Географические особенности
природы и народов Земли
В какой из перечисленных стран числен
ность населения наибольшая?
1) США
2) Россия
3) Индия
4) Бразилия

Задание 1

Географические особенности
природы и народов Земли
Какой из перечисленных городов являет
ся столицей государства?
1) Нью-Йорк
2) Монреаль
3) Сидней
4) Вашингтон

Задание 1

Географические особенности
природы и народов Земли
На каком материке находится самая пол
новодная река мира?
1) Африка
2) Южная Америка
3) Евразия
4) Северная Америка

Задание 1

Географические особенности
природы и народов Земли
На каком материке находится самый высо
кий в мире водопад?
1) Африка
2) Северная Америка
3) Евразия
4) Южная Америка

Задание 1

Повторить – самое –самое по
материкам

Задания 2.

Задания 2.
Географическое положение России
Какие из перечисленных островов входят
в состав территории Российской Федера
ции?
1) архипелаг Шпицберген
2) архипелаг Северная Земля
3) Алеутские острова
4) Марианские острова

Задания 2.
Географическое положение России
С какой из перечисленных стран Россия
имеет сухопутную границу?
1) Молдавия
2) Венгрия
3) Белоруссия
4) Армения

Задания 2.
Географическое положение России
На каком из перечисленных полуостровов
находится крайняя северная материковая
точка России?
1) Кольский
2) Гыданский
3) Таймыр
4) Чукотский

Задания 2.
Географическое положение России
Повторить пограничные объекты:
Страны, граничащие с РФ по суше
Острова
Моря
Проливы
Крайние точки

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
Какая из перечисленных территорий Рос
сии находится в умеренном климатиче
ском поясе?
1) острова Новая Земля
2) полуостров Таймыр
3) Чукотский полуостров
4) остров Сахалин

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
В основании территории какого из пере
численных регионов лежит древняя плат
форма?
1) Воронежская область
2) Республика Дагестан
3) Челябинская область
4) Магаданская область

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
. Для почв какой природной зоны России
характерен наиболее мощный гумусовый
горизонт?
1) смешанные леса
2) степь
3) тайга
4) тундра

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
В каком из перечисленных регионов Рос
сии распространены чернозёмные
почвы?
1) Вологодская область
2) Пермский край
3) Ставропольский край
4) Республика Коми

Задания 3. ПОВТОРИТЬ
Субъекты РФ
Лучше повторять по изученным
регионам,
Например Северная Россия: Мурманская
обл., Архангельская обл. с Ненецким АЛ
(столица – г. Нарьян-Мар), республика
Коми (столица – Сыктывкар), республика
Карелия (столица Петрозаводск) и
Вологодская область)


Такие неблагоприятные климатические явления,
как засухи, суховеи и пыльные бури, значительно
затрудняют хозяйственное использование терри
тории. Для какой из перечисленных территорий
России они наиболее характерны?
1) Кировская область
2) Камчатский край
3) Астраханская область
4) Республика Коми

Задания 4. Геоэкологические проблемы
Многолетняя мерзлота оказывает влияние на хозяй
ственную деятельность человека: добычу полезных
ископаемых, строительство дорог и зданий. В каком
из перечисленных регионов России необходимо учи
тывать последствия оттаивания многолетней мерзло
ты?
1) Самарская область
2) Красноярский край
3) Ростовская область
4) Чувашская Республика

Задания 4. Геоэкологические проблемы
Снежные лавины - одно из наиболее гроз
ных и опасных природных явлений. В каком
из перечисленных регионов России снежные
лавины представляют наибольшую опас
ность?
1) Калининградская область
2) Республика Северная Осетия–Алания
3) Чувашская Республика
4) Архангельская область

Задания 3.
Природа СУБЪЕКТОВ РФ
Сель – грязевой или грязекаменный поток, отлича
ющийся разрушительной силой, внезапностью
возникновения. В каком из перечисленных регио
нов России сели представляют наибольшую опас
ность?
1) Вологодская область
2) Ямало-Ненецкий АО
3) Республика Дагестан
4) Воронежская область


размещение
Какой из перечисленных городов России
является крупным центром автомобиле
строения?
1) Архангельск
2) Тамбов
3) Череповец
4) Нижний Новгород

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещение
Какие из перечисленных электростанций
являются тепловыми?
1) Курская и Тверская
2) Красноярская и Братская
3) Зейская и Усть-Илимская
4) Сургутская и Тюменская

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещение
В каком из перечисленных городов рабо
тает крупный металлургический комби
нат?
1) Курск
2) Липецк
3) Самара
4) Уфа

Задания 5. Отрасли хозяйства России, особенности
размещение

лесная промышленность является одной из
ведущих отраслей промышленности?
1) Архангельская область
2) Курская область
3) Республика Татарстан
4) Ставропольский край

Задания 5. ПОВТОРИТЬ
Факторы размещения с примерами
Фактор размещения – регион – крупные
предприятия (энергоёмкость – Южная
Сибирь – производство алюминия в гг.
Братске, Красноярске, …)
ВСЕ МЕТАЛЛУРГИЕСКИЕ КОМБИНАТЫ
ПОЛНОГО ЦИКЛА
ВСЕ КРУПНЫЕ ГЭС, ТЭС, АЭС и
альтернативные (в приложениях в конце
учебника есть таблица)


Группа туристов из Финляндии хочет своими глаза
ми увидеть необычную для них природу русских
степей. Какой из перечисленных заповедников
для этого им необходимо посетить?
1) Курильский
2) «Остров Врангеля»
3) Оренбургский
4) Костомукшский

Задания 6. Природные ресурсы, их использование и
охрана
Студенты естественно-географического факультета за
нимаются исследованием дельт рек, расположенных
в природной зоне полупустынь и пустынь. Какой из пе
речисленных заповедников им следует посетить для
проведения исследовательской работы?
1) Ростовский
2) Сихотэ-Алинский
3) Усть-Ленский
4) Астраханский

Задания 6.
. С целью сохранения природной среды жизни коренных на
родов компания «Газпром» предпринимает специальные
меры по рекультивации земель, нарушенных в результате бу
ровых работ в районах добычи газа. На территориях традици
онного проживания какого из перечисленных народов необ
ходимо предпринимать такие меры?
1) чукчи
2) карелы
3) ненцы
4) чуваши

Задания 6
К традиционным занятиям народов какого
из перечисленных регионов России относит
ся пастбищное овцеводство?
1) Республика Карелия
2) Республика Дагестан
3) Чукотский АО
4) Ненецкий АО

Задания 6. ПОВТОРИТЬ
Карта народов РФ
Малые народы РФ
Территории с традиционными занятиями
Европейский Север, Поволжье, Кавказ,
Сибирь и Дальний Восток

Задания 7 и 8. Разные территории Земли, их обеспе
ченности природными и человеческими ресурсами
В каком году из указанных ниже было зафик
сировано наименьшее число эмигрантов?
(по таблице)
1) 1994 г.
2) 1998 г.
3) 2002 г.
4) 2006 г.

Задания 7. В каком году наблюдалась наибольшая эмиграция?
1) 2007
2) 2008
3) 2009
4) 2010

Задание. 8. Определите по карте, в каком на
правлении от ямы находится родник

Задания 7. Повторить понятия
Естественный прирост
Миграционный прирост
Эмиграция
Имиграция


В каком из перечисленных регионов России
средняя плотность населения наибольшая?
1) Приморский край
2) Амурская область
3) Вологодская область
4) Краснодарский край

Задания 9. Особенности населения России
Какой из перечисленных городов является
наибольшим по численности населения?
1) Петрозаводск
2) Омск
3) Иваново
4) Иркутск

Какая из территорий, обозначенных буквами на карте Рос
сии, имеет наименьшую среднюю плотность населения?

Задания 9. Повторить
Основную зону расселения и
хозяйственного освоения, города и
субъекты федерации в ней
Зону Севера, города и субъекты
федерации в ней

Задания 10ю Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Архангельск
2) Омск
3) Магадан
4) Якутск

Задания 10. ПОВТОРИТЬ (и не перепутать!!!)
ПОНЯТИЯ
Циклон (НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ!!!)
Антициклон (А_В)
Атмосферный фронт:
Теплый
холодный

Задания 11. Раз­ные территории Земли: ана­лиз карты

Задания 11. Разные территории
Земли: анализ карты
Карта погоды составлена на 14 марта. В каком из перечисленных городов, обозначенных на карте, на
следующий день наиболее вероятно существенное понижение температуры воздуха?
1) Воронеж 2) Екатеринбург 3) Омск 4) Томск

Задания 12. Природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических проблем
Что является примером нерационального приро
допользования?
1) проведение снегозадержания в зимнее время
2) использование природного газа вместо угля на
ТЭС
3) создание системы оборотного водоснабжения
на промышленных предприятиях
4) осушение болот в верховьях малых рек

Задания
Негативное влияние на состояние окружаю
щей среды оказывает
1) создание терриконов в местах добычи
угля
2) рекультивация земель на месте карьеров
3) использование систем оборотного водо
снабжения
4) создание лесополос в зоне степей

Повторить понятия
Рациональное и нерациональное
природопользование
Рекультивация
Террикон
Оборотное водоснабжение
Комплексное использование
Мелиорация

Задания 13. Существенные признаки геогра
фических объектов и явлений
В каком из высказываний содержится информация о воспроизвод
стве населения?
1) В январе - октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение
числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и сниже
ние числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же перио
дом предыдущего года.
2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численно
сти населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского - 29%.
3) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном феде
ральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1
км2.
4) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибы
ло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

Задания 13
В каком из высказываний содержится информация о паводке на
реках?
1) Обильные осадки привели к подъёму воды в малых реках Амур
ской области. В Зейском районе резко прибыла вода в реке Уркан.
2) Зея отличается высокой водностью: средний годовой расход
воды её равен 1800 м3/сек, что соответствует модулю стока 7,7
л/сек · км2.
3) В нижнем течении Зея выходит на равнину, её долина расширяет
ся, а русло делится на многочисленные рукава.
4) Амурская область обладает значительными ресурсами поверх
ностных и подземных вод. Здесь много рек длиной свыше 10 км.

Повторить
Воспроизводство, ест. прирост, миграция
Режим реки: паводок, половодье, межень
Питание реки (дождевое, снеговое и тд)


геосферах – 2 балла
. Мощный оползень сошёл со склона в канун Рож
дества в окрестностях Рио-де-Жанейро. По инфор
мации спасательных бригад, оползень разрушил,
по меньшей мере, 25 жилых домов. К счастью,
жертв удалось избежать. Оползни, вызванные
проливными дождями, отмечены и в других райо
нах страны.
Объясните, почему проливные дожди могли стать
причиной оползней.

14. Географические явления и процессы в
геосферах - 2 балла
Южная часть Омской области находится в природной зоне
степей с чернозёмными почвами, а северная, где выпадает
больше атмосферных осадков, - в лесной зоне с дерновоподзолистыми почвами. Дерново-подзолистые почвы содер
жат меньше гумуса по сравнению с чернозёмными. Объясни
те, с чем это связано, указав две причины.
Омская область - важный сельскохозяйственный регион Си
бири. Здесь выращивают как зерновые (на долю области при
ходится более 15% валового сбора зерна, производимого в
Сибирском федеральном округе), так и технические (лён),
кормовые культуры, картофель и овощи. Специализация рас
тениеводства во многом определяется природными условия
ми.

Задания 15. Географические объекты и
явления
. Определите, какое атмосферное давле
ние будет наблюдаться на вершине горы
высотой 700 метров, если у её подножия
его значение составляет 760 мм и извест
но, что давление изменяется на 10 мм на
каждые 100 м. Ответ запишите в виде
числа.

Задания







до целого числа.

Задания 16. Раз­ные территории Земли: ана­лиз карт

Задания 16. Разные территории Земли: анализ карт
Расположите перечисленные ниже города
в порядке увеличения в них численности
населения. Запишите в ответ получившую
ся последовательность букв.
А) Нижний Новгород
Б) Краснодар
В) Нарьян-Мар

Повторить

Города - милионники
Города с крупными металлургическими
заводами

За­да­ние 17 № 81. Опре­де­ли­те, какой город (сто­ли­ца го­су­дар­ства) имеет гео­гра­фи­че­ские ко­ор­ди­на­ты 33° ю.ш. 71° з.д.

Задание 17 № 81. Определите, какой город (столица
государства) имеет географические координаты 33°
ю.ш. 71° з.д.
Повторить:
Широта- северная и южная от 0 до 90 гр
Долгота – западная и восточная от 0 до 180
Примечание – восток СПРАВА (если стоять
лицом к северу или смотреть на карту)

Задания 18. Рас­сто­я­ние на карте (Взять хорошие линейки, измерять тщательно до 1 мм как записано в задании от середины знака до точки)

Задания 18. Расстояние на карте
(Взять хорошие линейки, измерять тщательно до 1 мм как
записано в задании от середины знака до точки)
Определите по карте рас
стояние на местности по
прямой от точки А до ко
лодца. Измерение прово
дите между точкой и цен
тром соответствующего
условного знака. Полу
ченный результат округ
лите до десятков мет
ров. Ответ запишите в
виде числа.

Каталог заданий. Задания 19. На­прав­ле­ние на карте

Каталог заданий. Задания 19. На
правление на карте
Определите по карте,
в каком направлении
от точки А находится
колодец.

Задания 20. Чте­ние карт раз­лич­но­го содержания – 2 балла

Задания 20. Чтение карт различно
го содержания – 2 балла
Фермер выбирает участок для закладки ново
го фруктового сада. Ему нужен участок, на кото
ром весной рано сходит снег, а летом почва
лучше всего прогревается солнцем. Он также
должен иметь расположение, удобное для вы
воза собранного урожая на консервный завод.
Определите, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвеча
ет указанным требованиям. Для обоснования
своего ответа приведите два довода.

Задания
Определите долю городского населения в
% от общей численности населения Севе
ро-Кавказского федерального округа,
если известно, что численность его насе
ления на 1 января 2013 г. составляла 9 542
640 человек, из которых горожан - 4 694
703 чел. Полученный результат округлите
до целого числа.

Задания 21. Чте­ние и ана­лиз карт

Задания 21. Чтение и анализ карт
На рисунках представлены варианты профи
ля рельефа местности, построенные на ос
нове карты по линии А – В разными учащи
мися. Какой из профилей построен верно?

Задания 22. Гео­гра­фи­че­ские объекты и явления

Задания 22. Географические
объекты и явления
Карты какого географического района России
необходимо выбрать, чтобы более детально
изучить регион, в котором расположен г. Соро
чинск Оренбургской области?
1) Северо-Запада
2) Центральной России
3) Урала
4) Европейского Юга

Задания 23. Раз­ные территории Земли, их обес­пе­чен­но­сти природными и че­ло­ве­че­ски­ми ресурсами (по тексту)

Задания 23. Разные территории Земли, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами (по тексту)
. Укажите одну особенность природно-ре
сурсной базы Иркутской области, благодаря
которой будет обеспечено снабжение пред
приятия сырьём.
Какая особенность хозяйства г. Братска спо
собствовала выбору места для создания
энергоёмкого производства, о котором гово
рится в тексте?

Задания 24. Гео­гра­фи­че­ские явления и про­цес­сы в геосферах

Задания 24. Географические
явления и процессы в геосферах
Во время экскурсии учащиеся сделали схематиче
скую зарисовку залегания горных пород на обрыве
у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных
пород в порядке увеличения их возраста (от самого
молодого до самого древнего). Запишите в ответ по
лучившуюся последовательность букв.
А) кварцит
Б) известняк
В) песок

Про­ана­ли­зи­руй­те кли­ма­то­грам­му и опре­де­ли­те, какой бук­вой на карте обо­зна­чен пункт, ха­рак­те­ри­сти­ки кли­ма­та ко­то­

Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, ха
рактеристики климата которого отражены в климатограмме.

Задания 25. Осо­бен­но­сти природы, населения, ос­нов­ных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и рай­о­нов России

Задания 25. Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов России
А) Приглашаем в край голубых озёр и рек, в край белых
ночей! Посетите памятники культуры Кижи и Валаам!
Б) Посетите города-курорты нашего региона, по своему
разнообразию и ценности минеральных вод и лечебной
грязи не имеющие аналогов в Европе!
1) Республика Карелия
2) Ставропольский край
3) Тюменская область
4) Самарская область
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соот
ветствующем буквам

Задания 26. Опре­де­ле­ние поясного времени

Задания 26. Определение поясного
времени
Расположите регионы России в той последо

ют Новый год. Запишите в ответ получившу
юся последовательность букв.
А) Смоленская область
Б) Республика Алтай
В) Пермский край

Ана­лиз информации о раз­ных территориях Земли

Анализ
информации
о разных
территориях
Земли

Задания 28. Вы­яв­ле­ние эмпирических зависимостей (по таблице)

Задания 28. Выявление
эмпирических зависимостей (по
таблице)
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выяв
ления зависимости между особенностями климата и географи
ческим положением пункта. У всех учащихся выводы получи
лись разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе
представленных данных?
1) Алексей: «Чем выше расположен пункт, тем теплее в июле».
2) Анна: «Чем дальше на юго-восток, тем меньше годовая ам
плитуда температур».
3) Екатерина: «Чем дальше на юго-восток, тем реже выпадают
атмосферные осадки».
4) Александр: «Чем ближе к морю, тем реже выпадают атмо
сферные осадки».

Задания 29. Гео­гра­фи­че­ские следствия дви­же­ний Земли (к таблице)

Задания 29. Географические
следствия движений Земли (к
таблице)
В каком из перечисленных городов 22 декабря
Солнце позже всего по московскому времени
поднимется над горизонтом?
1) Шалон
2) Мюнхен
3) Кошице
4) Черновцы

Зад. 29

Расположите регионы России в той последо
вательности, в которой их жители встреча
ют Новый год. Запишите в таблицу получив
шуюся последовательность цифр.
1) Республика Дагестан
2) Тюменская область
3) Иркутская область

Зад. 30. Определение региона, города

Определите регион России по его краткому описанию.
Эта республика расположена в зоне тайги. Особенностью её эко
номико-географического положения является наличие выхода к
Государственной границе Российской Федерации и выхода к
морю. На территории республики находится морской порт. Рес
публика специализируется на производстве пиломатериалов,
целлюлозы, бумаги, железорудных окатышей, алюминия.
Ответ: Республика ___________________________.

Раздел 1. Главные особенности природы Земли

Урок № 1 Состав и строение литосферы

Цели урока:

Углубить знания о строении литосферы;

Познакомить обучающихся с гипотезами происхождения материков и океанов,

основными положениями теории литосферных плит;

Обучить приемам работы с картой строения земной коры.

ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса обучающихся:

Какие существуют методы географических исследований?

Какие из методов наиболее широко применяются в школьной географии? Почему?

Приведите примеры применения методов географических исследований.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    Объяснение учителем нового материала проводится с опорой на карту, рисунки

на доске, иллюстрации учебника. Кроме этого, проводится эвристическая беседа

на основе анализа карт.

    К особенностям, которые отличают Землю от других планет Солнечной

системы, относится строение ее литосферы.

    Вопросы к классу:

Каково внутреннее строение Земли?

Что называют литосферой? Какие движения в ней

происходят?

Анализ рис. 8 на странице 22, ответы на вопросы.

Схема строения литосферы земли

ЗЕМНАЯ КОРА ЗЕМНАЯ КОРА ЗЕМНАЯ КОРА

КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ТИПА ОКЕАНИЧЕАКОГО ТИПА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ТИПА

Объяснение учителем теории литосферных плит проводится в форме объяснительного рассказа.

Основные положения :

1. Литосфера состоит из крупных плит, границы которых приблизительно совпадают со срединными океаническими хребтами. (Учитель показывает границы плит на стенной карте «Строение земной коры» и называет семь наиболее крупных плит.)

2. Плиты горизонтально перемещаются относительно друг друга.(В ходе рассказа учитель прикалывает к стенной карте картонные стрелки, на которых обозначена средняя скорость движения плит. Это позволяет учащимся наглядно увидеть всю картину направлений перемещения.) Наиболее существенные процессы происходят вдоль границ плит:

а) в зонах срединно-океанических хребтов происходит расхождение плит; там по разломам поднимается вещество мантии, застывает, и образуется земная кора океанического типа.(Используя накладные стрелки, учитель обращает внимание учащихся на скорость растяжения морского дна: в Атлантическом океане – 3,5 см/год, в Красном море – 1,5 см/год.

б) При столкновении плит, например, океанической и континентальной, первая погружается и уходит в мантию, в результате вдоль границ материков образуются глубоководные желоба (Алеутский, Курило-Камчатский, Марианский, Филиппинский). Параллельно им протягиваются вулканические островные дуги (Алеутские и Курильские острова) или вулканические хребты материков

(прибрежные хребты Анд). При столкновении континентальных плит образуются планетарные пояса сжатия (горные дуги Альп, Гималаев и др.) (Учитель с помощью накладных стрелок показывает на карте примеры участков сжатия.)

в) Существуют разломы, вдоль которых плиты скользят без существенных смещений, например разломы Восточной Африки

Далее учитель предлагает школьникам, используя карту мира и карту «Строение земной коры», определить, какие процессы приурочены к боковым границам литосферных плит. Он сообщает, что зоны распространения вулканов и землетрясений называют сейсмическими поясами. Здесь расположено большинство действующих вулканов и зон землетрясений.

Подводя итоги объяснительного рассказа, учитель подчеркивает, что окончательное создание теории литосферных плит еще предстоит решить ученым. Знания о

строении и истории развития литосферы имеют большое практическое значение для хозяйственной деятельности человека.

Проверка усвоения нового материала

- Почему разломов больше в океане? (В океане земная кора более тонкая и легко поддается разломам.)

Почему мы не наблюдаем разломов? (Потому что лава застывает и залечивает «раны».)

Ученые США обнаружили, что в районе СОХ земная кора более молодая. Объясните данный факт. (Расходящиеся в зонах СОХ участки литосферных плит вызывают разрастание океанского дна и способствует образованию молодой коры.)

Приведите примеры расхождения литосферных плит суше и в океане. (В океане расходятся Африканская и Южно-Американская, Тихоокеанская и плита Наска; на суше зоны расхождения есть на востоке Африки.)

Выполнение практической работы № 3 Определение по картам направлений передвижения литосферных плит и предположения размещения материков и океанов через миллионы лет.

Решение географических задач

Задача 1

Пользуясь физической картой мира и картой строения земной коры, приведите примеры горных стран, которые находятся в области современных границ литосферных плит.

1.К какому типу гор по высоте они относятся?

2.Какие природные явления бывают в этих горах?

Задача 2

Океанская плита погружается под мантию. Как изменяется состояние вещества горных пород, из которых плита состоит, и какие процессы при этом происходят?

Закрепление материала.

    Сравните два типа земной коры и заполните таблицу:

Тип земной коры

Количество слоев

Состав и порядок залегания (снизу вверх)

Домашнее задание: стр.22 – 27. На контурной карте отметить сейсмические зоны планеты.

УРОК № 2. рельеф Земли

ЦЕЛИ УРОКА :

Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли;

Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

Совершенствовать умение устанавливать связи, сравнивать объекты и явления, работать с картой.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

проверка домашнего задания:

Работа по карточкам.

Карточка № 1

    Как образовалась земная кора?

    Назовите слои, слагающие земную кору.

Карточка№ 2

    Что такое литосфера?

    Объясните, почему толщина литосферы в океанической части (не более 50 км) значительно уступает по мощности литосфере в материковой части (150 - 200 км).

Карточка №3

    В чем сущность гипотезы дрейфа материков?

    Каково название двух материков, на которых первоначально располагалась ПАНГЕЯ?

Карточка №4

    Что такое литосферные плиты? Где проходят границы плит, и какие процессы характерны для данных территорий?

    В пределах какой литосферной плиты находится Россия?

Устный опрос .

    Каковы различия в строении земной коры, слагающей материки и впадины океанов?

    Что представляют собой литосферные плиты, и каковы особенности их границ?

    Объясните размещение на Земле сейсмических поясов и вулканических областей.

ИЗУЧЕНИЕ нового материала :

Объясняя тему урока, учитель опирается на карту; проводит беседу
о разнообразии форм рельефа на основе анализа картин, сопоставления карт с целью выявления закономерностей размещения крупных форм рельефа.

Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по
размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом.

На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами. Ученики заполняют схему в тетради. Затем учитель переворачивает карточки в схеме на доске, проводится проверка.

рельеф

Материки

Впадины океанов

Материки


горы

равнины

котловиныыыыыы

СОХ

желоба

Островные дуги

    Взаимодействие внутренних и внешних сил - основная причина разнообразия рельефа.

    Внутренние и внешние процессы действуют одновременно. Изменение рельефа происходит непрерывно и достаточно интенсивно.

    Выступы материков соответствуют материковой земной коре, а в областях распространения океанической коры лежат впадины, заполненные водой океанов. Обширные равнины соответствуют древним участкам литосферных плит - платформам. Горные складчатые области, глубоководные желоба на дне океана расположены на границах плит литосферы.

На заключительном этапе урока целесообразно еще раз обратить внимание учащихся на основные закономерности размещения крупных форм рельефа (в этом поможет схема, которую целесообразно зарисовать в тетради) и на положение о том, что современный рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Все эти закономерности еще предстоит в дальнейшем закрепить и конкретизировать на многочисленных примерах при изучении каждого из шести материков Земли.

Закономерности размещения

крупных форм рельефа Земли

Формы рельефа


Платформы

Складчатые

Виды земной коры

Рельеф оказывает большое влияние на все компоненты природы.

Жизнь людей тоже связана с рельефом. Человек издавна селился на

равнинах или в долинах гор. Человек воздействует на земную кору,

изменяет рельеф планеты.

    Заполнить таблицу.

Взаимодействие внутренних и внешних процессов

Процессы, под влиянием которых образуются формы рельефа

Причины

возникновения

процессов

Проявление деятельности этих процессов

Результат действий процессов на формы рельефа



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 25 - 27, в контурных картах обозначить крупные формы рельефа планеты.

В КОПИЛКУ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ.

© Самая большая средняя высота материка над уровнем моря - в Антарктиде с шельфовыми ледниками - 2040 м.

® Средняя высота суши над Мировым океаном - 875 м.

© Средняя глубина Мирового океана - 3800 м.

® Наибольшая глубина Мирового океана - Марианский желоб - 11022 м

® Самая высокая точка Земли - гора Джомолунгма - 8848 м.

® Самая низкая точка - побережье Мертвого моря, лежащего на 405 м ниже уровня моря.

УРОК № 3. КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ЦЕЛИ УРОКА:

Сформировать представление о процессах, происходящих в атмосфере, о неравномерном распределении тепла и влаги на поверхности Земли;

Раскрыть значение климатообразующих факторов и причины разнообразия климатов Земли;

Формировать умение анализировать климатическую карту.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

проверка домашнего задания:

Тестовая работа:

1.В зоне столкновения литосферных плит формируются:

а) срединно-океанические хребты;

б) глубоководные желоба.

2.В зонах контакта литосферных плит наблюдаются:

а) только землетрясения;

б) землетрясения и вулканизм.

3. Если рельеф территории горный, то в ее основании находятся:

а) складчатая область;

б) платформа.

4. Если в основании территории находится малоподвижная структура, на поверхности которой горные породы располагаются горизонтально, то рельеф будет:

а) равнинный;

б) горный.

5. Установите правильную последовательность во времени образования гор:

а) Гималаи;

б) Урал; ,

в) Кордильеры.

изучение нового материала.

    В начале изучения новой темы проводится эвристическая беседа и образный рассказ учителя о роли атмосферы.

    Атмосфера - самая верхняя и наиболее подвижная оболочка Земли.

Ее роль в жизни Земли огромна. Атмосфера обладает избирательным свойством пропускать через себя солнечную радиацию. Она задерживает большую часть коротковолнового излучения, гибельного для всего живого. Эту роль выполняет озоновый слой. Количество озона колеблется в зависимости от времени года: весной увеличивается, осенью уменьшается. Особенно большое влияние на сокращение озонового слоя оказывает выброс промышленностью вредных химических веществ. Так образуются озоновые дыры.

Наибольшее значение для жизни на Земле имеет тропосфера.

Здесь образуются облака, дождь, снег и т.п., т.е. происходит изменение погоды и климата.

Учитель предлагает классу вспомнить такие важные понятия, как погода и ее элементы, климат, пояса освещенности, зависимость температуры воздуха от географической широты, образование облаков, типы воздушных масс.



а именно - роль каждого из факторов, формирующих климаты Земли.


Учитель просит заполнить схему или же сам вывешивает карточки с терминами, а ученики расставляют их по порядку.

Географическая широта


Угол падения солнечных лучей


Количество солнечного тепла


Температура воздуха


Затем учащиеся работают по рис.20 стр. 32 учебника «Среднегодовые температуры воздуха на Земле».

После того как учащиеся осознали, что разные широты получают разное количество солнечного тепла, им предстоит подумать над вопросом зависимости между температурой воздуха, атмосферным давлением и количеством осадков на разных широтах.

В объяснении учителя элементы рассказа сочетаются с беседой и одновременно на доске и в тетрадях создается графический конспект темы. В процессе объяснения важно показать именно зависимость между температурой воздуха, атмосферным давлением и количеством осадков и, наконец, все три звена в цепи этих зависимостей.

К концу объяснения у учащихся в тетрадях должна появиться схема, аналогичная рис. 21. на стр.33.

Далее учитель переходит к изучению следующего климатообразующего фактора – движение воздушных масс. Вывешивает на доске карточку с термином «воздушная масса» и предлагает ученикам сформулировать определение. Виды воздушных масс ученики способны определить сами.

    Заполнение таблицы «Типы воздушных масс»

Воздушная масса

Температура

Влажность

Атмосферное давление

    Образование воздушных масс и постоянных ветров. Анализ рис. 21, стр. 33 "Схема движения воздуха" и рис. 22 на стр. 34 «Схема распределения поясов атмосферного давления, основных типов воздушных масс и образование постоянных ветров»

    Роль подстилающей поверхности в формировании климата

    Помощником в изучении климата Земли служат климатические карты.

    Анализ климатической карты мира. Ответы на вопросы в учебнике, стр. 35.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Заполните таблицу и докажите, что эти факторы взаимодействуют между собой.

КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 28 - 34

Летом 1904 года над Москвой пронесся сильный смерч. На своем пути он с корнями вырывал многолетние деревья, вывернул каменные глыбы, сорвал железные крыши, разрушил много зданий и превратил в щепу телеграфные столбы. Проходя над Москвой-рекой, он втянул в себя столько воды, что под ним обнажилось дно. Столб смерча стал черным от пыли и издали казался дымом от пожара. Одна пожарная команда даже примчалась тушить «пожар». Но когда пожарные приблизились к смерчу, он подхватил и раскидал людей и лошадей, размотал пожарные рукава, разбил в щепки бочки и повозки.

УРОК № 4. КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА

ЦЕЛИ УРОКА :

-раскрыть закономерности в выделении

климатических поясов планеты;

Сформировать представление о размещении поясов, об особенностях каждого пояса.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

Изучение нового материала :

В начале урока проводится фронтальная беседа, в ходе которой выявляется роль каждого из факторов, формирующих климаты основных и переходных климатических поясов.

Неравномерное нагревание земной поверхности


Различие климатов Земли


13 климатических поясов


Попробуйте сформулировать определение термин «климатический пояс». Сравните определение термина по словарю. (Широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс.

    Роль воздушных масс в формировании климата.

Перемещение воздушных масс по сезонам образование климатических поясов.

Анализ рис. 23, стр. 36 «Схема перемещения воздушных масс по сезонам и образование климатических поясов».

На земной поверхности выделяется 13 климатических поясов: 7 основных и 6 переходных.

Основные климатические пояса: соответствуют распространению четырех типов ВМ;

названия климатических поясов соответствуют их географическому положению;

экваториальный пояс: преобладание экваториального воздуха и пониженного атмосферного давления, круглый год высокие температуры воздуха; большое количество осадков в течение года,

тропический пояс: высокое давление и господство тропического воздуха; летом высокая температура воздуха, зимой - прохладная, дожди - редкое явление;

умеренный пояс: преобладание умеренного воздуха и западных ветров; отчетливо выражены времена года: осадков много, но распределены неравномерно;

арктический и антарктический пояса: преобладание холодных воздушных масс, низкие температуры воздуха круглый год, незначительное количество осадков.

    Переходные климатические пояса:

в переходных поясах ВМ меняются по сезонам, летом приходят ВМ основного пояса, лежащего под переходным, а зимой - над переходным поясом.

В ходе беседы учащиеся заполняют таблицу:

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ

Изменение к


    Климатиче­ский пояс

    Давление

    ВМ

    Температура

    Осадки

    ес
  • Изменение климата во времени:

    Естественное и антропогенное изменение.

Проверка понимания изученного:

- Какие силы заставляют перемещаться воздушные массы?(Разница давления.)

- Какие воздушные массы господствуют в тропическом поясе? (Тропические)

- Какие воздушные массы преобладают в субэкваториальном поясе? (летом – экваториальные. зимой – тропические)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- В каком климатическом поясе вы живете?

- Каковы закономерности распределения температур на Земле?

-Определите тип климата: температура января -10-15 , температура июля 20…25 С. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300 мм. На каких материках представлен этот тип климата?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 35 - 38.

Составление характеристики каждого пояса на контурной карте.

ПО СТРАНИЦАМ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ:

Здесь не заходит солнце со дня осеннего до дня весеннего до действия и полгода не восходит над горизонтом, но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Где это бывает? (На Южном полюсе Земли)




УРОК № 5. Воды Мирового океана. Поверхностные течения.

ЦЕЛИ УРОКА:

Сформировать знания о мировом океане, его водах, их происхождении, температуре, особенностях его природы.

Дать представление об общей схеме поверхностных течений, их роли в перераспределении тепла на планете.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

Проверка домашнего задания:

Географический диктант.

Вставить пропуски:

1. Атмосфера защищает Землю от губительного воздействия...; от падения...; днем от... , ночью от... ; она необходима всем живым организмам для... ; благодаря атмосфере происходит.. в природе.

2. На высоте 20 - 30 км в атмосфере находится слой газа, который защищает Землю от вредного для всего живого ультрафиолетового излучения. Этот слой состоит из... .

З.Что может произойти в результате дальнейшего увеличения количества водяного пара и углекислого газа в атмосфере?

4.В этой части атмосферы сосредоточена основная масса воздуха, здесь образуются облака, осадки разного вида, температура с высотой понижается. Эта часть атмосферы называется

5.По климатической карте определите, какая самая высокая температура была зарегистрирована в районе г. Триполи (Северная Африка).

6.По климатической карте определите, какая самая низкая температура была зарегистрирована в районе г. Триполи (Северная Африка)

7.Географическая широта места является важным климатообразующим фактором, т.к. от широты зависит количество..., поступающего на поверхность Земли Оно уменьшается от... к..., потому что Земля имеет форму шара.

8.Образование постоянных ветров в общей циркуляции атмосферы зависит в первую очередь от распределения поясов низкого и высокого давления на Земле, а они образуются в результате... распределения количества... и под действием... Земли.

9. В Сахаре выпадает... осадков, т.к. она находится в поясе... давления, где преобладают... токи воздуха, который при... сжимается и нагревается, ... насыщения.

10.Между умеренным и арктическим климатическими поясами расположен... климатический пояс.

изучение нового материала

    Роль океана в жизни Земли: (в форме эвристической беседы)

Ученые выделяют океанические воды в самостоятельную оболочку, называемую океаносферой, где сосредоточено 97 % всей воды планеты;

Океан поддерживает постоянство газового состава атмосферы; влияние океана на климат, почвы, растительность и животный мир суши;

роль океана в хозяйственной деятельности человека; способность океана к самоочищению.

    Изучение и освоение океана человеком:

познание океана в глубокой древности; современные исследования

    Происхождение вод Мирового океана.

    Свойство вод океана:

    1. Соленость

В морской воде растворено много разнообразных газов, минеральных и органических веществ.

Из-за присутствия солей океаническая вода обладает особыми свойствами: большой теплоемкостью, пониженной температурой замерзания, повышенной температурой кипения.

Соленость вод зависит от соотношения атмосферных осадков и испарения.

    Температура

Температура поверхностных вод неодинакова и зависит от широты.

Температура изменяется и с глубиной. Сначала понижение ее очень значительно, а затем оно замедляется. На глубине более 3-4 тыс. м температура обычно колеблется от + 2°С до 0°С.

    Льды в океане

Морская вода замерзает при температуре - 2°С

Льды образуются только в арктических и субарктических широтах (зима долгая и очень холодная), из-за перемешивания вод в остальных широтах планеты, которое препятствуют образованию льда.

Однолетние и многолетние льды.

Водные массы - большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана, которые отличаются друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством растворенного в воде кислорода, наличием определенного органического мира.

Поверхностные водные массы (до глубины 200 м): экваториальные, тропические, умеренные и полярные.

    Промежуточные.

    Глубинные.

    Сравнение водных масс, заполнение таблицы

Типы водных масс

Температура

Соленость

Прозрачность

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по временам года

Низкая

Низкая

Арктические

Низкая

Средняя

Средняя

    Взаимодействие водных масс с атмосферой.

    Движение вод в океане:

    поверхностные движения;

    волновые движения;

    вертикальные движения.

На следующем этапе урока учащиеся рассматривают происхождение морских течений, общую схему их распределения на поверхности океана. Здесь наиболее важно раскрыть учащимся систему причинно-следственных связей, выстроив на доске схему:

Причинно-следственные связи образования

ветровых течений

неравномерное нагревание земной поверхности Солнцем


Таким образом, учитель подводит ребят к пониманию того, что один из основных видов движения поверхностных вод в океане – ветровые течения.

    Океанические поверхностные течения - огромные массы воды, постоянно перемещаются на многие тысячи километров .

    История открытия поверхностных течений.

    Причины существования поверхностных течений:

а) движение ВМ атмосферы;

б) отклоняющаяся сила вращения Земли

вокруг своей оси;

в) постоянные ветры;

г) рельеф океанического дна,

д) очертания материков.

    Теплые и холодные течения. Учитель предлагает рассмотреть на карте область распространения самого мощного дрейфового течения – течения Западных ветров и само мощного теплого течения Гольфстрим, а также круговое движение поверхностных вод на примере северной части Атлантического океана.

    Анализ карты океанов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. На контурной карте отметить основные океанические течения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 38-44

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ.

Во всех морях мира температура воды понижается с увеличением глубины. Исключение составляет Красное море, где наблюдается обратное явление. Американские океанографы нашли в этом море на глубине 1880 м несколько «горячих точек», где температура воды достигает 60°С.

УРОК №6. Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

ЦЕЛИ УРОКА:

Раскрыть взаимодействие океана с атмосферой и материками в результате круговорота воды и движения воздуха;

Углубить знания о распределении живых организмов в океане.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

изучение нового материала (в форме эвристической беседы).

Изучение нового материала производится на основе анализа зоогеографической карты, систематизирующей таблицы о разнообразии морских организмов.

    Океан - колыбель жизни на Земле.

Разнообразие форм морских организмов.

а) донные организмы - бентос;

б) нектон;

в) планктон;

    Распределение жизни в океане зависит от:

Солености;

Света;

Количества растворенного кислорода;

Температуры воды;

Наличия питательных элементов.

    Жизнь в океане сосредоточена в основном на материковой отмели - шельфе.

    Биологические богатства океана.

Океан является кормильцем человека. Дары моря - важный источник белковой пищи.

90 % из всех биологических богатств океана - рыба, остальная часть - морские звери, ракообразные, моллюски, водоросли;

морские организмы - сырье для химической промышленности и фармакологии.

    Роль ВМ во взаимодействии океана с атмосферой и материками:

1.Большой запас тепла в водах океана оказывает существенное влияние на свойства ВМ, формирующихся над территорией океана

2.Отличие морских ВМ от континентальных ВМ:

а) влажность;

б) температура.

3. Влияние мВМ на формирование морского климата на побережьях океанов.

    Значение океанических течений во взаимодействии океана с атмосферой и сушей.

    Роль круговорота воды во взаимодействии океана и суши.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Обучащиеся заполняют таблицу.

разнообразие морских организмов

Формы морских организмов по образу жизни

Среда обитания

Представители животного и растительного мира

Использование человеком и значение в природе



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 44 - 49 ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ.

Самая большая постройка, созданная на Земле живыми существами, - Большой Барьерный риф в Австралии. Его архитекторы и строители - коралловые полипы - возвели на дне океана этот гигантский вал длиной 2000 км, а шириной до 150 км. Высота Большого Барьерного рифа достигает 2 км По подсчетам немецкого исследователя-подводника Г. Хасса, размеры рифа в 2000 раз больше объема, занимаемого таким громадным городом, как Нью-Йорк.

УРОК №7. Географическая оболочка планеты

ЦЕЛИ УРОКА:

Ввести понятие географическая оболочка, раскрыть ее основные свойства;

Показать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов природы на примере географической оболочки.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

проверка домашнего задания.

Работа по вариантам на 10 - 15 минут

i вариант

1.Что называется Мировым океаном?

2.Изменяется ли среднегодовая температура поверхности вод Мирового океана по мере удаления от экватора? Если изменяется, то почему?

II вариант

1.В какой зоне океана расположены самые теплые воды? Назовите причину этого явления.

2.Как изменяется температура воды с глубиной? До какой глубины сохраняется влияние сезонных изменений температуры воды?

III вариант "

1Какова средняя соленость вод Мирового океана? Что называется соленостью воды?

2.Объясните причину того, что соленость воды в экваториальной зоне (34%о) ниже среднеокеанической, в тропической зоне (36 %о), наоборот, выше.

изучение нового материала :

Учитель создает у ребят представление о разнообразии природы материков и океанов посредством словесных описаний с использованием средств наглядности.

    Роль биосферы в преобразовании оболочек Земли

В слое самого тесного контакта внешних оболочек Земли возникла комплексная единая географическая оболочка.

    Строение географической оболочки.

Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой. Границы географической оболочки. Ее мощность 55 км.

    Свойства географической оболочки:

образование органических веществ из неорганических живыми организмами и растениями;

вещества, находящиеся во всех 3-х агрегатных состояниях: жидком, твердом, газообразном;

все процессы в ней происходят под действием солнечной энергии.

    Угроза для географической оболочки - крупные кометы

    Круговорот веществ и энергии.

Все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии. Например, круговорот воды, круговорот воздуха, биологический и др.

Ведущая роль принадлежит круговороту воздуха в тропосфере, который втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды. Биологический круговорот

    Взаимосвязь круговоротов и образование общего глобального круговорота веществ и энергии, который формирует географическую оболочку, обеспечивая ее существование и развитие.

    Этапы развития географической оболочки:

Первый этап - добиогенный (3 млрд, лет), в атмосфере мало кислорода и много углекислого газа;

Второй этап - около 570 млн. лет, ведущая роль живых организмов, появление человека.

Третий этап - современный (начался около 40 тыс. лет назад), большое антропогенное влияние на все земные оболочки, их изменение.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Составление прогнозов развития ГО под влиянием природных и антропогенных факторов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр 50 – 54

В КОПИЛКУ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ.

Капельки, из которых состоит туман, в миллион раз меньше дождевых капель. Другими словами, для того чтобы наполнить водой столовую ложку, нужно собрать в ней 7 миллиардов капелек тумана; ... одного ведра воды достаточно, чтобы 270 км 2 покрыть слоем тумана толщиной 15 метров.

УРОК № 8. природные комплексы - составные части географической оболочки.

ЦЕЛИ УРОКА:

Показать роль климата в формировании ПК;

Сформировать понятия: «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность и высотная поясность».

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

проверка домашнего задания.

Устный опрос:

    Назовите границы распространения живого вещества, источников энергии, которые являются движущей силой процессов, протекающих на поверхности Земли; свойства ГО.

    Используя схемы, опишите один из круговоротов, присущих ГО.

    Объясните происхождение различных ритмов в ГО.

    Составьте примерный прогноз изменения ГО под влиянием природных факторов и хозяйственной деятельности человека.

изучение нового материала.

Изучение нового материала проводится в форме эвристической беседы с опорой на особенности ПК своей местности, с использованием материалов экскурсий.

Строение природного комплекса :

Анализ рис. 34 (стр. 55);

Благодаря крупным формам рельефа и неравномерному поступлению солнечного тепла на земную поверхность географическая оболочка не однородна;

из

- формирование ПК - длительный процесс.

ПК океана :

Состоит из воды с растворенными в ней газами, растений и животных, горных пород и рельефа дна. Размеры ПК океана:

а) крупные - океаны;

б) менее крупные - моря, заливы, проливы и др.

ПК суши :

ПК отличаются размерами и образованием.

В зависимости от географической широты ПК суши делят:

а) экваториальные леса;

б) муссонные леса;

в) саванны и редколесье;

г) пустыни и полупустыни;

д) лесостепи и степи;

е) леса умеренного пояса;

ж) тундра и лесотундра;

з) арктические пустыни

Место ПК суши: овраг, озеро, речная долина, лес и др.

    Природная зональность:

    природная зона - это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира;

    главная причина разнообразия природных зон на Земле - разнообразие климата.

Закономерности размещения природных зон - географическая зональность:

    анализ карты природных зон планеты;

    широтная зональность - смена природных зон от экватора к полюсам по мере уменьшения тепла и влаги;

    широтная зональность - основной закон географии.

    Обучающиеся заполняют таблицу.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА

Природная зона

Географическое положение

Климатические особенности

Типичные представители растений и животных

    Высотная поясность - смена природных зон в горах, от подножия к вершинам:

Изменение климатических условий с высотой - главная причина существования высотной поясности.

Сменяющиеся природные зоны на разных высотах называют высотными поясами.

Нижний высотный пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора.

Закон географической зональности проявляется в горах.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

На контурной карте обозначить границы природных зон.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 54 - 60.

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ.

Земля, воздух и вода - это то, что мы с рождения видим вокруг себя и считаем символом постоянства, о чем мы говорим: «Сменяются царства и поколения, а оно остается, - все это лишь звено в длинной цепи коренных преобразований».

Литосфера, гидросфера и атмосфера развиваются и меняются не в меньшей степени, чем живые существа, населяющие Землю

Территория Москвы и Московской области не всегда была такой, какой мы ее видим теперь. Эту площадь трижды заливали моря, на ней произрастали тропические леса, ее покрывали толщи льда. И вот на протяжении десятков тысяч лет эта территория с умеренно континентальным климатом, смешанным лесом, в котором водятся зайцы, лисы, лоси. Всегда ли она, эта территория, будет такой, какой мы видим ее сейчас? Разумеется, нет, мы еще раз вынуждены повторить: «Все течет, все изменяется».

Все природные элементы Москвы и Московской области, так же, как и любого района земного шара, взаимосвязаны и образуют единый организм, единый природный комплекс, изменение одного компонента природы, который повлечет за собой неизменно изменения всего ПК.

УРОК 9. Освоение Земли человеком. Страны мира

ЦЕЛИ УРОКА:

Дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Познакомить с положением стран на политической карте мира.

ХОД УРОКА:

Организация обучающихся на урок.

проверка домашнего задания.

Географический диктант.

1.В состав географической оболочки полностью входит …

2.В географической оболочке вещества находятся в трех состояниях...

3.Большинство процессов, происходящих в географической оболочке, происходит за счет энергии....

4.Природные зоны на Земле выделяются на основе климатических условий, ..., почв, ....

5.Основной причиной смены природных зон на равнинах является изменение....

6.Одним из проявлений широтной зональности на Земле является изменение....

7.Природные зоны в горах изменяются с высотой, так как с высотой изменяется....

8.Самым нижним высотным поясом в горной системе, расположенной в природной зоне смешанных лесов, является...

изучение нового материала.

Урок проводится в форме воображаемого путешествия по карте.

    Земля - уникальная планета. Благодаря особым условиям географической оболочки возникла и развивалась жизнь, появился человек.

    Человечество насчитывает около 6 млрд.

    Расселение человека по материкам.

Древняя родина человека - Африка и Юго-Западная Евразия.

Пути расселения человека. Анализ рис. 38, стр. 62.

Главные области расселения.

а) Южная Азия:

б) Восточная Азия.

в) Западная Европа.

г) Восточная часть Северной Америки.

Расы.

Основные виды хозяйственной деятельности людей.

При недостатке учебного времени левую графу таблицы учитель дает в готовом виде, а влияние хозяйственной деятельности на ПК устанавливают учащиеся по мере анализа текста учебника.

    п/п

    Виды хозяйственной деятельности

    Особенности влияния на ПК

    1

    Земледелие:

    а) орошаемое;

    б) неорошаемое.

    2

    Пастбищное скотоводство

    3

    Лесной промысел (разработка леса)

    4

    Добыча полезных ископаемых

    5

    Городское строительство

    6

    Использование ПК для организации отдыха населения.

    7

    Добыча морских животных, морской транспорт.

    Анализ комплексной карты.
  • Страны мира:

1.Этнос - люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру.

2.В настоящее время на политической карте мира существует более 200 стран.

3.Классификация стран:

а) по размеру территории;

б) по численности населения;

в) по географическому положению;

г) по уровню развития экономики.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

На контурной карте отметить:

а) расселение человека по территории материков;

б) крупные страны мира и их столицы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 61 - 65, сообщения о путешествен­никах, открывателях Африки.

Подумай и ответь!

Назовите самое большое по площади государствоисамое маленькое. На каком материкеи в каких частях света они расположены.

(Россия, Ватикан)

Какие государства расположены в различных частях света?

Россия, Турция - Азия и Европа;

Египет - Азия и Африка;

Дания - Европа и Америка

Предметом изучения географии материков и стран является природа земного шара в целом, материки и океаны, народы и страны.

Современная география как комплексная наука состоит из физической географии и экономической и социальной географии, т. е. из природоведческой и общественной частей. Физическая география изучает особенности природы материков, океанов, отдельных их районов, закономерности развития природы Земли в целом. Физическая география тесно связана с геологией - самостоятельной наукой, которая изучает состав, строение и историю развития земной коры и Земли.

Физическая география состоит из нескольких самостоятельных наук, изучающих отдельные компоненты природы. Так, например, геоморфология изучает рельеф рассматриваемой территории, климатология - особенности ее климата, гидрология - воды суши и Мирового океана, особенности их гидрологического режима и т. д.

Экономическая и социальная география объединяет ряд других географических наук: географию населения, географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, географию культуры народов и др. Экономическая и социальная география изучает население, его состав, виды его деятельности, хозяйство, глобальные процессы в мире, формирование мирового рынка и международного экономического сотрудничества, особенности материальной и духовной культуры народов разных материков и стран. Для оценки уровня экономического и социального развития стран используются специальные показатели.

Любое изучение географии прошлого является предметом изучения исторической географии, будь то изучение ландшафтов или культуры народов. Трудно представить современного человека без географических знаний о природе стран, культуре и хозяйстве народов, особенностях их деятельности в разных природных условиях. Изучением конкретных стран и районов Земли занимается географическое страноведение. Это отдельная самостоятельная ветвь географии, занимающаяся комплексным изучением материков, стран и крупных районов Земли. В древности географию понимали как «землеописание». Современное географическое страноведение использует комплекс географических знаний из области других, в том числе гуманитарных, наук: истории, языкознания. Знания истории развития разных народов, их культуры, религий, обычаев и традиций помогают современному человеку разобраться во многих общественных процессах, происходящих в мире.

Основным объектом изучения географического страноведения является конкретная страна - особое комплексное географическое понятие. С одной стороны, страна включает определенную природную и историческую территорию, особенности ее природы, историческое и культурное своеобразие народа или народов, населяющих ее, особенности их языка, нравов, обычаев, хозяйства, а с другой - территорию отдельного государства. В этом случае изучается территория страны, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Это суша в пределах государственных границ, ее внутренние воды (реки, озера, водохранилища, внутренние моря, подземные воды) и территориальные воды государства, включающие 12-мильную полосу Мирового океана, примыкающую к ее берегам. Для каждого государства большое значение имеет экономическая зона, которая включает морскую зону шириной 200 морских миль, в пределах которой государства разрабатывают природные ресурсы и заботятся о их рациональном использовании и охране. Таким образом, в страноведении изучается обозначенная границами определенная территория.

Материальная и духовная культура людей неотделима от природы, она отражает в себе природные особенности различных стран и материков. Географическую картину мира и географию мирового развития создают не только страны-гиганты. Много интересного и поучительного характерно для малых и средних стран мира.

Современная география использует многочисленные источники страноведческой информации, включая телевидение и Интернет. Чтобы не запутаться в большом объеме информации, придерживаются строгого порядка географической характеристики стран. Сначала определяют особенности географического положения страны, затем изучают природу, население и хозяйственную деятельность. Географическое положение - это положение географического объекта (территории) на поверхности Земли относительно других объектов, с которыми он взаимосвязан.

При оценке географического положения территории важно выявить характерные ее особенности, а также те черты, которые делают ее похожей на другие территории. Различают физико-географическое (положение относительно природных объектов) и экономико-географическое положение территории (относительно объектов, определяющих жизнь и деятельность человека). Географическое положение может благоприятствовать или затруднять развитие страны, облегчать или осложнять связи с другими странами. Географическое положение может меняться с развитием самой страны, ее окружения.

Общие географические закономерности природы Земли конкретизируются на примерах материков, океанов и стран. Особое внимание обращается как на природные процессы, так и на процессы развития населения и хозяйства. В современной географии комплексно рассматриваются основные закономерности развития природных условий, современного населения мира и его хозяйственной деятельности, экологические проблемы. При применении комплексного подхода учитываются географические, экономические, социальные и экологические взаимосвязи природы и общества.

Разнообразная страноведческая информация позволяет сравнивать, оценивать природные особенности разных территорий, их ресурсный потенциал, состояние хозяйства и населения. Знания о далеких странах, особенностях их развития помогают понять природу нашей страны, особенности развития хозяйства и использовать более эффективно ее ресурсы.

В настоящее время потребность в знаниях страноведческого характера резко возрастает. Все проблемы, с которыми столкнулось человечество (загрязнение окружающей природной среды, продовольственная, энергетическая и др.), касаются всех стран или большей их части. Расширяются мировые экономические связи, торговля, туризм. Все это требует специальных страноведческих знаний.

Республика Беларусь реализует программу создания социально ориентированной рыночной экономики. Поэтому опыт развития экономики других стран, решения различных проблем, в том числе экологических, интересен для нашей страны. Это может оказать помощь, например, в разработке и реализации различных хозяйственных проектов и целевых программ по охране природы.

География 7 класс

Тема урока: Главные особенности природы Земли

Дата проведения…………….

Цели:

Повторить, закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания по разделу «Главные особенности природы Земли».

Продолжить формировать умения: применять полученные знания на практике; использовать различные источники географических знаний и информации в процессе поиска решения; выявлять причинно-следственные связи; высказывать свои мысли; отстаивать свою точку зрения; слушать собеседника; аргументировано доказывать и объяснять свою позицию.

Развивать память, пространственное мышление и логику.

Воспитывать географическую культуру и культуру общения.

Оборудование: карта «Физическая карта мира», атласы для 7 класса

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и контроля учащихся.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Ребята, многие из вас любят путешествовать. Поэтому после изучения главных особенностей природы Земли, давайте мы с вами совершим небольшое путешествие. А ваши знания,полученные при изучении раздела «главные особенности природы Земли» помогут нам преодолеть все преграды на нашем пути. Капитаном корабля буду - я, а вы - юнгами. Итак, в путь! Но хочу вас предупредить, что юнга, наиболее успешно выполнивший задания будет награждаться медалью моряка. Заработавший наибольшее количество медалей, получит орден.Итак, кто же будет лучшим моряком на нашем корабле «Природа Земли».

2. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний

Задание 1. «Аукцион терминов»

Учитель: Чтобы выйти из нашей гавани, и плыть дальше, необходимо выполнить первое задание. Вам необходимо дать определение следующим терминам. Стоимость одного термина - 1медаль.

Платформа;
Климат;
Изотермы;
Водные массы;
Природный комплекс;
Широтная зональность;
Этнос.

Задание 2. «Объяснялки»

Учитель: Погода способствует тому,чтобы нам немного по рассуждать для того,чтобы пройти все испытания и плыть дальше. Итак«Объяснялки». Правильный ответ - 1 медаль.

1. Почему рельеф Земли очень разнообразный?

2. Почему атмосферные осадки на Земле распределяются неравномерно?

3. Как вы понимаете утверждение: «Солнце - вот что движет воды океана»?

4. Что называется географической оболочкой? Почему называется лито-, атмо-, гидро-, био-?

5. Почему Землю называют уникальной планетой?

Задание 3. «Найди лишнее слово»

Учитель: Ребята, помните, посередине Атлантического океана протянулся гигантский хребет. Наш корабль наскочил на мель. Для нашего спасения придётся потрудиться, надо справиться ещё с одним заданием. В каждой строчке есть лишнее слово, необходимо его найти и объяснить,почему оно является лишним.

1. Муссоны, бризы, пассаты, цунами, западные.

2. Китайцы, японцы, монголы, граниты, туркмены.

3. Река, море, залив, пролив, океан.

4. Вашингтон, Москва, Сидней, Лондон, Париж.

5. Кавказ, Алтай, Кордильеры, Гималаи, Сахара, Анды.

Задание 4. «Умозаключение». «Тест»

Учитель: Для того, чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших знаниях и умениях. Предлагаю вам следующее задание. Мне необходимо 4 самых смелых юнги.Подумайте над этими записями и сделайте своё умозаключение. Время на выполнение - 6 мин.Остальным необходимо пройти квалификационный тест юного моряка. Время - 6 мин., раздаточный материал на партах уч-ся.(Приложение )

Квалификационный тест юного моряка 7 класса.

Фамилия, имя______________________________

Из нижеперечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком.

1. Земная поверхность правильно изображена на:

а) глобусе; б) физической карте; в)политической карте.

2. Позже всех были открыты материки:

а) Африка и Австралия; б) Австралия и Антарктида; в) Америка и Антарктида.

3. От поясов высокого давления к экватору дуют ветры:

а) муссоны; б) пассаты; в) бризы.

4. В основании Восточно-Европейской равнины лежит:

а) платформа; б) складчатые пояса.

5. Пограничные области между литосферными плитами называют:

а) платформами; б) сейсмическими поясами; в) плитами.

а) экваториальных; б) арктических; в) тропических.

7. Наибольшее количество осадков выпадает:

а) на экваторе; б) на полюсах; в) тропиках.

8. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана:

а) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

Учитель вывешивает таблицу с правильными ответами, учащиеся выполняют самопроверку.

Учитель: Поднимите руки, те, у кого нет ошибок.

Задание 5. «Самое-самое»

Учитель: Путешествуя, мы побывали в различных уголках нашей планеты. А теперь давайте посмотрим, что же «самое-самое»встретилось нам на пути? Необходимо не только назвать, но и показать на карте.

1. Самый большой океан Земли? (Тихий)

2. Самые высокие горы мира? (Гималаи)

4. Самый большой полуостров мира? (п-в Аравия)

5. Самый высокий водопад Земли? (Анхель)

6. Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

7. Самое солёное море мира? (Красное)

8. Самый маленький океан Земли? (Северный Ледовитый)

9. Самый большой остров Земли? (Гренландия)

10. Самый большой по площади материк? (Евразия)

Задание 6. «Прибор»

Учитель: Во время путешествия по Тихому океану нас застиг в пути шторм, с полок попадали и перепутались приборы. Помогите всё привести в соответствие, установите соответствие приборов и элементов погоды. Кто самый смелый, помогите мне скорей.

Запись на доске:

А) Барометр 1. Температура.
Б) Осадкомер2. Скорость ветра.
В) Термометр 3. Количество осадков.
Г) Флюгер 4. Направление ветра.
Д) Гигрометр 5. Атмосферное давление.
6. Влажность воздуха.

Время на выполнение - 3 мин.

3. Подведение итогов

Учитель: Итак, наш корабль «Природа Земли» подошёл к конечной точке нашего пути.Подведём итоги нашего плавания. Поднимите руки те, у кого больше всего медалей? Кто же получает почётный орден моряка?

Литература :

1. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для VII класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа». 2002.

2. Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии». М.: «Дрофа», 2000.

3. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии: Метод. Пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Я иду на урок географии: физическая география материков и океанов. (под ред. К.С. Лазаревича. - М.: Издательство «первое сентября», 2000. - 272 с.