Каждая наука имеет свой предмет , свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.

Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.

С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика , вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

  • психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
  • - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
  • психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
  • психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Краткий исторический очерк о развитии психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, из которых решались либо в плане идеализма, либо в плане . Так, материалистические философы древности Демократ, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Платон

Родоначальником идеализма явился (крупный рабовладелец). Он поделил всех людей по преимущественным качествам разум (в голове), мужество (в груди), вожделение (в брюшной полости). Все руководящие органы — обладают разумом войны — мужеством, рабы — вожделением. Платон является родоначальником не только идеализма, но и дуализма. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Аристотель

Продолжателем дела Платона был . Он не только преодолел дуализм (направление, признающее в основе мира два независимых начала — материю и дух), но и является родоначальником материализма (направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость). Аристотель пытался поставить психологию на почву медицины. Но полностью объяснить поведение человека только через медицину, Аристотель не смог. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела.

Труды Аристотеля, Платона и других философов легли в основу работ философов средних веков 17 в. — это отправная точка от материализма философии.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно — у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Рене де Карт — биолог, врач, философ. Открыл систему координат, выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Но объяснить поведение организма до конца не смог и поэтому остался на позиции дуализма. Разделить внутренний мир человека от его внутренних органов было очень тяжело. Создались предпосылки идеализма.

Был в истории психологии еще один подход к пониманию психики, разрабатывающийся отечественными психологами в русле философии диалектического материализма в советский исторический период. Суть данного понимания психики можно свети к четырем словам, формальное авторство которых принадлежит В. И. Ленину (1870-1924). Психика — это субъективный образ объективного мира.

Общее представление о предмете психологии

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Приведем краткое описание подходов, связанных с принципиальным изменением взгляда на предмет психологии.

Этапы развития психологии

I этап — психология как наука о душе . Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Этот длительный этап, называемый в литературе донаучным, определяется от V — IV вв. до н.э. до начала XVIII в.

II этап — психология как наука о . Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Согласно новому подходу, человек всегда что-то видит, слышит, осязает, ощущает, вспоминает. Именно такие феномены следует изучать психологии, так как в отличие от души их можно экспериментально исследовать, измерять, научно обобщать, устанавливать в них причинно-следственные связи и отношения.

III этап — психология как наука о поведении . Бихевиоризм оформился в конце XIX — начале XX в. в США. “Behaviour” по-английски — “поведение”. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Вместе с тем многие “традиционные” психологи высказывали серьезные возражения относительно некоторых исходных компонентов бихевиористского подхода. Поведение и психика — это хотя и связанные, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие не одной реакции, а некоторого их набора и, наоборот, одинаковый ответ иногда получают при наличии различных стимулов. В психологии признается, например, что человек нередко смотрит на одно, а видит другое, думает об одном, переживает другое, говорит третье, делает четвертое.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики .

Методы психологии

Для решения комплекса задач в науке существует разработанная система средств, направлений, путей, приемов.

Метод - это путь научного познания. Способ, посредством которого познается предмет науки.

Методика - это вариант, частная реализация метода в конкретных условиях: организационных, социальных, исторических.

Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным закономерностям, методологическим правилам.

Методология — это не только учение о методах, правилах их выбора или использования. Это систематическое описание самой философии, идеологии, стратегии и тактики научного исследования. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.

Глава 1. Предмет, задачи, принципы и методы психологии

Предмет, принципы и задачи психологии

Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны десятки таких трагических случаев. В чем же трагизм этих происшествий, ведь найденные дети были живы и физически вполне здоровы? Ike эти дети, проведшие раннее детство среди зверей, не имели ни одного человеческого качества. Даже физически они напоминали животных: передвигались на четвереньках, ели так же, как животные, разрывая куски мяса зубами и придерживая их двумя передними конечностями, рыча и кусая всех, кто близко подходил к ним. Их обоняние и слух были очень развиты, они улавливали малейшие изменения в лесной обстановке. Издавая нечленораздельные звуки, они спешили скрыться от людей.

Ученые обследовали этих детей и пытались обучить их человеческому поведению, научить их разговаривать и понимать человеческую речь. Но. как правило, такие попытки были малоуспешными: время интенсивного формирования базовых человеческих качеств было уже безвозвратно упущено. Человеческое существо формируется как человек только в человеческом обществе . И многие человеческие качества формируются только в раннем детстве.

По своей биологической организации человек — результат эволюционного процесса. Анатомо-физиологичсское строение его тела во многом сходно с организмом высших приматов. Но человек качественно отличается от всех живых существ. Его жизнедеятельность, потребности и способы удовлетворения этих потребностей отличаются от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленностью.

Человек — существо социальное .

Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития. Человеческий мир — поле социально выработанных смыслов, значений, символов. Он живет в мире социальной культуры, которая и образует его так называемую вторую природу, определяет его сущность. Вся деятельность человека от рождения до конца его жизни регулируется принятыми в данном обществе установлениями, социальными нормами, обычаями, традициями. Сформированный в обществе индивид становится социализированной личностью — человеком, включенным в систему общесоциальных, культурно-исторических достижений человечества, его жизнедеятельность реализуется в определенных общественных условиях. Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир он воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий. «Человек есть мера всех вещей», — глубоко подметил древнег реческий философ Прота гор. Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа. Человек деятельно взаимодействует с миром — он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

Поведение животных предопределено врожденной, инстинктивной программой жизнедеятельности. Поведение человека обусловлено его психическим, социально сформированным миром, в котором осуществляется стратегическое и тактическое планирование его жизнедеятельности, переживаются радости и огорчения его человеческого бытия. Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, рефлексировать — отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть — способность контролировать свое повеление с помощью общесоциальных мерок, оценивать собственное Я глазами других людей. Социализированный индивид — существо социально-духовное. Духовность же человека проявляется в его способности возвыситься над всем низменным, примитивно-приземленным, сохранить неизменную приверженность своему человеческому достоинству и долгу.

Человек — существо сложное и многогранное. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование внугреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность функционирования психики социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности; и др.

Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. При этом изучение прикладных отраслей психологии возможно только на базе общепсихологических знаний.

Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Психологи плодотворно работают в школах и клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов и управленческих структурах, системе правоохранения и аналитических центрах социального развития.

Задачи психологии

Главной задачей психологии является познание психического путем раскрытия тех предметных связей, из которых психические явления впервые возникли и стали определяться как объективные факты. Поэтому психологическое познание понимается сегодня как опосредованное познание психического через раскрытие его существенных связей с окружающим миром.

При таком понимании сущности психического становится очевидным, что из всех наук о человеке самой практичной является психология. Ведь изучая ее. можно многое обнаружить и в окружающем мире и в себе самом, и в других людях.

Растущий интерес к внутреннему духовному миру людей связан и с тем, что современная эпоха все яснее обнаруживает в качестве ведущей тенденцию к интеграции всех сторон жизни современного общества: экономической, политической и духовной. Эта интегративная тенденция, линия на усиление целостности общественного развития проявляется и в том, что сегодня на смену традиционному, весьма узкому, технократическому пониманию задач экономической деятельности приходят модернизированные концепции, выдвигающие на первый план в хозяйственной деятельности не задачи технологические, а проблемы гуманитарно-психологические.

Работники, занятые в сфере современного производства, все в большей степени осознают свою деятельность не только как использование высоких технологий, но и как область, участие в которой требует от занятых в ней работниковуправления собой, другими людьми, их сообществами.

Эта установка ныне стала азбучной истиной для специалистов, предпринимателей, менеджеров развитых стран, как на Западе, так и на Востоке.

Руководитель одной из крупнейших американских автомобильных компаний Ли Я кокка считает, что «все хозяйственные операции можно в конечном счете обозначить тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди».

Акио Морита - руководитель известной японской электротехнической компании — утверждает, что «успешным предприятие могут сделать только люди».

Таким образом, для того чтобы быть успешным, современный работник, бизнесмен, менеджер, любой специалист должен обеспечивать своей деятельностью решение двуединой задачи:

  • достижение хозяйственного результата;
  • воздействие на людей, создающих этот результат.

Поэтому в современных условиях для отечественного предпринимателя, менеджера, высококвалифицированного специалиста любого профиля, а также для каждого человека самой актуальной задачей становится психологическое оздоровление трудовых групп, производственных коллективов, а вместе с ними и всего общества. Современный руководитель, специалист, да и любой мыслящий человек должен знать и учитывать психологические факторы деятельности людей и на этой основе обеспечивать рост трудовой и социальной активности.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

На этапе научной психологии наблюдается постепенное выделение в общем потоке психологических идей конкретных подходов и направлений.
Основателем научной психологии принято считать В.Вундта , предложившего в 1863 г. (в сочинении «Лекции о душе человека и животных») первую цельную программу разработки экспериментальной психологии, а в 1879 г, открывшего первую экспериментальную психологическую лабораторию.. Его интересовала структура сознания, в силу чего основанное им направление получило название структурализма. (теория элементов сознания). При всей глубине и оригинальности идей, Вундт не оставил значительной научной школы.

Одновременно с Вундтом, программу новой психологии предложил философ

Ф. Брентано (1838 -- 1917), который также внес значительный вклад в психологию сознания «Психология с эмпирической точки зрения». Согласно Брентано, в сферу научных интересов психологии входят не столько отдельные содержания сознания (ощущения, образы, мысли), сколько его акты -психические действия, благодаря которым возникают эти содержания (акт восприятия, суждения и др.). Изучение актов сознания недоступно физиологии и составляет предметную область психологической науки. Сформулировал основополагающие идеи об интенциональности - изначальной предметности и направленности сознания, которые, наряду с представлением об активности психики, вошли в число общепризнанных концептов психологии.
Другим крупным мыслителем того времени, вклад которого уникален, был психолог У.Джемс , создатель теории потока сознания. Поток сознания - это модель сознания, в которой оно наделено свойствами непрерывности, целостности и изменчивости. Является альтернативной предложенной В.Вундтом и Э.Титченером трактовке сознания как набора определенных элементов, в качестве которых рассматривались ощущения и их совокупности.
Согласно Джемсу, кроме вопроса о том, как устроена душа и что лежит в ее основе, крайне важен вопрос, какую ценность она представляет для человека, чему служит. Из попыток найти ответ на этот вопрос рождается особое направление психологии, получившее название «функционализм». По Джемсу, предназначение души раскрывается в том, что она позволяет индивиду более гибко и совершенно приспосабливаться к миру.

Главное не то, какова действительность сама по себе, но то, как человек чувствует себя и самоопределяется в ней. Это, в свою очередь, зависит от того, каким субъект представляет себе мир - каким образом выстраивает его во внутреннем плане своего сознания. Такая исследовательская установка известна в психологии как «феноменализм».

Во второй половине Х1Х в. исконный интерес к проблемам человеческого познания приводит к анализу конкретных познавательных, главным образом чувственных, форм психической активности, сенсорных элементов психики и их количественных характеристик. Так, параллельно с интроспективной психологией сформировалось и развивалось особое направление - психофизика , в рамках которого постепенно сложилось принципиально важное представление о психической причинности.
Психофизика, интроспективная психология сознания и психология народов составили первую ступень научно-психологического познания.
В целом в психологии сознания выделились и определились пять основных направлений:

Теория элементов сознания (В.Вундт, Э.Титченер, отчасти, Вюрцбургская психологическая школа);
-- теория актов сознания (Ф.Брентано);
-- теория потока сознания (У.Джемс);
-- опи:ательная психология (теория познания «исторических процессов духа», В.Дильтей);
и, на более позднем этапе:
-- гештальтпсихология (теория феноменальных полей).

На конец Х1Х -- начало ХХ вв. приходится период открытого кризиса психологии, который ознаменовался возникновением ряда существенно новых, противоположных друг другу подходов и теорий. В это время складываются два наиболее влиятельных направления: психоанализ и бихевиоризм , представляющие собой своеобразные научные революции. Происходит кардинальная трансформация предмета психологии и зарождается современная психологическая наука, как теоретическая, так и практическая. Эта трансформация связана с двумя исторически выраженными тенденциями. Первая из них - повышение научного интереса к неосознаваемым процессам (бессознательным областям).Создавая психоаналитическое учение, З.Фрейд «разоблачает» сознание человека, выступавшее до этого главным конструктом в большинстве психологических теорий. Психоанализ в трактовках З.Фрейда и, позднее, К.Г. Юнга отражал стремление психологической мысли к преодолению узкорационалистических представлений о психике человека, понимаемой только как сфера сознания, и открывал путь к раскрытию бессознательных ресурсов и источников развития, творчества, самореализации человека.
Вторая тенденция выразилась в укреплении естественнонаучного подхода и «объективной методологии», которая становится доминирующей в начале ХХ в.

Данные, полученные путем «объективного анализа» человеческой психики, противопоставляются традиционным представлениям о личности как субъекте сознания. Поскольку отдельные аспекты психики исследуются в основном методами внешнего наблюдения, измерения и описания, сама идея психической жизни человека как внутренней душевной направленности, организованности и целостности к началу ХХ столетия постепенно оттесняется на второй план.

Утрата интереса к этому, прежде основному для психологии, вопросу, подкрепляется развитием прикладных психологических исследований по профпригодности, профориентации, энергетическим характеристикам трудоспособности людей, в которых индивидуальные различия и психические особенности личности определяются по стандартным шкалам измерений, с помощью диагностических технологий. Таким образом, приверженность объективной методологии и социальный (преимущественно производственно-экономический) заказ формируют устойчивую направленность психологической науки на исследование внешних проявлений психики людей и, соответственно, снижают значение традиционных представлений о внутреннем душевном мире человека.

В этом историческом контексте начинает складываться направление, получившее название «бихевиоризм» («поведенческая психология»). Оно было обосновано в работах З.Торндайка и Дж.Уотсона, а затем развито в трудах ряда исследователей(Толмэн, Скиннер, Хоумэнс).
Такими были главные предпосылки возникновения разнонаправленной и многоаспектной психологии ХХ столетия.

Научные направления и подходы
в психологии ХХ века
ХХ век стал эпохой своеобразных научных революций в психологии, породивших множество различных направлений психологической мысли, каждое с собственными представлениями о предмете и методе исследования, особыми объяснительными принципами и специфическим языком. рассмотрим наиболее влиятельные из них.

Бихевиоризм. Направление в американской психологии ХХ века, в котором отрицается сознание (а также психика, личность) как предмет научного изучения, а центральной психологической категорией признается поведение , понятое как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды.

Дж. Уотсон сформулировал основные тезисы этого направления.

1. С точки зрения бихевиориста, психология есть сугубо объективная отрасль естественной науки.

2. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль над ним,

3. Для бихевиориста интроспекция не составляет существенной части методов психологии, а ее данные не представляют научной ценности, поскольку они зависят от подготовленности исследователей к интерпретации этих данных в терминах сознания.

4. Пытаясь получить универсальную схему реакций животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными.

5. Поведение человека при всей его сложности представляет собой лишь часть общей поведенческой схемы.

Дж. Уотсон полагал, что психология может стать наукой в строгом смысле этого слова только ограничившись сферой наблюдаемых явлений, подлежащих количественной оценке, т.е. базируясь исключительно на объективном подходе к изучаемым явлениям. Наряду с Дж.Уотсоном теоретический фундамент бихевиоризма составили А. Вейс, У. Хантера, К. Лешли и пр.

Итак, бихевиоризм сосредоточил внимание на исследовании поведения индивидов, которое рассматривалось как последовательность актов, фиксируемых в пространстве наблюдения, и выстраивалось в цепочку «ответов» (реакций) на «стимулы», поступающие из окружающей среды. Введенное бихевиористами понятие «поведение» исключало использование понятий «сознание», «личность», «индивидуальность». В сущности оно заставляло психологов отказаться и от ключевого для психологии понятия «психика». Экспериментаторов интересовали лишь те формы поведения, которые можно признать универсальными, общими у животных и человека,

Все психические проявления сводятся в бихевиоризме к поведенческим, За единицу поведения принимается связь стимула и реакции:S-R

Данное простейшее отношение становится центральной объяснительной схемой в поведенческой психологии. Все законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит «на входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.

Представитель позднего бихевиоризма (необихевиоризма ) Э.Толмен ввел поправку в классическую схему поведения, поместив между стимулом и ответной реакцией связующее звено - промежуточные переменные, так что схема приобрела вид: S-V-R. Под промежуточными переменными он понимал внутренние процессы, опосредующие действие стимула на организм и таким образом влияющие на внешнее поведение.

В свою очередь Б.Скиннер предположил, что поведение определяется не только внешней стимуляцией, но и вероятными последствиями действий, которые оцениваются организмом. Это выражается в стремлении к благоприятным последствиям и избегании неприятных.
В несбихевиоризме, при сохранении естественнонаучной установки, больший акцент делается на адаптационной активности организма, его способности преобразовывать внешние условия (теория самоэффективности А.Бандуры).

Гештальт-психология. Возникла в Германии в начале ХХ в.

Выдвинула программу исследования целостных структур психики, несводимых к ее компонентам и первичных по отношению к ним. Возникла как оппозиция структурализму, абсолютизировавшему принцип ассоциации отдельно взятых элементов сознания.

У истоков гештальт-психологии - М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер.

Позднее к этой школе примыкали К.Левин, К.Гольдштейн (сторонник холизма в психологии), Ф.Хайдер (применивший гештальт-подход в социальной психологии).

Согласно постулатам гештальт-теории, мир состоит из целостных сложно организованных форм, и человеческое сознание, по принципу изоморфизма (подобия), также представляет собой интегрированное структурное целое. Восприятие не сводится к сумме ощущений, свойства воспринимаемой фигуры (образа) не могут быть адекватно описаны через свойства ее частей. Все психические процессы характеризуются целостностью, стремлением к интеграции и завершенности.
Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления - гештальт (от нем. образ, целое, структура).
Гештальт - функциональная структура психики, которая, согласно присущим ей законам, упорядочивает определенный психический материал (сенсорного, когнитивного или эмоционального плана), придавая ему отчетливую и завершенную форму; способ структурирования и синтеза отдельных элементов и образований психики.

Выделяются следующие законы гештальта, определяющие характер восприятия и познания:

1) тяготение частей к образованию симметричного целого;

2) выделение в поле восприятия фигуры и фона;

3) группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты

4) принцип «прегнантности» (тенденция каждого психического феномена принять максимально определенную, отчетливую и завершенную форму) и т.д.

На положениях гештальт-теории базируется специфическое направление психотерапии. В рамках гештальт-терапии различные формы психопатологии рассматриваются как следствия незавершенных ситуаций и проявления связанных с ними незавершенных гештальтов - неинтегрированных интрапсихических структур, вызывающих внутреннее напряжение и дисбаланс.
Один из основоположников общей теории систем, Л. фон Берталанфи высоко оценил вклад гештальт-психологов, признав их предвестниками общенаучного системного подхода,
Глубинная психология. Ряд направлений в психологии и психотерапии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в поведении индивида и в формировании его личности. Таким образом, во всех теориях основным объяснительным принципом и обобщающим понятием выступает понятие «бессознательное». Бессознательное - относительно автономная область психической жизни, включающая недоступные сознанию ментальные содержания; иначе -- подструктура личности, часть ее психического аппарата, неподвластная и неподконтрольная сознательному Я (Эго). З.Фрейд относил к сфере бессознательного биологические влечения индивида, желания и импульсы, неприемлемые с точки зрения его социального окружения, а также травматические переживания и воспоминания, вытесняемые в силу их болезненного воздействия на Эго. Иными словами, по Фрейду, бессознательное одновременно является источником витальной психической энергии (преимущественно сексуальной) и резервуаром (хранилищем) вытесненного психического материала.

К.Г. Юнг расширил представления о бессознательном, выделив в нем, наряду с личностным, коллективный уровень, определяющий общечеловеческие, универсальные формы опыта. Согласно Юнгу, бессознательное следует рассматривать и как автономную творческую активность души, подчиняющуюся собственным законам, и в значительной степени определяющую конструктивное развитие индивида. Целью индивидуального развития Юнг считал синтез Эго (сознательное Я) и бессознательного.
Глубинная психология включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.
Гормическая психология (от греч. -- возбуждение, влечение, побуждение, стремление) -- основана англо У. Мак-Даугаллом и базирующееся на его теории инстинктов.

Факторы, связанные с целеустремленной, целенаправленной стороной психической деятельности, Мак-Даугалл обозначил термином «Ногmе». По его представлениям, основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила (горме), которая проявляется в виде инстинктов. В «горме» Мак-Даугалл усматривал общий целевой принцип всей психики.
Психоанализ -- психологическое направление, основанно 3. Фрейдом в конце Х1Х в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания инстинкты, мотивы, влечения и др. неосознаваемые движущие силы душевной жизни. Термин «психоанализ» употребляется в трех основных смыслах: 1) теоретическое направление в психологии;
2) особая методология исследования психики; 3) психотерапевтический метод.

В психоанализе центральной научной проблемой выступает динамика отношений между сознанием и бессознательным.

Фрейд создал оригинальную теорию сексуальности, в частности, детской (придерживался «пансексуализма»), акцентуировал значение семейной жизни и отношений со значимыми другими для психического развития индивида, ввел в психологию личности принципиально новое понятие «психологическая защита».
В основе психической активности живого существа Фрейд „усматривал сексуальную энергию Либидо, направленную на реализацию первичных бессознательных влечений. Фрейдом была разработана структурная схема психики, в которой выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с сознательными представлениями и социальными установками служит цензура, под влиянием которой осуждаемые личностью и ее окружением чувства, мысли и желания вытесняются в область бессознательного. Различные защитные механизмы ограждают сознательное Я от натиска бессознательных импульсов и не допускают обратный прорыв в сферу сознания вытесненных содержаний. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека - в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, симптоматических действиях. Личность, по Фрейду, внутренне противоречива, так как в самой ее структуре заложен конфликт между инстинктами, бессознательными влечениями и социальными нормами, требованиями культуры, этики, морали.
Психоанализ, однако не ограничивается учением и личностью 3. Фрейда. Это крайне разнородное и разветвленное направление.
Неофрейдизм - возник в 20 -- 30-е гг., ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной (социокультурной) детерминации психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятие бессознательного и тезис о принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельные представители -К.Хорни, Г.С. Салливен и Э.Фромм.
Аналитическая психология - основатель К.Г. Юнг. Это учение, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, базируется на понятии коллективного бессознательноао -- объективной или общечеловеческой психики, включающей врожденные и универсальные формы восприятия, переживания, поведения и связывающей индивида со всем человечеством.

Юнг «десексуализировал» Либидо, т.е. стал рассматривать ее как психическую энергию вообще, проявляющуюся в различных формах, в частности, в виде сексуальности. Он анализировал психику и бессознательное в аспекте культурно-исторического развития. В качестве единицы анализа психики и составляющей коллективного бессознательного Юнг предложил понятие архетипа.
Архетипы -- по К.Г. Юнгу, это гипотетические универсальные первообразы, выступающие как движущие силы, коллективного бессознательного, связанные с инстинктами и наиболее архаическими интрапсихическими тенденциями и образующие наследуемую часть психики. Непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании «следствиями самих себя», т.е. в качестве сформированных ими архетипических образов, мотивов и идей. Это универсальные коллективные паттерны (модели) или матрицы, составляющие коллективного бессознательного, которые определяют содержание религий, мифологий, легенд и сказок. На индивидуальном уровне архетипы проявляются в сновидениях и грезах.

Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является формой проявления либидо, Архетипы можно охарактеризовать как универсальные принципы организации психики или структурирования психического материала, определяющие общие для всех способы восприятия (первообразы), реагирования (так называемые «нуминозные»,переживания) и поведения (ритуалы)..
Индивидуальная психология -- основана А. Адлером, (от латинского «неделимый»), приоритетную задачу--исследовать целостность личности без разделения ее на сознательные и бессознательные компоненты. Во всех проявлениях личности ведущим процессом выступает реализация жизненной цели. Этот процесс начинается у ребенка уже в первые годы жизни (3 -- 5 лет), и на его основе постепенно складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связан с условиями ее семейного воспитания.
На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущей силы развития личности рассматривалось стремление к компенсации чувства неполноценности за счет достижения власти и могущества, или приписывания себе их атрибутов. В дальнейшем движущей силой был признан социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми ради достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, различных форм психопатологии.

Гуманистическая психология. Ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых и ценностных измерений человеческой природы. Получила название «третьей силы».
Гуманистическая психология -- это психология, «в первую очередь, сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей», на постижении конструктивных, созидательных проявлений человеческой психики, в чем и состоит ее научная специфика. В ее основе мы обнаруживаем отношение к личности как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. Многие положения, составившие базис гуманистической парадигмы, были сформулированы такими людьми как Данте, Петрарка, Джордано Бруно, Джамбаттиста Вико, Томас Мор, Мишель де Монтень.

гуманистическая психология подчеркивает уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании.

В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологическоческого анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Гуманкстическая психология выделяется как самостоятельное течение в начале 60-х. гг. ХХ в. Данное направление Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурарда, Дж.Бьюдженталя и др.
Основные положения гуманистической теории личности
1. Человек целостен и должен изучаться в целостности.
2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения,
3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире --главная психологическая реальность.
4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
5. Человек обладает потенцией к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
7.. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
На базе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Одновременно с гуманистической психологией развивалась близкая ей по духу экзистенциальная психология , фокусированная на проблемах смысла жизни, ответственности, выбора, одиночества, индивидуального способа бытия-в-мире (Л.Бинсвангер, В.Франкл, Р.Лэнг, И.Ялом и др,)

Трансперсональная психология . Трансперсональное -- это специфическая характеристика человеческого бытия, первоначально предложенная А.Маслоу для обозначения группы психологических феноменов, включающей высшие переживания, ценности, мотивы и стремления, которые имеют надындивидуальную природу и связаны с предельными духовными возможностями человека.
Эта исследовательская территория принадлежит так наз. трансперсональной психологии, претендующей на роль «четвертой силы» в психологической науке. Здесь совершается переход от изучения конкретной личности к постижению глубинной сущности человека. Один из основателей трансперсональной психологии Энтони Сутич определил ее как исследование предельных способностей и возможностей человеческой природы. Трансперсональная психология не ограничивается проблемами самоопределения и самоактуализации личности. Можно сказать, что трансперсональное измерение охватывает те аспекты индивидуального бытия, которые по своей природе являются надличностными и составляют особый духовный потенциал, реализующийся в предельных или пограничных состояниях и ситуациях. Т.е., для его реализации Субъекту необходимо выйти за рамки обыденного сознания и подойти к границам своего индивидуального существования, открывшись опыту более высокого порядка. В данном направлении широко используются такие понятия, как высшее Я, абсолютное сознание, холономный (целостный) модус сознания, трансценденция и др.
Трансперсональные теории тесно связаны с религиозными, мистическими и эзотерическими учениями Востока и Запада.
Наиболее авторитетным представителем трансперсональной психологии следует признать С.Грофа.

Перечисленные психологические течения ХХ века оказали существенное влияние на развитие психотерапевтической практики, выступив в качестве теоретико-методологических предпосылок различных направлений и подходов современной психотерапии:
* бихевиоризм -- поведенческая психотерапия;
*гештальт-психология -- гештальт-терапия;
* глубинная психология -- психоанализ;
* гуманистическая психология -- клиент-центрированная психотерапия;
* трансперсональная психология -- трансперсональная психотерапия.

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение трактовалось, как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса.

Бихевиористы ставили следующие задачи:

1) выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций; 2)изучить процесс их образования;

3)установить законы их комбинации, т.е. образования сложных форм поведения

ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis ) - направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З . Фрейдом в конце XIX - 1-й трети XX в.

П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов .Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление ).П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см. Ассоциациям ).

П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики).

учение о личности ,в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания.

Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я.

Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая ),а также сублимацию бессознательных влечений - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

По Фрейду, творчество человека - результат преобразования его энергии либидо .

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного,


ПСИХОИНТЕЗ - В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».

Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:

1. Глубокое познание своей личности.

2. Контроль над составными частями своей личности.

3. Постижение своего «Высшего Я» (см. модель) - выявление или создание объединяющего центра.

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Гештальт-психология. - возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее

У истоков данного направления стояли Вертхеймер, Коффка и Келлер.

Согласно теории гештальт-психологии, мир состоит из целостных сложноорганизованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое.

Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт.

Гештальт – означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.

Выделяют следующие законы гештальта:

1)тяготение частей к образованию симметричного целого;

2)выделение в поле восприятия фигуры и фона;

3)группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты;

4)принцип «прегнантности» (тенденция каждого психического феномена принять максимально определенную, отчетливую и завершенную форму).

Позднее понятие «гештальт» стало пониматься расширенно, как целостная структура, форма или организация чего-либо, а не только применительно к перцептивным процессам.

«Гештальт» представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения.

Гештальт-психология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом гештальт-психологии.

Трансперсональная психология - течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология - недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. 20 в. Трансперсональная психология - С. Гроф, Альберт хоффман ЛСД

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, признающее главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную структуру. Гуманистическая психология сконцентрирована на изучение здоровых и творческих людей, на изучении их психики. Отношение к личности рассматривается как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. В контексте гуманистической психологии подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Данное направление в психологии связано с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера и др.

Основные положения гуманистической теории личности:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

6. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Когнитивная психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии.

Главной задачей - изучение роли знания в поведении человека

Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Жан Пиаже, Анри Валлон, Брунер, Колберг. Жан Пиаже

Анри Валлон представлял развитие психики человека через его взаимодействие с внешней средой, с условиями существования

Психологическая теория деятельности
Деятельность - это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель - это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое - неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонть­ев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и лич­ность.

Уровни деятельности:

Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

4Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

Теория деятельности С.Л.Рубинштейна - (открывает принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма) утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма.

  • 9.Базисный учебный план и государственный образовательный стандарт
  • 10.Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы
  • 11.Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
  • 13. История педагогики и образования как область научного знания
  • 14. Закономерности и принципы обучения
  • 15. Педагогический процесс: понятие и основные функции
  • 16. Понятие о методах обучения и их классификация
  • 17. Традиционные и инновационные технологии обучения
  • 18. Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке
  • 19. Управление образовательными системами
  • 20. Дополнительное образование детей
  • 21. Стили и культура педагогического руководства
  • 22.Сущность и структура педагогической деятельности
  • 23.Развитие экологической культуры личности
  • 24. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • 25.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
  • Профессиональная я-концепция учителя
  • Профессиональное самосознание учителя
  • Раздел 2. Психология Примерные вопросы по психологии для гиа
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "психология"
  • Понятие о характере: определение, структура, акцентуации
  • 2.Этика практического психолога
  • 3. Предмет, объект, история и задачи психодиагностики
  • 4. Роль психологической службы в образовании
  • 5. Проблема периодизации психического развития
  • 7. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
  • 8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь
  • 11. Психология как наука: объект, предмет, методы исследования
  • 12. Становление и современное состояние отечественной психологии (основные психологические школы и направления).
  • 13.Проблема личности в психологии
  • 14. Теоретические основы, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.
  • 15. Психологическая характеристика младшего школьного возраста: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 16.Психологическая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, кризисы развития, новообразования.
  • 17. Психологические особенности подростка: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 18. Психология ранней юности: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 19. Психология общения: цели, средства, функции и виды.
  • 21. Проблема деятельности в психологии. Теория деятельности по л.С. Выготскому
  • 22. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности
  • 23. Конфликт: функции, структура, динамика развития и методы разрешения
  • 24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития
  • 25. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей
  • Раздел 3. Методика преподавания Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология начального образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология начального образования"
  • 1. Изобразительная деятельность младших школьников как составная часть эстетического воспитания
  • 2. Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе
  • 3. Научные основы методики обучения грамоте в начальной школе
  • 4. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • 5. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.
  • 6. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
  • 7.Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • 8.Организация изобразительной деятельности младших школьников во внеклассной работе
  • 9. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку
  • 10. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников
  • 11. Организация образовательного процесса в начальной школе
  • 12. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах
  • 14. Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • 15. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • I класс:
  • II класс:
  • III класс:
  • IV класс:
  • 16. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
  • 1. Слушание музыки.
  • 5 Импровизация.
  • 17. Место трудового обучения в начальной школе на современном этапе
  • 18. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром
  • 19. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • 20. История воспитания и начального образования в россии
  • 21. Методика обучения решению простых задач в начальной школе
  • Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
  • Задачи на разностное сравнение
  • 22. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
  • 23. Методика преподавания математики как учебный предмет.
  • 24. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
  • 25. Методика преподавания технологии в начальной школе.
  • Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология дошкольного образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология дошкольного образования"
  • Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая, общение
  • Характеристика активных методов обучения и техника их применения
  • Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью
  • Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
  • Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
  • Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников
  • Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции
  • Классификация игр, функции и структура разных видов игр
  • 2 Группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  • Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
  • Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
  • Среднее профессиональное образование и его место в системе непрерывного образования
  • Содержание среднего педагогического образования
  • Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни
  • Исходя из вышесказанного, можно выделить критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.
  • Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры
  • Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания
  • Проблема подготовки детей к обучению грамоте
  • Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
  • Подготовка преподавателя к учебному занятию
  • Технология педагогического требования, педагогической оценки.
  • Литература:
  • Абрамова г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 2008
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в.В. Столина. - м.: Изд-во мгу, 2009
  • Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, а.Г. Шмелева. - м.: Изд-во мгу, 2009.
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь

    Основные психологические теории:

    Структура личности по Фрейду (Психоаналитические теории личности);

    Теория сексуального развития 3. Фрейда;

    Защитные механизмы по Фрейду;

    Бихевиоризм;

    Поведенческая концепция Б. Скиннера;

    Типология поведения по Макгвайру;

    Когнитивные теории личности;

    Иерархия потребностей А. Маслоу;

    Самоактуализация личности;

    Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга;

    Трансперсональный подход к человеку Станислава Гроффа;

    Генетический подход Чампиона Тойча.

    К. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного и его первичного образования (архетипа). Он создал типологию личности, в основе которой положена направленность человека на себя (интроверты) или на объект (экстраверты).

    А. Адлер считал основой не природные инстинкты, а врожденное общественное чувство.

    Гуманистическая теория рассматривает личность как продукт жизнедеятельности в обществе, усвоения общественных форм поведения и развития человеческого опыта. Ядром личности является его самооценка и самоактуализация. Поведение человека объясняются наличием у него врожденных гуманистических, альтруистических потребностей. Творческая самореализация является основой становления личности.

    Отечественные теории личности. По С.Л. Рубинштейну личность имеет сложную многоуровневую структуру. Она внутренне детерминирована внешними обстоятельствами жизни. ПоВыготскому , основным двигателем развития личности является несоответствие или противоречие междуоперационально-техническими возможностями человека и развитием его мотивационно-потребностнойсферы.А.Н. Леонтьев центральное место в структуре личности отводил деятельности. Мотивационная сфера и «личностный» смысл являются основной внутренней характеристикой личности, определяющей отношение цели действия к мотиву.

    Защитные механизмы (по Фрейду).

    Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял семь защитных механизмов:

    Подавление желаний - удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

    Отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

    Рационализация - построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

    Инверсия - подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

    Проекция - приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи - обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";

    Изоляция - отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";

    Регрессия - возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

    Поведенческая концепция Б. Скиннера.

    Поведенческая концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

    В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном . Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

    Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

    На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название "последовательного наведения на нужную реакцию".

    Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения "проявления интереса". Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура - литература, живопись, эстрада - оказывается в его трактовке "хитроумно придуманными подкреплениями". Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге "По ту сторону свободы и достоинства" (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

    Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

    Теория деятельности. Теория деятельности связывается с именемЛ.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия и др. отечественных психологов. Основным постулатом данной теории является постулат о том, что «бытие, деятельность человека определяют его сознание».

    Деятельность человека состоит из нескольких неравновесных уровней:

    Уровень психофизиологических функций (низший уровень). Психофизиологические функции - физиологическое обеспечение психических процессов деятельности. Поскольку человек является биосоциальным существом, протекание психических процессов неотделимо от процессов физиологического уровня, обеспечивающих возможность осуществления психических процессов. Особенностью психофизиологических функций является то, что они достаются человеку «от природы». Психофизиологические функции включают способности к ощущению (сенсорные функции), к образованию и фиксации следов прошлых воздействий (мнемонические функции), двигательные способности (моторные функции) и т. д. Особую роль играют моторные функции, которые делятся на врожденные (основанные на безусловных рефлексах) и приобретенные (в основе лежат условные рефлексы);

    Уровень операций (уровень автоматических действий и навыков). Операции - способ выполнения действия. Для достижения одной и той же цели при различных (внутренних и внешних) условиях могут быть использованы различные операции. Цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. Особенность операций состоит в их малой осознанности.

    Уровень действий (ядро иерархического построения). Действие - основная единица анализа деятельности - процесс, направленный на выполнение цели, реализуемый во внешнем и внутреннем плане. При этом цель - это образ, который человек, выполняя определенную деятельность, постоянно держит у себя в сознании. Т. о., действие - это сознательное проявление активности человека, за исключением тех случаев, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта;

    Уровень особых видов деятельности (высший уровень; совокупность действий, которые вызываются одним мотивом). На этом уровне деятельность разворачивается в своей личностной проблематике, актуализируя проблемы индивидуального стиля и личностного смысла. Под личностным смыслом понимают переживание субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшиеся в поле действия ведущего мотива. При большой интенсивности ведущего мотива, увеличивается круг предметов, приобретающих личностный смысл. В некоторых случаях очень сильные мотивы способны придать смысл всей жизни человека. При утрате этого мотива жизнь и деятельность теряют смысл.

    План лекции:

    1. Система школ и направлений в психологии.
    2. Характеристика школ и направлений.
    3. Перспективы развития психологии.

    Основные понятия:

    психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.

    Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

    Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

    Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.

    Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

    Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

    Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

    Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

    Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа , а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология, К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез , Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической,

    и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

    Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

    Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией , так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

    Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

    Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

    Контрольные вопросы:

    1. Чем отличаются психологические школы и направления?
    2. Какие психологические школы и направления отвечают современным требованиям?
    3. Какую школу и направление вы бы выбрали как ведущую в настоящее время?
    4. Чем должна отличаться психология будущего?