В настоящее время вопрос об улучшении качества образования все чаще ставится как вопрос о «смене качества образования» или о «новом качестве образования».

Понимая качество образования как соотношение между запросом и степенью его удовлетворения, мы должны учитывать, что по-своему формируют запрос к системе образования индивид, общество и, наконец, государство. При этом заказ касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и поведенческих моделей, но не требований к конкретным знаниям как к «скоропортящемуся продукту». На сегодняшний день заказ государства сформулирован в федеральных государственных требованиях. Практика работы детских садов показывает, что происходит дисбаланс образовательной нагрузки в сторону интеллектуального развития: познавательное развитие составляет – 47 %, художественно-эстетическое 20-40 %, физическое – 19-20 %, социально-личностное 0 – 13 %. Программа «Детство», по которой работает наше дошкольное учреждение содержит раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений». Который в свою очередь делится на подразделы «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе». Вышеизложенное содержание является на наш взгляд основой для реализации образовательных областей «Социализация» и «Коммуникация», целями которых является – освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Умственное развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Социализация: процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

Трудовых навыков;

Знаний;

Норм, ценностей, традиций, правил;

Социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Исходя из вышесказанного, я определила тему работы: «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
  • Учить ребенка выражать свою любовь к близким.
  • Помогать ребенку определять эмоциональное состояние.
  • Вырабатывать у дошкольника положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

Образовательный результат: можно отнести способности ребенка:

1. Контролировать свое поведение;

2. Сформулировать свой интерес, предпочтения;

3. Высказывать свое отношение;

4. Комментировать свои действия;

5. Выполнять простые правила;

6. Договариваться о правилах;

7. Устанавливать контакты;

8. Поддерживать разговор;

9. Использовать элементарные нормы общения;

10. Сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Форма проведения: игровые тренинги

Диагностические методики:

  • «Социометрия» (Репина)
  • Рисуночные тесты «Моя семья», «Моя группа д/с», «Мой воспитатель»
  • Анкета для воспитателя: «Оценка социально-эмоционального развития дошкольника».

Игровые тренинги походят один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста. Тренинги строятся в доступной и интересной форме.

Для этого я использую:

  • Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие навыков общения);
  • Рассматривание рисунков и фотографий;
  • Чтение художественных произведений;
  • Сочинение историй;
  • Беседы;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний(н/р: игры-релаксации: «Солнечный зайчик», «Полянка», «Волны» и т.д.);
  • Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

По итогам каждого тренинга для родителей вывешивается информация о конкретном занятии, рекомендации по закреплению пройденного материала.

По результатам работы, у дошкольников повышается осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения агрессивности и других негативных проявлений, трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Обучение приемам саморегуляции своих эмоциональных состояний позволяет уходить из под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость

Эффективность работы по формированию социальной компетентности дошкольника возрастает во много раз, если семья и педагоги работают в тесном контакте. С этой целью организуются групповые и индивидуальные консультации для родителей, анкетирование с целью изучения запросов и проблем волнующих семьи наших воспитанников. Тематические стенды (например: «Наказание и поощрение»). Тренинги для родителей (например: «Учим ребенка понимать и выражать свои чувства»). Также на группах родителям предлагается ознакомится с брошюрами: «Агрессивный ребенок», «Самооценка ребенка». Интересно и живо проходят занятия в «Клубе успешного родителя».

Модернизация образования требует, конечно, изменения самого педагога, готового достигать социальных, информационных компетенций. Одним из направлений моей деятельности является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. В течении года проводятся занятия в психолого – педагогической мастерской: «Социально – эмоциональное развитие дошкольников». Консультации, тренинговые игры на развитие коммуникации, игры – релаксации на снятие психоэмоционального напряжения. Мною разработана игротека по следующим темам: на сближение детей друг с другом и педагогами; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.

Создание благоприятных условий для формирования социальной компетентности у старших дошкольников приводит к положительным результатам.

Результаты проведённой работы:

По итогам года, на основе полученных диагностических данных, можно сделать вывод, о положительной динамике развития межличностных отношений у старших дошкольников.

Информационная часть

Информационная карта

Наименование проекта

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность и социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на развитие эмоционально-личностной сферы детей, создание в ДОУ системы работы по социально-личностному направлению. Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы эмоционально-личностного развития вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Нередко в группах детского сада вопросы поведения и эмоциональной нестабильности воспитанников выходят на первый план. Даже опытные педагоги не знают как вести себя с ребенком в той или иной ситуации, как поступить правильно, чтобы каждому в коллективе детей было уютно и комфортно. Для меня как педагога-психолога было важно показать детям разнообразие ощущений, эмоций и чувств, которые может испытывать человек в своей жизни, уметь видеть, ценить, принимать себя таким, какой ты есть, научить правильно вести себя в различных моментах жизни, помочь педагогам в создании системы работы с детьми и родителями по социально-личностному развитию.

Цели и задачи проекта Цель проекта: разработка методов и приёмов игровой коррекции поведения и эмоций дошкольников, способствующих их позитивной социализации в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. создание в ДОУ предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  2. создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
  3. совершенствование стиля общения педагога с детьми;
  4. профилактика и игровая коррекция имеющихся у детей проблем поведения и эмоциональной нестабильности.

Краткая аннотация содержания проекта Данный проект на доступном уровне поможет детям в сложном процессе вхождения в мир, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.

Наш педагогический коллектив работает по основной образовательной программе ДОУ, разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с требованиями ФГОС, один из разделов которой посвящён миру социальных отношений дошкольников и называется «Социально-коммуникативное развитие» . В связи с этим в 2000 году началось внедрение в практику работы ДОУ программы развития навыков общения у детей 3-6 лет «Азбука общения» Л.М. Шипицыной.

Используя эту программу, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида.

Материально-техническая база:

  • музыкальный зал
  • тренажерный зал
  • центры социально-эмоционального развития в группах (ЦСЭР)
  • атрибуты для коммуникативных игр
  • методическая литература
  • наглядный материал
  • картотеки коммуникативных и развивающих игр
  • ИКТ (музыкальный центр, компьютер) .

Проект не предполагает материальных затрат, кроме изготовления атрибутов и дидактического материала для ЦСЭР своими руками и помощью родителей

Актуальность проекта

"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности".

В.А. Сухомлинский

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождение его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств зрелой личности. Необходимость разработки аспектов формирования основ социального поведения детей дошкольного возраста и содействие социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я» , эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.) . К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики и психологии единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка, должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра-жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным под-чинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Усова А.П., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Флерина Е.А. и многие другие.

Большинство педагогов достаточно ясно осознают новые общественные тенденции и проявляют живой интерес к современным образовательным программам и технологиям. Однако эти направления развития ребенка все еще относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. В том числе совсем немного публикаций и практических работ по исследованию влияния игры на формирование основ социального поведения и развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Это определяет актуальность и новизну моего проекта. Игры на коррекцию поведения и эмоций актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а так же в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Мой проект направлен на привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу социального развития детей, коррекции их поведения и эмоциональной сферы в игре. возникновению у воспитанников интереса к самому себе и окружающим их людям. Участие в проекте убеждает детей в том, что они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение и игру является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. Проект подразумевает единение детей, педагогов и родителей, поэтому они должны стать полноправными его участниками.

Сбор и анализ информации по избранной проблеме

Тип проекта: информационный, игровой.

По продолжительности: долгосрочный.

По характеру контактов: внутрисадовый.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта: дети подготовительных и старших групп, педагог-психолог, педагоги, заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, родители.

Проблема.

В нашем детском саду с 2000 г. я как педагог-психолог уделяла внимание работе с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами в поведении и эмоциональной сфере. По результатам наблюдения за детьми в группах и диагностики стало ясно, что формирование у детей способов бесконфликтного общения является очень важным аспектом воспитания детей в коллективе сверстников. В ходе наблюдений за дошкольниками я отметила их неумение понимать самого себя и регулировать свое эмоциональное состояние, договариваться со сверстниками, приходить к общему решению, учитывать мнение партнера. Кроме этого я поняла, что не все педагоги групп знакомы на достаточном уровне с теоретическими и практическими основами социально-эмоционального развития детей; родители не всегда могут помочь своему ребенку благополучно выйти из эмоционально-конфликтной ситуации, преодолеть страхи, тревожность, агрессию и т.д.

Именно поэтому я решила обратиться к данной теме: «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры» .

Гипотеза.

Я считаю, что знание и активное использование детьми игр на коррекцию поведения и эмоций, на общение приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой дети приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию их личности и подготовки к дальнейшей жизни; педагоги и родители приобретут необходимые навыки общения с детьми старшего дошкольного возраста, повысят свой уровень психологических знаний и научатся понимать «маленьких людей» .

«Счастье - это когда тебя понимают, любят и принимают таким как ты есть» , а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.

Цель проекта: разработка методов и приёмов игровой коррекции поведения и эмоций дошкольников, способствующих их позитивной социализации в ДОУ.

Задачи проекта:

  1. Создание в ДОУ предметно-развивающей среды для социального развития детей;
  2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
  3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми;
  4. Профилактика и игровая коррекция имеющихся у детей проблем поведения и эмоциональной нестабильности.

Ожидаемые результаты проекта.

Прогнозируемый результат:

У дошкольников формируется:

  1. Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.
  2. Способность к произвольной регуляции своей деятельности, гибкость поведения, способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, умение управлять своими эмоциями.
  3. Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми:
  • видеть сверстника, чувствовать своё единство с ним;
  • согласовывать своё поведение с поведением других детей;
  • видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей;
  • помогать сверстнику в процессе совместной деятельности, делиться с ним;
  • свободно выражать своё эмоциональное состояние, чувства в коммуникативной сфере

У педагогов повышается:

  • уровень профессиональной компетентности по социально-личностному развитию воспитанников, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов игровой деятельности для коррекции поведения и эмоциональной сферы дошкольников

У родителей повышается:

  • образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями) .

Продукты реализации проекта:

  1. Разработка тематических бесед и консультаций по теме «Коммуникативные игры с детьми и взрослыми» ;
  2. Составление картотеки коммуникативных игр.
  3. Оформление альбома «Я и мое имя» .
  4. Создание в группах портфолио дошкольников.
  5. Создание в группах ЦСЭР в соответствии с ФГОС.
  6. Итоговое занятие «Тропинка к своему Я»

Оценка результатов проекта

По окончании работы над проектом педагог-психолог, педагоги групп повысили профессиональную компетентность в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста; все участники проекта стали активно использовать составленную мной систему игр по коррекции поведения и эмоций дошкольников на практике; дети старшего дошкольного возраста овладели на достаточно высоком уровне навыками бесконфликтных форм общения, т.е. конфликтов в группе между детьми стало меньше, поведение воспитанников стало более гибким и эмоционально отзывчивым.

Заключение и выводы

Обучая навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми игры на коррекцию поведения и эмоций вырабатывают у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. По моим наблюдениям детям было интересно участвовать в проекте, им это понравилось и было необходимо, а значит моя работа не прошла даром. Мы вместе с педагогами, детьми, родителями попытались с помощью увлекательных игр помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений и стать эмоционально отзывчивее и добрее.

Дети, как маленькие росточки, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором каждый должен найти свое место, то есть считаю, что мой проект должен быть полезен всем по своему: и детям, и педагогам, и родителям.

В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей старшего дошкольного возраста.

Результатом практической части является создание альбома «Я и мое имя» , портфолио дошкольников, а также картотек коммуникативных игр, проведение развлечений и итогового занятия «Тропинка к своему Я» ; создание ЦСЭР в группах, в которых дети могут поиграть в разные игры, расслабиться, снять агрессию, просто отдохнуть.

Итак, работа по социально-личностному развитию в нашем ДОУ и в частности игры на коррекцию поведения и эмоций в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования социально адаптированной, гармонически развитой личности.

Литература.

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
  2. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 168с.
  3. Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.
  4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  5. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999. №10. - С. 29-
  6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) - СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.

Татьяна Бодякшина
Развитие социально-коммуникативных компетенций ребёнка дошкольного возраста.

Социально-коммуникативные компетенции включают в себя 2 направления понятий : социализация и коммуникация . Социальная компетентность ребенка представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях . Ребенок усваивает нормы поведения, нормы морали, ценности и ориентиры, которые приняты в данном обществе. В младшем дошкольном возрасте социализация происходит постепенно, сначала ребенок адаптируется к обществу, в котором он пребывает, затем начинает усваивать новые знания путем подражания педагогу. Постепенно у ребенка формируются знания и умения, вырабатывается манера поведения в соответствии с местом и ситуацией.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый) . Чтобы они были результативными, и ребенок мог качественно овладеть коммуникативными навыками он должен усвоить следующие умения :

Уровневая модель коммуникативного развития ребенка .

(по Е. В. Рыбак)

Уровень Внешние проявления Усвоение норм, правил общения Взаимодействие, сотрудничество со взрослыми и сверстниками Отношение к окружающим

IV – высокий Живой интерес, выдержка, спокойствие, богатство эмоций Творчество, самостоятельность, разумная исполнительность Активность, сотворчество, доверие, понимание, согласие, взаимоконтроль Гуманное; чуткость, великодушие, преданность, любовь, уважение

III –выше среднего Интерес, активность, положительные эмоции, спокойствие Сдержанность, вежливость, исполнительность, самоконтроль Сотрудничество, стремление помочь, активность, способность считаться с чужим мнением Терпимость, заботливость, уважительность, внимательсноть

II – средний Равнодушие, пассивность, безучастность, слабость, вялость эмоций, фамильярность Исполнительность (формально под контролем, знание, но не выполнение, бескомпромиссность , авторитарность Пассивность, выполнение поручения по требованию; нейтральность по отношению к другим, автоматизм, безынициативность Отсутствие интереса, невнимательность, равнодушие, скрытность, формализм

I – низкий Грубость, неуважительность, отрицательные эмоции, импульсивность, кривляние, бурные реакции, чрезмерная

активность (пассивность, крикливость Недостаток знаний; неспособность к соблюдению правил и норм поведения; вызов, бесконтрольность Эгоизм, неспособность считаться с чужим мнением, конфликтность (драчливость) Открытый – скрытый негативизм, обман, подозрительность, заискивание и ложная стыдливость

Эффективность приобщения ребенка к социальному миру зависит от тех средств, которые использует педагог. Важно подобрать и отразить в педагогическом процессе те явления и события, которые будут понятны ребенку, смогут затронуть его за «живое» . Познание предметов и явлений окружающего мира происходит через общение с педагогом. Воспитатель рассказывает, показывает и объясняет – ребенок перенимает стиль поведения и социальный опыт . Следует включать в жизнь ребенка художественную литературу различных жанров : сказки, стихи, рассказы. Например, петушки распетушились, но подраться не решились. Если много петушиться, можно перышек лишиться. Если перышек лишиться, нечем будет петушиться.

Большое значение имеют игры и упражнения, способствующие развитию сферы общения ребенка, в которых решаются следующие задачи :

1. Преодоление защитных барьеров, сплочение группы.

2. Развитие социальной наблюдательности , умения дать позитивную оценку сверстнику.

3. Развитие навыков группового взаимодействия, умения договариваться и находить компромисс .

Таким образом, развитие коммуникативных навыков будет способствовать умению ребенка общаться, правильно вести себя в обществе, устанавливать доброжелательные связи между сверстниками, что приведет к качественному развитию социально-коммуникативной компетенции дошкольника .

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» Методическая разработка «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста» Ввести ребёнка в мир.

Брейн-ринг для педагогов «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» Брейн – ринг для воспитателей на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста». Цель мероприятия: повышение уровня.

Игры на развитие социально-коммуникативных качеств у детей 5–6 лет Игры на развитие социально-коммуникативных качеств у детей 5-6 лет. Содержание: 1. «Зоопарк» 2. «Живая картина» 3. «Кинолента» 4. «Коробка.

Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144 города Иркутска. Рабочая программа.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования В настоящее время происходит пересмотр основных принципов дошкольного образования. Дети стремятся к познанию окружающей их действительности,.

Глава I. Теоретическое исследование предпосылок взаимосвязи эмоциональной компетентности детей и родителей

· История развития понятия эмоционального интеллекта

· Модели эмоционального интеллекта

· Уровни сформированности эмоционального интеллекта

· Основные принципы развития эмоционального интеллекта

§ 2. Развитие эмпатии в дошкольном возрасте

· Определение понятия «эмпатия» и её виды

· Развитие эмпатии

· Анализ психического содержания кризиса 7 лет в теории развития Л.С. Выготского

§ 3. Детско-родительские отношения, как фактор успешного развития ребенка

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональной компетентности родителей и детей дошкольного возраста

§ 1. Цели, задачи, методика и методы исследования

§ 2. Описание методик

§ 3. Анализ и обсуждение полученных результатов

§ 4. Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».

В отечественной психологии накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования личности (Г.М. Бреслав, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Я.З. Неверович, А.Г. Рузская, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.).

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

Эмоциональную компетентность мы понимаем, как возможность использовать эмоциональные знания и умения в соответствии с требованиями и нормами общества для достижения поставленных целей.

Развитию эмоциональной компетентности способствуют такие отношения в семье, когда родители внимательны к личной жизни детей, когда ребенка выслушивают и помогают ему разобраться в своих эмоциях и чувствах, когда поощряют и разделяют интересы ребенка, считаются с его мнением. Не способствует ее развитию напряженный эмоциональный фон в семье, раздражительность, недовольство матери, ее нежелание общаться с ребенком. Высокая эмоциональная компетентность помогает находить выход из сложных ситуаций. При ее снижении возрастает уровень агрессивности ребенка. Чем меньше тревога и фрустрированность ребенка, тем уровень его эмоциональной компетентности выше. На формирование эмоциональной компетентности влияет развитие таких личностных свойств ребенка, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, ощущение внутреннего благополучия, высокая оценка своей эмпатии. На развитие этих качеств, прежде всего, влияет общая семейная атмосфера, отношения ребенка с родителями. Эмоциональную компетентность можно развить, если в семье обсуждаются проявления чувств и последствия поступков ребенка для других людей, причины эмоциональных ситуаций, делаются попытки рассмотреть ситуацию со стороны другого человека.

Таким образом, актуальность исследования определяется, во-первых, усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, во-вторых, недостаточной разработанностью проблемы в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, и, в-третьих, состоянием вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии, как общечеловеческой ценности.

Цель исследования: изучение эмоционально-психологических особенностей дошкольников в взаимосвязи от уровня эмоциональной компетентности их родителей.

Задачи исследования:

Изучение и анализ литературы по теме исследования;

Изучение эмоциональной компетентности родителей;

Изучение уровня эмпатии родителей;

Изучение детско-родительских отношений;

Изучение фрустрации детей дошкольного возраста;

Изучение уровня самооценки детей;

Изучение уровня творческого развития дошкольников;

Изучение эмоциональной восприимчивости детей дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоциональная компетентность родителей и детей дошкольного возраста

Предмет исследования: взаимосвязь эмоциональной компетентности родителей с эмоционально-поведенческими особенностями детей дошкольного возраста.

Общая гипотеза: эмоционально компетентные родители способствуют более благоприятному эмоционально-психическому развитию ребенка.

Частная гипотеза:

1. Высокий уровень эмоциональной компетентности родителей коррелирует с более психологической зрелостью ребенка в ситуации фрустрации.

2. Эмоциональная компетентность родителей взаимосвязана с более адекватной самооценкой и уровнем притязания их детей.

3. Наиболее высокий уровень развития творческого воображения и эмпатии проявляют дошкольники, имеющие родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности.

В качестве психодиагностического инструментария использовались следующие методы:

Метод анализа литературы по теме исследования;

Методы психодиагностики (тестирование)

Методы математико-статистического анализа полученных данных:


Глава I. Теоретический исследование предпосылок взаимосвязи эмоциональной компетентности детей и родителей

§ 1. Понятие и структура эмоциональной компетентности

История развития понятия эмоционального интеллекта

Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» вышла только в 1995 году.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence) - психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером, которые описывали эмоциональный интеллект как разновидность социального интеллекта, затрагивающую способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства. Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение возможностей развития существенных составляющих эмоционального интеллекта и изучение их значения. К примеру, они обнаружили, что в группе людей, которые просматривают неприятный фильм, быстрее приходят в себя те, кто способен легко распознавать эмоции других (1995 г.). В другом примере люди, которые легко распознавали эмоции других, лучше приспосабливались к изменениям в окружающей среде и строили поддерживающую их систему социальных отношений.

Саловей и Майер положили начало исследовательской деятельности, направленной на изучение особенностей эмоционального интеллекта, широкое же распространение понятие «эмоциональный интеллект» получило благодаря работам Дэниэла Гоулмена и Манфреда Ка де Ври.

В начале девяностых Дэниэл Гоулмен ознакомился с работой Саловея и Майера, что, в конечном счёте, привело к созданию книги «Эмоциональный интеллект». Гоулмен писал научные статьи для «Нью Йорк Таймс», его раздел был посвящен исследованиям поведения и мозга. Он выучился на психолога в Гарварде, где работал, среди прочих, с Дэвидом МакКлеландом. МакКлеланд в 1973 году был в группе исследователей, которые занимались проблемой следующего содержания: почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни.

IQ не очень хорошо предсказывает качество выполнения работы. Хантер и Хантер в 1984 предположили, что между различными тестами IQ расхождение составляет порядка 25%.

Уэшлер предположил, что не интеллектуальные способности являются неотъемлемой составляющей способности быть успешным в жизни. Уэшлер не был единственным исследователем, который предполагал, что не-когнитивные аспекты IQ важны для адаптации и успеха.

Роберт Торндайк писал о социальном интеллекте в конце 30-х гг. К сожалению работы «пионеров» в этой области были главным образом забыты или просмотрены вплоть до 1983 года, когда Говард Гарднер начал писать о мультипликативном интеллекте. Он предположил, что внутриличностный и межличностный интеллект столько же важны, как и IQ, измеряемый с помощью IQ-тестов.

Примером исследования ограничений IQ может служить 40-летнее лонгитюдное исследование 450 мальчиков из Соммервиля (Масачусес). Две трети мальчиков были из благополучных семей, у одной трети интеллект был ниже 90. Однако IQ мало повлиял на качество выполнения ими работы. Наибольшие отличия были между теми людьми, которые в детстве хорошо справлялись с чувством неудовлетворённости, могли контролировать эмоции и обходиться без других людей.

Не следует забывать, что когнитивные и не когнитивные способности тесно взаимосвязаны. Существуют исследования, предполагающие, что эмоциональные и социальные навыки помогают развить когнитивные. Примером такого исследования может служить исследование Шода, Мишеля и Пика (1990 г.), когда ребенку предлагалось либо съесть один кусочек мармелада, либо два в том случае, если он дождётся исследователя. Много лет спустя тестирование этих людей показало лучшее развитие наряду с эмоциональными и когнитивных способностей у тех, кто в детстве оказался способен дождаться исследователя.

Мартин Селиман (1995 г.) ввёл понятие «научный оптимизм» (learned optimism). Он говорил о том, что оптимисты имеют тенденцию делать особенные, временные, внешние предположения о причинах того или иного события (удачи или неудачи), когда пессимисты склонны делать глобальные, постоянные, внутренние приписывания причин. Исследования Селимана показали, что начинающие менеджеры по продажам, настроенные оптимистично более эффективны (в процентном соотношении их доход на 37% выше, чем у «пессимистов»). Практическая ценность эмоционального интеллекта тесно связана с областью, благодаря которой понятие получило широкое распространение – речь идет о теории лидерства. Однако нам эмоциональный интеллект может быть полезен и в рамках психотерапевтической практики.

Модели эмоционального интеллекта

На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет.

Понятие «Эмоциональный интеллект» тесно связан с такими понятиями, как эмпатия и алекситимия.

Одна из основных функций эмоционального интеллекта – защита от стрессов и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Выделяются четыре главных составляющих EQ: - самосознание - самоконтроль - эмпатия - навыки отношений.

Понятие эмоционального интеллекта в его популистической ипостаси часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Выше приведены четыре компоненты эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман выделяет на ряду с ними еще и пятую: мотивация.

Изучение особенностей структуры эмоционального интеллекта, началось сравнительно недавно и не в нашей стране, поэтому русскоязычных материалов по теме сравнительно немного.

В различных источниках английское emotional intelligence переводится неодинаково.

Использование такого варианта перевода как «эмоциональный интеллект» связывает EQ (emotionality quotient) с IQ. Естественным образом возникает вопрос, насколько обоснованно использование именно этого термина с учётом того, что речь идёт об эмоциях. Чтобы оценить терминологическую точность, необходимо иметь представление о том, какое смысловое содержание вкладывается в слова «эмоциональный интеллект» (это умение человека понимать и выражать свои чувства, а также понимать и вызывать чувства других людей). Эмоции как проявления душевной жизни сами по себе с интеллектом связывать весьма рискованно, а вот управление эмоциями на сознательном уровне - деятельность, которая вполне может быть отнесена к интеллектуальной.

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, «компьютерообразным» моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план .

Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части:

1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);

2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;

3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;

4) способность управлять эмоциями.

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».

В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд» с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях). Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды. В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психолог д-р Реувен Бар-Он, израильтянин американского происхождения, начал свою работу в этой области.

Ревен Бар-Он предлагает похожую модель. Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности. Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».

Модель способностей

Эмоциональный интеллект - по определеню Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо, группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей.

Составляющие ЭИ в модели способностей

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ:

1. восприятие и выражение эмоций

2. повышение эффективности мышления с помощью эмоций

3. понимание своих и чужих эмоций

4. управление эмоциями

Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции - основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Итак, обобщая все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Модель эмоционального интеллекта Дэниэля Гоулмана

Самосознание

Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.

Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств.

Контроль

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне групп

Обуздание эмоций. Лидеры, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является лидер, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса - он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.

Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость - искреннее выражение своих чувств и убеждений - способствует честным отношениям. Такие лидеры открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.

Воля к победе. Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию - повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т. е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности - или сами их создают, - а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой лидер, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего. Оптимизм. Лидер, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению (для них, как известно, «стакан наполовину полон») они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Социальная чуткость

Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие лидеры участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

Деловая осведомленность. Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации и какие руководящие ценности и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.

Предупредительность. Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое. Сами они тоже всегда готовы общаться со всеми желающими.


Управление отношениями

Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда лидеры, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.

Помощь в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, - видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники.

Содействие изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути.

Урегулирование конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить все. ни выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.

Уровни сформированности эмоционального интеллекта

Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:

К окружающему миру, оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание;

К другим людям (как достойным такого отношения);

К себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).

Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта. Давайте рассмотрим возможные варианты.

Самому низкому уровню эмоционального интеллекта соответствуют:

· эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ);

· осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?);

· низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).

Среднему уровню сформированности эмоционального интеллекта соответствует произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий.

Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования. Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.

Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.

Этот человек четко знает, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и при этом он чувствует себя свободным от различных ситуативных требований. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком сложно манипулировать.

И самое главное, человек ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Основные принципы развития эмоционального интеллекта

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни .

Биологические предпосылки развития Эмоционального Интеллекта:

v Уровень ЭИ родителей

v Правополушарный тип мышления

v Свойства темперамента

Социальные предпосылки развития Эмоционального Интеллекта:

v Синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка)

v Степень развития самосознания

v Уверенность в эмоциональной компетентности

v Уровень образования родителей и семейный доход

v Эмоционально благополучные отношения между родителями

v Андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков)

v Внешний локус контроля.

v Религиозность

Структура Эмоционального Интеллекта:

v Осознанная регуляция эмоций

v Понимание (осмысление) эмоций

v Различение (распознавание) и выражение эмоций

v Использование эмоций в мыслительной активности.

Чтобы разобраться в самом себе и поведении других людей примем за основу три положения:

1. То, что вы видите, не обязательно соответствует реальности – мир вокруг нас немного сложнее, чем он кажется на первый взгляд. Многое из того, что происходит, остается за пределами нашего сознательного понимания.

2. Любое человеческое поведение, каким бы странным оно не казалось, всегда имеет под собой логическое обоснование, просто вы о нем не знаете.

Многие наши желания, фантазии и страхи носят подсознательный характер. Но, тем не менее, именно они чаще всего побуждают нас к действию.

Это не особенно приятно осознавать – гораздо приятней думать, что у нас все под контролем. Но, нравится вам это или нет, у всех нас есть «мертвые зоны», и наша задача состоит в том, чтобы узнать о них как можно больше.

3. Все мы являемся результатом нашего прошлого. Ранние стадии жизни оставляют в каждом из нас глубокий след, и мы склонны повторять определенные модели поведения, выработанные в детстве. Как говорит японская пословица, «душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет».

Правила эффективности

1. Надежда на успех – чем больше вы уверены в успехе, тем результативнее ваши действия (если они, конечно, имеют место – просто надежды, сами по себе, никогда не дают никаких результатов, а чтение книг действием не считается).

2. Универсальность человеческих проблем – чем раньше вы осознаете, что ваша проблема далеко не исключительна и свойственна еще двум–трем миллионам людей, тем быстрее вы поймете, что уже давно существуют варианты ее решения. Уникальных проблем НЕ БЫВАЕТ! Они все сводятся к десятку основных.

3. Готовность к альтруизму – он обладает очень мощным психотерапевтическим эффектом. Научившись помогать самому себе, вы сможете помочь своим близким, что положительно скажется на всех ваших отношениях.

4. Анализ родительской семьи.

5. Развитие социализирующих техник.

6. Значение межличностных отношений. Невозможно изменяться самим по себе. Это возможно только в отношениях с другими людьми.

7. Открытое переживание собственных чувств и эмоций, а также попытка пережить заново те эмоции, которые были вытеснены вами за всю вашу жизнь.

8. Самооценка и социальная оценка. Адекватная оценка себя чтобы перестать зависеть от оценок окружающих.

9. Самопонимание и честность перед собой.

10. Самодисциплина – без этого правила все вышеприведенные можно даже не учитывать. Делать ничтожно мало, но КАЖДЫЙ ДЕНЬ, справляться с задачей ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ.

Способы диагностики: тестирование и оценка

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (Речь идет о наиболее разработанной и сложной методике – MSCEIT). В каждой задаче, решение которой отражало развитие одного из четырех вышеупомянутых компонента эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами – основанным на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соответствует проценту репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соответствует доле относительно небольшой выборке экспертов, выбравших тот же ответ). Именно подсчет баллов считается слабым местом этой методики.

Методы диагностики ЭИ, используемые в рамках модели способностей

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика – MSCEIT. Он разработан на основе теории «первых пионеров» эмоционального интеллекта Питера Салоуэя и Джона Майера. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической»), и четырем шкалам.

1.Шкала «Распознавание эмоций». Она отражает способность тестируемого воспринимать и различать чувства, как свои, так и окружающих. В вопросах этого типа испытуемые смотрят на портрет и должны выбрать, что чувствует человек, на нем изображенный.

2. Шкала «Помощь мышления». Ее смысл становится понятным, если обратиться к примерам вопросов: «Какие чувства будут наиболее адекватны при знакомстве с родителями Вашего партнера?». То есть, в данной группе вопросов упор делается на рефлексию, способность испытуемого понять, демонстрация каких чувств будет наиболее уместна в данной ситуации (именно демонстрация, совсем необязательно их испытывать).