Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
При всей значимости процессов информатизации, новые технологии в ДОУ приходят с большим опозданием. Сегодня детский сад отстал от школы на много лет.
В то время, когда школы спорят об эффективности той или иной информационно-поисковой системы, внедряемой в школах, для детского сада не создана ещё ни одна специальная программа, позволяющая автоматизировать воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Как показывает анализ педагогической литературы, сложность работы по разработке систем управления ДОУ связана с многообразием используемых в детских садах программ, слабой разработкой подходов к диагностике и критериям качества образовательного пространства ДОУ.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 6 компьютеров, ноутбук (есть возможность выхода в Internet), 3 принтера, мультимедийный проектор. Кроме этого, создана медиотека.
В детском саду накоплен фото и видеоматериал о жизни в группах, о праздниках и развлечениях наших детей, открытых занятиях. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Такая форма работы наиболее приемлема при сопровождении молодых начинающих педагогов. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, преподавателями СарИПКиПРО, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и интернет-педсоветах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению воспитательно-образовательного процесса и управленческой деятельности. В методическом кабинете создан электронный банк данных: информационная база педагогов, в которой занесены сведения о стаже работы, сроках прохождения аттестации, участия в методической работе ДОУ, участие в профессиональных конкурсах. Ведутся электронные методические папки, в которых педагоги собирают свой наработанный материал (конспекты занятий, консультаций и др.)
Ежегодно обновляется база сведений о родителях (неполные, многодетные семьи, а также семьи, находящиеся в СОП).
Использование информационных технологий позволяет по-новому организовывать и проводить формы взаимодействия с кадрами.
Для проведения педагогического педсовета «Внедрение ФГТ» была составлена презентация «Работа ДОУ в условиях перехода на ФГТ к структуре ООП дошкольного образования», которая в силу наглядности сделала более простым усвоение трудного материала.
С помощью компьютерных технологий в ДОУ осуществляется подготовка и проведение презентаций проектов, разработанных педагогами.

Кроме этого информационные технологии активно используются и при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении родительских собраний, заседания клуба «Собеседница» использование мультимедийного оборудования позволило представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.

В ДОУ педагоги используют информационно-коммуникационные технологии в организации образовательного процесса с детьми. Теперь на занятиях они могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим, на новый 2013 – 2014 учебный год запланированы практические индивидуальные занятия для воспитателей по повышению компьютерной грамотности педагогов в ходе которых педагоги научатся:
создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д.);
смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
разрабатывать буклеты, открытки в программе с использованием Microsoft Office Publisher 2007.

Один из запланированных семинаров на новый учебный год предполагает представление проектов педагогов через самостоятельное составление презентации «Мой проект».
Неотъемлемой частью методической работы является мониторинг деятельности ДОУ, направленный на оценку качества образования с учетом намеченных результатов. В связи с этим немаловажное значение имеют методические рыба-диски для ДОУ, предназначенные в помощь руководству и педагогам ДОУ.
Однако, несмотря на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в методической работе ДОУ, на настоящим момент мы столкнулись с проблемой, заключающейся в том, как рассматривать результат образовательного процесса с позиций параметров развития каждого воспитанника учреждения, оценивать результат в контексте качества усвоенных ребенком компетенций, а также добиться простоты сбора и ввода объема исходной информации (тетрадь мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения).
Вторая проблема - необходимо расширить материально-техническую базу ДОУ (ноутбук, развивающие программы для дошкольников, организация специализированных курсов для педагогов) для того, чтобы можно было значительно разнообразить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, всесторонне развить ребенка.
Решение данных проблем будет способствовать решению ряда задач в дошкольном учреждении:
1. эффективное совершенствование единой информационной среды с целью доступа к информации участников образовательного процесса;
2. повышение информационной культуры педагогов;
3. повышение качества управленческой деятельности на основе изучения и внедрения информационных технологий;
4. автоматизация процессов мониторинга и повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
5. пополнение информационных ресурсов ДОУ: создание информационно-аналитического банка, программное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности педагогов;
6. использованию ИКТ в образовательном процессе, мультимедийному сопровождению воспитательных мероприятий, методических совещаний и т.д.

Информатизация дошкольного образования в России

Особенности общения ребёнка с компьютером

Презентацию подготовила

Воспитатель МБДОУ № 102

Ботова С.В.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 мая 2001 года N 753/23-16 Об информатизации системы дошкольного образования в России

  • Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
  • Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил.

Оказывается, трудности , возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.


Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций.

Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.


Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовать все свои знания и навыки.

Дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти.

Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует, прежде всего, помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.


Вывод:

В целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИКТ

КРАСНОЯРСК 2011

ВВЕДЕНИЕ

Задачи исследования:

Подробней на сайте geum.ru

Информатизация дошкольного образовательного учреждения - Курсовой проект стр. 4

Е информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.

Повышение доступности качественного образования могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, также, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

В течение последних лет ведется совместная работа по информатизации и компьютеризации ДОУ. Созданы федеральные образовательные порталы, большинство ДОУ оснащено компьютерами. Многие общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет. Все больше педагогов осваивают навыки пользователя компьютера и Интернета, проходят курсы по применению новых информационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Еще более высокий уровень информационной культуры человека представляет информационная компетентность - компьютерная грамотность и умение вести поиск информации, использование и оценка информации, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем.

Изменение требований к качеству обучения и воспитания, обусловленное происходящими социально-экономическими процессами, и глобализацией процесса информатизации предопределяет необходимость не только пересмотра и обновления содержания обучения, но разработку новых педагогических технологий, обеспечивающих формирование и повышение уровня компетентности, ключевых компетенций, заявленных стратегией развития образования как новый тип учебно-воспитательного результата.

Основными направлениями использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

Направление, которое применяется для изложения нового материала. В этом направлении могут использоваться демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации.

Направление, которое имеет цель проведение опытных работ с использованием мультимедиа

Направление при закреплении изложенного материала. Это использование разнообразных обучающихся программ и лабораторных работ.

Направление, используемое для контроля и проверки. К ним относятся тестирование с оцениванием и контролирующие программы.

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер.

Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается.

В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний.

Деградация образовательных учреждений социально запрещена.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

повышение эффективности воспитания, образования;

развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Источник geum.ru

Красноярский государственный университет им. В. П. Астафьева факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИКТ

КРАСНОЯРСК 2011

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.

Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности.

Объект исследования: информатизация ДОУ.

Предмет исследования: особенности развития информатизации ДОУ.

Цель исследования: в определении необходимости развития информатизации ДОУ.

Гипотеза: предполагается, что информатизация ДОУ может привести к повышению эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ; к повышению эффективности воспитания и образования.

Задачи исследования:

Выявить возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования;

Выявить возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ;

Выявить проблемы информатизации ДОУ.

Анализ теоретических источников по проблеме исследования.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДОУ

1.1 Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Если описывать процесс информатизации ДОУ формально, то его можно представить как последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.

Информатизация ДОУ - это процесс его развития. Для его оценки надо определить, в какой мере новое состояние ДОУ отличается от его предыдущего состояния.

Опираясь на вышесказанные выше положения, можно предложить модель, в основе которой лежит несколько допущений.

Процесс информатизации ДОУ носит дискретный характер: образовательные учреждения как бы перетаскивают из одного состояния в другое.

Информатизация ДОУ развивается неравномерно наряду с учебные заведениями, где этот процесс еще только начинается, есть ДОУ, где информатизация привела к заветным преобразование в учебно-воспитательном процессе и в управлении ДОУ. Можно предположить, что в реальности наблюдается все устойчивые (доступные в сегодняшних условиях) состояния информатизации ДОУ из множества возможных.

В пространстве состояний информатизации существуют группы близких друг другу состояний. ДОУ, которые находятся в этих состояниях, решают одни и те же (или схожие) задачи, сталкиваются с близкими проблемами, используют аналогичные способы их решения.

Деградация образовательных учреждений социально запрещена. В процессе информатизации ДОУ может остаться в прежнем состоянии или перейти в новое. В новом состоянии результаты ее работы должны быть не хуже, чем в предыдущем.

При разработке программы информатизации работники ДОУ стремятся так изменить ресурсы, условия и правила поведения участников процесса, чтобы повысить их педагогическое качество и тем самым перевести ДОУ в новое состояние.

Задача информатизации ДОУ все еще определяется слишком односторонне: на первом плане остаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, а содержательной стороне использования этих средств не уделяется должного внимания.

Техническое обеспечение, безусловно, является необходимой, но недостаточной основой процесса информатизации. Информатизация ДОУ может полноценно формировать единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющей приоритетные цели, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ДОУ.

В публикациях, посвященных информатизации ДОУ, выделяют, как минимум, три основные задачи информатизации ДОУ:

повышение эффективности воспитания, образования;

развитие информационной культуры.

развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

При этом первая цель предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного и воспитательного заказа.

Вторая цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности.

Третья цель предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационные

Источник studsell.com

Информатизация дошкольного образовательного учреждения - Курсовой проект стр. 7

Другие курсовые по предмету Педагогика

пьютерные презентация обладают большой привлекательностью для самостоятельного изучения и, проверки своих знаний, и занятий с непосредственным участием преподавателя.

Обучающие программы позволяют сделать процесс обучения и воспитания интересным и наглядным. Развивают мышление и творческую деятельность учащихся. Эти программы могут использоваться при изучении различных предметов.

Программы позволяют учителю демонстрировать изучаемых материал.

Компьютерное тестирование. Тесты позволяют получить оценки уровня ЗУНов и выявить пробелы в подготовке дошкольников.

Использование ИКТ стало актуальным во всех сферах деятельности ДОУ. Одним из ведущих при этом остается блок управления. Для эффективного руководства ДОУ были определены главные критерии отбора информации: полнота, конкретность, достоверность, своевременность.

Начинать информатизацию управления целесообразно с выделения задач организации учебно-воспитательного процесса, в наибольшей степени требующих использования компьютерных технологий.

Несмотря на положительное влияние применения ИКТ в управленческой деятельности, многие ДОУ столкнулись с проблемой развития умения обучения администрации, воспитателей и других работников ДОУ использованию компьютера.

В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.п.

К другим проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование и воспитание детей.

Одной из наиболее важной проблемой, не решенной на сегодняшний день, является обеспечение доступа образовательных учреждений, расположенных в труднодоступных, с географической точки зрения, местах к информационных ресурсам.

Следующей проблемой информатизации ДОУ является здоровьесбережения функция детей. Для того чтобы педагог имел возможность проводить занятия с использованием ИКТ - технологий, используя электронные учебные материалы, многочисленные ЦОРы, собственные разработки занятий с использованием компьютера необходимо учитывать основные направления здоровья сбережения дошкольников в данном направлении.

Но не менее серьезные проблемы могут возникнуть с психологическим здоровьем ребенка, если у него разовьется компьютерная зависимость.

Использование ИКТ на различных занятиях позволяет: развивать умение детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать их познавательную деятельность. Благодаря использованию ИКТ воспитатель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. ИКТ вызывает у дошкольника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были проанализированы теоретических источников по проблеме исследования. В результате было выявлено:

Информатизация ДОУ - это процесс его развития; последовательность переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Этот переход, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны, так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия или целая программа работ.

Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования информатизации ДОУ позволил рассмотреть проблемы и перспективы информатизации ДОУ.

В результате проведенной курсовой работы были выявлены:

возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности воспитания и образования;

возможности информатизации ДОУ как средство повышения эффективности деятельности воспитателей, руководителей ДОУ;

проблемы информатизации ДОУ.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась, задачи, поставленные в начале курсовой работы, выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.

Е. И. Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005.

Г. М. Водопьянов, А. Ю. Уваров, Об одном инструменте управления процессом информатизации школы, Вопросы образования, 5-2007.

Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы, М, Педагогика, 1997.

Горячев А. В. О понятии Информационная грамотность, Информатика и образование,3 - 2001.

Еляков, А. Информационные технологии и современная война, Свободная мысль, 1 - 2008.

Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, Академия, 2008.

И. И. Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005.

Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996.

Машбиц, Е. И.

на 2013– 2014 уч. г.

г. Ковров

I. Введение

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды.

Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.) .

Признавая, что компьютер - мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы. Министерство образования РФ приняло ряд программ, нацеленных на создание в обществе условий для свободного вхождения граждан в формируемую, единую информационно – образовательную среду:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. и др.

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в практике дошкольного образования. Педагогический процесс обеспечивают: заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре,16 воспитателей (всего – 19педагогов) .

В ДОУ имеется - 4 компьютера, 3 принтера (2 из них- цветные) , 2 сканера, мультимедийный проектор, домашний кинотеатр, жидкокристаллический телевизор.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. В настоящий момент все члены администрации (заведующий, заместитель заведующего по ВМР, заместитель заведующего по АХЧ, старшая медсестра) владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работают в таких программах как MicrosoftEcxel, MicrosoftWord.

ДОУ имеет доступ к сети Internet.

Электронная почта позволила наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

В ДОУ проводится работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: в течение 2013-2014 учебного года в ДОУ реализуется проект по обучению педагогов компьютерной грамотности. Поступающие на работу молодые педагоги уже владеют элементарной компьютерной грамотностью.

ДОУ имеет сайт, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами.

Однако, можно выделить следующие противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением ДОУ;

Между широким полем возможностей использования современных ИКТ для организации образовательного процесса и уровнем компьютерной грамотности некоторых педагогических работников;

Введение федеральных государственных образовательных стандартов диктует качественное изменение образовательной среды ДОУ:

Предметная среда ДОУ (в частности групповые помещения) должна быть пополнена компьютерным, мультимедийным, цифровым оборудованием;

Всем педагогам необходимо пройти курсы по работе с различными компьютерными программами;

Должна быть создана медиа-тека для использования на обучающих занятиях с детьми;

Необходимо активнее использовать современные технологии в педагогической, образовательной деятельности.

II. Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Цели программы:

1. Создание единой образовательной информационной среды дошкольного учреждения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.

2. Создание и совершенствование условий для развития процессов информатизации в муниципальной системе образования, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству современного образования.

Задачи программы:

Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности;

Повышение информационной культуры педагогов;

Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения доступа к информации всех участников

образовательного процесса;

Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

III. Приоритетные направления и механизмы информатизации ДОУ

Развитие процессов информатизации возможно при её целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, информацию, финансы, материальные ресурсы, программное, организационное обеспечение.

Обучение педагогических, административных работников информационным и телекоммуникационным технологиям по использованию интернет-ресурсов и сервисов.

Распространение опыта педагогической практики посредством интернет-ресурсов, публикаций, участия в вебинарах.

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

Организация и проведение конкурсов, повышающих информационную компетентность педагогических работников в области ИКТ

Источником финансирования программы являются средства местного бюджета, привлеченные источники и внебюджетные источники.

IV. Показатели развития информатизации ДОУ

В результате реализации программы информатизации ДОУ к концу 2013-2014 учебного года можно ожидать следующих результатов:

Обновление оснащения компьютерами всех кабинетов администрации и специалистов;

Наличие лицензий на антивирусное программное обеспечение;

Наличие персональных профессиональных сайтов у педагогов и администрации ДОУ;

Наличие программ электронного документооборота;

Наличие медиа-теки ИКТ-сопровождения комплексно-тематического планирования, компьютерных программ, развивающих игр для проведения образовательного процесса.

План информатизации МБДОУ №50 на 2013-2014 учебный год

Сфера деятельности,

Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности.

Задача информатизации ДОУ: на первом плане остаются проблемы оснащения компьютерной техникой и подключение к Интернету, а содержательной стороне использования этих средств не уделяется должного внимания. Техническое обеспечение, безусловно, является необходимой, но недостаточной основой процесса информатизации. Информатизация ДОУ может полноценно формировать единое информационное образовательное пространство только на основе разработки четкой концепции, определяющей приоритетные цели, определяющей приоритетные цели информатизации и средства их достижения, с учетом специфики конкретного ДОУ .

Выделяют три основные задачи информатизации ДОУ:

повышение эффективности воспитания, образования;

развитие информационной культуры.

развитие управление ДОУ с использованием информационных технологий.

При этом первая цель предполагает, что информатизация ДОУ должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного и воспитательного заказа. Вторая цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий, как воспитателей, так и воспитанников для повышения эффективности их деятельности. Третья цель предполагает развитие управления ДОУ в современных условиях; развитие информационные технологии в профессиональной деятельности воспитателей.

Важнейшими целями информатизации ДОУ являются:

Повышение качества обучения;

Совершенствование научно-методической литературы;

Совершенствование управления воспитательно-образовательным процессом.

Информационная интеграция с вышестоящими органами управления внешней средой

Процесс информатизации ДОУ носит поэтапный (многоуровневый) характер, его цели и задачи в немалой степени определяются особенностями конкретного этапа реализации. Так, на первом этапе главной целью должно быть вовлечение в процесс информатизации всех участников учебно-воспитательного процесса. Целесообразно опираться на уже получившие распространение подходы к проведению информатизации учебных заведений, учитывать сложившуюся ситуацию в сфере информатизации данного ДОУ, информационные потребности и степень психологической готовности к проведению информатизации участников учебно-воспитательного процесса. К настоящему времени широкое распространение получили два основных подхода к проведению информатизации ДОУ. Первый - информатизация ДОУ как предприятия: ДОУ рассматривается как многофункциональной учреждение, значительная часть работы которого строится по законам деятельности обычного предприятия. В этом случае в первую очередь автоматизируется финансово-хозяйственная деятельность: бухгалтерия, материально-технический учет, учет кадров. Такой подход не способствует созданию полноценному информационного образовательного пространства, да и применим он лишь в тех учреждениях, где существует основа для информатизации административно-хозяйственной работы (например, имеется собственная бухгалтерия).



Основу другого подхода составляет информатизация образовательно-воспитательного процесса, где формирование единого информационного пространства ДОУ осуществляется через информатизацию педагогической деятельности.

Создание полноценного единого информационного пространства ДОУ требует сочетания различных подходов к проведению информатизации с обязательным учетом специфики конкретного ДОУ .

Процесс информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей:

Готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях (педагогическая ИКТ - компетентность работников образования);

Изменения на занятиях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, работы ДОУ);

Изменения в методах и организационных формах работы детей, отдельных педагогов и педагогического коллектива ДОУ в целом (распространение ИКТ методов и организационных форм учебной работы)

В-№24 Информационные технологии в ДОУ

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне.

Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОУ для повышения эффективности образовательного процесса.

Так как использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, наш детский сад в 2007–2008 учебном году начал их использовать в своей работе. С этой целью, мы оборудовали интерактивный класс, приобрели интерактивные доски, детские компьютеры, ноутбуки для педагогов. Иинтерактивные доски также были установлены в старших и подготовительных к школе группах.

С 2011 года, в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, МАДОУ является базовой стажировочной площадкой Института развития образования Республики Татарстан. В рамках реализации данной программы в детский сад были завезены интерактивные столы, мобильный компьютерный класс.

Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют нам сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает нам развивать у детей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Перед тем, как начать использовать в своей работе данное оборудование, наши воспитатели с педагогом по ИКТ разработали серию конспектов занятий по всем разделам программы, которые позволяют разнообразить образовательный процесс, увлечь детей.

В работе, с использованием интерактивной доски и интерактивных столов нашими педагогами используются различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей. Дотрагиваясь до поверхности доски, дети совершают интерактивные путешествия в другие страны мира. У них вызывает большой интерес форма демонстрации иллюстраций, им очень нравится действовать специальным маркером, они смотрят, как завороженные в процессе рисования, он воспринимается детьми, как «волшебный». Дети с интересом перемещают на доске геометрические фигуры, составляют из них различные предметы; реально могут увидеть вращение земного шара и многое другое.

Еще одним современным инструментом и мощным техническим средством обучения является компьютер. Они являются незаменимым помощником в воспитании, обучении и психическом развитии дошкольников.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры, созданные специально для дошкольников, развиваются у детей такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

В связи с этим, общение детей дошкольного возраста с компьютером мы начали, используя программу Kidsmart. Данная программа включает в себя различные компьютерные игры, в которые им очень нравится играть: «Домик времени и пространства Труни» («Математика с Буренкой», «Научный домик Шуры», «Размышлялки и т.д.), «Кто лишний?», «Собери картинку», «Веселый счет», «Угадай-ка», «Строим дом», «Подбери колпачок» и другие. Все игры подбираются с учетом возраста и учебной направленности.

Так как дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал, то необходимо преподносить материал яркий и значимый. Компьютер и интерактивная доска в этом случае просто незаменим, так как они передают информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные: память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования.
Занятия, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяют повысить качество учебно-воспитательной работы.

Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.

В№26-27 Телекоммуникационные технологии

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах. Подобная система подачи изучаемого материала распространяется и в нашей стране и приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами: российские студенты менее привыкли к видео, чем западные; если материалы курса состоят из книги и видеокассеты, то российский студент, скорее всего, сначала примется за книгу, а уж потом - за видеокассету.

Если в учебном курсе необходима визуальная информация, и ее невозможно предоставить студенту в печатном виде, то тогда необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой.

В современных условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет видеоаппаратуру; есть множество пунктов видеопроката, где население может арендовать видеокассеты с записями. По тому же принципу, например, можно создать центры дистанционного обучения, где можно будет получить в прокат видеопленки с обучающим материалом.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

К сожалению, данная технология может применяться только для большой аудитории, например, для изучающих иностранные языки или основы каких-либо наук. Трудно использовать национальное или даже городское телевидение для курсов более узкой направленности.

Кабельное телевидение широко распространено в крупных городах. Большинство населения этих российских городов ощутило его пользу, поскольку вещание ведется примерно 4-6 часов в день. Студии кабельного телевидения могут стать центрами распространения тех видеоматериалов, которые не разрешено копировать.

Многие обучающие теле- и радиопрограммы передаются через спутниковое телевидение. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Асинхронная система общения между преподавателем и студентом, основанная на различных формах телефонии, необходима для обмена информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

Одним из видов асинхронного телефонного общения является голосовая почта. При использовании данного средства ИКТ студент звонит по определенному номеру телефона, и его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую студенты, в свою очередь, могут прослушать в асинхронном режиме.

Голосовая почта широко используется в дистанционном обучении. На данный момент наиболее популярным видом асинхронных средств ИКТ являются глобальные телекоммуникационные компьютерные сети. В Этой связи достаточно очевидной становится образовательная актуальность использования международных и национальных сетей типа Internet, Bitnet, TUNet.

Оперативное общение преподавателей и студентов с помощью современных средств компьютерных телекоммуникаций является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода.

39. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Информатизация образования (от лат. informatio - разъяснение, изложение)

процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимальногоиспользования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствованиемеханизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банковданных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а такжекоммуникативных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания,методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личностиобучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических системобучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формированиеумений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработкеинформации; в четвёртых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующихметодик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В узком смысле И.о. - внедрение в учреждения системы образования информационных средств,основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогическихтехнологий, базирующихся на этих средствах (см. Компьютеризация обучения).

И.о. –часть процесса информатизации общества, которую принято связывать с "информационнымвзрывом" (С. Лем). Сущность его состоит в экспотенциальном нарастании количества социально значимойинформации (научной, технологической, культурной и др.). Это явление наметилось в конце 18 в., когдапереработка всей информации стала практически непосильной для одного человека. Наиболее широкиймасштаб этот процесс принял в 20 в. Потребность в развитии производства информационных средств длясоздания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационныхпроцессов обусловила возникновение наряду с традиционными информационными технологиями,базирующимися в осн. на "бумажном" (книги, газеты и т.п.) и "плёночном" (фото, кино) представленииинформации, новых информационных технологий (НИТ), в основе которых лежат электронные средстваинформации. Среди последних особую роль сыграли ЭВМ (компьютеры) и аудиовизуальные средства(телевидение, видео и др.).

Основными задачами развития образования являются:

  1. Подготовка кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной цели повышения качества образования с использованием перспективных информационных технологий;
  2. Анализ уровней целесообразного применения информационных технологий для различных направлений и ступеней подготовки специалистов;
  3. Научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования;
  4. Разработка новых принципов и методов представления, обработки данных и знаний;
  5. Создание системы стандартизации информационных технологий, разработка методик сертификации программных и технических образовательных средств;
  6. Создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования;
  7. Обеспечение массового доступа к единой системе баз данных и информационных ресурсов сферы образования России для всех групп пользователей.

37. Информационно-образовательная среда и её концепция.

Информатизация общества невозможна без информатизации образования, это означает создание специфической информационно-образовательной среды (ИСО) в каждом образовательном учреждении (ОУ). Данная статья позволяет прийти к пониманию целей, задач, специфики, структуры, моделированию ИОС ОУ, которое предполагает создание необходимых условий, использование всех возможных средств и проектирование поэтапных действий ОУ по включению руководителей, педагогов, учеников и родителей в число активных пользователей и даже создателей данной среды.

Концепция направлена на обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ и услуг дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования путем установления координационных и регуляционных мер и механизмов для всех участников информационного образовательного взаимодействия.

Назначением Концепции является обеспечение единого подхода к функционированию, созданию и развитию информационных образовательных сред и систем, их обеспечивающих, в процессе образования, а также устранение препятствий эффективной реализации образовательных программ и услуг с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования.

38 ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания. Основной целью оснащения современной школы с учетом углубления интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство является создание единой образовательной информационной среды, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество системы образования, обеспечить равные возможности учащимcя на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство страны в мировое образовательное пространство. С внедрением компьютерных и информационных технологий открываются следующие возможности обучения:

Совершенствование методологии отбора содержания профессиональной подготовки специалистов; улучшение планирования, организации, управления, контроля качества учебного процесса;

Повышение качества обучения, его индивидуализация;

Появление новых форм взаимодействия педагога и обучаемого в процессе обучения, приводящее к изменению содержания их деятельности.

Единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП) - это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг объектам процесса обучения.

ИОП представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие образовательных учреждений, учащихся, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами ЕИОП складывается из следующих главных компонентов:

Информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

Организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

Средства информационного взаимодействия учащихся и образовательных учреждений, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

39. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Более точно информационную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Подобная среда должна включать в себя организационно-методические, педагогические, аналитические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых».
При этом особенно важно уделить внимание обучению в условиях формирования информационной образовательной среды, учитывая особенности информатизации учебного процесса при использовании компонентов информационной образовательной среды школы. Кроме того,говоря про информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников мы обращаем внимание на формирование здоровьесберегающей среды школы в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий. Также рассматриваем информационное образовательное пространство как систему информационных образовательных сред.

Существует определенная система программных мероприятий. К примеру, создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса.

Разработка электронных учебных материалов организуется по уровням образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Поскольку в базисных учебных планах общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования предусмотрен федеральный компонент, который как раз и обеспечивает единство образовательного пространства страны и включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения, то разработка электронных учебных материалов по дисциплинам федерального компонента осуществляется за счет средств федерального бюджета. Организация и тиражирование электронных учебных материалов предполагает; создание программных сред для разработки электронных учебно-методических материалов; создание инструментальных сред для разработки интерактивных мультимедийных Web-тестов; создание инструментальных средств для разработки виртуальных лабораторных практикумов.

Электронные библиотеки. Широкое распространение новых информационных технологий и Интернет сформировали необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных, методических и иных ресурсов. Благодаря сетевой инфраструктуре данные ресурсы потенциально доступны любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы по расширению аудитории обучающихся.

В составе электронных библиотек, создающихся в рамках настоящей программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных данных и документов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа через глобальные сети.

Принципы организации электронной библиотеки должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах. Предусматривается создание специализированных образовательных порталов по отраслям знаний.

Медиатеки. Инструментальный программно-технический комплекс должен сопровождаться прикладным программно-методическим обеспечением. При этом должно быть разработано типовое положение о медиатеке образовательного учреждения. Это особенно важно в первый год развертывания работ по программе, в первую очередь, для сельских школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов.

Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Для организации разработки, производства и тиражирования программно-методических и учебно-технических комплексов требуется создание системы сертификации, тестирования и экспертизы электронных учебных материалов и учебно-лабораторного оборудования как крупных, так и доступных для ОУ.
Создание электронных учебных материалов с использованием современных технологий предполагает объединения усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов - ученых-педагогов, учителей, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой в настоящий момент необходимой для школ работы.
В электронных учебных материалах должны реализовываться предпосылки для повышения эффективности обучения, для развития способностей к творческой деятельности, которые создает применение компьютеров и информационных технологий. Принципы мультимедиа создают, в частности, большие возможности для создания интегрированных курсов.
Самостоятельным направлением развития электронных учебных материалов должны стать образовательные Интернет-серверы, где будут концентрироваться информационно-образовательные ресурсы отрасли. Путь к этим серверам должен быть указан при входе в Интернет каждого образовательного учреждения. Необходима также серия зеркальных ссылок на эти ресурсы на ведущих сайтах отрасли и региона. Информационное наполнение обеспечивает ведущий вуз региона или подведомственная Минобразованию России организация.
В ходе реализации Программы предстоит создать корпоративные информационные системы, ориентированные на повышение эффективности управления системой образования на всех ее уровнях.
Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения. Обеспечение качества создаваемых в рамках Программы компонентов единой образовательной информационной среды в соответствии с международной практикой и действующим в Российской Федерации законодательством должно базироваться на соблюдении принятых нормативных документов. На представление информационных образовательных ресурсов должны быть разработаны единые стандарты.
Средства сетевого тестирования и контроля знаний. В рамках комплекса работ по созданию информационно-образовательной среды системы образования Российской Федерации необходимо предусмотреть создание системы сетевого тестового контроля для дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения необходимо предусмотреть создание комплекта документов и материалов, обеспечивающих индивидуальное обучение лиц, желающих получить образование в форме самостоятельного экстерната (в силу социальных, психологических или физиологических особенностей не имеющих возможности посещать массовую общеобразовательную школу) для учащихся сельских школ и жителей ближнего зарубежья, желающих обучаться на русском языке и др. Организация системы дистанционного обучения предусматривает; Разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы распределенных групп пользователей для организации учебного процесса. Разработку и использование многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах.

Обеспечение интерактивности процесса обучения. Создание региональных и университетских центров коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием в режиме удаленного доступа, функционирующих в рамках системы открытого образования.

В рамках развития национальной образовательной сети предусматривается создание Федерального Центра информационных образовательных ресурсов как национального хранилища (единой базы данных) учебно-методических материалов и информационных ресурсов для всех уровней и форм российского образования и распределенной системы ресурсных центров, обеспечивающих непрерывный доступ к ресурсам хранилища для десятков тысяч образовательных учреждений по всей стране, особенно в сельской местности. Эти материалы должны стать основой для отработки технологий дистанционного обучения и подготовки учителей к работе с новыми информационными технологиями в сочетании с традиционными средствами обучения.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, и др.).

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, как позитивные, так и негативные. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (далее - НИТ), в первую очередь компьютеров.

Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

Минобразования России обращает внимание на то, что НИТ, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не заменять их.

Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка. В результате изучения воздействий, оказываемых компьютером на самочувствие, работоспособность и здоровье детей, был определен безопасный режим, нормирована длительность и методика организации компьютерных игр в детском саду, продуманы и разработаны соответствующие условия организации "рабочих мест" ребенка, требования к освещенности помещений, рекомендации по приобретению, установке и содержанию техники.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.