После рождения ребенок быстро растет, увеличиваются масса и длина, площадь поверхности тела.

Рост человека продолжается в течение первых 20-22 лет его жизни. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 70 лет) в связи с изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стоп длина тела ежегодно уменьшается на 1,0-1,5 см.

К концу первого года жизни ребенка длина тела увеличивается на 21-25 см. Периоды раннего и первого детства (1 год - 7 лет) характеризуются быстрым снижением скорости роста.

В начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12-16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков равна в среднем 5,8 см, у девочек - около 5,7 см. У девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков - в 13-16 лет, затем рост замедляется.

Масса тела человека к 5-6-му месяцу удваивается, утраивается к концу 1-го года и увеличивается примерно в 4 раза к 2 годам после рождения. Увеличение длины и массы тела происходит примерно с одинаковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек - на 13-м, а у мальчиков - на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20-25 лет, а затем стабилизируется и обычно не изменяется до 40-46 лет. Считается важным и физически оправданным сохранять массу тела в пределах цифр 19-20-летнего возраста.

За последние 100-150 лет наблюдается ускорение морфофункционального развития и созревания всего организма у детей и подростков (акселерация). Это ускорение в большей степени проявляется в экономически развитых странах. Так, масса тела новорожденных за столетие возросла в среднем на 100-300 г, годовалых - на 1500-2000 г. На 5 см возросла длина тела. Длина тела детей в периоды второго детства и у подростков увеличивается на 10-15 см, а у взрослых мужчин - на 6-8 см. Сократилось время, в течение которого возрастает длина тела человека. В конце XIX в. рост продолжался до 23-26 лет, в конце XX в. у мужчин рост тела в длину происходит до 20-22 лет, а у женщин - до 18-20 лет. Ускорилось прорезывание молочных и постоянных зубов. Быстрее происходят психическое развитие, половое созревание. В конце XX в. по сравнению с его началом средний возраст менархе снизился с 16,5 года до 12-13 лет, а наступление менопаузы происходит не в 43 года - 45 лет, а в 48-50 лет.

После рождения, в период продолжающегося роста человека, в каждом возрастном периоде отмечаются морфофункциональные особенности.

У новорожденного голова округлая, большая, шея и грудь короткие - Живот длинный; ноги короткие - руки длинные. Окружность головы на 1-2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Грудная клетка бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен мыс. Кости, образующие тазовую кость, еще не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Длина кишечника у новорожденного в 2 раза больше длины тела, у взрослого - в 4-4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13-14 %, а у взрослого человека - около 2 % от массы тела. Большими размерами у новорожденного отличаются надпочечники и тимус.

В грудном возрасте (10 дней-1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-го месяца начинается прорезывание молочных зубов. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства (1-3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление»: увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2-3-го года жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу этого периода достигает 1100-1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, днях недели. В раннем и в первом детстве (4-7 лет) половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены. С 6-7 лет начинается прорезывание постоянных зубов.

В период второго детства (8-12 лет) вновь преобладает рост тела в ширину. К концу этого периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. Прогрессирует психическое развитие. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У девочек в 8-9 лет начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез, происходит оволосение лобка. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5-0,7 см.

В подростковом возрасте (12-16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах. Увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, увеличиваются размеры таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член. Вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают молочные железы. К концу подросткового периода (15-16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу. Пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции (непроизвольные семяизвержения).

В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст (16-21 год) совпадает с периодом созревания организма. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте (22 года - 60 лет) изменяется мало, а в пожилом (61-74 года) и старческом (75-90 лет) прослеживается характерная для этих возрастных периодов перестройка, которую изучает специальная наука геронтология (от греч. gerontos - старик). Временные границы старения имеют широкие пределы у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходят снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Мужчину от женщины отличают половые признаки. Они делятся на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, молочных желез, изменение голоса и др.).

Грудной возраст (1-й год жизни). Первый месяц жизни называется периодом новорожденности. Большую часть суток ребенок спит, а его поза напоминает положение плода в матке. Уход за новорожденным требует соблюдения особой чистоты, поддержания температуры воздуха не ниже 20 °С и строгого соблюдения времени кормления. Несоблюдение режима кормления нарушает сон, приводит к расстройству пищеварения. Гармоничное развитие обеспечивается кормлением грудным молоком. С двухмесячного возраста необходимы овощные и фруктовые соки и прикормки легко перевариваемой пищей.
Изменения в двигательной сфере. В конце первого месяца жизни ребенок начинает распрямлять ножки, на б-й неделе поднимает и удерживает головку, в 6 месяцев сидит, в конце 1-го года делает попытку ходить.
Изменения психики. На 2-м месяце ребенок начинает улыбаться, к 4-му брать в рот игрушки и различать взрослых. После 6 месяцев ребенок реагирует сложным поведением на присутствие матери, начинает понимать ее речь.
В грудном возрасте дети особенно восприимчивы к воздействию внешней среды. В этот период им необходимы активные движения. Они способствуют развитию мышц и костей, улучшают кровообращение, обеспечение организма кислородом и питательными веществами, нормализуют и тренируют деятельность нервной системы. Эффективным средством закаливания является свежий воздух и водные процедуры. Они усиливают обмен веществ, защитные функции крови, регулируют функции нервной системы. Хорошее физическое и психическое развитие обеспечивается рациональным режимом жизни.
Раннее детство - период от 1 года до 3 лет. В это время ребенок быстро растет, переходит на питание обычной пи-Щей, у него появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира. Ребенок начинает ходить, говорить, манипулирует различными предметами. У него появляется много двигательных навыков.
Дошкольный период- от 3 до 7 лет. Это период максимальной любознательности ребенка, когда он становится «почемучкой». В это время у ребенка еще продолжает интенсивно расти мозг и окончательно формируется речь. Его умственное развитие происходит в процессе игр. Они спо-
собствуют развитию воображения, фантазии, побуждают его к творчеству. Подвижные игры совершенствуют мышечный аппарат. 5-6 лет - это та возрастная граница, после которой, если начинать с нуля, нельзя добиться овладения речью.
Школьный период - от 7 до 17 лет - это время перестройки всех органов и систем развивающегося организма. Поступление в школу, необходимость соблюдения школьной дисциплины, процесс овладения знаниями - это серьезный и тяжелый труд. В школе ребенок сталкивается с влиянием коллектива. Все это способствует его гармоничному умственному и физическому развитию.
С 11 лет ребенка называют подростком. В этом возрасте усиливается выработка половых гормонов, что и вызывает процесс перестройки. У мальчиков развивается мускулатура спины и груди, растет масса тела, уменьшается толщина подкожного жира, формируется брюшной тип дыхания за счет сокращения мышц диафрагмы, развиваются вторичные половые признаки и возникают ночные поллюции - извержения семени из мочеиспускательного канала.
У девочек в этот период, наряду с развитием мышечной системы, увеличивается подкожно-жировой слой, формируется грудной тип дыхания за счет сокращения межреберных мышц, развиваются вторичные половые признаки и начинаются менструальные циклы - кровотечения из матки, возникающие через равные промежутки времени. Они связаны с тем, что в женском организме периодически созревает по одной яйцеклетке и, если она не будет оплодотворена, возникает менструация.
В подростковом периоде кора надпочечников выделяет особенно много гормонов, что поддерживает состояние высокой активности. Возникающее напряжение снижается спортивными играми и другими видами активной деятельности. В это время происходит становление характера и нравственное формирование личности.
В 17 лет развитие организма не кончается. Разграничивают физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость - этап полового созревания организма. Срок ее достижения зависит от наследственных факторов, климата и особенностей организма.

Различают следующие периоды постэмбрионального развития ребенка: период новорожденности, грудной период, раннее детство (ясельный период), дошкольный и школьный периоды. Формирование организма заканчивается к 22–25 годам.
- Период новорожденности (первые 4 недели жизни). Поза новорожденного напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Наиболее гармонично ребенок развивается при естественном грудном вскармливании.
- Грудной период (с 5-й недели до конца 1-го года жизни). В двигательной системе ребенка происходит много изменений: в конце 1-го месяца жизни он пытается распрямить ножки, на 6-й неделе поднимает и удерживает головку, на 6-м месяце сидит, в конце 1-го года жизни пытается делать первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На 2-м месяце он улыбается при виде ярких предметов, при появлении матери, к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. К концу 1-го года жизни ребенок начинает понимать многие фразы родителей.
- Период раннего детства (от 1 до 3 лет). У ребенка активно развиваются двигательные навыки. Он начинает ходить, овладевает различными способами манипулирования предметами. В этот период у ребенка появляется стремление к познанию мира, тяга к самоутверждению.
- Дошкольный период (от 3 до 6 лет). Дети проявляют огромный интерес к окружающему миру – это стадия вопросов, или «почемучный» возраст. Для развития мышления, речи и трудовой деятельности особенно важен период от 2 до 4 лет. Если он упущен, то возникает отставание психического и физического развития.
- Школьный период (от 6 до 17–18 лет), включающий период полового созревания. Происходит качественное изменение всей деятельности человека. Школьники младших классов медленно и с трудом выполняют сложные и точные движения. Окончательное формирование двигательной деятельности заканчивается к 18 годам. Физиологической особенностью сердечно-сосудистой системы подростка является отставание роста сосудов (их поперечного сечения) от роста сердца, что нередко приводит к расстройствам кровообращения, возникают головокружение, повышенное кровяное давление, нарушения работы сердца. Особенно сильно это проявляется в период полового созревания: у подростков увеличивается возбудимость, возникает повышенная раздражительность, наблюдается расстройство сна. Усиленное выделение гормонов поддерживает в организме состояние высокой активности. Происходят серьезные изменения в строении и функционировании организма. К 18 годам большинство физиологических функций молодого человека приближается по показателям к функциям взрослого.

В результате эмбриональной стадии онтогенеза образуется организм, претерпевающий после рождения дальнейший рост и развитие. Различают два вида постэмбрионального развития: НЕПРЯМОЕ (с превращением) и ПРЯМОЕ , которые представлены на схеме главных этапов онтогенеза:

Элементарные представления об особенностях прямого и непрямого развития можно получить, прочитав учебник.

Достаточно изложен материал об индивидуальном развитии человека. Особое внимание необходимо уделить влиянию никотина и алкоголя на процессы онтогенеза.

Запомните:

1. под влиянием алкоголя могут возникать нарушения в хромосомном аппарате половых клеток, что ведет к рождению неполноценного потомства (дети воскресенья);

2. пьянство матери может привести к рождению младенцев с поражениями как внутренних органов так и нервной системы.

Можно предложить для обсуждения проблемы возрастной периодизации. При изучении периодов постэмбрионального развития человека посмотрите, что положено в основу возрастной периодизации. Обратите внимание на явление акселерации у подростков во второй половине 20 века. Какие существуют гипотезы, объясняющие это явление

С момента образования зиготы начинается онтогенез (от греч. on (ontos) - сущее и genesis - рождение), или индивидуальное развитие организма, которое заканчивается смертью. В онтогенезе Многоклеточных животных выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца. Как же из одной клетки - зиготы формируется многоклеточный организм? Познакомимся с этим процессом на примере формирования зародыша у хордовых животных.

Эмбриональный период развития включает дробление зиготы, гаструлу, образование органов. На первом этапе зигота делится путем митоза. При этом сначала возникают две одинаковые клетки, потом - четыре и т.д. Клетки быстро делятся, но не растут. Число их увеличивается, а размеры уменьшаются. Этот процесс называют дроблением. Дробление заканчивается образованием небольшого полого пузырька - бластулы (от греч. blast - росток), который состоит из одного слоя клеток.

На следующей стадии образуется двуслойный зародыш - гаструла (от греч. gaster - желудок). Внутренний слой формируется за счет миграции части клеток или впячивания стенки внутрь полости пузырька. Наружный и внутренний слои клеток называют зародышевыми листками. Наружный листок - эктодерма (от греч. ectos - вне, снаружи и derma - кожа), внутренний - эндотерма (от греч. entos - внутри и derma).

На следующей стадии между эктодермой и энтодермой закладывается третий зародышевой листок - мезодерма (от греч. mesos - средний и derma). Из каждого зародышевого листка развиваются определенные органы и системы органов: из эктодермы - нервная система, органы чувств, кожа; из мезодермы - хорда, скелет, мышцы, кровеносная, выделительная, половая системы; из энтодермы - эпителий кишечника, пищеварительные железы, легкие.

Зародыш многоклеточного 1000 организма в своем развитии как бы повторяет этапы развития своего вида. Это хорошо видно на зародыше млекопитающего, который в ходе эмбрионального развития как бы проходит стадии развития своих предков: одноклеточных, двухслойных, кишечнополостных и т.д. Эти данные свидетельствуют о родстве высокоорганизованных и просто организованных животных, позволяют проследить ход эволюции.

Зародыш млекопитающих, в том числе и человека, очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. На развитие зародыша влияют вещества, которые он получает с кровью матери. Например, каждая выкуренная матерью сигарета уменьшает снабжение зародыша кислородом на 10%. Еще не созревшая печень плода не может справиться с поступающими в организм ядовитыми веществами, и они накапливаются в его тканях. Алкоголь, употребляемый матерью, концентрируется в крови плода и достигает 70% от его содержания в крови матери. Особенно плохо влияет алкоголь на центральную нервную систему (ЦНС) будущего ребенка. Чем это объясняется? Ученые считают, что ЦНС в ходе эволюции возникла сравнительно недавно и ее клетки очень чувствительны к недостатку кислорода. Алкоголь тормозит развитие клеток больших полушарий мозга. Вот почему при употреблении алкоголя родителями около 80% новорожденных оказываются с дефектами умственного развития. Сильное воздействие оказывают на плод поступающие в его кровь наркотические вещества. Еще не родившиеся дети наркоманов становятся зависимыми от наркотиков. После рождения они плохо развивается и нуждаются в особом медицинском наблюдении и уходе.

Постэмбриональное развитие. Наступает после рождения или выхода зародыша из яйца и заканчивается смертью организма. Типы постэмбрионального развития разнообразны и протекают в несколько стадий. У рыбы из икринки появляется малек, который растет и превращается во взрослую особь. В развитии человека выделяют следующие периоды: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Каждый период характеризуется рядом изменений в организме.

Различают прямое и непрямое постэмбриональное развитие. При прямом развитии вновь появившийся организм по строению похож на родительский и отличается от него только размерами и неполным развитием органов. Прямое развитие свойственно человеку и другим млекопитающим, птицам, пресмыкающимся, некоторым насекомым.

При непрямом развитии животное проходит ряд превращений. Так, у насекомых из яйца появляется личинка, строение которой отличается от строения взрослого животного. Затем личинка превращается в куколку, а куколка - во взрослую форму. Непрямое развитие характерно и для земноводных.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.