Введение

Кто хочет достичь великого, должен собраться с силами.

Мотивация - одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей.

Наше умение использовать то или иное явление может опережать понимание этого явления.

Мотивационный тренинг - это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта, как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для того чтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» - элементами опыта - все пространство полотна.

«Классический пример несоответствия умения пониманию - термометр, который прекрасно измерял температуру как во времена флогистона, так и после появления молекулярно-кинетической теории» (Левич А.П., 1993, с. 116).

Эта идея и положена в основание созданного мною мотивационного тренинга: нужно подобрать соответствующие лопасти для мельницы или систему парусов для корабля, чтобы неподвластная нам сила мотивации стала работать на наши задачи.

Что ж - вот моя концепция. Я считаю, что каждый человек стремится выйти за пределы своего существования, ограниченного пространством и временем. Это - главная движущая сила, принимающая бесконечное разнообразие форм и зачастую не представленная в сознании человека. Но она остается главной движущей силой и в тех случаях, когда она осознана, и в тех случаях, когда она не осознается.

Психика - один из путей реализации этого главного стремления всего живого. Главной действующей силой, породившей и порождающей все новые и новые формы существования, является стремление к преодолению конечности существования в пространстве и времени. Жизнь зародилась как попытка достичь бесконечности существования. Психика - следующая попытка реализации этого стремления.

Предлагаемый материал является лишь одним из возможных вариантов. Окончательное решение о проведении тренинга, об использовании того или иного этюда или упражнения решает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить о мере своей профессиональной ответственности за те результаты, которые будут получены в ходе тренинга.

Данная методика представляет собой психологический инструмент для изучения силы и направленности мотивов человека и касается преимущественно двух основных аспектов - мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи.

1. Теоретическое осмысление

В основу концепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренинг должен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметь использовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремиться использовать новое знание и новый опыт.

Тренинг обращен к тем, кто управляет людьми и в своей деятельности неминуемо сталкивается с необходимостью решения многообразных мотивационных задач. Менеджеру приходится побуждать других людей к выполнению определенной деятельности, приводить направленность их побуждений в соответствие с задачами организации, ориентировать их на достижение определенного результата, воодушевлять их и поддерживать их энергию и настойчивость, помогать им преодолеть апатию и усталость и т. д.

Эффективное решение мотивационных задач затрудняется тем, что мотивация как система мотивов определенного человека существует по собственным законам, не всегда понятным и тем более не всегда доступным для регуляции извне. Мотивационные силы возникают, развиваются, сталкиваются и борются друг с другом, ослабевают и замирают по своим собственным законам, как силы природной стихии. Необходимо использовать эти силы во благо своей организации, но при этом не во вред носителям этих сил - людям.

Сила ветра может быть преобразована в движение жерновов мельницы, в стремительный ход парусника, в кипение воды над костром. Природная, органически присущая человеку, естественная мотивация может быть преобразована в увеличение объема продаж, повышение качества продукта, совершенствование работы офиса, создание новых проектов. Участники тренинга должны испытать действие мотивационных сил на самих себе в процессе тренинга и научиться использовать их для решения мотивационных задач затем уже и вне тренинга.

Для этого менеджер не должен бояться выйти на широкий простор природной стихии и решать мотивационные задачи, сообразуясь с закономерностями этой стихии.

«Многие привыкли думать, что человек ходит на работу, чтобы «затрачивать усилия», уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неразберихи и неорганизованности, проявлять хитрость для избегания репрессий, возвращаться домой как «выжатый лимон» и два раза в месяц получать за все эти неприятности денежную компенсацию под названием зарплата... Нам предстоит революция в отношении человека к работе... и менеджер в этой самой благородной из всех революций - ключевая фигура... Чтобы создать высокую мотивацию, надо создать условия для удовлетворения потребностей. Нужно превратить работу из занятия по производству продукции в занятие по реализации потребностей работника (Каверин С. Б., 1998, с. 55-57).

Замыкаясь в рамках представлений об обязанностях, договоренностях, компенсации усилий и т. п., большинство руководителей пытаются создать движение ветра в замкнутом пространстве. Рассчитывая развить мотивацию, они апеллируют к рациональному сознательному началу в человеке. Между тем мотивация во многом является иррациональной и бессознательной. «Масштаб бессознательного неизвестен», - писал 3. Фрейд. Не целесообразнее ли обращаться и к этим слоям мотивации? А может быть, и прежде всего - к ним?

2. Методическое обоснование. Принципы организации

Данный мотивационный тренинг построен на представлении о том, что естественные мотивы человека должны получить свободу самовыражения. Однако если тренер будет формулировать это именно в таких терминах, участники могут понять его в том смысле, что можно (и нужно) дать свободу своим страстям и диким импульсам, например сексуальности и агрессивности. В том, что такая трактовка встречается чаще всего, я имела возможность многократно убедиться при чтении лекций по мотивации руководителям, политическим деятелям, студентам.

Для того чтобы сместить акцент с проблемы высвобождения «недозволенных» импульсов на более широкую и продуктивную проблему использования живой природной энергии, мною создана модель тренинга биологических метафор, в котором участникам предлагается обратиться к жизнедеятельности растений: цветов, грибов, бактерий, - и животных.

Итак, метафорическая биологизация - это первый и основной принцип мотивационного тренинга (см. табл. 1.1).

Обращение к двигателям поведения у животных и растений выполняет и другую роль. Оно открывает новый мир, неожиданный и привлекательный. Это притягивает внимание, дает толчок к исследованию, к попыткам понять и научиться использовать то, что ранее было за пределами привычного поля зрения. Иными словами, обращение к мотив-зоологии и мотив-ботанике само по себе мотивирует. В этом реализуется второй принцип тренинга - его мотивирующая сила. Память о том, что в процессе тренинга я сам был мотивирован, - лучший помощник в деле мотивирования других людей или самомотивации вне тренинга.

Третий принцип тренинга - парадоксальность. Разве не парадоксально преобразование силы ветра в муку? Не парадоксальны порывы и превращения сил природы? Аналогичным образом, парадоксальна изменчивость мотивационной стихии, ее противоречивость, ее капризы и бури, ее способность преобразовываться в целесообразную, упорядоченную, а главное - продуктивную, деятельность только потому, что вовремя и в нужном направлении были повернуты парус или крыло мельницы. Важным элементом концепции тренинга является такая его организация, при которой участники получают возможность на собственном опыте ощутить парадоксальность действия мотивационных сил - например, эффекта Зейгарник, эффекта Лисснер или механизма автономизации мотива.

Реализации принципа образности способствуют и сумасшедшие сессии, модифицированные по сравнению с «обычными» сумасшедшими сессиями, которые я провожу в тренинге сенситивности.

В мотивационном тренинге «безумные» вопросы тренера содержат не только нелепые формулировки, но, прежде всего, нелепые образы, нуждающиеся в объяснении, так как самому «автору» этих образов непонятно, что имеется в виду.

Например, если в тренинге сенситивности может быть задан вопрос: «Почему это у меня записано, что у английского старшины сочетание 55 на 38 на 7?»," то в мотивационном тренинге это

1 В этой «записи» соединены 2 блока информации: 1) правило английского старшины - «Сначала скажите им, что вы собираетесь сказать; потом скажите им это; потом скажите им, что вы им сказали»; 2) данные А. Меграбяна о том, что при первой встрече с человеком мы на 55% доверяем его невербальным сигналам, на 38% - паралингвистическим и только на 7% - содержанию его речи.

Принцип тренинга - баланс комфорта и дискомфорта. Суть его состоит в том, что в целом атмосфера в группе должна быть комфортной, удобной, безопасной и даже веселой. Таким образом, стратегический принцип в тренинге - комфортность. Однако тактически, в отдельные моменты тренинга, у участников должен возникать дискомфорт. Причинами его могут стать неуспешные попытки решить задачу, выполнить инструкцию, добиться позитивного результата любого рода или получить от тренера «правильный» ответ. Это могут быть и еще более «дробные» трудности, например необходимость записывать что-то в неудобных условиях, прямо на коленях; писать левой рукой; выполнять задание в шумном помещении; обращаться с предложением к другой команде, зная, что тебя ждет заведомый отказ, и др. Назначение всех этих трудностей - в том, чтобы помочь участникам почувствовать «великую мотивирующую силу дискомфорта».

Мотивационного профиля сотрудника на механизм трудовой мотивацииРеферат >> Экономика

С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг . - К.: Эльга - Н: Ника-Центр, 2001. 17 ...

  • Тренинг клиент-центрированного взаимодействия для сотрудников салонов красоты

    Курсовая работа >> Психология

    Актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Далее... участников группы в тренинге . Программа тренинга Содержание программы сконструированного тренинга клиент-центрированного взаимодействия...

  • Мотивационная система (2)

    Реферат >> Государство и право

    Существует множество проблем, связанных с мотивационной политикой: проблема взаимоотношений с... ценностными ориентациями и т.д. Мотивационная структура отдельного человека обладает... Сюда могут входить разнообразные тренинги Тренинг (от английского «train» ...

  • Друзья, привет!

    Прежде чем понять, что собой представляет мотивационный тренинг, следует разобраться, что такое мотивация. Есть несколько определений этого понятия. Например, мотивацию рассматривают как:

    • комплекс факторов, которые направляют и побуждают поведение человека;
    • систему действий по активизации мотивов другого человека;
    • систему мотивов конкретного человека.

    Исходя из указанных определений, можно сказать, что мотивация - это процесс побуждения и активизации себя или других людей к определенной деятельности, направленной на достижение целей личного характера, а также целей организации или предприятия. Мотивационный тренинг же представляет собой активное обучение, которое направлено на получение знаний, навыков и умений персонала для успешного решения поставленных задач, а также повышения эффективности производства.

    Общие сведения о мотивационном тренинге

    Мотивационные тренинги на сегодняшний день остаются самыми популярными и востребованными (посмотрите, ). Ведь человека бывает сложно мотивировать к достижению желаемых целей.

    Поэтому постоянно разрабатываются различные психологические программы, с помощью которых человек понимает, что именно является для него мотивирующим условием. И, чтобы добиться максимально положительного результата, каждый может выбрать для себя тот тренинг, который лучше всего поможет в возникшей ситуации. Самым распространенным считается тренинг по мотивации персонала , ведь именно руководители того или иного учреждения чаще всего испытывают проблемы в управлении сотрудниками.

    Руководитель должен уметь мотивировать своих подчиненных для выполнения сложных задач. В противном случае невыполнение поставленных целей может обернуться крахом предприятия. Большинство руководителей используют старую, проверенную десятилетиями, мотивацию - своевременная выплата заработной платы и поощрения в виде денежных премий.

    Но на современных мотивационных тренингах рассматривают и другие способы мотивации персонала, которые ориентированы на достижение необходимых результатов, поддержание энергии и работоспособности персонала, преодоление стрессов. При этом материальные поощрения не используются.

    Цели тренингов по мотивации персонала

    • понять мотивы сотрудников, которые отказываются выполнять определенные задания;
    • дать персоналу возможность развиться в нужном направлении;
    • предоставить возможность к самовыражению;
    • улучшить качество выполняемых задач;
    • активизировать в человеке те мотивы, которые у него уже есть;
    • сплотить коллектив.

    Принципы и методы

    • метафорическая биологизация;
    • мотивирующая сила;
    • парадоксальность;
    • образность;
    • баланс комфорта и дискомфорта;
    • направленность на применение результата в менеджменте.

    Среди методов тренингов по мотивации выделяют организационно-административные , экономические и социально-психологические методы, которые имеют свою собственную структуру управления.

    Кому и зачем нужны мотивационные тренинги?

    Чаще всего потребность в мотивационных тренингах возникает у людей, которые обладают хорошими личностными качествами, но при этом имеют плохую самооценку. В этих случаях тренинги помогают обрести уверенность в себе и поверить в свои силы. Для других категорий людей такие тренинги будут или вредными, или не дадут никаких результатов.

    Тренинги по мотивации помогают улучшить восприятие окружающего : мир будет восприниматься более широко и разнообразнее, а все детали, которые раньше не были заметны, будут, словно на поверхности. Кроме этого, сотрудники, ставя перед собой реальные цели, будут более ответственно относиться к своим обязанностям, что положительно влияет на работу предприятия.

    Ведь мотивация побуждает к активным действиям, которые благодаря тренингам, будут доставлять удовольствие от работы.

    Тренинг «Повышение мотивации профессиональной деятельности»

    Цель и задачи тренинга Данная модель тренинга ориентирована преимущественно на оптимизацию профессиональных установок участников в сфере мотивации педагогической деятельности.
    Целью тренинга мотивации профессионального самосовершенствования педагогов является актуализация потребности в саморазвитии, осознание возможностей профессионального роста как необходимого условия повышения педагогического профессионализма.

    Я прошу вас сейчас оставить мысли о работе и посвятить этот час самим себе. Мы начинаем занятие, но сначала ознакомимся с правилами тренинга.

    Упражнение-активатор «Приветствие».

    Цель: снятие барьеров в общении, переход в позицию «на равных» (партнерское взаимодействие), физическое и эмоциональное раскрепощение.

    Разделитесь на две команды. Я прошу вас поприветствовать друг друга по типу футбольных команд. Но делать это мы будем, тем способом, который я вам предложу. Старайтесь делать искренне и получить удовольствие от общения в таком необычном формате. (ведущий предлагает поздороваться друг с другом взглядом, рукопожатием, прикосновением, объятием и т.д.).

    Правила работы в тренинге:

    Для того чтобы наше занятие было эффективным, надо принять правила работы группы.

    Я буду зачитывать пословицу, а вы - подбирать к ней правило.

    Знание делает жизнь красивой -Быть открытым для новых знаний

    Как тут говорить, коль не дают и рта раскрыть -Не перебивать

    Надо знать, что и где сказать -Придерживаться темы

    В труде быстро время бежит - Соблюдать регламент

    Сказал куме, а та - всей слободе -Соблюдать конфиденциальность

    Не плюй в колодец - пригодится воды напиться- Быть доброжелательной к другим

    Имя как аббревиатура».
    Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в дан ном кругу, а затем «расшифровать» имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. Если участник называет себя по имени отчеству, «расшифровать» достаточно только имя.

    Например: ИРИНА.
    И - искренняя, Р - решительная, И - инициативная, Н - независимая, А - альтруистка.
    Затем участникам предлагается назвать свое имя, а также его «расшиф ровку». А мы продолжим работу упражнением «Продолжи фразу…»

    Упражнение «Продолжи фразу…»

    Цель: установление доверия в группе, формирование групповой сплоченности, погружение в атмосферу тренинга, актуализация личностных установок.

    Учителя, по-очереди, вытягивают записки с неоконченными предложениями, зачитывают их вслух и заканчивают фразы: Я, как и все мы….; Я горжусь своей работой, когда я…; Моя работа для меня…; Если б я не работала в школе, то…; Если б я не стала учителем…; Больше всего я ценю в своей профессии…; Мои близкие относятся к моей работе…; Я люблю свою профессию, когда…; Я, как и все мы…; Мои коллеги для меня…; Я учусь у своих коллег…; Моя профессия делает меня…; Если б я могла, то сменила свою работу на.

    Спасибо всем за откровенные высказывания.

    Упражнение «Мои социальные роли»

    Цель: личностное позиционирование, переоценка собственного ролевого репертуара, рефлексия.

    П: Наша жизнь разнообразна. Мы играем в ней разные роли. Я прошу вас подумать и записать на листочках какими социальными ролями владеете именно вы. Причем перечислить их в порядке значимости для вас.

    П: Спасибо. Давайте обсудим результаты. Участники тренинга зачитывают свои записи. Психолог комментирует по необходимости ответы учителей.


    Все участники сидят в кругу.
    «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не боль ше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быст рее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполне ния задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

    Психогимнастическое упражнение.
    Назначение психогимнастики на данном этапе работы - поддержа ние и восстановление работоспособности участников.

    Вся группа становится по кругу. Тренер дает инструкцию: «Пусть каж дый из вас придумает какоенибудь движение и по очереди продемонст рирует его всем. При этом будем внимательны и постараемся запомнить движение каждого». Группа выполняет эту часть задания.

    «Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, приступим к са мому упражнению. Тот, кто начинает, выполняет сначала свое движение, а затем движение того из нас, кому он хочет передать ход. Всем вам надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот момент, когда будет выпол нено ваше собственное движение и право хода перейдет к вам. Тот, кому пе редают ход, должен будет сделать свое движение и передать ход дальше.

    ^ Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал его вам».
    В ходе упражнения тренер побуждает участников действовать быст рее. По окончании упражнения можно задать вопрос:
    «Какие у вас были трудности?», «Каково ваше настроение?».
    Упражнение позволяет повысить сплоченность группы, улучшить, выровнять эмоциональное состояние, преодолеть или снизить возник шую на предыдущем этапе по тем или иным причинам напряженность. Кроме того, повышается внимание, интеллектуальная и физическая ак тивность участников, снижается усталость, улучшается настроение.

    Упражнение «Щит».

    Цель: формирование жизненных приоритетов, упорядочивание планов, оптимизация будущего, подведение промежуточных итогов жизни, личных достижений; формирование позитивного отношения к себе.

    Я прошу вас заполнить эти карточки. На выполнение работы 5 минут.

    Я хочу….

    _

    ___

    Я не хочу…

    _____________________________________

    _____________________________________

    Мои планы…

    _____________________________________

    _____________________________________

    Мои достижения (или чем я горжусь)

    ___________________________________

    ___________________________________

    Обсуждение результатов, рефлексия.

    «Я расту».
    Назначение:- формирование установки на личностный и профессиональный рост на психосоматическом уровне.

    Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают «расти».

    «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше».

    Упражнение – визуализация «Радуга».

    Цель: релаксация, снятие напряжения, расслабление.

    П: Мы напряженно поработали. Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам поочередно представить цвета радуги. Закройте глаза, сядьте поудобнее.

    Начнем с красного цвета. Это очень красивый красный цвет. Красный цвет какого-либо плода или цветка. Пусть этот красный цвет заполнит все ваше поле зрения. Красный цвет всюду.

    Оранжевый цвет . Лучистый, подвижный. Если вы чувствуете, что ваше внимании е рассеивается, направьте его на оранжевый цвет. Оранжевый.

    Желтый цвет . Желтый, как солнце. Золотистый. Почувствуйте тепло солнца в своем теле. Фонтан тепла! Позвольте этому теплу струиться по всему вашему телу. Особенно в тех его частях, которые требуют внимания и заботы, болят. Желтый.

    Зеленый цвет . Зеленый как огромный луг на солнце. Зеленый.

    Голубой цвет . Голубой, как чистое небо. Легкий, высокий. Кажется, что если вы взмахнете руками, то можете взлететь. Голубой.

    Темно-синий . Прекрасный синий. Вглядитесь в него, как в глубокое озеро. Его прохладные воды подарят вам покой и умиротворение. Синий.

    Фиолетовый . Фиолетовый – это гармоничный цвет. Он даст вам полное расслабление. Дышите свободно. Расслабьтесь. Фиолетовый поглотит все ваши страхи и волнения. Подарит покой и комфорт. Фиолетовый.

    Погрузитесь в эти приятные ощущения, которые наполнили ваше тело. Прочувствуйте их. Посвятите эти минуты только себе. Вы прекрасные. Вы успешны. Вы молоды и полны сил. У вас все замечательно. Вы – чудо!

    Когда вы откроете глаза, ваш ум будет ясным, свободным от напряжения. И вы будите готовы решать любые, ожидающие вас сегодня проблемы.

    Откройте глаза. Сегодня вы совершили путешествие в свой внутренний мир. Постарались улучшить отношение к самим себе. Поблагодарите себя за усилие и внимание. И давайте поблагодарим друг друга за работу.

    Упражнение «Два круга».

    Цель: формирование дружеских чувств, эмпатии, повышение эмоционального тонуса группы.

    Я прошу вас искренне, от всей души поблагодарить друг друга. Обнимитесь, скажите друг другу что-нибудь приятное.

    Упражнение «Аплодисменты».

    Мы все хорошо поработали сегодня. Давайте наградим друг друга аплодисментами.

    Всем спасибо за занятие!


    Энергия мотивации Активация Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы. Стимуляция Предъявление внешнего фактора с целью пробуждения, усиления и ускорения мыслительных, эмоциональных и поведенческих реакций Манипуляция Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Мотивация, как мотивационный менеджмент Система действий по активизации мотивов другого человека







    Командная работа по установлению мотивационных групп Цель: осознание участниками своих мотивационных задач в отношении сотрудников, партнёров, конкурентов, покупателей и других участников делового взаимодействия. Инструкция Для организации важно, чтобы у разных групп работников были разные побуждения. Например, для компании полезно, чтобы у менеджера по продажам было побуждение к увеличению объёма продаж, у начальника отдела по работе с партнёрами – стремление к сохранению лояльных клиентов, у секретаря – мотивация тщательно выполнять рутинную работу и т.д. Таким образом, эффективность работы компании может обеспечиваться не только не однонаправленными, но зачастую и противоположными побуждениями различных групп работников. Психологически правильным будет сначала определить эти мотивационные группы, а затем уже искать пути развития у них соответствующих побуждений. Ваша задача: определите группы работников и партнёров вашей организации, различающиеся по тому, к чему их нужно побуждать. Заполните таблицу для всех мотивационных групп, которые вы установите в своей команде.




    Территоризм и антитерриторизм Территоризм заключается в том, что люди стремятся сначала захватить, а потом сохранить, отстоять, расширить, обогатить и улучшить своё жизненное пространство. Условно можно говорить о материальном территоризме, и нематериальном-психологическом. В первом случае речь идёт о физических пространствах и объектах, а во втором-о психологических пространствах и символах объектов - широте полномочий, зоне влияния, радиусе действия, количестве подчинённых, объёме полученных для проекта средств и т.п. Территоризм первого рода будем называть пространственным, второго рода психологическим. Антитерриторизм выражается в том, что мы мешаем другим людям захватывать, сохранять, расширять и обогащать их жизненное пространство







    Инструкции к игре «Территоризм в действии» Цель использование силы территоризма для повышения рабочей мотивации (направленности на цель и на результат) Инструкция Разработайте план создания или усиления рабочей мотивации у сотрудника, используя силы территоризма. Сотрудником будет представитель другой команды, которого вы сами выберете


    Командная работа «Таксисы» Цель - выявление типичных таксисов у человека Инструкция В своих командах постарайтесь выявить стимулы, которые автоматически вызывают у человека стремление к движению. Определив стимул, установите, является ли таксис положительным или отрицательным, а затем постарайтесь отыскать для него подходящее название. Таксисы - это вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения. Если движение происходит в направлении источника раздражения - перед нами положительный таксис. Наоборот - отрицательный таксис


    Таксис против апатии Цель проектирование и реализация (в инсценировках) участниками способов использования таксисов в мотивировании апатичного сотрудника. Инструкция Изучите кейс апатия, придумайте способ пробуждения таксиса у апатичного коллеги и продемонстрируйте этот способ в инсценировке. Кейс «Апатия» В отделе маркетинга крупной фирмы введён курс Права управления компьютером в связи с переходом всей организации на единую систему статистической обработки данных по программе SPSS. Одна из сотрудниц не приходит на занятия, ссылаясь на усталость. Она остаётся в отделе и пьёт чай с двумя бывшими сотрудниками, которые пришли поздравить отдел с наступающим Новым Годом. Ответственный за прохождение сотрудниками курса компьютерного обучения возвращается в комнату, где осталась сотрудница, и тихо напоминает ей о необходимости идти на занятия. Она отвечает: Да я просто не в состоянии сейчас заниматься компьютером. В конце года нет никаких сил. Ответственный не является начальником этой сотрудницы.


    8 шагов мотивирования таксис- методом 1.Определите цель мотивирующего действия (например мотивировать сотрудников к достижению высокого результата) 2.Определите человека, по отношению к которому Вам нужно совершить мотивирующее действие. 3.Определите вид таксиса, который будет эффективным по отношению к этому человеку. 4.Подберите стимул, подходящий для выбранного таксиса и для данного человека. 5.Предъявите стимул 6.Регулируйте действие стимула для достижения оптимальной мотивации 7.Оцените эффективность действия стимула 8.Выберите другой стимул или другой таксис, если ваш выбор оказался неэффективным.




    Демотиваторы Нарушение негласного контракта; Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; Игнорирование идей и инициативы; Отсутствие чувства причастности к компании; Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста; Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; Отсутствие изменений в статусе сотрудника.


    Понятие обратной связи Обратная связь - это предоставление сотруднику информации о том, какие его действия способствовали достижению необходимого уровня исполнения работы, и именно таким образом он должен действовать в дальнейшем, а также информацию о том, какие действия препятствовали достижению необходимых стандартов и повторения каких действий необходимо избегать


    Виды обратной связи Прямая обратная связь Руководитель даёт прямую информацию о действиях сотрудника Непрямая обратная связь Информацию сотрудник получает от других коллег. Смешанная обратная связь Информацию сотрудник получает от руководителя и от коллег.


    Десять правил обратной связи 1. Она должна быть конкретной 2. Она должна быть взвешенной 3. Она должна быть объективной 4. Она должна быть уместной 5. Она должна быть понятной 6. Она должна согласовываться с точкой зрения обучаемого и его возможностями 7. Должна быть учтена возможность сравнения её с предыдущей обратной связью 8. Она должна быть достаточной. 9. Она должна содержать план действий 10. Замечания должны быть представлены в иерархическом порядке


    Применение обратной связи Позитивная формула обратной связи Установите контакт Разделите профессиональные и личностные качества «К тебе как к человеку, я отношусь хорошо» «Договоритесь» о том что необходимо изменить Обсуждение вариантов изменения поведения Негативная формула обратной связи Одобрение-критика-одобрение Слова негативисты «но, однако, хотя, тем, не менее, несмотря на то, что, всё же, и всё таки, нее принимая во внимание, не считая, не учитывая,во всяком случае, по крайней мере» Список литературы 1.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Москва 1998г. 2. Грант Стюарт. Успешный менеджмент торговли. Минск 1997г. 3. В. Тарасов. Искусство управленческой борьбы. Санкт-Петербург. 2000г. 4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер.Москва. 1994г. 5. А. Менегетти. Психология лидера. Москва 2001г. 6. Е. Сидоренко. Мотивационный тренинг. Санкт-Петербург г. 7. Е. Руденский. Основы психотехнологии общения менеджера. Москва. 1997г. 8.С. Касаткин. Техника обратной связи. Санкт-Петербург. 2002г (Командная работа. Основы теории и практики) (статьи по управлению персоналом и не только) (сайт посвящён вопросам эффективного менеджмента)