«Воспитание — дело трудное,

и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека,

ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».

Сократ.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Этический Кодекс Педагога (далее - ЭКП) - документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри нашей школы, совершенствования управленческой структуры, т.е. обеспечения устойчивого развития в условиях современных перемен.


2. Кодекс - это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, следуя которым мы укрепляем высокую репутацию школы, поддерживая ее авторитет и продолжаем традиции предшествующих поколений учителей и учеников.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов, так и иных служб (Совета школы, Администрации) образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются Комиссией по этике.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на педсовете, родителей - на родительских собраниях, детей - на классных часах. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Этического Кодекса Педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники МОУ СОШ №27, работающие с детьми.

8. Данный Этический Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

Регулируют отношения между педагогами и их учащимися, а также другими членами общественности образовательного учреждения;

Защищают их человеческую ценность и достоинство;

Поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.


Предмет регулирования.

1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

1.3. МОУ СОШ №27 обязана ознакомить с Кодексом всех учителей, учащихся и родителей.

Цель Этического Кодекса Педагога

2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения.

2.2. Кодекс способствует тому, чтобы педагог сам управлял своим поведением, способствует дисциплине и взаимному уважению, а также установлению в школе благоприятной и безопасной обстановки.

Сфера регулирования

3.2. Руководитель Комплекса, Совет школы, Администрация школы, Комиссия по этике, учителя и другие сотрудники школы, родители способствуют соблюдению этого Кодекса.

1. Источники и принципы педагогической этики

1.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций советско-российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка.

1.2 Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

2. Механизмы внедрения

Цель всех мероприятий по внедрению - сделать Кодекс понятным.

Так как Кодекс - управленческий инструмент, хотя и сравнительно новый, то нужно научить сотрудников с ним обращаться. Научиться использовать его для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения Этического Кодекса в организации, значимость этих норм как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании (задача Пресс-центра).

Это способ «разморозить» тему, привлечь к ней внимание.

Обсуждение содержания Кодекса лучше проводить в форме полилога.

Оптимальными формами внедрения являются:

1) интерактивные семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;

2) информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;

3) трансляция через менеджмент -особенно первых лиц -демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;

4) стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей грамот, похвальных листов; рекомендации об участии сотрудников в районных и городских, региональных мероприятиях; учет соблюдения Этического кодекса при распределении премиального фонда учреждения.

Можно еще раз отметить необходимость «публичности» процесса создания Кодекса. На фазе внедрения это позволит избежать сопротивления сотрудников включению в их систему ценностей «чуждых» этических норм.

Ключевым элементом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого создается «Комиссия по этике» в функциональные обязанности которой входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации.

Глава 2. Основные нормы


1. Личность педагога

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - образования подрастающего поколения.

2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, оставленных под его присмотром.

2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3.7. Педагог дорожит своей репутацией.


Глава 3. Взаимоотношения с другими лицами.

1. Общение педагога с учениками.

1.1. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.

1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания

1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

1.6. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных работ и контрольных проверок.

1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.

1.8. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.


2. Общение между педагогами

2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

2.2. Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

2.3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут придти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в Комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и Комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

2.4. Педагоги Комплекса стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

2.5. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в Комплексе между педагогам и высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В Комплексе не должно быть места сплетням.

Сотрудники МОУ СОШ №27 при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь Комплекса за пределами школы, в том числе и в социальных сетях Интернет (доп. документ о неразглашении конфиденциальной информации ).

Если оное будет выявлено членами Комиссии по этике или же другими сотрудниками Комплекса, а также учениками, то Комиссия имеет право вызвать на Особый педсовет «нарушителя» (педагога, ученика, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности (выговор).

2.6. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов о Комплексе за пределами учебного заведении, а именно выступая на научно-практических конференциях, научных заседаниях, мастер-классах, который педагог вправе проводить, участвовать за пределами Комплекса.

2.7. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

Решение об обнародовании критики принимается большинством голосов членов Комиссии по этике, без согласования с руководителем.
2.8. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга. Если же подобное станет известно Комиссии по этике, то она имеет право начать расследование по выявлению прикрытых ошибок, проступков и т.д.


3. Взаимоотношения с администрацией.

3.1. МОУ СОШ №27 базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

Администрация ОУ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

3.2. В Комплексе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель структурного подразделения школы и Комиссия по этике.

3.3. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3.4. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

3.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.6. Оценки и решения руководителя структурного подразделения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

3.7. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы Комплекса. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.


3.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то Комиссия по этике имеет право созыва «экстренного педсовета», на котором разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя, воспитателя, сотрудника от занимаемой должности.

За руководителем подразделения остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, но Комиссия по этике может рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) Педсовету и руководителю о принятии какого-либо решения, которое было принято коллегиально членами Комиссии, также руководитель, вне зависимости от решения Педсовета и рекомендации Комиссии, имеет право наложить вето.

3.9. Педагоги Комплекса уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается Комиссией по этике.

3.10. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель структурного подразделения школы должен принять решение единолично или при необходимости привлечь Комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

4. Работа в «КОД»е.

4.1. Педагоги, сотрудники, ученики и родители МОУ СОШ №27, используют в своей трудовой педагогической деятельности Программный Комплекс (ПК) контрольно-оценочной деятельности (КОД) как условие для эффективного управления образовательным процессом в современной школе.

4.2. Педагоги используют «КОД» как необходимую информационную площадку для реализации учебно-воспитательного процесса. Деятельность в данном направлении подразумевает элементарные нормы поведения (информационную культуру), а именно прямую и обратную связь между участниками (учителями, учениками и их родителями). Иметь культурную привычку отвечать своевременно на вопросы участников, не игнорировать и не высказывать высокомерие дистанционно.

4.3. Не рассылать всем участникам информацию, не имеющую отношения ко всем, если она принадлежит одному или нескольким участникам. Поэтому необходимо выработать культуру отправки информации конкретным адресатам.

4.4. «КОД» - это не место выяснения отношений между участниками.

4.5. Комиссия по этике имеет права «этического контроля» за информационной сферой «КОД»а.

5. Отношения с родителями и опекунами учеников.

5.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей - важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в ОУ.

5.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

5.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников; не имеют права побуждать родительские комитеты организовывать для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

5.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

5.5. На отношения педагогов с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе.


6. Взаимоотношения с обществом

6.1. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
6.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

6.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.


7. Академическая свобода и свобода слова

7.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

7.2. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

7.3. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

7.4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

7.5. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

8. Использование информационных ресурсов.

8.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество Комплекса (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.


9. Личные интересы и самоотвод.

9.1. Педагог и руководитель подразделения школы объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

9.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

9.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.


10. Благотворительность и меценатство.

10.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.

10. 2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

10.3. Руководитель структурного подразделения школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.


11. Прием на работу и перевод на более высокую должность.

11.1. Руководитель структурного подразделения школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.

Приходя работать в школу, молодой педагог испытывает радостное волнение. Вот он, первый класс, первый кабинет, первый директор…

При этом молодого учителя часто не покидает ощущение, что после выпускного всё «перемешалось в голове». Нет системы, нет чёткого плана действий. Это естественно. Выпускник вуза хоть и провёл в школе 11 лет своей жизни, но совсем не в качестве учителя. Да, в университете у него была практика, но там он находился под чутким руководством учителей и методистов. И потом, это были не «его» дети и не его ответственность. Но буквально через несколько дней эти дети попадут в зону ответственности начинающего педагога.

Как же справиться с волнением, и на что следует особенно обратить внимание в начале своей педагогической карьеры?

Заповедь 1. Не паникуй

Казалось бы, что может быть банальнее? Но именно это труднее всего даётся неопытному педагогу. Первое собеседование, первое родительское собрание, первый педсовет - всё это волнительные мероприятия. Часто перед каждым из них начинаешь чувствовать себя как на экзамене, к которому просто невозможно подготовиться. Возникает ощущение, что ты ничего не знаешь, ни к чему не готов, и вообще проще всё это бросить.

Как себя вести? Помните: если вы прошли курс обучения по этой специальности, значит, вы однозначно получили набор базовых знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии. Университет - это не школа, откуда обязаны выпустить всех. Даже если цвет вашего диплома далёк от красного, поверьте, вы справитесь с этой работой. Главное - это желание, стремление развиваться и любовь к детям.

Заповедь 2. Не перехвали

На собеседовании старайтесь рассказывать о себе с выгодной стороны. Но честно. Не стоит приписывать себе идеальное знание английского языка или виртуозное владение музыкальным инструментом. Тем более если вы устраиваетесь учителем физики. Всё же в администрации школы вряд ли сидят молодые педагоги, и всяких сказок наслушались от учеников сполна.

Как себя вести? Если у вас есть какое-то хобби, которое может быть полезно для школы, можете о нём сообщить. Но будьте готовы к тому, что вас в этой роли будут эксплуатировать, и, скорее всего, чаще, чем вам хотелось бы. Поэтому, прежде чем идти на собеседование, тщательно обдумайте свои «сильные и слабые стороны».

Заповедь 3. Не расстраивайся, если не взяли на работу сразу

Как правило, школы хотят видеть у себя педагогов со стажем. На то есть ряд объективных причин. Во-первых, молодые педагоги после колледжа или бакалавриата часто продолжают учиться дальше, пусть и заочно. А студенты-заочники имеют обыкновение уходить на сессии. Если в школе есть хотя бы пара таких студентов, их замещение становится настоящей проблемой.

А если по совсем не счастливой случайности кто-то из коллег уйдёт на больничный? Поверьте, плохо в этот период всем. Учителям, работающим на несколько классов без перерывов. Детям, по сути оставленным без присмотра. Администрации, полностью переделывающей расписание всех учителей. И, наконец, родителям, сильно возмущающимся отсутствием качественной проверки тетрадей.

Во-вторых, учителя-женщины уходят в декрет. Разумеется, все порадуются пополнению в вашей семье, но найти педагога на декретное место куда труднее, чем на стандартную строчку в штатном расписании. Поэтому молодым педагогам рады, но отдают предпочтение старшим.

Как себя вести? Не стоит расстраиваться. У молодого учителя тоже есть много преимуществ. Молодой педагог - это энергия, это готовность развиваться, участвовать в профессиональных конкурсах, а соответственно повышать престиж школы. А если вы приживётесь в этой школе, то коллектив получит хорошего сотрудника надолго.

Не думайте, что ваш молодой возраст - это ваш минус. Это особенность, с которой администрации придётся считаться. Поэтому, чтобы определиться с вопросом вашего трудоустройства, директору придётся взвесить все «за» и «против». Ближе к августу, когда становится известен более-менее точный список кандидатов на должность (а иногда выявляется и полное их отсутствие), вам могут начать звонить из школ, куда вы даже не ходили собеседоваться. Главное - терпение и позитивный настрой.

Заповедь 4. Не перевзвали

Не берите на себя лишней нагрузки. Помните, что первый учебный год - это уже большой стресс. Если вы возьмёте на себя 36 часов нагрузки, 10 кружков, 3 внеурочных занятия, вы дышать не будете успевать.

Как себя вести? Учтите, что проведённые уроки - это лишь половина времени работы педагога. Чем больше нагрузка, тем больше документов вам придётся подготовить. В школе очень часто появляется возможность дополнительной нагрузки. Лучше в середине года подхватить дополнительные занятия, чем не справиться со всем вместе.

Заповедь 5. Не груби администрации школы

Не всегда молодые педагоги находят общий язык с директором, завучами и методистами. Более того, далеко не все опытные педагоги находят с ними общий язык. Но определённый «кодекс чести» есть у всех педагогов - не зря этот класс до сих пор называют интеллигенцией.

Как себя вести? Даже если к вам несправедливо отнеслись, умейте отстоять свои интересы вежливо. Разговаривайте спокойно, даже если очень хочется перейти на повышенный тон.

Заповедь 6. Не оскорбляй коллег

Когда молодой педагог приходит в свой первый коллектив, коллеги кажутся эдакими добрыми феями и Янами Амосами Коменскими в одном лице. Но, чем больше узнаёшь людей, тем больше видишь их недостатки. И тогда начинается то, от чего любой женский коллектив кажется змеиным клубком: сплетни. МарьИванна сделала то, МарьМихална сказала это, а директор им в ответ вот так…

Каждый раз, принимая участие в подобном разговоре, будьте готовы к двум вещам: во-первых, сказать всё это коллеге в лицо, ибо он всё равно узнает о содержании этого разговора, во-вторых, к тому, что о вас ходит точно такой же разговор.

Как себя вести? Если вас это устраивает - пожалуйста. Но говорите обо всех уважительно. Даже если историк напился и не пришёл на собственный урок, он всё ещё ваш коллега. А это обстоятельство многое меняет. Учтите, это совсем не призыв к бездействию. Решать возникшие конфликты всё равно надо, но делать это нужно с чувством собственного достоинства и уважением к коллеге.

Чтобы этот пункт стал понятней, приведу пример. Однажды на педсовете подняли вопрос о том, что учитель физической культуры не справляется со своими обязанностями. Журнал не заполняет, уроки проводит через раз, отметки выставляет, не опираясь на нормативы. На что директор сказала: «Пишите докладные, мы его уволим за несоответствие занимаемой должности». Но коллектив писать докладные не захотел. «Мы вам об этом сообщили не чтобы его уволить, а чтобы вы помогли человеку нормально работать. Разговаривайте, штрафуйте, проверяйте, но увольнять мы его не хотим. Он хорошо воспитывает мальчиков–подростков», - сказали учителя в ответ и пошли на свои уроки. Ни одной докладной записки на физрука так и не поступило. А физрук стал работать лучше.

Заповедь 7. Не упускай возможность учиться

К каждому молодому педагогу прикрепляется опытный учитель-наставник. В идеале он помогает подготавливать документацию, разрабатывать уроки, готовиться к родительским собраниям и многое другое. Но не всегда всё так гладко.

Как себя вести? Если вы видите, что наставник не настроен на общение, найдите другого опытного учителя. Не бойтесь посещать чужие уроки и набираться опыта. Это покажет вас с лучшей стороны: вы готовы учиться, а в этой профессии иначе никак. Посещать можно уроки любого опытного педагога, не обязательно наставника. Разумеется, нужно предварительно договориться о времени и цели вашего визита. Будьте готовы к тому, что и на ваши уроки придёт посмотреть администрация школы. Это нормально и это правильно. Задача администрации школы как раз и заключается в том, чтобы координировать работу педагога.

Заповедь 8. Не затягивай со сдачей документов

В каждой школе свои порядки, и оформление рабочих программ, планирований, конспектов может сильно отличаться от того образца, что вам давали в вузе.

Заповедь 9. Не бойся трудных детей

Не ждите, что вам дадут лучшие классы в школе. Как правило, молодым педагогам дают те классы, которые не захотели брать педагоги со стажем. И это имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, вам будет трудно. Очень. Педагогический труд вообще не из лёгких, а молодых педагогов обычно отправляют на самые «кровавые» (как выражаются более опытные педагоги) классы. Поэтому вам придётся очень много сил тратить на планирование и подготовку уроков, ведь заинтересовать «сложный» класс гораздо труднее, чем послушный. Но это то, что даёт вам возможности для развития. Никакие курсы не смогут дать вам тех знаний, какие даёт один сложный класс на практике. И большинство учителей, имеющих весомые заслуги перед российским образованием, прошли именно через такие трудные классы.

Заповедь 11. Не забывай о личной жизни

Школа занимает невероятно много времени в жизни педагога. Лучше всего об этом знают учительские мужья и дети. Первый вопрос, который задал мне мой наставник, звучал так:

Вы замужем?

Плохо. Здесь не выйдете.

Конечно, это очень гиперболичное высказывание, но доля правды в этом есть. У вас будет оставаться мало времени и очень мало сил для личной жизни и развлечений. А если вы захотите на несколько лет посвятить себя целиком и полностью работе, то велик риск «перегореть», полностью и молниеносно остыть к этой профессии.

Как себя вести? Очень важно уметь правильно планировать своё время. Какую-то часть работы можно переложить на родительский комитет. Изготовление наглядных пособий, организация поездок с классом и многое другое с удовольствием выполнят некоторые родители ваших учеников. Помните, что в образовательном процессе участвуют не только учитель и ученик.

А какие-то материалы к уроку порой помогают делать друзья или «вторая половина». Иногда такие совместные поделки становятся целой историей.

Первый год работы очень трудный, и никто вас так не поддержит, как любящая семья. Поэтому никогда не ставьте профессиональные интересы выше личных. Как бы вы ни были загружены, у вас должно оставаться хоть немного времени на семью и хобби. Тогда и любые передряги на работе вы переживёте значительно легче. Впервые приходя работать в школу, вы попадаете в другой, совершенно обособленный мир. Естественно, на пути профессионального становления вас ждёт масса открытий. Скорее всего, вы столкнётесь с рядом ситуаций, выходящих далеко за рамки перечисленных советов. И тем не менее есть то, что неизменно от школы к школе. Надеюсь, эти советы принесут вам пользу.

Когда пришло время выбирать профессию , я сказал старшей сестре: «Хочу быть как ты». Она не отговаривала. В селе профессия учителя все еще ценится. По крайней мере, это стабильный заработок.

Семейные ужины в нашей семье – это всегда педсовет. Моя жена, четыре ее сестры и две моих — тоже учителя. За 20 лет работы в педколлективе пришлось привыкнуть к женскому доминированию.

Педагоги каждый год обязаны сдавать справку о несудимости. Меня это убивает.

«Какой ты учитель, если не читаешь «Акмолинскую правду» , — обычно упрекают заинтересованные люди, требуя подписаться на областное издание. — А что в ней читать-то?

Два педагогических диплома (историк и учитель начальных классов) удваивают шансы иметь достойную зарплату, но не гарантируют. Важно научиться конкурировать с коллегами в борьбе за преподавательские часы, особенно если работаешь в сельской школе.

В женском коллективе невольно становишься участником склок и интриг. К этому невозможно привыкнуть.

Женщины — большие прагматики. Они просчитывают стратегию поведения как минимум на 10 шагов вперед, а то и на несколько лет. С каждым годом часов у меня становилось все меньше. Я очень часто уступал.

Лучше не говорить напрямую о своих желаниях и сделать все по-своему.

Мне все время приходится доказывать , что я не хуже других.

Учитель обязан выполнять разные, далекие от его профессиональных обязанностей функции. Например, провести подворный обход и пересчитать пенсионеров, собрать какие-то подписи или узнать количество голов скота. Это издержки профессии. Нам приходится с ними мириться.

Создание учебников в Казахстане – это прежде всего бизнес.

Все-таки нужно было оставить все лучшее , что было в советских методиках преподавания, особенно в математике.

Когда меня представили в качестве классного руководителя в городской школе, многим родителям учеников это показалось странным, некоторым – забавным. Через пару недель родители детей из параллельных классов стали просить перевести их малышей в мой класс. А у меня и так 35 человек. Некоторые считают, что мужчина-педагог работает по-особенному.

Грань между сельскими и городскими детьми давно стерлась. Впрочем, сельские дети более доверчивые.

Учитель только учит, но помочь ребенку учиться должны родители. К сожалению, не все это понимают.

Чтобы нормально зарабатывать, учителю приходится работать не меньше 14 часов в сутки. Существенную прибавку к зарплате в городе обеспечивает репетиторство. В селе этого нет.

Когда я пришел на собеседование в один из репетиторских центров, меня приняли за педофила. Пришлось показывать дипломы. Практика в школе увеличивает шансы найти подработку с хорошей зарплатой.

Иногда в работе приходится проявлять мужской характер. Одна из заботливых родительниц хотела заставить меня преподавать по методике, которая казалась ей более эффективной. Попытки объяснить, что моя методика не хуже, не принесли результата. В итоге мне пришлось дать понять, что «я здесь хозяин» — стукнуть по столу, образно говоря. И тогда она быстро все поняла.

Дети копируют поведение взрослых, причем делают это с невероятной точностью.

Материальный достаток – самое меньшее, что могут дать родители своим детям. Большинство малышей испытывают недостаток внимания, особенно мужского.

Метод сюсюканья давно не работает. С современными детьми нужно разговаривать деловым языком. Они гораздо умнее, чем кажется нам, взрослым. Сейчас очень много умных детей.

Некоторые родители заменяют родительскую ласку материальными благами, и это сразу видно.

Когда родители учеников дарят подарки , это приводит меня в замешательство. Кто-то должен объяснить людям, что учитель должен хорошо выполнять свою работу не ради презентов.

Впервые мне преподнесли подарок , когда я решил индивидуально позаниматься с мальчиками из ингушской семьи, которых в школе третировали только потому, что они плохо знали русский язык. Родители этих детей очень обрадовались и подарили мне рубашку. Они сделали это абсолютно искренне. Я не посмел отказаться.

В педагогике остаются единицы. Из 30 моих сокашников только пятеро работают в школе.

Поднять имидж педагога можно только хорошей зарплатой и доступным соцпакетом. Я где-то читал, что в одном из американских штатов учителям дают годовой отпуск для путешествий через каждые 7 лет.

Я много раз хотел уйт и из профессии из-за низкой зарплаты, но так и не решился. Очень люблю учить детей. Может, это и есть призвание?

Записала Анар Бекбасова

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этический кодекс педагога.

Раздел 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога системы образования России. Педагог должен иметь безупречную репутацию, профессиональный рост, постоянно строго соблюдать нормы и стандарты деловой этики. В этическом кодексе педагога сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должен следовать педагог.

Источники этики педагога ДО.

Нормы этики педагога устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норма международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской педагогики.

Принципы этики педагога ДО..

При осуществлении своей деятельности педагог ДО руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость, профессионализм, взаимное уважение.

ЦЕЛЬ. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс должен служить педагогу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагога-психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить педагогов-психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Нормами Профессионального кодекса педагога ДО руководствуются в своей деятельности все педагоги, работающие с дошкольниками.

Цель кодекса – определить основные формы профессиональной этики в отношениях педагога с дошкольниками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Миссия педагога заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и будущем.

Раздел 2.

Личность педагога ДО.

2.1. Педагог ДО должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.

2.2. Педагог ДО не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Педагог ДО дорожит своей репутацией.

2.3. Педагог ДО должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.

2.4. Педагог ДО не должен терять чувства меры и самообладания.

2.5. Педагог ДО соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2.6. Педагог ДО является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой педагога ДО не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

2.7. Педагог ДО должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество ДО (помещение, мебель и др.), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3.

Взаимоотношения педагога с воспитанниками.

3.1. Педагог ДО выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

3.2. Педагог ДО в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

3.3. Педагог ДО является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

3.4. Требовательность педагога ДО по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.

3.5.Педагог ДО выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.

3.6. Педагог ДО должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.

3.7. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагогу ДО следует немедленно исправить свою ошибку.

3.8. Педагог ДО справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская заниженного оценочного суждения.

Взаимоотношения педагога ДО с педагогическим сообществом.

3.12. Педагоги стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации ДО.

3.13. Педагогов объединяет взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

3.14. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.

3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога ДО, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.16. Педагог ДО имеет право на поощрение от администрации ДО. Личные заслуги педагога не должны оставаться в стороне.

3.17. Педагог имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ДО. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.

3.18. Инициатива приветствуется.

3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

3.20. Педагог ДО в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с педагогом-психологом, медсестрой, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья воспитанников.

Взаимоотношения педагога ДО с родителями воспитанников.

3.21 Педагоги ДО должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.

3.22. Педагог ДО консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников.

3.23. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей – о детях.

3.24. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

3.25. На отношения педагогов ДО с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДО.

Взаимоотношения педагога с обществом и государством.

3.26. Педагог ДО не только воспитывает и обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.

3.27. Педагог ДО старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.

3.28. Педагог ДО понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Раздел 4.

ПРИНЦИПЫ. Основные этические принципы деятельности педагога.

Этические принципы призваны обеспечить :

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми педагоги вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, участников исследований и др. лиц;

Сохранение доверия между педагогом и людьми.

Основными этическими принципами являются:

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип профессиональной кооперации.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования.

1. Принцип конфиденциальности.

  1. Информация, полученная педагогом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов.
  2. Лица, участвующие в исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
  3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2. Принцип компетентности

  1. Педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
  2. Педагог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы.

3. Принцип ответственности

  1. Педагог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом за свою профессиональную деятельность.
  2. Проводя исследования, педагог заботится о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
  3. Педагог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он педагогическую работу сам или она идет под его руководством.
  1. Педагог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на педагогические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
  2. Педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

4. Принцип этической и юридической правомочности

  1. Педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению педагогической деятельности.
  2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, педагог руководствуется нормами данного Кодекса.
  3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения педагога с субъектами образовательного процесса.

5. Принцип профессиональной кооперации

  1. Работа педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  2. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы образования.

6. Принцип информирования о целях и результатах обследования

  1. В процессе профессиональной деятельности педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
  1. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
  2. В ходе обследования педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Раздел 5.

ОБЯЗАННОСТИ

1 Кодекс деловой этики педагога устанавливает принципы и нормы поведения работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.

2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии и ценностей учреждения.

К ценностям (обязанностям) педагога относятся : открытость, поддержка и сотрудничество.

Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер.

Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят оптимистичный, позитивный характер.

Для педагогов характерно постоянный поиск партнеров и выстраивание профессиональных взаимовыгодных связей.

Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.

Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.

Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.

Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.

Здоровье. Здоровье – мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.

Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.

Педагоги ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.

3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.

4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.

5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.

Конфликт интересов

Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения

использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;

других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.

В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.

Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.

Сотрудники учреждения, присоединившиеся к настоящему кодексу, принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.

Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики

Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии), не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.

Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива и отслеживаться через систему обратной связи (анкетирование).

Раздел 6.

Заключительные положения

Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.

Текст настоящего Кодекса размещается на сайте учреждения и должен находиться во всех подразделениях учреждения в виде отдельного издания.

Информация о настоящем Кодексе и практике его соблюдения раскрывается в годовом отчете учреждения.

При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что педагог должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса педагога ДО, и ознакомить педагога с содержанием указанного кодекса.

Нарушение положений кодекса педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ДО, а при необходимости – более профессиональной организацией.


Введіть e-mail адресу:

Этический кодекс педагогов

Нормами Этического кодекса педагогов руководствуются педагоги и все сотрудники воспитательных учреждений, работающие с детьми или молодежью.

Регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного или воспитательного учреждения;

Защищающие их человеческую ценность и достоинство;

Поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

Создающие культуру образовательных и воспитательных учреждений, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, демократических традиций литовской школы, конституционных положений и законодательных актов Литовской Республики, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

ОСНОВНЫЕ НОРМЫ

A. Личность педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

B. Ответственность

4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

8. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

9. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

11. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

12. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

13. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

14. Педагог дорожит своей репутацией.

D. Взаимоотношения с другими лицами

Общение педагога с воспитанниками

15. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

16. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

17. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

18. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

19. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

20. При оценке достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

21. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

22. Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником или воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

23. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

24. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

25. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая воспитанникам свои взгляды.

Общение между педагогами

26. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

27. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

28. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

29. Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в школах и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.

30. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

31. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

32. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Взаимоотношения с администрацией

33. Воспитательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

34. В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор школы или другого воспитательного учреждения.

35. Администрация школы или иного воспитательного учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

36. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

37. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

38. Оценки и решения директора школы или другого воспитательного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от их личной близости или покорности главе администрации.

39. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

40. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель школы или другого воспитательного учреждения, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку.

41. Школа или другое воспитательное учреждение дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

Отношения с родителями и опекунами учеников

42. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

43. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

44. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

45. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

46. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами школе или другому воспитательному учреждению.

E. Взаимоотношения с обществом

47. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

48. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

49. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

F. Академическая свобода и свобода слова

50. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

51. При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо.

52. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

53. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

54. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд школы или другого воспитательного учреждения.

G. Использование информационных ресурсов

55. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

Н. Личные интересы и самоотвод

56. Педагог и руководитель школы или другого воспитательного учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

57. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

58. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

I. Подарки и помощь школе

59. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

60. В некоторых случаях, видя уважение со стороны учеников, их родителей или опекунов и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки.

61. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

62. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовали учеников или их родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

63. Глава воспитательного учреждения или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную воспитательному учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

J. Прием на работу и перевод на более высокую должность

Директор школы или глава другого воспитательного учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности. Он не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

64. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

65. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.