Индивидуальное логопедическое занятие Скрынникова Ирина Сергеевна

на тему: «Путешествие мышки - Шуни» Учитель-логопед

Цель: автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах, в словах.

Коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука [ш], его акустических особенностях.

Коррекционно-развивающие: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно – рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Развитие мелкой моторики, дыхания и голоса, закрепление правильного произношения фонемы [ш] в изолированном виде, в слогах, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.

Оборудование: зеркало, карта-путешествие, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, сюжетные картинки, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуй Олег, сегодня нас ждет необычное занятие, ты встретишься с маленькой мышкой, и вы отправитесь с ней в небольшое путешествие, а помогать вам в пути будет вот этот звук [ш], а в конце путешествия тебя ждет сюрприз.

II. Актуализация опорных знаний

1. Уточнение артикуляции звука [ш]

Скажи, пожалуйста, что делают наши губки, когда мы произносим звук [ш]?

Ответ ребенка: Округляются.

Что делает язычок, поднимается вверх или опускается вниз?

Ответ ребенка: Поднимается вверх.

Язычок поднимается в форме чашечки.

2. Характеристика звука [ш] по схеме

(звук [ш] – согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, всегда только твердый).

III. Основная часть

Перед тобой карта, она поможет не сбиться с пути и выполнить все задания правильно.

Что ты видишь в самом начале пути?

Ответ ребенка: Домик.

1. Артикуляционная гимнастика (Специальные артикуляционные упражнения).

В этом домике живет мышка - Шуня. Мышка проснулась, потянулась, открыла окошко и вышла на крыльцо (упражнения «окошко», «блинчик»); увидела «качели» и, пошла пить чай с вареньем.

Ах, какое вкусное варенье, выпила одну чашку чая, вторую чашечку чая, третью чашечку чая и подошла к двери («парус»).

2. Работа над дыханием

Вышла мышка на крыльцо, а там такой свежий воздух, давай, и мы подышим, но дышать мы будем правильно, воздух набираем носом, а выдыхаем на «чашечку», выдох будет длительным и плавным.

3. Автоматизация изолированного звука

Что ты видишь прямо перед домом?

Ответ ребенка: Листочки.

Мышка побежала по листьям и начала шуршать, давай и мы прошуршим, но шуршать мы будем очень громко, я начинаю, а ты продолжаешь.

Мы-шь, камы-ш, ду-ш, каранда-ш, ланды-ш, малы-ш.

А что это здесь впереди?

Ответ ребенка: Камыши.

4. Физминутка

Мышка очень любит слушать, как шуршат камыши, давай и мы прошуршим. Руки поднимаем вверх:

ША-ШО ШУ-ШИ УШ-ОШ

ША-ШО-ШУ АШ-ОШ-УШ

Мышка хочет отдохнуть и просит тебя почитать ей слоговые песенки.

5. Автоматизация звука [ш] в прямых и обратных слогах .

ША-ША-ШО

ШО-ШИ-ШО

ШИ-ШУ-ШУ

ШУ-ША-ША

ШЕ-ШЕ-ШИ

АШ-ОШ-АШ

УШ-АШ-УШ

ОШ-ИШ-ОШ

АШ-ИШ-ИШ

ЭШ-АШ-ЭШ


А кто это спрятался в камышах?

Ответ ребенка: кошка

Давай поможем убежать нашей мышке от кошки.



6. Автоматизация звука [ш] в словах .

Упражнение «Волшебная дорожка».

Перед нами дорожка с картинками и чтобы пройти по ней,

нужно назвать картинки правильно.


По дороге мышка привела нас в магазин. Что она купила?

Логопед показывает картинки, ребенок их называет.

Вернуться домой обратной дорогой мы не можем, ведь в камышах нас ждет кошка. Пойдем короткой дорогой, но для этого нам нужны карандаши. Давай сначала разомнем наши ручки.


Карандаш в руках катаю

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Посмотри, здесь есть незаметная дорога, соедини линии карандашом, чтобы наша мышка прошла по этой дорожке.

Вот и вернулась мышка домой, а войти не может, помоги ей войти, выполнив следующие задания.

Определи, где находится звук [ш] (в начале, в середине или в конце слова).

Упражнение «Рифмы».

Ши-ши-ши, ши-ши-ши - вот играют ....

Уш-уш-уш, уш-уш-уш - я приму горячий....

Аш-аш-аш, аш-аш-аш - это синий ....

Ишни-ишни-ишни - созревают

Шок-шок-шок, шок-шок-шок - разбудил нас ....

IV. Заключение. Сюрпризный момент.

Вот ты и помог мышке совершить путешествие. Какой звук тебе помогал сегодня? Тебя ожидает сюрприз, что это? Ответ ребенка: Шарик.

V. Итог занятия.

На этом наше занятие подошло к концу.

Что тебе больше всего понравилось?

Попрощайся с мышкой.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

Коммуникация

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Развивать фонематическое восприятие.

Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Упражнять в образовании родственных слов.

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

1.Ход занятия.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

3.Дыхательная гимнастика.

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Игра «Запомни и повтори»

Игра «Рифмы» (чистоговорки)

Игра «Назови ласково»

Игра «Новые слова»

6.Физ.минутка.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)

I.Ход занятия.

Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку: «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Бабочка»

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша- ша Шо-шо- шо

Ша- ша -ша Шо- шо -шо

Ша -ша-ша Шо -шо-шо

Шу -шу-шу Ши -ши-ши

Шу- шу -шу Ши- ши -ши

Шу-шу- шу Ши-ши- ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши-лапша-каша

Шуба-шило-афиша-шипы

Игра «Рифмы»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Пар –

Тапка –

Губы –

Топот –

Мыло –

Споры –

VI.Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

Какой мы сегодня звук учились произносить?


Елена Устинова
Конспект занятия по автоматизации звука «Ш»

Тема «Автоматизация звука «Ш»

Цель : 1. Уточнить артикуляцию и изолированное произношение

звука «Ш» ;

3. Закрепить произношение звука «Ш» в слогах, в словах,

в предложении, в стихотворениях.

4. Упражнять в определении звука в словах .

5. Уточнить словарь по теме «Одежда» .

Оснащение : 1. Картинка с изображением девочки.

2. Картинки с изображением одежды.

Ход занятия:

1. Артикуляционные упражнения :

«Лягушка-хоботок» : на счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и «Хоботок» .

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

«Чашечка» : улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.

Язык широкий положи,

а края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Маляр» : улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем. и др.

Дыхательное упражнение "Ветер". Губы вытянуть вперед, поизвести длинный, плавный выдох. Повторить 3 раза.

3. Закрепить изолированное произношение звука «Ш»

Логопед напоминает ребенку о положении губ и языка при произношении звука «Ш» .

Игра «Звук – ты мой друг »

Логопед : - я произнесу строчку, ты только звук .

Вышли гуси на луга – Ш

Зашипели свысока – Ш

За гусями повторяй – Ш

И смотри-ка не зевай – Ш.

Логопед : - как шипят гуси?

Ребенок : - ш-ш-ш-ш

Произнеси звук сначала тихо , затем громко.

3. Закрепить звук в слогах .

Игра "Слоговые цепочки":

Произнеси на выдохе слоги : Ша – шо – шу – ши – ше (2 раза) . Затем повторить слоговую цепочку, поменяв порядок слогов.

4. Закрепить произнесение звука в словах :

Перед ребенком лежат картинки с изображением предметов одежды.

Логопед : - Назови картинки одним словом.

Ребенок : - Одежда.

Логопед : - Найди одежду со звуком "Ш".

Показать картинку с изображением девочки.

Логопед : - Назови девочку. В ее имени должен быть звук "Ш" .

Ребенок : - Маша, Даша, Наташа, Луша, Ксюша.

Логопед : - Составь предложения по образцу : У Маши (Даши) шапка и т. д.

Игра «Доскажи словечко»

Я рубашку сшила мишке

Я сошью ему …штанишки

Не влезает в книжку

Косолапый …мишка.

Говорит мартышка мишке :

Я в гостях была у …мышки.

Я давно заметил крошки

Да боюсь сердитой …кошки.

5. Определить позицию звука в слове .

Игра "Где живет звук ?"

Логопед : - Где живет звук «Ш» в слове «шапка» , «шарф» , «рубашка» , «шуба» ? и т. д.

6. Закрепить звук «Ш» в стихах.

Логопед : - Вот у Маши сколько одежды. Вспомни стихотворения о рубашке, шубе.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Теплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка,

Как медвежонок мишка!

7. Вывод : - С каким звуком мы работали ?

Чья это песенка?

Левченко Дмитрий Александрович
Учебное заведение: ГБПОУ РО "ЗернПК"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-01-22 Индивидуальное логопедическое занятие на тему: “Автоматизация звука [Ш]” Левченко Дмитрий Александрович ГБПОУ РО "ЗернПК" Индивидуальное логопедическое занятие разрабатывалось с помощью методиста Сахно Марины Васильевны

Просмотреть свитедельство о публикации


Индивидуальное логопедическое занятие на тему: “Автоматизация звука [Ш]”

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

I .Организационный

этап

Здравствуй! Меня зовут Дмитрий Александрович. Я рад приветствовать тебя на нашем занятии. А на какое занятие ты пришел сегодня? Как ты думаешь, чему мы будем учиться на индивидуальном занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?

Приветствует учителя. Настраивается на занятие, отвечают на вопросы, заданные учителем.

Формирование готовности восприятия учебного материала

II. Подготовительный этап

1) Мимические упражнения

2) Упражнения для дыхания

3) Упражнения для развития силы голоса

4) Упражнения для развития мелкой моторики

5) Артикуляционная гимнастика

Сегодня к нам в гости пришел пушистый зверёк, а какой нужно отгадать загадку:

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?

– Верно, это медведь, ребята а хотите ли вы узнать его имя? Но чтобы узнать имя медведя нам нужно выполнить упражнения которые он принёс нам.

– И первое задание которое принёс нам медведь, это упражнения для лица.

Молодец, какое упражнение мы сейчас выполняли?

– А теперь медведь просит выполнить нас упражнения для дыхания.

Медвеженок просит нас остудить чай.

– Хорошо, какое упражнение мы выполняли?

– Медведь принес нам задание на развитие силы голоса.

– Медведь принес нам упражнение для мелкой моторики.

– Молодец, какое упражнение мы выполняли?

– А следующее упражнение которое принёс Медведь артикуляционную гимнастику.

1.«Улыбка-трубочка.»

2. «Чистим верхние зубки»

3. «Лошадка»

4. «Грибочек»

5. «Вкусное варенье»

6. «Чашечка»

Молодец, какое упражнение мы выполняли сейчас?

Медведь

Слушает речь учителя, приветствует гостя и настраивается на продуктивное занятие.

Берут в руки наглядный материал и изображают эмоции.

– Мы выполняли мимическое упражнение.

Выполняли упражнение на дыхание.

Берут наглядный материал и выполняют указания учителя.

Выполняли упражнение для мелкой моторики.

Берут зеркала, выполняют упражнения с указанием учителя

Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета

Метод стимулирования занимательным содержанием

Практический метод

Формирование понимания личностной значимости занятия

Упражнения

Объяснение

Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности -упражнения –объяснение.

Упражнения

Объяснение

Практический метод.

III. Основная часть

1.Сообщение темы.

2.Работа с профилем

3.Развитие фонематического слуха.

4.Чтение слогов.

5.Работа с картинками

6. Звукобуквенный анализ слова

7.Соглосование числительных и существительного

8.Составление словосочетаний

9.Составление предложений.

Какие вы молодцы вы выполнили его упражнения и теперь он разрешает мне сказать его имя. Нашего медведя зовут Миша.

– Давайте вместе проговорим МИ-ША.

Молодцы, а теперь послушайте, какой звук я выделяю голосом?

Миш а

– Кто догадался какой звук у нас на занятии будет дежурным

– Сейчас мы возьмём зеркала и произнесём звук [ш].

– Как располагаются губы, зубы и язык?

А какой звук [Ш], дайте характеристику?

Каким сигналом обозначен?

Молодцы ребята.

Какому звуку давали характеристику?

А сейчас поиграем в игру «поймай звук».

(ш ,п,жз,к,ш ,с ,р,ш )

Будем учиться выделять звук [ш] в слогах.

(ш у,за, ш о, на, ш а)

А теперь выделим звук [ш] в словах.

(шуба , дом, яблоко, шар , жаба, конь, шина ).

Среди чего мы выделяли звук?

А теперь прочтем обратный слог.

На доске расположены картинки:

Шоколад, вишня, груша, каша, шишки.

Назовите, что изображено на картинках?

Какая картинка лишняя?

Почему?

Давайте распределим слова по месту нахождения звука [ш], в начале, в середине и в конце слова.

Сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова «Шишки».

Ребята, что изображено на слайде?

А теперь образуйте согласование числительного с существительным. (Пример: Одна шишка)

Чему учились выполняя задание?

Будем учиться составлять словосочетания по нашим картинкам

-Шоколад какой?

-Вишня какая?

-Груша какая?

-Каша какая?

Чему учились, выполняя задание?

Будем учиться составлять предложения с этими словосочетаниями.

Шоколад

Вишня

Груша

Каша

Чему учились выполняя это задание?

Произносят хором отгадку «Шар»

Первый звук в отгадке [ш]

Дежурным звуком на занятии будет звук [ш].

Звук [ш] .

Произносят звук [ш] .

Зубы не сомкнуты, губы немного растянуты, кончик языка упирается в верхнее неба.

Согласный, шипящий, твердый, глухой.

Синим без звоночка.

– Звуку [ш].

Дети поднимают карточку со звуком [ш] , когда его слышат.

Дети поднимают карточку со звуком [ш], когда его слышат в слогах и в словах.

– Мы выделяли звук [ш] среди слогов, слов и звуков.

Читают слоги.

Рассматривают картинки.

Шоколад, вишня, груша, каша, шишка, лаваш.

Лишняя картинка шишка.

Потому что, на картинках изображена еда, а шишки мы не едим.

В начале слова: шоколад.

В середине слова: вишня, груша.

В конце слова: лаваш.

[к]-согл, тверд, глух.[а]-гласн, ударн. [ш]-согл, тверд, глух.[а]-гласн, безуд.

На слайде изображена шапка.

Две шишки.

Три шишки.

Четыре шишки.

Пять шишек.

– Мы учились согласовывать числительное с существительным.

Составляют словосочетания.

-Горький,черный шоколад.

-Красная, маленькая вишня.

-Желтая, большая груша.

-Манная, горячая каша.

– мы учились составлять словосочетания.

Маша купила горький шоколад.

На дереве висит красная вишня.

Витя съел большую грушу.

В магазин привезли кашу.

Мы учились составлять предложения.

Художественное слово.

Вопросы, демонстрация, образец.

Словесная инструкция.

Практический.

Демонстрация.

Использование наглядных пособий.

Практический. Метод контроля.

Метод контроля.

Разъяснение.

Демонстрация.

Практический.

Упражнение подражательно-исполнительского характера.

Практический метод.

IV. Рефлексия

Ты молодец. Мне было очень приятно с тобой работать. Ты был внимательным, активным, сосредоточенным и очень старательным. С кем ты познакомился? Чему было посвящено наше занятие? Какие органы артикуляции помогают нам правильно и красиво говорить? Наше занятие было полезным? Прикрепи фигурку звука [ш] на подходящее место в «Замке»

Слушает учителя, отвечает на вопросы. Оценивает свою деятельность на занятии.

Поощрение

Формирование понимания личностной значимости учения

– педагогическое оценивание.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Класс: 2 «Б»

Тип занятия: индивидуальное логопедическое занятия

Тема занятия: автоматизация звука [ш].

Цель: автоматизировать звук [ш] в связной речи.

Задачи:


Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики.

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал для учеников.

Самоанализ коррекционно- логопедического занятия в логопедической группе

2 «Б» класса

Данное занятие посвящено постановке звука [ш]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них, является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая технологическую карту, были учтены речевые заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности ребенка.

Цель: автоматизировать звук [ш]в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1.Автоматизация звука [ш] связной речи.
2.Развитие силы голоса, дыхания, мелкой моторики;

3.Развитие фонематического слуха;
4.Активизация в речи слов со звуком [ш] в связной речи.
5.Воспитывать у ребенка желание правильно и красиво говорить.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Во время путешествия по волшебному городу дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовал наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.

Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывал интересы и способности детей, варьировал задания и их дозировку.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены, и цель достигнут

, . .

Оксана Ирклиевская
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях».

Цель занятия: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

Учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

Закреплять четкое произношение звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.

Формировать фонематическое восприятие, определять позицию звука в слове.

Активизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью.

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование:

Зеркало, изображение девочки Даши, деревьев, елей, зайца, белки, кустов, проталин выполненных витражными красками, макет дерева с капельками (для дыхательной гимнастики, Игра «Три медведя».

Ход занятия

Вводная часть

Логопед: Здравствуй, Тимофей! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашем кабинете светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю чаще улыбаться и давай с тобой поздороваемся и подарим наши улыбки гостям, которые пришли к нам в гости, пусть у них тоже будет хорошее настроение, как и у нас с тобой!

Ребенок: Здравствуйте!

Сообщение темы занятия.

На зеркале заранее приклеиваются витражные рисунки деревьев, елей, проталин, кочек, облаков. Появляется изображение девочки Даши

Логопед: Это девочка Даша. (Звук Ш произносится акцентировано). Какой звук я выделила голосом.

Ребенок: Звук Ш

Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы поиграем со звуком Ш.

Логопед: Давай расскажем Даше, как мы произносим звук Ш.

(перед зеркалом для зрительного контроля)

Когда мы произносим звук Ш в каком положении наши губки? (Округлились «трубочкой»)

Зубки в каком положении? («заборчиком»)

Где находится язычок? Какой он? (Язычок поднят за верхние зубы, он широкий в форме чашечки).

Какая выдыхаемая воздушная струйка? Подставь ладонь тыльной стороной к ротику и произнесите звук Ш (для тактильного контроля (теплая)

Основная часть

Логопед: Тимофей, давай расскажем нашим гостям сказку!

Логопед: Жила-была девочка Даша. Даша очень любила гулять по лесу.

Скажи, какое сейчас время года? А месяц?

Ребенок: Весна, март. И вот Даша решила сходить в весенний лес и посмотреть, какие изменения произошли в лесу с приходом весны.

Логопед: Зашла она в лес и обрадовалась красоте (артикуляционная гимнастика)

(ребенок выполняет упр-е "Улыбка"). Увидела проталины и удивилась ("Бублик")

пригнулась к земле и увидела, что уже пробивается травка ("Трубочка").(На зеркало помещаем изображение зайца). Пошла дальше и увидела зайчика, который грелся на весеннем солнышке ("Лопатка", но зайчик, услышав шум, вскочил и быстро-быстро побежал по кочкам, запутывая следы ("Качели", затем спрятался за березкой, ободрал кору и стал ее есть, ох и вкусная кора у березы ("Вкусное варенье")

Вдруг подул сильный, порывистый ветер, но уже теплый, весенний и сдул все капельки с деревьев.

Дыхательная гимнастика "Ветерок"

Логопед: Давай подуем на дерево и сдуем капельки.

А теперь давай подуем, как теплый ветерок (звуковая разминка Ш-Ш-Ш)

Даша повернула назад домой. На обратном пути она встретила белочку (на ветку дерева помещаем изображение белки).Девочка поздоровалась с белочкой. А давай дадим белочке имя, но имя, в котором, есть звук Ш. Как назовем, белочку?

Ребенок, предлагает имя (например: Саша, Наташа, Даша, Ксюша, Катюша, Алеша, Миша). Скажи ласково, имя. Белочка («имя») предложила Даше поиграть с ней.

Игра «Эхо»

Шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт

Што-шту-шта-шты ошт-ушт-ышт-ашт

Шту-шты-што-шта ушт-ышт-ашт-ошт

Шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк

Шкы- шку - шка -щко ошк-ушк-ышк-ашк

Шко-шкы-шкы-шка ушк-ышк-ашк-ошк

Физкультминутка

Логопед: Я иду,

Ребенок: и ты идешь- раз, два, три. (шаг на месте)

Логопед: Я пою,

Ребенок: и ты поешь - раз, два, три. (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Логопед: Я несу

Ребенок: и ты несешь. (стоя, поднимать руки с жатыми кулаками до пояса)

Логопед: Я беру.

Ребенок: и ты берешь (сжимаем кулачки)

Логопед: Я плыву.

Ребенок: и ты плывешь (имитировать движение пловца)

Логопед: Я лечу

Ребенок: и ты летишь (движение полета)

Логопед: Я бегу

Ребенок: и ты бежишь (бег на месте)

Вместе: Мы идем и мы поем - раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем - раз, два, три (хлопаем руками)

Логопед: Идет Даша, стало смеркаться, и вспомнила она сказку про трех медведей. Помнишь, как звали девочку из этой сказки? (Маша). Маша пошла в лес и заблудилась. Маша шла, шла и наткнулась на избу трех медведей.

Посмотри, это домик трех медведей.

Игра «Три медведя».

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [ш] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [ш] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [ш] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

Логопед: Молодец Тимофей, ты справился с этим сложным заданием.

Ша-ша-ша- моя песня хороша

Шу-шу-шу- я домой спешу.

Ши-ши-ши- хлопаю в ладоши.

Аш-аш-аш- в лесу стоит шалаш.

Ош-ош-ош- ветер нехорош

Уш-уш-уш- приму теплый душ.

Иш-иш-иш- у хлеба вкусный мякиш.

Ошка-ошка- меня встречает кошка.

Ишка-ишка -в норке спит уж мышка.

Логопед: Пришла Даша домой, встретили ее мама папа. А что делала Даша потом мы узнаем, когда поиграем в игру «Подскажи слово».

Я назову два слова, а ты добавь нужные слова, чтобы получилось предложение.

Даша - каша. (Любит. Даша любит кашу)

Даша- Шкаф. (Даша убрала вещи в шкаф)

Подушка- у Даши. (Мягкая подушка у Даши)

Даша – Петушок. (Разбудил Дашу петушок).

Логопед: Легла Даша в свою кроватку и мама рассказала ей сказку

«Шуба для Пушка» (Деятельность ребенка. Пальчиковый театр)

Маша и Наташа шьют котенку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:

Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

(Е. Алифанова, Н. Егорова)

Заключительная часть

Логопед: Спасибо тебе Тимофей. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказке. Про кого мы рассказали сказку? Какой звук нас сопровождал нас на протяжении всей сказки? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

Ты очень хорошо сегодня занимался, ты молодец!

Учитель-логопед

Ирклиевская Оксана Юрьевна

ХМАО-ЮГРА, Тюменская обл., г. Пыть-Ях

МДОАУ детский сад «Родничок» комбинированного вида

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в предложениях Цель: Автоматизировать звука [ш] в предложениях. Задачи: Коррекционная: - автоматизировать правильный артикуляционный уклад при произношении.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: - закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; - автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; - учить.