Содержание статьи:

Когда ребенок переходит 6-летний рубеж, перед многими родителями встает трудная задача: решить, с какого возраста отдать ребенка в школу - в 6 лет 6 месяцев, 6 лет 7 месяцев, 6 и 8, 6 и 9 или после 7 лет и ближе к 8. В этой статье мы подробно рассмотрим, на какие критерии следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор.

Большинство детей идут в школу после 7 лет или, если им не хватает до 7 лет нескольких месяцев, т. е. это дети с днем рождения в сентябре, октябре, ноябре и декабре. Особенно трудный выбор стоит перед родителями детей, чей возраст на момент поступления в школу достигает 6 лет 6 месяцев и 6 лет 7 месяцев, т.е. это дети с днем рождения в январе и феврале. Этот возраст проблематичен еще и по тому, что классы считаются по годам, а ваш ребенок формально уже будет учиться на год младше. Но есть случаи, когда дети идут в школу младше 6,6 или даже с 8 лет. Давайте попытаемся решить какой вариант лучше всего для вас. Для этого мы рассмотрим основные критерии, которые следует учитывать при выборе возраста для поступления в школу.

Закон о поступлении детей в первый класс

Сначала расскажем о том, во сколько лет можно отдать ребенка в школу по закону. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012 Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам гласит, что в 1 класс общеобразовательной школы могут поступить дети, начиная с возраста 6-и с половиной лет и до достижения возраста 8-и лет.

Дети младше или старше этих возрастных рамок могут быть приняты в школу по усмотрению администрации с письменного заявления родителей. Такие дети должны пройти тестирование и комиссию на определение их готовности к обучению в школе.

Такие временные рамки (от 6,6 до 8 лет) выбраны не случайно, дети такого возраста физиологически готовы к обучению в школьных условиях, у них достаточно развиты речь, внимание и память. Это выражается в умении высиживать 45 минут на месте, концентрировать и удерживать внимание, слушать учителя, запоминать новый материал в требующемся объеме.

Состояние здоровья будущего первоклассника

Наличие хронических заболеваний

Дети с хроническими заболеваниями должны сначала пройти полное обследование, после которого лечащий врач должен сделать заключение о возможности обучения в общеобразовательной школе.

Учеба в школе увеличивает нагрузку на все системы организма. Повышенная нагрузка на костно-мышечную систему может привести к нарушению осанки (сколиозу), остеохондрозу. Большая нагрузка ложиться на органы зрения, что может привести к его ухудшению. Часто в школе обостряются или появляются заболевания пищеварительной системы. Не все дети могут есть школьную еду, а в обязанности учителя не входит смотреть кто что съел, как это было в садике. Поэтому при наличии хронических заболеваний ответ на вопрос "когда отдать ребенка в школу - в 6 или 7 лет", ответ будет как можно позже, так как ребенок будет более зрелым.

Частые простудные заболевания

Совершенствование иммунной системы у ребенка происходит постепенно, как правило, она формируется к 4-5 годам. Есть такое правило, чем меньше ребенок, тем чаще он болеет. Если ваш ребенок относится к часто болеющим, т.е. болеет 10-12 раз в год, то ребенка лучше отдать в школу после 7 лет. Частые прогулы в школе могут негативно сказаться на обучении. А за этот год нужно приложить все силы на закаливание и оздоровление малыша. Обязательно проконсультируйтесь с отоларингологом, на предмет увеличения миндалин и аденоидов, проходимости носовых ходов. Часто болеющим детям нужно посетить иммунолога и возможно пройти курс оздоровления в санатории.

Состояние нервной системы

Ребенка перед школой обязательно осматривают невропатолог и психиатр, они дают свое заключение о готовности малыша идти в школу.

Если малыш страдает повышенной возбудимостью нервной системы, то есть это гиперактивный ребенок, но с развитым интеллектом и хорошо подготовленный к школе (умеет читать, писать, считать, хорошо учит стихи), то возможно лучше его отдать в школу с 6,6 и до 7 лет, так как за год он скорее всего не станет спокойней и усидчивее. А если с учебой в школе будет складываться не очень хорошо, то можно будет остаться в первом классе еще раз. О читайте в статье на нашем сайте.

Если ребенок отстает от сверстников в нервно-психическом развитии (плохо запоминает стихи, не развита мелкая моторика, плохо развита речь) или имеет какие-то заболевания нервной системы, то лучше малыша отдать в школу после 7 лет, даже если ему будет 7,9 или 7,10, или даже после 8 лет. Кроме этого возможно малышу понадобится обучение в коррекционном классе. Для этого ребенок должен пройти медико-педагогическую комиссию. Заставить вас ее проходить никто не может, вам ее рекомендуют, а вы вправе отказаться, так как по закону ребенок с небольшими отклонениями может учиться в обычной школе.

Развитие речь

Сейчас часто слышишь, что в наше время появилось очень много "логопедических" детей. Это не так, логопедические дети были всегда, только раньше этому не придавали такого значения. Если вы посмотрите советские фильмы или ералаш с участием детей начальной школы, то услышите, что многие дети имеют логопедические проблемы.

В наши дни стало уделяться большое внимание развитию речи детей, появились логопеды и дефектологи, которые в частном порядке проводят занятия с малышами. Ведь очень важно, чтобы малыш еще до школы научился правильно и четко говорить, научился выговаривать все звуки и понимать их отличие от букв.

Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то нужно их сначала поставить и автоматизировать, а потом идти в школу. Без этого ребенку будет трудно читать, а в дальнейшем писать.

Поэтому, если у вашего ребенка не развита речь, то в школу лучше его отдать как можно позже, а за это время приложить все усилия на исправления дефектов речи. Для этого необходимы регулярные занятия с логопедом и/или дефектологом. Такие дети должны ходить в логопедический садик, а если вы поздно заметили, то лучше такого ребенка отдать в речевой класс. Там разработана специальная программа по обучению детей с логопедическими проблемами.

Определение готовности малыша к школе

Как отдать ребенка в школу

Для начала нужно выбрать школу. Все начальное обучение одинаковое во всех школах общеобразовательных, гимназиях и лицеях. Какие-то уклоны начинаются с 5 класса. В начальной школе возможны только добровольные дополнительные занятия по желанию ученика и его родителей.

Сейчас действует приказ Минобразования РФ от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», который гласит, что с 10 марта по 1 августа родители могут подать заявление в школу, к которой территориально (по прописке или временной регистрации) относится ребенок. Отказать вам в поступлении не могут - вне зависимости от того, в какой срок вы подали заявление до 1 августа. А с 1 августа, если остались места в школе, заявления принимаются от родителей, не прописанных на территории закрепленной за школой. Это актуально для крупных городов Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах легче поступить в ту школу, которую хочется.

Список юридических документов

Письменное заявление о просьбе зачислении ребенка в первый класс.
Свидетельство о рождении ребенка и ксерокопия.
Паспорт родителя, который прописан по адресу прикрепленной школы и ксерокопия.
Справка о прописке ребенка.

Список медицинских документов

Медицинский полис обязательного страхования.
026/у.
Прививочный сертификат.
.

В каком же возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как каждый ребенок индивидуален. Но исходить следует из того, насколько ребенок готов к школе, хочет ли он учиться сам, насколько готовы к этому его родители.

Если у вас возникают сомнения, проведите тестирование. Это можно сделать, обратившись в медико-психологический центр вашего района или поликлинику. Психолог определит какие именно компоненты готовности сформированы, а какие нет, сделает заключение готов или нет ребенок к учебе в этом возрасте. Если потребуется, он составит план работы по развитию или коррекции нужных способностей.

Быстрый онлайн-тест на готовность ребёнка к школе вы можете пройти на нашем сайте .

Запомните! Возраст, в котором лучше всего отдать ребенка в школу, сугубо индивидуален. Безусловно, нужно прислушиваться к мнению всех специалистов, но окончательное решение принимать только вам. Если вы считаете, что ваш ребенок готов к школе, то это ваше решение и отказать вам не могут.

«Хорошо ли ребёнку в школе?»

Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

  1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.
  2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.
  3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.
  4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.
  5. Очень хочется отдохнуть.
  6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.
  7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.
  8. Я всегда боюсь отвечать у доски.
  9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне
  10. Часто па уроках я чувствую, что устал,
  11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.
  12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,
  13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.
  14. Я точно знаю, что мои родители любят меня.
  15. Мне часто кажется, что я болен.
  16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.
  17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.
  18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.
  19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.
  20. Я думаю, что плохо вижу.
  21. Мне интересно в школе.
  22. Мне очень нравятся ребята в моем классе.
  23. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.
  24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.
  25. Обычно я спокоен и полон сил.

Ключ к анкете

Шкала1

Шкала 2

Шкала3

Шкала4

Шкала5

За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

Значение шкал

1 шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2 шкала- дружеские отношения в классе,

3 шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

4 шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

5 шкала - самочувствие, состояние здоровья.

нравятся

  • не нравятся

    Анкета

    «Хорошо ли ребёнку в школе?»

    Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

    Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

    1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

    2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

    1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

      Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

      Очень хочется отдохнуть.

      Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

      Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

      Я всегда боюсь отвечать у доски.

      Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,

      Часто па уроках я чувствую, что устал,

      Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

      В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

      Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

      Я точно знаю, что мои родители любят меня.

      Мне часто кажется, что я болен.

      Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

      Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

      Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

      Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

      Я думаю, что плохо вижу.

      Мне интересно в школе.

      Мне очень нравятся ребята в моем классе.

      Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

      Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

      Обычно я спокоен и полон сил.

    Ключ к анкете

    Шкала1

    Шкала 2

    Шкала3

    Шкала4

    Шкала5

    За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

    Значение шкал

      шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

      шкала- дружеские отношения в классе,

      шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

      шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

      шкала - самочувствие, состояние здоровья.

    Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе»(Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера )

    Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей б и 7 лет.

    Описание методики

    В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Экспе­римент проводится индивидуально

    После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией.

    «Сейчас я прочитаю тебе рассказ.

    «Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигури­руют девочки) разговаривали про школу. Первый маль­чик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама зас­тавляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил"

    На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившая­ся вперед с указующим жестом; перед ней фигурка ребен­ка с портфелем в руках (внешний мотив).

    «Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

    «Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

    Выкладывается карточка с рисунком 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мо­тив).

    «Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематиче­ские фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже - иг­рушечный автомобиль (позиционный мотив).

    «Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию: (социальный мотив).

    «Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематиче­ская фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тет­радь (мотив - отметка).

    После прочтения рассказа экспериментатор задает ребен­ку следующие вопросы:

    «А как по-твоему, кто из них прав? Почему?

    С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

    С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

    Так дети должны последовательно осуществить три выбо­ра. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ре­бенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: « А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента не­обходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не слу­чайно указал на одну из шести картинок.

    Обработка результатов

    На основе полученных результатов строится таблица:

    Мотив

    Частота выбора

    Социальный

    Позиционный

    Количество

    испытуемых - чел.

    Выделенные мотивы характеризуются следующим обра­зом:

      учебный - мотив, восходящий к познавательной потреб­ности;

      социальный - широкие социальные мотивы, основан­ные на понимании общественной необходимости учения; отметка - мотив получения высокой отметки;

      игровой - мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;

      позиционный - мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

      внешний - «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)

    Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы:

      собственно учебно-познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);

      широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);

      «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

      «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, на­пример, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

      игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу (игровой);

    мотив учения высокой отметки (отметка

    Методика «Беседа о школе»

    Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

      «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекатель­ное, любимое в школе?».

    Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это бу­дут истории не про то, что с тобой уже бывало или случа­лось, а про то, что могло бы случится, потому что случа­лось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты ска­зал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

      Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­жет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

      Представь себе, что мама так и сделала (или не по­слушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

      Представь себе, ты вышел погулять и встретил маль­чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

    Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ва­ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

    7-8. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б

      В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-" сования, музыки, физкультуры - не каждый день. А в шко­ле Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

      В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

      Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее уче­ние. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

      К обучению учащихся 1-х классов . Психологический анализ особенностей адаптации учащихся 1 класса к школе В условиях ...

    1. Аналитический отчет о результатах самообследования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска

      Отчет

      Выполнены следующие задачи: Психологическое сопровождения процесса адаптации к условиям обучения , создание благоприятного психологического климата. Выявление и сопровождение учащихся , имеющих проблемы в развитии...

    2. Программа организации процесса адаптации к школьному обучению учащихся первых, пятых, десятых классов

      Программа

      И общении у учеников 5 классов связано с процессом адаптации к новым условиям обучения . Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются: 1) осуществление...

    3. Рабочая программа развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

      Рабочая программа

      Готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения »; ... О.А. Родченко Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных...