РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10
КЛАСС


_базовый_ __


(уровень) СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, цели, задачи, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование, характеристику, нормы оценивания. Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделен 1 час в неделю.
Учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической
и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 11 классе материал
рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ включена система практических и
контрольных работ, включающих задания части А, В и С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии,
морфемному и словообразовательному разбору.


ИКТ - деятельности:
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая примерная программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Календарно-тематический план ориентирована на использование учебника для общеобразовательных
учреждений
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуни­кации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют дости­жения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание
гражданина и патриота; формировании е представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение
знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях;

овладение
умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Основные задачи обучения русскому языку в старших классах:

повторить и углубить
знания по основам науки о русском языке;

совершенствовать
умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;

совершенствовать
орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить
знания учащихся в области речеведения;

совершенствовать
коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, общению, сотрудничеству;

совершенствовать
речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей;

развивать
навыки лингвистического анализа текста;

развивать
навыки самоконтроля, потребности обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуника­тивного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащиеся должны знать :

·
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
·
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
·
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
·
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
·
Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
·
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
·
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
·
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
·
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
·
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
·
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
·
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
·
Осознания русского языка как духовной, нравственной
и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

·
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
·
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
·
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
·
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА:

Принципы отбора содержания связаны с учетом системности, научности и доступности, а так же преемственности между различными разделами курса, логикой внутрипредметных связей и рассчитан на 1 час в неделю (34 часа).
Материал курса русского языка по классам распределяется следующим образом: в 10 классе повторяются и углубляются графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Синтаксис простого и сложного предложений - в 11 классе.
Уроки предполагают углубленное изучение и повторение, что необходимо для подготовки к Единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания, осознанному выбору будущей профессии. Через тексты, ориентацию на и ужи ость профессий стране помочь выпускником с самоопределением.

Для решения познавательных задач
учащимся предлагается использовать
различные источники информации, включая энциклопедии, словари, ресурсы Интернета.


Личностная
ориентация
выявляет
приоритет воспитательных и развивающих
целей обучения.
Способность учащихся понимать причины и логику развития
языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всех систем.


Деятельностный подход
отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Система уроков сориентирована не только на получение готовых знаний, но и на творческий подход, использование проектов и исследовательской деятельности. Система занятий предусматривает усиление мотивации за счет воспитания личностно и общественно востребованных качеств.


Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся и возможностью использовать здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка

В программе предусматривается использование оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений - все это позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Реализация плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенции в рамках ИКТ - деятельности: сжимать, разворачивать, использовать презентации, создавать электронные таблицы и схемы.

В программе указан годовой объем учебного времени, дано распределение часов по темам.

10 класс. Тематическое планирование


Базовый уровень
(35 ч)
уро­ ка
Тема урока
§
Ко­личе­ство
Основные термины и понятия
Внутрипредметные связи
Практические навыки. Форма контроля.
Правопис­ные навыки

часов
1.
Слово о русском языке
1
Русский литературный язык, го­сударственный язык, язык межна­ционального общения. Функцио­нальные стили, норма
литературного языка, русский язык среди языков мира
Знакомство с выдающимися отечественны­ми лингвистами
Составление плана текста, развитие навы­ков составления связного монологиче­ского высказы­вания на лин­гвистическую тему
Лексика. Фразеология. Лекси­кография (4 часов).
2.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.
1- 7
1

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская,
заимствования, диалектиз­мы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотре­бительная, фразеологический оборот, основные типы словарей
Значение слова, изобразительно-
выразительные средства языка.
Культура речи.
Лексические
нормы
Изобразительно-вырази-
тельные воз­можности
языка. Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-вырази-
тельные воз­можности
языка. Практическая работа.
Анализ лексических

Анализ лексических

3.
Стартовый контроль
1
4.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика обще- употребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
8-10
1 Лексика исконно русская, заимствования, диалектиз­мы, профессионализмы, термины, жаргонизмы, лексика общеупотре­бительная
Культура речи.
Лексические
нормы
Изобразительно-выразительные воз­можности
языка

Анализ лексических
средств орга­низации тек­ста. Работа с толковым словарем. Словари си­нонимов, антонимов, па­ронимов
5.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

11-12

1 Фразеологический обо-
рот, основные типы словарей
Культура речи.
Лексические
нормы
Изобразительно-выразительные воз­можности языка.
Словарный диктант.
Анализ лексических
средств орга­низации тек­ста. Работа с толковым словарем.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа).
6.
Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. 13

1

Тест по орфоэпии
(А6).
7.
Орфоэпия. 14
1 Основные лингвистические единицы фонетики. Звук. Гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков.
Культура речи. Орфоэпические нормы правописания. Тест по орфоэпии
(А6).
Формирование орфографических навыков.

Морфемика и словообразование (2 часа).
8.
Состав слова. Морфемный разбор слова. Словообразование.
15-16
1



9.
Орфоэпия.
17
1
Основные единицы морфемики и их особенности.
Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.
Морфемный и словообразовательный разбор слова. Работа со словообразовательным словарём, словарём морфем.
Основные словообразовательные модели русского языка.
Морфология и орфография (6уроков).
10.
Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

18-20
1

Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.

Тест (А 13).

11.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц 21-22
1 Принципы русской орфографии. Виды правописных затруднений.
Основные правила правописания.
Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. Орфографический анализ слова. Орфографический словарь.
Словарный диктант.
Развитие навыков связной логической речи.
12.
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных.
23-25
1 Принципы русской орфографии. Виды правописных затруднений.
Основные правила правописания.
Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. Орфографический анализ слова. Орфографический словарь.
Развитие навыков связной логической речи.
13.
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок.
26-28
1 Принципы русской орфографии. Виды правописных затруднений.
Основные правила правописания.
Морфемный анализ слова, лексическое значение слова.
Орфографический анализ слова. Орфографический словарь.
Развитие навыков связной логической речи.
14.
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
29-31
1
Принципы русской орфографии. Виды правописных затруднений.
Основные правила правописания.
Морфемный анализ слова, лексическое значение слова. Орфографический анализ слова. Орфографический словарь.
Словарный диктант.
Развитие навыков связной логической речи.
15.
Административная контрольная работа
1
Части речи (19 часов).
16.
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных
окончаний имён существительных.
32-33
1 Грамматические характеристики имени существительного как части речи.


Словарный диктант.
Правописание падежных окончаний имён существительных.
17.
Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.
34-35
1 Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Правописание сложных имён существительных.
Культура речи: нормы и варианты образования падежных форм имён существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Словарный диктант.
Правописание суффиксов
имён существительных.

I полугодие
Всего часов
- 17.

Контрольных работ – 2.
18.
Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание
имён прилагательных.

36-38
1

Морфологический разбор имени прилагательного Правописание
окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов
имён прилагательных.

19.
Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.
39-40
1 Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных.
Стилистика. Стилистические особенности употребления полных и кратких имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного. Самостоятельная работа.
Правописание
окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов
имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

20.
Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. Склонение имён числительных.
41-42
1 Морфологические признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные.

Морфологический
разбор имени числительного.
Правописание

21.
Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.
43-44
1 Морфологические признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собир - ные.
Культура речи: образование и употребление в речи имён числительных.
Морфологический
разбор имени числительного.
Правописание
окончаний имён числительных.

22.
Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимен. 45-46
1 Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.
Культура речи. Стилистика: употребление местоимений времени.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
23.
Глагол как часть речи. Правописание глаголов.
47-48
1 Морфологические признаки глагола как части речи. Спряжение глагола. Неопределённая форма глагола. Категория наклонения глагола. Время глагола. Категория вида глагола.
Культура речи. Стилистика: особенности употребления в речи различных форм глаголов. Синонимия глагольных форм.
Морфологический разбор глагола.
Правописание личных окончаний глагола. Правописание суффиксов глагола. Правописание Ь в глагольных формах.
24.
Контрольная работа (часть А) .
1
25.
Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий.

49-50





26.
Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
51
Морфологические признаки причастия. Причастия действительные и страдательные. Время причастий. Изменение причастий.
Культура речи. Стилистика: особенности употребления причастий в речи. Синтаксис и пунктуация: обособление определений, выраженных причастными оборотами.
Морфологический разбор причастий. Образование разных форм причастий. Словарный диктант.
Правописание окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
27.
Деепричастие как глагольная форма.
52
1 Морфологические признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия.
Стилистика, культура речи: особенности употребления деепричастий в речи. Синонимические возможности употребления глагольных форм. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Морфологический разбор деепричастий. Образование деепричастий.
Правописание деепричастий.
28.
Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий.
53-54
1 Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Синтаксическая роль наречий.
Стилистика, культура речи: особенности употребления наречий в речи.
Морфологический разбор наречий. Образование наречий.
Правописание гласных О-А на конце наречий. Написание Ь на конце наречий. Написание отрицательных наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
29.
Слова категории состояния.
55
1 Морфологические особенности слов категории состояния. Лексико-семантические группы слов категории состояния.
Стилистика, культура речи: употребление слов категории состояния в речи.
Морфологический разбор слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий и кратких прилагательных.
30.
Служебные части речи. Морфологический разбор предлога. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.
56-57
1 Морфологические особенности предлогов. Типы предлогов по структуре, по значению.
Стилистика, культура речи: уместное употребление предлогов в речи.
Морфологический разбор предлогов.
Слитное, дефисное, раздельное написание предлогов.
31.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание союзов.
58-59
1 Союзы, союзные слова. Союзы сочинительные, союзы подчинительные. Союзы простые, составные. Союзы производные, непроизводные.
Стилистика, культура речи: синонимия и антонимия союзов. Синтаксис и пунктуация: знаки препинания при однородных членах предложения и частях сложного предложения.
Морфологический разбор союзов. Союзы и союзные слова.
Слитное и раздельное написание союзов и омонимичных им союзных слов.
32.
Частицы. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц.
60-61
1



33.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.
62-63
1 Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие.
Стилистика, культура речи: особенности употребления частиц в речи.
Морфологический разбор частиц.
Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ.

34.

Междометие как особый разряд слов.
64
1 Междометие как особый разряд слов. Типы междометий по происхождению и структуре. Звукоподражательные слова.
Морфология: переход междометий и звукоподражательных слов в знаменательные части речи.
Морфологический разбор междометий.
Знаки препинания при междометиях и звукоподражательных словах. Правописание междометий и звукоподражательных слов.
35.
Повторение и обобщение.
-
Повторение и обобщение пройденного.
II полугодие.
Всего часов – 18.

Контрольных работ – 1.
Год. Всего часов – 35.
Контрольных работ - 3


ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Гольцова
    Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для
    общеобразовательных учреждений. 6-е издание. М., «Русское слово», 2009
  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2009
  3. Гольцова
    Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2009
  4. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2009
  5. Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)
  6. Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 10 КЛАССА

ПО ПРОГРАММЕ Н.Г.ГОЛЬЦОВОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой.

(учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)

Соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

Построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

Способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

Обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 3 часа в неделю.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.

Основная цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных), так и в классах с углубленным изучением русского языка.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение при подготовке к ЕГЭ.

Большое количество упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам, определяется практической целесообразностью и направлено на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма. Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.

В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

  1. Введение (1 час)

Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили.

2.Лексика. Фразеология. Лексикография (12часов)

Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное).

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление.

Паронимы, синонимы, антонимы и их употребление в речи.

Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова).

Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины)

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы.

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Лексикография. Виды лингвистических словарей.

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа)

Понятие о фонетике, графике, орфоэпии.

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ. Чередование звуков. Фонетический разбор.

Орфоэпия и орфоэпические нормы.

4. Морфемика и словообразование (3 часов)

Понятие морфемы. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы. Основа слова. Морфемный разбор.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

5.Морфология и орфография – 45 часов, в том числе:

Принципы русской орфографии (13 часов)

Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц

Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание гласных И и Ы после приставок.

Правописание Ъ и Ь.

Употребление строчных и прописных букв.

Правила переноса.

Имя существительное (4 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (1 час)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений.

Глагол и его формы (6часов )

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Наречие, слова категории состояния (4 часа)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Служебные части речи (10часов)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Развитие речи (18 часов)

Итоговое повторение и выполнение тестов по образцу ЕГЭ(8 часов)

Контрольные работы (11 часов)

Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

  • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

  • . Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
  • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература и средства обучения

  1. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2007
  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. М., 2006
  3. Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006
  4. Львова С.И. и Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. М., 2007

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку в 10 класск по программе Н.Г.Гольцовой

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Введение

Слово о русском языке

комбинированный

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма, русский язык среди языков мира

Знать основные функции языка в современном мире, истоки русского языка, основные функциональные стили; уметь рассказать об основных функциях языка в современном мире, аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили

Организация совместной учебной деятельности

Лексика, фразеология, лексикография

Слово и его значение

Комбинированный

Лексическое значение слова. Лингвистические словари

Знать основные понятия лексики, уметь работать со словарем, дать толкование ЛЗ слова

Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы

Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка

комбинированный

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение сло Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз и др.)

Знать, как отличить многозначное слово от однозначного; уметь определять ЛЗ по толковому словарю. Знать основные лексические изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа, употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности

Р/Р Практическая работа. Лингвистический анализ текста

Урок контроля ЗУН

Тренинг, практикум

Комплексный анализ текста

Смысловые отношения между словами: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

Омонимы. Группы омонимов (омофоны, омоформы, омографы)

Знать определение омонимов, омофонов, омоформ, омографов; уметь различать лексические омонимы, омофоны, омоформы, омографы

Контрольные вопросы, анализ текстов, упр.12, 13, 14 на закрепление темы

Паронимы и их употребление

Паронимы. Паронимический ряд

Знать определение паронимов; уметь дать толкование ЛЗ паронимов, правильно употреблять их в речи

Синонимы и их употребление

Повторительно-обобщающий урок

Синонимы. Синонимы идеографические, стилистические, контекстуальные. Синонимический ряд

Знать, какие группы слов называются синонимами; уметь находить синонимы в тексте и определять их роль

Анализ текста, работа с теоретическим материалом, вопросы и задания по теме «Синонимы», упр.21 на закрепление темы

Антонимы и их употребление

Повторительно-обобщающий урок

Антонимы. Типы антонимов. Антитеза

Знать, какие группы слов называются антонимами; уметь находить антонимы в тексте и определять их роль

10-11

Водный мониторинг и его анализ

Урок контроля ЗУН

Происхождение лексики современного русского языка

Повторительно-обобщающий урок

Исконно-русская лексика, заимствованная, старославянская лексика

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Повторительно-обобщающий урок

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы

Знать основные группы слов по сфере их употребления в речи; уметь находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные, избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений

Подготовить доклад, конспект, контрольные вопросы и задания

Употребление устаревшей лексики и неологизмов

Повторительно-обобщающий урок

Устаревшая лексика: архаизмы, историзмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы.

Знать об устаревшей лексике и неологизмах, уметь находить их в тексте и определять роль

Анализ текста, работа с теоретическим материалом, упр. 39, творческое задание (сочинение-миниатюра)

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

Повторительно-обобщающий урок

Фразеологизмы. Источники появления фразеологизмов

Знать определение ФО, основные источники их появления; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи

Работа с теоретическим материалом (§11), упр. 44, 47 на закрепление материала, работа по совершенствованию культуры речи(исправление ошибок, допущенных в употреблении ФО)

Р/Р Лингвистический анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

ЛексикографияИтоговый урок

Повторительно-обобщающий урок

Контрольная работа № 2

Урок контроля (тест)

Р/Р Лингвистический анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

20-21

Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Чередование звуков

Повторительно-обобщающий урок

Фонетика. Графика. Соотношение звуков и букв. Характеристика согласных и гласных звуков.

Знать определение фонетики, основные характеристики звуков, соотношение букв и звуков; уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова, выполнять фонетический разбор слов, охарактеризовать звуки

Вопросы на повторение и обобщение уже известного о фонетике, лабораторная работа, работа с теоретическим материалом(§13),упр.49 на закрепление материала, фонетический разбор

22-23

Орфоэпия. Основные правила произношения

Повторительно-обобщающий урок

Орфоэпия. Ударение. Орфоэпические нормы

Знать, что изучает орфоэпия, что называется орфоэпической нормой, какие нормы произнесения гласных и согласных звуков существуют; уметь соблюдать орфоэпические нормы в речи

Исследовательская работа, выполнение упражнений(50-53)

Состав слова

Повторительно-обобщающий урок

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Понятие производной и непроизводной основы. Простая и сложная основы. Производящая основа

Знать название и особенности основных морфем русского языка, признаки производной и непроизводной основы,; уметь находить значимые части слова, выполнять морфемный разбор, различать процессы слово- и формообразования

Работа с таблицей, конспект (§15), морфемный разбор

Словообразование. Словообразовательные модели

Повторительно-обобщающий урок

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования

Знать основные способы образования слов в русском языке, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ образования слова, различать морфологический и неморфологический способы образования слов

Работа с таблицей, выполнение упражнений, словообразовательный анализ

Формообразование

Повторительно-обобщающий урок

Формообразующий аффикс. Парадигма слова

Знать формообразующие морфемы; уметь отличать форму слова от вновь образованного слова

Работа с теоретическим материалом (§17), выполнение упражнений 82, 83 на закрепление темы

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

Р/Р Типы речи. Описание.

Повторительно-обобщающий урок

Тип речи – описание. Композиционная схема описания, его смысловые части

Знать признаки текста – описания, из каких структурных элементов состоит

Комплексный анализ текста

Контрольная работа № 3

Урок контроля (тест)

Принципы русской орфографии

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания

Предмет изучения орфографии, уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение

Самостоятельная работа с учебником, контрольные вопросы, выполнение упр.86

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Повторительно-обобщающий урок

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, безударные гласные, не проверяемые ударением

Самостоятельная работа с учебником, выполнение упражнений на закрепление материала (87,88,90,92)

Чередующиеся гласные в корне

Повторительно-обобщающий урок

Чередующиеся гласные в корне слова

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова; уметь определять условия выбора верного написания

Работа с таблицей, выполнение упражнений на закрепление темы (98 – 104)

Обобщающий урок. Тест для самопроверки

Урок контроля

Тест

Употребление гласных после шипящих

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных после шипящих, соотношение звук – буква

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после шипящих

Работа по карточкам, работа с таблицей, выполнение упражнений

Употребление гласных после Ц

Повторительно-обобщающий урок

Зависимость написания гласных от морфемы, соотношение звук – буква

Знать состав слова, части речи, употребление гласных после Ц; уметь распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать гласные после Ц

Предупредительный диктант

Р/Р Типы речи. Повествование

Повторительно-обобщающий урок

Тип речи – повествование. Композиционная схема повествования, его смысловые части

Знать признаки текста – повествования, из каких структурных элементов состоит

Комплексный анализ текста

Объяснительный диктант

Урок контроля

Диктант

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ,СТЧ,ЗДЧ

Повторительно-обобщающий урок

Звонкие и глухие согласные, явление оглушения и озвончения, непроизносимые звуки, соотношение звук – буква

Знать правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; уметь находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые согласные, правильно писать указанные орфограммы в словах

Распределительный диктант, выполнение упражнений

Правописание двойных согласных

Повторительно-обобщающий урок

Двойные согласные на стыке морфем и в корне

Знать правописание двойных согласных; уметь находить в словах двойные согласные

Работа по карточкам, словарный диктант

Правописание гласных и согласных в приставках

Повторительно-обобщающий урок

Работа с таблицей, распределительный диктант, выполнение упражнений на закрепление темы(138-140)

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Повторительно-обобщающий урок

Приставка. Зависимость написания от значения приставки

Знать правописание приставок, уметь правильно писать приставки в словах

Составить таблицу, включив в неё новую информацию, дополнить примерами

Гласные Ы – И после приставок

Повторительно-обобщающий урок

Приставка. Принципы орфографии

Знать правописание Ы-И после приставок

Словарный диктант, работа с тестовыми заданиями

Употребление Ъ и Ь

Повторительно-обобщающий урок

Буквы Ъ И Ь в слове, роль этих букв

Знать функции Ъ и Ь; уметь в соответствии с правилом писать слова

Заполнение таблицы, распределительный диктант, выполнение упражнений (154-157)

Употребление прописных букв

Повторительно-обобщающий урок

Графика и орфография. Строчная и прописная буквы

Знать, в каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная; уметь в соответствии с правилом писать слова

Конспект (§30),выполнение упражнений (159-161)

Контрольная работа № 5

Урок контроля

Тест

46-47

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

Имя существительное как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Морфология. Часть речи. Имя существительное, лексико-грамматические разряды. Род, число, склонение им. Существительного

Знать лексико-грамматические разряды существительных, род число, падеж и склонение им. существительных; уметь делать морфологический разбор им. существительных

Самостоятельное чтение учебника и составление схемы, морфологический разбор

Правописание падежных окончаний имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Падеж, число, склонение им. существительных. Варианты падежных окончаний

Знать правописание падежных окончаний им. существительных; уметь выбирать нужный вариант падежных окончаний

Работа по карточкам, выполнение упражнений (170,171,174)

Гласные в суффиксах имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. существительных

Знать правописание суффиксов им. существительных, уметь правильно писать суффиксы им. существительных

Составление таблицы

51-52

Урок контроля

Изложение

Правописание сложных имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. существительных

Знать правописание сложных им. существительных, уметь правильно писать сложные им. существительные

Выполнение упражнений (193,194), тестовых заданий

Контрольная работа № 6

Урок контроля

Диктант

Имя прилагательное как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды им. прилагательных

Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды, склонение качественных и относительных им. прилагательных, уметь делать морфологический разбор им. прилагательного, правильно писать окончания прилагательных

Морфологический разбор

Правописание суффиксов имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Суффикс. Основные правила правописания гласных и согласных в суффиксах им. прилагательных

Знать правописание суффиксов им. прилагательных

Чтение § 38 и составление алгоритма, выполнение упражнений 207 - 211

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Отыменные и отглагольные прилагательные, алгоритм написания Н-НН

уметь мотивировать свой выбор при написании Н и НН в суффиксах им. прилагательных

Выполнение тестовых заданий, составление таблицы

Правописание сложных имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Понятие сложного слова. Слитные и дефисные написания сложных им. прилагательных

Знать правописание сложных им. прилагательных; уметь отличать сложные им. прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное , пишущихся раздельно

Работа по карточкам, выполнение упражнений 218,219, контрольные вопросы

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

60-61

Имя числительное как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Разряды числительных. Простые, составные и сложные числительные

Знать определение им. числительного, разряды и виды имен числительных, уметь делать морфологический разбор им. числительного, правильно писать им. числительные

Морфологический разбор

Склонение числительных

Повторительно-обобщающий урок

Особенности склонения числительных

Знать склонение им. числительных; уметь их склонять и правильно употреблять в речи

Работа с таблицей, склонение числительных

Местоимение как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Разряды местоимений. Особенности употребления местоимений в речи

Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их изменения и правописания; уметь делать морфологический разбор местоимения

Морфологический разбор

Р/Р Типы речи. Рассуждение

Повторительно-обобщающий урок

Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части

Знать признаки текста – рассуждения, из каких структурных элементов состоит

Комплексный анализ текста

Глагол как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Грамматические категории глагола. Инфинитив. Две основы глагола

Знать определение глагола, грамматические категории; уметь делать морфологический разбор глагола

Морфологический разбор

Правописание личных окончаний глагола

Повторительно-обобщающий урок

Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола

Знать правописание окончаний глагола, уметь правильно писать личные окончания глагола

Выполнение тестовых заданий

Причастие как глагольная форма

Повторительно-обобщающий урок

Место причастий в системе частей речи. Грамматические признаки причастия

Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного; уметь находить вид и залог причастий, различать причастия и отглагольные прилагательные

Работа с учебником, составление таблицы, морфологический разбор

Правописание суффиксов причастий

Повторительно-обобщающий урок

Отличие причастий от отглагольных прилагательных, Н-НН в суффиксах причастий, зависимость правописания суффиксов причастий настоящего времени от спряжения глагола

Знать правописание суффиксов причастий

Составление схем и таблиц

69-70

Деепричастие как глагольная форма

Повторительно-обобщающий урок

Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия. Категория вида

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия; уметь находить деепричастия в тексте, правильно употреблять деепричастия в речи, правильно ставить знаки препинания при ДО

Составление таблиц, морфологический разбор

Р/Р Лингвистический анализ текста

Повторительно-обобщающий урок

Тема, проблема, главная мысль текста. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста

Знать, что такое тема, идея, основная мысль, функциональный стиль, тип речи; уметь определять проблематику текста, выявлять лингвистические и лексические особенности текста

Комплексный анализ текста

Контрольная работа № 7

Урок контроля

Тест

73-74

Р/Р Контрольное изложение с творческим заданием

Урок контроля

Изложение

75-76

Наречие как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий

Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения; уметь определять разряд по значению, степени сравнения

Контрольные вопросы, морфологический разбор

Правописание Н и НН в суффиксах наречий

Повторительно-обобщающий урок

Словообразование наречий. Правописание Н и НН в суффиксах наречий

Знать правописание суффиксов наречий, уметь правильно писать наречия

Выполнение тестовых заданий, выполнение упражнений(285 – 288)

Повторительно-обобщающий урок

Знать определение слов категории состояния, морфологический разбор слов категории состояния; уметь находить слова категории состояния в речи, различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные

Заполнение таблицы, морфологический разбор, контрольные вопросы, выполнение упражнений 290, 291

Контрольная работа № 8

Урок контроля

Тест

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

Повторительно-обобщающий урок

Понятие служебной части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги

Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению; уметь отличать предлоги от других частей речи

Чтение §56, составление таблиц, выполнение тренировочных упражнений

Правописание производных предлогов

Повторительно-обобщающий урок

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи

Знать правописание предлогов, уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать предлоги

Выполнение тестовых заданий

82-83

Р/Р Контрольное сочинение

Урок контроля

Сочинение

Союз как служебная часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Союз. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы

Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и значению, правописание союзов; уметь делать морфологический разбор союза, правильно писать союзы

Чтение §58,59; составление таблиц, морфологический разбор, выполнение тестовых заданий

Союзы и союзные слова

Повторительно-обобщающий урок

Отличие союзов от союзных слов

Знать определение союзного слова, уметь различать союзы и союзные слова

Работа по карточкам, выполнение тестовых заданий

Тестирование

Выполнение теста по образцу ЕГЭ

Частицы

Повторительно-обобщающий урок

Разряды частиц, их смысловая роль в предложении, отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи

Знать определение частицы, разряды по значению; уметь определять значение частицы

Анализ текстов, морфологический разбор

88-89

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление

Повторительно-обобщающий урок

Отрицательные частицы. Частица НЕ как усилительная частица

Знать правописание частиц; уметь правильно писать частицы

90-91

Слитное написание НЕ, НИ с различными частями речи

Повторительно-обобщающий урок

Повторение частей речи. Морфемика (приставки)

Знать правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи; уметь определять часть речи, сделать правильный выбор в пользу слитного или раздельного написания

Составление таблицы, выполнение упражнений, тестовых заданий

Контрольная работа № 9

Урок контроля

Диктант

Междометие как особый разряд слов

Повторительно-обобщающий урок

Место междометий в системе частей речи. Звукоподражательные слова

Знать определение междометия, типы междометий; уметь находить междометия в тексте, правильно писать сложные междометия, ставить знаки препинания при них

Работа с таблицей и схемой, морфологический разбор, выполнение упражнений

94-98

Итоговое повторение и обобщение пройденного

Повторительно-обобщающие урок

Выполнение упражнений, тестовых заданий

99-100

Контрольная работа №10

Урок контроля

Тест

Работа над ошибками

Повторительно-обобщающий урок

Индивидуальная работа

102-105

Выполнение тестов по образцу ЕГЭ

Повторительно-обобщающий урок

Тестирование

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку , рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).

При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2005

3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

На изучение предмета в 10 классе отводится 102 часа в связи с 34 недельной сеткой (3 часа в неделю), в 11 классе отводится 102 часа в связи с 34 недельной сеткой (3 часа в неделю).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей , то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам). Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения : коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • основные единицы и уровни языка;
  • орфоэпические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого общения;

уметь:

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебных текстов, справочной литературы, средств массовой организации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • совершенствование коммуникативных способностей, развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению;

Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ

Формы организации учебной деятельности : различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные;

Предметное содержание учебного процесса: межпредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Формы контроля знаний : контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.

Развитие речи

Контроль

1.

Введение. Слово о русском языке

1

1

2.

Лексика. Фразеология. Лексикография

12

9,5

1

1,5(входной, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями, тест)

3.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

5

4,5

0,5(итоговый сам. работа)

4.

Морфемика и словообразование

6

5,5

0,5 (текущий, сам. работа)

5.

Морфология и орфография

17

14

1

2 (текущий, итоговый, словарный диктант, тест, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

6.

Части речи. Имя существительное

6

5

заданиями)

7.

Части речи. Имя прилагательное

8

5,5

1

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

0,5 тест

8.

Части речи. Имя числительное

4

2,5

1

0,5 (итоговый, сам. работа)

9.

Части речи. Местоимение

4

3,5

0,5 (итоговый, сам. работа)

10.

Части речи. Глагол

6

5

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

11.

Причастие

6

4,5

1

0,5 (итоговый, сам. работа)

12.

Деепричастие

5

4,5

0,5 (итоговый, сам. работа)

13.

Части речи. Наречие

7

6

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

14.

Служебные части речи

15

14

1(итоговый, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями)

Итого

102

85

5

12

Содержание учебного предмета «Русский язык» для 10 класса (базовый уровень) рассчитано на 102 часf

(3 часа в неделю)

  1. Введение. Слово о русском языке – 1 час

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные термины и понятия:

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Знать : лексическое богатство русского языка;

- стилистику русского языка;

- виды планов;

Уметь: составлять план;

- использовать эпиграф;

  1. Лексика. Фразеология – 11 часов

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием

Русский язык, 10 класс, Тематическое планирование, 68 часов, Власенков А.И.

Тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 10 класс», в соответствии с требованиями к реализации Госстандарта общего образования по русскому языку в общеобразовательных учреждениях.
Программа раскрывает содержание федерального компонента госстандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.

Тематическое планирование.
Цель: совершенствовать орфографические навыки, навыки постановки знаков препинания в простых предложениях с однородными и обособленными членами, в сложных предложениях.
Знать основные виды орфограмм.
Уметь применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.
Компетенция: языковедческая.
Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Знать основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную), аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия.
Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 10 класс, Тематическое планирование, 68 часов, Власенков А.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, 10-11 класс, Методические рекомендации, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Русский язык, 10-11 класс, Программы общеобразовательных организаций, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Николина Н.А., 2013
  • Русский язык, 10-11 класс, Методические рекомендации, Грамматика, Текст, Стили речи, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., 2007

Россия,Саратовская область, г.Саратов

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9"

Учитель русского языка и литературы

Шатунова Людмила Григорьевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 10 класс

Класс:10

Всего часов 35 в неделю 3

Плановых контрольных уроков 6 практикумо в 8 зачётов 3

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 10-11 кл. / Под ред. А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: Просвещение, 2011

Учебно-методическое обеспечение Учебник :Греков В.Ф, Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

Пособие : Бобылев В.Г., Давыдова М.И. Русский язык. Культура речи. Тестовые задания. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

раздела

Наименование

разделов

Всего

часов

в том числе

Зачёты

проверочные/практические

работы

контрольные

работы

Введение.

Диагностическая работа

Текст. Стили и типы речи

Нормы языка и культура речи

Лексика и фразеология

Морфемика, словообразование,

орфография

Морфология и орфография

5.1 Правописание частей речи

5.2 Служебные части речи

Обобщающее повторение.

Итоговый контроль

Резервные уроки

Итого:

Календарно-тематическое планирование

Дата

Урок

Формы контроля

Введение (2 ч.)

Язык как общественное явление. Функции языка Понятие о системе языка, его единицах и уровнях.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Текст. Стили и типы речи (8ч.)

Текст как продукт речевой деятельности: признаки и структура текста.

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. (А7)

Средства связи предложений в тексте. (А8)

Тема, проблема, идея исходного текста. Аргументации собственного мнения по проблеме.

практикум

Функциональные стили литературного языка, их особенности.

Типы речи (повествование, описание, рассуждение) в текстах разных функциональных разновидностей. (А29)

Языковые нормы и культура речи и (2ч.)

Типы и признаки языковых норм. Основные требования к речи. Понятие речевой ошибки. Этико-речевые нормы.

Диагностическая работа : проверка уровня владения языковыми нормами, навыками орфографии и пунктуации.

диктант

с языковым анализом текста

Анализ диагностики и работа над ошибками

Орфоэпические нормы (А1). Работа с орфоэпическим словарём.

практикум

Лексика и фразеология (9ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова.

Работа с толковым словарём русского языка.

Лексические средства выразительности речи.

Контекстуальные синонимы и антонимы.

Исконно русская лексика и заимствованные слова.

Активный и пассивный словарный запас русского языка. Стилистически ограниченная лексика.

Фразеологизмы, их роль в речи. Структурно-грамматический состав фразеологизмов.

Работа с фразеологическим словарём русского языка.

Лексические нормы. (А2)

Типичные лексические ошибки и способы их преодоления (редактирование текста).

Лексикография. Типы словарей. Работа со словарной статьей.

Контрольная работа №1

Лексика и фразеология

тест

Морфемика, словообразование,

орфография (10ч.)

Основные принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.*

Состав слова. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ.

Выразительные словообразовательные средства в текстах различных жанров.

практикум

Нормы письменной речи: правописаниекорней с безударными и чередующимися гласными.Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных. Двойные согласные.

Правописание приставок. Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Буквы Ы и И после приставок.

Употребление Ь и Ъ. Буквы Е и О после шипящих и Ц . Правописание гласных после шипящих в различных частях слова.

Контрольная работа № 2

Морфемика, словообразование, орфография.

Тест

32

Анализ к/р и работа над ошибками.

Морфология и орфография (52ч.)

Морфология как раздел грамматики. Связь морфологии с лексикой, словообразованием и синтаксисом.

Система частей речи в русском языке, их синтаксическая роль. Морфологический разбор слова (обобщающее повторение).

Морфологические нормы: образование форм слова. (А3)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Правописание сложных имен существительных

Правописание суффиксов имён существительных

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы.

Правописание суффиксов имен прилагательных. К- / -СК-. -ЕВ- / -ИВ-. ЧИВ- / -ЛИВ-. -ОВ- / -ОВАТ- / -ОВИТ-. -ЕНЬК- / -ОНЬК-.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных.

Проверочная работа: Правописание имён существительных и прилагательных

диктант с грамматичесзаданием

Анализ диктанта, коррекция знаний, работа н/о

Имя числительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имен числительных.

Правописание имен числительных. Падежные окончания количественных числительных.

Местоимение как часть речи.

Морфологические особенности и разряды местоимений.

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Особенности употребления местоимений.

Глагол как часть речи.

Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов

Причастие как самостоятельная часть речи

Признаки глагола и прилагательного.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. (А16)

Проверочная работа: Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

классификац диктант

Деепричастие как самостоятельная часть речи.

Признаки глагола и наречия.

Синтаксические нормы: построение предложения с деепричастием.

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.

Наречие как часть речи. Обстоятельственные и определительные наречия. Степени сравнения наречий.

Гласные на конце наречий. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий. Слова категории состояния.

Проверочная работа: Правописание наречий.

диктант с грамм.задан

68-69

Контрольная работа № 3

Морфология. Правописание частей речи

тест

Анализ к/р и работа над ошибками

Служебные части речи. Предлог, его функции в речи. Производные предлоги.

Слитное и дефисное написание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные – непроизводные).

Слитное и раздельное написание союзов.

Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи.

Частицы, их функционирование в речи. Разряды частиц.

Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Правописание НЕ с различными частями речи.

Проверочная работа

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

диктант с творческим заданием

Контрольная работа №4

Морфология и орфография. Служебные части речи.

тест

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

Обобщающее повторение (14 ч.)

Нормы русского языка.

Способы словообразования.

Трудные вопросы орфографии.

Правописание окончаний различных частей речи

Правописание суффиксов различных частей речи.

Практикум: Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи.

диктант/ контрольное списывание

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи.

Омонимия различных частей речи.

Синтаксис и пунктуация

Синтаксические нормы языка (нормы согласования, управления, построения предложений).

Комплексный анализ текста.

Итоговая контрольная работа

Тест в

формате ЕГЭ

Анализ контрольной работы, коррекция знаний и умений, работа над ошибками.

Резервные уроки