Разница в возрасте супругов: большая, малая, идеальная...

Разница в возрасте супругов бывает большая, малая, идеальная... Или если Женщина старше мужчины, и намного... Или наоборот...

Сколько лет считается большой разницей в возрасте супругов? Пожалуй, большая разница в возрасте - это где-то 15, 16, 17, 25, 30, 40 лет разницы между днями рождений женщины и мужчины. Меньшие сроки - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 лет можно считать оптимальной, идеальной разницей в возрасте для отношений между партнерами, для брака.

Однако, любые границы тут условны, и трудно сказать с ходу, большая или оптимальная разница в возрасте пары, если женщина младше мужчины на 14 лет, но при этом умна, образованна, деловита и имеет железобетонную хватку. Тут важно учитывать не только биологический, но и психологический возраст супругов, их житейскую зрелость и меру ответственности за отношения с любимым человеком.

Жизнь такая разная, а все люди - абсолютно уникальные и не похожие друг на друга, поэтому никогда нельзя точно сказать, большая или маленькая, идеальная ли, оптимальная ли разница в возрасте именно для вот этого мужчины и вот этой женщины.

Идеальное соотношение разницы в возрасте супругов: Взгляд астрологов

Браки, в которых один из супругов старше существую столько же, сколько само человечество. Вполне понятно, что люди всегда стремились вычислить идеальное соотношение разницы в возрасте супругов. Так, например, китайцы вывели такую формулу: возраст мужа и жены суммируется и делится на пять - полученный результат и есть формула гармонии в семье, независимо от того, кто старше - муж или жена. А у казахов жену выбирали так, чтобы она была на 13 лет моложе и на 13 сантиметров ниже мужа.

Сегодня в России разница в возрасте супругов, как правило, невелика – обычно она не превышает 2 - 3 лет, причем жена моложе. Супружеские пары со значительным смещением возрастной разницы составляют около 6 %.

Психологи считают, что основа успешного брака - психологическая совместимость, а вот астрологи убеждены, что психологическая гармония определяется исключительно астрологическими факторами – как говорится, каждый кулик свое болото хвалит. Но если о психологических аспектах «неравного» брака написаны горы материалов, то о точке зрения астрологов «простым» смертным известно мало. Нужно ликвидировать этот пробел!

Почти все астрологи пользуются юпитерианским (Восточным) гороскопом с 12-тилетним циклом - именно таков период обращения Юпитера вокруг Солнца. Эта планета влияет на поведение человека в обществе, но семья - дело сугубо личное. А личную судьбу человека в большей степени определяет Сатурн, период обращения которого положен в основу 32-летнего зороастрийского календаря. Кстати, за «начало года» в этой системе принят день весеннего равноденствия - 22 марта.

Давайте рассмотрим различные варианты браков, пользуясь выкладками зороастрийского календаря. Не важно, кто из супругов старше - муж или жена, главное –сама разница в возрасте.

Разница в возрасте - один год

Замечательные отношения: взаимопомощь при решении повседневных проблем и совместном воспитании детей. Первый романтический порыв плавно переходит в товарищеские отношения, скрепленные общими заботами. Такие браки нередко длятся всю жизнь.

Два года

Брак для поэтов и романтиков: сначала - взаимное обольщение, затем - неожиданное охлаждение. Если этот брак не первый и не последний, то бояться нечего. На материальные ценности, правда, рассчитывать не приходится: сколько бы супруги ни зарабатывали, деньги в доме не держатся. Таким, например, был союз Маяковского и Лили Брик.

Супругов разделяют три года

Слишком много эмоций. Брак не распадется, если Вы выбрали в мужья флегматика - тогда разница во взглядах на жизнь не так заметна.

Муж старше или моложе жены на четыре года

Брак очень гармоничный: он сочетает в себе любовь и дружбу. В некоторых случаях союз со временем может развалиться, иногда по независящим от супругов причинам, но отношения остаются хорошими.

Между супругами 5 или 10 лет разницы

Отношения особенно хороши, если оба занимаются общим делом. Например, муж - режиссер, жена - актриса. Такой союз способствует взлету обоих.

Разница в 15 лет - случай особый. Старший помогает младшему сделать важный жизненный выбор, изменить стиль жизни, найти свое призвание. Именно так граф Шереметев помог артистическому и социальному становлению жены, бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой.

Разница в шесть лет аналогична трехлетней - такой брак хорош для настоящих бойцов. Талантливым людям такой союз тоже во благо. Вспомним первый брак писателя Куприна, жена которого не только помогала издавать его книги, но и третировала мужа: запирала дома и заставляла писать.

7 или 14 лет

Связь магическая, странная и очень сильная. Хотя партнеры не всегда искренни друг с другом, они не хотят расставаться. Небольшие семейные тайны только укрепляют этот брак.

Если Вас и возлюбленного разделяют восемь лет, то вам обоим необычайно повезло - брак обещает много счастливых лет. Любовь, полное понимание, взаимная забота, настоящее притяжение - можно только позавидовать. Яркий пример - союз двух выдающихся физиков Пьера Кюри и Марии Скпадовской-Кюри.

Девять лет разницы

Этой паре не позавидуешь. Брак похож на трех- или шестилетний. Если Вы любите острые ощущения и яркие чувства - смело вперед. Скучать точно не придется!

Одиннадцать лет

Драка переходит в объятия, как в прямом, так и переносном смысле. Смело играйте на семейной сцене, можно даже блефовать. Либо один из супругов переиграет другого, либо они разойдутся.

Двенадцать лет

Вы уже заметили, что браки с разницей в годах, кратной четырем - благоприятны, а трем - неудачны? Двенадцать кратно и четырем, и трем - тут и рай, и ад. Что будет в каждом конкретном случае - зависит от позиций мужа и жены: от того, насколько они готовы на взаимные уступки.

Разница в тринадцать лет

Удачный брак с акцентом на духовность. Здесь муж и жена - соратники, один из них (чаще всего муж) имеет высокую жизненную цель, а другой, любя его за это, поддерживает и помогает. Такой союз был у Пушкина с Натальей Гончаровой.

16 лет - апофеоз любви. Все хорошее, что было в «четырехлетнем» и «восьмилетнем» браках, но возведенное в квадрат. Как правило, люди женятся раз и навсегда. Жаль только, что из-за большой разницы в годах такие браки очень редки.

Помните, что звезды лишь предупреждают о возможных конфликтах, а не являются последней инстанцией. Отношения в браке зависят исключительно от партнеров. Главное - желание супругов находить общий язык и работать над собой. И, конечно, без любви никуда!

Разница в возрасте супругов: Для кого выгодена?

Результаты исследования показали, что женщины, вышедшие замуж за мужчин старше их на семь-девять лет, увеличивают риск смерти на 20%. При этом "отбор по здоровью" не работает: здоровые женщины вовсе не охотятся за более молодыми мужчинами.

Это означает, что женщинам не выгодно выходить замуж за мужчин младше себя, однако не ясно, почему это укорачивает ее жизнь.

"Одно из возможных объяснений состоит в том, что пары, где муж младше жены, нарушают социальные нормы, и подвергаются давлению общества", - сказал Дрефаль. По его словам, те, кто замужем за мужчинами младше себя, возможно, нарушают принятые в обществе нормы, такие пары могут рассматриваться как аутсайдеры и получать меньше социальной поддержки. Это, в свою очередь, может привести к большему количеству стрессов, снижению качества жизни и, в конечном счете, росту смертности.

Хотя это исследование показало связанные с замужеством проблемы, однако это не означает, что брак вообще невыгоден. Многочисленные исследования показали, что брак увеличивает продолжительность жизни и у мужчин, и у женщин.

Любительницам большого количества детей в семьях непременно стоит обращать внимание на разницу лет между собой и избранником, ибо исследователями было выяснено, что желаемым числом наследников легче всего обзавестись, когда либо мужчина старше партнерши на шесть лет, либо женщина старше возлюбленного на четыре года.

Для исследования ученые привлекли к делу информацию из Шведского Национального Реестра за последние 55 лет. Благодаря ней учитывались не только количество детей в семье, но и возраст родителей. Помимо этого авторами работы принимались во внимание данные о мужчинах и женщинах, не менявших партнера между рождением первого и последнего ребенка. Всё это позволило вычислить разницу в возрасте между партнерами.

Оказалось, что пары, имеющие оптимальную разницу в возрасте, в среднем заводили 2,2 ребенка, а пары ровесников – 2,1 ребенка. Разница на первый взгляд незначительна, но только не с точки зрения эволюции. К тому же, она, по словам ученых, слишком устойчива, для того чтобы оказаться случайностью.

Зависимость риска смерти от разницы в возрасте между супругами

Также предполагалось, что более младший супруг или супруга оказывает положительный психологический и социальный эффект на старшего партнера, лучше заботится о нем, продлевая таким образом его жизнь.

"Эти теории теперь должны быть пересмотрены. Похоже, что причины разницы в смертности из-за разрыва в возрасте между супругами остаются неясными", - говорит Дрефаль.

Используя данные о 2 миллионах датских супружеских пар, Дрефаль и его коллеги показали, что наилучший выбор для женщины - выходить замуж за ровесника. Брак с более старым мужчиной сокращает жизнь женщины, однако муж младше ее сокращает продолжительность жизни еще сильнее.

Любовь не умирает никогда

Ученые решили оценить силу чувств супругов «со стажем» и узнать, сохраняются ли чувства спустя 20 и более лет совместной жизни либо их действительно заменяет привычка. Оказывается, любовь никуда не девается!

Сотрудники Rutgers University провели исследования мозговой деятельности 17 мужчин и женщин, которые прожили в браке 21 год. Они выявили те же процессы, которые зафиксированы у молодых людей, которые встречаются не более года.

Лишь при взгляде на своих супругов у испытуемых фиксировался прилив крови в ту часть коры головного мозга, где пучок нейронов образует центр удовольствия. Происходил также выброс допамина, вызывающего эйфорию и определяющего способность человека наслаждаться жизнью.

Выходит, с годами любовь не умирает. Благодаря идентичной мозговой реакции у молодежи и людей старшего возраста ученые пришли к выводу, что долгая совместная жизнь не приводит к ослаблению чувств.

Прекрасного настроения и счастливой семейной жизни!

Источники:

Журнал для женщин MyJane.ru

РИА Новости

«Я−концепция»–это социально-психологическая схема личности. Теория «Я−концепции» опирается на положения феномено­логического подхода, гуманистической психологии, символического интеракционизма, психоанализа. «Я−концепция»–это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально−оценочными компонентами этих представлений. «Я–концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно−регуляторную функцию в поведении личности».

Данный термин впервые появился в книге американского психолога У. Джемса «Принципы психологии». Это время, когда развивалось учение о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. У. Джемс ввёл данный термин и занимался разработкой «Я–концепции». Так, по Джемсу, личность представляет собой глобальное «Я» и состоит из эмпирического объекта и субъективного оценивающего этот объект сознания. В том числе Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя: Самооценка = Успехи/Притязания.

Структура «Я–концепции». «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· духовное «Я»;

· материальное «Я»;

· социальное «Я»;

· телесное «Я».

Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми.

«Я–концепция» имеет следующие составляющие:



§ Когнитивная–это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя. В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.

§ Оценочная−данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

§ Поведенческая–данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» «Я−концепцию».

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека .

Современные представления о «Я–концепции» в психологической науке. Понятие «Я−концепция» нашло своё развитие в феноменологической, гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс] , которая была устремлена к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. «Я–концепция» стала связующим принципом в гуманистической психологии, интерпретирующим поведение личности на языке феноменологических категорий. «Я–концепция в гуманистической психологии также понимается как субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида. Можно выделить следующие положения теории «Я–концепции» в рамках феноменологического подхода:

1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологическая реальность индивида–продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.

2. «Я–концепция» является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я–концепция» дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность представлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.

4. «Я–концепции» регулирует поведение.

5. «Я–концепция» обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.

6. Формирование «Я–концепции» протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я–концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я–концепции»–это одно из главных мотивационных побуждений личности.

В результате развития теории «Я–концепции» появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер «Я–концепции» .

Из отечественных психологов проблемой «Я–концепции» занимались такие представители ученого мира как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.

В отечественной психологии в структуре «Я–концепции» выделяют следующие компоненты:

Когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;

Эмоциональный, отражающий отношение к себе;

Оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.

«Я–концепцию» можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Разрешение проблемы «Я–концепции» прежде всего сводится к выявлению ее отличий и взаимосвязей с понятием «Я», «личность», «сознание». Анализ исследований, проведенных А.В.Иващенко и В.С.Агаповым, показал, что в отечественной психологии выделяют экзистенциональный, субъект–объектный, смыслодинамитеский и этический аспекты изучения категории «Я». В отечественной психологии изучается в большей степени экзистенциональное «Я», содержание которого раскрывается как: 1) ощущение себя субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия; 2) способ переживания человеком своей личности; 3) переживание себя субъектом собственной жизни; 4) объект внешних воздействий; 5) субъектно−деятельностное проявление, которому соответствует саморегуляция и самоконтроль.

По мнению С.Л. Рубинштейна, существование человека предполагает его деятельностное, познавательное и созерцательное отношение к миру. По мнению А.В. Брушлинского, «Я» выражает субъективную сторону личности, творческую природу субъекта с одной стороны, с другой «Я» становится объектом полицентрической реальности: объектом самопознания на различных уровнях: в системах «Я и другой», «Я и Я»; то есть соотнесения себя с другими и себя самим собой. Как особое образование «Я−концепция» - это, во-первых, структура, обладающая механизмами «встроенными» в личностную систему, во-вторых, свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. В структуре личности «Я−концепция» осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно−деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категорально-ценностный духовный статус самой «Я–концепции» [С.Л.Рубинштейн].

«Я–концепция» выполняет следующие функции:

1. Содействие согласованности внутреннего мира личности. Перед личностью стоит задача не только достичь гармонии с окружающим миром, но и добиться самосогласования. «Я–концепция» обеспечивает относительную стабильность внутреннего мира человека (переживаний, идеалов, жизненных планов, намерений) и поведения, несмотря на постоянные изменения и проблемы в окружающем мире.

2. Определение характера интерпретации опыта «Я–концепция» является своеобразной «призмой», сквозь которую преломляется вся информация, происходит ее «сортировка» на важнейшую, менее значимое и вовсе в безразличную для конкретной личности. «Я–концепция» действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, обеспечивает ее переосмысление согласно представлениям человека.

3. Источники ожиданий. У человека возникают определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти во время развития конкретной ситуации. Например, уверенные в собственной значимости люди ожидают, что другие будут воспринимать их так же. Те кто сомневается в своей ценности, заранее уверены в негативном отношении к себе со стороны других, и поэтому они начинают избегать любых социальных контактов. Основой зависимости между ожидан6иями и поведением, по мнению английского психолога Роберта Бернса, является механизм самореализующего пророчествамеханизм развития событий своей жизни, реализации планов. На этапе ранней взрослости самопророчество формируется на основе собственного опыта, приобретенных знаний, созданных под влиянием оценок, значимых других установок восприятия. Личность вначале самоактуализации часто использует пророчества значимых других для определения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Иногда эти пророчества интериоризуются в самопророчества.

4. Самоопределение личности по стратегии жизни и поведения. «Я–концепция» позволяет личности локализовать себя в физическом и психологическом времени. Она является основой определения главной цели жизни, выбору стратегии жизнедеятельности, личностной установки по определенному поведению (например, творить добро, любить или творить зло, ненавидеть их)

5. Обеспечение саморегулирования. «Я–концепция» является основным фактором саморегулирования жизнедеятельности, становления личности, ее развития и саморазвития. Она обеспечивает осознание собственных наклонностей, выбор деятельности, формирование индивидуального стиля жизни, приближение к своей сути личностного идеала. Любые поступки человека во многом обусловлены его «Я–концепцией».

Итак, «Я–концепция» позволяет утвердить самопознании личности, чувство определенности в социальном и материальном мире, сфере морали и духовности, идентифицироваться с конкретным окружением, достигнуть приемлемого самоотождествления. Она определяет, как человек будет действовать в конкретной ситуации, как интерпретировать свои действия и поступки других, чего ожидать от близкого и отдаленного человека .

Я-концепция , согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.

Составляющие Я-концепции

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).

ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).