Технологический институт – филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА»

Инструкция

по формированию индивидуального плана преподавателя

Димитровград – 2011

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для работников образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования , осуществляющих педагогическую деятельность, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, в пределах которого преподавателями выполняется учебная, учебно-методическая, организационно – методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа и повышение квалификации, планируемые в часах.

Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава филиала по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Объем различных видов работ, выполняемых каждым преподавателем, устанавливается в зависимости от характера контингента обучающихся, необходимости его участия в учебной, научной, методической и воспитательной работе, а также с учетом индивидуальных возможностей преподавателя в наиболее эффективном выполнении того или иного вида работ.

Основным документом, определяющим объем и виды работ каждого преподавателя, является индивидуальный план , составляемый на текущий учебный год, в который вносится планируемая ему учебная, учебно-методическая, организационно – методическая, научно-исследовательская и воспитательная работа, повышение квалификации.


Индивидуальные планы утверждаются до начала учебного года. Объем всех видов работы преподавателя планируется в строгом соответствии с нормами времени, утвержденными в филиале.

Индивидуальные планы преподавателей и отчеты об их выполнении рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заместителем директора по учебной работе. В течение года в индивидуальный план могут быть внесены изменения, связанные с производственной необходимостью.

Все виды работ индивидуального плана определяются с указанием трудоемкости в часах. Важно, чтобы все виды работ были четко сформулированы, имели форму отчетности и сроки выполнения.

Индивидуальный план оформляется на типовом бланке в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в УМО ВУЗа, второй – на кафедре, третий – находится у преподавателя.

По итогам работы по индивидуальному плану каждый преподаватель отчитывается на заседании кафедры 2 раза в год – в конце осеннего и весеннего семестров. Заключение кафедры о работе преподавателя фиксируется в протоколах заседания кафедры и в его индивидуальном плане, хранимом на кафедре.

Ответственность за достоверность информации, ведение и своевременное заполнение индивидуального плана несет преподаватель.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Основным планирующим документом каждого преподавателя, определяющим все виды его деятельности на учебный год, является индивидуальный план работы.

Индивидуальный план преподавателя состоит из двух основных частей:

1 – первая половина дня – включает учебную работу преподавателя в первом и втором семестрах (согласно учебной нагрузке);


2 – вторая половина дня – включает учебно – методическую, организационно – методическую, научно – исследовательскую и воспитательную работу, повышение квалификации, другие виды работ.

Общая нагрузка преподавателя на 1,0 ставку составляет 1540 часов.

Годовая норма учебной нагрузки первой половины дня преподавателя – 900 часов. По решению ученого совета она может снижаться деканам, заместителям деканов, председателям методических советов факультетов, административным работникам, заведующим кафедрами, ответственным за НИР и НИРС.

Расчет второй половины дня преподавателя проводится по формуле:

Общая нагрузка - учебная нагрузка на ставку = нагрузка по второй половине дня.

Например: 1540 часов – 900 часов = 640 часов

Если учебная нагрузка больше или меньше одной ставки расчет делаем по приведенному примеру:

1.Рассчитываем занимаемую долю ставки: 1200/900=1,3

2. Делаем расчет общей нагрузки исходя из 1.3 ставки: 1540*1,3=2002 часа.

3. Рассчитываем вторую половину дня: = 802 часа.

802 часа распределяем по видам работы исходя из норм времени.

Если по приказу норма учебной нагрузки меньше средней по вузам расчет ведем от этой нормы. Разницу в учебных часах планировать во вторую половину дня по той работе, по причине которой произошло изменение.

Например: учебная нагрузка декана 650 часов. Разница со средней в 250 часов. Эти часы планировать во вторую половину дня за руководство факультетом.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Индивидуальный план содержит следующие разделы:

1. Первая половина дня:

1.1. учебная работа I семестра;

1.2. учебная работа II семестра.

2. Вторая половина дня:

2.1.учебно – методическая работа

2.2. организационно – методическая работа

2.3. научно – исследовательская работа

2.4. воспитательная работа со студентами

2.5. повышение квалификации

2.6. другие виды работ.

Первый раздел индивидуального плана «Учебная работа» (пункты 1.1 и 1.2) представляет собой карточку учебных поручений по полугодиям. Он заполняется в строгом соответствии с учебной нагрузкой преподавателя путем ее деления на 1 и 2 семестры в соответствии с рабочими учебными планами и графиками учебного процесса.

Раздел «Учебно – методическая работа» (пункт 2.1) включает мероприятия, направленные на совершенствование форм и повышение качества образовательного процесса, методическое и методологическое обеспечение образовательного процесса (подготовка методических пособий и других видов методических разработок для абитуриентов, слушателей, студентов, подготовка учебно – наглядных пособий, постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ , стендов и пр.). Обязательным для каждого преподавателя является включение в раздел «Учебно – методическая работа» разработки или внедрения интерактивных методов обучения, электронных учебников (в соответствии с трудовыми договорами , должностными инструкциями).

В данный раздел могут быть включены следующие виды работ:

Таблица 1- Нормирование учебно – методической работы преподавателя в часах


Виды работ

Норма времени

Подготовка к лекционным, практическим, семинарским

и лабораторным занятиям

1. Подготовка к лекциям по дисциплинам, вновь вводимым учебным планом или проводимым впервые

До 6 часов на 2-часовую лекцию

2. Подготовка к лекциям (повторно)

До 1,5 часа на 2-часовую лекцию

3. Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям по курсу, преподаваемому впервые

До 3 часов на 2-часовое занятие

4. Подготовка к практическим, семинарским и лабораторным занятиям (повторно)

До 0,5 часа на 2-часовое занятие

5. Подготовка к открытым занятиям:

По новому курсу дисциплины

По известному курсу (повторно)

До 8 часов

До 4 часов

6. Постановка новой лабораторной работы

До 40 часов

7. Разработка чертежей (схем), таблиц для раздаточного материала к учебным занятиям

1 час на 1 ед.

8. Подготовка иллюстрационного материала (плакатов, таблиц)

5 часов на 1 ед.

Написание и переработка учебников, учебных пособий ,

сборников упражнений и задач лабораторных практикумов,

других учебно – методических материалов


1. Написание учебников, учебных пособий с грифом УМО:

До 100 часов на 1 п. л.

До 35 часов на 1 п. л.

2. Написание учебников, учебных пособий с грифом Минобразования России (без дополнительной оплаты):

По вновь вводимому курсу и составляющихся впервые,

Переработка ранее изданных учебников и учебных пособий

До 150 часов на 1 п. л.

До 50 часов на 1 п. л.

3. Разработка и написание учебно-методических материалов для внутривузовского издания по вновь проводимым дисциплинам (методические указания и контрольные задания на самостоятельную работу по конкретной дисциплине, методические указания по выполнению РГР, по курсовому проектированию , производственной практике, по выполнению ВКР)

До 70 часов 1 п. л.

4. Переработка и подготовка и изданию учебно-методических материалов для внутривузовского издания

До 30 часов на 1 п. л.

До 0,5 часа на одну работу

До 0,75 часа на одну работу

9. Подготовка задания на курсовой проект

До 1 часа одно задание

10. Подготовка задания на дипломный проект (работу)

До 4 часов на одно задание

11. Составление задания на выполнение графических работ

До 0,5 часа на одно задание

12. Составление экзаменационных билетов

До 10 часов на один комплект

13. Написание текста телевизионной лекции с выполнением всех схем и рисунков

До 5 часов на 2-х часовую лекцию, но не более 100 часов за год

14. Составление рабочих программ курсов

До 0,5 часа на 1 час объёма курса

15. Переработка рабочей программы

До 0,25 часа на 1 час объёма курса

16. Разработка и подготовка к изданию УМК

До 100 часов

17. Составление тестов

До 100 часов

18. Подготовка группы к тестированию по проверке остаточных знаний

До 30 часов

19.Составление заданий научно – исследовательского содержания по практике

1 час на 1 задание

20. Предварительная защита ВКР

0,5 часа на ВКР

21. Подбор заданий по предметным олимпиадам

До 2 часов на задание

22. Подготовка студентов к предметным олимпиадам

До 20 часов на студента

23. Разработка семестрового графика СРС по дисциплинам кафедры

До 1 часа на 1 дисциплину

24. Составление карт и анализ обеспеченности студентов учебной и методической литературой по учебным дисциплинам кафедры

До 30 часов в год

Подготовка электронных учебно – методических изданий

и программных средств

1. Перевод печатного текста в электронный формат

1 час на 1 п. л.

2. Подготовка электронного издания с гиперссылками, иллюстрациями

3 часа на 1 п. л.

6 часов на 1 п. л.

3. Встраивание в электронное издание проверки знаний

0,25 на 1 вопрос

4. Встраивание в электронное издание элементов моделирования

1,5 часа на 1 элемент

5. Программные средства для учебного процесса, разрабатываемые на языках общего назначения

До 360 часов на 1000 операторов исходного текста

6. Другие виды работ, не вошедшие в перечень

По предложениям кафедр и факультетов, согласованным с учебно-методическим отделом

Раздел индивидуального плана «Организационно – методическая работа» (пункт 2.2) включает мероприятия по профориентационной работе среди молодежи, работу в приемной комиссии, участие в работе методических семинаров, методических советов, советов факультетов и ВУЗа в целом. В указанный раздел могут быть включены следующие виды работ:

Таблица 2 – Нормирование организационно – методической работы преподавателя в часах

Виды работ

Норма времени

Участие в проведение работы по профориентации при поступлении в ВУЗ, исполнение обязанностей, проведение олимпиад, коллоквиумов и другие виды организационно - методической работы

1. Разъяснительная работа среди школьников, рабочей и сельской молодёжи по поступлению в ВУЗ

2. Исполнение обязанностей:

Заместителя декана по НИР НИРС;

Заместителя зав. кафедрой;

Секретаря ГЭК;

Ответственного организатора производственной практики;

Секретаря Ученого совета;

Члена методического совета филиала;

Руководителя методических комиссий факультета;

Члена Ученого совета филиала;

Члена научно – технического совета.

До 100 часов в год

До 100 часов в год

1 час на одного дипломника

До 15 часов на каждую академическую группу в год

До 600 часов в год

До 50 часов в год

До 100 часов в год

До 50 часов в год

До 3 часов на 1 заседание

3. Работа в комиссии по проверке кафедр, факультетов и других подразделений, по подготовке материалов к заседанию директората, ученого совета:

Председатель комиссии

Член комиссии

До 20 часов в год

До 10 часов в год

4. Участие в заседаниях директората, работе совета факультета

До 2 часов на 1 заседание

5. Участие в заседаниях кафедры и факультета

До 2 часов на 1 заседание

6. Ответственный по кафедре за профориентационную работу

До 40 часов в год

7. Проведение олимпиад:

Организационная работа по проведению олимпиад;

Проведение письменных работ;

Проверка письменных работ

До 100 часов на одну олимпиаду

До 4 часов на этап

До 1,3 часа на 1 работу

8. Подготовка и проведение конкурсов, встреч, и внеаудиторных мероприятий

До 100 часов

9. Работа в приёмной комиссии в качестве:

Ответственного секретаря;

Зам. ответственного секретаря, председателя экзаменационной комиссии;

Председателя предметной комиссии

До 600 часов

До 600 часов

До 200 часов

10. Руководство методическим семинаром кафедры

До 25 часов

11. Взаимное посещение и обсуждение лекций и других видов учебных занятий по утвержденному зав. кафедрой графику

До 3 часов на одно занятие

Организационно – методическая работа по физической подготовке

1. Проведение занятий на учебно-тренировочных сборах

60 часов на сбор продолжительностью 15 дней на группу

2. Проведение спортивных праздников, вечеров и показательных выступлений спортсменов

До 40 часов на одно выступление

3. Подготовка и проведение внутривузовских спортивных соревнований

До 30 часов на одно выступление на факультете

До 60 часов на одно выступление между вузами

Раздел индивидуального плана «Научно – исследовательская работа» (пункт 2.3) должен быть запланирован всеми преподавателями без исключения. В нем указывается тема работы, сроки завершения всей работы или отдельных ее частей и конкретные результаты, полученные в течение года. Данный раздел может включать в себя:


Таблица 3 – Нормирование научно – исследовательской работы преподавателя в часах

Виды работ

Норма времени

До 200 часов в год

2. Написание и подготовка к изданию монографий (без дополнительной оплаты)

До 100 часов на 1 п. л.

3. Написание и подготовка к изданию научных статей

До 70 часов на 1 п. л.

4. Написание и подготовка к изданию докладов

До 25 часов на 1 доклад

5. Подготовка и написание заявки на изобретение

До 25 часов на 1 заявку

6. Рецензирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, авторефератов, диссертаций и др.

До 10 часов на 1 п. л.

7. Руководство госбюджетной научно-исследовательской лабораторией

До 100 часов

8. Подготовка студенческих научных работ и экспонатов для республиканских конференций

До 25 часов на одну работу

9. Научно-методическое руководство лабораторией, кабинетом и т. п.

До 60 часов в год

10. Руководство научными кружками студентов

По предложениям кафедр и факультетов, научно-исследовательской части, согласованным с учебно-методическим отделом 70-80 часов в год

Раздел «Воспитательная работа со студентами» (пункт 2.4) включает в себя работу преподавателей в качестве кураторов групп, участие в работе учебно – воспитательных комиссий факультетов и т. д.:

Таблица 4 – Нормирование воспитательной работы со студентами в часах

Виды работ

Норма времени

1.Работа в качестве куратора группы

100 часов по результатам аттестации

2.Работа в учебно – воспитательной комиссии факультета

До 30 часов в год

3.Подготовка и проведение теоретических и практических конференций студентов

По фактическим затратам времени

4.Проведение бесед в группах и в общежитии по мировоззренческим вопросам, современному состоянию науки и техники

До 10 часов в год

5.Подготвка методических разработок для преподавателей и студентов по проведению бесед, лекций, агитационно – разъяснительных мероприятий

До 10 часов в год

6. Подготовка и проведение собраний групп студентов, студенческих активов, старост по вопросам учебно – воспитательной, трудовой дисциплины

До 15 часов в год

7. Организация и проведение тематических вечеров, встреч с родителями, экскурсий

До 10 часов в год

Раздел «Повышение квалификации» (пункт 2.5) включает в себя планируемую на текущий учебный год работу преподавателя по повышению квалификации, в том числе:

Таблица 5 – Нормирование повышения квалификации преподавателя в часах

Виды работ

Норма времени

1. Текущая работа по повышению квалификации (участие в семинарах повышения педагогического мастерства, изучение передового опыта, стажировка на производстве)

По фактическим затратам времени

2. Обучение в институтах и факультетах повышения квалификации, участие в семинарах зав. кафедрами, деканов факультетов, организованных УМО, Минобрнауки и др.

Не более 6 часов за рабочий день

3. Участие в тематических семинарах, учебно – методических и практических конференциях

По фактическим затратам времени

Раздел «Другие виды работ» (пункт 2.6) включает в себя те виды работ преподавателя, которые не вошли в предыдущие разделы индивидуального плана (например, выполнение заданий органов власти и управления; работа, касающаяся организации деятельности ВУЗа в целом и т. д.)

Помимо перечисленных примерных видов работ, которые могут быть отражены преподавателем в том или ином разделе индивидуального плана, каждый преподаватель имеет право включать и иные виды работ, не предусмотренные настоящими методическими рекомендациями и нормами времени, утвержденными в филиале, по согласованию с заведующим кафедрой и учебно – методическим отделом филиала.

Министерство образования и науки

Республики Татарстан

ГАПОУ "Нижнекамский политехнический колледж

имени Е.Н. Королёва"

ПЛАН
индивидуальной работы преподавателя

Махаловаой А.Ш.

на 2016/2017 учебный год

г. Нижнекамск

План обсужден на заседании ПЦК __________________________________

Протокол №_______ от «____»_______________20___г.

Раздел V Внеурочная работа

М етодическая проблема колледжа:

Создание образовательной среды способствующей формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций, повышению их конкурентоспособности как специалистов

Раздел I Работа учебного кабинета (лаборатории, мастерской)

Срок

выполнения

Отметка о выполнении

Подготовка кабинета к новому учебному году

август,

2016

19.08.16 г.

Составление, согласование и утверждение паспорта кабинета (мастерской) (председатель ПЦК, зам. директора по УМР, УПР)

август,

2016

31.08.16

Составление и утверждение КТП (председатель ПЦК, зам. директора по УМР)

август,

2016

КТП Техн.средства

190701

Составление, согласование и утверждение индивидуального плана работы преподавателя (председатель ПЦК, зам. директора по УМР, УПР, УВР)

август,

2016

сентябрь 2016

Составление и утверждение графика проведения лабораторно-практических занятий и расписание консультаций (зам. директора по УПР)

август,

2016

сентябрь 2016

Подготовка и согласование заявки на ремонт кабинетов и мебели (зам. директора по АХЧ)

август,

2016

инвентаризация учебно-материальной базы кабинета с установлением соответствия ее примерному перечню

сентябрь 2016

составление списка морально устаревших и физически изношенных материальных ценностей, подлежащих списанию

сентябрь 2016

установление перечня наглядных пособий, требующих ремонта, а также изготовления их собственными силами

сентябрь 2016

подготовка заявки на ремонт имеющихся в приобретение новых ТСО оборудования, инструментов, приборов, наглядных пособий, отвечающих современным требованиям

В течение года

Раздел II Повышение педагогической квалификации

п/п

Срок выполнения

Отметка о выполнении

работа с методической литературой

постоянно

изучение передовых методов обучения, а также нетрадиционных форм

постоянно

посещение уроков (обмен мнениями)

По графику

Подготовка материалов к аттестации и изучение требования, предъявляемых на аттестации

Октябрь 2016

обучение на курсах переподготовки

Ноябрь 2016г.

Раздел III Научно – методическая деятельность преподавателя

Разработка учебников, методических рекомендаций, учебных пособий

Вид методического издания

Наименование

Учебники

Методические указания к выполнению самостоятельных работ по МДК 01.02, МДК 02.01. и МДК 02.02.

Учебные пособия

Методические указания к выполнению курсового проекта по МДК 02.02

Организация, участие и проведение научно-методических конференций, семинаров

По графику ССУЗ

Разработка рабочих программ, написание авторских программ, составление дидактических и экзаменационных материалов, открытые уроки, создание учебно-методических комплексов (УМК) по преподаваемым дисциплинам и ПМ, разработка презентаций

№п/п

Срок выполнения

Отметка о выполнении

Разработка рабочей программы по дисциплине Технические средства для специальности 23.02.01

сентябрь 2016

Разработка рабочей программы по дисциплине для специальности 23.02.01

сентябрь 2016

Разработка рабочей программы междисциплинарного курса профессионального модуля МДК 02.01 для специальности 23.02.04

сентябрь 2016

Составление дидактических и экзаменационных материалов по дисциплине Технические средства (по видам транспорта) для специальности 23.02.01

сентябрь 2016

Создание учебно-методических комплексов (УМК) по преподаваемым дисциплинам и ПМ

в течение года

Разработка презентаций

в течение года

Научные публикации, статьи различной направленности в области образования, публичные выступления, в том числе на научно-практических конференциях и семинарах

№ п/п

Уровни

Статьи (сборник, тема)

Публичные выступления (место выступления, тема)

Республиканский

Всероссийский

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в профессиональном образовании»

ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»

Международный

Актуальные проблемы совершенствования профессиональной деятельности педагога

Журнал «Педагог»

Муниципальный

Внутриколледжный

Руководство научной деятельностью обучающихся

№ п/п

Уровень мероприятия

Тема научной работы

ФИО студента (ов), № группы

Республиканский

ХVII научно-практическая конференция «Молодость, творчество, современность»;

«Инновации в автомобильном транспорте»

Захаров Р.Е. группа 331

Кузнецов Д.А., группа 331

Всероссийский

III научно-практическая конференция «Молодежь в науке – инновационный потенциал будущего»

Маликов Р. Группа 341

Международный

Муниципальный

По графику ССУЗ

Внутриколледжный

Участие в конкурсах, олимпиадах

№ п/п

Уровни мероприятий

Наименование очных конкурсов, олимпиад, обучающихся предметной и профессиональной направленности

ФИО студента (ов), № группы

Республиканский

По графику ССУЗ

Всероссийский

По графику ССУЗ

Международный

Муниципальный

Внутриколледжный

Участие в профессиональных конкурсах (грант)

Профориентационная деятельность

Раздел IV Инновационная (исследовательская, экспериментальная) деятельность

Зарегистрироваться в ИРО

Движение WorldSkills

ФИО обучающегося

Наименование компетенции

Подготовка обучающихся в соревнованиях WorldSkills

Региональный уровень

Российский уровень

Международный уровень

Гилязов Р.

автомеханик

ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п

Тема

Срок исполнения

Подготовка студентов к участию в республиканских научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах.

В течение года

Проведение родительских собраний

По графику

Посещение студентов, проживающих в общежитии

По графику

Проведение тематических классных часов

По плану

Индивидуальная работа со студентами

регулярно

Участие в благотворительных акциях

В течение года

Раздел I Работа учебного кабинета (лаборатории, мастерской)

Организационная работа

а) подготовка кабинета к новому учебному году;

б) составление графика проведения лабораторно-практических занятий (по подгруппам) и расписание консультаций;

в) инвентаризация учебно-материальной базы кабинета с установлением соответствия ее примерному перечню;

г) составление списка морально устаревших и физически изношенных материальных ценностей, подлежащих списанию;

д) установление перечня наглядных пособий, требующих ремонта, а также изготовления их собственными силами;

е) подготовка заявки на ремонт имеющихся в приобретение новых ТСО оборудования, инструментов, приборов, наглядных пособий, отвечающих современным требованиям;

ж) составление плана работы преподавателя и лаборанта;

з) разработка перспективного плана развития учебно-материальной базы и т.д.

Раздел II Повышение педагогической квалификации:

Работа с методической литературой;

Изучение передовых методов обучения, а также нетрадиционных форм;

Стажировка на производстве (через каждые 3 года);

Посещение уроков (обмен мнениями, поиск разумного начала);

Обучение на курсах повышения квалификации;

Проведение открытых (показательных) уроков;

Участие в конкурсах на лучшего преподавателя, мастера п/о;

Подготовка материалов к аттестации и изучение требования, предъявляемых на аттестации.

Раздел III Научно-методическая работа преподавателя

а) разработка учебно-методических пособий и электронных учебно-методических пособий;

б) участие в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности техникума;

в) повышение профессиональной компетенции, рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала;

г) создание предметно-методического банка, обеспечивающего обобщение и пропаганду передового педагогического опыта и методических разработок;

д) разрешение конкретных проблем обучения и воспитания путем исследования объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса;

е) организация, участие и проведение научно-методических конференций, семинаров, и др.

Методическая работа преподавателя:

а) методическая разработка – это развитие одного или нескольких тем (вопросов), приводящее к какому-либо утверждающему итогу (разработка опорных конспектов, учебных пособий, учебников по предмету, сборника задач, тестов, учебных планов, рабочих программ, сценариев открытых уроков и т.д.);

б) методические рекомендации носят рекомендательный характер (совет), в редких случаях - указание (рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, предметов; по курсовому и дипломному проектированию; по усилению практической направленности обучения; по воспитательной работе и т.д.);

в) методические указания – это руководящее начало, правило (образец), требующее чаще всего обязательное выполнение, например, методические и контрольные задания для студентов-заочников;

г) сообщения методического характера могут быть сделаны на заседаниях ЦК, методсоветах, педсоветах, на семинарах, на конференциях в школах педмастерства и т.д. (новое в науке, предмете, методике организации практик; самостоятельная работа студентов; методика проведения игр; организация коллективно-мыслительной деятельности и др.)

Раздел IV Инновационная (исследовательская, экспериментальная) деятельность

В исследовательской деятельности преподавателя, мастера п/о проявляются гностические умения, которые служат предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей, организаторской и коммуникативно–обучающей деятельности, и собственно – исследовательские умения, лежащие в основе НИР учителя.

1. Умение подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации, реферата доклада, сообщения.

2. Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с целью его обобщения и использования в практике преподавателя.

3. Умение ставить исследовательские задачи, формулировать гипотезу, планировать и проводить опытную работу и эксперимент, обрабатывать и обобщать результаты проделанной работы в виде доклада, сообщения, научной статьи.

Виды НИР:

1. Участие в методических конкурсах.

2. Поиск научных источников.

3. Участие в оформлении стендов по научной работе.

4. Участие преподавателя (мастера п/о) в научно-исследовательской деятельности обучающихся (проектная деятельность)

5. Участие в эксперименте.

Раздел V Внеурочная работа:

Организовать работы кружка;

Выпуск стенгазет, информационных бюллетеней;

Организация технического творчества студентов;

Организация опытнической и исследовательской работы;

Организация и проведение конференций, вечеров, КВН, конкурсов и т.д.;

Организация экскурсий воспитательного характера;

Организация выставок рефератов, лучших лабораторно-практических работ, дипломных проектов, курсовых работ, моделей, изделий индивидуального творчества;

Выступления с лекциями, докладами в общежитии, на конференциях, семинарах и т.д.;

Участие в декадниках по специальности/профессии;

Профориентационная работа;

Организация встреч с научными работниками, специалистами производства;

Рейды по охране природы и т.д.

Раздел VI Воспитательная работа

(по основным направлениям учебно-воспитательной работы в техникуме, открытые мероприятия, планируемые в текущем году)












РЕКОМЕНДАЦИИ

к содержанию разделов индивидуального плана работы

Раздел I. Заполняется согласно тарификации преподавателя (мастера п/о), утвержденной директором техникума

Раздел II. Работа учебного кабинета (лаборатории, мастерской)

Организационная работа.

а) подготовка кабинета к новому учебному году;

б) составление графика проведения лабораторно-практических занятий (по подгруппам) и расписание консультаций;

в) инвентаризация учебно-материальной базы кабинета с установлением соответствия ее примерному перечню;

г) составление списка морально устаревших и физически изношенных материальных ценностей, подлежащих списанию;

д) установление перечня наглядных пособий, требующих ремонта, а также изготовления их собственными силами;

е) подготовка заявки на ремонт имеющихся в приобретение новых ТСО оборудования, инструментов, приборов, наглядных пособий, отвечающих современным требованиям;

ж) составление плана работы преподавателя и лаборанта;

з) разработка перспективного плана развития учебно-материальной базы и т.д.

Материальное обеспечение:

а) оснащение кабинета рабочими местами для студентов, преподавателей и лаборанта (рабочие столы, стулья, стеллажи и т.д.);

б) приобретение и установление современных ТСО (компьютеров, интерактивной доски, симуляторов, множительной техники и т.д.);

в) обеспечение вычислительной техникой, измерительными инструментами и приборами;

г) обеспечение методической и учебной литературой, материалами периодической печати, справочниками, ОСТами и ГОСТами, раздаточными материалами, поурочными карточками наглядных пособий и технических средств, инструкциями к лабораторно-практическим работам, учебными диафильмами, диапозитивами, кинофильмами, аудио и видеокассетами, индивидуальными заданиями по ДП и КП, задачами, тестами, вариантами контрольных работ, вопросами и экзаменационными билетами промежуточной и итоговой аттестации, материалами для программированного обучения и контроля знаний, компьютерными программами для решения ряда практических ситуаций и задач в производстве;

д) настенное тематическое оформление различными тематическими стендами, картинами, портретами выдающихся деятелей, стенгазетами, информационными бюллетенями, образцами выполненных студентами работ и т.д.

Раздел III. Повышение педагогической квалификации:

Работа с методической литературой;

Изучение передовых методов обучения, а также нетрадиционных форм;

Стажировка на производстве (через каждые 5 лет);

Посещение уроков (обмен мнениями, поиск разумного начала);

Проведение открытых (показательных) уроков;

Межпредметная связь;

Подготовка материалов к аттестации и изучение требования, предъявляемых на аттестации.

Раздел IV. Внеурочная работа:

Организовать работы кружка;

Выпуск стенгазет, информационных бюллетеней;

Организация технического творчества студентов;

Организация опытнической и исследовательской работы;

Выступления с лекциями, докладами в общежитии, на конференциях, семинарах и т.д.;

Участие в декадниках по специальности/профессии;

Профориентационная работа;

Организация встреч с научными работниками, специалистами производства;

Рейды по охране природы и т.д.

Раздел V. Воспитательная работа.

(по основным направлениям учебно-воспитательной работы в техникуме, открытые мероприятия, планируемые в текущем году)

Раздел VI. Научно-методическая работа преподавателя

а) разработка учебно-методических пособий и электронных учебно-методических пособий;

б) участие в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности техникума;

в) повышение профессиональной компетенции, рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала;

г) создание предметно-методического банка, обеспечивающего обобщение и пропаганду передового педагогического опыта и методических разработок;

д) разрешение конкретных проблем обучения и воспитания путем исследования объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса;

е) организация, участие и проведение научно-методических конференций, семинаров, и др.

Раздел VII. Инновационная (исследовательская, экспериментальная) деятельность

В исследовательской деятельности преподавателя, мастера п/о проявляются гностические умения, которые служат предпосылкой для эффективной реализации конструктивно-планирующей, организаторской и коммуникативно–обучающей деятельности, и собственно – исследовательские умения, лежащие в основе НИР учителя.

1. Умение подбирать и работать с научной литературой для совершенствования теоретических знаний, обобщать результаты изучения теории в виде аннотации, реферата доклада, сообщения.

Раздел VIII. Методическая работа преподавателя:

а) методическая разработка – это развитие одного или нескольких тем (вопросов), приводящее к какому-либо утверждающему итогу (разработка опорных конспектов, учебных пособий, учебников по предмету, сборника задач, тестов, учебных планов, рабочих программ, сценариев открытых уроков и т.д.);

б) методические рекомендации носят рекомендательный характер (совет), в редких случаях - указание (рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, предметов; по курсовому и дипломному проектированию; по усилению практической направленности обучения; по воспитательной работе и т.д.);

в) методические указания – это руководящее начало, правило (образец), требующее чаще всего обязательное выполнение, например, методические и контрольные задания для студентов-заочников;

г) сообщения методического характера могут быть сделаны на заседаниях ЦК, методсоветах, педсоветах, методобъединениях, на семинарах, на конференциях в школах педмастерства и т.д. (новое в науке, предмете, методике организации практик; самостоятельная работа студентов; методика проведения игр; организация коллективно-мыслительной деятельности и др.)

Кроме того, к методической работе относится все то, что необходимо разработать и изготовить в плане методического обеспечения учебного кабинета.


Отчет преподавателя, мастера производственного обучения о проделанной работе за учебный год (

Индивидуальный план преподавателя является основным документом, регламентирующим планирование и выполнение:

Учебно-методической работы;

Научно-исследовательской работы;

Учебно-воспитательной и организационно-методической работы;

Повышения квалификации.

Индивидуальный план преподавателей Университета ИТМО о риентирован на более полное использование их знаний и квалификации для подготовки высококвалифицированных специалистов, для совершенствования методики обучения, обеспечения учебного процесса необходимыми учебно-методическими пособиями, выполнения актуальных научных исследований.

Индивидуальный план преподавателя составляется на основе плана работы кафедры на предстоящий учебный год заведующим кафедрой совместно с преподавателем, рассматривается на заседании кафедры и утверждается заведующим кафедрой и деканом факультета. Индивидуальные планы работы заведующих кафедрами утверждаются деканом факультета (директором института, академии). Индивидуальные планы ППС заполняются в электронном виде в информационной системе Университета. Отчёты преподавателей о выполнении индивидуальных планов заслушиваются на заседании кафедры в конце учебного года. Выполнение преподавателем его индивидуального плана работы периодически контролируется заведующим кафедрой и деканом факультета. Заключения кафедры о работе преподавателя фиксируются в протоколах заседания кафедры и в его индивидуальном плане, хранимом на кафедре.

Основополагающими документами для разработки индивидуальных планов профессорско-преподавательского состава Университета ИТМО являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, (ред. 06.04.2015 г.);
  • Ф едеральный закон от N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в редакции от 04.09.2012);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
  • Письмо Министерства образования РФ от 26 июня 2003 г. № 14-55-784ин/15 «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования».

МБОУ «Тавельская средняя общеобразовательная школа»

Самообразование учителя

Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

А. Дистервег

Введение

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

Если процесс образования … :

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков

… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога .

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях. Различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелится сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Направления самообразования учителя:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

Психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)

Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

Правовое

Эстетическое (гуманитарное)

Историческое

Иностранные языки

Политическое

Информационно-компьютерные технологии

Охрана здоровья

Интересы и хобби

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, выставки, концерты

Курсы повышения квалификации

В общем, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту.

Формы самообразования учителя

Индивидуальная форма самообразования

Групповые формы самообразования (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др).

Составляющие процесса самообразования учителя:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования:

Остановимся на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствуют профессиональному росту учителя

Систематический просмотр определенных телепередач

Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике, психологии, пед. технологий

Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету

Изучение информационно-компьютерных технологий

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету

Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав в наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии,

исследования

Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Доклады, выступления

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

Создание комплектов педагогических разработок

Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

Название темы

Предполагаемый результат

Этапы работы

Сроки выполнения каждого этапа

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

Способ демонстрации результата проделанной работы

Форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

ПЛАН

индивидуальной работы Гильмановой Г.Ф.,

учителя математики и физики

первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Тавельская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Образование: высшее, ЕГПИ

Курсы повышения квалификации: г. Наб.Челны, 2013," Актуальные

подходы к преподаванию математики и

физики в условиях внедрения ФГОС"

Курсы переподготовки: Приволжский межрегиональный центр повышения

квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования Института психологии и

образовании ФГАОУ ВО КФУ

Направление переподготовки: "Естествознание" с правом преподавания

предметов "Химия", "Физика", "Биология""

Самообразовательная работа над темой:

    Общешкольная тема:

« Повышение качества образования в условиях ведения ФГОС через

развитие профессиональной компетенции педагога».

    Индивидуальная тема:

« Повышение профессионального мастерства и личной культуры для достижения положительных результатов и качества образования в условиях введения ФГОС»

Период работы над темой: 2015 -2020 гг.

Цель

    обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;

    обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей;

    формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;

    повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;

    обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

Задачи:

    обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

    повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых

технологий;

    выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих

учителей;

    совершенствование видов и форм диагностики и контроля;

    разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования;

    ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;

    применять разнообразные формы работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися;

    обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Ожидаемые результаты :

    хочу стать современным во всех областях – учителем,

    способным свободно и активно мыслить,

    моделировать учебно-воспитательный процесс,

    стать генератором новых идей, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем


План мероприятий

Примерный срок (год) реализации

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

Аттестация на высшую квалификационную категорию

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, республики, в области обучения и воспитания.

Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, республики

Использование современных образовательных технологий

Использование возможностей Интернета на уроке.

Регулярно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

Регулярно

Широкое использование на уроках математики и физики компьютерных технологий

Регулярно

Проведение семинара по теме

Тестирование в сети Интернет.

Систематически

Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий:

1) блочно-модульная система обучения математики и физики с использованием опорных схем;

2) Проблемное обучение

3)Технология дифференцированного обучения

4)Здоровьесберегающие технологии

5)Технологии личностно-ориентированного обучения

6)Информационно-коммуникативные технологии

7)Тестовые технологии

Проведение экспериментальных уроков.

По плану МО

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах на районном и республиканском уровнях:

«Лучший урок с применением ИКТ»

Учитель года

«Лучший учебный кабинет»

«Современный урок»

Участие в тестировании КФУ

Ежегодно

Участие в районных олимпиадах по предмету

Ежегодно

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на занятиях, РМО, педсовете, конференции:

    «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по математике и физике»

    «Применение электронных носителей информации на уроках математики и физики»;

    «Элементы блочно-модульной технологии в обучении математики и физики»

    «Элементы проектной деятельности в обучении математике и физике»

6) «Применение ЦОР на уроках математики и физики»

Проведение обучающего семинара, мастер-класса по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками РМО Мамадышского района

    Проведение творческого отчета на занятии ШМО и РМО учителей математики и физики»

Профессиональные публикации, брошюры, электронный урок

систематически

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиаде и международной игре «Кенгуру».

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровне.

Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных и республиканских научно-практических конференциях.

Совершенствовать работу с обучающимися в предпрофильной подготовке.

Ведение мониторинга саморазвития школьников

ежегодно

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления использования новых образовательных технологий