В отечественной психологии и педагогике сегодня стали очень распространенными, даже модными слова "самореализация личности", "самоактуализация", "личностный рост" и т.п. Идеи самореализации, личностного роста и многие другие не возникли сами по себе.

В дополнение к нашему врожденному биологическому паттерну роста и развития людей отличает тенденция к психологическому росту и развитию. Эта тенденция была описана многими психологами как стремление человека к самовыражению (self-actualization): желание понять себя и потребность реализовать свои способности в полной мере.

Теория личности

Классический фрейдизм во взгляде на природу человеку пессимистичен, исходит из того, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная. Более того, сам человек с этим справиться не может, и решить эту проблему можно только с помощью помощи психоаналитика. Соответственно, в рамках психоанализа понятие «личностного роста» невозможно и не существует.

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Согласно взглядам христианской антропологии природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей».

По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа.

В НЛП понятие «личностный рост» не используется, поскольку этот подход только моделирует успешные технологии и принципиально отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием.

Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни К., 1993, с. 235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна - ценностная составляющая . Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.

Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы - неравные): "доверяющих" человеческой природе (т.е. гуманистически ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести еще одно подразделение:

1. В группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";

2. В группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это "лучше" понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом:

Если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная - ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Более схематично типологию базисных имплицитных установок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы:

Таким образом, очевидно, что концепция личностного роста и самореализации является логическим продолжением взгляда на человека в гуманистической психологии и по сути своей несовместима с подходами, не доверяющими человеку, исправляющими, формирующими и т.п. В последнее время более значимыми становятся несколько подходов к человеческой природе и функционированию:

    Когнитивная психология

    Движение за развитие человеческого потенциала (the human potential movement)

    Женская психология

    Восточные идеи

Когнитивная психология

Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим, наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических проявлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.

Поскольку люди конструируют смысл своей жизни еще на самых ранних этапах индивидуального развития, позднее они часто не осознают, что существует множество способов изменить себя и свое отношение к миру. Реальность оказывается не настолько неизменной, как нам свойственно полагать, если только мы найдем способы привнести в нее немного свободы. Люди могут реконструировать (переинтерпретировать, reconstrue) реальность.

Мы вовсе не вынуждены принимать окраску того угла, в который загоняет их жизнь, и это открытие часто приносит ощущение свободы. Келли предлагает взгляд на человека, как находящегося в процессе постоянного изменения, и согласно которому корнем всех проблем являются препятствия к изменению себя. Таким образом, Келли создал теорию действия, преследующую цель открыть для человека постоянно изменяющийся мир, преподносящий ему как трудности для преодоления, так и возможности для роста.

Восточные теории личности

Эта тенденция прослеживается на протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских интеллектуальных и философских гипотез. Эти восточные теории были созданы в обществах и системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим существом.

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития . На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии . Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния.

Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов, как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности. С целью осмысления вопросов, с которыми сталкивались их ученики, они обратились сначала к собственному опыту - принцип, почитающийся, как мы видим, и сегодня в учебном психоанализе, который проходят многие психотерапевты.

Эти системы действительно отличаются от большинства западных теорий личности повышенным интересом к ценностям и моральным вопросам и акцентом на целесообразности жизни в соответствии с определенными духовными нормами. Они утверждают, что мы должны жить согласно определенному моральному закону, поскольку нравственно регламентированная жизнь оказывает прямое, зримое и благотворное воздействие на наше сознание и общее благополучие.

Однако все эти три психологические системы исповедуют практический, даже «иконоборческий» подход к морали и ценностям. Каждая из этих традиций указывает на бесполезность и неразумность такой ситуации, когда внешней форме уделяется большее внимание, чем внутренней функции. В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.

Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений с тем, чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Карл Юнг писал: «Знание восточной психологии... формирует необходимую основу для критического и объективного рассмотрения западной психологии» (in: Shamdasani, 1996, p. XLXI). Таким образом, всестороннее развитие психологии требует изучения и понимания восточного мышления.

Все эти системы уделяют внимание трансперсональному росту, или росту, выходящему за пределы эго и личности. Им свойственно общее с трансперсональной психологией, представление, что с помощью медитации или других упражнений, воздействующих на сознание, можно достичь глубинных состояний осознания, выходящих за рамки (trans) нашего повседневного, личного опыта.

В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики. Тем не менее, концепции трансперсонального роста и укрепления эго могут быть, скорее, взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу.

Движение за развитие человеческого потенциала

Движение за развитие человеческого потенциала возникло в 1950-1960-е гг. прежде всего в Институте Исален в Калифорнии и в Национальных учебных лабораториях в штате Мэн и опиралось по большей части на теории Роджерса и Маслоу. В настоящий момент оно представляет собой широко распространенный культурный феномен.

Центры роста, или обучения, существуют в большинстве крупных городов, как правило, предлагая интенсивные, часто по-настоящему захватывающие семинары, которые проходят в выходные дни или в течение недели и включают в себя различные виды групповой психотерапии, физических упражнений, медитации и духовных практик.

Представленное далее в данном разделе понимание личностного роста, в основном, опирается как раз на концепцию одного из лидеров "движения за развитие человеческого потенциала" Карла Роджерса - его личностно-центрированный подход. (При этом важно иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии - отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований; его представители признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории).

Структура личности и уровни развития

В самом общем виде личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним миром, включая и других людей, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность. В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости :

    Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:

    • Оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность

      Воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности

      Воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей

    Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:

    • Способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения

      Принятие себя и других, искренний интерес к другим людям

      Заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон

      Способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации

    Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:

    • Действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию

      По отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности

      По отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися

В строении личности можно выделить четыре уровня:

Первый уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.

Второй уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт , в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.

Четвертый, высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации . Самое простое определение ценностных ориентации - идеальные представления о хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации - это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли - это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения.

Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их - из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно.

Человек не является пассивным «носителем» тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого) . Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума .

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых - осознать черты своего характера, во-вторых - анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным. Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»).

Я-образ

Наблюдения и тестирование дают взгляд на личность со стороны, более или менее объективный. Для самого человека очень важен его собственный взгляд на себя, тем более, что, как правило, человек, особенно молодой, плохо осознает черты собственной личности, свой характер. Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения. Развитие самосознания - это одна из задач тренинга личностного роста.

На основе самосознания у человека формируется «Я-образ» («Я-концепция») - то, как индивид себя видит и хочет видеть. «Я-образ» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, способностях, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т.д. На основании «Я-образа» человек отличает себя от внешнего мира и от других людей.

Кроме того, в «Я-образ» входят представления о своих возможностях и самооценка своей личности. «Я-образ» может быть адекватным (т.е. более или менее соответствовать действительности) или существенно искаженным, что самому человеку определить весьма сложно. В любом случае человек стремится к стабильности своего «Я-образа». Люди склонны игнорировать или считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, соответствующими «Я-образу» .

Огромное значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение.

Например, хорошо известно, что один и тот же цвет может быть «ярким и веселым» для одного человека и «тусклым и скучным» - для другого; звуки любимой музыки могут казаться слишком тихими,но человек, который не любит эту же музыку, может счесть ее слишком громкой; то или иное событие может оцениваться как хорошее или плохое в зависимости от того, полезно оно человеку или вредно и т. д. «Объективное суждение» является, как правило, мифом, заблуждением. Любое суждение человека преломляется через его «Я-концепцию».

«Я-образ» в целом включает три главных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким хотел бы себя видеть), представляемое «Я» (каким он показывает себя другим). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие. Полное совпадение между ними невозможно, но слишком сильное расхождение приводит к тяжелому внутриличностному конфликту, несогласию с самим собой.

Человек с наибольшим успехом и удовольствием выполняет ту социальную роль, в которой он может в наибольшей степени сблизить эти три измерения «Я-образа» . В частности, любовь к профессии, тяга к профессиональной роли возникают, если человек убеждается, что может успешно выполнять свои обязанности, видит перспективы профессионального роста и его действия положительно оцениваются окружающими. Если хотя бы один их компонентов отсутствует, человек не испытывает психологического удовлетворения и стремится изменить ситуацию - сменить место работы или профессию.

В психологии принято выделять две формы «Я-образа» - реальную и идеальную. В данном случае «реальная форма» не значит, что этот образ соответствует реальности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный же «Я-образ» - это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «каким я хотел бы быть». Эти формы в большинстве случаев различаются.

Расхождение между реальным и идеальным «Я-образами» может иметь различные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны, оно же является стимулом для самосовершенствования личности и стремления к развитию. Все зависит от того, как оценивает это рассогласование сам человек: как перспективу, надежду или несбыточную мечту.

Несмотря на то, что «Я-образ» является достаточно устойчивым, в течение жизни он не остается постоянным. Его формирование, развитие и изменение могут быть связаны как с внутренними причинами, так и с внешними воздействиями социальной среды.

Внутренний фактор - стремление человека к саморазвитию .

Саморазвитие - сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных жизненных целей, идеалов и личностных установок.

Внешнее воздействие на изменение «Я-образа» оказывают многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность. Источником информации, на основании которой личность формирует свой «Я-образ» в значительной степени является восприятие того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Человек как бы глазами других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.

Однако не все люди, с которыми общается человек, оказывают на него одинаковое влияние. Особая роль принадлежит «значимым другим». «Значимый другой» - это та личность, внимание и одобрение или неодобрение которой важно для человека. Наиболее явно заметно влияние позитивного «значимого другого», которому человек хочет подражать, чьи указания и роли он готов принять. Но существуют и отрицательные «значимые другие» - люди, сходства с которыми человек старается избежать.

В качестве «значимых других» могут выступать родители, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Таким образом, происходит процесс социализации через «значимого другого». (Отметим, что некоторые «значимые другие» могут физически не присутствовать, а быть героями книг или фильмов, историческими личностями, известными спортсменами и т. д. Тогда их реакции являются воображаемыми, но от этого не менее действенными.)

Ос ознанно, нареч … Русский орфографический словарь

осознанно - см. осознанный; нареч. Поступать осо/знанно. Действовать осо/знанно … Словарь многих выражений

осознанно - осо/знанно … Правописание трудных наречий

ОСОЗНАННО-ИМИТАТИВНАЯ РЕЧЬ - ОСОЗНАННО ИМИТАТИВНАЯ РЕЧЬ. См. говорение …

РЕЧЬ ОСОЗНАННО-ИМИТАТИВНАЯ - РЕЧЬ ОСОЗНАННО ИМИТАТИВНАЯ. См. осознанно имитативная речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Осознанно … Словарь антонимов

Техника дыхательной терапии и дыхательной педагогики, развитая немецким ученым Миддендорф (Middendorf I.). Как учение о дыхании имеет также название «познаваемое дыхание». Миддендорф говорит о том, что «дыхание выполняет жизненно важную… …

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Этнотерапия это направление психотерапии, в основе которого лежат этнические практики, ремесла и … Википедия

Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… … Психотерапевтическая энциклопедия

Термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • электронная книга
  • Осознанно жить. Как? Книга-тренинг , Юрий Гурин. В последнее время в профессиональных кругах, связанных с обучением персонала и развитием личной эффективности, много ведется разговоров об осознанности: осознанные финансы, осознанное…

Теперь поговорим про слабое место всего человечества – осознанность. Если бы все люди обладали максимальной осознанностью, то тогда бы у них никогда не было бы проблем, депрессий, обид, других страданий, трудных задач и так далее. Почему я так утверждаю? Об этом Вы узнаете ниже. Вы узнаете, какими привилегиями наделен осознанный человек, как он действует, и что это ему дает. Так же поговорим о том, как развить осознанность.

Что такое осознанность?

Начнем с вопроса: что такое осознанность? Осознанность – это такое состояние человека, когда он отслеживает все: свое состояние, свои эмоции, самочувствие, внешний мир во всех ее проявлениях. Осознанность это когда фокус человека направлен на внешний мир, а не в себя как обычно. Осознанность – это режим наблюдателя, а не режим спячки, в котором человек пребывает 90% времени.

Про осознанность Вы немало услышите в книгах Вадима Зеланда «Трансерфинг Реальности» . Если Вы знакомы с его трудами, то слышали о такой версии, что все мы находимся в матрице. То есть все, что мы видим – это иллюзия. Все мы находимся в спячке. Или как говорит господин Зеланд – СПИМ НАЯВУ.

И действительно, Вам стоит только выглянуть в окно, и Вы тут же увидите, как многие люди ходят по улицам, подобны зомби. Их фокус внимания направлен в себя, а не на вне. Это и есть разница между осознанностью и спячкой. Но не стоит винить человека в том, что он уходит в себя. Лучше разобраться в причинах такого поведения. Почему человек живет неосознанно, почему мы вечно спим, почему мы пропускаем то, что происходит во внешнем мире?

Причина очевидна. Все дело в нашем мозге. Наш мозг устроен так, что ему нужно постоянно что-то делать, что-то решать, изобретать. Проще говоря, мозгу нужно питаться, и кормежкой для него являются мысли, рассуждения. Мы не можем НЕ думать, особенно в бодрствующем состоянии, когда наш мозг работает на высоких частотах.

Человек уходит в себя, потому что ему там интересней жить. Внешний мир уже не цепляет нас своей красотой, птички надоели, деревья стали невидимыми для нас, голубое небо не цепляет нас. Все это уже приелось и не вызывает никаких эмоций. А ведь человек эмоциональное существо. Если на улице начнется драка или громкая ссора, то все спящие люди переключат свой фокус внимания с себя на вне - тобишь на драку. Потому что драка средь бело дня это что-то необычное и редкое. А человека всегда цепляет что-то необычное.

Я был свидетелем подобных случаев много раз. Возвращаясь домой, я, как и все, тоже был погружен в себя. Мимо проходили люди, которые ничуть от меня не отличались. И как только внезапно раздавались крики двух мужчин, которые разбирались между собой, все люди, в том числе и я, словно пробуждались от внутренней спячки. Все внимание людей приковывалось на двух дерущихся парней. Почему? Потому что это необычно и интересно, это цепляет на эмоции, и заставляет наблюдать.

Люди спят, потому что внешний мир не интересен для нас. Те же улицы, те же дороги, те же здания и маршруты и ничего нового. Но стоит человеку оказаться в новом красивом месте, как его внимание приковывается к этой красоте, включается режим наблюдения и анализа. Взор человека находится во вне.

Вывод таков: первая причина неосознанности людей это скука. Вторая причина неосознанности людей заключается в том, что они постоянно отвлекаются. У всех у нас есть свои жизненные проблемы и ситуации, и все они имеют одно мощное свойство – вызывать эмоции, и не важно, плохие или хорошие. Если внешний мир становится скучен, то есть не вызывает никаких эмоций, то проблему и другие ситуации всегда вызывают бурю эмоций. И там где возникает эмоция – там фокус внимания человека.

Большинство людей погружены в себя, потому что постоянно думают о том, как им решить такую-то проблему, как сделать то, как сделать се и так далее. Вот Вы когда мимо людей проходите, что Вы видите в их лицах? Если человек улыбается, это означает, что он думает о чем-то хорошем, или вспоминает что-то хорошее. Если лицо угрюмое, значит что-то случилось, и человек, либо ноет и жалуется, либо думает над решением данной ситуации. Фокус направлен вовнутрь и человек становится зомби. Если человека ничего не будет тревожить, это и погружаться в себя ему будет не зачем.

Для чего нужна осознанность?

Осознанный человек обладает преимуществами перед спящим зомби. Осознанный человек намного восприимчивей спящего. Где бы наш фокус внимания не находился: внутри или снаружи, мы все равно живем во внешнем мире. Жить в себе – это значит изолироваться от внешнего мира. Спящий человек пропускает мимо себя множество знаков Вселенной. Он ничего не слышит, не видит, и не чует. Иногда, услышав чужой разговор, можно для себя что-то найти. Но человек вставляет в уши наушники, включает музыку и погружается в себя. С бананами в ушах ничего нельзя услышать.

Спящий человек упускает из поля зрения много того, что ему могло бы помочь. Например, человеку нужно помещение под бизнес, но подходящего помещения в газетах он не нашел. Он ходит и думает, где же ему найти это помещение. И в своих сильных раздумьях, он проходит мимо огромной вывески, в которой предлагается то помещение, которое ему подходит. Он видит картинки в голове, которые затмевают взор для внешних. Человек просто проходит мимо, упуская свою возможность. Отсюда вывод: осознанному человеку везет больше, потому что он живет в реале, а не в виртуале. Осознанный человек имеет открытые глаза, так как является наблюдателем, спящий человек – слепой человек.

Осознанность проявляется в умении смотреть на ситуации со стороны в режиме наблюдателя. Смотреть на ситуацию со стороны означает смотреть в более широком формате. Когда с осознанным человеком что-то происходит, он не анализирует произошедшее с узкой точки зрения. Он мысленно возвышается над собой, и анализирует ситуацию со стороны. Как будто это произошло не с ним, а с другими людьми, а он просто наблюдает и анализирует. Такой способ очень эффективно помогает понять, почему произошло именно так. Позиция наблюдателя выгодна тем, что снижает эмоциональность. Если Вы не понимаете о чем я, то вот Вам пример.

Когда Вам жалуется подруга, что Вы чувствуете? Вы заметили, что ее проблема Вас не волнует, Вы спокойны, даете ей советы, успокаиваете ее. А вот она действует полностью наоборот. Позиция наблюдателя это то же самое. Вы даете советы себе со стороны.

Спящий человек не может так делать, так как он парализован эмоциями. И, как правило, такой человек делает неправильные выводы, обижается, злится, становится жертвой. Поэтому, когда у Вас возникнет какая-то проблема, тут же включите свою осознанность, мысленно возвысьтесь над ситуацией, и начните ее анализировать и решать со стороны. Представьте, что это произошло не с Вами, а с кем-то другим (например, с подругой). Что бы Вы ее посоветовали?

Как развить осознанность?

Третий способ – просыпайтесь осознанно. Вот Вы идете по улице. Поставьте себе задачу – найти что-то новое и необычное. Задавшись такой задачей Вы автоматически направите свой фокус внимания во вне. Тут же включится режим наблюдения. Вы начнете искать, наблюдать, анализировать окружающий мир. В этот миг Вы осознанный человек.

Когда Вы добираетесь до куда-то в общественном транспорте, начните наблюдать за людьми, присмотритесь на их лица, посмотрите, что они делают в данный момент, попробуйте угадать, кто кем работает и так далее. Это упражнение снова помогает активировать режим наблюдателя. А когда Вы становитесь наблюдателем – Вы автоматически становитесь осознанным человеком.

Наблюдать можно не только глазами, у Вас еще есть уши и нос. Обратите внимание на звуки, которые Вы слышите, запахи, которые Вы чувствуете. Даже когда Вы ходите по дороге, обратите свое внимание на ощущениях Ваших ступень. Дорога мягкая или твердая?

Главное правило развития осознанности является наблюдение за окружающим миром и за всем, что в нем происходит. Наблюдатель – это осознанный человек. Человек, погруженный в свой внутренний мир – спящий человек. Это и есть разница между ними. И выбирать пилюлю Вам.

осознанность, что это такое, как развить осознанность

Нравится

В этой статье мы поговорим о том, что такое осознанность. Важно не только понимать, что такое осознанность, но и жить осознанно.

Осознанность – это ключ от всех дверей

Начиная с великих учителей прошлого, таких как Иисус, Кабир, Нанак, Будда, Мухаммад, и заканчивая современными учителями, такими как Карл Ренц, Этхарт Толле, Далай Лама, Ошо, - можно сказать, что все эти учителя учили только одному - осознанности.

Каждый учитель осознанность называл по-своему. Иисус называл это пробуждением, поэтому он не раз говорил: бодрствуйте, будьте бдительными, но люди не понимали его, они думали, бодрствовать – это значит не спать в постели, но они не понимали, что если даже они не находятся в постели – это не значит, что они бодрствуют. Можно спать и на ходу.

Этхарт Толле называл осознанность присутствием, или силой момента сейчас.
Ошо называл осознанность свидетельствованием. Как ни называй, суть не меняется.


Осознанность – это способность человека быть здесь и сейчас, больше чувствовать мир, а не думать его, умение не вестись на иллюзии ума. Понимать, что мысли – это всего лишь мысли и ничего общего с настоящей реальностью мысли в голове не имеют.

Осознанность – это понимание того, что мысли иллюзорны и они несут лишь тень прошлого или будущего, а настоящая реальность находится там, где находится тело человека, то есть настоящая реальность окружает тело здесь и сейчас.

Осознанность помогает увидеть свой внутренний мир

Благодаря осознанности человек начинает знакомиться со своим внутренним миром, до этого для него существовал только внешний мир, сейчас же открывается внутреннее измерение.

Человек, который , всё меньше и меньше становится реактивным. Им тяжелее управлять, он уже не реагирует на одни и те же раздражители одинаково, у него появляется возможность свободно выбирать, как реагировать на тот или иной раздражитель. Такой человек становится всё более и более спонтанным и непредсказуемым.

Допустим, если на неосознанного человека кричат, то, в зависимости от привычки, он может либо кричать в ответ, либо, боясь криков, избегать конфликтов. Неосознанный человек всегда реагирует, допустим, на крики одинаково, а осознанный может выбрать, кричать ему, то есть идти на конфликт, или же избежать конфликта, и это зависит от ситуации. У осознанного человека повышается эффективность общения с людьми и устойчивость к стрессам.

Важно понимать, что существует три основных аспекта внутреннего мира для осознания:

  • тело;
  • душа.

Осознания тела

Самый начальный этап осознания начинается с тела. На этом этапе человек учится чувствовать своё тело, уметь направлять своё сознание в тело, чувствовать, как энергия течёт в теле. Появляется навык слушания внутренних органов, стука сердца и т. д.

Человек лучше начинает заботиться и любить себя, то есть своё тело. Первое время человеку трудно медитировать на тело, мысли часто уносят, человек постоянно прыгает от осознанности к неосознанности, часто во время медитации засыпает.

Со временем появляется новый уровень, когда человек осознаёт, что он не засыпает, мысли всё так же приходят в голову, но не уносят его, а сознание остаётся в теле всё чаще и дольше. Потом человек начинает направлять сознание в тело уже на улице, где бы он не находился, при общении с людьми.
Самое тяжелое, пожалуй, это осознавать своё тело, двигаться и разговаривать одновременно.

Осознание мыслей

Осознание мыслей или наблюдение за ними, это, пожалуй, второй уровень осознания – это когда человек уже видит свои мысли и понимает, что мысли это мысли и ничего общего с реальностью они не имеют.

Человек даже может посмеяться над теми мыслями, которые приходят ему голову, так как у него есть понимание, что он не есть мысли и что мысли часто приходят извне, а не всегда рождаются в его голове.

Жизнь не так серьёзна, как её рисует ум!!!

Человек, который осознаёт свои мысли, живёт этим принципом. Такой человек не теряется в своих мыслях, не следует за ними, этот человек уже является хозяином своего ума и не позволяет мыслям увести его в иллюзии, а осознанно направляет своё внимание в момент сейчас, который окружает его тело.

Осознание души

Осознание души – это третий уровень, и с ним справиться можно только после того, как будут пройдены первые два этапа осознания.

На самом деле все три этапа осознания трёх аспектов человека - тела, ума, и души - очень взаимосвязаны и дополняют друг друга, а разделены они были для лучшего понимания и усвоения материала.

Осознание души происходит за счёт осознания эмоций и чувств, настроений, на этом этапе человек может чётко отличить эмоции от чувств и осознавать своё настроение и управлять им.
Эмоции приходят вслед за мыслями, неважно, какие это мысли, позитивные или негативные.
А чувства приходят от души, а не от мыслей. Мысли могут приходить в голову после чувств, то есть эмоции - следствие мыслей, а чувства - всегда их источник.

Чувства – это более глубокий уровень, чаще всего исходят из груди. А эмоции ощущаются в области живота, но не стоит это принимать за истину, всё это индивидуально.
Важно понимать, что эта статья об осознанности не есть осознанность – это всего лишь направление к ней, но если вы её читаете, то вы близки к осознанности или к пробуждению как никогда раньше.
Осознание направляется на осознание или на восприятие

Это четвертый этап, который уже случается с человеком сам по себе, после того, когда он уже прошёл три предыдущих этапа. На этом этапе осознание направляется на восприятие, человек уже задаёт вопрос себе, кто это всё воспринимает, кто я такой, на этом этапе человек вспоминает, Кто Он Есть в Действительности.

Выводы по теме, что такое осознанность:

  • осознанность помогает человеку наконец-то открыть для себя внутреннее измерение помимо внешнего мира;
  • осознанность даёт человеку свободу выбора, возможность реагировать так, как человек выберет, на тот или иной раздражитель;
  • осознание происходит в три этапа: осознание тела, ума и души, все эти этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга;
  • осознанность в разные времена разными людьми называлась по-разному: пробуждение, свидетельствование, присутствие, быть здесь и сейчас, бодрствование, бдительность и так далее; все эти слова имеют одну и ту же суть - человек поднимается на новый этап эволюционного духовного роста.

Следствие осознанного образа жизни - это безусловная любовь, радость, более полноценная и яркая жизнь.