На своих портретах Петр I предстает черноусым брюнетом, в котором угадывается южная кровь. Есть версия, что она в нем действительно присутствовала, и в значительном количестве: есть версия, что самый прогрессивный русский царь был отпрыском одного из грузинских князей.

«Наш шалунишка»

Слухи о том, что якобы Петр Великий на самом деле не приходился сыном царю Алексею Михайловичу Романову, ходили всегда. Член Русского географического общества Армавира Сергей Фролов впервые услышал эту легенду от сотрудника Музея Сталина в Гори. Якобы знаменитый писатель А.Н. Толстой во время работы над романом «Петр I» наткнулся на некое письмо, в котором излагались весьма любопытные факты.

Предположительно, это было письмо Дарьи Багратион-Мухранской, дочери Имеретинского царя Арчила II своей двоюродной сестре, дочери мингрельского князя Дадиани. В нем говорилось: «Моя мать мне рассказала о некоем Матвееве, видевшем вещий сон, в котором к нему явился святой Георгий Победоносец и сказал ему: Ты избран сообщить царю о том, что в Московии должно родиться царю царей, который сделает ее великой империей. Родиться ему положено от пришлого православного царя Иверского из того колена Давидова, что и Богородица. И дочери Кирилла Нарышкина, чистой сердцем».

Под «неким Матвеевым», вероятно, подразумевался Артамон Матвеев, ближний боярин царя Алексея и дальний родственник Натальи Нарышкиной. Есть свидетельства, что за год до рождения Петра царь уже был тяжело болен и вряд ли мог зачать ребенка.

И тогда Матвеев специально свел его вторую супругу Наталью Кирилловну, урожденную Нарышкину, с одним из грузинских князей, находившимся при русском дворе.

Кандидатур было две. Первая - старший сын царя Картли Вахтанга V, будущий царь Имеретии и Кахетии Арчил II, по совместительству поэт-лирик и один из основателей грузинской колонии в Москве. Существует письмо, которое Арчил II послал Наталье Нарышкиной, когда Петр был еще ребенком. В нем встречаются такие слова: «А как поживает наш шалунишка?».

Вторая кандидатура – Эрекле Багратиони, сын грузинского князя Давида и внук царя Картли и Кахетии Теймураза I. Впоследствии он правил Кахетией под именем Ираклия I. По всей вероятности, именно он мог стать отцом будущего российского государя, так как Арчил прибыл в Москву лишь в 1681 году. При дворе Ираклия звали на русский лад Николаем Давидовичем.

«Оставим им хоть одного русского»

Итак, Толстой тут же доложил о находке Сталину, и тот велел помалкивать, произнеся следующую фразу: «Оставим им хоть одного русского, которыми они могут гордиться». Известно, что урожденный Джугашвили не любил, когда ему напоминали о его кавказском происхождении, и всегда считал себя русским.

Разумеется, содержание письма Толстой не предал широкой огласке, но узкий круг его знакомых об этом узнал.

Есть также сведения о том, что Петр был внешне очень похож на Ираклия Багратиони. Хотя точно так же он якобы был похож и на Арчила II, тем более оба грузинских царя находились друг с другом в родстве.

Непонятно также, почему царица Наталья Кирилловна поначалу противилась тому, чтобы ее любимый сын стал царем. «Царем он быть не может…», - так она говорила, согласно документальным свидетельствам.

А старшая единокровная сестра Петра, свергнутая им впоследствии, царевна Софья, и вовсе писала князю Василию Голицыну про младшего брата: «Нельзя отдавать власть басурману».

Наконец, якобы однажды Петру предложили взять в жены грузинскую царевну, на что он ответил: «Я на однофамильцах не женюсь».

И все-таки – миф?

С другой стороны, если привлечь на помощь здравый смысл, вся история все же выглядит довольно сомнительной. Во-первых, зачем вообще нужно было заменять царя Алексея на супружеском ложе грузинским князем? Ведь наследники мужского пола у него уже были, даже целых два – царевичи Федор и Иван, рожденные первой женой Марией Милославской и впоследствии оба на некоторое время воссевшие на царский трон.

Во-вторых, если сравнить хотя бы портреты Петра I, его «официального» отца Алексея Михайловича, деда Михаила Федоровича и даже единокровного брата, царя Ивана V, то можно согласиться, что некоторое фамильное сходство все-таки присутствует.

Века тесных связей с Византией и татаро-монголами дали о себе знать. Представители русской высшей знати не раз вступали в браки с иноземцами, и многие из них отличались южным типом внешности. Да и Наталья Нарышкина, по неподтвержденным сведениям, происходила из рода крымско-татарского мурзы Исмаила Нарыша.

Так что грузинское происхождение Петра Великого остается всего лишь одним из многочисленных исторических мифов, никакими серьезными аргументами не подтвержденных.

Была ранняя весна. Только распустился нежно-розовым цветом миндаль.

В новопостроенной небольшой церкви Тринадцати ассирийских Отцов в деревне Дзвели Канда шла воскресная Литургия. Служил настоятель схиархимандрит Серафим.

Пел он настолько потрясающе, что один из паломников спросил рядом стоящего прихожанина:

– У батюшки, наверное, священники в роду. Чувствуется мета избранничества.
– Нет у него в роду таких. Обыкновенные люди были его предки.
– Что Вы говорите! Может, он музыкант по специальности? Или оперный певец? Голос-то какой! Прямо к небу восходит. Ангельское пение!
– Он от музыки очень далек был в прошлой жизни. Спортсменом известным был – это точно. Четырехкратный чемпион Грузии по восточной борьбе. Всё остальное со временем появилось.
– Простите, а на каком языке он служит?
– На арамейском. На языке Христа.
– Откуда ж он его выучил?
– О, это долгая история…

Жил на окраине Тбилиси обыкновенный парень Ихтиандр. Наполовину ассириец, наполовину грузин. Жил и жил, как сотни тысяч тбилисцев. В детстве был шустрым и любопытным, как и все нормальные мальчишки.

Свалился как-то в бетономешалку и переломал себе все кости. Собрали по кускам. Пока его мать на ноги поставила, море слез пролила.

Инвалидное кресло, много операций – и в итоге всё осталось позади. Школу окончил, не особо блистая в науках. Зато по спортивной части пошел. Черный пояс тхеквандо заработал. И вполне был доволен собой. Потом женился. Двое детей родилось. Словом, всё как у всех.

В 2001 году его жена была беременна третьим ребенком, и вдруг ей неожиданно стало плохо. Опухла вся и встать не может. Положили в больницу, но потом врачи сказали:

– Забери ее домой умирать. Медицина тут бессильна.

Что тут было делать? Забрал домой, а сам поехал к могиле старца Гавриила в Мцхету. И там дал обет:

– Если выживет моя жена и ребенок, то пойду в монахи.

Приехал домой, а жену не узнать. Опухоль спала. Вид абсолютно здоровый. Будто и не было того десятидневного кошмара. В положенное время родилась дочка Кетеван.

Маленький ребенок – новые радости и заботы. Обет, данный впопыхах, забылся как сон пустой. Мало ли что обещает человек в экстремальной ситуации.

А тут еще проблемы со здоровьем появились. Сердце стало беспокоить беспричинно. Решил Ихтиандр образ жизни поменять. Не всю ж жизнь чемпионом быть.

Поехал в Киев и там открыл спортивную школу.

Как на чужбине без соплеменников? Ясное дело, туго. Вот и стал ходить в Свято-Троицкий Ионинский монастырь, где была икона св. Георгия грузинского письма.

Там местные грузины собирались помолиться и, само собой, пообщаться.

Шел как-то Ихтиандр их этого монастыря. Шел мирно, тихо, с сигаретой для приятного времяпрепровождения. Навстречу ему какая-то старушка с палкой. Поравнялась и говорит:

– Благословите, отец Серафим!

Ихтиандр оглянулся по сторонам. Вроде нет никакого священника в радиусе 30 метров. Бабуля, видимо, немного не в себе.

Вдруг ему по затылку кто-то палкой ка-ак стукнет. Да с такой силой, что бедняга упал.

Это, оказывается, та самая мимо проходящая старушка постаралась от души.

– Что Вы делаете? Как Вам не стыдно? – закричал пострадавший.

А старушка, божий одуванчик, еще и гневается:

– Я ведь попросила у Вас благословения.
– Кто я такой, чтоб Вас благословлять? Вот монастырь – идите туда по такому вопросу. Я простой мирянин, иду своей дорогой.
– Нет, ты Серафим. Бог избрал тебя в твоем роде. Ты станешь монахом и будешь молиться за свой народ.

Даже смешно стало от таких слов предсказательницы.

– Какой из меня монах! У меня трое детей и совсем другие планы.

Поговорили они таким образом, и пошел Ихтиандр себе дальше.

Планы планами, а вышло в итоге, как та бабушка сказала.

Вспомнил Ихтиандр о забытом обете, принял монашество и стал Серафимом.

В 2010 году Патриарх Илия рукоположил его в диаконы, имея в плане священство:

– Вы ведь ассириец. Хочу отправить вас в Канду, чтоб служить среди ассирийцев на родном языке.

На хиротонию приехало много ассирийцев со всех частей Грузии. Подходили и поздравляли его.

Языковые познания в ассирийском были невелики у виновника торжества. «Шлама алохун» (1) и еще несколько фраз.

Стало ясно, что надо учиться. Священник должен быть образованным.

Так отец Серафим оказался в Канде – ассирийской деревне в 12 километрах от Тбилиси.
Последующие годы были заполнены общением с односельчанами и созданию песнопений на ассирийском языке.

Откуда ни возьмись, прорезался у бывшего спортсмена голос. Да такой, что позавидуют оперные певцы. В детстве он учился музыке. Просто так, для себя. И вот где пригодилось.

– В такое даже трудно поверить, – удивился паломник.
– Трудно или легко, но факт налицо, – последовал невозмутимый ответ.

Примечание

1 - «Мир вам» – (ассир.)

На своих портретах Петр I предстает черноусым брюнетом, в котором угадывается южная кровь. Есть версия, что она в нем действительно присутствовала, и в значительном количестве: есть версия, что самый прогрессивный русский царь был отпрыском одного из грузинских князей.

«Наш шалунишка»

Слухи о том, что якобы Петр Великий на самом деле не приходился сыном царю Алексею Михайловичу Романову , ходили всегда. Член Русского географического общества Армавира Сергей Фролов впервые услышал эту легенду от сотрудника Музея Сталина в Гори. Якобы знаменитый писатель А. Н. Толстой во время работы над романом «Петр I» наткнулся на некое письмо, в котором излагались весьма любопытные факты.

Предположительно, это было письмо Дарьи Багратион-Мухранской, дочери Имеретинского царя Арчила II своей двоюродной сестре, дочери мингрельского князя Дадиани. В нем говорилось: «Моя мать мне рассказала о некоем Матвееве, видевшем вещий сон, в котором к нему явился святой Георгий Победоносец и сказал ему: Ты избран сообщить царю о том, что в Московии должно родиться царю царей, который сделает ее великой империей. Родиться ему положено от пришлого православного царя Иверского из того колена Давидова, что и Богородица. И дочери Кирилла Нарышкина , чистой сердцем».

Под «неким Матвеевым», вероятно, подразумевался Артамон Матвеев, ближний боярин царя Алексея и дальний родственник Натальи Нарышкиной . Есть свидетельства, что за год до рождения Петра царь уже был тяжело болен и вряд ли мог зачать ребенка.

И тогда Матвеев специально свел его вторую супругу Наталью Кирилловну, урожденную Нарышкину, с одним из грузинских князей, находившимся при русском дворе.

Кандидатур было две. Первая - старший сын царя Картли Вахтанга V, будущий царь Имеретии и Кахетии Арчил II, по совместительству поэт-лирик и один из основателей грузинской колонии в Москве. Существует письмо, которое Арчил II послал Наталье Нарышкиной, когда Петр был еще ребенком. В нем встречаются такие слова: «А как поживает наш шалунишка?».

Вторая кандидатура - Эрекле Багратиони, сын грузинского князя Давида и внук царя Картли и Кахетии Теймураза I. Впоследствии он правил Кахетией под именем Ираклия I. По всей вероятности, именно он мог стать отцом будущего российского государя, так как Арчил прибыл в Москву лишь в 1681 году. При дворе Ираклия звали на русский лад Николаем Давидовичем.

«Оставим им хоть одного русского»

Итак, Толстой тут же доложил о находке Сталину, и тот велел помалкивать, произнеся следующую фразу: «Оставим им хоть одного русского, которыми они могут гордиться». Известно, что урожденный Джугашвили не любил, когда ему напоминали о его кавказском происхождении, и всегда считал себя русским.

Разумеется, содержание письма Толстой не предал широкой огласке, но узкий круг его знакомых об этом узнал.

Есть также сведения о том, что Петр был внешне очень похож на Ираклия Багратиони. Хотя точно так же он якобы был похож и на Арчила II, тем более оба грузинских царя находились друг с другом в родстве.

Непонятно также, почему царица Наталья Кирилловна поначалу противилась тому, чтобы ее любимый сын стал царем. «Царем он быть не может…», - так она говорила, согласно документальным свидетельствам.

А старшая единокровная сестра Петра, свергнутая им впоследствии, царевна Софья, и вовсе писала князю Василию Голицыну про младшего брата: «Нельзя отдавать власть басурману».

Наконец, якобы однажды Петру предложили взять в жены грузинскую царевну, на что он ответил: «Я на однофамильцах не женюсь».

И все-таки - миф?

С другой стороны, если привлечь на помощь здравый смысл, вся история все же выглядит довольно сомнительной. Во-первых, зачем вообще нужно было заменять царя Алексея на супружеском ложе грузинским князем? Ведь наследники мужского пола у него уже были, даже целых два - царевичи Федор и Иван, рожденные первой женой Марией Милославской и впоследствии оба на некоторое время воссевшие на царский трон.

Во-вторых, если сравнить хотя бы портреты Петра I, его «официального» отца Алексея Михайловича, деда Михаила Федоровича и даже единокровного брата, царя Ивана V, то можно согласиться, что некоторое фамильное сходство все-таки присутствует.

Века тесных связей с Византией и татаро-монголами дали о себе знать. Представители русской высшей знати не раз вступали в браки с иноземцами, и многие из них отличались южным типом внешности. Да и Наталья Нарышкина, по неподтвержденным сведениям, происходила из рода крымско-татарского мурзы Исмаила Нарыша.

Так что грузинское происхождение Петра Великого остается всего лишь одним из многочисленных исторических мифов, никакими серьезными аргументами не подтвержденных.

Здравствуйте. Вообще, у меня (как и у многих живущих в нашем мире) огромное количество проблем. Но две из них тесно переплетаются и живут в очень удачном (для себя) и пагубном (для меня) симбиозе. Первая - это излишняя зависимость от мнения других людей (об этом я уже прочитал на этом замечательном сайте, спасибо за хорошие ответы). Вторая - это национальный вопрос. Я наполовину грузин. Да и чёрт с ним, но и по документам я выгляжу, как чёрт знает что (кстати, с получением паспорта в 14 лет затягивали, так как испортились Российско-Грузинские отношения).

Недавно вот была диспансеризация и военкомат. Ох и замучился же я по буквам выговаривать своё несчастное отчество, да и при произношении фамилии на лице выступает румянец. Имя тоже меня не особо устраивает (вот ведь полный набор), хотя Безрукову во второй «Иронии…» оно очень даже пошло.

В личной жизни я пока не успел иметь неудобства, причинённые национальностью. Мои друзья, даже максимально радикально расположенные к иммигрантам, видят во мне, прежде всего, человека и друга (да и иммигрантом-то я, в общем, не являюсь). Но друзья - это друзья, а есть еще и массы, социум, который не так дружелюбно настроен, да и уличные группировки точно не будут расспрашивать меня, чем я увлекаюсь, и тут ли я родился (хотя, конечно, всё это не дай Бог).

Еще мне кажется, что все люди вокруг видят во мне прежде всего «чёрного», а уже потом человека, и мне несколько проблематично заводить новые знакомства и иметь успех на личном фронте. Самый главный ксенофоб, расист и, вообще, нетолерантный имбецил в моей жизни - это я сам. Я с детства считал свою русскую половинку «выше» и стеснялся своей крови. Со сменой документов проблема исчезнет на бумаге (а менять их я уже решил, и мнение родителей в данном вопросе меня не колышет никак), но останусь-то я тем же человеком, и если даже с фамилией матери и новым отчеством я буду чувствовать себя «ниже» других людей в национальном вопросе, то что мне делать тогда… я не представляю.

Инкогнито