Акса́ковы (в старину Оксаковы) - русский дворянский род, который происходит, судя по родословным книгам, от знатного варяга Шимона (в крещении Симона) Африкановича или Офриковича - племянника короля норвежского Гакона (Якуна) Слепого, прибывшего в Киев в 1027 с трехтысячной дружиной и соорудившего в Киево-Печерской лавре на свои средства церковь Успения Божией матери, где он и погребён. Его сын Юрий Симонович был боярином при великом князе Всеволоде Ярославиче. У правнука Юрия Симоновича, Протасья Фёдоровича, был сын Вениамин. У Вениамина - Василий (прозв. Взолмень), московский тысяцкий. У Василия - сыновья Юрий (Грунка), Феодор (Воронец) и другие. У Юрия Васильевича был сын Андрей-Феодор (Колома), у которого было4 сына: Вениамин, Феодор (Пьяница), Александр (Телец) и Даниил (Соловец). У Вениамина Андреевича или Феодоровича было 2 сына: Феодор и Алексей (Великий) Вениаминовичи. У первого, Феодора, был сын Иван, прозванный Оксак, от которого «и повелися» Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы. Слово Оксак означает хромой в тюркских языках.

Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками, были в московских дворянах и были жалованы за свою службу поместьями от московских государей. В XVIII веке один из Оксаковых, Николай Иванович (1730-1802), служил при Екатерине II генерал-майором, губернатором в Смоленске и Ярославле. При императоре Павле был генерал-лейтенантом; 28 октября 1800 г. пожалован в действительные тайные советники, но, желая сохранить военный мундир, с лишком полвека им носимый, по собственной просьбе переименован в генерал-лейтенанты и назначен членом Военной коллегии. Его сын Михаил Николаевич был при императоре Александре I генерал-лейтенантом, членом Военной коллегии и сенатором.

Герб Аксак, представляет собой расположенное в серебряном поле сердце красного цвета, пронзенное стрелою, летящею к правому нижнему углу. Герб рода Аксаковых внесен в Часть 4 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 19.

«Каждый мыслящий и чувствующий человек просто обязан сохранить память о тех, кого он знал. Только когда будут известны многие жизни людей, можно написать историю народа и человечества» А.А. Зимин В генеалогическом сознании русского дворянства большое место занимали легенды, которые декларировали происхождение родов. Во многих случаях они сводились к сказаниям о выезде из-за границы на Русь знатного иностранца, который занимал высокое положение в среде служилого сословия. Имелась подобная легенда и у Аксаковых, чей род был благословлен преподобным Феодосием Печерским в XI веке и происходил, как утверждает ряд исследователей, от внука шведского короля Олафа I «знатного варяжского князя» Шимона, в крещении Симона, который приехал в Киев к князю Ярославу Мудрому с трехтысячной дружиной в 1027 году. Согласно родословцам, от Шимона происходили шесть фамилий: Вельяминовы, Воронцовы, Воронцовы-Вельяминовы, Аксаковы, Исленьевы и Башмаковы. Происхождение от шведского королевского рода впрямую источниками не подтверждается, но и не опровергается, однако древность перечисленных семей сомнения не вызывает. Непосредственно Аксаковы выделились из рода Вельяминовых в XV веке. Основателем рода являлся Иван Федорович Вельяминов по прозвищу Аксак (ранее писался Оксак). Это слово в переводе с тюркского означает «хромец» и, возможно, указывало на физический недостаток обладателя. Вскоре после выделения рода, в начале XVI века произошла его стратификация на ветви. В источниках отмечено, что родоначальник Аксаковых Иван Федорович Вельяминов имел четырех сыновей: Ивана, Александра, Дмитрия и Василия. В настоящее время сохранились потомки двух ветвей. От Александра Ивановича Аксакова берет свое начало ветвь, которая в дальнейшем стала уфимско-самарской, а от Дмитрия Ивановича Аксакова – ветвь, ставшая калужско-московской. Территориальная локализация ветвей обозначилась в конце XVI века. В конце XVIII века в России началась официальная кодификация дворянских гербов. Согласно именному указу Павла I от 20 января 1797 года, было начато составление «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Аксаковы быстро отреагировали на повеление и представили необходимые документы в Герольдию. Их герб внесен в IV часть гербовника, утвержденную в 1799 году. Варианты герба рода Аксаковых, бытовавших заграницей, в частности во Франции, Болгарии, Аргентине и Австралии. Личный архив М.М. Аксакова. Москва. Россия. Его официальное описание таково: «В щите, имеющем серебряное поле, изображено красное сердце, пронзенное стрелой, щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной и тремя страусовыми перьями, намет на щите серебряный, подложенный красным, щит держат два воина в латах, имеющие в руках по одному копью». Описание было неудачным и неполным: не указаны цвета стрелы и лат воинов, отсутствует понятие нашлемника. Примечательно, что хотя Аксаковы хорошо знали об общем происхождении с Вельяминовыми, их герб ничем не напоминает гербы однородцев. В основе герба рода Аксаковых лежит польский герб Аксак, который польские авторы считают татарского происхождения. Причины подобного заимствования не ясны, поскольку происхождение Аксаковых никогда не увязывалось с Польшей. Польский герб Аксак (он же Пржияцель, Кара и Оброна) известен с XII века и представляет собой в голубом поле на блюде красное сердце, пронзенное одной или двумя стрелами, расположенными крестообразно. Иногда изображался и без блюда. 5 апреля 1801 года гвардии капитану Николаю Ивановичу Аксакову была выдана копия с герба, внесенного в «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Документ представлялся им при внесении в дворянскую родословную книгу Тульской губернии, а также его сыном Петром Николаевичем Аксаковым при внесении в дворянскую родословную книгу Московской губернии. В XIX веке в роде сформировалась традиция ношения перстня с гербом, которая продолжалась в XX веке. Татьяна Александровна Аксакова писала в воспоминаниях, что она до свадьбы «уже носила на руке кольцо-шевальеру с аксаковским гербом», а в примечании указывала, что впоследствии переслала его сыну Дмитрию во Францию. Гербовая печать дворян Аксаковых (уфимско - самарская ветвь рода). Собрание Музея института русской литературы РАН. Санкт-Петербург. Россия. В первой половине XVIII века изменилось положение многих дворянских родов. Одни пополнили ряды провинциального дворянства, другие наоборот – выбились в аристократические слои. Аналогичные процессы происходили и в роде Аксаковых. В то время как московская ветвь теряла положение, в другой, арзамасской (впоследствии уфимско-самарской) ветви, ничем не примечательной в XVII веке, появились заметные деятели. Прежде всего, это относится к семье Николая Ивановича Аксакова. Земельные владения В арзамасской (уфимско-самарской) ветви наблюдались иные процессы. Благодаря активной служебной деятельности к XVIII веку, у ее представителей сложились значительные земельные владения. За внуком Петра Алексеевича Аксакова прапорщиком Степаном Михайловичем в 1791 году в селе Троицком, «Аксаково тож», Тагаевской округи Симбирского наместничества числилось 356 душ крестьян и полученных в приданое за женой, Ириной Васильевной Неклюдовой, Уфимского наместничества Бугурусланской округи в деревне Аксаково 52 души крестьян. Его сын титулярный советник Тимофей Степанович Аксаков активно приобретал земли, чем упрочил материальное положение семьи. В 1792 году он купил земли башкир Ногайской дороги Яминской волости по реке Месели в Стерлитамакском уезде. В 1805 году Тимофей Степанович Аксаков приобрел у сестры Н.И. Куроедовой имение в селе Надеждино Белебеевского уезда. В 1811 году за ним числилось в селе Дмитриевском Белебеевского уезда 16 семей дворовых людей и в деревне Ивановке 30 крестьянских дворов, а также вместе с женой и сыном – имение в деревне Николаевке (Рыбная слобода) Уфимского уезда. В 1814 году Тимофей Степанович Аксаков передал дочери Надежде имение в деревне Пестровке и выселке Подлесном Стерлитамакского уезда с 430 душами крестьян. В 1824 г. он дал в приданое дочери Софье 633 души крестьян в деревне Подлесной Белебеевского уезда. Всего в 1824 году за ним числилось 1500 душ крестьян в Оренбургской губернии. В последующие годы количество крестьян уменьшилось. В 1831 году Тимофей Степанович Аксаков владел родовыми 700 душами в Корсунском и Ставропольском уездах Симбирской губернии, а также 415 душами в Бугурусланском, Белебеевском и Уфимском уездах Оренбургской губернии. Оставшееся после его смерти (в виде родового и благоприобретенного) имущество в Симбирском, Ставропольском, Бугульминском, Белебеевском и Бугурусланском уездах, было разделено в 1837 году между детьми. Поскольку их было много, то каждому достались сравнительно небольшие наделы. В XIX веке представители уфимско-самарской ветви продолжали покупать земли, хотя их однородцы из других ветвей приобретали новые земли преимущественно путем браков, в качестве приданого. Писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову, например, по разделу досталось имение в селе Дмитриевском (Надеждино) Белебеевского уезда с 300 душами крестьян. В 1843 году он приобрел имение Абрамцево Московской губернии. Кроме того, вместе с братом Н.Т. Аксаковым ему принадлежало 2700 десятин земли в селе Вешенки (Куроедово) Ставропольского уезда Самарской губернии. У его братьев и сестер владения были не менее значительными. Бугурусланский уездный предводитель дворянства Аркадий Тимофеевич Аксаков владел 4400 десятинами земли при селе Старое Аксаково (Троицкое) Симбирского уезда. В отличие от калужско-московской ветви, жившей преимущественно жалованием, самарско-уфимские Аксаковы во второй половине XIX века оставались состоятельными помещиками. Крупным землевладельцем являлся сын Сергея Тимофеевича Аксакова, губернатор Григорий Сергеевич Аксаков, ему принадлежало родовое имение в Уфимской губернии (в 1866 году – 4500 десятин земли и 460 душ поселенных на них крестьян). К 1873 году его земельные владения, располагавшиеся в той же Уфимской губернии, увеличились до 9000 десятин земли. Жена Григория Сергеевича Аксакова, Софья Александровна (урожденная Шишкова), также была весьма состоятельна, в том же 1873 г. за ней числилось 4200 десятин земли в Бузулукском уезде Самарской губернии. Значительными земельными участками и большим количеством крепостных владели в первой половине XIX века Аксаковы, принадлежавшие к тульско-рязанской ветви. Алексинский уездный предводитель дворянства Николай Иванович Аксаков получил по наследству имения в Алексинском и Богородицком уездах Тульской губернии (468 душ крепостных крестьян), в Ряжском и Спасском уездах Рязанской губернии (667 душ крестьян) и в Ветлужском уезде Костромской губернии (317 душ крестьян). Его сын, провинциальный секретарь Николай Николаевич был женат на Александре Филипповне, которая владела 4500 десятинами в Костромской губернии. Однако за внуком, горным инженером, так же Николаем Николаевичем, в 1868 году записано только 250 десятин земли с поселенными на ней 87 душами крестьян в Ряжском уезде Рязанской губернии. В формулярном списке другого внука Николая Ивановича Аксакова, штабс-капитана Василия Петровича Аксакова, относящегося к 1901 году, указано, что землей он не владеет. Таким образом, к началу XX века только уфимско-самарская ветвь рода Аксаковых сохранила крупные земельные владения.

На протяжении XVII–XVIII веков все упоминаемые источниками Аксаковы принадлежали к одному роду. Антропонимическая ситуация изменилась в XIX веке, когда вновь появились однофамильцы. Некоторые из них, возможно, являлись бывшими крепостными крестьянами Аксаковых, после освобождения от крепостной зависимости принявшими фамилию бывших владельцев. К началу XX века положение Аксаковых являлось противоречивым. Отдельные семьи юридически были признаны в древнем дворянстве, другие оказались причислены к выслужившим дворянский статус родам. Одни владели крупными земельными участками и занимали видное общественное положение, другие жили только на служебное жалование и находились в небольших чинах. Таким образом, род Аксаковых представлял собой модель всего дворянского сословия России.

Мой народ. Сероглазый король. Лист увядший. Н.Альтман. Мировое признание. Портрет Анны Ахматовой. Вашингтонский литературно-музыкальный музей. Мужество. Анна Ахматова. Царское Село. А.Ахматова в старших классах гимназии. Родилась 11 июня 1889 года. Любовь к жизни. Живописные портреты. Гумилев. Ю.Анненков. Безысходная боль. Какой была Анна Ахматова.

«Айтматов «Буранный полустанок»» - Проблема человечности и милосердия. Поэзия родного очага. Едигей Буранный. Боранлы. Чингиз Торекулович Айтматов. Космическая история. Проблема бережного отношения. Лейтмотив романа. Творчество Айтматова. Приобщение к литературе. Звания и награды. Приход в литературу. Легенда. Буранный полустанок. Проблема связи. Проблематика романа. Проблема памяти. Общественно-историческая проблема.

«Писатель Аксаков» - Валерий Ганичев. Мемориальный аксаковский знак. Марья Николаевна Аксакова (Зубова). Герб семьи Аксаковых. Дом родителей в Голубиной слободке не сохранился. Валентин Распутин. Мемориальный дом – музей С. Т. Аксакова. Михаил Чванов. Улица имени Аксакова. Аксаковский народный дом. Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября. Дом губернатора. Автобиографическая трилогия «Семейная хроника». Станислав Куняев.

«Алигьери» - Данте Алигьери Биография. Корыстолюбие - искусственная нищета. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Алигьери Данте. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией. Нет большей муки, чем воспоминание в несчастье о счастливом времени. Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины).

«Аверченко» - Переезжает в Петербург. Эмиграция. Начало литературной деятельности. Анализ рассказа. Юмор. Богачи. О появлении на свет. Фамилия главного героя. Смешение. Аверченко-подросток. Задорный "краснощёкий" юмор. Книги Аверченко. Король смеха. О детстве писателя. Знакомство с жизненным и творческим путём. Пантелей. Политический режим. Рассказ «Черты из жизни Пантелея Грымзина». Юмор писателя. Напоминание.

«Биография и творчество Анны Ахматовой» - Личность. Это интересно. Имя Анны Ахматовой. Высказывания об Анне Ахматовой. Цветаева. Поэты «Серебряного века». Похороны А.Блока. «Царственное Слово» Анны Ахматовой. Господи. Портрет Ахматовой. Ржавеет золото. Высказывания выдающихся людей. Смуглый отрок бродил по аллеям. Главные черты лирики. Королева – бродяга. Смертельна милость. Семья. Друзья. О.Мандельштам. Загадка популярности любовной лирики.

д.р.: 1791-10-01

русский писатель, литературный и театральный критик

Версия 1. Что означает фамилия Аксаков

Первая часть версии про Аксаковых верна на 100 процентов.
Не забывайте что Чингисхан и его потомки держали Русь в кабале более 300 лет. И естественно современные наследники фамилии Аксаковы, считающие себя русскими, не поддерживают версию происхождения от татар, даже более того опираются на ДНК. Но анализы на ДНК берут не из тех источников.
Скажу более слово аксак (хромой) не татарское. Татарами в старину называли всех не русского происхождения. Слово аксак --- тюркское (хромой). А тюркоязычные народы это и казахи и татары и киргизы и турки и тувинцы и якуты и азербайджанцы и еще полсотни нации и народностей!!!

Версия 2. Что означает фамилия Аксаков

Аксак по-татарски означает ’хромой’. (Ф).

Версия 3

Архивы,бархатная книга,поколенная роспись Долгорукого
П.Р.Р-Голубцова говорят,московский боярин Иван Федорович Вельяминов русский человек
потомок варяжского князя Шимона(Симона)Африкановича имел кличку (Аксак), по тюрски хромой.
В то время когда давали эту кличку было еще велико влияние орды.По этому назвали не хромой,
(он видимо был хромой) а(Аксак) и с тех пор в нашем роду фамилия не Вельяминовы,а Аксаковы.

Версия 4

Фамилия Аксаковых действительно произошла от тюркского прозвища (Аксак),что по татарски хромец. А вот досталась она
русским людям. Доказательством этому, потомки Аксаковых которые отпочкавались от Вельяминовых прошли ДНК тест
и получили ДНК Балтийских славян R1a1a1b1a1b

Версия 5

Фамилия Аксаков имеет очень интересную историю происхождения и относится к распространенному типу древнейших восточных фамилий, ведущих свое начало от тюркского прозвища Аксак. Подобные прозвища давались славянину, человеку, не имеющего никакого отношения к тюркам. Прозвище обычно касалось каких-либо личностных особенностей. В дальнейшем к прозвищу привыкали, и потомки наследовали его. Как правило, первоначальное значение слова, которое легло в основу прозвища, забывалось.

Фамилия Аксаков образована от прозвища Аксак, которое в переводе с татарского означает «хромой». Таким образом, фамилия указывает на внешние особенности предка.

Это прозвище и фамилия были довольно популярны в старину. Так, в «Ономастиконе» С.Б. Веселовского упоминаются: Иван Федорович Аксак Вельяминов, родоначальник фамилии Аксаковых (середина ХV века), котрому принадлежало село Аксаково на реке Клязьме Московского уезда; князь Дмитрий Григорьевич Аксак Морткин (1600 год).

Аксаковы (в старину также Оксаковы) происходят, судя по родословным книгам, от знатного варяга Шимона (в крещении Симона) Африкановича или Офриковича, - племянника короля Норвежского Гакона (или Якуна) Слепого, прибывшего в Киев в 1027 году с 3 тысячами дружины и соорудившего в Киево-Печерской лавре, на свои средства, церковь Успения Божией матери, где он и погребен.

Сын его, Юрий Симонович, был боярином при великом князе Всеволоде Ярославиче. У правнука Юрия Симоновича, Протасья Федоровича, был сын Вениамин. У Вениамина - Василий (прозвище Взолмень), московский тысяцкий. У Василия - сыновья: Юрий (Грунка), Феодор (Воронец) и другие. У Юрия Васильевича был сын Андрей-Феодор (Колома), у которого - 4 сына: Вениамин, Феодор (Пьяница), Александр (Телец) и Даниил (Соловец). У Вениамина Андреевича или Феодоровича было 2 сына: Феодор и Алексей (Великий) Вениаминовичи. У первого, Феодора, был сын Иван по прозванию Оксак, от которого "и повелися" Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы.

Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками, были в московских дворянах и были жалованы за свою службу поместьями от московских Государей. В XVIII столетии один из Оксаковых, Николай Иванович (родился в 1730 году, умер в 1802 году), служил при Екатерине II генерал-майором, губернатором в Смоленске и Ярославле. При Императоре Павле он стал генерал-лейтенантом: 28 октября 1800 года пожалован в действительные тайные советники, но, желая сохранить военный мундир, по собственной просьбе, был переименован в генерал-лейтенанты и назначен членом военной коллегии. в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Однако бесспорным является тот факт, что

Версия 6

Предок Аксаковых варяжский князь Шимон Африканович не был племянником шведского короля Олава1.Он был двоюродным внуком шведской королевы Эстрид(Астрид) ободритской.

Версия 7

В роду Аксаковых существует две ветви, одна Уфимско-Самарсуая, к ней относится С.Т. Аксаков писатель, вторая Московско-Калужская к ней относится М.Г.Аксаков летчик.
См.сайт:Aksakoff.ru

Версия 8

Вельяминов Иван Федорович Московский боярин имел кличку (Аксак) в 15в. Потомок варягов.
От него повелись Аксаковы.Но так как кличка (Аксак) хромой по татаски) то даже С.Б.Веселовский
приписывает Аксаковых к татарам. Я потомок
Вельяминова Ивана Федоровича, Аксаков прошел тестирование на ДНК которая показала
Русскую гаплогруппу. Прошу всех прежде чем опубликовывать материалы по родословию
надо ее знать.

Версия 9

В версии №3 говорится,что анализ ДНК берется не из тех источников. Кто это сказал не знает очевидно,что источники берутся
во всем мире из слюны.На этом и построен источник ДНК

Версия 10

Михаил Михайлович Аксаков - Kit No: 152907 в лаборатории Family Tree DNA США Хьюстон, прошел тестирование и получил гапло-группу Балтийских славян племени ободритов (R1a1a1g1c) R1a1a1b1a1b

АКСАКОВЫ

Писатели-патриоты

Писатели Аксаковы происходили из древнего дворянского рода и прославились своей любовью к Родине, которая проявлялась как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях, будь то стихотворения или повести, серьезное научное исследование или газетная передовица.

Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе, а его отец вместе с семьей и крестьянами перебрался в Оренбургскую губернию из Симбирской и обосновался в имении Новое Аксакове.

У Тимофея Степановича было двое детей - дочь и сын Сергей. Сережа поступил в Казанскую гимназию в 1801 году, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет.

В университете у Сергея Тимофеевича обнаружился интерес к литературе и он попробовал сочинять сам. Его первые стихотворные произведения были напечатаны в студенческом журнале. В 1807 году С. Аксакова приняли в «Общество вольных упражнений в российской словесности» при университете. Увлекался он и театром, принимал участие в студенческих спектаклях, а попав на спектакли гастролировавшего в Казани П.А. Плавилыцикова, он просто «заболел» театром.

Приехав в 1808 году в Петербург, Сергей Тимофеевич поступил на службу в комиссию по составлению законов. Но его интересы сосредоточивались на литературе и театре - и в этом кругу молодой Аксаков быстро завел обширные знакомства. В это же время в столице состоялся его литературный дебют: журнал «Русский вестник» напечатал басню С. Аксакова «Три канарейки». Занимался он и переводами: «Школа мужей» Ж.-Б. Мольера, «Филоктет» Софокла по французскому переводу Лагарпа.

В 1816 году Сергей Тимофеевич женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери суворовского генерала, и его семья стала быстро расти: сын Константин, дочь Вера, еще сыновья - Григорий и Иван. Всего у Аксаковых было десять детей. Родители уделяли большое внимание их воспитанию, отношения в семье все были очень теплыми, а атмосфера пропитана духовностью и любознательностью.

Весной 1821 года С.Т. Аксакова избрали в действительные члены «Общества любителей российской словесности» при Московском университете. С 1826 года Аксаковы стали постоянно жить в Москве.

Сергей Тимофеевич устроился цензором в Московском цензурном комитете. Во времена реакции требования к его работе были очень высокими, и избежать ошибок было невозможно. Так, в 1832 году разразился скандал из-за пропущенной Сергеем Тимофеевичем книжки И. В. Проташинского «Двенадцать спящих будочников». Дело дошло до царя, и Николай I отстранил Аксакова от цензорской должности.

С 1833 года бывший цензор стал инспектором Константиновского землемерного училища, при преобразовании которого в Межевой институт он стал его первым директором (1835–1838).

Но по-прежнему круг интересов Аксакова составляли литература и театр. В доме установился день дружеских встреч друзей, так называемые «аксаковские субботы», на которых бывали М.Н. Загоскин и А.И. Писарев, М.П. Погодин и Н.И. Надеждин, М.С. Щепкин и П.С. Мочалов, М.Г. Павлов. Бывал у Аксаковых и Н.В. Гоголь.

Вершиной раннего творчества С.Т. Аксакова стала небольшая повесть «Буран», в которой наметилась характерная для писателя манера описания переживаний человека через его восприятие природы, переданное в биографическом аспекте.

Появлявшиеся впоследствии книги развивали мастерство писателя. Огромный успех имели «Записки об уженье рыбы» (1847), побудившие автора написать «Записки ружейного охотника Оренбургской области» (1849).

Пятидесятые годы стали для Сергея Тимофеевича тяжелым испытанием. Он болезненно пережил смерть Гоголя. Болью в его сердце отозвалось и поражение русских войск в Восточной войне 1853–1855 гг. Но несмотря на все огорчения и потери, Сергей Тимофеевич упорно работает, и в период с 1856 по 1858 г. выходят книги, с которыми, он, собственно, и вошел в историю литературы: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Литературные и театральные воспоминания». Кроме художественных и литературных достоинств они обладают ценностью и как исторические документы.

В последний год жизни С.Т. Аксакова увидели свет «Собирание бабочек» и «Встречи с мартинистами». Умер Сергей Тимофеевич Аксаков в Москве в ночь на 30 апреля 1859 года. Особенно тяжело переживал смерть отца старший сын, Константин Сергеевич, который на нервной почве даже заболел чахоткой.

Константин Сергеевич, как и отец, рано почувствовал позыв к творчеству. Свои первые стихи он написал лет в 10–12, а в 15 он уже дебютировал в печати.

В 1832–1835 гг. он учился в Московском университете на словесном отделении и входил в кружок студентов и молодежи, объединившихся вокруг Н.В. Станкевича. Уже тогда он готовился к участию в общественной деятельности. Входивший в кружок Станкевича В.Г. Белинский привлек К.С. Аксакова к сотрудничеству в газете «Молва» и журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель» и «Отечественные записки».

Это было время увлечения Константина Сергеевича немецким романтизмом, поэтикой видений, грез и тайн. Он отдал дань традиции романтиков, посетив Германию и Швейцарию в 1838 году, а вернувшись, увлеченно переводил немецких поэтов.

Жизнь Константина Сергеевича перевернули две прочитанные им статьи - «О старом и новом» А.С. Хомякова и «В ответ А.С. Хомякову» И. В. Киреевского. Аксаков забросил свои переводы и включился в полемику, став одним из идеологов славянофильства. Пропагандируя свои идеи, он даже в одежде отказался от всего, принесенного с запада - сюртуков, шляп, фраков… Он сшил себе длиннополый зипун «святославку» и головной убор «мурмолку» и отпустил бороду, считая, что она «есть часть русской одежды». Одеваясь таким образом, он стал появляться в обществе, а иногда надевал еще сапоги и красную рубаху. Общественный резонанс был огромен. Молодые люди стали наряжаться в «мурмолки» и отращивали бороды. Однако «мурмолки» царили недолго: в 1849 году правительство, напуганное революционным движением в Европе и усмотревшее во внешних проявлениях известный образ мыслей, специальным циркуляром запретило дворянам ношение бород, а с братьев Аксаковых были взяты специальные расписки, в которых они обязывались не появляться в общественных местах «в русской одежде».

У славянофилов были большие трудности с изданием своих произведений, и многие из них ходили в списках. Константин Сергеевич увидел выход в преподавательской деятельности, считая, что с кафедры он сможет донести свои идеи до общественности. Для исполнения задуманного он защитил на степень магистра русской словесности диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка». Но в Московском университете места на кафедре не оказалось, а от места в Киевском университете он решительно отказался, т. к. одна мысль о возможности разлуки с родителями была ему невыносима.

Чтобы иметь возможность хоть каким-то образом выразить свои мысли, обратился к русской истории и ее древнейшему периоду: «Родовое или общественное явление было „изгой“?», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «О состоянии крестьян в Древней, Руси»; занимается филологическими исследованиями («О русских глаголах»).

После смерти Николая I цензура несколько ослабла, и славянофилы получили разрешение издавать журнал «Русская беседа» и газету «Молва», активным сотрудником которых стал Константин Сергеевич - Аксаков. Его публицистическая деятельность была яркой, но непродолжительной. «Русская беседа» незаметно «умерла», а «Молву» закрыли после язвительной статьи К.С. Аксакова «Опыт синонимов. Публика - народ».

Константин Сергеевич снова занялся филологией, увлеченно работая над «Опытом русской грамматики» и считал этот труд главным делом своей жизни. К сожалению, «главный труд» не был закончен, т. к. вскоре после смерти отца до того полный сил и имевший богатырско телосложение Константин Сергеевич начал таять на глазах и спустя всего полтора года умер на острове Занте. Иван Сергеевич перевез его тело в Москву, и прах Константина Сергеевича был похоронен в Москве рядом с отцом.

Иван Сергеевич Аксаков был третьим сыном Сергея Тимофеевича. Он закончил Петербургское Императорское училище правоведения, где готовили кадры для министерства юстиции, и поступил на службу в Уголовный департамент Московского сената. Он очень серьезно относился к своим обязанностям, работая по 16–17 часов в сутки. Но даже при таком каторжном труде он находил время для сочинительства (писал стихи) и исполнения сыновних обязанностей. Иван Сергеевич был преданным сыном и никогда не забывал о родителях. Даже находясь в отъезде, он каждые три дня писал им письма, в которых подробно рассказывал о том, где был, с кем встречался, что обратило на себя его внимание. Письма и стихи были как бы своеобразной отдушиной для него в рутине служебных дел.

Летом 1846 года Иван Сергеевич попытался опубликовать сборник своих произведений, но когда увидел, что сделал с его творениями цензор, понял, насколько он был наивен. В дальнейшем он печатал отдельные стихотворения в славянофильском «Московском литературном и ученом сборнике», в «Современнике». Его поэзия носила ярко выраженный гражданский характер и явилась предвозвестницей поэзии Н.А. Некрасова.

В 1849 году Ивана Сергеевича арестовали по подозрению в участии в тайном обществе, но никакого общества не обнаружили и, продержав Аксакова четыре дня под стражей, отпустили под негласный надзор полиции. Чтобы у Ивана Сергеевича не было времени и возможности славянофильствовать и осуждать столичное общество, ему нашли работу скучную и сложную: провести ревизию всего городского хозяйства Ярославской губернии, дать полное статистическое и топографическое описание недвижимого имущества и поземельной собственности, состояния служб, бюджета, промышленности, ремесел, делопроизводства и т. д. На выполнение этого задания ушло два года.

В январе 1851 года Аксаков был вынужден объясниться с министром внутренних дел по поводу своей поэмы «Бродяга», результатом которого стала отставка Ивана Сергеевича, навсегда расставшегося с государственной службой.

В 1852 году он издает первый том «Московского сборника» и отрывки из «Бродяги». Обе публикации вызвали недовольство цензуры, второй том сборника запретили, а рукопись конфисковали. Аксакову было лично государем велено представлять свои произведения в Главное управление цензуры в Петербурге, что было равносильно запрету печататься.

В 1853 году по просьбе Географического общества описать украинские ярмарки Иван Сергеевич уехал на Украину, где провел почти год.

«Исследование о торговле на украинских ярмарках» было удостоено большой медали Общества и «половинной» премии Академии наук. Во время Крымской войны, 18 февраля 1855 года, Аксаков записался в Серпуховскую дружину Московского ополчения, с которой дошел до Бессарабии, но принять участия в боевых действиях ему не довелось.

В 1857 году Иван Сергеевич поехал за границу, был в Мюнхене, Париже, Неаполе, Берне, Цюрихе. Тайно он посетил Лондон, где встретился с Герценом, и в последующие годы в герценовских изданиях появлялись статьи Ивана Сергеевича за подписью «Касьянов».

Вернувшись на родину, Иван Сергеевич издавал журнал «Русская беседа» и газету «Парус». Но журнал выходил нерегулярно, а «Парус» закрыли после выхода второго номера. В январе 1860 года Иван Сергеевич отправился в путешествие по славянским странам.

Вернувшись, он активно включился в общественную жизнь России: издает газеты «День» и «Москва», пишет для них передовицы, охватывая весь круг проблем внешней и внутренней политики правительства. Издание этих газет было нерегулярным и в конце концов прекратилось.

В 1872–1874 гг. И.С. Аксаков был председателем «Общества любителей российской словесности» при Московском университете. Он возглавлял «Московское славянское благотворительное общество», непосредственно участвовал в оказании помощи Сербии и Черногории, воевавших против Турции. С началом русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он помогал болгарским дружинам, собирал средства для приобретения и переправки им оружия.

На собрании «Московского славянского благотворительного общества» Иван Сергеевич позволил себе резко критиковать решения Берлинского конгресса и позицию на нем русской делегации, за что сам Аксаков незамедлительно был выслан из Москвы, а славянские благотворительные общества - распущены.

Славянские народы высоко оценили деятельность И.С. Аксакова: его именем названы улицы в Софии и Белграде.