Чин освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемое высокое руководство области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы вспоминаем 400-летие Дома Романовых. Эта царская династия пришла к власти после решающей битвы за независимость нашего Отечества, которая состоялась на излете так называемого Смутного времени. Страна, по крайней мере ее значительная часть, была освобождена от иноземной оккупации, и у русского народа появилась возможность избрать законную власть. Тогда на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов — еще совсем молодой человек, из благочестивой, хорошо всем известной боярской семьи, который положил основу династии, правившей более 300 лет. Среди государей и государынь были выдающиеся люди, а если даже и были среди них менее удачные и менее способные к правлению, то и они служили Родине своей и народу своему.

Мы знаем, что в течение этих 300 лет из небольшого государства страна наша стала великой державой от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления государя императора Николая II — до начала Первой мировой войны, — явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира, и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в ХХ веке.

Мы вспоминаем также 145-летие со дня рождения государя императора Николая II и 95-летие со дня его мученической кончины. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая II и его семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца государя императора Николая II и его семью.

На этом месте, в Ганиной яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых страстотерпцев, — ныне воздвигнут замечательный монастырь; и в день, когда мы вспоминаем все эти события на Екатеринбургской земле, освящен фундамент храма, возводимого в честь Державной иконы Божией Матери.

Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.

Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего государя и его семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!

Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе, то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.

А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей, и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки исказить историю.

Я очень рад видеть всех вас, мои дорогие. С особым душевным чувством я посещаю это место, где сейчас молился вместе с вами. Сегодня и завтра мы еще продолжим эти юбилейные торжества на Екатеринбургской земле. Пусть Господь хранит всех вас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову сокрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Пусть Господь хранит Отечество наше, землю Екатеринбургскую и всех вас.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Untitled document

В очах Божиих нет лучшей власти,
чем власть Православного Царя
Преп. Серафим Саровский

Сегодня, 17 июля, мы празднуем память святых Царственных мучеников - царя Николая II и его Августейшей семьи. Император Николай II взошел на Престол 2 ноября 1894 года. Вступая на престол, царевич Николай до конца жизни сохранил в сердце своем заветы своего Державного отца: «Укрепляй могущество и величие России; заботься о благе народа; покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед; укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства…». Начало правления Государя было отмечено делами милосердия и любви: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

В то время так называемое "передовое общество", зараженное либеральными идеями Запада, не раз пыталось навязать царю как дальше жить России, но Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Он стал вдохновителем первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-Миротворцем.

Стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования Государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до Царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

В своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. "Русский язык так богат, - говорил он, - что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка".

Христианские добродетели Государя: кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения. "О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, - писал президент Франции Лубе. - Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой".

Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. "Наша любовь и наша жизнь - это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности - ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь", - писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. "Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! - записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. - Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости".

К 1913 году Россия достигла высшей точки своего рассвета в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

Во время первой Мировой войны император отличился высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Царица Александра и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной.

После Февральской революции, не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода - брату Михаилу. Царица Александра узнав об этом, сказала: "Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России".

Полемизируя о жизни Царственных страстотерпцев не найдешь единого мнения. Но всё же он был духовно Император - мученик, во всех смыслах осуществивший свое мистическое призвание, наиболее кроткий, наиболее угодивший Христу из всех православных Государей - именно такой, каким должен быть Царь в последние времена. Государь Николай II разделил Голгофу своего народа. Зная значение, которое Церковь придает пролитию крови, его прославление нашей Церковью не может быть отделено от прославления новых мучеников и исповедников Российских.

Суть отречения святого Царя, которое постоянно ставят ему в вину, когда «кругом измена, трусость и обман» стало ясно, что он не может исполнять свой долг Царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России. “Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, – пишет ревностный миссионер, священномученик Андроник, – нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5; 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения”

Мы должны осознавать, что опасность всеобщего уничтожения может произойти, например, не только от ядерной войны или от природных катаклизмов, но и от нравственной и духовной гибели человечества. Как мы видим,что политический и духовно-нравственный горизонт современного мира становится все более единым. Разговоры и вопросы о восстановлении православной монархии не могут быть состоятельны до тех пор, пока не будет двух составляющих её содержания – нравственности и государственности. Назначение власти не в том, чтобы на земле создать рай, как сказал философ, а чтобы не допустить на земле ада.

Исходя из этого, у России есть два пути. Первый путь возродиться духовно и нравственно, несмотря на все наши немощи, греховности и маловерия, при помощи Царственных мучеников. Каждый человек должен начинать свой духовный подвиг с себя самого и с помощью Божией. Другой путь – идти согласно Откровению Иоанна Богослова, на котором ждут ещё большие потрясения и невзгоды. Выбор за нами.

Да помилует Господь и Пречистая Матерь Божия, и поможет обрести нам разум обратиться к всецелому покаянию, молитвами святых Царственных мучеников и исповедников Российских.

Иерей Борис Ищенко, настоятель Свято-Троицкого храма с. Золотое, Петропавловского благочиния

И мператорская чета отличалась глубокой религиозностью. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей императорской Фамилии. Все её члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов были не-отъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются служ-бы в Царскосельском Феодоровском соборе. Семейную жизнь Императора отличали удивительная простота, взаимная любовь и согласие всех членов этой тесно спло-ченной семьи. Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из религиозно-нравственных принципов.

2 марта 1917 года представители Государственной Думы и предатели из высшего военного командования вынудили Николая II отречься от престола. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят ос-тавить трон, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину», — говорил Государь.

В Царской семье, оказавшейся в заточении, мы видим людей, стремившихся во-плотить в своей жизни заповеди Евангелия. Вместе с родителями все унижения и страдания с кротостью и смирением переносили Царские дети. Хорошо знавший их священник писал: «Дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, предан-ность воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи — страстной и греховной — меня привело в изумление». В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьев-ского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа. Их истинное ве-личие проистекало не из их царского достоинства, а от той удивительной нравст-венной высоты, на которую они постепенно поднялись.

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всечестные отцы, возлюбленные о Христе братья и сестры!

В изложенном евангельском повествовании, которое было прочитано за Божественной Литургией, говорилось о чудесном хождении Спасителя по водам Галилейского моря, об укрощении бури и водной стихии Иисусом Христом. Кроме исторического смысла, в воскресном чтении содержится и другой, символический смысл. Святые отцы сравнивают лодку, на которой ученики целую ночь боролись со штормом, с Церковью Христовой, море с миром, бурю с гонениями на Церковь. Как известно, в истории церковной нередко, подобно яростным волнам бушующего моря, вздымались и угрожали единству церковной жизни опасные лжеучения и мудрования расколоучителей и сектантов. Кровавые гонения и преследования христиан за исповедание Православия готовы были поглотить и истребить Церковь. Однако Христос Спаситель никогда не оставлял Своей Церкви и каждый раз приходил к ней на помощь.

Постигшая учеников и апостолов буря изображает бурю страстей, волнующих человеческое сердце, шквал страстей, одолевающих нас, ураган тех опасностей, которым мы часто подвергаемся в этой жизни. Доблесть и мужество истинного христианина заключается в том, чтобы не впадать в отчаяние, не предаваться унынию или безразличию, но бороться с искушениями. Нас Священное Писание призывает преодолевать наплывшие трудности силой воли и твердой надеждой на всемогущую помощь и подкрепление Божие, в полной уверенности, что Господь обязательно подаст каждому, подобно утопавшему в водах Галилейского моря апостолу Петру, руку помощи, спасет от напастей и греховных падений. В этой христианской надежде заключается истинный якорь спасения для христианина с обуревающими его духовными и телесными напастями.

Святые отцы сравнивают Православную Церковь со спасительным кораблем, который, плывя по бурному житейскому морю, доставляет всех, кто на этом корабле, в тихую и безопасную пристань – Царство Небесное. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так сделал Христос: пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю. Он не уничтожил волнения, не успокоил моря, но обезопасил корабль. Когда подобно яростным волнам восставали языческие или безбожные народы, или как буйные ветры злые духи нападали на Церковь, Сын Божий доставлял ей мир и тишину. Поистине удивительно, что не только буря не потопила корабля, но еще сам корабль укротил стихию». (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.3. Кн.1. Спб, 1897, с.63-64.) «Таково величие Церкви,- говорит святитель,- когда нападают на нее, она побеждает, притесняемая, она прославляется, получает раны – и не изнемогает. Среди ярости волн – не утопает, в порывах бури – не терпит кораблекрушения».

Святая Церковь от дней святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. Сокровищами Церкви являются Священное Писание, Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужения и святоотеческий многовековой опыт христианской жизни. В Православной Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и священнослужителей, имеющих апостольское преемство, подает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Святая Церковь освящает его и возводит на высоту святости, призывает к добродетельной жизни, к которой и призван каждый из нас. Бесчисленные сонмы святых – это наглядный пример, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви.

В годичном круге богослужения Православной Церкви изображена вся история, вся жизнь нашей Церкви, все ее вероучительные догматы и нравственные законы, жития, подвиги и страдания как Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, так и всех святых апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведников.

Своим богослужением она учит всех христиан молитве, славословию и благодарению Бога. Христова Церковь молится за всех и всех утешает, располагает к покаянию во грехах, к исправлению, к добродетельной жизни. Она через богослужения учит, утешает, врачует и укрепляет души христианские. В церковных службах человеку открывается воля Божия в деле спасения. Богослужение – небесное сокровище на земле, данное нам милосердным Господом. Поэтому им нужно дорожить, понимать и знать, богослужением необходимо жить, ибо оно имеет глубокий спасительный смысл.

Постараемся, братья и сестры, помнить о спасительном значении богослужения Православной Церкви, будем любить его и постоянно посещать храм Божий. Пребывая в нем, как святом месте, как доме молитвы и особенного присутствия Божия, необходимо молиться со вниманием и сокрушением сердечным. В таинстве Исповеди откроем нашему Врачу душ и телес духовные болезни и греховные язвы, которыми страдает наша душа. Господь примет наши молитвы и благодатью Святого Духа укрепит нас и поможет обрести мир в душе, радость духа, блаженство и вечное спасение.

Сейчас, отцы, братья и сестры, мы совершили освящение храма в честь Царственных Страстотерпцев, пострадавших невинно в годы послереволюционных репрессий и гонений. Сегодняшнее событие является как историческим для Кузбасса и жителей поселка Верхняя Падунка, так и служит новым и еще одним живым свидетельством возрождения Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае. Достойно внимания, что подготовка храма к освящению и само освящение произошли в знаменательное время – 90-летия гибели Царской семьи и 140-летия со дня рождения императора Николая II, святого Царя-мученика. Следует добавить, что трагическая годовщина, связанная с расстрелом царственной семьи, не только напоминает о днях беззаконного убийства царя, его супруги и пятерых детей и надругания над их телами со стороны революционной власти. С 1918 года начинается мученический путь исповедников Российских. Государь и его близкие стоят в этом сонме первыми.

Решением Синода Русской Православной Церкви в 2000 году Царская семья прославлена как святые Царственные Страстотерпцы. Вся царская семья, как отмечено в житии, представляет собой образец «Малой Церкви», где главной основой были любовь и помощь друг другу. Император Николай II явил собой в истории России пример высоконравственного христианского правителя. Традиционные православные принципы, то есть милосердие, любовь, миролюбие, были заложены в основу государственного управления. За время его царствования население страны выросло почти на 50 миллионов человек, что представляет уникальный пример в мировой истории. Современные демографические проблемы нашего Отечества, наверное, полезно оценить и искать способы разрешения в свете исторического опыта дореволюционной России. В 1913 году наша страна занимала ведущее место в мировой экономике и продолжала развиваться быстрыми темпами. В годы правления Николая II были построены Китайско-Восточная и Южно-Манжурская железные дороги, разработан план электрификации всей страны, проект нефтепровода от Баку до Персидского залива, проект Беломорско-Балтийского канала. Было спроектировано строительство крупных заводов на Урале и Дальнем Востоке, крупнейшей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Многие исследователи и историки считают, что и революция 1905-1907 годов, и Первая мировая война, и февральский переворот 1917 года – все эти события стали реакцией Запада на усиление и успехи России. Эти успехи были достигнуты под непосредственным руководством Императора Николая II.

В 2008 году исполнилось 90 лет со дня убийства святой Царской семьи. Десятилетия, прошедшие со дня беспримерного злодеяния, стали периодом глубочайшего кризиса русского народа, временем разрушения нравственных устоев Державы и института семьи. 60 миллионов человек уничтожено физически в годы репрессий и гонений XX века.

Христианский долг перед памятью жертв безбожного террора – служить великому делу духовного возрождения нашего Отечества и единения народа в спасительной вере, дабы никогда более не повторилась трагедия братоубийства. Несомненно, по молитвам Новомученников и Исповедников Российских Господь восполнит наши немощи, умножит плоды нашего делания. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11).

Святые – это не только угодники Божьи, но и наши старшие братья, достойно прошедшие жизненный путь и познавшие его трудности и опасности. Святые всегда готовы помогать нам и укреплять своими дерзновенными молитвами и предстательством перед Господом Богом.

Сегодняшнее событие совсем не случайно, это – свидетельство живой связи времен: прошлого и настоящего, земного и горнего. Важно отметить, что святой храм – это для человека как священное место, так и училище благочестия. В нем совершается наше общение со Христом Спасителем. Здесь постоянно поддерживается благодатная атмосфера, оживотворяющая душу, вселяющая радость и надежду, умножающая любовь и мирное состояние духа, не терпящая ничего скверного или нечистого. Где же, как не здесь особенным, совершеннейшим образом «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается!»

Через эти родные святыни возрождается душа русского человека, мы получаем благословение и помощь от Бога на всех этапах своего земного бытия и служения. Поэтому, святой храм, церковь, – это, как бы, распростертые объятия к нам Божией Любви, распахнутые врата Божественного милосердия, пройдя через которые человек вновь обретает свое предназначение и становится сыном Божьим по благодати.

У каждой эпохи есть свои зримые символы. Они не только олицетворяют дух времени, но и являются наследием, оставляемым потомкам, как главный результат земной жизни, нашей веры и убеждений. Строительство и освящение храмов служит живым свидетельством и прямым указанием на возрождение Отечества и Православных святынь в Кузбасском крае.

Отрадно наблюдать процесс возрождения духовной жизни в Кемеровской области, где, во многом благодаря мудрости и усилиям Губернатора Кемеровской области, на протяжении последнего времени установилось доброе взаимодействие между руководством Кузбасса и Кемеровской епархией Русской Православной Церкви. Освящение новой кузбасской святыни – пример взаимодействия на основе достигнутого Соглашения. Это богоугодное и святое дело объединило нас одной радостью и памятью о том, что России нужно восстановление духовных сил, возрождение нравственных подлинных ценностей.

Особенно хочется подчеркнуть, что строительство и все подготовительные работы, предшествующие освящению часовни, потребовали многих сил и немало средств. Построить эту часовню стало возможным благодаря доброй воле и велению сердца руководства города и православных христиан. Сердечно благодарю тех, чьим попечением, средствами и молитвами завершилось это богоугодное и святое дело.

В этот день нашего духовного торжества да исполнятся сердца радостью, миром и любовью к Богу и всем людям.

Молитвенное предстательство Царственных мучеников пусть станет покровом от бед и опасности наших тружеников шахтерского труда!

Да сохранит и укрепит Вас Господь, приумножая Ваши силы, на многая и благая лета!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Дорогие братья и сестры!
Сегодня, в канун памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца, Церковь вспоминает преподобного Андрея Рублева, великого иконописца, ученика преподобного Сергия и инока Троице-Сергиевой Лавры, и святых Царственных страстотерпцев: государя Николая Александровича, государыню Александру Федоровну, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, которые в этот день мученически пострадали от рук безбожников.
Когда мы размышляем о судьбе последнего русского царя и его семьи, то видим, что с самого начала этот человек и люди, с которыми была связан его судьба, были как бы предназначены к тому, чтобы быть принесенными в жертву, как агнцы на заклание. Наследнику императорского престола власть принадлежала по наследству, он получал ее не как сейчас – выборным путем, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что он был первенцем, сыном императора, был помазан на царство и получал через это благословение Божие на свое правление.
Время, в которое государь император Николай Александрович воспринял бразды правления Российской империей, были очень тяжким: революционные настроения потрясали народ, потрясали интеллигенцию, каждый хотел «настоящего» и «лучшего» будущего, у всех были свои рецепты, как достичь этого лучшего будущего, и единственным удерживающим в этой ситуации оставался царский престол. И когда царский трон пошатнулся, страну охватила полоса великих бедствий: таких, которых не ждали и о которых не помышляли все те, кто своими рецептами и советами хотел устроить в России лучшее будущее. Буря невзгод и насилия в те годы охватила всю страну, не пощадив никого. Начав с представителей аристократии, царской семьи, других членов царственного дома, большевики перешли к дворянам, духовенству, а затем осуществили раскулачивание, нанеся тем самым страшный удар и по крестьянству. Одним словом, это было насилие над всем народом и не было тех, кто в той или иной степени не пострадал бы от этой безбожной власти.
Поэтому, когда мы думаем о судьбе царской семьи, то мы не можем отделить ее от судьбы всего народа. Ведь царская семья пострадала так же, как и тысячи других семей. Ведь репрессировали невинных людей, независимо от возраста, пола, социального положения. Гибли от рук безбожников взрослые и дети, мужчины и женщины, богатые и бедные, верующие и неверующие. И когда мы сегодня вспоминаем всех страстотерпцев и новомучеников Российских, то понимаем, что все их имена невозможно перечислить, потому что многие из них неизвестны. Мы знаем о гибели царской семьи, потому что эти люди были у всех на виду, а сколько было таких же семей, таких же юношей и девушек, которых расстреливали, убивали, сбрасывали в шахты, и, может быть, никто так и не узнает их имена. Но имена их, как мы знаем, записаны у Господа на небесах.
До сих пор ученые спорят о том, какова была роль последнего императора в судьбе Российской империи: правильно ли он царствовал, допускал ли ошибки. Церковь об этом не спорит, она не выносит свой суд политикам, государственным деятелям. Церковь смотрит на то, как человек жил, как выстраивал свои отношения с Богом и какова была его кончина. Мы видим в судьбе последнего российского императора, что, отправленный на заклание, он принес свою жизнь как жертву за грехи свои, за грехи народа и за грехи нашего Отечества. И сегодня он, вся его семья, его верные слуги и все те, кто пошел тем же путем мученичества и страстотерпчества, молятся за нашу грешную землю, за наш грешный народ, чтобы Господь помиловал нас, простил наши грехи, и чтобы наш народ увидел наконец то вожделенное светлое будущее, которого он так желал и которого не видел в течение многих десятилетий господства безбожной власти.
Сегодня наша святая Церковь возрождается, атеизм и безбожие вышли из моды и почти ушли в подполье. И мы верим, что это происходит по молитвам людей, которые смиренно и безропотно принимали выпавшие на их долю страдания, которые вслед за Христом взошли на Голгофу, каждый на свою, чтобы умереть с верой во Христа и перейти в жизнь иную, где они сегодня молятся за нас. Мы верим, что по их молитвам возрождается сегодня наша Церковь, по их молитвам будет укрепляться наше возлюбленное Отечество, по их молитвам каждый из нас возрождается к подвигу, может идти по пути к Царствию небесному и вести по этому пути наших детей и внуков.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником, и желаю, чтобы по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских все мы шли этим длинным путем, который приведет нас к встрече с Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.