Для кого? Старшеклассники, студенты.
Что дает? Знание основ молекулярной биологии.
Преподаватели. Заведующий лабораториями молекулярной генетики микроорганизмов Института биологии гена РАН, профессор Университета Ратгерса (США), профессор Сколковского института науки и технологий (SkolTech).
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. 9 000 р.
Условия участия. Необходимо оставить заявку на участие на сайте.

Биологические кружки. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Для кого? 9–11 классы.
Что дает? Знания по биологии, навык выполнения проектных работ, навык работы в лаборатории.
Преподаватели. Сотрудники биологического факультета МГУ.
Когда?
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Необходимо уточнять.

Биологическое отделение Московской гимназии № 1543 на Юго-Западе.

Для кого? 7–10 классы.
Что дает? Углубленные знания биологии.
Преподаватели. Сотрудники МГУ, выпускники гимназии.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Обязательные требования. Необходимо пройти вступительные испытания.
Стоимость. Бесплатно (существует добровольный взнос).
Условия участия. Поступление в гимназию на полноценное обучение.

Школа «Хим*Био*Плюс». Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова.

Для кого? 10–11 классы.
Что дает? Знания по биологии, химии.
Когда? Набор - ежегодно, в сентябре.
Обязательные требования . Набор по результатам тестирования.
Стоимость. 10 000 - 75 000 р. (есть пробное занятие).

Академия. «ПостНаука».

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает?

  • знания в области физики элементарных частиц, химии, медицины, математики, нейрофизиологии, генетики, социологии, компьютерных наук;
  • знание о том, как научные разработки применяются в реальной жизни.

Преподаватели. Высококвалифицированные специалисты, ученые.
Когда? Есть возможность отслеживать даты набора Вконтакте и Facebook .
Стоимость. 9 000 р.
Условия участия. Необходимо отслеживать нужный курс . Зарегистрироваться на курс, оплатить обучение.

Петрозаводск

STEM-центр Петрозаводского государственного университета.

Для кого? 1–11 классы.
Что дает? Навыки проектной, научно-исследовательской деятельности в области программирования, биологии, химии, физики.
Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Учащиеся петрозаводских школ.

Открытый университетский лицей Петрозаводского государственного университета.

Для кого? 10 класс.
Что дает?

  • техническое направление (физика, математика, информатика, русский язык);
  • медико-биологическое (химия, биология, русский язык).

Когда? Есть возможность отслеживать даты начала набора.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Условия участия. Гражданство РФ, заявление, оплата обучения.

Мастер-классы

«Строение и функции клетки» - урок в музее.

Для кого? 14–16 лет.
Что дает?

  • практические навыки по биологии;
  • навык работы с микроскопом;
  • навык проведения эксперимента.

Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. Необходимо уточнять.
Продолжительность. 90 минут.
Особые условия посещения. Последний вторник месяца - санитарный день.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.

«Мир под микроскопом».

Для кого? 6–16 лет.
Что дает? Наблюдение микроорганизмов, строения клетки под микроскопом.
Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. 200 р.
Продолжительность. 1 час.
Особые условия посещения. Сборные занятия (для посетителей от 6 лет) проходят в выходные дни и дни школьных каникул по расписанию.
Как записаться? Оставить заявку на сайте.

Урок химии «Самое удивительное вещество на Земле».

Для кого? 14–16 лет.
Что дает?

  • знания о свойствах воды;
  • навык проведения лабораторных экспериментов.

Когда? Необходимо уточнять.
Стоимость. 16 000 р. за сдвоенную группу по 15 человек в каждой.
Продолжительность. 90 минут.

Лагеря

Московская область

Лагерь по химии «Слон и жираф».

Для кого? 9–11 классы.
Когда? Ежегодно.
Что дает?

  • знания по химии;
  • навыки работы с реактивами.

Примечание: учебные программы меняются каждую смену, поэтому необходимо уточнять их содержание у организаторов.
Преподаватели. Высококвалифицированные практикующие медики разных специализаций, профессиональные биологи, ученые.
Стоимость. 32 000 р.
Условия участия. Необходимо подать заявку на сайте.

Образовательный центр «Сириус». Направление «Наука». Смены «Химия», «Биология».

Для кого? 10–17 лет.
Что дает? Углубленное знание профильных предметов, расширение кругозора и личностное развитие.
Преподаватели. Ученые, педагоги ведущих вузов, физико-математических и химико-биологических школ, тренеры национальных и региональных сборных по математике, физике, химии и биологии.
Когда? Ежегодно. Есть возможность отслеживать даты набора.
Обязательные требования. Глубокие знания профильных предметов, уровень всероссийских, международных олимпиад.
Стоимость. Бесплатно.
Условия участия. Подать заявку на сайте. Возможен конкурсный отбор. Подробности необходимо уточнять у организаторов или отслеживать на сайте.

Вузы

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Биологический факультет.
Год создания: 1930.
Что дает?
Квалификация:

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова.

Кафедра биохимии и молекулярной биологии.
Год создания: 1963.
Что дает? Готовит квалифицированных специалистов.
Квалификация: специалист, срок обучения - 6 лет.

Новосибирск

Новосибирский государственный университет.

Факультет естественных наук. Биологическое отделение. Кафедра молекулярной биологии.
Год создания: 1959.
Что дает? Готовит квалифицированных специалистов.
Квалификация: бакалавр, срок обучения - 4 года, магистр - 2 года.

Онлайн-курсы

На русском языке

«Реальная математика». Электронная школа «Знаника».

Для кого? 5–9 классы.
Что дает? Углубленное знание математики.
Когда? В любое время.
Преподаватели. Кандидаты физико-математических, педагогических наук, доценты, профессора и преподаватели ведущих вузов страны.
Условия участия. Необходима регистрация.

Виртуальная химическая лаборатория. Марийский государственный технический университет.

Для кого? 8–11 классы.
Что дает? Навык работы в химической лаборатории, навык выполнения опытов в режиме реального времени.
Стоимость. 3 500 - 9 000 р.
Условия участия. Оформить заказ.

Mark Zentrum. Международный образовательный онлайн-центр.

Для кого? С 11 лет.
Что дает? Программы обучения по биологии, химии, математике, иностранным языкам.
Когда? Индивидуальные занятия согласовываются с преподавателем. Групповые занятия проходят в соответствии с расписанием.
Преподаватели. Лингвисты, практикующие преподаватели профильных предметов.
Стоимость. Пробный урок - бесплатно. Индивидуальные занятия: один урок - 450–1200 р., в зависимости от количества занятий (минимум пять) и от продолжительности урока. Групповые занятия: один урок - 280–640 р.
Стоимость занятий по иностранному языку. Пробный урок с носителем языка - платный: 10 евро. Стоимость одного занятия: 15–35 евро, в зависимости от продолжительности урока.
Продолжительность. Зависит от формы занятий. Индивидуальное занятие - 45–90 минут, занятие в группе - 90 минут, вебинар - 120 минут. Первое пробное занятие - 30–40 минут.
Условия участия. Заполнить заявку-анкету на пробный урок.
Особые условия. Необходимые материалы и учебники высылаются преподавателем в электронном виде (есть возможность приобрести учебные материалы в печатном виде).

На английском языке

Лекция. Surprises and Discovery in Catalysis.

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает? Знания о последних достижениях в области катализа.
Преподаватели. Erick M. Carreira, профессор органической химии в университете Цюриха.
Когда? В любое время.
Стоимость. Бесплатно.

Виртулаб по химии на английском языке. Есть возможность настроить русский язык.

Для кого? Школьники.
Что дает? Навык работы в лаборатории с сотнями реагентов в режиме реального времени.
Когда? В любое время.
Стоимость. Бесплатно.

Детективно-химический виртулаб. Расследование преступления с помощью знания химии.

Для кого? Школьники, студенты.
Что дает? Навык применения знаний по химии в игровой форме.
Когда? В любое время.
Продолжительность квеста. 40–50 минут.
Стоимость. Бесплатно.
Условия участия. Загрузить программу на компьютер.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ, детальное изучение живых клеток и их составных частей (органелл), прослеживающее роль отдельных идентифицируемых соединений в функционировании этих структур. К сфере молекулярной биологии относится исследование всех связанных с жизнью процессов, таких, как питание и выделение, дыхание, секреция, рост, репродукция, старение и смерть. Важнейшее достижение молекулярной биологии – расшифровка генетического кода и выяснение механизма использования клеткой информации, необходимой, например, для синтеза ферментов. Молекулярнобиологические исследования способствуют и более полному пониманию других процессов жизнедеятельности – фотосинтеза, клеточного дыхания и мышечной активности.

В молекулярной биологии предпочитают работать с относительно простыми системами, такими, как одноклеточные организмы (бактерии, некоторые водоросли), в которых число компонентов сравнительно невелико, а значит, и различить их легче. Но и при этом требуются весьма изощренные методы для того, чтобы точно локализовать отдельные вещества и отличить их от всех других.

На основе физико-химических подходов и инструментария разработаны сложные, чувствительные приборы и методы, приспособленные для работы с органическими соединениями живых систем. Метод радиоавтографии основан на включении в определенные вещества радиоактивных атомов, т.н. «радиоактивной метки», которая позволяет проследить – по испускаемому излучению – химические превращения этих веществ. При изучении низкомолекулярных веществ применяют методы, позволяющие объединить малые молекулы вещества в т.н. макромолекулы, достаточно крупные для того, чтобы их можно было наблюдать при большом увеличении трансмиссионного электронного микроскопа. По дифрации рентгеновских лучей определяют общую форму макромолекул, как это было сделано, например, с дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК). Для разделения смеси веществ, различающихся по размерам и химическому составу, используют различия в скорости их передвижения в электрическом поле (метод электрофореза) или разную скорость диффузии в растворителе, протекающем через неподвижную фазу, например бумагу (метод хроматографии).

С помощью соответствующих ферментов можно определить нуклеотидную последовательность генов, а по ней – аминокислотную последовательность синтезируемых белков. Если у животных разных видов близки нуклеотидные последовательности генов, кодирующих общие для них белки, например гемоглобин, можно заключить, что в прошлом эти животные имели общего предка. Если же различия в их генах велики, то ясно, что расхождение видов от общего предка произошло намного раньше. Такие молекулярно-биологические исследования открыли новый подход к изучению эволюции организмов.

Важный вклад в медицину должна внести идентификация вирусов по их составу. С ее помощью можно, например, установить, что вирус, вызывающий ту или иную болезнь у человека, гнездится естественным образом в каком-нибудь диком животном, от которого и передается человеку болезнь. Если у животных, которые служат в природе резервуаром данного вируса, симптомы болезни не обнаруживаются, то, видимо, здесь действует какой-то механизм иммунитета, и тогда возникает новая задача – изучить этот механизм, чтобы попытаться включить его в иммунную систему человека.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ

изучает осн. свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Важнейшими направлениями в М. б. являются исследования структурно-функциональной организации генетического аппарата клеток и механизма реализации наследственной информации (молекулярная генетика), исследование мол. механизмов взаимодействия вирусов с клетками (молекулярная вирусология), изучение закономерностей иммунных реакций организма (молекулярная иммунология), исследование появления разнокачествениости клеток в ходе индивидуального развития организмов и специализации клеток (М. б. развития) и т. д. М. б. выделилась из биохимии и сформировалась как самостоятельная наука в 50-х годах. Рождение М. б. часто относят к 1953, когда была опубликована работа Дж. Уотсона и Ф. Крика о пространственной структуре молекулы ДНК (т. н. двойной спирали), причём биол. функция этой молекулы была увязана с её химич. строением (ещё в 1944 О. Эйвери с сотр. установил, что ДНК является носителем наследств, информации). В становлении М. б. сыграли большую роль идеи и методы классической генетики, микробиологии, вирусологии, использование достижений точных наук - физики, химии, математики, кристаллографии, особенно рентгено-структурный анализ). Осн. объектами исследования в М. б. являются вирусы, в т. ч. бактериофаги, клетки и субклеточные структуры (ядра, митохондрии, рибосомы, хромосомы, клеточные мембраны), а также макромолекулы (белки, нуклеиновые к-ты). Наиб, крупные достижения М. б.- расшифровка структуры нек-рых белков и установление связи между их структурой и функцией (М. Перуц, Дж. Кендрю, Ф. Сенгер, К. Анфинсен и др.), определение структуры и механизма биол. функции нуклеиновых к-т и рибосом (Дж. Уотсон, ф. Крик, Р. Холли и др.), расшифровка генетич. кода (М. Ниренберг, С. Очоа), открытие обратной транскрипции (X. Темин, Д. Балтимор), механизма осн. этапов биосинтеза белковой молекулы (Ф. Крик, Ф. Жакоб, Ж. Mono) и нуклеиновых к-т (А. Корнберг, С. Очоа), установление структуры вирусов и механизмов их репликации, разработка методов генетической инженерии (П. Берг, В. Арбер, Г. О. Смит, Д. Натане), синтез гена (X. Корана) и др. Сов. учёным принадлежит формулирование принципа матричного синтеза биополимеров (Н. К. Кольцов), формирование основ совр. биоэнергетики и мехапохимии (В. А. Энгельгардт), доказательство существования ДНК у высших растений (Н. А. Белозерский), создание вирусогенетич. теории возникновения рака (Л. А. Зильбер), установление последовательности нуклеотидов в транспортной РНК (А. А. Баев), открытие и изучение информосом (А. С. Спирин) и др. М. б. имеет важное практическое значение в развитии с. х-ва (направленное и контролируемое изменение наследственного аппарата животных и растений для получения высокопродуктивных пород и сортов), микробиологической промышленности (бактериальный синтез биологически активных полипептидов и белков, аминокислот и др.) и как теоретич. основа разл. разделов медицины (вирусология, иммунология и др.). Перед М. б. стоят задачи решения проблем мол. основ злокачественного роста, предупреждения наследственных заболеваний, выяснения молекулярных основ катализа, действия гормонов, токсич. и лекарственных веществ, познания механизмов памяти, природы нервных процессов. Большое значение приобретает развитие генной инженерии, позволяющей целенаправленно оперировать генетич. аппаратом животных организмов. М. б. вместе с биохимией, биофизикой, биоорганической химией часто объединяют в одно общее направление - физико-химическую биологию.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

молекуля́рная биоло́гия

Раздел биологии, изучающий структуры и процессы, свойственные живым организмам, на уровне молекул. Молекулярная биология стремится объяснить важнейшие явления жизнедеятельности (наследственность, изменчивость, рост, развитие, движение, обмен веществ и энергии, чувствительность, иммунитет и др.) строением, свойствами и взаимодействием входящих в состав организмов химических веществ. В любом организме в каждый момент его существования проходит огромное число биохимических реакций, в которых участвуют молекулы большие и малые, простые и сложные, органические и неорганические. Все эти реакции строго упорядочены и, в зависимости от условий и потребностей организма, подвергаются настройке и регулировке. Решающая роль в организации этих процессов принадлежит двум классам больших молекул – белкам и нуклеиновым кислотам . Эти биополимеры и служат главным объектом исследования в молекулярной биологии.
С самого начала молекулярная биология развивалась как научная область, родственная прежде всего биохимии и биофизике, а также генетике, микробиологии, вирусологии. В 30-40-е гг. 20 в. для установления пространственной структуры важнейших белков стали применять рентгеноструктурный анализ, сыгравший впоследствии решающую роль и в установлении строения ДНК. Внедрение в эти годы в биологию методов и идей физики и химии заложило основы для развития «молекулярного» направления. Во многом его будущие успехи предопределил интерес физиков и химиков к проблеме наследственности . В 1944 г. вышла книга одного из создателей квантовой механики Э. Шрёдингера «Что такое жизнь? С точки зрения физика», содержавшая краткое изложение основ генетики. Многими представителями точных наук эта работа была воспринята как призыв сосредоточить усилия на решении загадки «вещества наследственности».
Через 9 лет Дж. Уотсон и Ф. Крик решили эту задачу. Ко времени выхода в свет их статьи (апрель 1953 г.), в которой предлагалась модель молекулы ДНК (т.н. двойная спираль), принято относить рождение молекулярной биологии. Модель Уотсона-Крика ярко выражала главную направленность новой науки: биологические функции макромолекулы можно было объяснить её структурой (см. Дезоксирибонуклеиновые кислоты ). При этом молекулярный уровень (двухцепочные ДНК) логично увязывался с субклеточным (репликация хромосом ), клеточным (митоз, мейоз ) и организменным (наследование признаков).
Близкий подход встречался и в более ранних работах. Ещё в 1927 г. Н.К. Кольцов высказал гипотезу о «наследственных молекулах», способных воспроизводиться путём матричного синтеза, а В.А. Энгельгардту в 1939 г. удалось связать строение мышечных белков с их ролью в мышечном сокращении. Однако только после «двойной спирали» началось бурное развитие молекулярной биологии, ставшей лидером естествознания. Помимо многочисленных конкретных достижений (расшифровка генетического кода , раскрытие механизмов биосинтеза белка, пространственной структуры ферментов и других белков, строения и роли в клеточных процессах биологических мембран и т.д.), молекулярная биология выявила некоторые общие принципы, на основе которых осуществляются самые различные биологические процессы. Так, комплементарность взаимодействующих молекул (их взаимодополняемость, взаимное соответствие как «ключа и замка»), приводящая к образованию нековалентных химических связей между ними, лежит в основе процессов, требующих биологической специфичности (избирательности, «узнавания»), начиная от синтеза ДНК и белков и кончая образованием комплексов между ферментом и субстратом, антителом и антигеном, самосборкой вирусных частиц и цитоскелета. Точно так же принцип матричного синтеза используется клетками не однократно, а на разных этапах реализации генетиче-ской информации.
В апреле 2003 г. учёными всего мира отмечался полувековой юбилей «двойной спирали» и молекулярной биологии. В нашей стране фундамент для развития этого направления заложен трудами академиков В.А. Энгельгардта (1894-1984), А.Н. Белозерского (1905-1972), А.А. Баева (1903/04-1994).

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Смотреть что такое "МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ" в других словарях:

    Исследует основные свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Выясняет, каким образом и в какой мере рост и развитие организмов, хранение и передача наследственной информации, превращение энергии в живых клетках и др. явления обусловлены … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ, биологическое изучение строения и функционирования МОЛЕКУЛ, из которых состоят живые организмы. К основным сферам изучения относятся физические и химические свойства белков и НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ, таких как ДНК. см. также… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Раздел биол., который исследует основные свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Выясняет, каким образом и в какой мере рост и развитие организмов, хранение и передача наследственной информации, превращение энергии в живых клетках и… … Словарь микробиологии

    молекулярная биология - — Тематики биотехнологии EN molecular biology … Справочник технического переводчика

    Молекулярная биология - МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ, исследует основные свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Выясняет, каким образом и в какой мере рост и развитие организмов, хранение и передача наследственной информации, превращение энергии в живых клетках и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Молекулярная биология (журнал). Молекулярная биология комплекс биологических наук, изучающих механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации, строение и функции… … Википедия

    Наука, ставящая своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом… … Большая советская энциклопедия

    Изучает явления жизни на уровне макромолекул (гл. обр. белков и нуклеиновых к т) в бесклеточных структурах (рибосомы и др.), в вирусах, а также в клетках. Цель М. б. установление роли и механизма функционирования этих макромолекул на основе… … Химическая энциклопедия

    Исследует основные свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Выясняет, каким образом и в какой мере рост и развитие организмов, хранение и передача наследственной информации, превращение энергии в живых клетках и другие явления… … Энциклопедический словарь

МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ позднелат. molecula, уменьшительное от лат. moles масса; биология) - медико-биологическая наука, изучающая явления жизни на уровне биологических макромолекул - белков и нуклеиновых кислот, таких простых систем, как бесклеточные структуры, вирусы и, как предел, - на уровне клетки. Большая часть таких объектов является неживой или наделенной элементарными проявлениями жизни. Положение М. б. в системе биол, наук определяется представлениями о структурных уровнях живой материи, т. е. эволюционно сложившихся формах жизни, начинающихся с пребиотических ступеней и кончающихся сложными системами: малые органические молекулы - макромолекулы - клетка и субклеточные структуры - организм и т. д., соответственно к-рым строятся и уровни познания. Исторически М. б. сформировалась в результате исследования биологических макромолекул, в силу чего М. б. рассматривается как раздел биохимии (см.). М. б. является вместе с тем пограничной наукой, возникшей на стыке биохимии, биофизики (см.), органической химии (см.), цитологии (см.) и генетики (см.). Идея М. б. заключается в раскрытии элементарных механизмов основных процессов жизнедеятельности - наследственности (см.), изменчивости (см.), движения и др.- через исследование биол, макромолекул. Молекулярно-биол. представления нашли благодатную почву особенно в генетике - возникла молекулярная генетика (см.), и именно здесь были достигнуты результаты, к-рые способствовали развитию М. б. и признанию ее принципов. Представления М. б. имеют эвристическую (познавательную) ценность, т. к. на всех уровнях развития живой материи существуют и действуют биол, макромолекулы - белки (см.) и нуклеиновые кислоты (см.). По этой причине границы М. б. трудно определимы: она оказывается всепроникающей наукой.

Само название «молекулярная биология» принадлежит англ. кристаллографу Астбери (W. Т. Astbury). Формальной датой возникновения М. б. считают 1953 г., когда Дж. Уотсон и Ф. Крик установили структуру ДНК и высказали подтвердившееся позже предположение о механизме ее репликации, лежащей в основе наследственности. Но по крайней мере с 1944 г., начиная с работ Эйвери (О. Th. Avery), накапливались факты, указывавшие на генетическую роль ДНК; Н. К. Кольцов высказал идею о матричном синтезе в весьма ясной форме еще в 1928 г.; изучение молекулярных основ мышечного сокращения началось с работ В. А. Энгельгардта и М. Н. Любимовой, опубликованных в 1939-1942 гг. М. б. развивалась также в сфере эволюционного учения и систематики. В СССР инициатором изучения нуклеиновых к-т и исследований по молекулярным основам эволюции был А. Н. Белозерский.

Отличительная черта М. б. состоит в характере наблюдений, в ее методических приемах и построении эксперимента. М. б. заставила биологов по-новому взглянуть на материальную основу жизнедеятельности. Для молекулярно-биол. исследований характерно сопоставление биол, функций с хим. и физ. характеристиками (свойствами) биополимеров и в особенности с их пространственным строением.

Для понимания закономерностей строения нуклеиновых к-т и их поведения в клетке важнейшее значение имеет принцип комплементарности оснований в двухтяжевых структурах нуклеиновых к-т, установленный в 1953 г. Дж. Уотсоном и Ф. Криком, Признание значения пространственных отношений нашло свое выражение в представлении о комплементарности поверхностей макромолекул и молекулярных комплексов, составляющей необходимое условие проявления слабых сил, действующих лишь на коротких дистанциях и способствующих созданию морфол, разнообразия биол. структур, их функциональной подвижности. Эти слабые силы участвуют в образовании комплексов типа фермент - субстрат, антиген - антитело, гормон - рецептор и т. п., в явлениях самосборки биол, структур, напр, рибосом, в образовании пар азотистых оснований в молекулах нуклеиновых к-т и в тому подобных процессах.

М. б. направила внимание биологов на простые, стоящие у границ жизни объекты, ввела в арсенал биол, исследований идеи и точные методы химии и физики. Мутационный процесс получил истолкование на молекулярном уровне как выпадение, вставка и перемещение отрезков ДНК, замена пары азотистых оснований в функционально значимых отрезках генома (см. Мутация). Явления мутагенеза (см.) были, т. о., переведены на хим. язык. Благодаря методам М. б. были раскрыты молекулярные основы таких генетических процессов у прокариотов, как рекомбинация (см.), трансдукции (см.), трансформация (см.), трансфекция, сексдукция. Достигнуты значительные успехи в изучении строения хроматина и хромосом эукариотов; усовершенствование методов культивирования и гибридизации животных клеток создало возможность развития генетики соматических клеток (см.). Регуляция репликации ДНК нашла свое выражение в представлении о репликоне Ф. Жакоба и Бреннера (S. Brenner).

В области биосинтеза белка был установлен так наз. центральный постулат, характеризующий следующее движение генетической информации: ДНК -> информационная РНК -> белок. Согласно этому постулату, белок является своего рода информационным клапаном, препятствующим возвращению информации на уровень РНК и ДНК. В процессе развития М. б. в 1970 г. Темином (H. Temin) и Балтимором (D. Baltimore) было открыто явление обратной транскрипции (в природе синтез ДНК происходит у онкогенных РНК-содержащих вирусов с помощью специального фермента - обратной транскриптазы). Синтезы белков и нуклеиновых к-т происходят по типу матричных синтезов, для их протекания необходима матрица (шаблон) - исходная полимерная молекула, к-рая предопределя-ет последовательность нуклеотидов (аминокислот) в синтезируемой копии. Такими матрицами при репликации и транскрипции является ДНК и при трансляции - информационная РНК. Генетический код (см.) формулирует способ «записи» наследственной информации в информационной РНК, другими словами, он согласует последовательность нуклеотидов в нуклеиновых к-тах и аминокислот в белках. С биосинтезом белка связана транскрипция - синтез информационных РНК на матрице ДНК, катализируемый РНК-полимеразами; трансляция - синтез белка на связанной с рибосомой информационной РНК, протекающий по весьма сложному механизму, в к-ром участвуют десятки вспомогательных белков и транспортные РНК (см. Рибосомы). Регуляция белкового синтеза наиболее изучена на уровне транскрипции и сформулирована в представлении Ф. Жакоба и Моно (J. Monod) об опероне, белках-репрессорах, аллостерическом эффекте, позитивной и негативной регуляции. Разнородным по своему содержанию и еще менее завершенным, чем предыдущие, разделом М. б. является целый ряд проблем фундаментального и прикладного характера. К ним относится репарация повреждений генома, причиненных коротковолновой радиацией, мутагенами (см.) и другими влияниями. Большую самостоятельную область составляют исследования механизма действия ферментов, основанные на представлениях о трехмерной структуре белков и роли слабых хим. взаимодействий. М. б. выяснила многие детали строения и развития вирусов, в особенности бактериофагов. Изучение гемоглобинов у лиц, страдающих серповидно-клеточной анемией (см.) и другими гемоглобинопатиями (см.), положило начало изучению структурной основы «молекулярных болезней», врожденных «ошибок» метаболизма (см. Наследственные болезни). Самая поздняя ветвь М. б.- генная инженерия (см.) - разрабатывает методы конструирования наследственных структур в виде молекул рекомбинантных ДНК.

В молекулярно-биол. опытах находят применение различные способы хроматографии (см.) и ультрацентрифугирования (см.), рентгеноструктурный анализ (см.), электронная микроскопия (см.), молекулярная спектроскопия (электронный парамагнитный и ядерный магнитный резонанс). Начато использование синхротронного (магнитно-тормозного) излучения, дифракции нейтронов, мессбауэровской спектроскопии, лазерной техники. В экспериментах широко применяются модельные системы, получение мутаций. Использование радиоактивных и (в меньшей мере) тяжелых изотопов составляет в М. б. обычный аналитический метод, так же как применение математических методов и ЭВМ. Если раньше молекулярные биологи ориентировались гл. обр. на физ. методы, созданные для исследования полимеров небиол. происхождения, то сейчас наблюдается все усиливающаяся тенденция к использованию хим. методов.

Для развития М. б. в СССР большое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития молекулярной биологии и молекулярной генетики и использованию их достижений в народном хозяйстве», опубликованное 20 мая 1974 г. Исследования координируются Межведомственным научно-техническим советом по проблемам молекулярной биологии и молекулярной генетики при ГКНТ Совета Министров СССР и АН СССР, Научным советом по проблемам молекулярной биологии АН СССР, аналогичными советами АН союзных республик и отраслевых академий. Издается журнал «Молекулярная биология» (с 1967 г.) и реферативный журнал с тем же названием. Исследования по М. б. ведутся в ин-тах АН СССР, АМН СССР, республиканских академий наук, Главмикробиопрома, в высших учебных заведениях страны. В социалистических странах работают многие лаборатории такого профиля. В Европе действуют Европейская молекулярно-биологическая организация (ЕМБО), Европейская молекулярно-биологическая лаборатория (ЕМБЛ) в Гейдельберге, Европейская молекулярно-биологическая конференция (ЕМБК). Работают крупные специализированные лаборатории в США, Франции, Великобритании, ФРГ и других странах.

Специальные периодические издания, посвященные проблемам М. б., за рубежом: «Journal of Molecular Biology», «Nucleic Acids Research», «Molecular Biology Reports», «Gene».

Обзоры по М. б. публикуются в серии «Молекулярная биология» ВИНИТИ, в «Progress in Nucleic Acids Research and Molecular Biology», «Progress in Biophysics and Molecular Biology», «Annual Rewiew of Biochemistry», изданиях «Cold Spring Harbor Symposia on Quantitative Biology».

Библиография: Ашмарин И. П. Молекулярная биология, Л., 1977; Белозерский А. Н. Молекулярная биология - новая ступень познания природы, М., 1970; Бреслер С. Е. Молекулярная биология, Л., 1973; Кольцов Н. К. Наследственные молекулы, Бюлл. Моск. об-ва испыт. природы, отд. биол., т. 70, в. 4, с. 75, 1965; Октябрь и наука, под ред. А.П. Александрова и др., с. 393, 417, М., 1977; Северин С. Е. Современные проблемы физико-химической биологии, в кн.: 250 лет Академии наук СССР, с. 332, М., 1977; Уотсон Дж. Молекулярная биология: гена, пер. с англ., М., 1978; Энгельгардт В. А. Молекулярная биология, в кн.: Развитие биол, в СССР, под ред. Б. Е. Быховского, с. 598, М., 1967.