Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта В помощь педагогу

Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А.Дистарвег.

Из педагогического словаря Педагогический опыт - активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

ШИРОКИЙ СМЫСЛ УЗКИЙ СМЫСЛ Высокое профессиональное мастерство педагога Элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Рассматривается как новаторство

Коллективный; Групповой; Индивидуальный. Комплексный; Функциональный; Локальный. Зафиксированный; Незафиксированный. ВИДЫ ППО:

Исследовательский; Частично-поисковый; Реальный; Потенциальный Длительный; Кратковременный.

Положительный; Отрицательный. Стихийный; Планомерный.

Результаты мониторинга качества образования; Результаты анализа деятельности детей в ОУ; Заявление самого педагога; Мнение коллег; Мнение детей и родителей; Конкурсы профессионального мастерства. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ППО:

Педагогические задачи; Содержание обучения; Деятельность педагога; Деятельность детей; Материальное оснащение деятельности педагога и детей; Внешние условия, в которых происходит деятельность детей и педагога; Результаты образовательного и воспитательного процесса. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА ППО:

1 Анализ документов Исследование результатов на основе мониторинга 2 Анкетирование Среди коллег и родителей 3 Анализ Выявление компонентов, их взаимосвязь, общие признаки в конкретном опыте 4 Наблюдение Сбор информации 5 Сравнение Сравнение каждого с каждым 6 Метод самооценки Оценивает самого себя, свои возможности, качества, мастерство 7 Диагностика Установление состояния диагностируемых объектов МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ППО:

на уровне учителя; на уровне методиста; на уровне творческой группы; на уровне администрации; на уровне РМО. Уровни работы с ППО:

Самообразование. Самоанализ занятий и мероприятий. Работа с личным творческим планом. Изучение опыта коллег. Взаимопосещение уроков и мероприятий. Оформление «Портфолио учителя». Работа с ППО на уровне учителя:

Семинары. Мастер-классы. Творческие отчеты. Описание и презентация собственного опыта. Педагогические мастерские. Открытые уроки и мероприятия. Презентации детских творческих объединений и коллективов. Работа с ППО на уровне творческой группы:

Педсоветы. Методические дни. Оформление «Портфолио». Научно-практические конференции. Мастер-классы. Составление информационно-педагогического модуля. Аттестация педагогов. Фестивали педагогических идей. Размещение ППО на сайте. Работа с ППО на уровне РМО:

Практический; Методический; Научный ВИДЫ ОБОБЩЕНИЯ:

Логика (соблюдение этапов); Стратегия (на что направлен, цели, ради чего осуществляется); Тактика (подход к организации, осуществлению процесса обобщения); Инструментовка (конкретные приемы, методики, способы обработки и описания материала). ТЕХНОЛОГИЯ ОБОБЩЕНИЯ ППО

Выявление. Изучение. Обобщение. Распространение. Внедрение. Этапы работы с ППО

Титульный лист; Введение: Обоснование актуальности, Значимость и практическая направленность, Основные противоречия, Тема опыта, Идея опыта, Цель опыта, Сведения об авторе, Условия, при которых создавался опыт. СХЕМА ОПИСАНИЯ ППО

Теоретическая база опыта; Анализ литературы, Концептуальная идея. Актуальность и перспективность опыта; Выделить педагогические противоречия, способы их разрешения, Новизна опыта; Адресность опыта; Трудоемкость опыта (трудности использования); Технология опыта (последовательность действий); Результативность опыта (что дает педагогам и детям, возможности использования); Приложение (авторские программы, видеоматериалы, данные о детях, выступления на методических мероприятиях, дидактический материал, планы работы, публикации в СМИ, творческие работы); Презентация опыта.

Аукцион «педагогических идей», Банк педагогического опыта, Защита авторских проектов и разработок, Мастер-класс, Методическая неделя, Научно-методическая и научно-практическая конференция, Общественная презентация, Педагогическая мастерская, Педагогические чтения, Печатные способы распространения, Практикумы, Школа профессионального мастерства ФОРМЫ ОБОБЩЕНИЯ ППО

Описание достаточно известного опыта, Изложение мыслей и выводов общего характера, Не раскрывается система ведущих идей. Отсутствие анализа, Поверхностность в описании, Преобладание эмоционального характера, Не раскрываются пути достижения, Отсутствие взаимосвязи между действиями педагога и детей, Отражены только успехи, Не осмысливаются условия возможного воспроизведения. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:

БЕЗ ЭКСПЕРТИЗЫ ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОСТАНЕТСЯ ОПЫТОМ ДЛЯ ВАС!!!

п роцесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. ДИССЕМИНАЦИЯ - ЭТО

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектно - исследовательская деятельность в обучении младших школьников.

Развивает познавательные навыки и интерес учащихся. Учит самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Развивает критическое и творческое мышление. Учит видеть проблему, сформировать и решить её. Проектно-исследовательская деятельность:

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проектная деятельность - это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Исследовательские работы. Тема: «Наблюдения за птицами в нашей местности в разные времена года» Цель: узнать, какие птицы живут в нашей местности.

Тема: «Снег и лёд» Цель: узнать свойства снега и льда.

Продукты проектных работ. Цель: узнать о своей семье. Тема: «Моя семья»

Проект: «Зимующие птицы в нашей местности». Цель: узнать, какие зимующие птицы живут в нашей местности.

Коми кывйысь проект: « Лэбач йылысь серпаса висьт л ö сь ö д ö м»

Вывод: Проектно-исследовательская деятельность в обучении способствует формированию у детей исследовательские навыки, информационную культуру, развивает лидерские качества, повышает и индивидуализирует обучение. А умение пользоваться новыми современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Педагогический опыт (презентация)

"Система проблемных учебных ситуаций на уроках математики на уровне начального общего образования как средство формирования и развития познавательных (логических) универсальных учебных действий"....

Меня зовут Смолина Юлия Сергеевна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ гимназии № 12.

Как говорил Лев Васильевич Успенский – русский советский писатель, лингвист и филолог: «С самого нежного детства, и сам не знаю почему, я дал себе слово - стать писателем. Именно этот род человеческой деятельности по причинам, которые я затрудняюсь объяснить, представлялся мне вершиной всякого благородства и блаженства».

Учитель по призванию,
Учитель по велению судьбы!

Так же, как и Лев Васильевич Успенский, с самого раннего детства я мечтала стать учителем начальных классов.

Послушайте одну притчу.

Три человека таскают камни.

Что ты делаешь? – спросили первого

Таскаю кирпичи.

А что делаешь ты? – спросили другого

Зарабатываю деньги.

А что ты делаешь? – спросили третьего.

Я строю чудесный храм!...

Я себя в некотором роде тоже ассоциирую со строителем. Только строю чудесный храм знаний для своих учеников.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова», - писал Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

С 2011 года многие учебные заведения работают по новым ФГОС.

Уважаемые коллеги, скажите, что является отличительной особенностью нового стандарта? /главным стали не знания, а умения ими пользоваться/.

Сейчас каждый из нас работает по ФГОС НОО, и ориентир ведём на развитие определенных компетенций. Давайте вспомним каких? /познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие/

Вы правы. Я остановлюсь на коммуникативной компетенции, потому что моя тема по самообразованию: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках».

Доктор филологических наук Владимир Иванович Аннушкин, ведущий радио-уроки русского языка так характеризовал речь: «С одной стороны речь должна быть четкая, ясная, понятная всем, а с другой – речь должна быть оригинальной, привлекательной, метафоричной, носящей новое слово». Долог и нелёгок путь формирования такой речи, но начинается в младшем школьном возрасте и одним из методов формирования речи является учебное диалоговое обучение.

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка.

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Современный учитель обязательно должен заниматься самообразованием. Конфуций сказал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Но как бы мы порой в текучке дел не хотели бы избежать в работе каких-либо новых веяний, по разным причинам нам это не удается. Сама жизнь, наши обычные и необычные дети вносят в нее коррективы, «подталкивают» нас, учителей, к решению ряда проблем разными путями, один из которых - применение новых образовательных технологий.

Уважаемые коллеги, поднимите руку те, кто занимается самообразованием, посещает курсы повышения квалификации. Я и не сомневалась, что каждый из Вас стремится шагать «в ногу со временем» и «расти как педагоги».

Стремление узнать что-то новое в образовательных технологиях и меня привело в 2014 году на курсы повышения квалификации по проблеме «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Благодаря этим курсам, я стала рассматривать особенности учебного диалога как продуктивного учебного сотрудничества, которое рождается при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии.

Тема моего педагогического опыта «Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков».

Почему меня заинтересовала эта тема?

Сегодня мы часто говорим о том, что у детей необходимо развивать универсальные учебные действия, среди которых особенно выделяют коммуникативные навыки.

А что подразумевают под коммуникативными навыками? Давайте вместе это определим. /Под этими навыками подразумевают хорошо развитую речь, умение вести диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать её, принимать чужую точку зрения/
Я до определённого времени была уверена, что формирую у учащихся эти навыки. А как может быть иначе? Ведь я постоянно вела работу по развитию речи, а значит, была уверена, что смогу вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. Но при всём этом я получала следующие результаты: активность учащихся в диалоге была низкой, отсутствовала самостоятельность в суждениях.

Прочитав книгу «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» Сергея Юрьевича Курганова /педагога-исследователя, одного из создателей Школы Диалога Культур/, я поняла, что всё это время развивала речь детей. А нужно было развивать речевую деятельность.

Давайте выясним, в чем отличие развития речи от речевой деятельности. Что входит в понятие «развитие речи»?

/Развитие речи - обогащение словарного запаса; работа над употреблением синонимов, антонимов; обучение построению различных типов текста устных, письменных - описание, рассуждение, повествование/.

А понятие «речевая деятельность»?

/Речевая деятельность - форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения) представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи./

Получается, что наше привычное развитие речи - это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.

Чтобы учащиеся имели развитую речь, умели работать в группе, высказывали свою точку зрения и отстаивали её или принимали чужую точку зрения, нужно учить их вести учебный диалог.

Учебный диалог - это одна из составляющих технологии диалогового обучения.

В основе моего опыта лежат теоретические положения доктора психологических наук, профессора Каминской Маргариты Владимировны о типологии учебного диалога; доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Цукерман Галины Анатольевны об организации учебной работы детей, формирующих умение учиться.

Маргарита Владимировна Каминская различает следующие типы учебного диалога:

Диалог беседа (учитель в роли героя - действователя);

Диалог – диспут (учитель в роли героя – помощника);

Диалог – дискуссия (учитель герой – побудитель).

Данный диалог подразделяется на:

Диалог продуктивного непонимания (диалог оценочного характера);

Диалог продуктивного действия (преобразование действием).

В своей работе я использую диалог продуктивного непонимания. Ставлю такие учебные задачи, которые заставляют детей сомневаться, не принимать всегда на веру слова взрослого или сверстника, спорить с ним, спорить с учебным материалом, который изучается. Иными словами «продуктивно не понимать», оценивать себя – ЧТО и ПОЧЕМУ я не понимаю и не знаю., а затем – диалог продуктивного действия.

Учебную задачу ставлю таким образом, чтобы она помогла ученику выйти за пределы его знаний. А принять учебную задачу - это значит отказаться от старого способа действия, поиск нового.

Чтобы организовать полноценную учебную деятельность, школьники должны систематически решать учебные задачи. В ходе учебных задач и возникает учебный диалог. Учебный диалог можно вести в любом классе на любом предмете. Дети овладевают знаниями через речевую деятельность (внутреннюю или внешнюю), составляющим компонентом, которого является учебный диалог.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Обучение учащихся ведению учебного диалога включает в себя 3 этапа:

1 этап - обучение учащихся постановке вопросов

С этой целью используются задания – ловушки.

Например, в первом классе в период обучения грамоте я использовала задачи, не имеющие решения – из текста «Енот» я зачитала одно высказывание и попросила найти к нему схему и поставить на нее пальчик. Набор схем был записан на отдельных листочках.

Дятел и удод улетели

Конечно, ни одна схема не подходила к данному высказыванию.

Но некоторые дети меня слушали и ставили пальчик или закладку на одну из схем. Другие дети отказались от выполнения этого задания и высказали свою точку зрения о том, что подходящей схемы нет. Для меня было важно, чтобы ученик начал искать новый способ решения задачи. Например, предложить построить новую схему.

Или на уроке математики во 2 классе тема «Сумма и произведение. Знак «*».» Задание: запиши суммы в виде произведения

  • 7+7+7+7
  • 6+5+4+3+2
  • 9+9+5

Дети с легкостью выполнили первый пример, отказались от выполнения второго, а в третьем примере предложили два варианта решения данной задачи: заменить число «5» на «9» или наоборот «9» на «5».

Обучать детей отказу от выполнения невыполнимых заданий хорошо в группе, а не в одиночку.

На уроках так же использую задачи с недостающими данными. Здесь ученики должны не только отказаться от выполнения, но и задать вопрос для выяснения недостающих данных.

Например, такая учебная задача: «Я задумала слово. Оно начинается на букву К. Какой первый звук моего слова?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, так как неизвестна следующая буква. Детям придётся запросить информацию у меня об этой букве, то есть запросить недостающую информацию.

Или еще один пример. При вводе понятия «Буквенные выражения», когда дети только знакомы с понятием «числовые равенства и неравенства», предлагаю такую учебную задачу:

«В левый столбик запиши числовое неравенство, а в правый – числовое равенство».

На доске запись:

  • 5+а=b
  • с>d

Дети должны отказаться от выполнения этого задания и задать вопрос: «Какое числовое значение принимают буквы а, b, с, d?»

Этап обучению детей умению ставить вопросы является для ребёнка мотивирующим.

Эти задания развивают потребность в «умном спрашивании». Возраст учащихся начальных классов самый благоприятный для подхватывания и развития стремления спрашивать. Детская вопросительность мотивированна естественным образом, эту мотивацию нужно укреплять. Я считаю, что современной школе нужны учащиеся не только «хорошо отвечающие», но и «хорошо спрашивающие».

2 этап - обучение учащихся работе в парах, группах

Обучение детей умению работать в парах, группах я начинаю с организации совместных действий. Особое внимание детей обращаю на умение не только слушать друг друга, но и слышать. Пары и группы могут быть постоянного и сменного состава. С 1 класса стараюсь создать атмосферу доверия в паре и группе. Равноправный диалог возможен только в обстановке доброжелательности. Для установления доверительных эмоциональных связей использую различные игры и приёмы. Уже с первых дней учу детей продуктивному взаимодействию друг с другом: учу смотреть друг на друга во время диалога, высказывать свою точку зрения «Я думаю, что..», учу соглашаться или возражать «Я с тобой согласен (не согласен) потому что…», а также учу использовать знаки согласия и несогласия при помощи пальчиков («+», «-»). Практически никогда не спешу оценивать ответы и действия детей, а обращаюсь к учащимся с просьбой оценить ответ товарища. Стараюсь высказывать своё мнение как равноправный участник диалога «Пожалуй, соглашусь с вами! «Мне бы хотелось уточнить…» и др. При обучении детей умению работать в парах и группах внимательно наблюдаю за взаимодействием детей, выделяю удачные и конфликтные способы построения взаимодействия. Прошу детей, работавших наиболее слаженно. продемонстрировать свой стиль работы. Постепенно, вместе с учащимися выстраиваются правила работы в группе, последовательность работы. Учащиеся рассказывают, что им понравилось в работе пары (группы), что они хотели бы использовать в работе своих групп. Для меня важно на этом этапе разобрать ход взаимодействия в группе или паре.

Приведу пример из своей практики работы в парах.

1. При обучении грамоте тема «Буква В, звуки в,в,» под картинками дан звуковой разбор слов.

Я утверждаю, что автор в этом задании что-то перепутал и нужно исправить ошибку. Задача детей: в паре обсудить звуковой разбор слов, проговорить их, вспомнить работу каждой буквы. В итоге дети пришли к выводу, что автор ничего не перепутал и моё утверждение было неверным.

А сейчас приведу фрагмент из урока литературного чтения в 1 классе, когда одновременно используется работа в парах и группе.
Произведение «Лесная школа», я прочитала текст, в конце не дочитав последнее предложение. Предложила ребятам догадаться, что написал автор в пропущенной мною строке.

Разделила класс на две части. Первая часть работала в парах в диалоговом учебном сотрудничестве, а вторая «преобразилась в данных героев» и один из учеников побывал в роли учёного грача.

Выслушав мнения в парах, которые, конечно же, разделились, и мнение в группе, я зачитала конец произведения. Попросила детей проанализировать, почему в некоторых парах не отгадали задумку автора, не поняли его замысел. А вот групповая работа была более удачной, так как в ней дети побывали в игровой ситуации и «сопереживали» с учителем-грачем.

3 этап - обучение учащихся ведению групповой и общеклассной дискуссии

Этот этап будет хорошо реализоваться в 3 и 4 классах, когда многие учебные задачи учащиеся вполне способны решать самостоятельно. На данный момент я могу кратко рассказать об этом этапе только теоретически.

Класс целесообразно делить на группы детей, которые не сидят рядом. Так как рядом сидящие дети и без того много общаются и сотрудничают между собой.

В каждой группе собираются ученики с разным уровнем знаний, с разным темпераментом и характером, которые заданную проблему рассматривают с разных точек зрения. Тем самым появляется возможность самореализации каждого ученика.

Вся работа над проблемой «Учебный диалог как средство формирования коммуникативных навыков» должна проводиться поэтапно, так как содержание каждого следующего этапа обучения входит в содержание предыдущего, но на более высоком уровне. Сейчас я работаю над 2 этапом – обучаю учащихся работать в парах и группах. Моя задача – развивать мышление ребенка, чтобы дети видели проблему в изучении нового, вступали в спор, отстаивали свою точку зрения, переосмысливали и выдавали свои решения данной проблемы.

Своё выступление мне хочется закончить словами одной притчи.

Учитель, давая наставления своему ученику, спросил его:

Понял ли ты?

Понял, - ответил ученик.

Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоем лице, а не твой ответ.

Я желаю всем, чтобы
Конкурс как праздник гостем нежданным
Снова зимою в окно постучал.
В каждом мгновении, взлёте, падении,
К сердцу ребёнка искали ключи.




Теоретическое обоснование педагогического опыта: Подходов и принципов научной школы, которой соответствует концепция педагогического опыта Представление целей и задач педагогической деятельности автора опыта Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям образовательной практики.



Социальные условия применения: обобщенные характеристики субъектов образовательной деятельности: -возрастные, индивидуальные особенности, способности и возможности учащихся -категории педагогов, способных к восприятию и принятию концептуальной идеи опыта региональные и культурно-исторические характеристики временные и пространственные возможности реализации идеи социальные, педагогические, материальные и другие условия обучения и воспитания, характеристики возможных социальных партнеров.


Соответствие запросам общества и государства: обозначение границ ответственности педагога за смысловую составляющую своих мыслей и действий и ее соотнесенность с теми или иными ценностями, разделяемыми отдельными индивидами, группами людей (сообществами), обществом в целом – Гражданская позиция


Практическая реализация по: - содержания образования; - способов организации увп; - форм, методов и средств увр в соответствии с поставленными целями и задачами - алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя. - приемов стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.


Модель ожидаемого результата пед. деятельности: новообразования личности обучающегося: -знания и представления, умения и навыки -способы и методы деятельности -ценностные ориентации, относящиеся к той предметной области, которая составляет содержательную основу по.






Критерии оценки презентации педагогического опыта 1. Презентативность Умение полно и убедительно представить взаимосвязь личностной и профессиональной педагогической позиции с условиями педагогической деятельности 2. Контекстность проблемы по Умение выявить противоречия в собственной педагогической деятельности как источник возникновения проблемы. Умение сформулировать и раскрыть проблему педагогического опыта.


Критерии оценки презентации педагогического опыта 3. Концептуальность Связь по с определённой научной школой. Представление целей и задач, их реалистичность и прогностичность, соответствие социальным и образовательным потребностям 4. Транслируемость Форма тиражирования педагогического опыта в педагогическом сообществе, включающая механизмы, условия внедрения, распространения и диссеминации.


Критерии оценки презентации педагогического опыта 5. Технологичность Социопрактическая соотнесенность педагогической идеи Ценностно-смысловая соотнесенность педагогической идеи Полнота и оптимальность представленных способов организации, технологий, алгоритмов, приёмов Наличие нормативной модели новообразований личности учащегося как ожидаемого результата

Презентация к уроку по теме: Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Ананьева Людмила Юрьевна

Преподаватель психолого-педагогических дисциплин

ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного процесса

Студенты II курса специальности 050146 Преподавание в начальных классах



«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»

К.Д. Ушинский


Означает высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат.


Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности.


Учителя - новаторы

С.Н. Лысенкова

Ш.А. Амонашвили



Этапы работы с передовым педагогическим опытом:

1. Выявление

2. Изучение

3. Обобщение

4. Распространение

5. Внедрение


Уровни работы с передовым педагогическим опытом

На уровне учителя;

На уровне руководителя ШМО;

На уровне творческой группы;

На уровне администрации школы и т.д.


Критерии (показатели) передового педагогического опыта

1. Актуальность

2. Высокая результативность.

2. Научная обоснованность

3. Творческая новизна

5. Сокращение затрат времени на достижение высоких результатов


Этапы изучение и обобщения передового педагогического опыта

I этап


I этап - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности с другой.


II этап - поисковая работа (выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе).


III этап - составление

развернутой программы

изучения и обобщения опыта.


IV этап - работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала и его описание.


V этап - осмысление описанного опыта (сравнение и анализ фактов, выявление взаимосвязи между ними, выяснение характера зависимости педагогического процесса от конкретных условий).


VI этап - оформление материала в виде доклада, статьи, методической разработки, рекомендаций, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.


Методика обобщения и распространения передового педагогического опыта

Организационные единицы

Формы

Методические объединения

Методы

Открытые занятия

Научно-педагогический семинар

Проблемная лаборатория

Наблюдения

Научно-практическая конференция

Школа передового опыта

Совет педагогов

Анкетирование

Педагогические чтения

Школа педагогического мастерства

Анализ документации

Педагогическая выставка

Спецкурс

Хронометрирование

Диспуты и дискуссии

Самообразование

Семинарские занятия

Практикумы

Консультации


Представление передового педагогического опыта с использованием ИКТ

Презентации;

Web-страницы;

Медиаресурсы;

Сетевые сообщества;









Литература

1. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода.// Педагогика. – 2005,№5. – с.39-44.

2. Попова И.Н. Обобщение передового педагогического опыта. // Завуч,2006,№6. – с.113-116.

3. Рулевская Л.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта. // Методист,2007,№3. – с.26-27.

4. Старикова В.С. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. – 2006,№5. – с.27-30.

5. Строкова Т. Мониторинг педагогических нововведений. // Директор школы. – 2006,№6. – с.34-43

6. Файн Т. Выявление, изучение и представление педагогического опыта. // Практика административной работы в школе. – 2005,№7. – с.6-9.


Практическая работа студента ПНК – 206

Важинской Анны

Презентация педагогического опыта

Преподавателя истории

Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»

Лукьяновой Елены Ивановны



Передовой педагогический опыт

Это эффективный опыт,

позволяющий достигать хороших

результатов в учебно -

воспитательной работе при

сравнительно невысоких затратах

сил, средств и времени.



Визитная карточка

Лукьянова Елена Ивановна

Преподаватель истории в ГАПОУ СО«ЭКПТ»

Образование – высшее. Окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского, специальность «История», историк, преподаватель истории.

Педагогический стаж – 19 лет.

Стаж работы в колледже – 19 лет.


Лауреат областного конкурса «Лучший преподаватель системы СПО – 2007» в номинации «Лучшее эссе», дипломат конкурса «Преподаватель года 2007» Приволжского федерального округа.

В 2011 г. награждена Почетной грамотой Минобрнауки Российской Федерации.

Повышение квалификации: 2008 г. Саратовский филиал ГОУ ВПО Сибирского государственного технологического университета по программе «Проблемы управления качеством в профессиональном образовании».


Педагогическое кредо

«Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времён»


  • Применение информационных технологий;
  • Применение проблемного вида обучение;
  • На учебных занятиях используется индивидуальный подход к каждому студенту;

Тиражирование

педагогического опыта