Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, и др.).

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации "рабочих мест" ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

Галина Кудинова
Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г. И. Кудинова, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район .

Аннотация : В данной статье проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения . Выявлена эффективность использования образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.

Ключевые слова : инновация; информационные технологии ; информационная образовательная среда ; личностно-ориентированное взаимодействие; информатизация управления ; субъекты образовательного процесса ; портфолио педагога; информационно -коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.

Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) . Чтобы изменить старую систему управления , сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation, которые качественно повысят уровень развития учреждения . Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности , а значит, способствует развитию учреждения в целом , в настоящее время считают информационные технологии (ИТ) . Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации ; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Фишмана, Т. И. Шамовой. А. Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления . Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления . Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю. Ю. Баранова, Е. Н. Богданов, А. Б. Боровков, К. П. Волокитин, Л. В. Жилина, Н. В. Кисель, Д. Ш. Матрос, Е. А. Тюрина, В. В. Хабин, А. А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно – управленческой деятельности , не со-держат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу – пользователю . Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно -коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения . Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации , освобождая руководителя от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений . Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно- образовательную среду , которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям , педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности , а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса . Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны :

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

Воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);

Расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);

Библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

Медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение) ;

Бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности) ;

Методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.)

Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ , дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современности. Как показывает практика управления , анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информа-ционных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы .

Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между : возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;

новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно- образовательной среды в дошкольном учреждении ;

необходимостью формирования информационно -коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.

В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко : проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих решений – это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений . Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно -технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением .

Таким образом , главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности. Основными задачами должны стать :

Обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ ;

Проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений , позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса ;

Разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно -коммуникативной компетентности, как целостного образования личности , включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ .

Гипотеза

Если в ДОУ создать условия для информационной среды , то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов.

Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий . Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №16 села Киевского муниципального образования Крымский район . Федеральные Государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к ДОУ, и к организации воспитательно-образовательного процесса , и к подбору кадров. Общая направленность проекта , реализованного с 2010 по 2014 годы состоит в организации инновационного пространства, иных форм управления , образовательных технологий , повышения качества дошкольного образования и статуса ДОУ в обществе. Реализация проекта «Модель информационно- образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования », предполагала систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации . Были введены : электронная очередь, позволяющая отследить очередность в поступлении в детский сад, электронное портфолио педагогов, позволяющее корректировать и систематизировать педагогический опыт, создан сайт ДОУ, необходимый для информированности родителей о работе ДОУ, используется программа PUBLISCHER для создания ежеквартальной газеты для родителей «Вместе весело шагать» . На сегодняшний день введена программа «Сетевой Город. Образование » – компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом . Планируется ввести «ЭМК» (электронная медицинская книжка) – компьютерную программу, позволяющую осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ, и программу Excel для изготовления меню-требования для ДОУ.

Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом . С точки зрения качественной оценки констатируем :

1. документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание.

2. созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом

Таким образом , качественные изменения коснулись документов разных видов и типов : возможность создания электронной систем годового планирования деятельности образовательного учреждения , работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автома-тизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Информационные технологии обеспечивают : наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом , достигнут оптимальный уровень сформированности информационно -коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации . С точки зрения количественной оценки можно отметить :

Произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;

Отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.

Таким образом , в целом в учреждении улучшилось качество информации , необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации ,

как : быстрота обработки , достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т . д.

С использованием компьютерных технологий руководитель может обрабатывать большой объем информации быстро и точно , с минимальной затратой сил и времени.

Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом , позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешин Л. И., Максимов Н. В. Информационные

технологии [Электронный ресурс]. URL: http://gendocs.ru/v30471/

2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании . - М.: Высшая школа, 2000.

3. Основы современных компьютерных технологий /

под ред. проф. А. Д. Хомоненко. – СПб : КОРОНА, 2005.

4. Водопьянов Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования . – 2007. - №5.

5. Сафонова О. А., Панова И. В. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ . – 2006. - №7.

6. Коваль Н. Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований : экономика и управление . 2012. № 1. С. 27-31.

7. Коростелев А. А., Ярыгин А. Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского

научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 77-82/

8. Панченко О. В., Коновалова Е. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1) . С. 32-34.

9. Коростелев А. А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 155-160

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об информатизации системы дошкольного
образования в России


Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Концепция внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование принципиально исключает обучение детей основам информатики, составлению детьми алгоритмов и информационных моделей, овладению сложными управляющими структурами.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразование России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния ЭВМ на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации "рабочих мест" ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5 : "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

В настоящее время Минобразование России недостаточно информировано о состоянии дел по информатизации дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, не располагает имеющимся опытом по данному направлению и поэтому рекомендует органам управления образованием субъектов Российской Федерации по возможности изучить состояние этого вопроса в своем регионе и информировать Минобразование России до 15.09.2001. Желательно было бы получить информацию, содержащую следующие сведения:

- количество детских садов, использующих компьютеры:

а) для совершенствования системы управления детским садом;

б) для работы с детьми;

- компьютерные программы и системы, используемые в работе с детьми;

- компьютерные программы и системы для ДОУ, созданные в регионе;

- интересный опыт работы детских садов в данном направлении;

- как решается вопрос обслуживания компьютеров.

Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев

Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 29, 2001 год

Сведения об образовательной организации

Программа информатизации

МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка»

на 2016- 2018 г. г.

I. Введение

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Признавая, что компьютер — мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы. Министерство образования РФ приняло ряд программ, нацеленных на создание в обществе условий для свободного вхождения граждан в формируемую, единую информационно - образовательную среду:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. и др.

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в практике дошкольного образования. Педагогический процесс обеспечивают: старший воспитатель, 9 воспитателей (всего - 10 педагогов).

В ДОУ имеется - 4 компьютера, 3 принтера (1 из них- цветной), 2 сканера, 3 жидкокристаллических телевизора.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. В настоящий момент все члены администрации (заведующий, старший воспитатель, главный бухгалтер, заместитель заведующего по АХЧ, педагоги) владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работают в таких программах как MicrosoftEcxel, MicrosoftWord.ДОУ имеет доступ к сети Internet.

Электронная почта позволила наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

В ДОУ проводится работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: в реализуется проект по обучению педагогов компьютерной грамотности. Поступающие на работу молодые педагоги уже владеют элементарной компьютерной грамотностью.

ДОУ имеет сайт, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами. Также создан сайт группы «Звёздочка» и личные сайты педагогов.

Однако, можно выделить следующие противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением ДОУ;

Между широким полем возможностей использования современных ИКТ для организации образовательного процесса и уровнем компьютерной грамотности некоторых педагогических работников;

Введение федеральных государственных образовательных стандартов диктует качественное изменение образовательной среды ДОУ:

Предметная среда ДОУ (в частности групповые помещения) должна быть пополнена компьютерным, мультимедийным, цифровым оборудованием;

Всем педагогам необходимо пройти курсы по работе с различными компьютерными программами;

Должна быть создана медиа-тека для использования на обучающих занятиях с детьми;

Необходимо активнее использовать современные технологии в педагогической, образовательной деятельности.

II. Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Цели программы:

1. Создание единой образовательной информационной среды дошкольного учреждения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.

2. Создание и совершенствование условий для развития процессов информатизации в муниципальной системе образования, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству современного образования.

Задачи программы:

Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности;

Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения доступа к информации всех участниковобразовательного процесса;

Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

III. Приоритетные направления и механизмы информатизации ДОУ

Развитие процессов информатизации возможно при её целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, информацию, финансы, материальные ресурсы, программное, организационное обеспечение.

Обучение педагогических, административных работников информационным и телекоммуникационным технологиям по использованию интернет-ресурсов и сервисов.

Распространение опыта педагогической практики посредством интернет-ресурсов, публикаций, участия в вебинарах.

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

Организация и проведение конкурсов, повышающих информационную компетентность педагогических работников в области ИКТ

Источником финансирования программы являются средства местного бюджета, привлеченные источники и внебюджетные источники.

IV. Показатели развития информатизации ДОУ

В результате реализации программы информатизации ДОУ к концу 2018 года можно ожидать следующих результатов:

Обновление оснащения компьютерами всех кабинетов администрации и специалистов;

Наличие лицензий на антивирусное программное обеспечение;

Наличие персональных профессиональных сайтов у педагогов и администрации ДОУ;

Наличие программ электронного документооборота;

Повышение информационной культуры педагогов;

Наличие медиа-теки ИКТ-сопровождения комплексно-тематического планирования, компьютерных программ, развивающих игр для проведения образовательного процесса.

Данная Программа информатизации является продолжением инновационных процессов, начатых в 2015 году и связанных с созданием современной модели дошкольного образовательного учреждения. Накопленный опыт и достижения предыдущего периода стали базой дальнейшего совершенствования педагогического процесса и основой Программы информатизации.
Анализ за период 2015-2016у.г. показал, что на начальном этапе информатизации ДОУ были решены следующие задачи:

· педагоги ознакомлены с инновационными программами и технологиями;

· улучшена материальна - техническая база учреждения;

· накоплены электронные дидактические материалы по образовательным областям;

· средства ИКТ применяются для проведения педагогических советов, методических семинаров.

Реализация программы информатизации МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка» рассчитана на период с 2016по 2018г.г. и предусматривает дваэтапа:

· первый - аналитический и практический этап (2016-2017г.г.)

· второй- заключительный этап (2017-2018г. г.)

Механизм реализации программы
(направления деятельности, этапы реализации, ожидаемые результаты, мониторинг)

Этапы реализации программы

Первый этап
2015-2016г.

Второй этап
2017-2018г.

Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса

Выявление уровня ИКТ- компетентности педагогов. Создание мотивационных, психологических, материально-технических условий.
Обучение начальным навыкам работы на ПК всех участников образовательного процесса через мастер-классы, обучающие семинары.

Обучение навыкам работы с программами MS Office и Интернет, самостоятельное создание мультимедийных продуктов. Повышение уровня владения компьютерными технологиями через КПК

Развитие ИКТ компетентности педагогов до умения системного использования мультимедийных средств обучения в образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты: наличие высокой информационной культуры всех участников образовательного процесса, готовность к самосовершенствованию и творческому росту.

Мониторинг: анализ уровня владения педагогами компьютерными технологиями и программным обеспечением (опрос, анкетирование, контрольные задания и творческие работы).

Оснащение образовательного пространства средствами ИКТ

Накопление материально-технических ресурсов.
Создание единого информационного пространства. Внедрение электронных образовательных ресурсов и мультимедийных комплексов в практику работы ДОУ.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на районном и региональном уровне

Ожидаемые результаты: функционирования единого образовательного пространства, обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам

Мониторинг: анализ эффективности использования материально-технической базы ДОУ и необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Разработка и реализация инновационных проектов

Разработка и внедрение проекта «Сайт детского сада».

Разработка и внедрение проекта «Медиатека ДОУ» (преобразование информационно-просветительского центра ДОУ).

Анализ эффективности проектной деятельности.

Ожидаемые результаты: формирование единого информационно-образовательного пространства ДОУ. Активное использование электронных ресурсов всеми участниками образовательного процесса.

Мониторинг: анализ активности использования сетевых и электронных ресурсов (опрос, анкетирование, анализ посещаемости).

Использование ИКТ для решения задач делопроизводства, бухучёта и управления ДОУ

Развитие ИКТ-компетентности руководителя, старшего воспитателя, заведующего хозяйством, делопроизводителя.

Систематизация управленческой информации, создание баз данных. Разработка нормативно-правовой базы по использованию ИКТ-ресурсов.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на городском и региональном уровне.
Унификация документооборота ДОУ.

Ожидаемые результаты: оптимизация трудозатрат руководителя и сотрудников, связанных с делопроизводством. Создание единой базы данных ДОУ.

Мониторинг: анализ эффективности использования автоматизации управленческой деятельности и системы делопроизводства, необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Применение ИКТ в образовательном процессе

Изучение возможностей применения ИКТ в образовательном процессе. Освоение электронных методических и дидактических материалов, программного обеспечения.
Накопление и систематизация электронных ресурсов по образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Создание медиатеки. Использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников.

Анализ эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса, степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса.

Мониторинг: анализ уровня готовности к школьному обучению воспитанников ДОУ, выявление уровня их ИКТ- компетентности (опрос, анкетирование родителей, педагогическая диагностика и творческие работы детей)

Заключение

Программа комплексной информатизации в дошкольном учреждении - долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм использования ИКТ в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Перспективы дальнейшей работы ДОУ по информатизации образовательного процесса

Задачи создания современной единой информационной среды ДОУ не ограничиваются рамками данной программы. В перспективах дальнейшей работы можно выделить следующие направления:

1.Совершенствование созданной системы взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ.

2.Использование новых технологий и программных продуктов в образовательной деятельности ДОУ.

3.Переход на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, организация дистанционной помощи детям с особыми потребностями здоровья и семьям с неорганизованными детьми.

4.Увеличение числа педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ-компетентности и эффективно применяющих приобретенные знания в образовательной практике.

5.Разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

6.Развитие информационных, исследовательских, проектных умений воспитанников на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку.

7.Увеличение количества ежедневных посетителей на сайте. Организация качественного сетевого взаимодействия.

8.Осуществление отчетности ДОУ через интерактивную систему сбора данных. Создание автоматизированных рабочих мест в ДОУ.

9.Организация взаимодействия с разработчиками детских программных комплексов. Создание и апробация новых пилотных проектов.

10.Расширение материально-технической базы ДОУ современными средствами ИКТ.

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИКТ

КРАСНОЯРСК 2011

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Подробней на сайте geum.ru

Информатизация дошкольного образовательного учреждения - Курсовой проект стр. 4

Е информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Повышение доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, ключевых компетенций, заявленных стратегией развития образования как новый тип учебно-воспитательного результата.

Основными направлениями использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

Направление, которое применяется для изложения нового материала. В этом направлении могут использоваться демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации.

Направление, которое имеет цель проведение опытных работ с использованием мультимедиа

Направление при закреплении изложенного материала. Это использование разнообразных обучающихся программ и лабораторных работ.

Направление, используемое для контроля и проверки. К ним относятся тестирование с оцениванием и контролирующие программы.

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер.

Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается.

В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний.

Деградация образовательных учреждений социально запрещена.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

повышение эффективности воспитания, образования;

развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Источник geum.ru

Красноярский государственный университет им. В. П. Астафьева факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИКТ

КРАСНОЯРСК 2011

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности.

Объект исследования: информатизация ДОУ.

Предмет исследования: особенности развития информатизации ДОУ.

Цель исследования: в определении необходимости развития информатизации ДОУ.

Гипотеза: предполагается, что информатизация ДОУ может привести к повышению эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ; к повышению эффективности воспитания и образования.

Задачи исследования:

Выявить возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования;

Выявить возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ;

Выявить проблемы информатизации ДОУ.

Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОУ

1.1 Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Если описывать процесс информатизации ДОУ формально, то его можно представить как последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер: образовательные учреждения как бы перетаскивают из одного состояния в другое.

Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается, есть ДОУ, где информатизация привела к заветным преобразование в учебно-воспитательном процессе и в управлении ДОУ. Можно предположить, что в реальности наблюдается все устойчивые (доступные в сегодняшних условиях) состояния информатизации ДОУ из множества возможных.

В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний. ДОУ, которые находятся в этих состояниях, решают одни и те же (или схожие) задачи, сталкиваются с близкими проблемами, используют аналогичные способы их решения.

Деградация образовательных учреждений социально запрещена. В процессе информатизации ДОУ может остаться в прежнем состоянии или перейти в новое. В новом состоянии результаты ее работы должны быть не хуже, чем в предыдущем.

При разработке программы информатизации работники ДОУ стремятся так изменить ресурсы, условия и правила поведения участников процесса, чтобы повысить их педагогическое качество и тем самым перевести ДОУ в новое состояние.

Задача информатизации ДОУ все еще определяется слишком односторонне: на первом плане остаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, а содержательной стороне использования этих средств не уделяется должного внимания.

Техническое обеспечение, безусловно, является необходимой, но недостаточной основой процесса информатизации. Информатизация ДОУ может полноценно формировать единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющей приоритетные цели, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ДОУ.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

повышение эффективности воспитания, образования;

развитие информационной культуры.

развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

При этом первая цель предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного и воспитательного заказа.

Вторая цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.

Третья цель предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационные

Источник studsell.com

Информатизация дошкольного образовательного учреждения - Курсовой проект стр. 7

Другие курсовые по предмету Педагогика

пьютерные презентация обладают большой привлекательностью для самостоятельного изучения и, проверки своих знаний, и занятий с непосредственным участием преподавателя.

Обучающие программы позволяют сделать процесс обучения и воспитания интересным и наглядным. Развивают мышление и творческую деятельность учащихся. Эти программы могут использоваться при изучении различных предметов.

Программы позволяют учителю демонстрировать изучаемых материал.

Компьютерное тестирование. Тесты позволяют получить оценки уровня ЗУНов и выявить пробелы в подготовке дошкольников.

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность.

Начинать информатизацию управления целесообразно с выделения задач организации учебно-воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных технологий.

Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и других работников ДОУ использованию компьютера.

В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п.

К другим проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей.

Одной из наиболее важной проблемой, не решенной на сегодняшний день, является обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационных ресурсам.

Следующей проблемой информатизации ДОУ является здоровьесбережения функция детей. Для того чтобы педагог имел возможность проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, многочисленные ЦОРы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении.

Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется компьютерная зависимость.

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были проанализированы теоретических источников по проблеме исследования. В результате было выявлено:

Информатизация ДОУ - это процесс его развития; последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.

Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования информатизации ДОУ позволил рассмотреть проблемы и перспективы информатизации ДОУ.

В результате проведенной курсовой работы были выявлены:

возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования;

возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ;

проблемы информатизации ДОУ.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась, задачи, поставленные в начале курсовой работы, выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.

Е. И. Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005.

Г. М. Водопьянов, А. Ю. Уваров, Об одном инструменте управления процессом информатизации школы, Вопросы образования, 5-2007.

Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы, М, Педагогика, 1997.

Горячев А. В. О понятии Информационная грамотность, Информатика и образование,3 - 2001.

Еляков, А. Информационные технологии и современная война, Свободная мысль, 1 - 2008.

Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, Академия, 2008.

И. И. Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005.

Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996.

Машбиц, Е. И.

на 2013– 2014 уч. г.

г. Ковров

I. Введение

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.

Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) .

Признавая, что компьютер - мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы. Министерство образования РФ приняло ряд программ, нацеленных на создание в обществе условий для свободного вхождения граждан в формируемую, единую информационно – образовательную среду:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. и др.

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в практике дошкольного образования. Педагогический процесс обеспечивают: заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре,16 воспитателей (всего – 19педагогов) .

В ДОУ имеется - 4 компьютера, 3 принтера (2 из них- цветные) , 2 сканера, мультимедийный проектор, домашний кинотеатр, жидкокристаллический телевизор.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. В настоящий момент все члены администрации (заведующий, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, старшая медсестра) владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работают в таких программах как MicrosoftEcxel, MicrosoftWord.

ДОУ имеет доступ к сети Internet.

Электронная почта позволила наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

В ДОУ проводится работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: в течение 2013-2014 учебного года в ДОУ реализуется проект по обучению педагогов компьютерной грамотности. Поступающие на работу молодые педагоги уже владеют элементарной компьютерной грамотностью.

ДОУ имеет сайт, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами.

Однако, можно выделить следующие противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением ДОУ;

Между широким полем возможностей использования современных ИКТ для организации образовательного процесса и уровнем компьютерной грамотности некоторых педагогических работников;

Введение федеральных государственных образовательных стандартов диктует качественное изменение образовательной среды ДОУ:

Предметная среда ДОУ (в частности групповые помещения) должна быть пополнена компьютерным, мультимедийным, цифровым оборудованием;

Всем педагогам необходимо пройти курсы по работе с различными компьютерными программами;

Должна быть создана медиа-тека для использования на обучающих занятиях с детьми;

Необходимо активнее использовать современные технологии в педагогической, образовательной деятельности.

II. Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Цели программы:

1. Создание единой образовательной информационной среды дошкольного учреждения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.

2. Создание и совершенствование условий для развития процессов информатизации в муниципальной системе образования, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству современного образования.

Задачи программы:

Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности;

Повышение информационной культуры педагогов;

Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения доступа к информации всех участников

образовательного процесса;

Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

III. Приоритетные направления и механизмы информатизации ДОУ

Развитие процессов информатизации возможно при её целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, информацию, финансы, материальные ресурсы, программное, организационное обеспечение.

Обучение педагогических, административных работников информационным и телекоммуникационным технологиям по использованию интернет-ресурсов и сервисов.

Распространение опыта педагогической практики посредством интернет-ресурсов, публикаций, участия в вебинарах.

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

Организация и проведение конкурсов, повышающих информационную компетентность педагогических работников в области ИКТ

Источником финансирования программы являются средства местного бюджета, привлеченные источники и внебюджетные источники.

IV. Показатели развития информатизации ДОУ

В результате реализации программы информатизации ДОУ к концу 2013-2014 учебного года можно ожидать следующих результатов:

Обновление оснащения компьютерами всех кабинетов администрации и специалистов;

Наличие лицензий на антивирусное программное обеспечение;

Наличие персональных профессиональных сайтов у педагогов и администрации ДОУ;

Наличие программ электронного документооборота;

Наличие медиа-теки ИКТ-сопровождения комплексно-тематического планирования, компьютерных программ, развивающих игр для проведения образовательного процесса.

План информатизации МБДОУ №50 на 2013-2014 учебный год

Сфера деятельности,