Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики с помощью волевой регуляции.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Особенности и свойства темперамента:

1) Свойства универсальны и проявляются во всех сферах деятельности;

2) Проявляется с раннего детства;

3) Мало изменяется в течении жизни, устойчив;

4) Зависит от свойств нервной системы;

5) Каждое свойство выполняет определенные приспособительные личностные функции в деятельности;

6) Свойства образуют определенный симптома-комплекс свойств у каждого человека.

Основы учения о темпераменте были заложены Гиппократом(5в.до н.э.), он предполагал, что здоровье человека определяется правильным сочетанием 4 соков в организме (кровь,лимфа, черная и желтая желчь). Он не связывал соотношение соков с психологическим складом человека.

Гален (Гуморальная теория ) предложил 4 типа темперамента в зависимости от пропорции жидкостей в организме: сангвиник (кровь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (лимфа).

И.П.Павлов полагал, что три свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы).

Этими свойствами являются:

  • сила , т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Они характеризуются выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • уравновешенность , характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;
  • подвижность , как показатель быстроты смены процессов возбуждения и подвижности;

Идеи И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности развивали отечественные ученые Е.М. Тепловым, В.Д. Небылицын, которые создали новое направление в психологии - дифференциальную психофизиологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы:

  • лабильность - скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;
  • динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов;
  • концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей.

Проблема психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С. Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы. При этом выделены следующие психические свойства:

  • активность , показывающую, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках (о соотношении реактивности и активности судят по тому, от чего зависит деятельность человека - от случайных обстоятельств или от намеченных целей, стремлений);
  • сензитивность - возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы;
  • регидность(пластичность) - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертности, косность, нечувствительность к изменению условий;
  • экстра-интро-вертированность - направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события (экстра-). Направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли (интро-);
  • тип реакции - скорость протекания психических процессов и реакций;
  • реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители;

Общепринятая классификация темперамента:

Сангвиник - человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать, как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Подобный тип темперамента характеризует как правило расчётливого человека. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал

Холерик - человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Все холерики от своей природы характера прирождённые лидеры. Двое холериков не уживутся рядом, так как никто из них не сможет уступить друг другу. Зачастую подобные личности "идут до последнего" даже вопреки здравому смыслу, т. к. считают, что всё, что они делают, - правильно, их разум может легко затуманить гордыня.

Флегматик - человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик - человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

Диагностика темперамента : опросник Айзенка по определению темперамента (экстраверсия,нейротизм), тест Стреляу (оценка силы процессов возбуждения и торможения, их подвижность).

  • 5. Специфические особенности психики как формы отражения. Понятие о сознании и бессознательном.
  • 6. Нейрофизиологические основы психики человека. Проблема соотношения психического и физиологического в психике человека
  • 8. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность. Категория личности в современной психологии.
  • 9. Направленность как интегральная характеристика личности. Мотивация поведения человека. Виды мотивов.
  • 10. Самосознание личности.
  • 12. Понятие о деятельности. Структура деятельности.
  • 13.Понятие об умениях и навыках. Формирование умений и навыков
  • 14. Понятие общения в психологии. Единство общения и деятельности. Структура общения.
  • 15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
  • 16. Речь: виды, функции, механизмы.
  • 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.
  • 18.Социально – перпецептивнная сторона общения.Механизмы и эффекты межличностного восприятия
  • 19. Классификация социальных объединений. Общая психологическая характеристика малой группы.
  • 20.Межличностные отношения в группах. Понятие о психологической совместимости в группе.
  • 21. Лидерство и руководство в малой группе. Стили лидерства и руководства.
  • 22.Понятия об ощущениях. Виды и свойства ощущений.
  • 23. Восприятие, его виды. Основные свойства перцептивного образа.
  • 24.25.Понятие о мышлении. Мышление и речь. Понятие,суждение и умозаключение как формы мышления.
  • 26. 27 .Основные мыслительные операции, их характеристика. Виды мышления, их характеристика.
  • 28.Воображение,его место в системе психологических процессов. Виды воображения.
  • 29.Память, ее место в системе психический процессов. Виды и процессы памяти.
  • 30.Процессы памяти.
  • 31.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания.
  • 32. Волевое поведение человека и его механизмы
  • 33. 34. Эмоциональные психические явления. Виды и формы эмоциональных псхичических явлений.
  • 35. Понятие о характере. Структура характера. Черты характера, их классификация.
  • 36. Формирование характера. Понятие об акцентуациях характера. Типы акцентуаций.
  • 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
  • 38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.
  • 39. Задатки и способности. Виды способностей.
  • 40. Развитие способностей. Понятие о таланте. Проблема диагностики способностей.
  • 41. Психология в эпоху античности.
  • 42. Учение Аристотеля о душе.
  • 43. Роль р.Декарта в становлении психологической науки.
  • 44. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XII-XIX вв. (б.Спиноза, д.Локк, Гартли).
  • 45. Зарождение психологии как науки. Интроспективное направление в истории психологии: структурализм и функционализм.
  • 46. Становление и развитие бихевиоризма. Бихевиоризм и необихевиоризм.
  • 47. Психоаналитическая концепция з.Фрейда.
  • 48. Неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.
  • 49. Становление и развитие гуманистического направления в психологии.
  • 50. Когнитивная психология: предпосылки возникновения и краткая характеристика.
  • 51. Вклад отечественных психологов в развитие психологической науки (с.Л.Выготский, с.Л.Рубинштейн, б.Г.Ананьев и др.).
  • 52. Культурно-историческая концепция л.С.Выготского и развитие ее идей в исследованиях а.Н.Леонтьева, д.Б.Эльконина, л.И.Божович и др.
  • 37. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.

    Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. Свойства темперамента - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости эмоций, экспрессивность и энергичность движений, напряженность усилия и др., относящиеся ко всем сторонам психической деятельности. Подобные динамические свойства могут быть связаны с другими психологическими условиями - настроением, и т. п. Вместе с тем свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от темперамента, гораздо менее устойчивы. Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называют типами темперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовой классификацией типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик . Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными. быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются. Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

    38.Темперамент и характер. Понятие об индивидуальном стиле деятельности.

    Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Слово «темперамент» - латинского происхождения (temperamentum), означает «соразмерность», «соотношение частей». Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (5-6 вв. до н.э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь(sangius - лат.), лимфа (phlegma - греч.), желчь (chole - греч.) и черная желчь (melas chole - греч.). При правильном смешении этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, считал Гиппократ. Это определяет тип темперамента человека (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

    Учеными школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына было обнаружено, что сила нервной системы человека, выступающая в качестве уровня ее работоспособности, имеет не только главное положительное значение, но и негативные моменты. Было доказано, например, что у обладателей слабого типа нервной системы низкая работоспособность существенно компенсируется возрастанием чувствительности, что позволяет более четко улавливать изменения в окружающей действительности.

    Темперамент - индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

    Характерными особенностями темперамента являются:

    сравнительно целостное постоянство индивидуально-психологических свойств личности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, проявление эмоций и волевых качеств и др.);

    свойства темперамента, объединенные в определенные структуры (типы темперамента), адекватны основным типам высшей нервной деятельности (ВНД). /3, с7-8/

    У взрослого человека свойства темперамента в основном стабильны и мало изменяются под влиянием среды и воспитания. Однако он изменяется в процессе онтогенеза, когда формируются основные структуры психики индивида в течение его детства.

    Следует иметь в виду, что в чистом виде типы темперамента не существуют. Между 4 типами темперамента располагается до 16 промежуточных форм как вариации основных типов. /3, с 36/

    Индивидуальный стиль деятельности позволяет людям с различными особенностями нервной системы, с разным характером и темпераментом добиваться одинаковой эффективности при выполнении работы разными способами. Например, в своем исследовании по изучению индивидуального стиля деятельности у ткачих-многостаночниц Климов заметил, что ткачихи-меланхолики и ткачики-сангвиники могут быть одинаково успешны в своей работе, но ткачики-меланхолики предпочитают профилактику обрыва нити.

    Индивидуальный стиль деятельности

    Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

    1) профессиональный отбор;

    2) индивидуальный подход;

    3) формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

    4) формирование индивидуального стиля деятельности.

    Считается, что именно формирование индивидуального стиля деятельности является основным и наиболее универсальным путем приспособления темперамента к требованиям деятельности, так как именно он помогает людям с различными темпераментами эффективно выполнять одинаковую работу.

    Иначе индивидуальный стиль деятельности (ИСД) можно представить как индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым человек прибегает сознательно или стихийно для наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметным, внешними условиями деятельности .

    Индивидуальный стиль деятельности не появляется у человека стихийно, его можно сформировать в процессе обучения и воспитания. Впервые формирование индивидуального стиля деятельности можно заметить еще в дошкольном возрасте. Это формирование происходит при решении игровых задач.

    Считается, что общепризнанные формальные признаки ИСД можно разделить на 3 вида:

    1) устойчивая система приемов и способов деятельности;

    2) система, обусловленная определенными личными качествами;

    3) система, являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

    Тема 3.

    Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

    Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса --возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

    В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика); «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника); «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, обусловливает темперамент меланхолика).

    Классификация типов темперамента

    Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

    Меланхолический темперамент деятельности по Канту (Иммануил Кант 1966), свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.



    Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.

    Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система.

    3аметим, что в данной классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

    Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темпераментмеланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

    Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

    Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

    Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия слева направо и сверху вниз: флегматик , холерик , сангвиник , меланхолик

    Свойства темперамента

    темперамент психический характер

    К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

    Традиционная психофизиологическая оценка темперамента включает четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

    Психологическая характеристика типов темперамента

    Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами. Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то длядругого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность. Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук). Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т. д. Соотношение реактивности и активностьи - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека. Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума. Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность). Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке. Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

    Введение

    Заключение

    Введение

    Воображение, как и любая человеческая способность, требует развития. В настоящее время в психологии различают следующие подходы к понятию "способность" - общепсихологический и дифференциально-психологический. Согласно данным направлениям способностями признаются любые проявления возможностей человека. В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения.

    По мнению К.Д. Ушинского, ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Следовательно, проблема способностей приобретает психолого-педагогический оттенок. Получается, что все люди способные, все всё могут. В книге В.Н. Дружинина "Психология общих способностей", эта традиция находит свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность. В нашей стране в 1920-1930-е гг. проблема способностей изучалась главным образом в рамках психотехники с использованием методов тестирования. Новый шаг в теоретическом осмыслении проблемы был сделан в 1930-1940-е гг. благодаря работам С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В последующий период большой вклад в разработку этой темы внесли труды Т.И. Артемьевой, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.

    Воображение является очень важной и ценной психической способностью, скудное или плохо развитое воображение не способно доставить своему владельцу столько же положительных моментов, как тому, у кого оно развито намного сильнее. Существенные различия между людьми выявляются, например, в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения, они могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека и является очень важно частью в развитии его психических характеристик.

    1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

    1.1 Характеристика процесса воображения

    Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

    Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

    Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения.

    Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

    Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т.д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т.е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

    1.2 Роль воображения в психической деятельности человека

    Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

    В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

    Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

    Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

    Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

    Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки "ожога" на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

    Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение - это процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент - стало предметом дифференциального анализа в конце прошлого века. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

    воображение психический воображаемый образ

    2. Дифференциальные характеристики воображения

    2.1 Индивидуальные особенности дифференциации воображения

    Дифференциацией - называется отделение частей от целого, необходимое для сознательного доступа к психологическим функциям. Дифференциация одновременно является и естественным процессом психического роста, и сознательным психологическим мероприятием - она необходима для процесса индивидуализации. Это касается, в том числе и процесса воображения. Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Еще Ф. Гальтон в серии своих обширных экспериментов пытался обнаружить, какие формы воображения существуют. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения как грезы и мечты - самостоятельное создание новых образов желаемого.

    Оказывается те, кого можно назвать "мечтателями", проявляют большую осознанность в отношении самих себя, они хорошо помнят свои ночные видения и проявляют меньшую тенденцию подавлять свои мысли. Мечтатели отчетливее представляют себе те вещи, которые их тревожат и проявляют желание сообщать о них. Американский психолог Джордж Сингер в 1966 г выявил на основе применения факторного анализа данных, семь паттернов, характеризующих индивидуальные различия в области вторичных представлений - грез. Первые два фактора отражали частоту (склонность иметь часто разные грезы или редко лишь некоторые) и удовлетворенность (восприятие грез как нормальной части своей жизни, признание их также в качестве способа, помогающего решать некоторые проблемы). Остальные пять факторов были связаны с содержанием грез такого характера:

    Самообвинение (темы вины, мук совести, депрессии посещают в течение дня людей с высокими показателями по этому фактору);

    Причудливость (например, чья-то голова, плывущая в космическом пространстве);

    Калейдоскопичность - "проходящий сквозь сознание поток фрагментарных кусочков образов" (что характерно для людей легко отвлекающихся и скучающих);

    Реалистичность (положительно коррелирует с эмоциональной стабильностью и любознательностью по отношению к физическому миру; оказывает позитивное влияние на процесс планирования и научного анализа).

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    2.2 Этапы развития воображения

    Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

    Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне.

    Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность - игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

    Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

    Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т.д.), он активизирует процесс воображения. Для этого ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в возрасте 4-5 лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

    2.3 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

    Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

    Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

    С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

    Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества и т.д.

    Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

    Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

    Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

    Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

    Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

    И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

    Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

    Таким образом, можно выделить следующие выводы: во-первых, наиболее часто люди различаются по степени яркости образов воображения. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения как грезы и мечты - самостоятельное создание новых образов желаемого. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия, далее с появлением и овладением речи, позже увеличением практического опыта и развитием внимания, а так же этап развития воображения связан с появлением его активных форм.

    Заключение

    Воображение - это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Дифференциация воображение происходит в первую очередь от того, что воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

    Воображение - это процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент. Воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

    Во-вторых, наиболее часто люди различаются по степени яркости образов воображения. В современных исследованиях активно изучается такая форма воображения как грезы и мечты - самостоятельное создание новых образов желаемого. Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия, далее с появлением и овладением речи, позже увеличением практического опыта и развитием внимания, а так же этап развития воображения связан с появлением его активных форм.

    Список использованной литературы

    1.Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. СПб.: Речь, 2004. - 168с.

    2.Иосселиани Д.А. Сомнение + воображение = изобретатель // Изобретательство. 2007. Т.7. № 10. С.58-60.

    .Маклаков А.Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. - 592с.

    .Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. СПб.: Питер, 2008. - 288с.

    .Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М.: Флинт, 2008. - 280с.

    .Ноговицын О.М. Существование и воображение // Вопросы культурологии. 2008. № 11. С.67-69.

    .Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. // Педагогика искусства. 2007. № 1. С.10-17.

    .Сыромятников И.В., Чуванькин Д.В. Воображение и условия его развития у обучаемых // Инновации в образовании. 2008. № 3. С.104-124.

    .Соловей Л.Б. Факторы, влияющие на развитие воображения // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. 2008. № 76-2. С.230-235.

    .Торшилова Е. Воображение как сотворчество: уровни развития // Искусство в школе. 2007. № 6. С.12-15.

    Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образ­ным мышлением.

    Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением- психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полу­ченных в предшествующем опыте.

    Продуктом (конечным результатом) представления явля­ется образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

    От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

    Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.

    С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возник­нуть на пустом месте. Представление как раз и является резуль­татом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

    Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоя­тельство сближает их с процессами опознания. Опознание предпо­лагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, вос­принимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоен­ность отсутствует.

    Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении от­сутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе при­поминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представ­лении же помимо прошлого может отражаться настоящее и бу­дущее.

    Очень близки к представлениям образы воображения. Вообра­жение, как и представление, пользуется материалом, прежде по­лученным восприятием и сохраненным памятью. К- Д. Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов-представлений. Но все же воображение - более творче­ский процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. В представливании же объект более статичен: он либо неподвижен, либо с ним совершается ограниченное число операций манипулятивного характера. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но помимо него есть еще и различные формы творческого вооб­ражения, которые несводимы к представливанию.

    Степень контроля со стороны человека за образами своего воображения сильно изменяется. Поэтому различают, воображе­ние произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Сте­пень произвольности образов плавно меняется от одних форм воображения к другим. Так, наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение.

    Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится.

    «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представ­лениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особен­ность и позволяет говорить о представливании как о самостоя­тельном психическом процессе.

    В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за ко­торыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за ко­торыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных"видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

    Наиболее распространенной является классификация визуаль­ных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть пред­ставления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классифика­ции берется вид анализатора.

    В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представ­ления о пространстве и представления о времени. Обычно и те н другие являются полимодальными, но можно выделить отраже­ние пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

    На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь, каждый из них может быть: а) статическим (представление о неподвижном объекте); б) кинетическим (представление о раз­ных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного ре­зультата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное).

    IV .1.1. Характеристика процесса представливания. Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов-представлений и как оперирование ими. В том и другом случае представления приобретают динамический характер.

    Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. По прошествии времени представление может на­сыщаться деталями, обобщаться или, наоборот, становиться более схематичным; может становиться более ярким и отчетливым или, наоборот, смутным, недифференцированным. В пространстве с об разами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование состав­ных частей представляемого объекта, изменения пространствен­ной ориентации, приращение, группировку, разбиение и др.

    Особую группу составляют операции перекодирования инфор­мации, связанные с изменением мерности объекта. Например, при чтении географической карты составить представление о рельефе местности, а на уроке черчения представить и изобра­зить объемный предмет в виде проекций на плоскости.

    Понимание представливания как процесса оперирования обра­зами-представлениями предполагает в этом процессе наличие от­дельных мыслительных операций. Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представливания положения объекта (объектов) или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т. п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлива­нии мерности объектов, группировка объектов и т. д.); 3) одно­временные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т. п.).

    Оперирование и синтез образов в процессах воображения осу­ществляется благодаря операциям агглютинации - соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизации - преувеличения или преуменьшения предметов, их частей и качеств; заострения - подчеркивания каких-либо при­знаков; схематизации - сглаживания различий и выявления сход­ства; типизации - выделения существенного в однородных явле­ниях и воплощения его в каком-либо конкретном образе.