Безопасность дошкольников.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни, стали иными правила безопасного поведения человека в различных ситуациях и сферах деятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах города, большим скоплением людей, развитием техники. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.

Одним из важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников является тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, при этом детский сад служит организующим центром в работе. Интерес к взаимодействию должны проявлять и педагоги, и родители. Для организации взаимодействия необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества. Программа взаимодействия воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями может включать групповые собрания, открытые занятия, индивидуальные консультации, практические занятия (семинары-практикумы), домашние задания, использование наглядной агитации (папок-передвижек, памяток) и пр. При этом важно, чтобы родители не только получили необходимые знания, но и пересмотрели свое отношение к безопасному поведению, осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют ему. А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения могут внести существенный вклад в накопление опыта обращения с потенциально опасными предметами, формирования у детей основ культуры безопасности. Необходимыми для этого условиями являются: мотивационная и методическая готовность воспитателей к такой работе, активная поддержка со стороны членов семьи, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения

Ребёнок в общении с чужими людьми.

Мы живем в огромном мире. В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.
Самое главное, что могут сделать родители – это рассказать ребенку правила поведения на улице. Эти правила должен знать каждый ребенок с самого раннего возраста.
Знать свое имя, фамилию, домашний адрес одно из самых главных правил, знание которого, ребенок не растеряется в сложной ситуации.
- Не заговаривать с незнакомым человеком, не называть своего имени и адреса. Отвечать на все вопросы: «Мне мама запретила разговаривать с незнакомыми людьми».


- Не ходить с незнакомым человеком никуда по его приглашению, даже если он зовет посмотреть на котят или новую компьютерную игру.

Не садиться в чужую машину ни при каких условиях, при попытке усадить в машину насильно кричать как можно громче и отбиваться.

Никогда не принимать из рук незнакомых людей угощение в любом виде, а также подарки.

Если незнакомец заговаривает с ребенком в безлюдном месте, необходимо тут же постараться выйти к людям.


- Если незнакомец молча следует по пятам, ребенку нужно как можно быстрее подойти к кому-то из взрослых, вызывающих доверие своим внешним видом – лучше к женщине, и рассказать о своих подозрениях.


- Обязательно звонить родителям и сообщать о своих ближайших планах и перемещениях.


- Не позволять до себя дотрагиваться посторонним людям!


- Кричать при первых признаках опасности как можно громче – даже если человек не хотел ничего плохого, можно будет потом перед ним извиниться, разумный взрослый, не желающий ребенку зла, всегда отнесется к такому поведению с пониманием.

Не ходить в одиночку по безлюдным пустырям, по лесу, по стройкам и заброшенным зданиям. На детей, которые идут большой компанией, преступники практически никогда не нападают.


Когда ребёнок усвоит навыки, помогающие избегать незнакомцев, находится на виду у людей, то вероятность применения к нему насилия может стать минимальной. Прочтите детям сказки «Маша и медведь», «Кто сказал мяу?», рассказ Л.Толстого «Дети в роще» и другие произведения. Обязательно побеседуйте, выясните с ребёнком, почему потерялся герой произведения и как он себя вёл. Сочините различные ситуации на тему «Потерялся» и обсудите их с ребёнком.


Ро дители обязательно должны помнить , что безопасность ребенка зачастую зависит от того, насколько точно он соблюдает эти простые правила.


Вся наша жизнь состоит из разговоров. Каждый день мы беседуем с друзьями, с коллегами, с родными, с детьми. Но чтобы беседа была интересной, эффективной, увлекательной важно знать про правильное общение с людьми. Благодаря простым правилам, любой диалог поможет почувствовать себя раскованно, интересно и свободно.

Формирование отношений

Главное, что необходимо помнить при общении с человеком – это про принцип зеркала. Нужно относиться к людям так, как вы хотели, чтобы они относились к вам. Это значит, что если вы намерены сотрудничать с человеком продолжительное время необходимо установить дружеские отношения. Поэтому во время беседы стоит говорить спокойно, неторопливо, доброжелательно. Чтобы собеседнику было интересно поддерживать с вами беседу.

Улыбка

Не стоит во время разговора сидеть с недовольным лицом. Собеседник может подумать, что вам неинтересно его слушать и тогда не получиться поддержать разговор. Но и постоянно быть улыбающимся тоже некрасиво. Может показаться, что вы недостаточно серьёзный человек. А также не стоит улыбаться, когда в ходе разговора собеседник делится своими переживаниями, проблемами.



Вступить в разговор

Как справиться со своим страхом и начать разговор? В непривычной, малознакомой компании стоит воздержаться от высказываний. Лучше посидеть и прислушаться к теме разговора. Это не покажется плохой манерой, или выставит вас, как неинтересного и недружелюбного человека. В таких компаниях ценят слушателей, потому что все могут говорить, перебивая друг друга.


Мимика и жесты

Это полезные вещи, которые помогут получить доверие от собеседника. Если отказаться от жестов, то может сложиться впечатление скрытого, неестественного поведения. Но также важно помнить, что и сильно активная жестикуляция может показаться признаком нервозности. Как тогда себя вести? При общении с людьми движения должны быть плавными, неторопливыми, мягкими. Очень ценится жест – ладони вверх, которые создаёт доверительные отношения между людьми. А также психологи рекомендуют попробовать воспользоваться методом «отзеркаливания». Он основывается на том, чтобы копировать речь, её темп, жесты собеседника. Чем лучше будет получаться, тем большая вероятность, что человек найдёт в вас родную душу.

Взгляд

Один из самых действенных способов передать все эмоции собеседника. Благодаря взгляду, мы можем получать до 90% информации, которую человек хотел до нас довести.

Как общаться с клиентами?

Чтобы общение было эффективным, необходимо знать основные советы при разговоре с партнёрами.

  1. Не нужно бояться задавать вопросы, обсуждать нужно всё до каждой детали.
  2. Чувствовать во время беседы уверенно и спокойно.
  3. На любое высказывание надо иметь своё мнение, даже если оно отличается от остальных. Не бояться высказываться, приводить аргументы в свою пользу.
  4. Важно сохранять деловой стиль общения.




Как общаться с сильной половиной человечества?

Разговор с подругой и с мужчиной – это две разные вещи. Необходимо знать, что можно, а что нельзя, чтобы разговор получился интересным и не перешёл в спор.

  1. Тема беседы. Если хотите поговорить о чём-то серьёзном стоит подробно рассказать. Мужчина, может, не так понять фразу «Нам надо поговорить». Поэтому важно довести смысл подобной фразы.
  2. Не стоит говорить о проблемах и беспокойствах. Мужчины устроены так, что начнут искать выход из ситуации, или станут винить себя в случившемся.
  3. Нет необходимости выпытывать у человека информацию, с которой он не хочет делиться. Если мужчина захочет, он сам обо всём расскажет, когда придёт время.

  1. Быть вежливым очень хорошо. Важно следить за дистанцией, чтобы никто из участников не стал чувствовать себя некомфортно. Не стоит «тыкать» малознакомым людям. От жаргонных слов также стоит воздержаться.
  2. Важно запомнить имя собеседника. Во время беседы стоит несколько раз обратиться к человеку по имени. Так, вы покажете свою заинтересованность в разговоре и хорошие манеры.
  3. Не нужно отвлекаться на посторонние дела во время беседы. Например, телефон.
  4. На всём протяжении разговора стоит быть любезным, несмотря на то, какие эмоции вызывает у вас собеседник.
  5. Главное, быть честным. Если сказать неправду, рано или поздно всё всплывёт наружу.
  6. Хороший собеседник умеет выслушать, не перебивая говорящего.
  7. Улыбайтесь.
  8. Не нужно что-то требовать или угрожать во время беседы.



Соблюдая данные советы можно построить правильное общение, которое принесёт удовольствие всем его участникам. Важно помнить, что если хотите стать хорошим собеседником и другом, надо улыбаться, вовремя выслушать или рассказать свою увлекательную историю. Необходимо, чтобы жизнь была интересной и яркой, и любая беседа принесёт только радость.

Видео по теме статьи.

Пожалуй, каждый из нас считает себя абсолютно самодостаточной личностью, не подверженной никаким воздействиям извне. Но это далеко не так. Мы все в какой-то степени зависимы от своего непосредственного окружения, оказывающего неизбежное влияние на формирование наших целей, планов и намерений.

Влияние на нас окружающих людей представляется в своём роде некой данностью, которую следует всегда учитывать. Мы не можем быть абсолютно независимыми от других, игнорируя их желания и оценки.

Цинизм - это неприятный способ говорить правду.
Лилиан Хеллман

Задаемся вопросами

Время от времени у любого человека возникает стремление покорить определённые вершины в профессиональной, творческой или личностной сфере. На достижение успеха в таком случае будет влиять множество разнообразных факторов – это и степень мотивированности, самодисциплина, готовность брать на себя ответственность за принятые решения и их реализацию, трудолюбие и умение преодолевать трудности. Безусловно, здесь многое будет зависеть от самого человека, его умения скоординировать усилия, направив их в нужное русло. Однако и окружение тоже сыграет свою (пусть даже и эпизодическую) роль, способствуя или напротив, препятствуя нашему движению к цели.

Именно поэтому каждый человек должен задаться рядом немаловажных вопросов: «С кем я провожу большую часть своего времени?», «Как эти люди ведут себя по отношению ко мне?», «Оказывают ли они мне реальную помощь или же просто разбрасываются обещаниями?», «Какую пользу я могу вынести из общения с окружающими меня людьми?» и т. п.

Анализируй это...

Ответив на эти вопросы, проанализируйте время, которое вы расходуете на каждого конкретного знакомого. Достаточно ли оно конструктивно и полезно для вас? Быть может, вы придёте к противоположным выводам.

  • Задумайтесь, каким образом влияет на вас каждый человек в вашей жизни.
  • Что он порекомендовал вам узнать и прочесть?
  • Какие места посоветовал посетить?
  • Как повлиял на ваши собственные мысли и настроения?
  • О чём заставил задуматься?
Особое внимание уделите «контрольному вопросу»: «Помогают ли мои коллеги, знакомые и друзья продвигаться в выбранном мной направлении или же, наоборот, пытаются подорвать мою веру в себя и свой успех?».

После проведения такого мини-анализа вам многое станет понятно. Вы сможете определить, кто является для вас помощником, а кто, напротив, не играет никакой положительной роли в вашей жизни. Обнаружив среди своих друзей/знакомых тех людей, которые могут препятствовать или уже мешают вашему личностному росту, избавьтесь от них. Для этого не стоит прибегать к каким-либо радикальным мерам – просто смените своё окружение. Это стоит сделать ещё и потому, что новый (благоприятный) круг общения обязательно добавит вам вдохновения, которое подтолкнёт вас к новым подвигам и свершениям. Вы сами удивитесь тому, как изменится ваша жизнь!

Некоторые знакомые губительно влияют на нашу самооценку и жизненную позицию, подрывают веру в свои силы, тем самым значительно тормозя развитие как личности. Откажитесь от любого общения с подобными особами. Не бойтесь провести между собой и такими людьми некую границу, минимизируя или вовсе сведя на нет любые неблагоприятные для вас контакты.

Помните: лучше поужинать одному, чем принимать участие в беседе, которая вам неприятна и которую вы поддерживаете исключительно из вежливости. Лучше отказаться от встречи с тем, кто только напрасно потратит ваше время. Лучше перевести разговор на другую тему, если он вас напрягает и оставляет после себя негативный осадок. Скажите решительное «нет!» тем людям и делам, с которыми не хотите иметь ничего общего. Конечно, так вы можете прослыть резкими и возможно несколько циничными, однако, намного важнее проявить твёрдость сейчас, чем потом жалеть о впустую потраченном времени.

Близкие люди

Бывает так, что неправильное окружение составляют и наши близкие (родители, родственники), от которых мы не можем избавиться и вычеркнуть их из своей жизни. Что делать в таком случае? Примите их такими, какие они есть. В каждом человеке можно найти положительную сторону, какие-то качества, которые обязательно вызовут у вас восхищение и определённым образом как бы сгладят негативное общее впечатление о такой личности. Помните: люди способны меняться, и возможно, если вы поверите в дорогих вам людей и поддержите их, они действительно станут лучше.

Что делать?

Вы можете задать вполне резонный вопрос: «А с кем же в таком случае общаться? ». Ответ предельно прост – с правильными людьми !

Начните заводить знакомства с теми людьми, кто преследует цели подобные вашим, и имеет схожую жизненную позицию. Берите пример с тех, кто добился чего-то в жизни – пусть они служат для вас дополнительным источником вдохновения! Обновлённый круг общения поможет преодолеть вам привычную ограниченность мышления, устаревшие шаблоны поведения, тем самым переведя вашу жизнь на новый, более качественный, уровень.

Заметьте, правильные люди – это не обязательно суперуспешные, богатые и занимающие высокие посты личности. Это, прежде всего, люди с развитым внутренним миром, которые могут чем-то обогатить нашу жизнь, привнеся в неё свежие мысли и идеи.

В деле защиты ребенка, пожалуй, ни один вопрос не привлекает столь пристального внимания, как обучение детей общению с чужими людьми. «Никогда не разговаривай на улице с незнакомцем!» – строго произносят родители. Однако рассуждать об этом намного легче, чем научить детей правильно и последовательно вести себя в реальной жизни. Как защитить ребенка от опасных и назойливых незнакомцев и одновременно не привить ему страх к чужим людям?

Правила общения с незнакомцем

Давайте узнаем, что предлагают специалисты, чтобы научить детей общаться (или не общаться) с потенциально опасными чужими людьми.

  • Вводим понятие «незнакомец»

Обычно, ребенок готов к этому уже в возрасте четырех лет. Объясните, что незнакомцы – это те люди (все равно, пожилые, молодые мужчины или женщины), которые незнакомы самому малышу и его родителям. Это можно показать на обычном примере – например, мужчина в супермаркете или женщина в парке. Чтобы не напугать ребенка, подчеркните, что это не делает их ни плохими, ни хорошими. Также объясняем, кто такие «знакомые» люди – те, про которых родители могут сказать: «Милый, этим людям мы абсолютно доверяем. Не бойся обращаться к ним с просьбой о помощи!» Также сам ребенок также должен отметить: «Да, мама, я доверяю этой тете и не боюсь ее».

  • Отмечаем «хороших» незнакомцев

Помните, что некоторые незнакомцы – сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах – это те самые чужие люди, к которым дети могут подойти в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине, и т. д.

Важно, чтобы ребенок уяснил: тот незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым.

  • Устанавливаем границы и дистанции

Дети должны знать, что могут беседовать на улице с чужими людьми, но только на определенном расстоянии. Предлагаем следующее: отмерьте расстояние в 2 метра на полу дома и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Это та минимальная дистанция, на которой дети могут без страха общаться с неизвестными людьми.

  • Научите говорить «нет»

Преступники нередко являются неплохими психологами и легко выделяют среди детей того, кто не умеет противостоять просьбам или приказам взрослых и легко попадают под чужое воздействие. Объясните вашему чаду, что следует доверять своим инстинктам. Если его просят пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти.

4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем

Итак, вы объяснили ребенку основные правила и понятия. А для того чтобы незнакомцы не смогли обмануть ваше чадо или «заговорить» его, отрепетируйте порядок беседы и действий.

Шаг 1. Оценивание ситуации. Ребенок должен удостовериться, что перед ним находится именно незнакомый человек. И совершенно неважно, кто именно – мужчины приятной внешности, бабушка, молодая девушка или подросток. Они все – незнакомые люди, поэтому и вести себя с ними следует одинаково.

Шаг 2. Соблюдение дистанции. Допустим, незнакомый человек обратился к вашему отпрыску с какой-то просьбой или вопросом. В этом случае он должен удостовериться, что находится на достаточном расстоянии (2 метра от незнакомца) и имеет возможность следить за его дальнейшими действиями.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Шаг 3. Прерывание разговора. Возможно, вы видели один из выпусков популярной передачи, в которой провели простой и одновременно страшный эксперимент: оказывается, чужой человек может за несколько секунд увести с площадки или даже от подъезда любого ребенка. Поэтому малыш должен сразу пресекать разговор: «Нет, обратитесь к взрослому. Он вам покажет дорогу» или «Нет, я не смогу помочь вам найти собаку».

Шаг 4. Безопасное место. Если с ребенком пытается заговорить незнакомый мужчина, значит, нужно уйти домой, зайти в школу (оттуда позвонить маме или папе), подойти к гуляющим во дворе соседям, в общем, быть на виду у других людей.

Проигрываем ситуацию

Проигрывайте различные варианты ситуаций («что бы ты сделал, если…»), чтобы научить любимое чадо правильному поведению в присутствии незнакомцев. Например:

Здравствуй, милая девочка!

– Добрый день (оценка ситуации – неизвестный мужчина; соблюдение дистанции – ребенок отходит подальше, на расстояние в 2 метра).

– Девочка, мой маленький щенок потерялся в соседнем парке. Помоги, пожалуйста, найти его.

– Нет, мне нужно идти домой, мне только что позвонила моя мама (девочка тут же должна перебираться поближе к взрослым, не слушая, что продолжает говорить мужчина. Оказавшись в безопасности, она обязательно рассказывает родителям о случившемся).

Обязательно отработайте на практике эти четыре шага: оценивание ситуации, соблюдение дистанции, окончание беседы и уход. Объясните, что нельзя покидать двор или школу с незнакомыми людьми: кататься на машине, помогать милому щенку, ходить в кафе или магазин игрушек. Не запугивайте ребенка, но расскажите, что порой и взрослому сложно отличить злого человека от доброго, поэтому лучше всего не поддерживать разговор с незнакомцами. На всякий случай!

Эксперт портала «Я-родитель» специалист по детской безопасности Михаил Рулев дает практические о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

  1. Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.
  2. Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.
  3. Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться .

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим».

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

  1. Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.
  2. Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.
  3. Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Михаил Рулев ,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет