Что такое пунктуационный разбор и как его делать, поверьте очень срочно!?




  1. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  2. спасибо
  3. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.


  4. Объяснение знаков препинания

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова

  5. Пунктуационный разбор предложения
    Схема пунктуационного разбора предложения
    1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .

    2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

    3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
    Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

  6. Пунктуационный разбор - объяснение условий постановки знаков препинания.
    (грамматические, смысловые..)
  7. не щнаю
  8. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  9. Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

  10. я не понел чють-чють
  11. Инструкция
    1
    Разбор предложения начните с объяснения, почему в конце предложения выбран тот или иной знак препинания (точка, восклицательный знак, знак вопроса, многоточие и т. п.). Для этого необходимо определить цель высказывания в предложении и его эмоциональную окраску.
    2
    Если предложение содержит законченное сообщение, то оно является повествовательным. Если о чем-то спрашивается, то предложение вопросительное, а если присутствует побуждение к действию просьба или приказ то оно побудительное. Восклицательные интонации требуют постановки восклицательного знака. Когда же речь прерывается паузой или в ней есть недосказанность, то ставится многоточие.
    3
    Далее определите, какой является конструкция предложения простой или сложной. Если предложение сложное, выясните, из какого количества частей оно состоит и какова связь между ними сочинительная, подчинительная, союзная или бессоюзная. Таким образом вы сможете объяснить причину выбора знаков, которые разделяют все эти части.
    4
    Проанализируйте функции знаков препинания в простом предложении или знаков в каждой из частей сложного предложения по очереди. Найдите и объясните выделяющие и разделяющие знаки в предложении или его частях.
    5
    Выделяющие, или выделительные знаки (запятая, тире, двоеточие, двойные знаки - скобки, кавычки) используются для выделения компонентов, которые осложняют простое предложение. Это вводные слова, словосочетания и предложения, обращения, однородные члены предложения, обособленные определения или приложения, обстоятельства и дополнения, уточняющие и пояснительные члены предложения.
    6
    Разделяющие, или разделительные знаки употребляются для разделения однородных членов предложения в простой конструкции или разделения простых предложений в сложной (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).
    7
    В том случае, если в предложении присутствует прямая речь, найдите и выделите слова автора и, собственно, саму прямую речь, которая может находиться в любой позиции перед словами автора, после них или прерываться ими. Помните, что если прямая речь находится перед словами автора или после них, ставятся четыре знака препинания (в отображении конструкции прямой речи). Если же прямая речь прерывается словами автора, соблюдается закон семи, т. е. семи знаков препинания в отображении прямой речи.
    8
    Чтобы облегчить пунктуационный разбор предложения, выполните его пунктограмму графически. Если в вашем предложении несколько пунктограмм, объясняйте каждую из них отдельно.
    9
    Подчеркните грамматические основы, выделите однородные члены предложения. Начертите схему предложения, сделав графическое обозначение мест, где необходимо поставить знаки препинания.
  12. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  13. разобрать предложение
  14. пыгакпгФЦПА
  15. Надо объяснить почему тот или иной знак препинания стоит в этом месте
    Например: Я пью. Надо объяснить почему там стоит точка.
  16. Проще будет и понятней просто подчеркнуть все запитые и точки (восклицательный знак! или вопросительный?).
    И вс.

Встречаются в анализируемом . Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо членов. Знаки предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с составляют группу отделяющих знаков.

Начинайте пунктуационный с объяснения выбора препинания в . Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит , то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.

Установите, какая синтаксическая конструкция анализируется, простая или сложная. В сложном предложении «посчитайте» количество частей и определите вид связи между ними: подчинительная, сочинительная или бессоюзная. Таким образом объясните выбор знаков отделения.

Определите, какую выполняют знаки, встречающиеся внутри простого предложения или каждой синтаксической единицы в составе сложного. Для этого выясните, какие конструкции используются автором для передачи дополнительных смысловых оттенков. Таким образом объясните выбор выделяющих знаков (для обособленных членов предложения) и отделяющих (например, для рядов однородных членов).

Полезный совет

Делайте пунктуационный разбор предложения по образцу.

Я глядел и не мог оторваться; эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. (И.С. Тургенев).

В конце предложения ставится точка, т.к. это предложение содержит законченное сообщение и является по цели высказывания повествовательным, по интонации – невосклицательным.

Это сложное предложение, которое состоит из трех простых. Между первым и вторым – бессоюзная связь, между вторым и третьим – подчинительная. Точка с запятой при бессоюзной связи ставится, т.к. второе и третье предложения представляют собой единое смысловое целое. Запятая ставится для отделения придаточного определительного предложения от главного.

Внутри второго предложения есть отделяющий знак – запятая, которая употребляется при перечислении однородных подлежащих. Также встречается конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, – вводное слово, выделяющееся парными знаками – двумя запятыми.

В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:

  • поиск грамматической основы;
  • поиск причастных или деепричастных оборотов;
  • поиск вводных конструкций.

Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:

  • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
  • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
  • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.

К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

  • Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
  • Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
  • Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.

Примеры

Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.

Пример 1

[В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света], 1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

  • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
  • Главное предложение и придаточное разделено запятой.

[Мальчишки переглянулись и, 1 |не спуская с меня глаз|, 2 начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)

  • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

|Натуживаясь и багровея|, 1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище), 2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

  • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.

Пунктуационный разбор предложения обеспечивает лучшее усвоение школьниками правил пунктуации. Он основывается на трёх последовательных действиях, приводящих в итоге к объяснению условий выбора того или иного знака препинания. Для пунктуационного разбора необходимо знать части речи, уметь находить в предложении грамматическую основу и второстепенные члены, а также слышать интонацию, с которой оно произносится. Правильная простановка знаков препинания обеспечивает точность и ясность выражения мысли.

Порядок пунктуационного разбора
Основными знаками препинания, изучаемыми в школе и употребляющимися для пунктуационного разбора, являются: точка (именно от её латинского названия «punctum» и произошло слово «пунктуация»), запятая, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, скобки, кавычки и многоточие.

Пунктуационный разбор начинается с определения характера предложения, которое может быть как простым, так и сложным. Затем устанавливается одно или несколько пунктуационных правил, действующих в разбираемом предложении. Каждое из них подлежит отдельному выделению. Результатом пунктуационного разбора является графическая схема предложения.

Как выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
Простое предложение на схеме обозначается квадратными скобками, после которых ставится один из пяти знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие или сочетание вопросительного и восклицательного знака.

Внутренняя часть схемы показывает осложнение простого предложения. Грамматическая основа указывается по умолчанию.

  1. Однородные члены предложения изображаются на схеме в виде кругов, внутри которых помещается графическое обозначение члена предложения. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие (одна прямая линия), сказуемые (две прямых линии), дополнения (одна пунктирная линия), определения (одна волнистая линия) и обстоятельства (пунктирная линия с точкой между чёрточками). Вместе с ними на схеме указываются относящиеся к ним знаки препинания и союзы (соединительные, противительные, сопоставительные).
    Однородные члены могут употребляться в предложении вместе с обобщающим словом. На схеме оно обозначается кружком с жирной точкой внутри.
  2. Вводные слова и словосочетания изображаются в виде пяти небольших крестиков, поверх которых ставится надпись «вв.сл.», где «сл.» обозначает как «слово», так и «словосочетание». Над вводными предложениями пишется «вв.пр.».
  3. Обращения на схеме воспроизводятся в виде волнистой линии с надписью «о.».
  4. Междометия прописываются в схеме словами («увы», «ах», «Ура!» и т.п.).
  5. Для объяснения постановки тире между подлежащим и сказуемым над графическим изображением грамматической основы указывается часть речи и её грамматическая форма: «сущ., И.п.», «сущ. + сущ.», «неопр.ф.гл.», «числ.», «сущ. + числ.» и т.д. Указательные слова «это», «вот», «значит» прописываются на схеме полностью.
    Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым также должно быть объяснено при пунктуационном разборе предложения. В этом случае достаточно выделить грамматическую основу и те правила, на основе которых тире опускается: наличие между подлежащим и сказуемым отрицательной частицы «не» или сравнительных союзов «как», «словно», «будто».
  6. Обособленные члены предложения выделяются на письме знаками препинания и делятся на пять категорий:
    • Обособленные определения изображаются на схеме в виде одной волнистой линии, стоящей внутри двух косых черточек «/ ~~~/».
      Если обособленное определение относится к личному местоимению, то последнее указывается на схеме знаком «x», над которым пишется «л.м.». Все остальные части речи указываются на схеме простым «x».
      Над определениями, выраженными причастным оборотом, ставится надпись «п.о.».
      Два или несколько обособленных определений выделяются на схеме как однородные (волнистая линия в кружке). От определяемого слова к ним рисуется стрелка.
      Над обособленными определениями с уступительным и причинным значением указывается «уст.зн.» и «прич.зн» соответственно. На схеме такие определения изображаются двумя линиями: нижняя – обстоятельства, верхняя – определения.
      Согласованные и несогласованные определения на схеме отделяются друг от друга и подписываются как «согл.», «несогл.».
    • Обособленные приложения изображаются на схеме также, как и обособленные определения. Они могут относится к личному местоимению («л.м.»), нарицательному существительному («нариц.») или имени собственному («собств.»). Обособленные приложения с союзом «как» выделяются на схеме нижней линией обстоятельства и верхней – определения, над которыми пишется «прич.зн.» или «зн.кач.».
    • Обособленные дополнения указываются на схеме в виде обычных дополнений с относящимися к ним словами «кроме», «вместо», «включая», «помимо» и др.
    • Обособленные обстоятельства изображаются на схеме в виде одной пунктирной линии с точками, заключённой в косые черточки. Над ними указывается, чем они выражены: деепричастием («д.») или деепричастным оборотом («д.о.»). К обособленным обстоятельствам проводится стрелка от определяемого слова.
      Обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом подписываются как «фразеол.». Знаками препинания на письме они не выделяются.
      Над обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, прописываются предлоги и предложные сочетания («несмотря на», «при условии» и т.п.).
    • Уточняющие члены предложения обозначаются на схеме в виде тех или иных членов предложения – определений, обстоятельств, дополнений и т.д. Над каждым из них ставится вопрос, на который они отвечают: «когда?», «что?», «какой?» и т.п. Кроме того в схеме указываются относящиеся к ним союзы, поясняющие слова и словосочетания.
  7. Сравнительные обороты выделяются на схеме так же, как и обособленные обстоятельства. Над ними ставится надпись «сравн.об.».
Как выполнить пунктуационный разбор сложного предложения?
Сложное предложение на схеме обозначается в виде простых предложений, изображаемых с помощью квадратных и круглых скобок.
  1. В сложносочинённых предложениях за пределами квадратных скобок, обозначающих равноправные по отношению друг к другу простые предложения, вместе со знаками препинания указываются соединительные и разделительные союзы. Общий второстепенный член или вводное слово также выносится за скобки и подчёркивается либо как обстоятельство с надписью «общ.», либо как вводное слово.
    Постановка тире между простыми предложениями объясняется надписями «результат», «рез.см.д.» (резкая смена действия) и т.п.
  2. В сложноподчинённых предложениях главное простое предложение обозначается квадратными скобками, зависимое (придаточное) – круглыми. При пунктуационном разборе на схеме прописываются и указываются союзы («союз»), союзные («союзн.сл.») и указательные слова («указ.сл»). Союзные слова в придаточном и указательные – в главном подчёркиваются как те или иные члены предложения.
    При наличии нескольких придаточных предложений к каждому из них ставится указательная стрелка от того предложения, которому они подчинены.
  3. В бессоюзных предложениях над знаками препинания, связывающими между собой простые предложения, в круглых скобках ставятся подходящие ситуацию союзы.
Как оформляется прямая речь при пунктуационном разборе?
На схеме прямая речь изображается буквами «П» (прямая речь, стоящая в начале предложения или являющаяся самостоятельными предложением) и «п» (прямая речь, стоящая в конце предложения). Слова автора обозначаются буквами «А» и «а».
На письме и при пунктуационном разборе, соответственно, возможны несколько вариантов оформления прямой речи:
  1. Прямая речь стоит перед словами автора:
  2. Прямая речь стоит после слов автора:
  3. Прямая речь прерывается словами автора:

    «П, – а, – п».

    «П, – а. – П».

    «П? – а. – П».

    «П! – а. – П».


В данной статье были рассмотрены основы пунктуационного разбора предложений. Рекомендуем дополнить свои знания по данной теме с помощью помощью книги О. Ушаковой с одноименным названием «Пунктуационный разбор предложения». В этом небольшом сборнике, написанном в понятной, доступной форме, приведено большое количество примеров пунктуационного разбора предложений разного уровня сложности.