследования могут оказаться важными. Более того, наука не обязана приносить практическую пользу.

Во-вторых, авторы Шнобелевской премии напоминают, что тривиальные исследования могут привести к прорывам в человеческом понимании мира. Даже к куриным яйцам стоит относиться внимательно. Например, математик Блез Паскаль в XVII веке разработал теорию вероятностей, занимаясь крайне обыденным делом: он пытался спрогнозировать вероятность выигрыша в азартной игре в кости. Физик Ричард Фейнман наблюдал в университетской столовой за тем, как вращается тарелка, - и в итоге стал изучать вращение электрона и получил в 1965 году Нобелевскую премию по физике. В природе нет ничего банального или нелепого, и любое исследование может оказаться ценным - даже если вы просто прикрепите курице хвост динозавра.

2) Предположи, почему в присуждении премии принимают участие серьёзные учёные, нобелевские лауреаты.

Учёные, получающие Шнобелевскую премию, вполне уважаемы в научном сообществе. Есть несколько примеров, когда учёный получал и Нобелевскую премию, и Шнобелевскую. Например, Андрей Гейм: в 2010 году он получил Нобелевскую за эксперименты с графеном, а в 2000-м - Шнобелевскую за то, что заставил лягушку парить в воздухе при помощи магнитов. Одни и те же учёные получали одновременно Нобелевскую и Шнобелевскую премии три раза.

Организаторы Шнобелевской премии поднимают важный вопрос: «Как решить, что важно, а что нет, что заслуживает внимания, а что нет - в науке и во всём остальном?» На самом деле они показывают несколько важных вещей в наших отношениях с наукой.

6. Объясни смысл высказываний.

1) «Наука - это систематическое расширение области человеческого незнания» (Р. Гутовский, современный польский писатель).

Чем больше человек узнает, тем меньше он знает. Представь себе, что только что открыли явление фотосинтеза; мы уже вроде знаем, что он есть, но как все происходит - не знаем.

2) «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться нашим знанием как следует» (В. О. Ключевский (1841 - 1911), русский историк).

Знание - это просто обладание информацией. А наука - это умение этой информацией пользоваться (как инструментом) в определенных целях.

Знать - значит иметь знания; наука - умение им пользоваться. Люди всегда знали, что у них есть внутренние органы, но только биология, как наука, дает понятие, что это, как оно работает и как это лечить.

7. В чём сущность проблемы социальной ответственности учёных?

На ученых возлагается большая ответственность в развитии новой техники, техники будущего. Общество развивается благодаря им.

Ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, но они слишком хорошо знают, что “знание - сила”, и притом не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству и обществу то или иное открытие.

В отличие от профессиональной, социальная ответственность ученых реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее можно характеризовать как внешнюю (иногда говорят - социальную) этику науки.

При этом следует иметь в виду, что в реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики науки, профессиональной и социальной ответственности ученых бывают тесно переплетены между собой.

Известно, что фундаментальные научные открытия непредсказуемы, а спектр их потенциальных приложений бывает чрезвычайно широким. Уже в силу одного этого мы не вправе говорить о том, что этические проблемы являются достоянием лишь некоторых областей науки, что их возникновение есть нечто исключительное и преходящее, нечто внешнее и случайное для развития науки.

Вместе с тем было бы неверно видеть в них и следствие изначальной, но обнаруживающейся только теперь «греховности» науки по отношению к человечеству.

То, что они становятся неотъемлемой и весьма заметной стороной современной научной деятельности, является, помимо всего прочего, одним из свидетельств развития самой науки как социального института, ее все более возрастающей и все более многогранной роли в жизни общества.

Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. Однако, пока результаты этой деятельности лишь спорадически оказывали влияние на жизнь общества можно было удовольствоваться представлением о том, что знание вообще есть благо, и поэтому сами по себе занятия наукой, имеющие целью приращение знаний, представляют собой этически оправданный вид деятельности.