Внеклассное мероприятие "Кулинарное путешествие" проводится в форме игры, целями которой являются пробуждение интереса обучающихся к кулинарным традициям России, формирование стремления к новым знаниям, расширение представлений о стране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый классный час

в 4 В классе

Тема классного часа:

« Кулинарное путешествие по России»

Учитель: Головашкина И. С.

КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

(Игра)

Цели: вызвать интерес учащихся к кулинарным традициям России; формировать стремление к новым знаниям, расширять представление о стране.

Ход игры-путешествия

I. Организационный момент. Создание эмоционального строя.

Учитель. Когда говорят о какой-нибудь стране, то вспоминают не только ее место на карте мира, численность населения и количество квадратных километров. Нет! Прежде всего вспоминают имена великих людей, прославивших имя государства, потом традиции народов, живущих в них, а еще - обязательно вспоминают о кухне. Оказывается, у каждого народа есть свои кулинарные пристрастия. В путешествие по кулинарной России мы сегодня и отправимся.

Русская кухня популярна во всем мире. Но в последнее вр е мя интерес к ней особенно велик. Наше туристическое агентство разработало новый маршрут.

Учитель. Итак: знакомьтесь с картой нашего путешествия.

На доске план путешествия:

Архангельская область -Ленинградская, Псковская о б ласть -> Смоленская, Московская область -> Татарстан - Поволжье -Сибирь -Алтайский край.

На экране появляется фрагмент карты России.

Экскурсовод . Мы ступаем на землю, где царствуют б е лые и полярные ночи, где зимними ночами небо окрашивается разноцветными сполохами Северного сияния.

Архангельск город поморов. Вот почему важное место в меню местных жителей занимает рыба.

Особого внимания заслуживают шедевры русской рыбной кухни. Трудно перечислить все виды озерных и речных рыб, к о торые использовали в пищу, но наиболее высоко по вкусовым качествам ценились осетровые. «Красная рыба» - так называли в старину все редкое, красивое («красная девица», «красное со л нышко», «красный товар»).

Очень ценились в русской кухне навага и камбала. Однако доставлять морскую рыбу в Москву и другие города России, не имеющие прямого выхода к морю, было делом нелегким. П о этому изобретались всевозможные способы сохранения се в свежем виде. Вот один из них: «Поймавши рыбу, прикололоть, обмакнуть в воду и валять в снегу, пока хорошенько не облед е неет, и укладывать в воз, почему рыба, если ее сваришь, будет точно такая вкусом, как живая». Покрытая несколькими слоями льда, рыба сохранялась так хорошо, что, как писал один стари н ный журнал, «нужно иметь очень топкий и привычный вкус, чтобы отличить такую рыбу от живой». Называли эту рыбу «м а ка! ю и».

На экране - фрагмент карты с изображением Ленингра д ской и Псковской областей .

Экскурсовод. Думаю, многие слышали об искусстве п е тербургских кондитеров, выпекающих очень вкусные пирожки, торты и пирожные. И, конечно, у нас готовят много рыбных блюд. Одно из самых любимых блюд - жареная корюшка.

В Пскове любят печеную картошку и клюквенный морс. А летом все, от мала до велика, собирают грибы, сушат их, п о этому любимым зимним лакомством является грибной суп со сметаной и картофельные драники.

Экскурсовод. История картофеля в России многостр а дальна. Этот овощ приживался в нашей стране с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление в пищу завезенных невесть откуда «чертовых яблок» и даже под стр а хом каторги отказывались их разводить. В XIX веке на севере России, в Приуралье и в Поволжье даже вспыхивали так наз ы ваемые «картофельные бунты», вызванные насильственным введением посадок этого овоща. И прошло немало времени, прежде чем в народе поняли, что картофель не только вкусен, но и питателен. И теперь уже никого не удивляет поговорка о том, что для русского крестьянина «картофель - второй хлеб».

На экране - фрагмент карты с изображением Смоленской и Московского областей.

Экскурсовод 1. Московская и Смоленская области сл а вятся своим борщом, вкусными пирогами с рыбой, и еще - б о родинским хлебом.

Экскурсовод 2. Во всем мире, наверное, до сих пор помнят о булочнике Иване Филиппове. Думаю, что, посещая московскую землю с целью знакомства с кулинарными трад и циями, нельзя не познакомиться с историей об этом человеке.

Экскурсовод 1. Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика - от учащейся молодежи до ст а рых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со св е жим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать.

Экскурсовод. Очень важное место в рационе россиян занимают каши. Но знаете ли вы, какая богатая история у каши? Недаром с ней связаны десятки пословиц, поговорок, обычаев и обрядов. Ученые-историки утверждают, что каша была одним из первых кушаний человека. Об этом свидетельствуют и раскопки, проведенные в Египте, Индии и других странах.

На Руси каша известна с глубокой древности. Она стала св о его рода национальным блюдом. При раскопках древнерусского города Любеча (сейчас это территория Украины) был обнаружен горшочек с кашей, сваренной около тысячи лет тому назад. Н а ходка хорошо сохранилась под слоем золы.

Немало пословиц и поговорок, связанных с кашей, бытует в нашей речи и сегодня: «с ним каши не сваришь» (о непутевом или безответственном человеке), «просит каши (о рваной об у ви). Слово «кашевар» до сих пор является синонимом сл о ва «повар», особенно в воинских частях или в рабочих артелях.

Экскурсовод. До сих пор в ресторанах русской кухни в меню значится «гурьевская каша». У вас есть прекрасная во з можность услышать об этом блюде из уст знатока.

Гурьевская каша - это молочная манная каша, запеченная в духовке и приправленная фруктами, миндалем, сладким соусом. По одной из версий, ее рецепт изобрел в начале девятнадцатого века повар одесского градоначальника графа Гурьева.

Конкурс-эстафета «Варим борщ».

Ведущий.

Ах, каких мне выбрать овощей

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и попять.

Что мне для обеда выбирать?

На столах разложены карточки с названиями продуктов (одинаковые для всех команд). Первый участник эстафеты берет карточку с нужным ингредиентом для борща, бежит обратно и кладёт ее в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой пр а вильно собрала все продукты для борща.

Вместо карточек можно использовать и натуральные пр о дукты.

На экране - изображение фрагмента карты России: П о волжье (Смоленская, Волгоградская, Ростовская, Саратовская области), Краснодарский край.

Экскурсовод 1. Об этих территориях часто говорят; «житница нашей страны». Здесь выращивают пшеницу. Мука, которая из неё получается, долго сохраняет свои свойства. Из нее пекут хлеб, делают макароны, вермишель, лапшу, рожки.

Путешественник, оказавшийся среди бескрайних полей пшеницы, овса, ржи, замирает в умилении и восклицает: «Море хлеба!»

Экскурсовод 2. В этих краях всегда богатые урожаи фруктов и овощей. Каких только даров не получает человек от этой щедрой земли! Груши, яблоки, абрикосы, сливы.

Экскурсовод 1 . В Нижнем Поволжье собирают бол ь шие урожаи томатов. Их консервируют, делают томатную пасту, которую добавляют в борщи, соусы. Здесь растет и горчица, из которой получается острая приправа и горчичное масло. Оно очень вкусное и полезное.

Экскурсовод 2. На Дону самым любимым блюдом вс е гда были речные раки. Гостям обязательно предложат очень вкусную солянку, которая так и называется - ростовская.

В этом краю готовят блюда из баклажанов, сладкого перца, овощные салаты и икру.

Экскурсовод 1 . Хлебный край, о котором мы говорим, очень солнечный. Летом здесь очень жарко. Поэтому одним из самых любимых местных кулинарных блюд является окрошка. Окрошка - холодный суп на квасе. Любопытно, что еще в нач а ле XIX века окрошку подавали не как первое блюдо, а как закуску. Готовили ее на квасе, кислых щах, на огуречном и кап у стном рассоле, кислом молоке, молочной сыворотке. Само н а звание кушанья говорит о том, что вес входящие в него проду к ты следует измельчить (покрошить).

Экскурсовод 2. Бескрайны просторы нашей страны. З а хватывает дух только от одного взгляда на карту России. До сих пор мы путешествовали по европейской части нашей Родины. Пришло время заглянуть за Уральский хребет.

На экране - изображение фрагмента карты: Пермская, Челябинская, Томская области.

Экскурсовод 1. На Урале самое любимое блюдо - пел ь мени. Их делают не только с мясом, но и с капустой, грибами, рыбой.

Экскурсовод 2. Название «пельмени» определила форма этого блюда. Слово «пельмень» образовано от двух слов: «мель» - ухо, ушко, «нянь» - хлеб. Поэтому сначала их так и называли «пельняни». Позже, видимо, это слово преобразов а лось в «пельмени».

В 1879 году была издана брошюра «Песни про пельмени». Эпиграфом к ней стояли следующие строки: «Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени».

Пельмени делают и в праздники и в будни. В Сибири их г о товят в огромных количествах и замораживают впрок. Отпра в ляясь на охоту, на рыбалку или в дальнюю дорогу, таежник б е рет с собой целый мешок окаменевших пельменей. Стоит ра з вести костер и бросить их в закипевшую воду, как через несколько минут будет готов вкусный обед.

Есть старинная шутка: хозяйка кладет в один из пельменей вместо начинки какой-нибудь предмет, например, пуговицу. Считается, что тот, кому достанется этот пельмень, будет счас т ливым.

Кроме пельменей, любят здесь и вареники с разными ягод а ми и с картошкой.

Экскурсовод 1 . В Томской области растут очень вку с ные ягоды - клюква и брусника. Их собирают, варят варенье, делают пироги. А в тайге всегда богатый урожай кедровых орешков.

Конкурс «Украсим торт».

На картонную основу («торт») из шприца наносится укр а шение. Шприц можно заправить зубной пастой, глиной, шпаклевочной смесью, манной кашей. Оценивается оригинальность оформления.

На экране - Алтайский край.

Экскурсовод 2. Про алтайский мед все, наверное, сл ы шали. Его собирают пчеловоды в горах на пасеках. И еще в А л тайском крае единственный в стране завод, где делают облепиховое масло. В этом крае урожаи облепихи такие, что осенью горы оранжевые именно от ягод. А в южных районах созревают даже арбузы.

В Забайкалье природа тоже дарит нам много ягод, грибов, орехов, вызревают и овощи. Наверное, никто так не готовит грибные запеканки, как местные хозяйки. Самый любимый н а питок - чай с молоком.

Экскурсовод 1 . Очень хочется подробнее рассказать об истории напитка с таким знакомым названием: чай.

На Руси издавна завелся обычай приглашать в гости на чай. Первое чаепитие в России состоялось в 1638 году, и произошло это так.

Послы русского царя Михаила Федоровича, Старков и Нев е ров, прибыли в Монгольскую орду на переговоры. По время обеда Алтын-хан угостил их чаем. Не понравился русским гор ь ковато-терпкий напиток. А когда собрались они в обратный путь, хозяева предложили в подарок московскому государю ц е лое богатство - 6 пудов чая. Боясь гнева государева, Старков просил заменить чай парчой или хотя бы собольими шкурками, но Алтын-хан настоял на своем. Неведомый доселе темно-зеленый напиток велено было сначала попробовать придворн о му доктору. Все сошло благополучно, и подарок был вручен. Он появился на столе царской семьи, у бояр. Но когда запасы чая кончились, о нем забыли.

Вторичному проникновению чая в Россию (уже в 1675 году) опять помогли дипломаты. На сей раз его привезли из Китая немного, всего несколько лукошек, а вскоре в Москву потян у лись целые «чайные» караваны.

К началу восемнадцатого века чаепитие прочно вошло в ру с ский быт и стало настоящим ритуалом. За чаем решали важные семейные дела, заключали сделки. В XIX веке появились тра к тиры и чайные, которые вскоре превратились в своеобразные клубы, где собирались люди определенных кругов. В одном трактире за чашкой чая совершали крупнейшие торговые опер а ции оптовики - миллионеры, в другом - согревались чайком и делились новостями извозчики.

С каждым годом этот прекрасный напиток становится все более популярным. Его пьют и дома, и в гостях. Однако не сл е дует забывать, что в свое время одной из причин медленного распространения чая в Европе было подчас доходящее до курь е зов неумение обращаться с ним.

Хорошо известен анекдот о матери английского моряка, п о лучившей в подарок от сына фунт чая. Желая угостить соседей изысканным заморским блюдом, она сварила в кастрюльке весь фунт чая и, слив горькую и, по ее мнению, ненужную коричн е вую жидкость, разложила по тарелкам вываренные листья, пр и правив их сметаной.

Курьезы происходили и в других странах, в том числе и в России, причем здесь они имели свой национальный колорит. Так, в одной народной песне рассказывается о незадачливом дворовом человеке, который, получив распоряжение барина приготовить чай и не зная, как это делается, заправил варево перцем, луком, петрушкой. Получив взбучку за свою стряпню, слуга недоумевает:

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить,

А потом лишь догадался,

Что чай забыл я посолить.

Конкурс «А знаете ли вы?»

Вопросы (задаются командам поочередно):

Что такое тефтели? (Кушанье в виде шарика из мясного или рыбного фарша - жареные.)

Что такое фрикадельки? (Кушанье в виде шариков из мя с ного иди рыбного фарша, сваренного в бульоне.)

Что такое бефстроганов? (Кушанье из мелких кусочков м я са, тушеных в сметане.)

Что такое азу? (Кушанье из мелких кусочков мяса в остром соусе.)

Что такое кулебяка? (Продолговатый пирог с начинкой из мяса, риса, капусты, рыбы, каши.)

Что такое сандвич? (Бутерброд, накрытый ломтем хлеба.)

На экране появляется изображение карты России.

III. Заключительная часть.

Экскурсовод. Вот и подошло к концу кулинарное пут е шествие. Крупный лайнер приземляется в нашем городе. Скоро вы вернетесь домой, отведаете любимое свое блюдо и обяз а тельно вспомните о богатстве русской кухни...

Приятного аппетита!


Формула правильного питания (Методическое пособие) Безруких Марьяна Михайловна

Викторина «Необычное кулинарное путешествие»

Викторина проводится совместно с преподавателем изобразительного искусства, преподавателем музыки. В мероприятии могут принять участие родители.

В начале «путешествия» учащиеся распределяются по группам. Каждая группа получает свой «маршрутный лист», в котором указаны этапы «Музейный», «Музыкальный», «Живописный», «Литературный».

На этапе «Музейный» подростки отвечают на вопросы, связанные с историей кулинарии (история столовых приборов, традиционных блюд, кулинарных праздников).

На этапе «Музыкальный» подросткам нужно вспомнить и спеть песню, в которой говорится о каком-то блюде или продукте.

На этапе «Живописный» угадать художника выбранной ими картины, связанной с кулинарной тематикой.

Результаты группы фиксируются в ее «маршрутном листе».

Из книги Все о спиртных напитках автора Дубровин Иван

КОКТЕЙЛЬ «СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Требуется: 30 мл виски, 15 мл темного крема «Какао», 30 г мороженого, лед.Способ приготовления. Взбейте со льдом компоненты рецепта и подайте в бокале для

Из книги Готовим вкусно, быстро, дешево! автора Криксунова Инна Абрамовна

Продемонстрируйте свое кулинарное мастерство! Когда хозяйка готовится к приему гостей, у нее хватает хлопот. Что касается праздничного торта, то не проще ли его купить в магазине? Ведь выбор великолепной выпечки сегодня так велик!Что может побудить женщину потратить

Из книги Огурчики, помидорчики - 1 автора Кулинария Автор неизвестен -

Лечо «Необычное» 0,5 кг помидоров, 0,5 кг патиссонов, 2 луковицы, 2 сладких перца, 1–2 зубка чеснока, зелень сельдерея и лука-порея, 20 г соли, щепотка острого перца, листья майорана, любистка, 30–50 г растительного масла.На растительном масле поджарить нарезанный пластинками

Из книги Твоя пивная автора Маслякова Елена Владимировна

Коктейль «Путешествие» Требуется: 2 ст. л. пива «Медовое», 2 ст. л. мандаринового ликера, 4 кубика сахара-рафинада, 2 ч. л. абрикосового ликера, 4 дольки апельсина, 4 прямоугольника лимонной корочки, 1 стакан шампанского, лед.Способ приготовления. В бокалы для шампанского

Из книги Формула правильного питания (Методическое пособие) автора Безруких Марьяна Михайловна

Занятие «Путешествие и поход» Оборудование: несколько нарисованных «рюкзаков» - по числу групп, таблички с названиями продуктов.Этапы:1) Подготовка: педагог заранее предлагает учащимся вспомнить и подготовить небольшое сообщение о каком-то из своих путешествий или

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Занятие «Кулинарное путешествие» Оборудование: географическая картаЭтапы:1) Мини-лекцияПедагог в течение 10-15 минут рассказывает о том, чем и как отличаются кухни разных народов, почему возникают эти отличия.2) Задание «Пословицы» (стр. 55)Педагог предлагает учащимся

Из книги Вкусные и полезные блюда из рыбы автора Нестерова Дарья Владимировна

Викторина «Клуб знатоков русской кухни» Подготовка: Заранее формируется несколько команд. Каждая команда готовит несколько вопросов, связанных с историей русской кулинарии. Вопросы обсуждаются с педагогом.Команды также готовят музыкальное представление для

Из книги Рыбные деликатесы по-домашнему автора Кашин Сергей Павлович

ТЕМА 11. НЕОБЫЧНОЕ КУЛИНАРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Задачи: Развитие представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека. Развитие представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека. Развитие культурного кругозора

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Болтушка «Путешествие по Италии» Требуется: 100–150 г сыра, 4–5 яиц, соль, 30 г сливочного масла.Способ приготовления. Разогрейте на сковороде сливочное масло и вылейте туда следующую смесь. Ко взбитым яйцам добавьте протертый сыр, соль. Будет даже лучше, если сыр окажется

Из книги Лучшие блюда из рыбы в праздники и на каждый день автора Кашин Сергей Павлович

Салат «Путешествие» Ингредиенты: 500 г филе морского окуня, 60 г белой фасоли, 150 г болгарского перца, 100 г репчатого лука, 1 яйцо, 200 г помидоров, 6 г каперсов, 70 г оливок без косточек, 60 мл оливкового масла, 10 г горчицы, укроп, соль.Способ приготовленияФиле морского окуня промыть,

Из книги Узбекские блюда автора Махмудов Карим

«Путешествие» Ингредиенты700 г трески, 1 яйцо, 200 г муки, соль, перец.Для соуса: 1 чайная ложка растительного масла, 60 г кислого молока, 2 столовые ложки воды, немного рубленого лука, разнообразная зелень, соль, специи (любые) Способ приготовленияРыбу нарежьте тонкими узкими

Из книги Диетические тайны Мадридского двора автора Герасимова Наталья

Из книги Беседы о домашнем хозяйстве автора Никольская Евгения

Салат «Путешествие» Ингредиенты: 500 г филе морского окуня, 60 г белой фасоли, 150 г болгарского перца, 100 г репчатого лука, 1 яйцо, 200 г помидоров, 6 г каперсов, 70 г оливок (без косточек), 60 мл оливкового масла, 10 г горчицы, зелень укропа, соль.Способ приготовления: Филе морского

Из книги автора

КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД Кулинария - это совокупность способов приготовления из продуктов растительного и животного происхождения самой различной пищи, необходимой для жизни, здоровья и трудоспособности человека.Соблюдение определенных

Из книги автора

Кулинарное наследие арабов Традиции и обычаи, характерные для того или иного народа, не возникают из ниоткуда. Восемь веков арабского господства на территории современной Испании наложили свой отпечаток на местную культуру, которая изначально имела сугубо латинские

Из книги автора

Кулинарное использование пищевых продуктов

МКОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа»

Игротека программы
«Разговор о правильном питании»
Викторина «Поле чудес» на тему:

Провела: Мехонцева Н.Г.

Тема: «Кулинарное путешествие по России».
Форма работы: викторина для учащихся младших классов
Задачи:
- сформировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа;
- расширить представление о кулинарных традициях своего народа;
- изучать историю быта своего народа, используя самое важное и полезное;
- расширять кругозор;
- прививать культуру здорового питания.
Основная цель реализации программы «Разговор о правильном питании» - формирование у детей и подростков культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Результаты работы программы подтверждают ее эффективность: программа помогает укреплению здоровья детей.
В ходе занятий дети получают знания о пищевой ценности продуктов, о полезности или вреде употребления, узнают основные медико-биологические данные о витаминах, минеральных веществах, их влиянии на организм. Знания, которые даются, адаптированы под определенный возраст. Ребята с большим удовольствием получают новую информацию.
Задача этих мероприятий - рассказать ребятам в игровой форме о важности правильного питания, а также убедить их в том, что здоровое сбалансированное питание - это полезно, вкусно и весело.
Какими бы полезными и интересными ни были занятия, детям нужен праздник – выразительный, запоминающийся.
Увлекательный сценарий викторины позволит детям легко усвоить основные правила здорового питания в разных регионах нашей страны в прошлом и настоящем.

Оборудование: мультимедийный проектор, детская игрушка «Юла» со стрелкой, карточки с цифрами, физическая карта России, картинки продуктов, призы.

Ход мероприятия:

Ведущий.
-Здравствуйте, уважаемые участники викторины! Сегодня мы с вами совершим необычное кулинарное путешествие по России, во время которого вы узнаете, какие продукты, блюда были на Руси, чем была полезна еда наших предков. Наше занятие будет проходить в форме игры «Поле чудес». Для отбора участников проводим блиц – турнир по загадкам о продуктах питания. За правильный ответ получают жетон. Ребята, набравшие наибольшее количество жетонов, становятся участниками игры соответственно 1, 2, 3 туров.

Загадки о продуктах питания.

1. Комковато, ноздревато и губато, и горбато,
И твердо, и мягко, и кругло, и ломко.
И черно, и бело, и всем людям мило.(хлеб)

2. Сидит на ложке, свесив ножки.(лапша)

3. Белая бочка, а в ней ни сучочка.(яйцо)

4. В воде родится, но воды боится.(соль)

5. В городе Торжке продают бабу в горшке.(каша)

6. Дедушка смеется, на нем шубонька трясется.(кисель)

7. Что всегда поверх воды?(масло)

8 Белая беляна,

По полю гуляла,

Домой пришла,

По рукам пошла.(мука)

9. Мы с ватрушкою друзья, куда она, туда и я.(творог)

10. Дорогой капитал все души напитал.(борщ)

12. Чем больше ешь, тем больше остаётся.(орех)

13. Золотое решето чёрных домиков полно,
Сколько чёрненьких домков – столько беленьких жильцов. (подсолнух)

14. Чёрная макушка, желтая опушка.

Ведущий.
- По подсчётам жетонов выявлены участники викторины.
Итак, задание 1 тура.
Слайд 2.

Картофель на Руси раньше не знали. Заменял его другой овощ. Его запекали в печи, ели сырым. Как он называется? Слово из 4 букв.

Ведущий.
- Репа была самым доступным овощем и основой зимнего рациона на протяжении многих веков в Центральной России. О нём осталось много свидетельств в русском языке («дешевле пареной репы», «лук репчатый», «репница» - старинная похлебка из репы с солодом, и многое другое). Репа является близким родственником капусты и происходит из Сибири. Существует много разновидностей растения, которые различаются по форме, цвету и размеру корнеплодов.
Слайд 3.
(Учащиеся прикрепляют на карту России картинку репы.)
Ведущий.
Приглашаются следующие участники. Слушаем внимательно задание 2 тура.
Слайд 4.
На Руси её ели сырую, сушённую, мороженную, квашенную, солёную или варёную. Что же это за необычный продукт? На табло 4 буквы.

Ведущий.
- Изобилие рыбы и дичи, разнообразие их видового состава нашло отражение в особенностях кулинарии северных народов. Рыба, разумеется, была пищевым сырьем и в других регионах России. Это Заволжье, Зауралье, Дон, Кубань.
Но рыбные блюда различались не только степенью кулинарной обработки той или иной рыбы, тем, что ее ели сырую, мороженую, вяленую, сушеную, кислую (квашеную), соленую или вареную, но и тем, что разные виды рыб обладали разным вкусом и приготовлялись по-разному, разными методами.
Слайд 5.
(Ученики помещают на карту России картинку с изображением рыбы)

Участникам 3 тура придётся вспомнить сказки А.Пушкина. Вот задание: как назывался древнейший вид зерна, из которого варили каши, о которой упоминается в сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о его работнике Балде». Слово из 5 букв.

Ведущий.
Слайд 7.
-В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Балда говорит попу:
«В год за три щелчка по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу»
Полба (спельта) – это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней.
В полбе, в отличие от пшеницы, самое большое количество белка. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно для детей. В полбе более высокое содержание железа, протеина и витаминов группы В, чем в обычной пшенице.
Содержащиеся в полбе особые растворимые углеводы обладают способностью укреплять иммунную систему. Кроме этого, полба очень легко и быстро усваивается организмом (отсюда быстрое насыщение после ее "поедания").
Полба содержит практически все питательные вещества, в которых нуждается человек, в гармоничном и сбалансированном сочетании и не только в оболочке зерна, а равномерно во всем зерне. Это означает, что она сохраняет питательную ценность даже при самом тонком помоле.

Полба – в противоположность другим выращиваемым видам зерновых – генетически очень здоровое растение; ее ценность для здоровья и ее внутренняя сила несравнимо выше. Она устойчива к радиоактивности и заражениям окружающей среды, так как зерно плотно покрыто несколькими слоями (мякиной). Она была единственной культурой, которая после атомной катастрофы в Чернобыле осталась невосприимчивой к излучению. Кашу из этого зерна готовили в Сибири, на Урале.
(Ученик наносит на карту России картинку с полбой)
Ведущий.
- А теперь- - игра со зрителями.
Слайд 8.
-Мы – жители большого и хлебосольного казачьего края. Как же называется блюдо, появившееся на Кубани вместе с запорожскими казаками, поселившимися на Кубани в 18 веке.

Ведущий.
Слайд 9.
- Да, это Его Величество - Кубанский борщ.
Борщ на Кубани, с одной стороны, блюдо совершенно повседневное, а с другой - блюдо абсолютно особенное, и в нем даже есть нечто ритуальное.
Традиционный обед на Кубани обязательно начинался с борща. Но иногда мог им и заканчиваться. Всякое бывало, бывало и так, что в доме хоть шаром покати и на стол, кроме хлеба и сала с чесноком, хозяйке и поставить было нечего, но если она всё же успевала приготовить кастрюлю наваристого кубанского борща, - считайте, что обед удался, и краснеть хозяйке уже не приходилось.
(Ученик прикрепляет к карте России картинку с этим блюдом)
-Ребята, знаете ли вы пословицы о борще?
(Предполагаемые ответы детей)
Слайд 10.
Борщ и капуста – в доме не пусто.
Борщ без каши – вдовец, каша без борща –вдова.
Борщ да каша – пища наша.
У одной хозяйки борщ всегда разный.
Ведущий.
- Вот мы и подошли к финалу. В этот тур вышли ребята, знающие кухню разных народов России. Задание на финал.
Слайд 11.
Как в старину на Руси называлась сильно разваренная каша, разжиженная водой, маслом или горячим молоком, с добавлением лесных трав и лука. Слово из 6 букв.

Ведущий.
Слайд 12.
- К кашицам по характеру пищевого сырья близки и такие блюда, как мучные кисели овсяный, гороховый, ржаной. Кащицы и разные кисели любят готовить в Центральной России, на Урале, в Сибири. В то же время в некоторых районах Предуралья и Зауралья сохранилось употребление и русских кислых «твердых» киселей ржаного и овсяного, которые едят как сладкое блюдо, лакомство, холодными, с медово-ягодной подливой.
(Ученик прикрепляет к карте картинку с киселём)
- Кто из сидящих в зале знает пословицы о киселе, таком простом и полезном продукте.
Слайд 13.
(Предполагаемые ответы детей)
Киселём брюха не испортишь.
Кисель досыта – бабья еда.
Киселю да царю всегда есть место.

Ведущий.
Слайд 14.
-В предлагаемой супер – блиц игре финалист должен отгадать, как назывался хлеб северокавказской кухни, который можно взять с собой, надолго уходя из дома, так как он сохраняет свою свежесть.

Ведущий.
Слайд 15.

Это лепёшка. Традиционно лепешки не режутся ножом, а ломаются руками. Причем, класть отломанные куски лепешки «лицом» вниз строго запрещено столовым этикетом: это считается непочтительным отношением к хлебу.
Существует обычай, согласно которому путник, покидающий родной дом, берет с собой часть лепешки, которая хранится дома до его возвращения.
(Ученик на карте отмечает место картинкой с изображением лепёшки)
Ведущий.
-Вот и подошло к концу наше увлекательное кулинарное путешествие по России. Я думаю, участники викторины и зрители почерпнули для себя много нового, интересного и полезного о продуктах питания в разных регионах нашей страны.
Победитель викторины получает в подарок «фруктовую» корзину, а остальные участники - рецепты кубанской кухни.
Большое всем спасибо!
Слайд 16.

13PAGE 14615

"Кулинарное путешествие
по России"Times New Roman

Подготовила Михеева Н.Г. учитель истории и обществознания

Краснопахаревская ООШ филиал МБОУ «Нованадежденской» СОШ

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ОДИН ДЕНЬ КОРОТКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ СО ВКУСОМ»

Раздел программы «Разговор о правильном питании»:

«Две недели в лагере здоровья».

Тема программы «Разговор о правильном питании»:

«Кулинарное путешествие по России».

Возраст учащихся: 10-11 лет. (4-5 класс).

Цели:

    дать понятие о продуктах и их значении для здоровья;

    способствовать формированию у школьников умения правильно пополнять свой организм питательными веществами;

    познакомить ребят с культурой питания в нашей стране.

Форма проведения: тематическая беседа с детьми, показ презентации.

Задачи:

1. сформировать :

    готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения;

    привычку правильно питаться;

2. развивающие:

    выработать навыки выбора правильных продуктов, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку;

3. образовательные:

    познакомить детей с национальными традициями культуры питания в России на примере отдельных регионах нашей страны на материалах собранных школьниками 4-5 класса;

    повышать активность учащихся на уроке;

    работать над сознательным усвоением материала;

4. научить:

    осознанно выбирать самые полезные продукты на основе представленных материалов.

План

1. Организационный момент.

1. 1. Приветствие.

2. Введение в тему внеклассного мероприятия.

2.1. Сообщение темы.

3.1. Беседа о традиционной кухне россиян на примере отдельных регионов.

3.2. Разработка обучающихся (4-5 класса) своего кулинарного путешествия с родителями, в домашних условиях.

4. Подведение итогов внеклассного мероприятия .

4.1. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент

1. 1. Приветствие.

Учитель : Здравствуйте ребята

2. Введение в тему внеклассного мероприятия

2.1. Вступительная часть.

Мотивация.

Наш классный час я начну со сказки « Завещание отца о вкусной пище» (сказка народов Бирмы)

В далекие, далекие времена жил да был богач, и было у него два сына. Занемог вдруг богач. Позвал перед смертью он своих сыновей, разделил между ними имущество и напоследок сказал: - Милые мои сыновья! Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда не ешьте того, что невкусно! Сказав так, отец испустил дух. Младший сын, следуя завету отца, ел всегда только самые изысканные блюда и скоро промотал все свое состояние.
Прослышал он, что старший брат его женился, и решил отправиться к нему в гости.
- Брат мой, - обратился младший к старшему, когда увидел, что тот живет в покое и достатке, - помнишь ли ты завет отца? Я неизменно следовал ему, ел только вкусную пищу, и видишь, совсем обеднел. Почему же тебе удается благоденствовать? Отвечал ему старший брат: - Я свято чту завет отца и ем только то, что вкусно, поэтому-то я и становлюсь день ото дня богаче. - Чем же ты питаешься? - спросил младший брат. - После узнаешь, - ответил старший. - Ведь сегодня мы будем обедать вместе. И братья отправились в поле. - Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим, - предложил старший брат. Младший брат усердно трудился наравне со старшим. Наступил полдень. И он обратился к старшему: - Брат мой! Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень проголодался. - Хорошо, - согласился тот. - Раз ты устал да захотел, есть, самое время прервать работу! И братья принялись за еду. Отведал младший брат рис и соус с приправами, а старший и спрашивает: - Ну как, вкусно? - Очень, - отвечает младший, - очень вкусно. - Брат мой! Ты неправильно понял завещание отца. Есть вкусно, вовсе не значит, есть вкусные вещи. Отец хотел сказать, что надо есть только тогда, когда как следует, проголодаешься. А хорошенько проголодаться можно, только поработав не за страх, а за совесть. Тогда любая еда покажется вкусной. Тут дело нехитрое, да умное: и работе польза, и деньги в сохранности будут, коли станешь, есть не разносолы, а простую пищу. Тогда-то и постиг младший брат мудрость отцова завещания.

Ребята о чем сказка? Как вы думаете, что хотел сказать старший брат своему младшему брату? Ответы ребят.

Учитель: тема нашего мероприятия называется: «Один день короткого путешествия со вкусом». Сегодня мы с вами побываем в разных регионах нашей замечательной страны и узнаем её кулинарные традиции. Для чего мы это делаем? Для того чтобы узнать какие блюда полезные для нашего организма. А так же, продолжим разговор о правильном питание.

Основная часть занятия.

3. Раскрытие темы внеклассного мероприятия

3. 1. Беседа о традиционной кухне россиян на примере отдельных регионов России.

Мне хотелось начать с замечательных слов китайского поэта Ли Бо : « Мы есть то, что мы едим».

И сегодня мы узнаем, какие традиции приготовления блюд в Астраханской области и Курской области. Начнём с Астраханской области. Административный центр Астраханской области город Астрахань . Но нас с вами интересуют Красные Баррикады - посёлок городского типа в Икрянинском районе , Астраханской области , Россия . Расположен в южной части области, в 16 км к юго-западу от Астрахани, на берегу реки Бертюль , притока Волги. Мы познакомимся с семьёй Руденко (Волковой) Валентины Петровны, когда она была маленькой (сейчас она живет в нашем поселке х. Красный Пахарь). Валентина Петровна, любезно нам рассказала о своей семье и своих семейных кулинарных традиция, которые основывались на её воспоминания и практике в повседневной жизни. И вот как это было:

«Рыба по Астрахански»

В детстве, я жила в Астрахани не в самом городе, а в 30 км на берегу речки Бертюль. Поселок назывался Красные Баррикады. Он был окружен речками, протоками, ериками. Ведь от Астрахани начинается дельта реки Волги, поэтому рыба на нашем столе была круглый год. Никогда мама (Руденко Александра) ни жарила рыбу просто так. Очищенный картофель, нарезала кружочками, обжаривала до полуготовности. Затем нарезала кусочками сазана (можно карпа, любую речную рыбу), солила обваливала в муке и жарила тоже до полуготовности. После этого в глубокую сковороду сначала укладывала картофель, посыпала немного солью, сверху укладывала кусочки рыбы, посыпала луком нарезанным кольцами, заливала всё томатом (можно нарезанные, свежие помидоры), посыпала черным молотым перцем и ставила все тушиться на медленный огонь (15 минут). В летнее время блюдо сверху посыпалось зеленью. Обычно это блюдо мама делала по воскресеньям. Она очень любила рыбу и её родители тоже. Дедушка Тихон прожил 80 лет, бабушка Дуня 93 года, а моя мама Александра 82 года.

Теперь с Вами перенесёмся в другой регион нашей страны. Курская область , она является субъектом Российской Федерации , входит в состав Центрального федерального округа . Административный центр - Курск . В области выращивают зерновые, технические, кормовые культуры. Разводят крупный рогатый скот мясомолочного направления, свиней, птицу.

В Курской области мы побываем в поселке Нижний Реутец и познакомимся с семьей Гавриловой Веры Васильевны, сейчас является жительницей нашего замечательного поселка х. Красный Пахарь. Она рассказала о семейной традиции приготовления своего блюда. Вот как это было (с её слов):

«Картофель с курицей и овощами по Курски».

У нас в деревни, которая находиться в Курской области сажали много картошки, поэтому в нашей простой семье блюдо из картофеля считалось традиционным, не один праздник не обходился без приготовления «Картофеля с курицей и овощами по Курски». Готовила в нашей семье его бабушка. Отваривала картофель и делала пюре, затем обжаривала курицу кусочками. В центр широкого блюда укладывала квашеную капусту. Вокруг неё пюре картофельное, а по краям раскладывала кусочки курицы и украшала сладким перцем. Сверху посыпала зеленью. Гаврилова Вера Васильевна вспоминает, что в их многодетной семье, дети росли здоровыми и крепкими.

3. 2. Разработка обучающихся (3-4 класса) своего кулинарного путешествия с родителями, в домашних условиях.

Теперь перейдем к следующему пункту нашего плана. Приглашаем выступить наших участников мероприятия. Обучающее заранее готовят рассказы и фотографии своих любимых блюд, которые делали с родителями у себя дома. После того как ребята выступили подводим итог нашего мероприятия.

4. Подведение итогов внеклассного мероприятия.

Учитель: в ыделяем основные продукты питания, о которых узнали обучающиеся на внеклассном мероприятии.

Ребятам учитель задаёт вопрос : - какие продукты были использованы в блюдах, с которыми мы познакомились сегодня?

Ответ учеников: - это рыба, картофель, капуста, лук репчатый, куриное мясо, помидоры.

Учитель во время всего мероприятия показывает презентацию и рассказывает о полезных свойствах этих продуктах питания для человека (приложение 1).

    Разгадываем кроссворд для закрепления материала (приложение 2).

4.1. Рефлексия:

Ребята Вам понравился наш классный час? Что именно запомнилось? Какие из продуктов у Вас самые любимые?

Ребята я всем Вам желаю быть здоровыми!