Цели и задачи работы с неуспевающими учащимися и их родителями

Основными целями проводимой работы с неуспевающими и их родителями являются обеспечение выполнения Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и школы в целом.

Основные задачи: сформировать ответственное отношение учащихся к учебному труду; повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса

по предупреждению неуспеваемости школьников

1. Профилактика неуспеваемости на уроке должна осуществляться следующим образом:

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранение. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоение основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.
  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал
  • Подбирать задания для самостоятельной работы по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта, включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.
  • Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

2. Помощь неуспевающему на уроке может выражаться в следующих действиях:

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
  • Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Программа деятельности учителя с неуспевающими учащимся и его родителями

1. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

2. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 4-6 учащихся).

3. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

4. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

5. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

6. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (три и более неудовлетворительных оценок).

7. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

Программа деятельности классного руководителя

1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),

  • учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на уроке
  • необъективность выставления оценки на уроке
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины

2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

  • болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней;
  • мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие;
  • освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
  • по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются:

  • Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через беседу с заместителем директора по УВР, через малый педсовет (если прогулы систематические).

3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

4. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

5. Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

6. В случае выполнения п. 5.1-5.5 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о вызове родителей данного учащегося на Совет профилактики либо для беседы на совещание при директоре, а также о рассмотрении дела данного учащегося на заседании малого педагогического совета.


План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.

  1. Педагогическая и психологическая характеристика

учащегося.

  1. Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы.
  2. Методы и формы работы.
  3. Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается.
  4. Оценка.
  5. Связь с родителями.
  6. Связь с классными руководителями, общественными организациями.

Памятка учителю в работе с отстающими учащимися.

  1. Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
  1. Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
  1. Если ученик получает индивидуальное задание.
  1. Помощь и консультации.
  1. Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
  1. Если у него проверяются все письменные работы.
  1. Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
  1. И спросили за четверть 5-6 раз.

Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.

  1. Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
  1. По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
  1. Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
  1. Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
  1. Своевременные индивидуальные задания учащимся.
  1. Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
  1. Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
  1. Организация взаимной помощи среди учащихся.

Причины неуспеваемости учащихся.

А. Первого порядка.

  1. Недостатки учебно – воспитательной работы и взаимодействия школы и семьи.
  2. Недостатки внешкольных влияний.
  3. Отклонения в анатомо – физиологическом развитии школьника.

Б. Второго порядка.

  1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
  2. Слабое развитие познавательных процессов.
  3. Слабое развитие навыков учебного труда.
  4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
  5. Отрицательное отношение к учению.

Методы изучения причин неуспеваемости.

Суть: Наличие единой программы изучения, комплективный обмен.

  1. Целенаправленное наблюдение……
  1. Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе.
  1. Анализ устных ответов и письменных работ учащихся.
  1. Проведение специальных « диагностирующих» работ и сочинений.
  1. Ознакомление со школьной документацией / журнал, дневник, мед. карта/.

Программа

работы

с неуспевающими детьми.

2010-2011

Сроки реализации проекта :

2011-2012 учебный год – проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

1. Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;

на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;

на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;

на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника .

2. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ресурсная база реализации проекта

1) Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми

–Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

–основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

–Закон Российской Федерации «Об образовании»;

–Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ;

–Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ;

Ожидаемые результаты:

Формирование системы работы с одаренными учащимися.

Ежегодное участие большего количества учащихся в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях (городского, регионального и всероссийского уровней), в дистанционных олимпиадах.

Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

Технологическая карта педагогической программы работы с одаренными детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «САМИ».

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские гостиные и родительские собрания.

Зачем? .

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, клуб «САМИ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на родительских собраниях.

Пояснительная записка

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Виды помощи в учении:

* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Профилактика неуспеваемости

Изложение нового материала

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий в течение учебного года

1. Цели:

1) Выполнение Закона «Об образовании».

2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

2. Задачи:

1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.

2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.

3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.

4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.

5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т. е. детскость)
  • астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • гиподинамия;
  • социум;
  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

Обстоятельства жизни ребёнка в семье; - взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми . Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении .

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: - пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересовнедостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа обучающихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль.

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися

Мероприятия

Срок

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

определение фактического уровня знаний детей;

выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка.

4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

В течение учебного года

5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником.

В течение учебного года

Учителям по окончании каждого полугодия подготовить отчет о работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

Индивидуальный план работы

по ликвидации пробелов в знаниях за четверть 2012-2013 учебного года

Проблема

Коррекционная работа. Виды деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Фактический результат

Слабо развита мелкая моторика рук.

Физминутки на каждом уроке (специальные упражнения);

Игры с мячом на уроках;

Ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.)

Графические диктанты

В течение четверти

Правильное положение тетради при письме;

Наклон букв;

Высота букв;

Улучшить написание и соединение некоторых букв

Отсутствие наглядно-образного мышления.

Занятия с психологом;

Курс «Мир логики»;

Работа по наглядному образцу;

Спец. задания:

1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик;

2) на какие части разбит прямоугольник?

3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д.

В течение четверти

Составлять краткую запись к задаче

Низкий уровень фразовой речи.

Жужжащее чтение;

Работа по учебно-методическому комплекту «Работа с текстом» (на уроках чтения и окр. миру);

Восстановление деформированных предложений

В течение четверти

Полные ответы на вопросы;

Восстанавливать деформированные предложения

Недостаток внимания и усидчивости

Занятия с психологом;

Работа по таблице Шульте;

Запоминание картинки, группы слов (на «Мире логики»);

Найти отличия;

Найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по-разному зачеркивать) – не более 5 минут.

В течение четверти

Своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой

Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.


План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района

на 20___- 20___учебный год .

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса . Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе.

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Информационная таблица контроля за поведением, обучением и посещением занятий.

В течение учебного года. (по необходимости)

На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы со слабыми учащимися и обмениваться опытом.

А теперь хочу посоветовать, что следует взять на контроль заместителю директора по УВР, социальному педагогу,включить в свой план по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учениками.

Мероприятия

Срок

Примечание

1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения

Сентябрь

Данные по неуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год.

Форма списка может быть любой, см образец ниже.

2. Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания.

Сентябрь

Информацию предоставляют классные руководители.

3. Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Сентябрь

Предложить учителям представленный выше план работы. В план учителю включить обязательно:

*контрольный срез знаний детей.

*индивидуальную работу по ликвидации пробелов.

*ведение тематического учета знаний слабых детей.

*ведение работ с отражением индивидуальных заданий.

4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком.

По итогам четверти.

Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего ученика и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальная работа и на каком уровне.

5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Это выборочно.

Согласно графику контрольных работ.

Учителя-предметники представляют зам. дир. УВР для контроля графики контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видов работ в зависимости от предмета).

6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.

Выборочно, по ситуации.

Удачны беседы с учеником, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе.

Список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в 20___- 20___ учебном году.

п.п.

Ф.И. ученика

Кл

Примечание (второгодник, ЗПР,

пед.запущенность,

болезнь и тд.)

Результат на конец четверти

(успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

(перевод в сл класс, второй год, перевод в классКРО, др)

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

Отчет учителя-предметника по итогам 200__ - 200__ учебного года в ___ классе.

Учитель______________________________________ Предмет_______________________________

Учебная четверть

Всего

уч-ся в классе

Аттесто

вано

уч-ся

Не

аттесто

вано.

Итоговые оценки за четверть

Успевае

мость,

Уровень качества,

Прохождение программы

план

факт

Примечание:

% успеваемости считаем так: количество успевающихучащихся делим на количество учащихсяв классе, результат умножаем на 100%.

% качества считаем так: количество учащихся, получивших оценки «4» и «5», делим на количество детей в классе, результат умножаем на 100%.

Неуспеваемость — это неспособность ученика усвоить всю информацию в отведенное для этого время. Также к этому понятию можно отнести целый комплекс проблем с учебой, который складывается у ребенка при систематическом обучении.

Для того, чтобы выяснить причины по которым ребенок отстает в учебе, классному руководителю нужно составить специальную программу. Программа работы с неуспевающими детьми помогает более точно разобраться в ситуации, помочь ребенку в преодолении проблемы с учебой.

К основным признакам неуспеваемости относятся:

Полное незнание базовых теорий, законов и понятий определенного предмета. Невозможность совершать практические действия на уроках.

Очень медленное усвоение базовой программы. При этом у ученика снижается темп работы, и ребенок не способен за определенный отрезок времени усвоить нужный материал.

Низкое развитие и личностные качества, которые не позволяют ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, настойчивость. Эти качества очень важны для успешной учебы и усвоения материала.

На практических занятиях ребенок не отходит от текста и не может самостоятельно доказать торию или определенное понятие. Этот признак неуспеваемости выявляется учителем при постановке ученику соответствующих вопросов.

Показатели низкого психического здоровья в ряде случаев являются основной причиной учебной неуспеваемости.

Отсутствие логической обработки ребенком полученного материала: механическое заучивание и запоминание материала, без возможности самостоятельного оперирования формулами, теориями и т. д.

Индивидуальные особенности мышления: низкие абстрактно-логические показатели. Невозможность запомнить материал.

Отсутствие мотивации.

Чтобы выявить неуспевающих учеников, классный руководитель составляет годовую программу. Работа с неуспевающими учащимися должна начаться с первых учебных дней.

В сентябре учитель проводит контрольные срезы, которые помогают выявить знания учебного материала, полученные за предыдущие годы. С помощью этих срезов оцениваются фактические знания детей, выявляются пробелы в образовании, которые нужно ликвидировать за год.

После выявления пробелов в знаниях начинается работа с неуспевающими. Классного руководителя должна интересовать обстановка в семье отстающего учащегося. Для этого проводятся встречи с родителями, разрабатываются совместные действия для улучшения усвоения базовых знаний ребенком.

Также школьными специалистами: психологами, методистами должна проводится индивидуальная работа с неуспевающими учениками. При индивидуальных беседах специалисты пытаются выяснить причины, по которым ребенок не усваивает учебный материал.

С сентября месяца, после контрольных срезов, выявивших отстающих учеников, классный руководитель составляет план на первую четверть, который поможет ликвидировать пробелы в знаниях детей. План работы может корректироваться.

В течение года при работе со слабыми учащимися учитель должен использовать дифференцированный подход, при котором ученик на уроке работает самостоятельно. При этом в программу включаются посильные индивидуальные занятия. Также учитель должен создавать ситуации успеха на уроках, которые будут мотивировать отстающих учеников.

В течение всего учебного года классный руководитель должен вести тематический учет знаний у тех, кто отстает и не усваивает материал.

Также важно организовать дополнительные занятия слабых учеников с учителями- предметниками.

Также в течение всего учебного года классный руководитель в обязательном порядке должен проводить работу с родителями: организовывать классные собрания, на которые приглашаются учителя-предметники, проводить индивидуальные беседы с родителями отстающих учащихся. Эти способы помогают более успешно корректировать работу и повысить успешность обучения детей.

Классный руководитель обязательно должен контролировать посещаемость отстающими учениками консультативных, индивидуальных, групповых занятий с учителями-предметниками.

При плохом поведении ребенка на уроке учитель не должен понижать ему оценку. Нужно найти другие методы воздействия на поведение учащегося.

Если ребенок пропустил много занятий, классный руководитель должен выяснить, что стало причиной пропусков. Если ученик не приносит никаких официальных документов, значит учитель должен в обязательном порядке поставить в известность родителей, сделав соответствующую запись в дневнике или позвонив по телефону.

Если ребенок систематически не выполняет домашнее задание, классный руководитель должен известить об этом родителей.

Для выявления мотивации, классный руководитель должен провести анкетный опрос по предметам, который позволит узнать причины отставания в учебе.

Если в течение года ученик несмотря на все мероприятия и дополнительные занятия не усваивает материал, классный руководитель должен известить администрацию школы и собрать педсовет, на который в обязательном порядке должны быть приглашены родители.

Индивидуальная работа с неуспевающими детьми классным руководителем — это 50% успеха. Родители также должны быть заинтересованы в успешной учебе ребенка и всячески содействовать учителям.

Отчет учителя русского языка Гончар Т.А.

О работе с неуспевающими учащимися

За 3 четверть 2014 – 2015 учебный год

Для выявления слабоуспевающих учащихся в начале года мною была проведена входная контрольная работа, которая показала уровень обученности учащихся. Для объективности результата на уроках русского языка использовались различные виды опроса: устный, письменный, индивидуальный, фронтальный. Регулярно и систематически учащиеся опрашивались, своевременно выставлялись оценки в журнал, дневники, тетради.

После того, как были определены пробелы в знаниях, я составила

1. список учащихся с низкой мотивацией,

2. индивидуальные планы работы с Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М.,

3. график дополнительных занятий,

4. тематический план работы с неуспевающими по русскому языку.

Далее через беседы с учащимися, их родителями, психологом школы, учителями начальных классов, классным руководителем, изучением документации по состоянию здоровья детей были выявлены причины низкой мотивации учащихся 5 – х классов Цулейскири М.(5-А), Земсковой О., Корсаковой А.(5-Г):

1. низкое качество мыслительной деятельности учащихся (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.);

2. неправильно сформировавшееся отношение (отрицательное) к учебному труду;

3. отсутствие контроля за обучением своих детей со стороны родителей.

Работа с неуспевающими учащимися Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М. на уроках русского языка

Этапы урока

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при объяснении новой темы.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления.

Организация работы сильных учеников- консультантов по предмету.

Использование индивидуальных заданий пониженной сложности.

Организация групповой работы с целью создания на уроке для неуспевающих учащихся ситуации успеха.

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  1. По каждой изучаемой теме производился учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
  2. После проведения самостоятельных, контрольных, зачетных работ проводился анализ с классификаций ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ, проводилась работа над ошибками.
  3. Перед проведением диагностических работ с целью предупреждения ошибок тщательно планировалось повторение ранее изученного материала.
  4. Систематически велась дифференцированная работа, учащимся предлагались индивидуальные задания, которые своевременно оценивались.
  5. Была организована взаимная помощь среди учащихся.
  6. Результаты текущей, предварительной успеваемости систематически фиксировался в тетрадях и дневниках учащихся.

Работа с неуспевающими учащимися

Земсковой О., Корсаковой А., Цулейскири М.

Во внеурочное время

1. В течение 3-й четверти было проведено 12 дополнительных групповых занятий по предмету во внеурочное время (15.01, 22.01, 29.01, 5.02, 12.02, 19.02, 26.02, 5.03, 12.03, 13.03, 14.03, 16.03) на которых

  1. предоставляется возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;
  2. школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах;
  3. отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
  4. выполняются задания по образцу;
  5. предлагаются разноуровневые задания, в т.ч. творческого характера (на дополнительную оценку).

Корсакова присутствовала на 1-м (12.03), Цулейскири на 1-м (12.03), Земскова не посещала занятия.

2.В течение 3-й четверти было проведено 19 индивидуальных консультаций (19.01, 30.01, 26.01, 30.01, 3.02, 6.02, 9.02, 12.02, 16.02, 2.03, 5.03, 12.03, 13.03,14.03, 16.03, 17.03,18.03,19.03,20.03), на которых

  1. для школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок;
  2. проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях,
  3. предлагаются карточки-консультации,
  4. даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.
  5. указываются алгоритм, правила, на основании которых выполняется задание;
  6. выполняются аналогичные задания;
  7. называются ответы заданий.

Данные учащиеся не посещали индивидуальные занятия.

Учет посещаемости учащимися дополнительных групповых и индивидуальных занятий велся систематически и доводился до сведения родителей через дневники и докладные классному руководителю.

3. Учащимся предлагались для выполнения дополнительные индивидуальные задания, которые

1.обеспечивают повторение пройденного;

2. концентрируют внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения;

3.помогают исправить и предупредить типичные ошибки.

Дополнительные ндивидуальные задания по русскому языку

Ф.И. обучающегося

Тема задания

Дата

Отметка о выполнении

Земскова Ольга

1.Правописание корней с чередованием

2. Правописание приставок

3.Орфографический разбор

4.Синтаксический и пунктуационный разборы

5.Текст-повествование с творческим заданием.

6.Работа над ошибками самостоятельной работы

21.01

18.02

4.03

10.03

11.03

Корсакова Ангелина

1.Правописание корней кас-кос, лаг-лож

2.Правописание приставок пре-при

3.Правописание приставок, заканчивающихся на з, с

4.Пунктуационный разбор простого и сложного предложений

5.Текст-описание с творческим заданием

6.Текст-повествование с грамматическим заданием

26.01

3.02

6.02

19.02

24.02

2.03

10.03

Цулейскири Михаил

1.Правописание безударных проверяемых гласных в корне

2.Правописание неизменяющихся приставок

3.Правописание о, е после шипящих

4.Правописание и, ы после ц

5.Синтаксический и пунктуационный разборы

6.Текст-повествование с творческим заданием

7.Работа над ошибками самостоятельной работы

15.01

22.01

29.01

5.02

18.02

4.03

11.03

4. В 3 четверти с обучающимися, которые не успевают по русскому языку, были проведены индивидуальные беседы

Беседы с неуспевающими

Ф.И. обучающегося

Цель

Дата

Решение

Земскова Ольга

2.Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3.Выяснение причин неготовности к урокам русского языка

4. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

(беседа в присутствии родителей и классного руководителя)

26.01

28.01

17.02

2.03

Сдать задолженность по д.з, индивид. заданиям.

Сдать задолженность по темам «Морфемика», «Словообразование», «Работа над ошибками с.р.»

Корсакова Ангелина

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

3. Выяснение причин неготовности к урокам русского языка

4.Определение сроков сдачи задолженности по предмету (беседа в присутствии родителей учащейся)

29.01

31.01

4.02

25.02

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз.

Сдать задолженность по темам «Правописание приставок», «Правописание корней с чередованием», «Работа над ошибками с.р.», «Орфографический разбор»

Цулейскири Михаил

1.Выяснение причин невыполнения учащейся требований учителя русского языка

2. Определение сроков сдачи задолженности по предмету

3. Выяснение причин неготовности к урокам русского языка (беседа при курир. завуче)

4. Определение сроков сдачи задолженности по предмету (беседа при курир. завуче)

23.01

27.01

18.02

2.03

Выполнять требования учителя по подготовке к урокам рус.яз.

Сдать задолженность по д.з, индив. задания

Посещать учащ. дополн. занятия по рус.яз. , индив. занятия

Сдать задолженность по темам «И, ы после ц», «Правописание чередующихся корней», «Правописание приставок пре, при», «Работа над ошибками с.д.», «Синтаксический разбор простого предложения», «Пунктуационный разбор сложного предложения2

  1. Для осуществления индивидуального подхода в обучении учащимся Земсковой О., Косарковой А., Цулейскири М. и их родителям были предложены цифровые порталы.

Дистанционная работа с обучающимися

№ п.п