Для чего нам нужны знания

В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила». Для чего же нужны знания человеку?

Стремление к знанию одна из основных черт человека. Еще в древности человек стремился познавать окружающую природу. Сначала это была практическая необходимость, нужно было добывать себе пищу, защищаться от диких животных. И люди начали изучать мир, в котором они жили. Первые знания имели очень большое значение для человечества: изобретение огня, календаря, выплавка металлов, приготовление пищи.

Итак, в первую очередь развивались естественные науки, которые имели практическое значение для жизни человека -география, физика, биология. Кроме того, людям всегда было интересно знать про самих себя. Законы взаимоотношений между людьми описываютгуманитарные науки: литература, обществоведение, право. Люди всегда стремились знать о своем прошлом - так появилась история. Эти знания часто бывают очень полезны: опыт наших предков помогает и в современной жизни. Стоит сказать и о математике. Эта наука является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами!

Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет«Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны», - сказал древний философ Эсхил. А И.В. Гёте по этому поводу думал, что … «недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».

В современном мире есть много источников знаний. Это и интернет, и телевидение, и радио, и журналы. Фома Аквинский писал, что знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника. Но книга по-прежнему остаётся одним из самых главных источников знаний. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Высокообразованными, эрудированными людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи, полководец Суворов, ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин и многие другие.

Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Знания не так легко достичь. Нужно очень стараться, приложить все силы. Иногда возникают преграды: сложно решить задачу, выучить что-то, найти нужную книгу, просто нет желания учиться… Но все эти трудности можно преодолеть. Главное собраться и немного потрудиться, ведь в итоге ты соберёшь ценные плоды. Наши знания – это путь к успеху.

Тот мощи достигнет, кто знанья достиг;

От знанья душой молодеет старик.

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет. (Фирдоуси)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Для чего нужны зоопарки.

Цель проекта: расширить кругозор учащихся в отношении существовании мировых сообществ по охране и защите животных определить значимость животных в жизни человека применять знания, приобретенные на дру...

Для чего нужны скороговорки?

Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...

Зачем нужно образование? Вроде бы понятно, что человек должен уметь читать, писать и считать. Но зачем? Зачем знать классическую русскую литературу? Неужели без нее нельзя прожить? Да, конечно же, можно. На вопрос, кто написал «Войну и мир», от студентки педуниверситета был получен ответ — «Достоевский«. И что? Не факт, что она выйдет замуж менее счастливо, чем те, кто знает правильный ответ. Скорее наоборот, потому что у умной и образованной девушки запросы более изысканные.

Большинство студентов налегают на учебу, в то время как их более успешные сверстники начинают работать. И, как показывает практика, когда первые заканчивают вуз с красным дипломом и в растерянности разглядывают объявления о найме, в которых указан обязательный опыт работы от года или двух, вторые успевают неплохо продвинуться по служебной лестнице. Так зачем нужно образование?

Ответ на вопрос о целях образования совершенно не очевиден. И если какой-то ученик начинает задавать вопросы, зачем ему нужна та или иная дисциплина, сформулировать убедительный ответ непросто. Обычно начинают говорить об утилитарной пользе, вроде того, что математика нужна, чтобы считать деньги, а русский язык – чтобы писать письма. На эти ответы следуют естественные возражения, что деньги и так сумеют посчитать, главное – были бы они, эти самые деньги; а письма можно вообще не писать. И их действительно пишут все реже и реже. А биология? Для того чтобы есть грибы, вовсе не нужно знать их место в линнеевской классификации. Физика? Для того чтобы пользоваться розеткой, утюгом, лампочкой или даже телевизором, знание теории электричества вовсе не нужно.

Многие считают, что высшее образование нужно для приличного заработка. Однако некоторые зарабатывают неплохо, имея лишь среднее. Может быть для профессионального роста или для социального статуса? Для общего развития или для осознания того, что ты не хуже других? Или кто-то из вас хотел испытать все радости студенческой жизни? А может быть есть такие, кто учится потому, что так хотят родители?

В 2007 году проводился опрос 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Был поставлен один вопрос: «Зачем нужно образование? Ради чего идут учиться в институт?» Мотивация людей была достаточно серьезная и обдуманная. 51% опрашиваемых стремились посредством получения высшего образования больше зарабатывать, 44% – после окончания ВУЗа занять более высокое положение в обществе, такое же количество получить знания, 36% хотели заниматься интересной работой, 26% учились для общего развития, 13% хотели пользоваться уважением окружающих людей, 9% решили учиться, потому что так принято, 6% пытались просто избежать армии, 3% решили отлично провести молодые годы, а 3% и вовсе не посчитали нужным получать высшее образование.

Вот наиболее распространенные мнения по этому вопросу:

  1. Диплом о высшем образовании вначале карьеры дает дополнительные плюсы для роста, своего рода толчок. Ну и если работаешь по профилю образования – помогает в работе. И конечно, диплом – это другой статус.
  2. Высшее образование нужно для общего развития, а вот пользоваться им или нет – личное дело каждого.
  3. Для того чтобы лучше ориентироваться в жизни. Это не только сумма знаний, но и образ мышления.

Существует еще одно распространенное мнение по поводу образования.

Если на вопрос «зачем нужно образование?» вы отвечаете: «для того, чтобы стать успешным человеком!», значит, вам нужно не образование, а умение пользоваться информацией.

Как правило, во всех вузах учат одному и тому же – умению добывать информацию и потом эту информацию умело использовать в жизни. Все формулы или исторические даты, которые вы так трепетно учили перед экзаменом, как правило, выветриваются из вашей памяти. А вот навык по добыванию знаний останется с вами навсегда. И теперь, если потребуется, вы без труда можете найти позабытые формулы в определенных источниках и произвести с ними нужные действия.

У некоторых людей этот навык работы с информацией врожденный. И они спокойно могут применять его на практике, как, например, основатель корпорации Майкрософт Билл Гейтс. Миллиардер поступил в Гарвард в 1973 году и был отчислен оттуда спустя два года. Это не помешало ему стать одним из самых богатых людей в мире. Через 32 года руководство университета решило задним числом сделать Гейтса своим выпускником, почтив таким образом его особые заслуги.

Те, кто не обладает способностями Гейтса, для развития навыков работы с информацией должны получать образование. Оно дает представление о различных аспектах организации знаний: методах их получения, классификации, передачи, хранения, защиты и т.д.

Итак, можно сделать некоторые выводы. Образование повышает шансы человека на успешную карьеру, а вместе с ней и на успешную обеспеченную жизнь. Можно поспорить с этим утверждением, сказав, что сейчас вокруг очень много обеспеченных или даже богатых людей, которые не имеют высшего образования. Да это так! Но они заработали свой капитал в эпоху перемен, когда лидерские качества ценились выше образованности. А сейчас когда ситуация с каждым годом становится все стабильнее на первое место выходят специалисты, имеющие багаж необходимых знаний. А их очень трудно получить, не имея образования.

1. Утилитарный: образование обслуживает потребности экономики и политики. Для экономики образование готовит работника, специалиста (рабочую силу), для политики (государства, власти) образование воспитывает, готовит лояльного, законопослушного конформиста.

2. Культурный: образование – это воспроизводство народа (в пределе – человечества).

Утилитарный подход к образованию определяет человека и его актуальную и будущую жизнедеятельность как средство для некоторых внешних для него целей. Культурный подход к образованию определяет человека как цель саму по себе. Если трактовать нравственность традиционно, по Канту, то нетрудно заметить, что утилитарный подход к образованию принципиально безнравственный, а культурный – принципиально нравственный. Утилитарный подход к образованию – это подход, безусловно, капиталистический, а культурный подход, конечно, коммунистический (если угодно, социалистический).

Для понимания существа проблемы полезна простая, «бытовая» аналогия. Зачем в семье ребенок? Ответ утилитарный: затем, чтобы он приносил пользу, работал по хозяйству (экономика) и почитал родителей (политика). Нетрудно заметить: это подход к ребенку, характерный для «традиционной», патриархальной семьи. Ответ культурный: затем, чтобы он жил собственной полноценной жизнью. Его собственная полноценная жизнь вполне может (и должна) включать в себя и принесение пользы, и почтение к родителям, но этим никак не исчерпывается.

При утилитарном подходе к образованию естественно, что всей сферой образования руководит государство, представляющее и власть и экономику. При культурном подходе к образованию сферой образования руководит общество, государство же здесь исполняет чисто служебные, а не командные функции. Главная задача государства здесь – не руководство образованием, а финансовое, материальное и организационное обеспечение его успешной, эффективной работы.

Большинство нынешних выпускников не трудятся по своей профессии. Учителя, преподаватели, инженеры, медики ввиду отсутствия мест или мизерной заработной платы работают секретарями-референтами, офис-менеджерами, администраторами, продавцами и т.д. Но ведь для того, чтобы отвечать по телефону, варить кофе, перекладывать бумажки со стопки на стопку и писать раз в месяц отчет, высшее образование совершенно не требуется. Тем не менее, работодатели хотят видеть у себя в штате уборщицу с дипломом специалиста, охранника со свободным владением английским языком. Оказывается, абсолютно всем нужна «корочка». А вот зачем нужно образование, большинство ответить так и не может. Для них – это вечный вопрос!

Посмотрим, как обстоит дело со знаниями.

Вот что мы находим в научной литературе о сущности знаний.

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание в широком смысле – субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

Знание в узком смысле – обладание проверенной информацией (ответами на вопросы) позволяющими решить поставленную задачу.

Знание (предмета) – уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нем, а также использовать для достижения намеченных целей.

Но как известно, официальная точка зрения не всегда является верной. Поэтому познакомимся с мнением народным. Вот точка зрения, которая имеет множество сторонников. Приведем ее в виде цитаты.

«Люди всегда стремились к умствованиям и любили рассуждать, любили думать и восхищаться своими мыслями. Они только не понимали, зачем они это делают, кому нужны их знания. Поэтому они решили, что их знания нужны другим людям, и стали раздавать их направо и налево. Но это были не знания, а убеждения, как точка зрения человека на какое-либо явление. Так пошла логическая цепочка знаний, которую мы закладываем в головы наших детей. Поэтому дети становятся похожими на нас. Мы лишаем их собственного мнения, собственного лица, собственного выбора. Ведь маленький ребенок не имеет знаний и не имеет убеждений. Поэтому он доверчиво слушает своих родителей. А что ему остается делать – кроме родителей мы никому не нужны. У родителей свои убеждения, свои стереотипы, которые они передают своим детям. При этом выдают свои убеждения за знания.

В чем смысл знаний? Зачем людям нужно везде совать свой нос? Где искать настоящих знаний? В природе? Она богата, например, лекарственными растениями, которые могут помочь всем живым организмам. Но люди придумали медицину, чтобы сохранить свое здоровье. Еще раньше они изобрели оружие, чтобы это здоровье потерять. Мы каждый день губим его всеми возможными способами и снова бежим к врачу. Стремление к знаниям и есть первое предубеждение человека. Единственный смысл в познании для человека заключается в том, чтобы обрести разум. Как долго мы шли к этому! Долгие столетия суеты и безумия, легкомыслия и заблуждений. Миллиарды бессмысленных книг и сотни ошибочных научных теорий. И ведь вся наука вместе с хитроумной системой образования абсолютно беспомощны перед маленьким существом, делающим первые шаги в жизни. Мы можем только убедить себя в том, что в этом не наша вина. И с таким убеждением продолжаем орать на ученика во время урока.

Новое поколение стройными рядами уходит в тюрьмы или ударяется в пьянство и наркоманию, они продолжают развлекаться с чувствами, и для них уже нет ничего ценного, кроме электронных безделушек. Мы, набитые знаниями, вынуждены потакать их желаниям, придумывая для них все новые игрушки.

Задумаемся о природе спора. Каждый из спорящих людей отстаивают свою точку зрения так неистово, что кажется, будто у каждого действительно есть знания. Тогда не понятно, почему они спорят! Если знания соответствуют действительности, то они одинаковы для всех. Мы живем не в параллельных мирах и спор при абсолютных знаниях абсурден.

Зачем люди выясняют друг с другом хитросплетения их отношений друг к другу? Почему экономические отношения внутри страны и с другими странами так запутаны, что необходимо изучить сотни книг, чтобы понять в них что-либо. Почему-то такие примитивные насекомые как пчелы могут производить меда в несколько раз больше, чем они могут потребить без всякой теории экономики. Может все наши знания по экономике являются предубеждениями о том, что человек не может работать бесплатно, ведь пчелы делают это успешно?

Можно ли в нашей науке найти такие знания, после освоения которых наш мозг больше не сомневался бы ни в чем, и мог ответить на любой вопрос, найти всему объективное объяснение и познать истину?

Половина всех человеческих знаний наполнены суевериями, а истиной назван Бог. Бог всех нас якобы создал и немного недодумал, а человек теперь мучается, ждет смерти и вечного царствия небесного. Учебники по философии, таким образом, являются сказками и былинами.

У человека нет абсолютных знаний о самом себе. Все, что есть – догадки и предубеждения. В психологии размыты представления о личности. Не точно определены такие понятия как сознание, осознание, стереотип, мышление, чувство, желание, воля. Выдуманы понятия психика и душа. Нет действительного представления о характере и темпераменте. В философии не представлены четкие знания о разуме и логике, справедливости, нравственности и морали. В биологии запутаны понятия рефлекс и инстинкт, а также ни в одной науке не описана работа мозга и сознания, и существует заблуждение, что мышление – это высшая нервная деятельность человека, а животные не думают, а запрограммированы инстинктами. К тому же в логике человек считается умным, если он выражается сложным языком научных терминов. Однако это просто невежество и высокомерие говорить, когда никто из слушателей тебя не понимает! В разумном обществе все имеют объективное представление обо всем, объективные знания, единые для всех, потому что они отражают действительность.

Кстати в нашей науке ни в одном предмете не прописан эгоизм, как смысл жизни. Мы называем всех людей личностями, не отличая это понятие от эгоизма. Видимо ученых всегда подавляли как государственные деятели, указывавшие им что писать, так и предыдущие их коллеги, заставлявшие опираться на свои труды и перечитывать сотни предыдущих книг, накручивая мозгу все больше и больше логических умозаключений.

Таким образом, наше чувство знания является обманом. Наши предубеждения – это стереотип мышления наших предков, которые заблуждались и передали нам свои заблуждения. Приведем пример. Вам рассказали, что ваш друг – предатель. Вы не знаете точно – так это или нет. Поэтому все будет зависеть от доказательств, которые вам представят. Первоначально вы сомневаетесь, и это уже означает, что на 50 процентов вам доказали, что это так. К тому же мозг сам и без вас приводит доказательства подлости друга, когда выдает вам воспоминания о тех моментах, когда вы подозревали его в предательстве. Так будет складываться предубеждение. Если вам приведут вескую улику, то уже сформируется стереотип, в котором ваш друг навсегда останется подлецом. И этот стереотип вы будете выдавать за чувство знания людей и их склонности к предательству. Но в действительности вы никогда точно не узнаете, предавал он вас или нет, даже если он сам расскажет вам об этом. Мозг воспринимает как действительность то, что дают органы чувств. Полную уверенность мы получим, если увидят глаза. Но глаза можно тоже обмануть. Когда у мозга нет абсолютных знаний, он воспринимает предубеждения как знания и сам предлагает ближайшие доказательства, которые выстраиваются в логические цепочки. Если эти цепочки противоречат друг другу, вызывают сомнения и страхи».

Не правда ли, эта точка зрения наполнена пессимизмом?

Кстати, недоверие к знаниям проявляется у большей части людей. Вот результаты небольшого опроса по вопросу, зачем нужны знания:

Число опрошенных

Чтобы устроиться на хорошую работу

Просто так, для красоты

Чтобы хвастаться

Вообще не нужны

Никто из опрошенных не связывает знания с такими высшими идеалами, как постижение законов Природы, совершенствование жизни человека и т.п. Может, конечно, респонденты не относятся к академическим научным кругам. Но эти круги как раз и составляют такое меньшинство, которое на фоне остальной части населения образует в статистическом плане просто шум, пренебрегаемую погрешность вычисления.

Вообще, отношение к знаниям портится у человека по мере его взросления. Чем больше знаний он приобретает, тем отчетливее в его голове формируется сомнение об их целесообразности. Когда тратишь массу времени на изучение чего-либо, где-то подсознательно рождается мысль, что все это не просто так, а ради каких-то реальных будущих дел. Раз уж в твою голову путем затраты огромного количества времени и сил вбиты знания классиков, гениев литературы, то ведь надо как-то оправдать эти затраты в практическом преломлении, иначе зачем это все было сделано? Естественно, делается это для того, чтобы, встав на плечи титанов, как-нибудь в приступе вдохновения выдать «на гора» что-нибудь разумное, доброе, вечное, да к тому же еще и актуально-современное. Возможно, учителя (во всяком случае, некоторые из них) придерживались в какой-то степени этих убеждений, но как-то не слишком настойчиво и последовательно. Они работали (и сейчас работают) под прессом спущенных сверху методик, программ и инструкций, в которых много говорится о том, как и какие знания нужно вбить в головы учеников, но мало говорится о том, а зачем, собственно, эти знания нужны, что с ними делать.

Существует и противоположная точка зрения на знания – оптимистичная. Приведем одну из ее интерпретаций.

«Чтобы идти вперед, нам нужны желания и знания о мире.

Желания – это топливо для нашего внутреннего «мотора». Без желаний, нам будет трудно сдвинуться с места для того, чтобы изменить статус-кво. Любое, даже самое незначительное испытание, будет внушать нам страх и тревогу. Разум послушно подскажет нам множество оправданий, почему то или иное действие невозможно, нежелательно или несвоевременно.

Человек, который по-настоящему хочет, не ищет оправдания. Он ищет возможности – а если не может их найти, сам их создает. Он не ждет одобрения или разрешения, он сам выписывает себе разрешение и ставит мир перед фактом: «Я этого хочу, и вы должны с этим считаться».

Но одних желаний недостаточно. Чтобы потенциал стал реальностью, а желания превратились в достижения, человек должен максимально эффективно использовать свои внутренние ресурсы и ресурсы окружающего мира. Для этого он должен объективно оценивать эти ресурсы. Ему следует знать свои сильные и слабые стороны, а также сильные и слабые стороны окружающих. Ему необходимо четкое и достоверное знание о том, как устроен мир, по каким механизмам он работает.

Каким бы сильным ни было наше желание, оно может осуществиться только в контексте системы вселенских законов. Сила нашего желания не отменит ради нас законы физики, химии, психологии или человеческой мотивации. Понимание роли законов и готовность сотрудничать с ними отличает действительно успешного человека от пустого мечтателя.

Мир кажется враждебным лишь людям, знание которых о мире неглубоко и непрочно. Только невежды посылают миру проклятия и хотят убежать от него в иной, идеальный мир. Реальность прекраснее и богаче, чем мы это представляем – но только для тех, кто готов трудиться, чтобы извлечь ее сокровища на поверхность».

Итак, две точки зрения – два полярных взгляда на знания. Полное неприятие знаний и вдохновенное благоговение перед ними – это реальность, в которой мы живем. Говорят, что истина всегда находится где-то по середине. Можно ли найти такую середину в данном случае, сказать сложно.

Действительно, наши знания несовершенны, и поэтому абсолютно доверять им нельзя. Однако других знаний у нас нет, и приходится довольствоваться тем, что есть. При этом все не так уж плохо. Мы запускаем в космос ракеты, ездим в автомобилях, живем в теплых домах, общаемся в Интернете. Да, ракеты могут взрываться, автомобили – ломаться, дома – рушиться, а Интернет – превращаться в информационную свалку. Но с такими явлениями мы можем успешно бороться, так что, в целом, знания приносят свою пользу. И полезность знаний определяет их ценность для нас.

Понятия «ценность» и «полезность» часто рассматриваются как синонимы. Однако это верно только в экономике. Вообще, ценность – это характеристика объектов и явлений, обозначающая признание его личностной и/или социально-культурной значимости. Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические, духовные, вечные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Можно заметить, что одни и те же знания для разных людей имеют неодинаковую ценность. Все дело в наших индивидуальных особенностях. Для человека с математическими способностями ценность высшей математики будет очень высока – она приносит материальную пользу и доставляет интеллектуальное удовольствие. Для людей, лишенных таких способностей, математика будет бесполезной. Соответственно, и никакой ценности она для них представлять не будет. Для музыканта ценна нотная грамота – он извлекает из нее пользу для себя, играя за деньги на скрипке или фортепиано. Для математика же, лишенного музыкального слуха, нотная грамота никакой ценностью обладать не будет – она для него бесполезна.

Конечно, данные рассуждения несколько упрощены. На самом деле картина значительно интереснее. Все понимают, что знания могут быть полезны и опосредованно. Например, математик-теоретик со своими знаниями высшей алгебры, теории групп и т.д. может найти такую физическую закономерность, которая будет полезной для всех остальных. И получается, что бесполезное для большинства знание математики обращается для них посредством математика-теоретика в полезность. Именно поэтому люди финансируют фундаментальные науки, поддерживают образовательные учреждения. Так знания становятся «вечными ценностями».

Случается, что ценные для человека знания не приносят ему никакой пользы. Это может произойти по многим причинам. Например, человек попадает на необитаемый остров и его знания античной философии становятся для него бесполезными. Или в результате политического переворота рушится идеология, ценная для большой части населения.

Может произойти и обратное, когда некоторые события делают для многих людей ценными знания, ранее для них никакой ценности не представлявшие. Так бывшие инженеры в условиях рыночной экономики становятся риелтирами, финансовыми брокерами и т.п. И кто знает, какие знания могут оказаться для нас полезными в будущем!?

Конечно, знания нужны для того, чтобы приносить человеку пользу. Но это лишь часть картины. В целом, наше суждение о знаниях формируется индивидуальными особенностями, системой ценностей и текущей ситуацией в обществе. Полезные на сегодняшний момент знания, как правило, имеют высокую ценность. Но ценное сегодня может потерять свою ценность завтра, и наоборот. Для обывателя ценность того или иного знания сугубо утилитарна. Для талантливого человека ценностью будут обладать знания, способствующие развитию его таланта. Есть творческие люди, для которых знания ценны просто сами по себе и т.д. и т.п. Поэтом на вопрос, зачем нужны знания и образование, каждый человек отвечает по-своему. И тут нет универсального ответа!

Теперь несколько слов об отличии знаний от информации.

Посмотрите, как легко получить недостающую информацию, например, о том, что такое знания! Щелкнул мышкой по гиперссылке – и информация перед твоими глазами. Не в голове, а на экране. Ты не знаешь, что такое знания, но ты знаешь как это узнать. А зачем тогда открывать книгу, или конспект? Зачем забивать себе голову? Нужно будет – и тут же прочитаю!

Вот и кажется, что вся разница между человеком образованным и необразованным, фактически, только в том, что у первого знания «в голове», а у второго – «на экране». Осталось понять, есть ли какие-либо преимущества у «знаний в голове» перед «информацией на экране».

Попробуйте применить с пользой для себя новую информацию. У вас уйдет уйма времени, прежде чем вы добьетесь первого успеха. А знающий человек сделает это очень быстро. У него в голове все уже «разложено по полочкам» сообразно оптимальным сценариям применения.

Возьмите любую незнакомую научную или техническую книгу. Придется изрядно попотеть, чтобы понять, что там написано. Возможно, для этого придется взять в руки еще ряд книг, разъясняющих написанное в первой книге. Информация превращается в знания далеко не сразу. Знание включает понимание информации. А понимание появляется только в результате успешного процесса обучения.

Чтобы процесс обучения был результативным, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, информация должна быть доходчивой. Во-вторых, она должна быть правильно структурирована. В-третьих, под рукой всегда должна быть дополнительная информация, которая может потребоваться для разъяснения непонятных терминов, концепций и методов. В-четвертых, изучаемая информация должна быть ассоциирована с уже изученной. В-пятых, по информации должен осуществляться поиск. Для обеспечения выполнения всех этих условий и была создана бэкмология.

Бэкмология помогает превращать информацию в знания. Те, кто хочет сэкономить массу времени на изучении экономики, менеджмента, психологии, организации бизнеса, могут положиться на бэкмологию – она позволяет существенно сократить процесс самообразования.

Развитие медицины и увеличение производства продуктов питания – важные, но далеко не единственные причины, которые определяли развитие биологии, делая ее необходимой для каждого человека. Природа дает людям источники для получения продуктов и материалов. Важно их свойства, местонахождения и сферы применения, чтобы правильно использовать для своего блага. Во многом биология является исходным источником таких знаний.

Перед биологической стоят такие задачи, как: побороть болезни века и , создать эффективные вакцины, обеспечить продуктами питания, исправить генетические дефекты, преждевременное старение, сохранить чистоту водоемов и прозрачность воздуха, уберечь почву от эрозии, а леса – от уничтожения. Биологические знания – обязательный компонент общечеловеческой культуры, основа формирования научной картины всего мира.

Видео по теме

Многим кажется, что изучение математики в школе может быть сведено к минимуму. Зачем осваивать столько непростую науку, когда есть калькуляторы с многочисленными функциями? Тем более, что иногда она дается с трудом. Но еще Ломоносов указал на то, что математика приводит в порядок ум. Также она развивает мышление ребенка, логику, анализаторские способности, тренирует память и внимательность.

В закладывается фундамент математических знаний ребенка. Но на сегодняшний день, к сожалению, учителя и школьные методисты очень мало уделяют внимания содержанию данного курса. Вид преподавания математики в школе сложился еще 50-60 лет назад. Он отражает систему педагогических, психологических и математических взглядов того времени.

Часто родители и дети задают учителям вопрос, для чего в начальной школе? Во-первых, математика развивает и формирует мышление ребенка. Изучение данной науки позволяет увидеть, как одно явление в мире связано с другим. Она поможет научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, математика способствует развитию творческого потенциала ребенка. Казалось бы, какая тут связь? Но данная точная наука способствует знакомству детей с методичной работой, без которой не мыслим ни один творческий процесс.

В-третьих, математика обучает находить не только простые, но и оригинальные способы выхода из любой ситуации. Действовать по шаблону сможет любой человек. Но стоит изменить некоторые условия в задаче, как некоторые тут же теряются, не представляя, дальше. Такая ситуация характерна не только для математических заданий, но и жизненных. Умение сопоставлять факты, находить знакомые формулы и применять их в самых неожиданных ситуациях – вот какие способности развивает изучение математики в школе.

Именно уроки математики в начальной школе объясняют ребенку, формы и размер, как можно ориентироваться в пространстве, каким образом подойти к решению той или иной задачи. Такие уроки помогают малышам научиться думать и развивают их интеллект, учат пользоваться логическим и пространственно-геометрическим мышлением. Математика обязательно должна являться одним из элементов в воспитании ребенка.

Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение «единственной известной роскошью». Великий писатель неправ в одном: общение с себе подобными для человека – не роскошь, а насущная необходимость.

Человек существует в двух ипостасях – индивидной и личностной. Индивид – это понятие биологическое. По своим биологическим характеристикам человек весьма близок к некоторым другим высшим приматам – в частности, к шимпанзе.

Кардинальное отличие человека от других животных заключается не в индивидных, а в личностных характеристиках. Если индивид – результат биологической эволюции, то личность – продукт эволюции социальной, поэтому личностные характеристики, в отличие от индивидных, не даются от рождения, а формируются в процессе социальной жизни во взаимодействии с другими людьми.

Какую роль играет это взаимодействие в жизни человека, яснее всего проявляется на примере людей, которые были лишены общества себе подобных.

Становление человека

Оценить в полной мере ту роль, которую играет общение с другими людьми в становлении человеческой личности, помог «феномен Маугли». Речь идет о людях, которые с раннего детства были изолированы от людей.

В 1800 г. в лесу Сан-Серни-сюр-Ранс (Франция) был найден странный мальчик. На вид ему было 12 лет, но он не умел говорить, не носил одежды, передвигался на четвереньках и боялся людей. Был сделан закономерный вывод, что ребенок с раннего детства был лишен человеческого общества. Врач Ж.Итар занимался с мальчиком, получившим имя Виктор, в течение 5 лет. Виктор выучил несколько слов, научился опознавать некоторые предметы, но на этом его развитие закончилось, и на таком уровне он оставался вплоть до смерти в 40-летнем возрасте.

Не менее печальной была история американской девочки Джинни, которую психически больной отец с младенчества до 13 лет держал в затемненной комнате, в полной изоляции. Специалисты начали работать с девочкой в 1970 году, но особых успехов не достигли: Джинни попала в приют для душевнобольных, жить среди людей самостоятельно она так и не научилась.

Историй такого рода немало, но неизменно печален: люди так и не смогли обрести подлинно человеческий облик, оставаясь в животном состоянии.

Сохранение человеческого облика

Обретение личностных характеристик и социальных навыков не гарантирует их пожизненного сохранения. Как и любые навыки, они требуют постоянной тренировки, а при отсутствии таковой утрачиваются.

Каждый может проделать несложный опыт, проведя некоторое время в полной изоляции (например, на даче). Уже через две недели будет трудно припомнить некоторые слова. Впрочем, из-за двухнедельной изоляции ничего страшного не произойдет: вернувшись в общество себе подобных, человек восстановится за считанные дни.

В худшем положении оказывались жертвы кораблекрушений, вынужденные годами жить на необитаемых островах. Шотландец А.Селькирк, ставший прототипом Робинзона Крузо, сохранил речевые навыки благодаря тому, что ежедневно читал вслух Библию. Тем не менее, через 4 года одиночества он не сразу смог заговорить с моряками, которые его спасли. Известны случаи, когда люди жили на необитаемых островах дольше А.Селькирка, и тогда изменения личности оказывались настолько глубокими, что ни о восстановлении речи, ни о возвращении к нормальной жизни речь уже не шла.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что человек нужен человеку для обретения и сохранения подлинно человеческих качеств. В изоляции от себе подобных ни то, ни другое невозможно.

Источники:

  • Палмер Дж. Одичавшие дети в 2019

Человечество неразрывно связано с окружающей его природой. Вне естественной среды обитания люди просто не могут существовать. Все производство на планете базируется на использовании природной составляющей - полезных ископаемых, источников энергии и т.д.

Природа является основой жизнедеятельности как отдельных людей, так и общества в целом. Вне природы для человека жизнь невозможна. Даже на космических кораблях люди пользуются предметами, дышат воздухом, употребляют пищу, полученную в результате переработки природных благ.

Осознавая всю важность природы, как необходимого условия существования, люди должны бережно к ней относиться. Здесь главным принципом должен стать «Не навреди!». Бездумно уничтожая и загрязняя природные ресурсы, люди ухудшают собственные условия обитания. Помимо производственного значения, природа играет оздоровительную, эстетическую, научную роль.

Человек во взаимосвязи с природой

Человеческий организм - биологический объект и подчиняется законам природы. Вся совокупность природных условий (атмосфера, почва, животный, растительный мир и т.д.) составляет географическую среду обитания человека. Благодаря особенностям географической среды происходит разделение труда - в одних регионах больше занимаются рыбной ловлей, в других - животноводством, в третьих - добычей полезных ископаемых. Первые цивилизации возникали в местах с наиболее благоприятной природной средой - там, где был теплый климат, много плодородной земли и достаточно воды.

Общество в рамках природной среды

Изучая природные явления, люди смогли сформировать основные научные постулаты, использование которых позволило разработать новые технологии. Опыт и знания, полученные в процессе наблюдения за природой, позволили человеку создать искусственную среду обитания и расселиться из стран с теплым климатом далеко на север. Современные люди живут в крупных городах, пользуются автомобильным транспортом, обихода. Всё это существует благодаря ученым, которые изучали природу, и создано на основе природных материалов. Даже синтетические ткани создаются из продуктов переработки нефти - природного полезного ископаемого.

Помимо всего прочего, природа выполняет оздоровительную и эстетическую функцию. Наблюдая за небом, морем, полями и другими ландшафтами, художники пишут картины, композиторы сочиняют музыкальные произведения. Даже обычные заводские рабочие на выходных стремятся выехать за город, отдохнуть от ежедневной суеты и прикоснуться к природе. Чтобы поправить здоровье, люди едут в санатории и посещают бальнеологические комплексы, расположенные в местах с уникальными природными условиями.

Видео по теме

Инструкция

Роль трудно переоценить, ведь науки, входящие в ее состав, подробно изучают жизнь всего живого на Земле во всех ее проявлениях: строение организмов, их поведение между собой, а также взаимосвязь с окружающей средой. Современная объединяет в себе следующие фундаментальные понятия: клеточная теория, гомеостаз, генетика и энергия. В настоящее время самостоятельными разделами биологи стали следующие: ботаника, зоология, микробиология, вирусология, анатомия. Все они одинаково важны и представляют собой целый комплекс ценных фундаментальных знаний, накопленных человечеством за все время его существования.

Современная биология прочно вошла в такие науки как социология, экология и, конечно же, медицина. Биология, как и любая другая наука, постоянно пополняется теми или иными новыми знаниями, открытиями, исследованиями, которые трансформируются в новые биологические законы и теории. Именно современная биология помогла медицине найти необходимые способы в борьбе с бактериологическими и быстро распространяющимися вирусными заболеваниями. Именно благодаря этой науке, человечеству удалось побороть такие жизненно опасные заболевания как холера, чума, брюшной тиф, оспа, сибирская язва и т.д.

Криминалистика , строительство, сельское хозяйство, освоение космического пространства. Знания биологии в этих сферах жизни просто необходимы. Нестабильная экологическая обстановка на планете требует определенного переосмысления производственной деятельности, что позволяет современной биологии перейти на принципиально новый уровень. Ведь ежегодно в мире случаются крупномасштабные экологические или техногенные катастрофы, поражающие как маленькие, так и большие государства, и вызванные существующими социальными и экономическими противоречиями современного общества.

Само название - «биология» - произошло от совмещения греческих слов bios и logos, что означает «учение о жизни». Термин был предложен в 1802 году французским журналистом Ламарком и немецкий ученым Тревиранусом.

Объект исследования биологии

Как и всякая другая наука, имеет свой объект исследования, являющийся ее отличительной чертой – она исследует живые системы, как существующие на Земле сейчас, так и вымершие в другие геологические эпохи. По определению ученых, все живые системы на Земле характеризуются наличием метаболизма, способностью к саморегулированию и самовоспроизведению. Биология - это целый комплекс нескольких более узкоспециализированных наук, объектом изучения которых является живая природа Земли от растений до человека, во всем многообразии ее форм и проявлений.

В зависимости от предмета изучения, биология подразделяется на отдельные области. К примеру, ботаника изучает строение и свойства растений, зоология – наука о животных, анатомия исследует внутреннее строение организма, эмбриология – внутриутробное развитие животного или человека с момента зачатия до рождения, а общая биология – закономерности организации и развития живых систем в целом и т.д.

Методы научного познания

Как и всякая наука, биология использует определенные методы исследований. Существует несколько основных универсальных методов познания, применяющихся во всех науках:
- наблюдение - метод, способствующий сбору информации при помощи приборов или визуально;
- эксперимент – метод, дающий возможность проверить наблюдение и возникшие предположения при помощи опытов;
- моделирование – метод, при котором создается модель, ведущая себя как объект исследования.

К универсальным методам относится также формулирование и решение проблемы, выдвижение гипотезы и возникновение теории. Проблема – задача, ведущая к получению новых научных знаний и требующая сбора данных, их систематизирования и анализа. Гипотеза - предположение, проверяемое экспериментальным путем. Критический анализ гипотез, возникающих в процессе изучения полученных фактов и установления причинно–следственных связей событий и явлений, позволяет сформулировать законы. Согласно определению, теория – есть обобщение основных положений относящихся к определенной области научных знаний. Получение новых фактов может способствовать развитию или опровержению теории.

Различные науки используют также частные методы познания, к примеру, биохимический, позволяющий выявить явления, происходящие в организме человека с точки зрения химии, или палеонтологический, выявляющий родство между ископаемыми организмами, обитавшими в разные геологические эпохи. Некоторые из универсальных и частных методов использует и биология.

Видео по теме

Я видел много успешных компаний, которые тратили массу ресурсов на разработку стратегий воздействия на потребителей. А вот людей, закончивших курсы «профессиональных покупателей», пока что не встречал. Силы явно не равны. Предлагаю разобраться в том, как нами манипулируют, подталкивая к совершению быстрых и импульсивных действий.

1. Привлекательная внешность

Если нам нравится то, как человек выглядит, мы автоматически начинаем приписывать ему положительные черты: например, честность, надежность, наличие чувства юмора. Особенно активно это происходит на стадии знакомства: хочется нарисовать максимально подробный портрет, информации не хватает, приходится строить гипотезы. И изменить первое впечатление крайне сложно – даже если у вас будет такой шанс.

Психологи Гарварда поставили эксперимент: одна группа студентов училась у профессора на протяжении всего семестра, другая видела его в течение 10 секунд – в видеоролике без звука. Мнение учившихся у преподавателя студентов совпало с первым впечатлением испытуемых, посмотревших ролик. Это в очередной раз доказывает: мы – это то, как мы выглядим. Или как минимум то, что на нас надето.

Симпатичным или даже красивым может быть не только человек, но и сайт компании или косметический салон. Это, безусловно, аргумент в их пользу, но он должен быть решающим только в том случае, если внешний вид – единственное, что вам необходимо для принятия решения.

2. Принцип дефицита

Если получить желаемое сложно или в принципе невозможно, это только увеличивает для нас его ценность. Сумка Hermès может стоить несколько тысяч фунтов и доставляться лишь спустя два года после заказа. И это вовсе не потому, что производственные мощности Hermès не позволяют выпускать нужное количество сумок.

Помните: схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант

Другой пример: в свое время население Европы пытались приучить к картошке. Только когда крестьянам было сказано, что картошка – собственность государства, а поля огорожены и взяты под охрану, картошку стали незамедлительно воровать, есть и выращивать.

С использованием техники дефицита мы ежедневно сталкиваемся в интернете. Сайт по бронированию отелей настойчиво предупреждает, что осталось всего несколько номеров, счетчик отсчитывает время до конца акции. Принцип дефицита вгоняет нас в состояние легкой паники: надо брать, а то не успею! – и толкает на импульсивные покупки. Чтобы этого избежать, помните о том, что, схватившись за первое попавшееся предложение, вы можете упустить лучший вариант.

3. Предварительное согласие

Как правило, мы стараемся быть последовательными: если объявили о чем-то во всеуслышание, то повести себя наперекор сказанному будет очень сложно, даже спустя некоторое время.

Поэтому обычно нас просят сделать маленький шажок навстречу и согласиться с чем-то незначительным, после чего переходят к основной просьбе. Просто попросив денег на защиту окружающей среды, велик риск получить отказ. Но что, если сначала спросить: «Вам важно состояние окружающей среды?» Человеку, ответившему «да», сложно будет отказать в пожертвовании.

Взяв в руки вещи или оставив личную почту, вы вроде бы не берете на себя никаких обязательств, но в будущем это может быть использовано, чтобы на вас надавить. Попав в подобную ситуацию, помните: даже дав предварительное согласие, вы всегда вправе отказаться.

4. Возможность выбрать «меньшее из зол»

Оказывается, и первоначальный отказ может стать стимулом к дальнейшему согласию. Так работает принцип «меньшего из зол». Сначала нам предлагают купить что-то дорогое, а когда мы отказываемся, делают более умеренное предложение.

Представьте ситуацию: вам предлагают приобрести дорогую технику. Вы отказываетесь. Продавец: «Может, хотя бы возьмете батарейки для пульта? Ведь их вечно не хватает…» Вероятность того, что, отказав в первый раз, вы согласитесь во второй, достаточно велика. Вы чувствуете, что вам уступили, не став настаивать и убеждать. У вас рождается потребность отблагодарить, купив чего-нибудь взамен.

5. Акцент на схожести

Нам нравятся похожие на нас люди, а также те, кто разделяет наши интересы и взгляды. Бессознательно мы склонны доверять людям «своего круга». Незнакомцев же мы относим к этому кругу по самому доступному для оценки параметру – одежде.

Мошенники давно пользуются этим. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда прилично одетый человек или семейная пара просят деньги на улице, ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства. Их шансы получить деньги «на проезд» значительно выше, чем у настоящего бездомного.

Сближает не только внешний вид, но и наличие автомобилей одной марки или участие в одном и том же сообществе социальной сети. Но как бы ни был похож на вас продавец, помните: жить вам придется не с ним, а с той вещью, которую вы у него купите.

6. Ставка на авторитет

Мы доверяем тому, что говорят влиятельные люди. При этом зачастую экспертом становится тот, у кого есть для этого необходимые атрибуты.

В рамках эксперимента одного и того же актера представляли трем разным группам людей как «студента», «лаборанта» и «профессора» из Оксфорда. После участников попросили оценить его рост. «Профессор» показался испытуемым на 12 сантиметров выше, чем «студент». Если статус эксперта обманывает наше зрение, он обманет и мышление.

Обязательно проверяйте реальный статус эксперта, в особенности если это касается важного для вас вопроса.

7. Зависимость от социального одобрения

Нам нравится, когда наши действия одобряются, а предпочтения разделяются другими. Именно поэтому мы скорее заглянем в переполненный ресторан, чем в пустой.

Чтобы получить необходимый эффект, достаточно продемонстрировать, что точка зрения популярна в обществе. Именно поэтому на большинстве сайтов можно встретить раздел «Наши благодарные клиенты».

Социальное одобрение может побудить нас даже к противоправным действиям. Известный американский психолог Роберт Чалдини как-то предложил установить в парке запретительную надпись: «Многие посетители уносят с собой на память куски окаменелых деревьев, уничтожая природу...». И число хищений возросло почти в четыре раза! Пытаясь обозначить неправильность воровства, эта надпись скорее «узаконила» его, ведь, как оказалось, «все так делают».

Часто то, что мы считаем мнением большинства, – просто боязнь высказать свое мнение и стать первым

Другой пример использования этой техники – закадровый смех в сериалах. Несмотря на то что почти всех он раздражает, по результатам многочисленных исследований этот смех нужен: так шутки действительно начинают казаться более смешными.

Важно понимать: часто то, что мы считаем мнением большинства, – просто боязнь высказать свое мнение и стать первым. Вам знакома ситуация, когда на совещании никто не осмеливается возражать, и лишь когда самый смелый высказывает противоположную точку зрения, остальные начинают его поддерживать? Вспоминайте о своей тяге к социальному одобрению и не идите наперекор себе и своим желаниям.

8. Игра на чувстве благодарности

Согласитесь, когда вы получаете пусть даже небольшой подарок, вам, скорее всего, хочется отблагодарить дарителя (причем совершенно неважно, испытываете ли вы к нему теплые чувства и нужен ли вам подарок как таковой).

На этом построена вся индустрия промоакций, экскурсий на фабрики и дегустаций: получив подарок, человек начинает думать (пусть и не осознавая этого), что должен что-то купить взамен.

Если вы чувствуете, что в силу вашего характера даже маленький сувенир вынудит вас на ответную и несоразмерную благодарность в виде покупки чего-то ненужного, не берите его.

9. Использование аргументов

Социальный психолог и автор теории осознанности Элен Лангер провела эксперимент с посетителями библиотеки, стоявшими в очереди к копировальной машине. 94% испытуемых согласились пропустить ее вперед, услышав: «У меня пять страниц. Не могли бы вы пропустить меня, потому что я спешу?» Интересно, что причиной согласия послужил не маленький объем копий. На просьбу «У меня пять страниц – не могли бы вы пропустить меня?» откликнулись только 60% испытуемых. Все дело – в наличии фразы «потому что».

По сути, нам безразлично, в чем заключаются причины: мозгу важен только факт, что мы узнали об их наличии. Если просьба необременительна, то, услышав «потому что», мы не тратим время на анализ содержания аргумента, а сразу готовы идти на уступки.

Будьте внимательны: действительно ли выдвигаемые доводы весомы, или это лишь замаскированные пустышки?

10. Комплименты

Многочисленные исследования доказывают, что сказанный в нужный момент комплимент увеличивает шансы на покупку. В ситуации выбора мы часто испытываем неуверенность: что лучше взять – то или это? Метания могут закончиться тем, что мы просто уйдем из магазина. Но если именно в этот момент консультант похвалит наш выбор и чувство стиля, сконцентрировав наше внимание на одной вещи, то, скорее всего, мы уйдем с покупкой.

Нами правит жажда комплиментов. Если вы пришли на работу с новой стрижкой, то, скорее всего, запомните всех, кто похвалил вашу прическу (даже тех, кто ограничился фразой: «О, отличная стрижка»).

В случае с комплиментом лучше всего понять, с какой целью он был сделан, а потом просто продолжать наслаждаться им.

***

К счастью, от перечисленных выше уловок мы чаще всего защищены тем, что большинство людей и компаний применяют их с ошибками, которые снижают наше желание идти на уступки. Манипуляции на основе социальных норм очень дешевы в использовании, но научиться применять их правильно сложно.

Теперь, когда вам знакомы основные манипулятивные ловушки, осталось только научиться вовремя их замечать и избегать.

Об авторе

– психолог, партнер в компании Eldey Consulting Group .