Британская выпускница Шэннон Парцифер не пошла на школьный выпускной из-за нападок одноклассников. Когда ее мать выложила снимок дочери в платье в соцсети, чтобы девушка хотя бы виртуально поприсутствовала на празднике, история школьной травли попалась на глаза байкерам. В итоге выпускной девушка встретила в их компании: байкеры помогли устроить для нее праздник вдали от агрессии одноклассников. На импровизированный праздник пришло больше ста родственников и друзей девушки, а сама она даже сумела прокатиться на настоящем байке.

Но байкеры спасают от моббинга (от англ. mob — толпа) не каждую выпускницу. Собеседница Sputnik Анастасия через годы после окончания школы вспоминает учебу в средней школе. Перейдя в новый класс, девушка столкнулась с неприятием такой силы, что за нее пришлось вступиться учителю физкультуры.

"В школе меня "зажимали" ребята, в какой-то момент физрук неверно расценил действия одного из моих одноклассников и разбил ему нос. Но дальше спортзала эта история не пошла. Девочки же были разделены на группки — гламурные и оторвы. Первые не обсуждали ничего, кроме вещей и мальчиков, а вторые курили, пили, гуляли. Я совсем выбивалась из этих компаний. Теперь на одной из встреч выпускников многие извинялись за прежнее поведение", — рассказала Анастасия.

О буллинге и моббинге, проще — травле, в школе корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Анной Ромашко, работающей в одной из минских гимназий.

Травля — заслуга взрослых

Может ли ребенок, который подвергся нападкам, самостоятельно обратиться к учителю с жалобой или учителям приходится выявлять такие случаи самостоятельно? И как в таком случае учителю распознать травлю в классе?

- Распознать порой очень сложно, так как зачастую травля носит скрытый характер. Учителю нужно быть достаточно хорошо информированным об этой проблеме, правильно реагировать и понимать, что причина травли не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе.

Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые тревожны, не уверены в себе, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Травля может начаться практически на пустом месте. Абсолютно любая характеристика человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на

невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим.

Учителю нужно быть внимательным к таким проявлениям поведения учащихся: окрики, общение на повешенных тонах, высмеивание, социальная изоляция, игнорирование, распространение разнообразных слухов и сплетен, клевета, унижение, обесценивание поступков и достижений, несправедливые обвинения, критика, выражающаяся как вербально, так и невербально, утаивание необходимой информации.

Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то, привлекая внимание к чужим недостаткам, является самым легким способом на пути достижения цели.

Но ребенок и сам может обратиться за помощью к педагогу. Все зависит от степени доверия между ними. Чаще с жалобами самостоятельно обращаются учащиеся начальной школы. Подростки, в большинстве случаев склонны считать себя ответственным за проявления травли. Чувство вины, заставляет ребенка замыкаться и на вопросы бурчать под нос: "Все нормально".

Как вести себя родителю, чей ребенок подвергся травле? И что делать родителю, ребенок которого стал агрессором?

- Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать на него, чтобы "стал адекватнее", но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, идти к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации учебного заведения. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: "Это не допустимо!".

Ситуация травли очень травматична для всех ее участников. Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. В подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретного класса, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другой класс или другое учебное заведение.

Если школьник был объектом насмешек в школе, как это отразится на его будущей жизни и возможно ли, что бы такой факт прошел бесследно с выпускным вечером?

- Насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда травматично. В зависимости от психической устойчивости и наличия поддержки со стороны семьи и значимых взрослых дети выходят из ситуации травли с меньшими или большими потерями, формируется отношение к себе и людям в будущем. Подросток может получить конструктивный опыт, если взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств, если не только декларируют, но и сами следуют четким правилам поведения, конфликты

внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, взращивается терпимость по отношению к различиям между людьми.

Для меня примером-иллюстрацией является сюжет произведения Владимира Железникова "Чучело", в котором понятен механизм травли и отлично прорисованной схема: новенькая в классе становится жертвой травли, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей, есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников. Кстати, фильм Ролана Быкова, снятый в 1983 году, благодаря подбору актеров и таланту режиссера, не потерял свою актуальность и в настоящее время.

Не отмахивайтесь от детских жалоб, не жалейте времени на разговоры и объяснения, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби.

Не сам виноват

Собеседница Sputnik Анастасия из опыта школьного моббинга сделала один вывод — ее дети никогда не услышат от нее "сами виноваты".

"То, что вспоминается, чаще всего вызывает улыбку с высоты лет. Своих детей могу научить, как себя вести, на опыте. Разумеется, в подростковом возрасте люди сталкиваются с проблемой становления личности, и взрослым нельзя от этих проблем отмахиваться. Нужно быть рядом с детьми, чтобы они могли почувствовать, что есть родительские плечи и отец и мать в любой ситуации будут за своего ребенка и не предадут его "ты сам виноват", — резюмировала собеседница агентства.

Введите e-mail адрес:

Очень важно научить ребенка принимать личную ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как ведет себя, чтобы он шел по жизни, не считая себя жертвой плохих людей и неблагоприятных обстоятельств. Даже тогда, когда ребенок сталкивается с трудностями, давайте ему возможность проявлять психологическую устойчивость и мужественно переносить свои неудачи.

Если вы видите наличие у ребенка тревожных признаков развития комплекса жертвы или хотите предотвратить его отношение к себе в стиле «бедный я», используйте семь шагов, описанных в данной статье, чтобы способствовать укреплению уверенности ребенка в своих силах.

1. Создавайте семейные традиции благодарности

Благодарность удерживает от жалости к себе. Проводите время с ребенком в разговорах о том, за что вы ежедневно благодарите судьбу. Даже когда вы сталкиваетесь с трудностями, демонстрируйте пример признательного отношения.

Создавайте ежедневные семейные традиции, которые помогут вашему ребенку осознать все то, за что он должен испытывать чувство благодарности. Вот несколько идей:

  • во время ужина попросите ребенка рассказать о лучшей части его дня;
  • перед сном попросите его назвать три хороших события, которые произошли сегодня;
  • создайте дома стенд благодарности и добавляйте записи о том, за что вы благодарны сегодняшнему дню.

2. Учите ребенка преобразовывать негативное мышление

Некоторые дети имеют более мрачное и пессимистичное видение мира, чем другие. Но с небольшой помощью они могут узнать о том, что их негативные мысли не всегда верны, а зачастую и вовсе являются ошибочными.

Помогайте ребенку «успокаивать» его негативное мышление, находя исключения из правил. Если он говорит: «Я никогда не делаю ничего интересного», напомните об интересных занятиях, в которых он недавно участвовал. Если он говорит: «Я никому не нравлюсь», укажите ему людей, которые его любят.

3. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями

Научите ребенка бороться с такими неприятными эмоциями, как страх, тревога, гнев и печаль. Дети, обладающие здоровыми навыками управления эмоциями, реже воспринимают свои мелкие неудачи как большие катастрофы. Ребенок, который уверен в своей способности справляться с разочарованием, покидая детскую площадку, не станет утверждать, что жизнь к нему несправедлива.

Дисциплинируйте поведение вашего ребенка, но не его эмоции. Пусть он знает, что его эмоции нормальны, естественны и правомочны, но важно уметь справляться с ними социально приемлемым способом. Учите ребенка грамотно выражать свои чувства и не позволяйте ему жалеть себя каждый раз, когда он расстраивается.

4. Учите ребенка навыкам решения проблем

Дети, которые не владеют навыками решения проблем , чаще исповедуют пассивный подход к жизни. Ребенок, который не знает, как выполнить домашнее задание по математике, может смириться с плохими оценками, даже не пытаясь найти решение. А ребенок, который не вошел в состав футбольной команды, может сделать вывод, что он ужасный спортсмен.

Учите ребенка решать проблемы . Ребенок, который, сталкиваясь с трудностями, принимает необходимые меры, вряд ли когда-либо будет рассматривать себя в качестве беспомощной жертвы. Дети с хорошими навыками решения проблем не позволяют маленьким неудобствам превратиться в большие препятствия.

5. Учите помогать другим людям

Дети часто думают, что их проблемы самые большие в мире. Покажите им, что есть много других людей, с гораздо бо́льшими проблемами, тем самым вы поможете детям увидеть, что каждый человек в этой жизни сталкивается с трудностями. Помощь другим людям демонстрирует ребенку, что, независимо от его возраста и от тех проблем, которые он испытывает, он способен быть полезным кому-то еще.

Ребенок может работать волонтером на кухне для бездомных, помогать пожилому соседу при работе во дворе или участвовать в проекте по сбору средств на какое-то доброе дело. Пусть ваш ребенок регулярно принимает участие в общественных работах, чтобы он понимал, как можно сделать мир лучше.

6. Учите навыкам ассертивности*

Говорите ребенку о том, что он не должен быть пассивной жертвой. Если другой ребенок вырывает игрушку из его рук, помогите своему малышу научиться спокойно и вежливо требовать ее обратно. Если в школе его дразнит другой ребенок, учите ребенка достойно отвечать , что отобьет у обидчика желание продолжать, или же если другой ребенок пинает или толкает вашего, научите его обращаться за помощью к учителю.

Дети с развитыми навыками ассертивности могут сказать уверенно и четко: «Не делай так» или «Мне не нравится то, что ты делаешь». Воодушевите вашего ребенка использовать такие слова, и вы уменьшите вероятность того, что он станет жертвой.

7. Демонстрируйте способы справиться со сложными ситуациями

Наглядный пример – это прекрасный инструмент обучения, потому что дети учатся лучше всего тогда, когда у них есть возможность практиковать свои навыки воочию. Помогайте ребенку учиться избегать мышления жертвы, демонстрируя ему способы действия на упреждение развития ситуации в неблагоприятном направлении.

Ни для кого не секрет, что в обществе существуют негласные табу на какие-либо определенные темы. Сексуальное насилие – одна из них. Но именно сексуальное насилие всегда оказывает сильнейшее воздействие на психику жертвы, и об этом нельзя молчать. Дети и подростки входят в основную группу риска в связи с возрастными особенностями – обычно они физически не могут оказать сопротивление, а также легко поддаются внушению и попадают под влияние из-за незрелости и отсутствия жизненного опыта. По статистике МВД, в России ежедневно жертвами сексуального насилия становятся 57 детей, и страшная правда в том, что 68% пострадавших – жертвы домашнего насилия, а 80% хорошо знали своего насильника. Как понять, что ребенок стал жертвой сексуального насилия, что делать в таких ситуациях? Давайте разбираться вместе.

Психика ребенка достаточно податливая и обладает некоторыми особенностями, поэтому некоторые дети могут даже не помнить о случившемся, но любой стресс так или иначе отражается на поведении ребенка. Первые признаки, на которые следует обратить внимание - это резкое изменение поведения ребенка: общительные дети могут резко замкнуться в себе, спокойные – вдруг начать конфликтовать и вести себя агрессивно. Также к первым признакам относятся некоторые соматические проявления – бессонница, ночные кошмары, потеря аппетита. Обратите внимание на провалы в памяти ребенка, нарушение восприятия, концентрации внимания. Тревожный признак, если ребенок вдруг стал стесняться своего тела, стал скрывать какие-то телесные признаки, запираться в комнате или в ванной, если он вздрагивает при прикосновении к телу и избегает телесных контактов.

Всем жертвам сексуального насилия вне зависимости от возраста присуще изменение отношения к себе: все они начинают считать себя ущербным, грязным, часто говорят о чувстве вины и стыда.

Если вы заметили на теле ребенка повреждения, а грязную одежду ребенок вдруг стал стирать сам, а раньше этого не делал, стоит бить тревогу.

Но ни в коем случае нельзя злиться и ! Важно ни в коем случае не допустить, чтобы ребенок почувствовал себя виноватым, иначе он замкнется в себе. Взрослые просто обязаны сохранять спокойствие и сдержанность. Нужно как можно мягче расспросить, что произошло, но ни в коем случае не задавать вопрос, «почему» так случилось. Этот вопрос может спровоцировать у малыша обострение чувства вины.

Вторая стадия переживания сексуального насилия заключается в неосознанном поиске безопасности, когда ребенок отказывается ложиться спать, остается в одиночестве в комнате или, наоборот, начинает бояться оказаться с кем-то наедине, возможна неадекватная реакция на подарки. Соматические признаки также свойственны: тошнота, рвота, повышение температуры тела, энурез и тд.

Третья стадия – это непроработанные чувства, которые мешают жить дальше. Острый стресс уже прошел, но проблема не решена, отсюда возникают ночные кошмары, приступы паники, гнева, частые или затяжные депрессивные состояния, страхи, беспокойства, фобии и другие различные эмоциональные нарушения. У жертв сексуального насилия часто наблюдается посттравматический синдром, который как будто возвращает жертв на секунду обратно в травмирующую ситуацию – они могут вдруг почувствовать запах одеколона или увидеть знакомый цвет обоев и т.д.

Также, безусловно, необходимо обратить внимание на резкое изменение поведения в сторону сексуализированного, т.е. усиленное внимание к сексуальной стороне жизни, не соответствующее возрасту ребенку. У маленьких детей это часто проявляется в рисунках – например, множество предметов фаллической формы. Вот пример рисунка ребенка, в семье которого был инцест.

Если насилие продолжается, то на следующей стадии переживаний детям свойственна усиленная мастурбация, демонстрация интимных частей тела. Позднее это перерастает в попытки втянуть в сексуальную жизнь окружающих (и детей, и взрослых). Подростки на этой стадии могут начать употреблять психоактивные вещества и вообще вести себя неадекватно. Для девочек-подростков характерны беспорядочные половые связи, для мальчиков – идентификация себя с насильником.

Всех жертв сексуального насилия объединяет одно – низкая самооценка, агрессивность, внутренняя подавленность, очень сильные чувства вины и стыда. Дети понимают, что с ними совершили что-то ужасное, но считают, что чем-то заслужили такое отношение к себе. Безусловно, без профессиональной психологической помощи здесь не обойтись.

Если вы заподозрили неладное, постарайтесь аккуратно поговорить с ребенком, но лучше избегайте прямого упоминания о возможном сексуальном насилии.

Поспрашивайте, что означают эти рисунки, с чем связана резкая перемена в поведении ребенка, почему он не хочет оставаться наедине с кем-либо и что за ночные кошмары ему снятся. Если у вас теплые доверительные отношения, возможно, вам удастся выяснить истину. Дайте понять ребенку, что вы его друг, что вы любите его, что бы ни случилось. Жертвы сексуального насилия и так ожидают осуждения, поэтому поддержка со стороны семьи очень важна. Если ваши опасения оказались не напрасными, то вашему ребенку необходима срочная психологическая помощь. Обращаться лучше к тому специалисту-психологу, который занимается именно жертвами сексуальных преступлений. Он поможет пережить этот период, проработать травму и сделать так, чтобы неблагоприятных последствий было как можно меньше.

Чем раньше будет оказана психологическая помощь, тем выше вероятность, что ребенок сможет быстрее и легче вернуться к нормальной жизни.

Если специализированная помощь вообще не будет оказана, а проблема будет замалчиваться, то во взрослой жизни ребенка ожидают мучения в построении личной жизни, возможны серьезные проблемы в интимной жизни. Более того, как направленная на себя, так и направленная на окружающих, свойственна жертвам сексуального насилия. Как следствие, возможны суициды либо насильственное поведение в отношении окружающих – согласно статистике, около половины взрослых насильников подвергались насилию в детстве.

Екатерина Сафонова

Если вы заметили, то включая обычный канал новостей мы включаем просто программу чрезвычайных происшествий. При этом насилие с экранов телевизора сыплется и ранит детскую психику. После постоянного воздействия негативной информации дети становятся жестокими. При этом многие ребята могли сталкиваться в школе и даже в семье с насилием, как физическим, так и моральным. Причем необязательно, быть жертвой насилия, многие могут занимать сторону наблюдателя. После чего также получились в роли жертвы , только другого уровня.

Ребенок жертва в школе

В школах дети нередко объединяются в группы, чтобы поиздеваться над теми детьми, которые «не как все», выставляя их в роли жертвы . Обычно выделяют несколько причин, почему ребенок может стать объектом насмешек или негативного отношения со стороны сверстников:

  • Внешность. К этому фактору относятся как дети с явными отклонениями (например, инвалиды или просто с дефектами речи), так и дети имеющие не столь значительные внешние изъяны: торчащие зубы, асимметрия лица, полнота и любые другие признаки, за которые могут схватиться жестокие товарищи.
  • Достаток. Материальное положение семьи порой становиться причиной травли ребенка . Это может быть видно, если ребенок одет хуже других, не имеет нужных учебные принадлежностей, не говоря уже о наличии карманных денег или гаджетов по сравнению с другими детьми. У каждого свое понятие достатка, как правило, дети из обеспеченных семей, получают благородное воспитание, и стараются не только не показывать достаток своей семьи, но и не акцентировать внимание на чужих возможностях.
  • Успеваемость. Причиной может стать как слишком низкая успеваемость, так и слишком высокая. Таких детей часто дразнят зубрилами или ботаниками. Еще хуже, если такой ребенок постоянно носит очки – прозвища очкарика ему не избежать, если в школе будет жестокий, агрессивный ребенок.

Последствия насилия

Последствиями систематических издевательств над ребенком в школе могут стать:

  • Завышенная самооценка. Иногда дети, подвергающиеся какому-либо насилию ставят себя выше других, занимая позицию жертвы . Либо внушают себе (или им внушают), что и дразнят от зависти и ребенок сам по себе ни в чем не виноват. В любом случае вы получаете в итоге подростка с завышенной самооценкой, который ходит в школу в роли жертвы.
  • Заниженная самооценка. Неудивительно, что дети, которых унижают в школе или в семье считают себя неумехами и неуверенно чувствуют себя в любом новом деле. Ребенок ставший жертвой наглых, хамоватых типов станет плохо относиться к себе, все время думая только с негативной точки зрения.
  • Необъективная оценка внешнего мира. Дети , ставшие жертвами травли могут привыкнуть считать себя виноватыми во всех бедах, независимо от степени их участия в той или иной ситуации. Или же, наоборот, такие дети могут обвинять во всех неудачах внешний мир или конкретных людей (сверстников, родителей, учителей). В любом случае ребенок жертва станет неадекватно оценивать ситуацию. Возможно перестать видеть в ней какие-либо правильные выходы.

Виды насилия

Выделяют несколько видов насилия в школах:

  • Травля. К ней принято относить: обзывательства, дразнилки, обидные клички, подшучивания, шептание за спиной.
  • Активное неприятие, если ребенок проявляет инициативу, на его действия он получает общее неодобрение. Он может быть , такого ребенка как бы «ставят на место». На самом деле, его просто травят.
  • Пассивное неприятие. Оно проявляется нежеланием играть с ребенком, сидеть с ним за одной партой, заниматься вместе проектами или принимать его в группу по проектной работе.
  • Игнорирование. В таком случае к ребенку не проявляется абсолютно никакого интереса, его и не обижают активно и не дружат с ним. Для остального коллектива, ребенка жертвы как бы не существует. Этот вид морального насилия тоже негативно влияет на становление характера и устойчивость психологически эти ситуации переживать.

Типы детей жертв и зачинщиков

Детские психологи выделяют несколько типов детей, которые могут стать жертвами издевательств и насилия в школе :

  • Любимчики. Когда воспитатели, учителя или даже родители выделяют одного ребенка среди остальных, это может сыграть с ним злую шутку. Такое отношение взрослых может развить в ребенке завышенную самооценку и чувство собственного превосходства над другими детьми, что в свою очередь вызывает своего рода протест со стороны сверстников.
  • Прилипала. Многие дети, чувствующие себя изгоям, начинают вести себя слишком навязчиво с одноклассниками. Таким поведением они вызывают неприязнь и, в некоторых случаях, могут вызвать агрессию со стороны тех детей, которые не могут «отвязаться» от такого ребенка. В итоге ребенок станет жертвой , при этом он не до конца сможет проанализировать ситуацию и понять причины.
  • «Шут». Некоторые дети , обычно мальчики , замечая, что они не преуспевают в тех или иных сферах жизни, ставят себя на роль шута. Привлекают внимание нестандартным поведением, непослушанием и рискуют стать «козлом отпущения» в классе для детей и даже для взрослых.
  • Непопулярные. Некоторые дети от природы застенчивы: они не являются душой компании, без охоты принимают (или не принимают вовсе) участие в совместных играх или школьных проектах. Таких детей чаще игнорируют, чем травят. С одной стороны для них это становится некоторым облегчением, с другой – даже при возникновении желания принять участие, они не смогут этого сделать, потому что морально задавлены.
  • Агрессоры. Дети бывают агрессивными и неспособными вести спор, приводя аргументы, и начинают себя вести несдержанно: могут начать ругаться или драку. Агрессия вообще стала идти параллельно с многими детьми. Вместо выяснения причины, они сразу запускают в дело кулаки. Прививают такое поведение невоспитанные родители, которые говорят своим еще подрастающим крохам о том, что при любой возможности лучше начать драку, чем постараться решить конфликт мирным путем.
  • Ябеда. Никто не любит детей, которые постоянно жалуются взрослым. Их часто выставляют в роли жертвы . Парадокс в том, что чем чаще обижают ребенка -ябеду, тем чаще он жалуется взрослым. Порой позывом наябедничать становиться шантаж, например, ребенок хочет добиться чего-то от других детей и шантажирует их какой-то информацией об их же поведении. В таком случае ребенок может стать жертвой агрессивных действий со стороны своих товарищей.

Зачастую, и жертвы и зачинщики травли могут обладать одинаковыми или схожими качествами поведения. Например, агрессоры могут быть и задирами класса и изгоями. Поведение любимчиков может привести как в общей неприязни, так и к (нечестному, основанному на запугивании) лидерству.

Существует несколько типов детей , которые обычно становятся субъектами насилия в семье, школьной травли. Эти качества могут привести к роли задиры, в случае, если они доминируют в поведении ребенка , больше чем остальные качества.

  • Лидеры. В этом качестве, нет ничего плохого, если оно не доведено до навязчивой идеи, когда ребенок стремиться занять место лидера любой ценой. Если такой ребенок не обладает лучшей успеваемостью в классе , но может пытаться стать лидером травли детей-изгоев. Если в семье несколько детей, то он будет всегда отстаивать позицию первого. Причем ничего другого у него не будет, только слепое желание первенства любой ценой.
  • Агрессивные дети. Дети, чье поведение можно назвать излишне агрессивным, могут выплескивать свою злость на незащищенных детей, присваивая им роль жертвы. Особенно тех, кто не имеет поддержки в классе.
  • Привыкшие делить окружающих на классы. Такая проблема всегда идет из семьи . Такие дети чаще всего избалованные и склоны возвышать себя по статусу своих родителей, или просто привыкшие судить о людях только по одному признаку (социальному статусу, материальному положению, расе, достатку семьи).
  • Эгоцентрики. Эгоцентричные дети не способны к состраданию и поэтому не задумываясь могут причинять боль (моральную и физическую) другим. Такому типу зачинщиков чаще всего даже не бывает стыдно за свои действия. И то, что они вытворяют с товарищами для них становится некой нормой. А жертвы, как правило, молчат!
  • Максималисты. Дети такого типа мышления (чаще всего уже в подростковом возрасте) не могут смириться с поведением или с другими характеристиками другого человека, не способны прийти к компромиссу. Для них есть только одно истинное мнение, которое они не могут изменить. Таким образом, остальные ребята становятся жертвами таких людей.

Все типы зачинщиков имеют общие черты характера и поведения:

  • Завышенная самооценка. Все задиры считают себя лучше других и потому думают, что имеют право относиться плохо и несправедливо к некоторым своим сверстникам. Ведь, по их мнению, они этого заслужили.
  • Стремление к объединению. Часто бывает, что дети-зачинщики стремятся создать вокруг себя большую компанию, являясь в ней центром внимания и лидером. Иногда сама его компания состоит из довольно застенчивых и «слабых» детей , так как ими проще управлять. Пример, группа дворовой шпаны , под управлением более сильного лидера. Банды, в которых есть четкая иерархия, свои правила и жертвы .
  • Чувство справедливости. Порой дети начинают вести себя плохо на публику, если другой ребенок проявил себя не с лучшей стороны и мог вызвать этим одобрение у сверстников. Или же просто избежал наказания и какого-либо порицания со стороны как взрослых, так и детей. Такая же мотивация может быть в ситуации, если ребенок начинает вести травлю другого ребенка, чтобы защитить кого-то из своих друзей или близких ему людей. В такой ситуации всегда сложнее разобраться взрослым, так как спор затрагивает уже как минимум три стороны. Какое решение будет наиболее правильным решать нужно индивидуально в каждом случае.

Родителям, чьи дети стали жертвами в школе стоит прислушаться к своему ребенку и поступать рассудительно. Основная задача постараться не усугубить ситуацию. Если вашего ребенка обижают за ябедничество, то прийти с ним за ручку в школу и прилюдно ругаться с его одноклассниками явно будет не лучшей идеей. Вам нужно заручиться помощью психологов и учителей. Возможно подружиться со старостой класса и узнавать обстановку через него. Добиться того, чтобы ребенок стал вам доверять.

Так же, родителям детей , которые являются зачинщиками травли стоит серьезно задуматься о причинах такого поведения у ребенка. Чаще всего многие психологи и педагоги говорят о том, что травить и издеваться над другими, детей заставляют собственные комплексы. А такие комплексы зарождаются в семье . Ребенка все время унижают дома, поэтому он отыгрывается в школе на более слабых детях из жертвы превращаясь в зачинщика конфликта.

Ребенок жертва в семье

Однако, не только в школе ребенок может стать жертвой травли или насилия. К сожалению, такие вещи могут происходить в семье . Сделать ребенка жертвой могут как родители, так братья или сестры. Например, старшие дети могут устраивать своего рода «дедовщину» младшим в погоне за родительской любовью, или же просто в силу физического или умственного превосходства. Такие вещи нужно пресекать на корню, чтобы не усугублять ситуацию.

Иногда родители могут травить своего ребенка . Причем как намеренно, так и нет. Если папы слишком много требуют от своего малыша, не замечая его , а только обращая внимание на его недостатки, он может стать замкнутым и начать чувствовать себя никчемным и ненужным. Так же серьезной ошибкой может стать сравнение одного ребенка с другим, причем как с братом или сестрой, так и с чужими детьми. Такие сравнения и постоянное указывание на недостатки ребенка развивает в нем комплекс неполноценности и может привести к полному отрицанию родительского авторитета.

Еще одной ситуацией, когда ребенок может стать жертвой в семье является развод. Часто дети могут чувствовать себя ненужными (когда их мнение не то что не учитывается, а даже не спрашивается) и даже виноватыми. Последнее происходит порой из-за прямого обвинения ребенка в разводе. Во время такого сложного стрессового периода каждому участнику процесса важно получить своевременную помощь психолога!

Итоги

Ребенок может стать жертвой в семье, в школе, в саду. Причинами могут стать различные ситуации, контролировать которые (хотя бы в семье) можете вы сами. Психологически роль жертвы очень тяжелая ноша, которая порой просто может сломить малыша. Ваша помощь и поддержка всегда нужны для ребенка, и имеют огромное значение для него!

Фото: свободные источники Интернет

У моего племянника десяти лет такая проблема: его очень сильно обижали в школе. Родители перевели его в другую - и там, похоже, ситуация начинает повторяться, он становится изгоем. В прошлом году он ездил в детский лагерь - там тоже были проблемы, пришлось даже забрать его раньше срока. При этом, насколько я могу наблюдать его, когда бываю у своей сестры (мамы мальчика), он совершенно нормальный парень, ну, может, только очень скромный. Сестра переживает - может быть, это она допустила какие-то ошибки в воспитании? Что делать в этой ситуации? Алла

Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:

В один совсем не прекрасный день вы поняли, что ваш ребенок в коллективе становится изгоем, объектом для насмешек, что его травят и обижают. И так повторяется вне зависимости от коллектива, времени и места. Словом, проблема в самом ребенке. Родители в подобных ситуациях нередко задают себе вопрос: «В чем я ошибся? Где был не прав?» Попробуем описать несколько самых распространенных ошибок.

Спартанское воспитание. Если родитель, сам бывший жертвой в детстве, огорчен сложившимися обстоятельствами, то родитель-лидер, человек, многого добившийся в жизни, еще и ошарашен. Еще бы, с детства тренировать ребенка быть самостоятельным, общаться в новом коллективе, уметь постоять за себя - и в итоге получить размазню, которую все шпыняют. Это распространенная ситуация: интенсивные тренировки «сильной личности» зачастую приводят к обратному результату. Казалось бы, это противоречит нормальной логике: хочешь научиться бегать - бегай, хочешь стать уверенным в общении - общайся. Однако последователи такой логики часто забывают о достаточно простой вещи: нельзя научить всему и сразу. У ребенка (да и у любого человека) существует зона ближайшего развития, внутри которой он действует. Развитие происходит поступательно: сначала младенец учится переворачиваться, потом ползать, ходить, потом спускаться по лестнице. Так же и в общении - недостаточно ребенка бросать в жизненные ситуации, требующие от него решительности и мужества. Постоянные проигрыши только убедят его в несостоятельности. Это все равно как если бы вы учились драться, выходя ежедневно на ринг с боксером Валуевым. Все, чему бы вы научились, - получать по голове. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос самостоятельным, придумывайте для него занятия по возрасту и развитию. Но главное - поддерживайте и приободряйте.

Зачастую за формированием из ребенка «сильной личности» стоит нежелание родителя принять своего ребенка таким, какой он есть. Это серьезная проблема самого родителя, не решив которую, не справиться с проблемами ребенка. Современная семья - не Спарта, где недостаточно сильных сбрасывали в пропасть. На ребенка нельзя просто закрыть глаза или решить переделать его по своему образу и подобию. Таким, какой он есть, его создал Бог, и, если вы попытаетесь вглядеться в этот прекрасный Божий замысел, вам захочется сделать все, чтобы воплотить его таким, каким ваш чудесный ребенок был задуман.

Недостаток витамина Л. Рассмотрим ситуацию в семье: ребенок возвращается домой, его спрашивают: как дела в школе? Он радостно начинает рассказывать. Родители вполуха выслушивают и возвращаются к своим делам. Грустный ребенок, чей рассказ на самом деле недослушали, уходит к себе. Теперь вообразите: ребенок рассказывает, что его кто-то обидел (ударил, дразнил). Родители сразу вскинутся - расспрашивать, жалеть, грозить обидчикам. Ребенок обласкан, накормлен, и на следующее утро папа сам отвел его в школу. И даже обидчика покарал, если повезет.

Ребенок быстро схватывает: чтобы восполнить нехватку родительского внимания и чувств, надо, чтобы тебя обидели. Надо быть жертвой. Дальше события развиваются столь стремительно, что первоначальный смысл затеи забывается: репутация жертвы и связанные с этим жизненные привычки вырабатываются практически сразу же. Родителям быстро надоедает сочувствовать и заступаться. Постоянное нытье и жалобы начинают раздражать, а ребенок все продолжает отчаянно пытаться привлечь к себе внимание.

Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо прежде всего внимательно наблюдать - не пытается ли ребенок с помощью жалоб манипулировать вами? И если все же пытается - прекратить поддержку его в ситуациях жалобы. Но вместе с тем стократно усилить поддержку в иных ситуациях. Ведь его манипулирование - всего лишь сигнал, что ему не хватает вашего внимания, поддержки, любви.

Собственный пример. Однако что бы вы ни меняли в своем отношении - это не поможет, если в семье ребенка кто-то унижен, подавлен (например, мама папой или наоборот), если родителей унижают соседи или родственники, а они ничего не предпринимают. Или, наоборот, провоцируют конфликты хамством и грубостью. В таком случае, даже не испытывая внутренней потребности в том, чтобы оказаться жертвой, ребенок все же ведет себя так, автоматически копируя схему поведения старших.

Чтобы вырастить красивое и сильное растение, требуется хороший уход, полив, подпитка удобрениями. И солнце, к которому надо тянуться. Так же и ребенок: если вы хотите, чтобы он перестал быть жертвой, дайте ему вашу любовь, внимание и поддержку. И покажите ему пример здоровых отношений. А бросать его сразу в сухую землю со словами «ему все равно жить в этом мире - пусть привыкает» - просто-напросто способ отделаться от ребенка. Ведь мы с вами знаем, что происходит с семенем на дурной почве, правда?

Евгения ПАЙСОН, психолог:

Ребенок-жертва - это сплав особенностей характера, темперамента и родительского воспитания. Поговорим о трех основных группах детей-жертв.

Бейте меня, бейте! Я ничего не стою! Первая группа - это дети с так называемым виктимным поведением, поведением жертвы. В таком случае ребенок уже своим видом говорит: я плохой, я ничего не стою, меня можно обижать. Как формируется такая самооценка? Во-первых, есть дети высокой тревожности, которые постоянно беспокоятся о правильности своих действий. Если ребенок двадцать раз за день спрашивает маму: «Мамочка! Я тут чашку поставил, я хорошо сделал?»; «А вот я написал - я хорошо написал?», родителям это, конечно, быстро надоедает, и они отмахиваются от ребенка. Не получая поддержки, ребенок решает, что он поступает плохо, просто мама не говорит, потому что не хочет его расстраивать. Во-вторых, это дети, воспитанные в семьях, где их старались не хвалить. Существует ложное мнение, что похвала препятствует личностному росту. В-третьих, это дети из семей с гиперопекой или гипоопекой. Гиперопека создает человека, разуверившегося в своей самостоятельности и умениях что-то делать самому. А гипоопека действует так, что недостаток внимания, контакта ребенок принимает на свой счет: я плохой. И в-четвертых, если ребенок и в семье козел отпущения, если на него кричат и поднимают руку, то он и в любом другом коллективе позволит к себе так относиться.

Скорректировать заниженную самооценку проще, чем завышенную. Не стоит бояться ее поднимать, на самом деле заниженную самооценку невозможно поднять слишком высоко. Одно из решений проблемы - давать детям ответственную работу, дать им возможность заниматься какими-то значимыми делами. Другое решение - перевести ребенка в такую школу, где он мог бы проявить себя, мог бы убедиться, что он что-то умеет, что-то может, чем-то ценен и где бы его уважали.

Самое страшное время для детей-жертв - это подростковый возраст, примерно с пятого по десятый класс. Потом с проблемой справиться проще. Если она не изжита, взрослый человек может найти выход: выбрать себе работу со свободным режимом или сменить коллектив, если в нем начались конфликты. Взрослые люди (бывшие «жертвы») с заниженной самооценкой нередко осознают свою проблему и пытаются ее решить с помощью психолога. Для них понятно, что если «я - плохой», то, значит, проблема во мне. И работа в этом направлении не быстро, но все же дает свои положительные результаты. Кроме того, с возрастом человек все больше отдаляется от семьи, которая как-то его «занижала», попадает в ту среду, где его будут ценить, уважать и любить. Успешное замужество и женитьба часто решают вопрос заниженной самооценки. У женщин огромную роль в этом играет рождение детей.

Я - звезда! Вы ничего не стоите! Вторая категория - это дети со слишком завышенной самооценкой. Они всем своим видом говорят: я самый лучший, а все остальные ничего не стоят. Возможно, этот ребенок действительно обладает какими-то исключительными способностями, но его отношение к окружающим («вы - ничто!») выводит его за рамки детских системных отношений.

Ребенок с завышенной самооценкой, как правило, получает сильную поддержку взрослых в семье, им все восхищаются. Чаще всего это дети из благополучных семей, нередко такой ребенок - единственный в семье. Он привык быть центром внимания. Такой ребенок к семи годам уже искренне уверен, что он все делает лучше, чем другие. «Не будьте тупицами, делайте то, что я вам говорю!» Таким детям гораздо сложнее помочь. Если они внезапно поймут, что вовсе не являются центром вселенной, может произойти катастрофа. Поэтому работа с такими детьми начинается с работы с их родителями. Именно родители должны выбирать ребенку адекватное окружение. Если он лучший в своем классе и ему все легко дается, можно попытаться перевести его в другой класс посильнее, чтобы он почувствовал, что ему «есть куда расти», или поискать ему дополнительные занятия.

Если проблема не решена, то опыт душевных травм может привести взрослого человека с завышенной самооценкой к убеждению, что он один прав, а другие всегда ошибаются. Такой человек не признает своих ошибок, он не увидит свою проблему, ведь проблема, как он считает, не в нем, а в его окружении. Поэтому человек живет с убеждением, что он жертва, жертва обстоятельств.

Ребенок - «звонок». Существуют дети, которые болезненно реагируют на обиды и оскорбления. Такая резкая реакция вызывает у других детей желание обидеть его еще раз. Как звонок: нажимаешь на него - звенит. Интересно! А если «нажать еще раз» - еще раз толкнуть, обозвать, стукнуть? «Зазвенит»? А если ожидаемой реакции не следует - обидчикам быстро надоедает впустую «нажимать на кнопку». В данном случае родителям нужно заниматься выработкой у ребенка правильной реакции на оскорбления. Обычно бывает, что родители, особенно папы, советуют ребенку давать сдачи обидчикам. Что же получается? Ребенка обозвали, а он палкой в ответ, и кто будет виноват? Ответ очевиден. Как тогда поступить? Тебя обозвали - ответь, только сделай это не так, чтобы получалось «дурак - сам дурак». Родителям стоит помочь ребенку заранее подготовиться и продумать, что можно ответить обидчику.

Школьная дедовщина. Но дело не только в детях и их родителях. В том, что в классе есть ребенок-жертва, может быть виноват и учитель. Как в армии для плохого командира, которому не хочется заниматься обучением и взращиванием молодых, удобна дедовщина, так и бывают учителя, которые поддерживают своего рода дедовщину в классе - управлять и манипулировать запуганными детьми с помощью любимчиков легче. Советую родителям, у которых есть дети - потенциальные «жертвы» или дети с особенностями, внимательно выбирать школу и учителя. Не нужно искать «заслуженного учителя», нужно найти человека, который поможет каждому ребенку найти свое место в классе и поможет избежать травли тех, кто не похож на других.